Крестный ход.... преступление на почве ненависти?

Зайдя на сайт Информационно-аналитического центра "СОВА", рупора правозащитников, в рубрике "Расизм и ксенофобия" и теме "Проявления расизма и радикального национализма"(Цитата: "В этой теме отражаются преступления на почве ненависти (идентифицируемые нами с достаточной степенью уверенности) и все заметные акции радикальных националистов.") можно найти новость о "Крестном русском ходе-2011"(название оставлено без изменений). Речь идет о пятом крестном ходе по Бульварному кольцу, по древним фундаментам Белого города 4 ноября 2011 г.

22 октября (4 ноября) 2006 года Общественная организация "Бородино-2012" , Движение "Народный Собор" и др. решили возобновить традицию проведения крестных ходов с иконой Казанской вокруг Бульварного кольца в целях молитвенной защиты исторической части столицы.Крестные ходы начинаются и завершаются на Пушкинской (Страстной) площади, где в течение пяти последних лет проходят Крестные ходы и возносятся молитвы за восстановление Страстного монастыря. С 2007 г. крестоходцам стали чиниться препятствия, в 2008 г. руководитель Общественной организации "Бородино-2012" Г.П.Сальников был задержан ОМОН. Последние три крестных хода с Божией помощью были проведены, хотя официально их проведение властями не разрешено, несмотря на многочисленные обращения православных.

Историческая справка:

Победа России над силами Смуты нашла отражение во многих памятниках истории и культуры. Среди них – Казанский собор на Красной площади, часовня- усыпальница князя Пожарского в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, памятник Минину и Пожарскому, стоящий ныне напротив храма Василия Блаженного, но ранее находившийся в другой позиции, ближе к центру Красной площади.

Российская Смута ХХ века не пощадила многие памятники и символы победы над предыдущей Смутой: были разрушены Казанский собор и усыпальница Пожарского. Собор ныне восстановлен, усыпальницу собираются восстановить к октябрю 2009 года.

Но кроме вещественных памятников и символов победы 1612-1613 годов есть и символы иного порядка, символы богослужебные, в которых зримо соединяются земная история и Божественный Промысел, события из жизни земной Церкви и Царства обретают высший смысл для Церкви Торжествующей и Царствия Небесного. Важнейшим символом такого рода является чинопоследование праздника Казанской иконы Божией Матери 22 октября, оформившееся в 1635-1649 годах, согласно распоряжению Патриархов Филарета, Иоасафа и Никона, князя Дмитрия Михайловича Пожарского, Царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Предшественником этого чинопоследования стало особенное общегородское богослужение в Москве 27 ноября 1612 года. Тогда впервые за многие месяцы москвичи и бойцы ополчения смогли помолиться одновременно и перед чудотворной Казанской иконой Божией Матери, и перед чудотворной Владимирской иконой, которую с крестным ходом вынес из освобождённого Кремля архиепископ Элассонский Святитель Арсений.

Крестный ход с Казанской иконой Богоматери в Москве. 22 октября 1635 г.

На гравюре:

Крестный ход с иконой Казанской Богоматери в Москве. 22 октября 1635. Гравюра из книги А. Олеария "Описание путешествия в Московию…". Середина 1630-х – первая половина 1640-х гг.

Через несколько лет по просьбе князя Дмитрия Пожарского Патриарх Филарет благословил совершать 22 октября крестный ход из Успенского собора Кремля в домовую церковь князя Пожарского – Введенский храм на Большой Лубянке, построенный в 1514-1518 годах, где находилась чудотворная Казанская икона, бывшая при ополчении. Первое подробное описание этого хода было составлено в 1635 году Адамом Олеарием.

"22 октября русские устроили большую, видную процессию к церкви, находящейся в городе недалеко от обыкновенного посольского двора. Тут участвовали и патриарх, и великий князь. Можно было видеть следующее:

Путь от Кремля до церкви был уложен досками, спереди шло много продавцов восковых свеч и несколько человек, которые мели улицу метлами. Далее шла самая процессия. Спереди шел человек с умывательным тазом и полотенцем. Далее несли три красных с белым знамени, почти вроде штандартов. Затем – 61 поп в церковных облачениях. Четырех херувимов несли на длинных палках. Фонарь, также укрепленный на палке. Далее следовали 40 попов. Крест с шарами на концах, утвержденный на палках, дважды крестообразно сложенных; его несли 8 попов. За ним шли 100 попов и монахов, каждый нес икону. Особенно большая икона, которую несли два челов[ека]; она была завешена. Затем следовали 40 попов. Затем опять несли икону, обвешанную многими жемчужинами; ее несли три челов[ека]. За нею опять икона. Четыре попа шли с пением. Опять икона. Впрочем, все иконы были живописной работы и ни одной не было резной. Обсаженный алмазами крест, длиною более четверти локтя, на блюде. Две горящих свечи. Далее шел патриарх в драгоценном святительском одеянии, под голубым балдахином. Два челов[ека] вели его под руки.

Перед ним и по обе стороны шли более 50 попов и монахов. За ними шел его царское величество пешком, под красным балдахином, сопровождаемый своими боярами и князьями. За ним два челов[ека] несли красный стул. Лошадь великого князя вели под уздцы. В самом конце две белые лошади везли сани. В такой процессии они отправились в вышеуказанную церковь, которая была построена и служила местом для ежегодных процессий…"

[1].

Как считает известный специалист по истории древнерусской культуры А.Л. Щенникова, этот крестный ход относился к числу "Больших", наиболее важных священных шествий в первопрестольной столице [2]. В 1636 году был освящён Казанский собор, построенный Дмитрием Михайловичем Пожарским в память победы над смутой и в честь заступничества Божией Матери, явленного по молитвам князя и ополченцев и выразившегося в освобождении Китай-города 22 октября 1612 года, а затем и Кремля.

Казанскую икону Богородицы торжественно перенесли в новопостроенный собор, князь Пожарский нес ее на руках с Лубянки на Красную площадь.

Храмовым праздником нового собора и стал день 22 октября, когда служилась литургия и совершался крестный ход из Успенского собора в Казанский.

По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла "по градам" – по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.

Не была забыта и церковь Введения Божией Матери во Храм на Лубянке: Патриарх распорядился проводить крестный ход и туда также 22 октября, а царь Михаил Федорович накануне праздника ездил в Введенскую церковь к вечерне.

В 1649 г. Царь Алексей Михайлович, обрадованный рождением сына Димитрия (канун праздника, 21 октября 1648 г.), установил день 22 октября праздновать по всей стране.

Вплоть до 1917 года в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах в этот день совершались Литургии, молебны и крестные ходы.

После прихода к власти большевиков крестные ходы стали запрещаться. В 1924 году снесли Введенскую церковь на Лубянке, а в 1936 году – Казанский собор на Красной площади.

В 1990-1993 годах Казанский собор был восстановлен, затем был оформлен порядок Богослужений в Кремлёвских соборах. Однако возрождение древней московской традиции – Большого крестного хода из Успенского собора в Казанский – так и не состоялось.

P.S.

В данный момент деятельность Центра «СОВА» осуществляется при поддержке Национального фонда за демократию (National Endowment for Democracy), Фонда помощи Института "Открытое общество" (Open Society Institute) и средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации № 300-рп от 8 мая 2010 г.

Использованы: материалы сайта РОО "Бородино-2012" http://borodino2012.net/, статья Алексея Поповкина на http://rusk.ru/st.php?idar=113503,Фильм студии православных фильмов во имя св.ап.Иоанна Богослова http://www.pravfilm.nxt.ru/.

Комментарии (3)

Всего: 3 комментария
#1 | Вера В. »» | 15.11.2011 22:37
  
4
Говорить о том, что наши власти становятся все доброжелательнее к Крестным ходам, особенно на Казанскую, не приходится. Мы должны понимать, что ситуация меняется и уже не секрет как. Мы же не слепые все.
Крестный ход это не шествие, не акция, и не показуха. Не является целью Крестного хода – привлечение внимания к какой-либо проблеме.
Бывает, что и без священника Крестный ход идет, он в конце молебен отслужит. В такое время живем.
Крестный ход это усиленная молитва и соборное прошение о насущном. Нечисть разбегается, вот какая сила у Крестного хода.
  
#2 | Сергей И. »» | 16.11.2011 10:55
  
2
Фашизофрения - болезненная реакция инородных элементов на народное выздоровление. Похоже, этим психическим расстройством сейчас страдают осовевшие борцы за демократию.
#3 | Борис »» | 16.11.2011 12:34
  
2
Верно Вера подметила,что нечисть разбегается боясь Благодати Божией на Крестном Ходе почивающей,вот и воет и лает из всех подворотень и щелей в которых нашли себе пристанище,не обращать на них внимания да и всё,слава Богу,Матери Божией и всем Святым за помощь велию нам многогрешным!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites