Семь необычных историй об уникальных иконах Божией Матери

В Церкви более 700 образов Богородицы, и многие возникли благодаря чуду
Почему в Великой лавре на Афоне нет эконома
Главной среди афонских обителей была и остаётся знаменитая лавра Святого Афанасия, или Великая лавра, которая находится на юго-востоке полуострова. Её основал в X веке монах Афанасий Афонский. Есть у этого монастыря примечательная особенность. В отличие от других обителей здесь отсутствует должность эконома, то есть управляющего хозяйственными делами. Выполняет эти функции подэконом, или помощник управляющего. Но чей же он помощник?
Икона Божией Матери «Домостроительница», также Экономисса

Понять это поможет история главной реликвии монастыря — чудотворной иконы «Экономисса» (греч. «домостроительница»). Этот уникальный образ был написан в память о явлении Божией Матери преподобному Афанасию Афонскому. Событие произошло после тяжкого испытания, постигшего основанный им монастырь. Из-за сильного голода обитель покинули все насельники, последним это сделал и сам старец-игумен…

В поисках нового пристанища он вдруг увидел таинственную Незнакомку, которая шла ему навстречу под воздушным голубым покрывалом. Она стала расспрашивать Афанасия о том, что случилось, и пообещала ему, что если он вернётся обратно, то его обитель будет процветать, а сама Она навсегда останется её Экономиссой. В подтверждение этих слов тут же случилось чудо: из камня забил источник воды.

Вернувшись в монастырь, игумен обнаружил, что все его кладовые наполнены, а вскоре вернулась братия. С тех пор в обители вместо эконома есть только помощник Экономиссы. До сего дня действует и святой источник на месте явления Богоматери.

«Она шла медленно, а мы вслед еле бегом поспевали»
Икону «Одигитрия Вяземская ратная», на которой воины Красной армии изображены в плащ-палатках и с крестами, как мученики, благословил написать уже в наше время, в 2009 году, насельник Троице-Сергиевой лавры схиархимандрит Михаил (Балаев).

Отец Михаил сам воевал под Вязьмой, и от сослуживцев узнал о том, как явление в этих местах Богородицы чудом спасло им жизнь. Осенью 1941 года в немецкое окружение попали пять армий, из миллиона солдат из страшного котла под Вязьмой смогли выйти лишь 85 тысяч.

Для прорыва тогда определили несколько точек: задача была рассеять внимание неприятеля и постараться, чтобы хоть один проход удался. Солдат, который рассказывал об этом отцу Михаилу, вспоминал, что, когда выходили по реке Курьяновке, все видели, как над верхушками деревьев шла Женщина…

«Мы лежали в окопах недалеко от Богородицкого, на вечер был назначен прорыв немецкой линии. Огонь с немецкой стороны не прекращался — казалось, голову от земли поднять невозможно. Вдруг видим, откуда-то появилась Женщина не очень высокого роста, в тёмной одежде — то ли накидка на ней, то ли широкий плащ. Пошла по кустарнику и как бы рукой звала за собой. Пригнувшись, мы побежали за ней, но не все: может, другие её не видели. Пробежали так километров пять. Она вроде бы шла медленно, а мы еле за ней поспевали. Потом Она стала подниматься в небо и удалилась, а мы остановились, поняв, что бой идёт уже за нашими спинами. Так и вышли из окружения».

Те, кто видел это явление, поняли, что это была Богородица: попытка прорыва была предпринята 14 октября 1941 года — в праздник Покрова Богородицы. Сейчас образ «Одигитрия Вяземская ратная» находится в Спасо-Богородицком Одигитриевском женском монастыре под Вязьмой.

Молитвы у смертельного водоворота
Уже в наши дни был не один случай, когда с иконой «Спасительница утопающих» человек знакомился раньше, чем видел её воочию. Происходило такое в самых экстремальных ситуациях: утопающий спасался чудесным образом, а в последний момент, уже теряя силы, вдруг ловил на себе необыкновенный взор, который придавал ему необходимые силы. И потом находил этот взор на иконе, о которой прежде ничего не знал.

А началось всё у села Леньков Черниговской области Украины. Здесь на реке Десне находился водоворот, который затягивал не только людей, но даже огромные баржи. В 1751 году у этого гибельного места была обретена икона Пресвятой Богородицы. Верующие поставили образ сначала на горе напротив водоворота, а затем построили тут Богородичную церковь.

С тех пор плывущие на судах по реке Десне, подходя к опасному месту, стали останавливаться и заходить в церковь, чтобы помолиться перед чудотворной иконой о благополучном путешествии. С явлением иконы Богоматери число трагических происшествий в пучине близ Ленькова резко снизилось, а потом их и вовсе не стало.

Спасительные чудеса этого образа продолжаются и по сей день.

Из чердака —на вершину
Необычное название иконы «Тучная Гора» связано с необычной историей. Оригинален и внешний вид образа: в правой руке Богородицы находится небольшая гора с храмом на вершине, который благословляет Богомладенец. А слово «тучный» здесь значит «плодородный», «густой», «благодатный».

Впервые об этой иконе упоминается в XVII веке: тверской строитель Косма Волчанинов проводил с бригадой ремонт в одном из монастырей города, и настоятель предложил ему выбрать себе в подарок какой-нибудь монастырский образ. Косме приглянулась одна Богородичная икона, он завещал своим детям почитать её как святыню и передать в храм, если в его роду не останется больше наследников. Однако уже внук Космы забыл об этом наказе и вынес икону на чердак.

Вскоре после этого невестка, которую муж всячески притеснял, решила покончить с жизнью и уже вышла на задний двор, как вдруг туда же с улицы зашёл неизвестный инок. Он попросил женщину вернуться в дом, найти на чердаке икону, помолиться Божией Матери. «Тогда жить тебе будет хорошо и покойно», — сказал инок и скрылся. Взволнованная невестка обо всём рассказала домашним, на чердаке нашли указанную икону. После молебна перед ней всё семейство зажило в мире.

Когда же прервался по мужской линии род Волчаниновых, икону отдали в Смоленскую церковь, находившуюся на самой высокой точке Твери, «на горе». В дни сильных наводнений в этом месте издавна спасались со своим имуществом горожане. Теперь же небесная Хозяйка горы защищала отсюда людей от всех бед.

После закрытия храма в советское время икона была утрачена. Сейчас в Твери хранится её чтимый список, написанный в 1994 году.

«Аз сплю, а сердце Мое бдит»
Икона с редким названием «Недремлющее Око» была известна на Руси в двух вариантах. И оба древних чудотворных образа находились в Ярославской области: один — в монастырской привокзальной часовне в Рыбинске, другой — в Богоявленском монастыре в Угличе. Причём обе иконы были пожертвованы в XIX веке горожанами.

Про Рыбинский образ известно, что он был написан в Византии, предположительно в XIII веке. Происхождение Угличского таинственно. А вот чудотворения совершались и у одного, и у другого образа. Судьба икон переплелась удивительным образом. После закрытия многих храмов и монастырей в 20-30-х годах XX века икона из Углича, как и многие другие святыни приволжских городов, хранилась в Толгском монастыре. В наши дни икона была перенесена из Введенского собора этого монастыря в Спасо-Преображенский собор города Рыбинска. Таким образом на сегодня оба списка с иконы Божией матери «Недремлющее Око» оказались в одном соборе.

Ну а в названии символически отражено то, что Божия Матерь всегда неусыпно печётся о спасении людей. Об этом же говорит и надпись под Её изображением — цитата из Библии: «Аз сплю, а сердце Мое бдит».

Одну икону вырезали из коры, другую нашли на дубе
С самого основания Свято-Покровского монастыря на Красной горке в Полтавской епархии в XVII веке иконы Богородицы появлялись здесь весьма необычно. Первую вырезал из коры монах. Она и называлась поэтому Корецкой. Но настоящим чудом стало явление Дубенской иконы. Как можно понять из названия, её обнаружили в кроне раскидистого дуба, который рос у монастыря.

Это событие запечатлел неизвестный художник на двери одной из монастырских келий. На картине изображён монах, преклонивший колена перед образом в ветвях дуба… Так оно и было. Прежде чем снять икону с дерева, братия долго молилась, испрашивая на это благословение Богородицы. Затем образ был перенесён в монастырский храм и стал главной святыней обители.

Икона прославилась многими чудесами. А бесследно исчезла уже после Великой Отечественной войны. Возможно, она попала под бомбёжку во время эвакуации музейных фондов или же образ был отдан в частные руки.

Но тем не менее чудеса с Дубенским образом не закончились. Уже в 2004 году в монастырь неожиданно для всех был доставлен чудотворный список с этого образа 1864 года, обнаруженный кем-то в заброшенном доме в окрестностях Вологды…

Сергей СТЕФАНОВ; "Крестовский Мост"

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
1
Почитание Богородицы в Православии:

У нецерковных людей почитание Пресвятой Богородицы уже не одно столетие вызывает немало недоумений. Многие укоряют православных христиан чуть ли не в идолопоклонстве, а большинство протестантов и вовсе отказываются чтить Деву Марию.

На многие из этих вопросов уже ответил святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867) – один из виднейших богословов и святых XIX века.

Христиане так почитают Богородицу, потому что Дева Мария произвела на свет Самого Бога. Она стала единственным в истории мира человеком, в которого вселился Сам Творец мира. Дева, зачав и родив Бога и человека в одном лице, соделалась Матерью Бога в точном смысле, потому что рожденный ею был Бог, хотя вместе и был человек. Дева, соделавшись Матерью Бога, уже естественно соделалась Госпожою, Царицею и Владычицею всей разумной твари, земной и небесной; но вместе с сим и она пребывает тем, что было сотворено Богом, и рабою Сына и Бога своего. Родив Жертву за все человечество, она родила эту Жертву и за себя, как принадлежащая к человечеству. Сын ее есть Бог, Творец, Господь, Искупитель и Спаситель.

Такое приятие в себя Бога, очевидно, есть единственное качество, исключительное, беспримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для святых ангелов, принадлежащее одной Богоматери. Как Богочеловек для общества спасающихся избранников заменил Собою Адама и соделался их родоначальником, так Божия Матерь заменила для них собою Еву, соделалась их матерью. Как Богочеловек есть Царь Небесный, Царь всех человеков и ангелов, так Богоматерь есть Царица небесная, Царица и человеков и ангелов.

Богородица почитается превыше всех святых человеков как по той причине, что стала Матерью Богочеловека, так и по той причине, что она была самою постоянною, самою внимательною слышательницею и исполнительницею учения, возвещенного Богочеловеком. Первое из этих достоинств запечатлено вторым, а потому достоинство Божией Матери соделалось величайшим достоинством. Святое Евангелие свидетельствует о Богоматери: “А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем” (Лк;2:19)».

Личная заслуга Пресвятой Девы состоит в том, что она приготовила себя для принятия Спасителя. Таков был ее личный, свободно принятый подвиг. Чистота ее жизни, глубочайшая любовь, полное самоотречение и абсолютная верность Богу – все это не встречалось ни в одном из праведников ветхозаветной древности в такой степени.

Христиане обращаются к Богородице как к Матери, потому что Сам Господь, во время Своих крестных страданий, усыновил стоявшего у Креста апостола Иоанна Богослова своей Матери, а в лице ученика – и всех членов Церкви. Господь обращается к предстоящей Ему Богоматери, вводит ее в права относительно человечества. Он объявляет ее Матерью возлюбленного ученика, а в нем и всего обновленного человечества (Ин 19:26-27).

Богоматерь в третий день по блаженном успении своем воскресла и ныне жительствует на Небесах душою и телом. И не только жительствует – она царствует на Небесах. Она как Матерь Царя Небесного объявлена Царицею Небесною, Царицею и святых Ангелов и святых человеков. Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем ангелам и архангелам, говорит им: “молите Бога о нас”, и лишь к одной Богоматери она употребляет слова: “спаси нас”.

А вот что писали о Божией Матери писали люди, лично видевшие Её.

Дионисий Ареопагит, нарочно приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы видеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу:
«Свидетельствуюсь Богом, что, кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятыя Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если б у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Святой Амвросий так описывает Богородицу: «Она постоянно в чтении Святого Писания и неутомима в трудах, никого Она не обидела, желая всем добра; никем, хотя бы убогим, не гнушаясь, ни над кем не смеясь, но всё, что видела, покрывала Своею любовью. Из уст Её никогда не исходило слова, не приносившего благодати...»

Свидетельство Епифания и Никифора: «Матерь Божия говорила очень мало и только о необходимом и добром; к каждому Она относилась с должным уважением; с каждым человеком вела соответствующую беседу, не смеясь, не возмущаясь, тем более не гневаясь... В Ней не было никакой гордости, во всём — простота, без малейшего притворства...»

Игнатий Богоносец, архиепископ Антиохийский, бывший, по преданию, тем самым отроком, которого взял на руки Христос, говоря: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не можете войти в царствие небесное», — в своём послании пишет: «Матерь Божия радостна в бедах и гонениях, не скорбит в нищете и недостатках, не только не гневается на причиняющих Ей обиды, но ещё благодетельствует им при радостных событиях. Она кротка. Она милосердна к бедным, оказывая им помощь сколько может. Враждующим на нашу веру Она противостоит с твёрдостью. И сколь Она смиренна, когда законники иудейские и фарисеи смеются над Ней!»
В своем письме к Иоанну Богослову он отмечает: «Много жен у нас только о том и думают, как бы проехать к вам, чтобы видеть Матерь Иисусову. Достойные доверия люди поведали нам, что в Ней, по Ее великой святыне, человеческое естество кажется соединенным с ангельским. И все такие слухи возбудили в нас безмерное желание видеть это небесное чудо»…

Обращаемые к вере апостолами, с проповедью обходившими вселенную, новые христиане стремились видеть Богоматерь, Которая одним Своим видом свидетельствовала о том, что Родившийся от Нее был воплотившийся Бог.
https://stihi.ru/2019/10/13/8681

Песнопения Пресвятой Богородице:

Гимн Пресвятой Богородице «Марие, Дево Чистая...»:

«Царице моя Преблагая, надежда моя Богородица…»:

Иеромонах Роман. «Станем пред Царицею Небесною...»:
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites