Ярославль - Столица Золотого кольца России

На центральной площади Ярославля возвышается памятник основателю города, святому благоверному князю Ярославу Мудрому. В одной руке он держит опущенный меч, в другой — макет города. Это князь-созидатель. Опущенный меч символизирует миролюбие и в то же время готовность дать отпор врагам. Именно таким мы знаем князя Ярослава по его житию.

Легенда об основании города гласит, что будущий великий киевский князь Ярослав Владимирович, будучи еще князем Ростова Великого, объезжал однажды свои владения и встретил в местечке, где сливаются две реки Волга и приток ее Которосль, неизвестное племя язычников. Недружелюбно встретили аборигены князя и напустили на него свирепую медведицу. Не испугался князь и поверг зверя секирой. И тогда покорились язычники князю. А он решил здесь основать город с крепостью, чтобы суда с разным товаром свободно могли ходить по Волге, чтобы развивались здесь промыслы и ремесла. Город нарекли в честь основателя Ярославлем.
Памятник Ярославу Мудрому. Скульптор Комов О. К.

Имея весьма выгодное в стратегическом отношении географическое положение, город стал опорным пунктом княжеской власти и форпостом распространения христианства на Северо-Востоке Руси. Уже в XII-XIII веках Ярославль стал одним из наиболее развитых городов Руси, крупным центром торговли и ремесла. Высокого уровня достигли металлообработка, гончарное производство, строительное дело. Купцы вели оживленную торговлю с другими русскими землями, прежде всего с Новгородом и Псковом. Прочные деловые отношения установились со странами Востока и Запада, в особенности со Скандинавией — город упоминается в скандинавских сагах. Ярославль стал центром транзитной торговли, через регион по Волжско-Каспийскому пути шли товары из Северной Европы и с Востока, восточные купцы были частыми гостями в Ярославском крае.

Ярославль развивался не только как торгово-ремесленный, но и как культурный центр. Развитие книжности, распространение просвещения и высокий уровень грамотности в различных социальных слоях населения, возникновение местного летописания, формирование традиций зодчества и живописи предопределили экономический и культурный расцвет волжского города.

Ярославские правители являлись соратниками Великих князей Московских как во внутриполитической, так и внешнеполитической борьбе. Одними из первых ярославцы откликнулись на призыв московского князя Дмитрия Донского, приняв участие в Куликовской битве. Сражение с войском хана Мамая знаменовало собой начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига и объединения русских земель. В середине 1463 году Ярославское княжество влилось в состав централизованного Московского государства.
Памятник-стела «Клятва князя Пожарского». Художник Нестеренко В.И.

В XV веке при присоединении к Московскому государству городу была отведена почетная роль «государевой отчины». В XVII веке московские цари в духовных грамотах завещали Ярославль с волостями прямым наследникам престола. Сюда в случае опасности перевозили государственную казну.

В начале XVII века Ярославль сыграл ключевую роль в событиях Смутного времени, став центром борьбы с иноземными захватчиками. В 1609 году город героически выдержал осаду польско-литовских интервентов. В 1612 году Ярославль выполнял функции временной столицы России: здесь расположилось народное Ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В Ярославле были созданы высшие органы государственной власти: созван «Совет всея земли», организованы приказы — общероссийские органы территориального и отраслевого управления, построен монетный двор. В «Совет всея земли» вошли представители дворянства, посадских людей, казаков, стрельцов, пушкарей. Ярославль — столица Ополчения — стал центром, из которого исходили идеи национального единения русских земель. За время пребывания на ярославской земле Ополчение выросло с трех тысяч человек до двадцати тысяч. Накопив силы и получив финансовую поддержку ярославских купцов, оно пошло на Москву и освободило столицу. Ярославль стал оплотом русской государственности: здесь нашли свое воплощение идеи национального единения, легитимной власти, защиты государственных интересов. Здесь русский народ ощутил себя единой нацией.

Избрание на царство законного монарха — Михаила Романова — положило начало восстановлению страны после Смутного времени. По восшествии на престол царь не забыл о заслугах ярославцев, в дальнейшем оказывая городу содействие и поддержку.

В «ожерелье» русских городов вокруг Москвы, получившем красивое название «Золотое кольцо России», Ярославль часто сравнивают с неповторимой красоты жемчужиной. Город по праву входит в сокровищницу мирового культурного наследия. Расцвет Ярославского зодчества начался в XVI-XVII веках, и связано это было с бурными темпами развития города как крупнейшего торгового, промышленного, транспортного центра страны, его возросшим политическим авторитетом после преодоления Смуты. Ярославль того времени был вторым по величине городом России после Москвы. В это время проявился самобытный характер его архитектуры: обилие декора, соборный, величественный тип храмов, грандиозность стенных росписей, особая торжественность икон. Восхищающая своими фресками церковь Ильи Пророка, уникальный 15-купольный храм Иоанна Предтечи встали в один ряд с произведениями мировой архитектуры.
Храм Иоанна Предтечи, XVII век

Первые каменные жилые дома города — ценнейшие памятники российского гражданского зодчества. Центральная часть Ярославля, построенная по утвержденному Екатериной Великой регулярному плану 1778 года, является замечательным образцом градостроительного искусства эпохи классицизма. Строения в стиле модерн рубежа XIX-XX столетий — настоящие архитектурные жемчужины городского пейзажа. Радиально-кольцевая застройка города сохранилась до наших дней и стала настоящей «изюминкой» градостроения не только Ярославля, но и всей России.

На протяжении всей своей истории Ярославль принимал деятельное участие в защите родной земли от внешних врагов. Заслуги ярославцев перед Отечеством, их героические подвиги в переломные моменты истории являются достойным примером для нынешних поколений, воспитывая в гражданах чувство гордости и патриотизма.

Ярославль — центр Ярославско-Ростовской епархии с более чем тысячелетней историей. Епархия всегда была известна подвижниками: трое архиереев, возглавлявших ее в разные периоды истории, были посвящены в сан Патриарха Московского и Всея Руси, восемь причислены к лику святых. Многие имена, священные для россиян, связаны с ярославской землей: святитель Леонтий Ростовский, один из первых проповедников христианства на Руси; высоко чтимый россиянами преподобный Сергий Радонежский; защитники Отечества — благоверный князь Александр Невский и адмирал Федор Ушаков и многие, многие другие.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites