Братская могила. Старая Рязань.

Братская могила. Старая Рязань


Момент установки на фото.

В 1237 году монгольская конница впервые пришла на Русь. Первым крупным русским городом на ее пути была Рязань, столица Рязанского княжества. Рассказывать эту историю, наверное, не надо, ее и так все знают. Или должны знать. Расскажу то, что мало кому известно. По замечанию одного писателя, судьба Рязани схожа с судьбой древнего римского города Помпеи. Оба города погибли полностью, живых не осталось. Но в римском городе жителей засыпало пеплом вулкана, а в Рязани после пятидневной осады были вырезаны все жители. Монголов, по рассказам археологов, конечно было не 100 тысяч. У каждого монгольского воина в заводе было 8-10 коней. Он их менял время от времени. К тому же конина кроме всего прочего служила воинам питанием. Монгольские кони, неприхотливые, коренастые, мохнатые, привыкшие к морозам могли, конечно, подобно оленям, добывать копытами корм из-под снега, но где же на миллион коней найти корма? Войско составляло всего 30-40 тысяч. Но и этого было достаточно против 5-10 тысяч жителей русского города ( от младенцев до стариков).

Каждое лето на городище ведутся археологические раскопки. Лет тридцать тому на останце надпойменной террасы правого берега Оки археологи обнаружили братскую могилу рязанцев, погибших при монгольском нашествии. Похоронены по православному обычаю, ориентированные на восток. Преобладают молодые люди, вероятно, воины. Правда хоронили в конце декабря, в сильные морозы, собрав погибших после того, как ушли монголы. Тела замерзли, поэтому сложить покойникам руки на груди не удалось. Землю отогревали кострами, захоронение неглубокое. На братской могиле положили валун серого гранита, на полированной поверхности которого написали слова из летописи: "Кто же не восплачется о гибели стольких людей народа русского..." У одной местной жительницы дом стоял недалеко от той братской могилы. Еще до раскопок, когда о захоронении ничего не было известно, она рассказала начальнику археологической экспедиции, что накануне каждого престольного праздника ей чудится как бы из подпола, из-под земли доносящееся хоровое церковное пение. После этого археологические раскопки завершились открытием братской могилы. Тот гранитный камень поверхностью со словами из летописи почти равнялся с землей, поэтому с дороги его не видно. К тому же каждое лето там вырастает бурьян, в котором и конник с головой скроется. Мы решили исправить этот недостаток. Я взял двух плотников и дней за 8 мы из бревен срубили пятиметровый поклонный крест на могилу. Срубили по-плотницки, одними топорами, без рубанков. Крест основанием не закопали в землю, а по северному варианту поставили в сруб в виде усеченной пирамиды. Подняли и установили крест как закончили работу, не ориентируясь на какую-либо дату. Но как оказалось, это случилось накануне Воздвижения Креста Господня.

Комментарии (46)

Всего: 46 комментариев
  
#31 | Сергей И. »» | 20.11.2011 18:15
  
6
Еще одна история про Старую Рязань. Одна местная жительница этого села несколько лет назад была старостой в местной церкви. Рассказывала, что как-то вечером она после службы делала в храме уборку. Вдруг скрипнула открывающаяся дверь.( А дверь там не такая, чтобы открыться от дуновения ветра). "Оглянулась", - рассказывает,- "а в дверях Николай Угодник стоит. Не успела я спросить ни о чем, как он пропал". Я спросил, почему она решила, что это был Николай Угодник. Может быть, это явился кто-либо иной. "Раньше в нашей церкви стояла икона Николая Угодника. Потом ее взяли в Спасск (ближайший районный город). Вот какой он на иконе был, такой он и в дверях явился". Надо сказать, Анна Федоровна не такой человек, кто склонен к мистике или выдумке. С уважением к ней относятся и бывалые археологи, работающие каждое лето на раскопках. Один из них сказал, что надо внимательно относиться к народным преданиям. Они никогда не бывают на пустом месте.
Когда другой раз мы поставили поклонный крест на месте выхода святителя Василия Рязанского, она сказала, что место выхода на самом деле метров на 40 сместить бы надо. Это народная память, которая передается из поколение в поколение уже 700 лет.
  
#32 | Сергей И. »» | 21.11.2011 18:52
  
6
Еще одна мистическая история на тему Ст. Рязань. Лет пять тому археологи обнаружили во время раскопок фундамент собора столицы Рязанского княжества. Рядом с фундаментом находилась усыпальница рязанских князей. Анализ ДНК показал, что один из князей принадлежит роду Рюриковичей. Интересное и значительное открытие. Но группа студентов-балбесов в погоне за романтикой облюбовало это место для вечерних посиделок у костра. Вплоть до глубокой ночи. Само собой, сопровождались эти посиделки песнями под гитару и употреблением спиртных напитков. Но, вероятно, терпение хранителей покоя князей иссякло. Однажды во время такого "отдыха" сидельцам явились какие-то беспалые существа в белых одеждах и с белыми глазами. И сказали, чтобы духу этих горланов здесь больше не было. Наверное, сказали убедительно. Так, что те студенты на следующий день с утра собрались и уехали из археологического лагеря домой в Москву. И на следующий год, презрев приглашение, уже не приехали. Некоторые скептики объясняют эту мистику просто. Допились ребята до белой горячки, вот и вся мистика. Не знаю, судите сами. Как сказал А. С. Пушкин:
Воображайте, дело ваше!
Я не намерен вам помочь.
  
#33 | Сергей И. »» | 23.11.2011 10:59
  
5
Жизнь иногда сочиняет пьесы смешнее любого анекдота, как бы ни фантазировал его автор. Как сказал Бальзак: "Случай самый величайший романист мира. Мне остается только быть его секретарем." Вот одна пьеса из-под пера такого романиста. Археологам надоело ходить за водой на источник. Решили пробурить скважину на территории своего летнего лагеря. Вызвали буровиков из Рязани. Но буровики оказались невезучие. Скважина пошла наискось, водоносный горизонт прошли, а в завершении всего еще и оборвали снаряд на глубине 18-20 метров. Поехали после этого бурить в тот же день кому-то еще - и такое же невезение. Облом в прямом и переносном смысле. К вечеру вернулись опять к археологам и попросили предоставить им какую-нибудь палатку для ночлега. Им отвели самую большую палатку, где хранились инструменты. Буровики от расстройства чувств выпили и легли спать. Ночью в лагерь проникли местные ребята с "романтической" целью. Увидели большую палатку и решили, что там больше всего студенток. Вошли в нее и в темноте, не разглядев, кто там, начали будить буровиков со словами: "Девочки, а вот и мы". Можно представить чувства работяг, уставших, с похмелья, злых от неудачи, когда их среди ночи будят таким образом. Не разговаривая долго, они схватили первое, что попалось под руку, (то есть лопаты) и пошли гонять искателей романтических приключений по территори лагеря. Кого огрели по спине лопатой, кому поставили "фонарь" под глаз. А утром обратились с жалобой к руководству экспедиции: "Студенты у вас какие-то извращенцы. К нам сегодня ночью приставали. Мы кое-кому из них отметки поставили". Руководство произвело утренний смотр студентов. Вроде все целы, никто не побит. Буровики уехали, но в гости к студенткам после этого уже никто не приходил.
#34 | светлова любовь »» | 21.02.2012 20:39
  
3
подчёркнутыйспаси вас господи.всем бы нам так.
  
#35 | Сергей И. »» | 22.02.2012 01:54 | ответ на: #34 ( светлова любовь ) »»
  
4
Пока что выполнена только программа-минимум. Поставили поклонный крест, а планировали часовню. Надеюсь, со временем поставим. Но молитвы сочувствующих сыграют, может быть, большую роль, чем мастерство строителей. Мне повезло родиться в тех местах, вот и вся заслуга. Если уж брать с кого пример, то с Евпатия Коловрата со дружиною.Если все воины современной России скажут: "Всем бы нам так" и поступят так, все батыи разбегутся (если успеют).
  
#36 | Сергей И. »» | 02.09.2013 21:27
  
3
Ещё одна небольшая зарисовка об этих местах. Как-то окончил курсы пчеловодов. Но как говорят опытные пчеловоды, какие бы курсы ни окончил, опыт придёт только с практикой. А какая там практика, когда каждое лето пропадаю где-то в экспедиции. Но вот однажды появилось такое "окно". Поставил для пробы на участке три улья. Кто-то посоветовал попросить священника освятить пасеку. Мысленно собирался это сделать, но всё никак не решался. Пока сам священник не подошёл и не попросил вставить новую раму в окно церкви. Тогда я осмелел и в свою очередь попросил его освятить пасеку, благо, дом стоял рядом с церковью. Так состоялся "бартерный обмен". Священник освятил. Это было утром, после службы. К вечеру я решил посмотреть, как работают пчёлы. Уже подходя к улью, у которого и проходило освящение, услышал какой-то тревожный гул пчелиной семьи. Подошёл и увидел картину. Весь рой почему-то сидел на передней стенке улья и тревожно (вернее, возбуждённо) гудел. Я снял крышку и проверил рамки. Они все оказались полны мёда, запечатанного в сотах. Пчёлы, оказывается, требовали фронт работ и поэтому возмущённо гудели.Поспешил поставить новый корпус с новыми рамками. Пчёлы вернулись в улей и принялись за работу. Забастовка окончилась.
  
#37 | Фокин Сергей »» | 02.09.2013 21:42 | ответ на: #36 ( Сергей И. ) »»
  
0
Сергей. Сколько лет была пчельная практика?
  
#38 | Сергей И. »» | 02.09.2013 23:15 | ответ на: #37 ( Фокин Сергей ) »»
  
0
Мало,всего два года. Но хоть научился делать ревизию, удалять лишние маточники, предотвращать роение, отличать рабочих пчёл от трутней, а среди рабочих пчёл молодых от старых. Трудно разглядеть в большом рое матку, но при внимательном осмотре можно. На практике испытал, что не страдаю аллергией к пчелиному яду и могу выдержать десятка два жал (если правильно так сказать) одновременно.
  
#39 | Фокин Сергей »» | 02.09.2013 23:36 | ответ на: #38 ( Сергей И. ) »»
  
0
А у меня два года, как погибла последняя семья. И хотя прожили пчелы около пятнадцати лет, многое из того, что ты называешь, не делал. Что называется - "на свободном выпасе". Так что мог бы многому меня научить. Наверное со следующего года стоит завести новые семьи. Но как БОГ управит. Пока же предчувствие войны. Рублю малый дом-баню сыну и утепляю старый столетний дом. Если "жахнет", то будет где разместиться.
Как я понимаю, ты пока без работы. Приезжай на Исток.
  
#40 | Сергей И. »» | 02.09.2013 23:46 | ответ на: #39 ( Фокин Сергей ) »»
  
0
Работа есть, когда есть экспедиция. Между экспедициями свободен. А где этот Исток?
  
#41 | Фокин Сергей »» | 02.09.2013 23:48 | ответ на: #40 ( Сергей И. ) »»
  
1
Гребешь по Матушке Волге вверх и пригребаешь к Истоку.
  
#42 | Фокин Сергей »» | 02.09.2013 23:57 | ответ на: #40 ( Сергей И. ) »»
  
3
А в Рязанщине недавно был. Поразился огромному количеству богатых и ухоженных полей. Чудо для нынешней России.
  
#43 | Сергей И. »» | 03.09.2013 10:18 | ответ на: #42 ( Фокин Сергей ) »»
  
4
Ока меандрирует, то бишь течёт извиваясь по плоской поверхности. От этого много образуется приокских лугов. На описываемом мною месте луга уходят до горизонта. По мнению специалистов пойма Оки в этих местах не уступает по плодородию пойме Нила, а луговые травы по качеству не хуже трав альпийских лугов. В войну, когда взрослые мужчины были на фронте, женщины и подростки вручную выкашивали луга, метали стога и за зиму вывозили их. А в разгар "разгула демократии", когда не иначе, как искусственно, "ряформами" колхозы развалили, половина лугов некошеными уходит под снег. Тогда как в хорошее лето успевали скосить два раза: руно и отаву. Радость одним пчеловодам. Если раньше после покоса пасеку из лугов можно было вывозить, то теперь держи до осени. Пчеловод, который дал мне для начала три улья, оглядев окрестности, сказал, что никогда не видывал такого количества трав и цветов: в одну сторону до горизонта окские луга, в другую городище Старая Рязань всё в полевых цветах в несколько ярусов, далее липовый лес. Три улья на нашем участке, хоть поставили их в последний день мая, дали мёда больше, чем вся его пасека под Владимиром. Не зря 800 лет назад это место выбрали для стольного города.
  
#44 | Сергей И. »» | 04.09.2013 10:58
  
2
Впрочем, мистика в этих краях бывает и сегодня. И не всегда радует своими знаками обитателей нашего мира. Церкви в Ст. Рязани примерно 270 лет. Священников, служивших в ней, хоронили неподалёку от церкви. Надгробные плиты из известняка за это время наполовину ушли в землю, надписи стёрлись, но высеченные на верхней грани кресты остались. Да и без этого ясно, что это надгробные плиты. Так и лежали они все эти 100 - 270 лет. Но приехав в этом году в село, я с удивлением заметил, что ни одной плиты нет, а земля вокруг церкви выровнена, вероятно, бульдозером или грейдером. Спросил местных жителей, что тут натворили и кто. Оказалось, кому-то пришло на ум убрать мешающие надгробные плиты, место выровнять и устроить стоянку для приезжающих машин. Для удобства. Один из свидетелей этого действа, приехавший из Рязани в село для покупки дачного участка, спросил у грейдеристов, что они творят. Те ответили, что их наняли, сами они вроде как ни при чём. Понятное дело, сами бульдозеристы или грейдеристы не приехали бы по своему хотению ради такой работы. Кто-то их нанял. Плиты собрали в одну кучу и отволокли подальше. Теперь могилы, ничем не обозначенные, будут топтать ногами и давить колёсами машин люди, даже не подозревающие о своём участии в этом осквернении. За что, вероятно, им в вину это не будет поставлено. Но всего через месяц один из тех грейдеристов нелепо погиб. Помогал брату рыть погреб. Рухнула стена погреба, брат сумел спастись, а его засыпало песком. Второй разоритель старинного кладбища вроде как жив, но, говорят, с ним тоже творится что-то неладное. Погибшего звали Владимир, друзьями мы с ним не были, но росли на соседних улицах, поэтому он знаком мне с детства. Когда я с рюкзаком проходил по дороге к дому мимо него, он, если видел, всегда подвозил на своём джипе. Так что, кто сочтёт возможным, может помолиться за упокой души усопшего Владимира. Конечно, они могли отказаться от такой работы, но кто-то же их нанял.
  
#45 | Сергей И. »» | 05.09.2013 11:03 | ответ на: #44 ( Сергей И. ) »»
  
4
Как поётся в песне бывшего десантника поэта Л.Ефремова:

"Там Родину давят протектором "Вольво",
Подумать об этом и страшно, и больно.
Такая палитра, такая натура.
Дрожите, бычьё, в бой идёт десантура
В тельняшках неписанных наших законов!
Эх, мне б автомат да с полсотни патронов.
Тогда бы вы вряд ли надменно сказали,
Что дескать, не мы вас в Афган посылали".

Что тут добавить?

Завтра уходим в решительный бой мы,
Дайте к стволу запасную обойму.
  
#46 | Сергей И. »» | 23.10.2016 17:01
  
0
http://youtu.be/J2w9PgIoDo4
Знакомые всё лица.

Старая Рязань. Здесь бродил Евпатий Коловрат
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites