24 января. Попразднство Богоявления. Преподобного Феодосия Великого. Преподобного Михаила Клопского, Новгородского.

11 января по старому стилю / 24 января по новому стилю
пятница
Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6.
День постный.
Разрешается рыба.

Попразднство Богоявления. Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника (529).
Прп. Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453–1456).
Прп. Феодосия Антиохийского (ок. 412).
Сщмчч. Николая Мациевского, Феодора Антипина и Владимира Фокина пресвитеров (1919); св. Владимира Хираско исп., пресвитера (1932).
Елецкой иконы Божией Матери (1060).


Утр. – Лк., 24 зач., VI, 17–23. Лит. – Иак., 52 зач., II, 1–13. Мк., 46 зач., X, 23–32. Прп.: 2 Кор., 176 зач., IV, 6–15. Мф., 43 зач., XI, 27–30.

Тропарь и кондак Богоявления
Тропарь праздника, глас 1:
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ Возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся, Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Кондак праздника, глас 4:
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́ и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.

Тропарь преподобного Феодосия, глас 8:
Слез твои́х тече́ньми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Феодосие отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феодосия, глас 8:
Насажде́н во дво́рех Го́спода твоего́,/ преподо́бными твои́ми доброде́тельми красно́ процве́л еси́/ и умно́жил еси́ ча́да твоя́ в пусты́ни,/ слез твои́х ту́чами напая́емая, / стадонача́льниче Бо́жий Боже́ственных дворо́в.// Те́мже зове́м: ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Рим.11:13–24; Мф.11:27–30)
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). О, божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! Пойдемте же все вслед зовущего нас Господа! Но наперед надо восчувствовать, что нам трудно и тяжело восчувствовать, то есть, что у нас грехов много, и грехи эти тяжки. От этого чувства родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему.

Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: «возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое». И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди – иго, и грехи – бремя. Но, сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора.

Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его легкое! Так только, а не иначе, можем обрести покой душам нашим.


Преподобный Феодосий Великий
Преподобный Феодосий Великий жил в V-VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей. Обладая прекрасным голосом, он усердно трудился в церковном чтении и пении. Преподобный Феодосий горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником († 459; память 1 сентября), который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого († 379; память 1 января). Скоро Лавра преподобного Феодосия сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. По завету преподобного Феодосия, Лавра выполняла служение ближним, оказывая помощь всем бедным и давая приют странникам.

Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидали, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами. И такое чудо повторялось всякий раз, когда преподобный Феодосий хотел помочь бедствующим.

В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках – греческом, грузинском и армянском. Для приобщения Святых Таин все собирались в большую церковь, где Богослужение совершалось на греческом языке.

Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491–518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосий твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твердо держаться Православного исповедания. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: «Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема». За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.

Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. Однажды он молитвой погубил саранчу, опустошавшую поля в Палестине; по его предстательству воины сохранялись от гибели, спасались погибающие в кораблекрушениях и заблудившиеся в пустынях. Однажды преподобный велел ударить в било, чтобы братия собрались на молитву, и сказал: «Гнев Божий надвигается на восточную страну». Через несколько дней стало известно, что сильное землетрясение разрушило город Антиохию в тот час, когда преподобный призвал иноков на молитву. Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105-ти лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига.

Преподобный Михаил Клопский
Преподобный Михаил Клопский происходил из боярского рода, был родственником великого князя Димитрия Донского (1363–1389). Он принял на себя подвиг юродства Христа ради, покинул Москву и в рубище пришел в Клопский монастырь, близ Новгорода.

Никто не знал, как он попал в запертую келлию иеромонаха Макария. Тот совершал каждение на 9-й песни канона и зашел покадить келлию. Там сидел человек в монашеском одеянии и при свечке переписывал Деяния святых апостолов. После совершения утрени пришел игумен с братией и стал спрашивать незнакомца: кто он и как его зовут? Но он отвечал только повторением вопросов и не открыл своего происхождения.

В церкви святой пел на клиросе и читал Апостол, за трапезой читал жития. Все слушавшие умилялись красоте и одухотворенности его чтения. В праздник Преображения Господня Клопскую обитель посетил князь Константин Димитриевич (сын великого князя Димитрия Донского). После Причащения он вместе с княгиней был за трапезой, во время которой неизвестный пришелец читал Книгу Иова. Услышав чтение, князь подошел к чтецу и, присмотревшись, поклонился ему, назвав своим родственником Михаилом Максимовичем. Юродивый заметил: «Один только Создавший меня знает, кто я есть», но подтвердил, что его зовут Михаилом. Вскоре преподобный Михаил стал примером для братии во всех иноческих подвигах.

44 года прожил он в Клопском монастыре, изнуряя тело свое в трудах, бдениях и различных лишениях, и получил от Господа дар прозорливости. Он обличал пороки людей, не страшась сильных мира сего. Предсказал рождение великого князя Иоанна III (1462–1505) 22 января 1440 года и взятие им Новгорода, обличал князя Димитрия Шемяку за то, что он ослепил своего брата великого князя Василия Темного (1425–1462). На песчаном месте преподобный Михаил извел источник, написав на земле: «Чашу спасения прииму (Пс. 115, 4), на этом месте явится источник», а во время голода, по его молитвам, запасы хлеба в монастырском амбаре не уменьшались, хотя зерно обильно раздавалось голодающим. Предуказав место своего погребения, преподобный скончался 11 января († ок. 1453–1456).

Преподобный Феодосий Антиохийский
Преподобный Феодосий Антиохийский с юных лет оставил богатый дом своих знатных родителей и вступил на тесный и скорбный путь подвижничества, поселившись в малой келлии на берегу Исского залива, в окрестностях города Росс. Свое тело святой утруждал поклонами и лежанием на голой земле, носил власяницу и тяжелые железные вериги. Волосы его отросли так, что покрывали ноги. Непрерывными подвигами поста и молитвы он победил плотские и духовные страсти, усмирял гневливость, прогонял нечистые помыслы; он много трудился, возделывая огород и занимаясь плетением веревок. На своей родине преподобный Феодосий основал монастырь (Скупель). Он прививал инокам любовь к телесному труду и к духовным подвигам. Преподобный Феодосий с особой попечительностью относился к странникам. Высокая жизнь святого была известна и далеко за пределами монастыря. Его знали и христиане, и язычники. Мореплаватели в часы опасности призывали на помощь Бога «Феодосиева». Случалось, что от одного имени преподобного Феодосия укрощались морские волны. Его боялись и чтили разбойники и просили его молитв. Уходя от людской славы, святой поселился близ селения Маратон, основав здесь Маратонскую киновию. В ней великий подвижник и окончил мирно дни своей Богоугодной жизни († ок. 412).

Священномученики Феодор Антипин и Николай Мациевский
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся 18 сен­тяб­ря 1868 го­да в де­ревне Верх­ний Шак­шер Пен­теж­ской во­ло­сти Чер­дын­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ва­си­лия Ан­ти­пи­на. В 1887 го­ду он окон­чил курс Бла­го­ве­щен­ской учи­тель­ской се­ми­на­рии и стал пре­по­да­вать в шко­лах Охан­ско­го уез­да. 10 мар­та 1896 го­да Фе­дор Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к церк­ви се­ла Сы­л­ви­но-Тро­иц­кое Перм­ско­го уез­да, а 9 мая 1903 го­да – во свя­щен­ни­ка к той же церк­ви; 11 мар­та 1908 го­да он был на­зна­чен ее на­сто­я­те­лем. С 1906 го­да отец Фе­о­дор нес по­слу­ша­ние за­ко­но­учи­те­ля в Сте­фа­нов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле в де­ревне Жебре­евой и в со­сед­них с ней де­рев­нях. В 1909 го­ду отец Фе­о­дор был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Хри­сто­рож­де­ствен­ско­го хра­ма в се­ле Юм Чер­дын­ско­го уез­да. С 1910 по 1914 год он ис­пол­нял долж­ность бла­го­чин­но­го 2-го окру­га Чер­дын­ско­го уез­да. В 1914 го­ду отец Фе­о­дор по рас­по­ря­же­нию епи­ско­па Перм­ско­го и Со­ли­кам­ско­го Ан­д­ро­ни­ка (Ни­коль­ско­го) был на­зна­чен чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та[1].
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 12 ян­ва­ря 1872 го­да в се­мье дво­ря­ни­на Ар­ту­ра Ма­ци­ев­ско­го. В 1891 го­ду Ни­ко­лай окон­чил пер­вый курс Ка­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и по­лу­чил ди­плом учи­те­ля, да­вав­ший ему пра­во пре­по­да­вать в на­чаль­ной шко­ле. В том же го­ду он сдал эк­за­мен на пса­лом­щи­ка и был на­зна­чен пса­лом­щи­ком Сер­ги­ев­ской церк­ви се­ла Сун­гу­ро­ва Ка­зан­ско­го уез­да Ка­зан­ской гу­бер­нии. 21 сен­тяб­ря 1897 го­да пса­лом­щик Ни­ко­лай был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на. 30 ав­гу­ста 1902 го­да он пе­ре­шел слу­жить в Перм­скую епар­хию и 15 сен­тяб­ря то­го же го­да был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Го­лу­бят­ской церк­ви Перм­ско­го уез­да и на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим Го­лу­бят­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лой. В 1907 го­ду отец Ни­ко­лай был пе­ре­ве­ден слу­жить в Оси­по­во-Клю­чев­скую цер­ковь Осин­ско­го уез­да, а в 1911 го­ду – в Пет­ро­пав­лов­скую цер­ковь се­ла Опа­чев­ско­го то­го же уез­да. В 1916 го­ду он был на­зна­чен в Хри­сто­рож­де­ствен­ский храм в се­ле Юм Чер­дын­ско­го уез­да[2].
Свя­щен­ни­ки Фе­о­дор Ан­ти­пин и Ни­ко­лай Ма­ци­ев­ский бы­ли рас­стре­ля­ны 24 ян­ва­ря 1919 го­да при­шед­ши­ми к вла­сти без­бож­ни­ка­ми-боль­ше­ви­ка­ми

ЕЛЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В книге «Изображение икон Пресвятой Богородицы» указываются две иконы Богоматери, известные под одним и тем же названием «Елецкой».

Под датой 11-го января там помещены следующие сведения: «Сия святая икона («Елецкая») находится в Орловской губернии, в городе Ельце, в соборной церкви во имя Смоленской Пресвятой Богородицы, где и празднество в честь ее совершается. Она явилась в 1060 году».

5-го февраля о Елецкой Черниговской иконе Богоматери сказано: «Она явилась близ Чернигова, на горе Болдиной, на ели, в 1060 году и прославилась многими чудотворениями». В этих двух сообщениях сомнительным может показаться то, что икона одного и того же имени явилась в один и тот же год в различных местах. Недоразумение это можно разрешить следующим образом – предположить, что одна из этих двух икон, а именно Черниговская Елецкая икона является подлинником, а другая – Елецкая, находящаяся в городе Ельце на Орловщине в соборной церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери, – списком с первой иконы.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU