Беседа христианина с мусульманином об истине Пресвятой Троицы


Увы, мы часто не умеем разъяснить ни себе, ни другим самых важных мест православного учения. Между тем необходимость в этом в наши дни очень велика. Многие тянутся к вере. И настораживаются, когда на самые насущные вопросы получают путаные ответы.

С этой проблемой Русская Церковь столкнулась всерьез в XIX веке, пытаясь обращать ко Христу мусульман, язычников, буддистов. Учебники по богословию и для коренных-то русаков были сложны. Как же пересказать их подчас неграмотным людям, принадлежащим к чужой культуре? И вот оказалось, что попытки найти простые доходчивые слова нас самих обогащают.

Одну из таких попыток предпринял в свое время и митрополит Антоний (Храповицкий), авторитетнейший архиерей в дореволюционной России, учитель, наставник целой плеяды наших архипастырей.

Его рассказ, который мы сегодня публикуем, посвящен учению о Пресвятой Троице, полемике двух христиан со старым татарским муллой. От этого диалога мы можем получить двойную пользу. Во-первых, принять к сведению приведенные в ней аргументы. Во-вторых, поучиться, как следует добродушно говорить с человеком, который не разделяет наших убеждений.


Ибрагим, старый татарский мулла, был хороший знакомый псаломщику Ивану Федотовичу, который умел прекрасно говорить по-татарски; они часто рассуждали о вере и спорили, какая вера лучше – татарская или русская. Однажды после долгого спора Ибрагим сказал:

– Ты умный человек, и если бы ты согласился прочитать наш Коран, то, наверно, сделался бы добрым магометанином.

– А я тебе хотел сказать, что ты очень добрый человек, – отвечал псаломщик, – и если бы ты узнал нашу веру, если бы прочитал Новый Завет, то полюбил бы христианство и принял крещение.

– Знаешь что, – воскликнул мулла, – дай мне твой Новый Завет, а я тебе дам Коран. Назначим 40 дней сроку, чтобы нам узнать новую книгу чужой веры, а до того времени не будем говорить о вере ни слова и даже видеться друг с другом небудем.

Как сказали, так и сделали. Иван Федорович начал читать Коран, а Ибрагим Гасанов – Новый Завет. Хотелось им при встрече друг с другом поговорить, но, помня свои зароки, они расходились молча, и только на сороковой день Ибрагим рано утром пришел к псаломщику с книгой. Щеки его горели, и глаза блестели: он хотел говорить о Евангелии и о Посланиях апостольских, но удержал себя и спросил псаломщика:

– Понравился ли тебе Коран?

– Многое понравилось, – отвечал псаломщик, – но это я знал и раньше из христианских книг, которые написаны до Магомета и из которых Магомет научился. Не правда ли, ты все это читал в Новом Завете?

– Читал, но ведь Магомет учил еще многому, кроме того, что ты сказал.

– А все, что Магомет говорил сверх Нового Завета, мне не понравилось, – отвечал псаломщик, – но, если я начну говорить об этом, ты рассердишься, а лучше ты обрадуй меня, расскажи, что тебе понравилось в христианской вере.

– Мне почти все понравилось, – отвечал мулла, – я жалею, что раньше не читал ваши книги. Ты знаешь, я прямой человек и не люблю лукавить, как другие, а потому хоть и тяжело мне признаться, но скажу тебе как доброму человеку по секрету от моих жен и приятелей, что когда я читал слова Иисуса о прощении врагов и любви к Богу, то я плакал от радости и целовал книгу; а когда прочитал о подвигах апостола Павла в Деяниях, то дал себе слово больше никогда не проклинать его, как делал раньше. Но всe-таки я не могу быть христианином. Вот ты сказал, что Магомет ничего доброго не прибавил к христианской вере, а я скажу: хотя многое доброе он убавил, но и прибавил одно доброе, лучше сказать, исправил вашу веру в одном правиле. Он сказал, что Бог один, а вы учите, что богов три: Отец, и Сын, и Святой Дух.

Федотович замахал руками и воскликнул:

– Как тебе не стыдно клеветать на нас! Пусть, – прибавил он спокойнее, – пусть такие глупости говорят ваши невежды-торговцы или те хитрецы, которые, рассуждая о вере, не истины ищут, а стараются обмануть простых людей. А ты ведь не напрасно называешь себя прямым человеком; ну, скажи, где же ты прочитал в Новом Завете о трех богах? Ведь Иисус Христос прямо говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога».

– Так, так, – отвечал Ибрагим. – И много других есть изречений в Новом Завете о единстве Божием, а по другим изречениям выходит, что и Иисус есть Бог, Святой Дух – Бог; значит, три Бога?

– Поговорим об этих изречениях подробнее, – сказал Федотович. – Я, по крайней мере, вижу, что ты всe-таки читал мою Книгу, а поэтому я успокоился. Итак, ты согласен с тем, что в Евангелии Иисус Христос признается Богом?

– Знаю, зачем ты меня об этом спрашиваешь: прежде, со слов наших старых мулл, я говорил, что в Евангелии Иисус не признает Себя Богом и что это выдумали позднейшие христиане, начиная с апостола Павла. Теперь, прочитав Евангелие, я знаю, что в нем изложена та же самая вера, которую проповедовал Павел и которую вы содержите, потому что если Иисус и не сказал ни разу прямо: «Я Бог», то всe-таки давал всем понять, что Он Бог, потому что говорит: «Я и Отец одно», «прежде нежели был Авраам, Я есмь».

– Ах, как мне радостно слышать слова евангельские их твоих уст! – воскликнул снова псаломщик Федотович с радостью. – Как рад я, что ты больше не будешь обвинять апостола Павла и христиан в искажении Евангелия.

– Напрасно радуешься, – ответил мулла, – пока я думал, что учение о Троице выдумали христиане, я не считал Евангелие учением многобожников, а теперь, хотя полюбил твое Евангелие больше прежнего и, прибавлю по секрету, больше нашего Корана, но вижу, что наравне с самыми святыми истинами о жизни оно содержит учение о трех богах.

Псаломщик опять заволновался:

– Да ведь сам же ты привел слова Нового Завета о единстве Божием.

– Да тем хуже, что Завет ваш сам себе противоречит: сколько ни говори, что Бог един, но если у Бога есть еще Сын, то будет два бога, а если есть еще Дух Святой, Который не Отец и не Сын, то уже выйдет три бога, а не один.

Когда мулла говорил эти слова, то к говорящим подошел сгорбленный старичок-странник, одетый очень бедно, в лаптях, в широкой шляпе, опираясь на простую палку. Он поклонился сидевшим на бревнах собеседникам и, видимо, готовился попросить у псаломщика гостеприимства, но, услышав последние слова татарина, вдруг встрепенулся, вытянулся во весь свой рост и обратился к Ибрагиму с вопросом:

– А ты Евангелие прочитал?

– Да, – сказал тот, – и Евангелие, и Послания.

– Слава Богу, – вздохнул странник, – уже за одно это скажу тебе, что ты хороший человек.

– А ты, старик, какой человек? – спросил мулла, удивляясь его смелости и не зная, сердиться ли ему, или смеяться. – Меня хорошим вся деревня называет, а твою похвалу, пожалуй, назад возьми: тебе Федотович и так даст кусок хлеба и ночлег.

– Да, я и голоден, и спать хочу, – сказал старик, – и человек самый худой, но Спаситель мой, Христос, лучше всех, и для Его славы, и для спасения твоей души я готов не спать всю ночь и не есть, если только ты согласишься один час поговорить со мною о Пресвятой Троице.

Мулла с удивлением посмотрел на этого нищего, которого бледное лицо разгоралось, а глаза устремлялись к небу.

– Зачем тебе голодать, – сказал он, – вижу, что ты человек благочестивый, пойдем все трое ко мне, подкрепимся пищей и послушаем тебя.

Когда они вошли в дом, то две жены муллы с удивлением посматривали из-за занавески на вошедшего нищего – Федотовича они и раньше часто видели у своего господина и ему не удивлялись.

Приняв пищу вместе с гостями, мулла обратился к гостю-старику:

– Дед, я догадался, о чем ты будешь говорить мне, но я это слышал уже от его сына-семинариста (он указал на псаломщика). Ты, наверно, скажешь, что Бог один, но в Нем три личности, и три эти личности составляют одно, как в солнце свет и теплота или во рту человека дыхание и слово, а человек один. Только мне эти сравнения показались пустыми: я сам могу назвать тебе много вещей, которые состояли из отдельных частей, а все части составляют одно; вот и стол: у него четыре ножки и пятая – доска, а стол один; только это всe не к делу.

– Отчего же не к делу!? – воскликнул Иван Федотович.

– Потому что – то вещи, а то живые существа. Вот найди мне, чтоб две курицы составили одну птицу, или три льва – одного зверя, или три человека – одного. Это ты мне никогда не покажешь: всe будет три человека, а не один, и богов у вас три, а не один.

– А если покажу? – тихо спросил старик.

– Если покажешь, – воскликнул мулла, – то я обещаю быть христианином и крещусь! Только ты никогда мне этого не покажешь, – прибавил он торопливо и еще громче, потому что услышал сердитый кашель за занавесками.

– Никогда ты мне этого не покажешь и христианином я не буду, а, скорее, тебя обращу в ислам, – снова заговорил он громко. – Пойдем продолжать нашу беседу на улицу, а здесь пусть убирают со стола.

Федотович взялся за шапку и шепнул мулле:

– Однако у тебя сердитые жены, уйдем от них поскорее.

Усевшись по-прежнему на бревнах, мулла засмеялся и сказал:

– Вот не могу научиться вашему терпению к жене. Всякое непослушание или вмешательство в мой разговор со стороны жен меня так сердит, что не будь вас, я бы проучил их. Ваш Павел говорит, что муж и жена одно тело, а я так себя чувствую, что как будто я – свет, а они – темнота, я – тепло, а они – холод; где я, там нет им места, а как они забирают место, так меня теснят. Ну да Бог с ними, говори, буду слушать.

– Нет, – отвечал старик, – говори ты сам, а я буду тебя спрашивать, чтобы не моя, а твоя душа сказала истину. Скажи мне прежде, всегда ли ты одинаково чувствуешь свою борьбу с женами за преобладание в доме? Потом скажи, со всеми ли людьми ты такую борьбу чувствуешь, как будто вы друг друга вытесняете с места, или с некоторыми хуже чувствуешь, а с некоторыми лучше?

Мулла немного помолчал, а потом ответил:

– Конечно, чувства мои к женам бывают разные; когда рассердишься, то, кажется, на целом свете нам тесно втроем; когда бываешь спокоен, то они мне не мешают, ну а ведь особенной нужды в них я тоже не чувствую – мне 65 лет, да им под 60 лет, нам не до нежностей: прошло наше время.

– Пусть будет так, – сказал странник. – Теперь скажи мне, не чувствуешь ли ты иногда нужду в том, чтобы жены были близко от тебя, не для удовольствий, а для сердечной беседы, особенно, когда на долгое время уйдешь от них?

– Ну, конечно, иногда и соскучусь по своим старухам, – отвечал Ибрагим, – только мы ведь хотели говорить о Боге, а не о женах.

– Дойдем и до Бога, – был ответ странника, и лицо его озарилось кроткой улыбкой. – Скажи мне еще, мулла, кого ты любишь, кроме жен? Есть у тебя дети?

– Есть милый сын мой, в Казани учится, и красавец какой! Ах, как мне скучно бывает, если долго не вижу его; теперь ожидаю его к себе со дня на день. Он такой ласковый мальчик, и хотя гораздо ученее меня, но всe не хочет обидеть старика своим превосходством и спрашивает моих объяснений, а того не понимает, глупый мальчик, что я сам вижу, насколько он умней меня, и радуюсь этому, а еще больше радуюсь, что вижу его смирение и желание уступить мне. Была у меня еще дочка, да умерла, бедная.

– Скажи теперь, добрый мулла, – продолжал старик свои вопросы, – для сына и для тебя везде довольно места, и вы не мешаете друг другу, как мешают тебе жены?

Лицо муллы озарилось блаженной улыбкой.

– Что ты говоришь мне! – воскликнул он. – Да если бы мы были среди моря на маленьком камне, то нам было бы не тесно: мы бы и там уступали место друг другу, и каждый из нас готов бы броситься в воду, чтобы спасся другой.

– Видишь, мулла, – сказал странник, – не всегда и не все люди мешают друг другу. Не расскажешь ли ты нам, бывают ли такие минуты, когда и с женами ты так же дружен бываешь, как с сыном?

Мулла продолжал говорить уже как бы не для странника, а самому себе, отдаваясь голосу своего сердца.

– О, да, только это бывает во время общей грусти, когда мы вспоминаем о нашей бедной Фатиме. Это была такая добрая, кроткая душа, что обе жены мои любили ее одинаково; так любили ее, что и Соломон-Царь не мог бы отгадать, кто из двух жен была ее матерью. Добрая душа умершей дочери только о том и старалась, чтобы в доме был мир, и когда мы ладили, она прыгала от радости, точно ей сто рублей подарили.

– Еще будь добр, скажи мне, когда ты сам бываешь ближе к истине, тогда ли, когда ссоришься с женами за преобладание в доме, или вспоминаешь с ними о дочери?

– Ну, что и спрашивать об этом, – засмеялся Ибрагим, – в ссорах нет ничего хорошего, а одна только глупость. А когда мы говорим с женами о Фатиме и поплачем с ними, то я вижу, что и я не злой человек, и они – добрые бабы, а потом, смотришь, опять шайтан пройдет и спутает нам головы, и мы мучаем друг друга бранью, точно забываем, что это глупо и жестоко. А когда снова вспомним Фатиму, то я по лицам старух читаю их мысли; да и сам думаю о том же.

Да, наша добрая Фатима, Бог лишил нас твоего присутствия, но мы когда говорим о тебе, то у нас у трех бывает как бы одна душа, потому что всe злое уходит от нас, а остается только доброе; мы даже чувствуем все трое, о чем каждый из нас думает; нам даже иногда кажется, что и Фатима сидит среди нас и улыбается нашему единодушию.

Странник взял муллу за руки и сказал:

– Мулла, ты больше не скажешь, что невозможно двум или трем существам стать одним! Не твои ли были сейчас слова, что одна душа и одни мысли бывают у вас всех трех?

Мулла встрепенулся:

– Ты поймал меня на словах, хитрый старик! – воскликнул он, но без гнева, а, напротив, улыбаясь. Потом опустил голову и заговорил медленно: «Да, я узнал что-то новое и от тебя, и от самого себя; ты умный и хороший человек. Скажи только мне сам потолковее, что следует из моих признаний».

– Изволь, – кротко и радостно заговорил странник. – Из твоих признаний выходит, что люди потому только не могут верить в то, что три Лица Святой Троицы составляют одно Божественное существо, что они, враждуя друг с другом, думают, будто всякий человек или вообще всякое живое существо противно другому и мешает ему, так что не может один и другой быть одним существом.

Выходит дальше, что борьба людей слабеет, когда они не поддаются шайтану, который их ссорит. Тогда они чувствуют любовь друг к другу и им не тесно, а радостно бывает вместе.

Теперь скажи: если даже для нас, грешных людей, бывают такие минуты просветления, когда всякая рознь исчезает между нами, то не больше ли еще сознают всегда Свое единство Отец, и Сын, и Святый Дух? И если ты и родные твои в самые разумные часы твоей жизни чувствуете единство души, то зачем называешь ложным наше учение, что Отец, и Сын, и Дух Святой – один Бог, а не три бога?

Слушая эти новые для себя слова, мулла широко открыл глаза и даже рот от изумления; долго не мог он ничего говорить и тер лоб рукой.

– Постой, еще одно слово, – заговорил он наконец, – ведь по-твоему выходит, что не только Бог может быть один и в то же время троичен, но и мы, люди, можем быть такими. А ведь мы все – не одно. Пусть мне иногда кажется, что душа моя сливается с другими, кого я люблю. Но ведь я не всех люблю, да и те, кого я люблю, всe-таки остаются отдельными существами.

– Друг мой! – сказал в ответ старик, всe смягчая свой голос. – Ведь ты сам сказал, что твое единство с другими ты чувствуешь не тогда, когда заблуждаешься, а, напротив, когда бываешь настоящим разумным человеком. Если это с тобой бывает не часто, а с другими почти никогда, то разве этим мы измеряем истину? Ведь все люди постоянно грешат, а всe-таки мы оба с тобой скажем, что грешить неразумно, что справедлива только добродетель, хотя и редко встретишь ее на земле.

– Хорошие слова ты говоришь, – задумчиво прервал его речь Ибрагим, – но трудно поверить мне, чтобы душа моя могла сродниться со всеми людьми, даже с врагами.


И тут в разговор вмешался псаломщик:
– А разве тебе не понравилось учение Иисуса Христа, что ближний наш есть не только всякий наш родственник или друг, но и всякий вообще человек?

– О, конечно, понравилось, особенно полюбилась мне притча Иисуса о милосердном самарянине: увидел он врага своего еврея, брошенного разбойниками чуть живым, слез с осла и обмыл раны больного, и привез в город в гостиницу, а сам шел пешком. Да, этот самарянин был родной для всех. И я согласился признать, что чем лучше и умнее человек, тем больше он людей считает себе друзьями. Но ведь это одни чувства. Все добрые и злые люди всe-таки отдельно жили, каждый в своем теле, как и мы живем теперь отдельно.

– Да, – отвечал странник, – по-видимому, пока отдельно, потому что мы ограничены телом. Но от тела освобождаются люди после смерти, а по воскресении они приобретают такие тела, как Христос воскресший: для этих тел нет препятствий и в пространстве, потому что они быстро переносятся с места на место, они проходят и через стену, и через воздух, как сказано в Евангелии.

– Итак, по-твоему, выходит, – заговорил снова мулла, – что когда люди освободятся от тела и от всякого греха, то они будут одним человеком, оставаясь отдельными личностями? Вот найди мне такое изречение в Священном Писании, тогда я поверю, что и учение о Троице ты правильно мне изъяснил.

– На это уже я сумею ответить, – воскликнул радостно псаломщик, тоже с удивлением слушавший странника. – Апостол Павел повествует, как обращавшиеся ко Христу, дотоле враждебные между собой, греки и иудеи, стали все вместе одним человеком.

То же говорит и святой Григорий Нисский, поучая нас, что человечество одно, а различны только личности. Так в человечестве, которое ограничено и греховно, а в Божестве, где все Лица бестелесны и неограниченны, нет никакого разделения, «но один воистину Бог наш».

Лицо муллы горело и радостью, и борьбой; он сказал, задыхаясь от волнения:

– Я не знаю св. Григория – приведи мне такие слова Иисуса, из которых я бы увидел, что любовь и разум среди людей должны восторжествовать с такой силой, что они будут одно в своем множестве; тогда я уверую во Св. Троицу.

Говоря так, Ибрагим вскочил на ноги:

– О, тогда я пойму, почему христиане так дорожат своей Троицей! Я пойму, что верить в единство Отца и Сына нужно для того, чтобы не поддаваться нашему общему разделению на земле, а ожидать лучшей жизни, потому что уже если в Боге истинном существует множественность в единстве, то нам ли сомневаться в том, что и наше разделение может кончиться, и мы, подобно триединому Богу, будем едино, как Он! Найди мне такие слова в Евангелии или в Новом Завете, – воскликнул он снова, – и я буду дорожить учением о вашей Троице больше всех прочих слов Иисуса.

– Вот эти слова, – торжественно сказал Иван Федотович, раскрывая Новый Завет, возвращенный ему сегодня муллой. – Слушай, какой молитвой заключил Иисус Христос Свои прощальные наставления ученикам: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино; – да уверует мир, что Ты послал Меня».

Федотович начал важным и торжественным голосом, но при словах «да уверует мир» голос у него оборвался от умиленных слез, и он, плача, продолжал читать: «Да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня».

Глаза Ибрагима были орошены слезами:

– Но мой сын, мои жены! – воскликнул он, закрывая лицо руками.

Вдруг он почувствовал, что кто-то нежно прикасается к его рукам, покрывая их поцелуями.

– Твой сын давно в душе христианин, – услышал он голос своих жен, – и молится, чтобы ты позволил ему креститься и вместе бы крестился с ним.

– Господин наш, – сказали они. – Мы слушали всю беседу твою с этими добрыми людьми и хотя не всe поняли, что слышали, но видели, что они тебе сказали слово Божие. Твоя вера будет и наша вера; в христианском законе не бывает двух жен, но мы будем тебе сестрами и слугами, только не оставляй нас.

Мулла заплакал от радости и в первый раз в жизни совершил на себе крестное знамение.

– Будь нашим крестным отцом, – говорил он Ивану Федотовичу, пожимая его руку, – а тебе, святой человек, – обратился он к страннику, – позволь поклониться до земли по христианскому обычаю!

...К удивлению муллы, странника уже не было среди них. Сначала мулла подумал, что старик на время отошел от них и попросил псаломщика привести его вечером. Вечером пришел Иван Федотович с вестью, что не мог найти странника. Так и не узнали, что это был за человек.

Публикуется в газетном варианте

Комментарии (18)

Всего: 18 комментариев
#1 | Вера В. »» | 14.11.2011 23:17
  
0
Здорово!!!
     
0
Я не хочу сказать,что Митрополит Антоний Храповицкий говорит
не то,но и не скажу,что он говорит ТО. Я понимаю Святую Тро-
ицу иначе.Иначе понимаю единство трёх ипостасей в одном
Боге.Ведь ипостась - это отличие одного от другого.Бог не
произошел ни от кого,Сын произошел от Бога Отца,а Дух Свя-
той исходит от Бога Отца.И все существовали вечно,хотя Сын
родился чуть позже Отца,т.к.вечность не поддаётся измерению.
Это - бесконечность.Признать это пришлось и математике,та-
кой точной науке,что точнее и не найдёшь.А ставить знак ра-
венства между единством трёх ипостасей в Боге и единством
всех людей человечества фантастическим образом связанных
единством в Духе,на этом свете или на том,мне кажется,нельзя.
  
0
Здорово, что все: мулла, сын и жены приняли христианство.
  
0
А вот по поводу сравнения Троицы и человеков ... не принимается тоже. Вы, наверно, правы
#5 | Сварог »» | 15.11.2011 14:35
  
-8
Боже, что за бред, где вы такое берете?
Вам не все ли равно в какое вере человек?
Вы верите и все!
А мусульманин, вот так с нефига забивший на своих предков, это не мусульманин!
  
#6 | Фокин Сергей »» | 15.11.2011 14:41 | ответ на: #5 ( Сварог ) »»
  
1
Просто так ничего не бывает. И православие возникло из Прави. И никто на предков из здравых умом не забивал. А "забивали" на то, на что стоило "забить".
#7 | Чеслав »» | 16.11.2011 12:34
  
2
Очень добрая и мудрая притча! Бог может быть только ОДИН, как один на войне Главнокомандующий,как один дирижер в оркестре, как одна вершина у горного хрепта(хоть на микрон но Она выше) , как может быть только ОДНА ПРАВДА. Троицу можно понять и принять только сердцем,если оно может любить, ведь Бог-это любовь, головой(умом) не получится, лукавый(шайтан)уведёт откуда не возвращаются. А если не получается Сварог, загляни в своё сердце,есть ли там Любовь, если нет , то попроси Господа тебе ЕЁ послать, Он милостив Всех слышит и Всем помогает, только не требуй ,а проси с любовью,от всего сердца и да будет тебе по молитве твоей! Татарский мулла имел Любовь в сердце и он принял Спасителя, но предков он не предавал! Наоборот, он их СПАСЁТ! Помоги тебе Господи!
#8 | Николай Орлов »» | 30.06.2013 17:01 | ответ на: #4 ( Вера В. ) »»
  
1
"Да будут едино, как Мы едино". Что за сомнения?
Да и сотворён человек по образу и подобию Божиему.
#9 | Николай Орлов »» | 30.06.2013 17:01 | ответ на: #2 ( Александр Борисович Калаушин ) »»
  
2
"Чуть позже" - это понятие тварное. А Сын Божий - Бог Слово - превечно рождается. И алгеброй это не поверишь - математика здесь ни при чём.
#10 | Павел »» | 28.06.2014 13:49
  
0
Верно замечено,"чуть позже" не подходит. Троица- это Един Бог, одна природа-божественная. Просто дано как-бы отличие их в ипостасях друг от друга. Бог - вечный источник из которого вечно рождается Слово и вечно исходит Дух. Но это антропоморфизмы. Мы не можем дать конкретное объяснение что такое рождение и исхождение. Эти понятия даны нам лишь для восприятия тайны Святой Троицы. Здесь уместно апофатическое богословие. Здесь дано, что Отец это не Сын и не Св.Дух. Так же и прочие лица Св.Троицы Сын это не Дух и не Отец, Дух это не Сын и не Отец. Рождение и исхождение это отличия. Как в человеке(антропоморфизм)))) человек есть источник мысли и слова. МЫсль исходит , слово рождается.
#11 | веруший »» | 23.09.2014 00:09 | ответ на: #2 ( Александр Борисович Калаушин ) »»
  
0
И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Иак 1, 17
17Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
18Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;----------------------------------только один Бог-----слова озночает он не един с богам---------------------------не надоела искат бога-из еврея сделали бога-это осгорбление сваю начию-------------какое отношение имеит тора или библия для славян--------когда он сам говарит я послан толка к евреям!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
#12 | веруший »» | 23.09.2014 00:09 | ответ на: #10 ( Павел ) »»
  
0
значит предки называли двоица(бога)до рождение исуса
#13 | веруший »» | 23.09.2014 00:09 | ответ на: #2 ( Александр Борисович Калаушин ) »»
  
0
получается до прихода торы(исуса)----троица был двоицам??????????или неужели бог не был с нашим предками
#14 | веруший »» | 03.10.2014 22:30
  
-2
библия одно книга два мнения и два религия по одному вопросу в одной голове одновременно - это учение болен-признак(так ана есть) раздвоения (шизофрении).
  
#15 | Троицкий Рувим »» | 04.10.2014 07:10 | ответ на: #13 ( веруший ) »»
  
0
Троицу Единосущную И Нераздельную
Несколько Слов о Превосходящем разумение тварей Троическом Единстве: Прежде всякого тварного Бытия Пребывает Отец Безначальный, Сын Единородный Собезначальный Отцу И Дух Святой Соприсносущный Отцу И Сыну. Три Лица Единого Существа, Равного Божественного Достоинства, Три Всемогущие Божественные Воли Единого Нераздельного Божества. При Совершенном Равенстве Лиц, Первенство Чести, По Взаимному Согласию Трёх Божественных Лиц, Принадлежит Иисусу Христу - Пресущественному Богу, Который Восхотел, не переставая Быть Богом, Стать И Человеком, Восприняв Человеческое Естество – Душу и Тело Во Утробе Возлюбленной Своей Приснодевственной Матери. Пишу о Том ещё раз, ибо всякое инакомыслие на Эту Тему богохульно и , потому, погибельно. Отец Небесный Говорит также: Если кто-либо начинает «понимать» еретические писания, того перестаёт Понимать Бог.

О ДВУХ ОСНОВНЫХ ДОГМАТАХ, ИЛИ НЕЗЫБЛЕМЫХ ОТПРАВНЫХ ПУНКТАХ ДЛЯ ВСЯКОЙ МЫСЛИ, ЕСЛИ ТОЛЬКО ОНА ХОЧЕТ БЫТЬ ИСТИННОЙ:
Многие люди недоумевают: как это может быть – Бог Един и в Трёх Лицах?
Здесь следует уразуметь, что Тот, Кто установил законы тварного мира, Сам превосходит их. Потому, законы математики к Творцу не приложимы, ибо как можно описать Того, Кто сотворил и время и пространство и всё Содержит в Своей Власти, Наполняя Собою всё существующее, при этом не смешиваясь с ним?
Однако, для того, чтобы люди не заблудились впотьмах, Он засветил на тверди небесной светила: Солнце для управления днём (а день является образом нетленной Жизни в Царстве Присносияющего Света (см. Откр. 21, 25)); Луну и Звёзды, чтобы давать свет среди ночи (ночь есть как бы образ мира сего, сидящего во тьме и сени смертной).
И как от диска солнечного рождается свет мира сего и исходит тепло, так, что не бывает чего – либо одного без двух других, так и От Безначального Отца Превечно Рождается Сын Единородный Собезначальный и Исходит Соприсносущный Дух Святой, и Сии Три – Суть Едино.
Луна же, сияющая отражённым солнечным светом среди ночи, отражаясь от которой свет, не переставая быть солнечным по происхождению, воспринимает лунную природу, положена Творцом на небе, как образ Богородицы.
Так в небесных светилах Господь Бог запечатлел ещё при Сотворении мира два фундаментальных Догмата (выражения Абсолютной и Неизменной Истины) Церкви:
1 – О Единстве Существа и Троичности Лиц Единого Истинного Бога;
2 – О Боговоплощении, то есть о Восприятии От Пресвятой Богородицы Сыном Божиим Единородным (Единого Существа Со Отцом) Своего Человеческого Естества.
Звёзды же положены в образ Воинства Небесного – Всех Святых Ангелов и Человеков…
Вот ещё несколько слабых и скупых слов о недомыслимом Троическом Единстве: В Трёх Лицах явлена Тайна Безначальной Любви, ибо кого можно было бы Любить прежде сотворения мира, если бы Лицо было Одно? (Да простит Господь мне такое кощунственное допущение)
Любовь Эта – Абсолютное Совершенство, чуждое всякому прекословию (ибо первым начал прекословить сатана, а за ним и все те, кого он уловил в погибель), Любовь в Дивном Совете (см. Быт. 1, 25) и полном взаимном Послушании (см. Ин. 11, 41 – 42), при Совершенном Равенстве Лиц.
Человек, будучи сотворённым по Образу Божию, тоже несёт эту печать единства человечества, как общего Древа, при множестве лиц, как бы ветвей.
Так как древо человеческого рода после грехопадения стало приносить никуда не годные плоды, то Преблагий Господь насадил на Земле Новое Древо от Единого Нового (по Человеческому Естеству, ибо как Бог, Сын Собезначален Отцу И Святому Духу) Нового Корня – Христа Новозаветную Церковь. Это Насаждение не искоренится вовек, потому блажен тот, кто привившись к Этому Новому Древу сможет Принести Изобильный Духовный Плод (см. Гал. 5, 22), если только будет Живопитаться Его Нетленными Соками (см. Ин. 15, 1 – 17).

Верующему следует Верить Словам Божиим:
Кто Уверует и Крестится Во Имя Отца И Сына И Святого Духа - Спасён Будет. А кто не Уверует - Осуждён Будет.

См. также по ссылке: http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_746_5/topic_2713/
#16 | веруший »» | 08.10.2014 06:55
  
1
СПАСИБО ЗА ОТВЕТ-не могли бы объяснить эти стихи-А так же: "Но истину говорю вам: лучше для вас, чтобы я ушел; ибо если не уйду я, Утешитель не придет к вам; а если я уйду, то пошлю его к вам"(Ев. от Иоанна16:7)
"И пришед обличить мир в грехе о правде и о суде"(Ев. от Иоанна16:8)

"Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую Истину;
ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит"
(Ин. 16:12-13)-Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит все, что Я говорил вам"(Ин. 14:26).

Исаия, глава 29:12 И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "я не умею читать"-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------КТО ЭТОТ УТЕШИТЕЛЬ ?????????????
#17 | Василий Вестник »» | 08.10.2014 09:43 | ответ на: #16 ( веруший ) »»
  
0
СЫН БОЖИЙ ИИСУС ХРИСТОС ПОСЛАЛ С НЕБЕС СВЯТАГО ДУХА БОЖИЯ,ЧТОБЫ ДУХ БОЖИЙ ПРОДОЛЖАЛ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ НА ЗЕМЛЕ О НЁМ - О ИИСУСЕ ХРИСТЕ!

"4.И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5.Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6.Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7.Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8.Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли."(Деяния Святых Апостолов)
  
#18 | Троицкий Рувим »» | 08.10.2014 11:24 | ответ на: #16 ( веруший ) »»
  
1
Голубь Божий
01. Царю Небесный (молитва)
Сошествие Святого Духа На Апостолов

МОЛИТВА ГОСПОДУ БОГУ СВЯТОМУ ДУХУ:

Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже Везде Сый и Вся Исполняяй, Сокровище Благих и Жизни Подателю: Прииди и Вселися в Ны и Очисти Ны от всякия скверны и Спаси, Блаже, души наша!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites