«Земное воплощение идеала...»

Ко дню памяти святой великомученицы Екатерины - 7 декабря

Святая Великомученица Екатерина
Добродетельми, яко лучами солнечными, просветила еси неверныя мудрецы: и якоже пресветлая луна ходящим в нощи, неверия тьму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, богозванная невесто, блаженная Екатерино : желанием востекла еси в небесный чертог, к прекрасному Жениху Христу, и от Него царским венцем венчалася еси: Емуже со Ангелы предстоящи, за ны молися, творящия пречестную память твою.
Тропарь святой великомученице Екатерине

Рассказать о святой великомученице Екатерине – это значит рассказать о вере и верности, о мудрости и любви. Это значит вспомнить о том, что душа христианская – это невеста Христова.

Святая великомученица Екатерина родилась в Александрии Египетской. Тогда, в начале 4 века, Египет был частью Восточной Римской империи, а Александрия – ее крупнейшим городом. Правителем Александрии был отец святой Екатерины, грек по имени Конст. Его супруга, имени которой мы, к сожалению, не знаем, была тайной христианкой. Вера во Христа в Римской империи была вне закона и каралась жесточайшим образом, и мать не могла открыть своего христианства даже дочери. Зато она могла молиться о своем чаде.

…А девочка росла. И была не просто красивой – но прекрасной, не просто смышленой – но одаренной незаурядными способностями к разного рода наукам. О детстве святой Екатерины нам не известно, практически, ничего – однако, с уверенностью можно сказать, что оно прошло не в праздности. К 18-ти годам девушка изучила риторику, философию, медицину, прочитала творения всех известных античных поэтов и историков и знала множество языков.

Она была необычайно умна и образованна и, вместе с тем, необычайно красива. Добавим к этому знатное происхождение и богатство. «Завидная невеста», – сказали бы мы сегодня. Она и стала невестой – только не земной, а небесной.

Юноши из самых именитых семейств империи искали ее руки, но ни один из них не сделался ее избранником. Она объявила родителям, что согласится выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости... Не торопитесь обвинять Екатерину в гордости – возможно, она просто не находила того идеала, к которому стремилась ее душа – а потому и поставила невыполнимое условие.

Екатерина искала высшего предназначения. Она нашла его во встрече с христианским священником, к которому отвела ее мать. Старец поведал девушке о Том, Кто во всем превосходит ее: всякая земная красота – лишь жалкий отблеск Его красоты, Его мудрость управляет мирозданием, Ему принадлежит Вселенная, а высота Его рода неизреченна. Рассказ священника настолько потряс Екатерину, что всю ночь она провела в молитве перед подаренной старцем иконой.

Девушке явилась Матерь Божия с Младенцем на руках. Однако, как ни старалась Екатерина увидеть лик Христа, Он отвращался от нее, говоря, что она безобразна, нища и безумна, как и всякий человек, не принявший Святого Крещения.

Здесь и находим мы ответ на вопрос, по гордости ли Екатерина отвергала женихов земных. Какое гордое сердце не оскорбилось бы, услышав о себе подобные слова – безобразна, нища, безумна? Однако, в благородной душе Екатерины они породили лишь печаль, ставшую путем к радости. Девушка снова пришла к старцу и просила наставить ее в христианской вере и крестить. Она обрела, наконец, тот идеал, к которому неосознанно стремилась ее душа, тот смысл жизни, которого не находила она в языческой мудрости и философии.

Высшее предназначение Екатерины обрелось, увиделось не в удачном замужестве, не в роскошной жизни, не в земных знаниях. Кто бы вспомнил сегодня дочь правителя Александрии Египетской, избери она все это? Она выбрала путь служения Христу. И ради укрепления на этом пути ей снова было видение. Екатерина вновь увидела Богородицу с Младенцем – на этот раз Он не отвращался от нее, но смотрел ласково. Перстень, данный ей Христом, означал, что душа Екатерины, как и всякая христианская душа, отныне – невеста Христова.

Кровь мучеников – семя христианства. Христианский писатель Тертуллиан сказал это за сто лет до событий, взволновавших Александрию Египетскую. На пышное языческое празднество в город прибыл сам император Максимин. Максимин Даза вошел в историю как один из жесточайших гонителей христиан. В своем первом указе, выпущенном в 306 году, он требовал от наместников принуждать всех мужчин, женщин и детей приносить жертвы языческим богам – и лично проверял исполнение этого приказа.

В 309 году началась вторая волна гонений, при этом безумие и жестокость достигли невиданных масштабов. Крики жертвенных животных, дым и смрад пылавших жертвенников наполняли города империи. Александрия не стала исключением. Жертвами человеческими становились христиане. Кровь мучеников – семя христианства.

Святая Екатерина явилась к императору Максимину. Она исповедала веру во Единого Истинного Бога и убедительно обличила заблуждения язычников. Она говорила ему о вечном – он же, прельщенный ее красотой, думал о тленном. Правитель предложил Екатерине разделить с ним царство и власть, если она отречется от Христа.

О том, насколько поразила Максимина юная христианка, свидетельствует уже то, что он, прославившийся безмерной жестокостью, предпринял попытку убеждением вернуть ее в язычество. Ученейшие мужи империи были призваны для этого. Их было 50, они были знаменитыми философами и ораторами. И, может быть, их даже забавляло поручение, данное императором – им предстоял диспут с молоденькой девушкой.

А она… Она в этом споре была не одна: «И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10, 18).

Юная девушка развенчала хваленую языческую мудрость и сумела сказать о Христе так, что 50 ученых признали себя побежденными и назвались христианами. Они проиграли в земном споре – но выиграли Вечность. По приказу императора они были сожжены.

Ни богатство, ни слава, ни мудрость мира сего не соблазнили святую Екатерину. Теперь ей предстояло испытание страхом и болью. По приказу императора в течение двух часов девушку хлестали воловьими жилами. То терпение, с которым перенесла она это истязание, многих заставило задуматься о том, откуда в юном создании такая стойкость.

Но император думал только об одном – сломить ее волю и заставить отречься от Христа. Ожесточенный мучитель велел бросить святую в темницу и морить голодом. Однако, тюремное заточение обернулось для нее великим утешением, о котором мы читаем в житиях многих мучеников. Сам Христос явился мученице и укрепил ее в подвиге.

Мужество святой Екатерины не оставило равнодушными даже людей, близких ее гонителю. В темницу к девушке пришла супруга императора Августа. Ее сопровождал воевода Порфирий с отрядом воинов.

Слова Екатерины о Спасителе и христианской вере были наполнены такой силой, что императрица, военачальник и солдаты покинули мученицу уже не верноподданными императора-язычника, но последователями гонимого им Христа.

По прошествии времени святая Екатерина вновь предстала перед императором. Он готовился к этой встрече. По совету одного из своих придворных он повелел устроить то, что сегодня мы назвали бы адской машиной. Две пары вращающихся колес с острыми зубцами должны были растерзать тело мученицы, если она вновь не отречется от Христа. И, если бы император не пребывал в предвкушении своей победы или кровавого зрелища, он вразумился бы уже одним видом святой Екатерины. Вместо того, чтобы выглядеть истощенной и изможденной, девушка оказалась исцеленной от страшных ран и еще более прекрасной, чем прежде.

Она бесстрашно пошла к орудию пытки, но пытке не суждено было состояться. Ангел сокрушил адскую машину, и святая осталась невредимой. Увидев это чудо, императрица Августа и военачальник Порфирий с воинами перед всеми исповедали веру во Христа. Ярости императора не было предела. Святые мученики Августа, Порфирий и с ними 200 воинов были казнены… Кровь мучеников – семя христианства.

На следующий день после расправы над своими приближенными император приговорил к усечению мечом и святую Екатерину. Его приказ был исполнен. Житие повествует, что к месту казни великомученицу сопровождала многочисленная толпа. Сколько человек, идущих в ней, за время подвига Екатерины преобразилось душой? Сколько перешло от бездумного и безумного язычества к сочувствию христианам и их странной, но непобедимой даже смертью, вере? Сколько новоявленных христиан шло теперь в этой толпе?

Перед смертью святая Екатерина обратилась к Господу с молитвой о том, чтобы всем, кто будет помнить и почитать ее, была дарована Его милость. Тело великомученицы было перенесено ангелами на гору Синай.

ГРАД СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
Синай
От мученичества святой Екатерины до обретения ее мощей прошли столетия. Монахам Синайского монастыря было чудесным образом открыто местонахождение святыни. Мощи были обретены на высокой горе, которая получила название Джебель-Катерина, и перенесены в Синайский монастырь, расположенный у подножия горы Моисея.
Монастырь святой великомученицы Екатерины на горе Синай (Египет)

Синайский монастырь – удивительное место. Во времена иконоборчества, когда повсеместно уничтожались святые иконы, эта беда его не коснулась. И потому сегодня здесь хранятся древнейшие образы, написанные восковыми красками. Хранит обитель и древние книги, в том числе и знаменитую «Лествицу», автор которой был игуменом Синайского монастыря. В Синайском монастыре великое множество святынь и достопримечательностей. И, все же, первенство, если можно так выразиться, принадлежит мощам святой Екатерины. Поклониться им стремятся паломники со всего мира – и каждый получает здесь кольцо святой Екатерины в знак того, что всякая христианская душа – это невеста Христова, в память о том, что он побывал в горном и горнем граде святой Екатерины.

Возникновение Синайского монастыря относится ко временам равноапостольной Елены. К святой царице обратились монахи, желавшие построить небольшую церковь возле Неопалимой Купины – того самого тернового куста, который был объят пламенем во время разговора Бога с пророком Моисеем. Неопалимая Купина – раскидистый куст с зелеными листочками – растет в обители и сегодня, и для современного человека это, пожалуй, является не меньшим чудом, чем само ветхозаветное событие.

Церковь называет святую Екатерину пресветлой луной, отгнавшей тьму неверия, и сравнивает ее добродетели с солнечными лучами. Этот свет распространился по всему миру. Юная христианка, сочетавшая в себе блестящую образованность, внешнюю красоту и высокое положение в обществе с глубокой верой, стала одной из самых любимых и почитаемых святых. Ее имя носят храмы, монастыри, ордена, корабли и города. В России две Императрицы в православном крещении были названы Екатеринами – и, в свою очередь, города, чье основание было связано с ними, стали городами их небесной покровительницы – городами святой Екатерины.

Екатеринодар
Этот город основали черноморские казаки. Они назвали его так в благодарность Государыне Екатерине Второй, даровавшей им эти земли. При этом Императрица неоднократно подчеркивала, сколь важную роль играет в судьбе города и края святая великомученица Екатерина. И жители Екатеринодара понимали это в 18 веке – понимают и в веке 21-м.

Потому в городе и установлены памятник Екатерине Великой и памятник великомученице Екатерине. Последний появился здесь сравнительно недавно, но уже успел завоевать симпатии горожан. Только теперь их именуют краснодарцами. В годы богоборчества город лишился имени святой Екатерины – и стал красным в смысле политическом. Но сегодня он красный в значении красивый, светлый, приветливый. И покровительство святой Екатерины ощущается здесь.
памятник великомученице Екатерине.

Может быть, одна из причин в том, что на протяжении десятилетий молитвы о городе и горожанах возносятся в Свято-Екатерининском кафедральном соборе. Его история началась в конце 19 века. В 1888 году на станции Борки произошло крушение поезда, в котором ехала семья Государя Александра Третьего. Тележка с колесами ушла из-под того вагона, где путешествовала императорская семья – стены разрушились, крыша должна была раздавить пассажиров. Но Александр Третий, одаренный необыкновенной физической силой, на своих плечах удержал крышу вагона и тем самым спас своих спутников.

В память об этом чудесном событии и решено было воздвигнуть каменный семипрестольный Свято-Екатерининский собор взамен обветшавшей деревянной церкви. На это предложение откликнулся весь город, всем миром собрали необходимые средства, и в 1900 году была совершена закладка собора.

Освящение храма состоялось в 1914 году, за три года до октябрьского переворота, разрушившего не только общественно-политическое устройство России, но и души многих людей. Собор небесной покровительницы города, ставшего к тому времени Краснодаром, решили взорвать. А в комиссию по уничтожению собора ввели архитектора этого храма. Иван Клементьевич Мальгерб должен был объяснить разрушителям, как лучше подготовить взрыв. Однако, отец сумел отстоять свое чадо. Он напомнил, что собор строился с использованием раствора, который готовили на куриных яйцах и козьем молоке, и теперь здание представляет собой крепчайший монолит. При взрыве оно не разлетится на отдельные кирпичи – а, значит, не удастся получить строительный материал для сооружения чего-нибудь еще. Благодаря этому храм решили не взрывать. Но избежать осквернения ему не удалось. С 1934 здесь были всевозможные склады. А в 42-м собор неожиданно открыли вновь и с тех пор уже не закрывали. Это вовсе не означает, что дальнейшая его судьба была безоблачной, но главное – там совершалась Божественная Литургия, людей крестили, исповедовали, венчали, отпевали.

А в новейшей истории каждое 7 декабря, в день памяти святой Екатерины, жители Кубани собираются сюда на свои именины, престольный праздник храма и края. И даже дети знают, кто такая была великомученица Екатерина, и что за подвиг она совершила. Знают и о том, что их город – это град святой Екатерины.

Екатеринбург
Старший брат Екатеринодара, если говорить о возрасте. Старший еще и потому, что носит свое настоящее имя – имя святой Екатерины. Его он получил от отцов-основателей Татищева и де Генина. Посвятив город Государыне Екатерине Первой, они тем самым почтили и ее святую покровительницу.
Молебен у часовни святой Екатерины в Екатеринбурге

И первый городской храм тогда же, в 1723 году, был освящен в честь великомученицы Екатерины. Позже на его месте был воздвигнут Градо-Екатеринбургский Екатерининский собор. Его так же, как и собор в Екатеринодаре, строили с большой любовью, всем миром. Каждую партию стройматериалов проверяли, сбрасывая один из кирпичей с высоты колокольни. Если он разбивался, всю партию выбраковывали. Неудивительно, что в 1930 году на то, чтобы взорвать этот храм, ушло целых три дня.
Градо-Екатеринбургский Екатерининский собор

Собора нынче нет. На месте его алтаря стоит Крест, а рядом – небольшая часовня. Сюда на протяжении доброго десятка лет 7 декабря, в день святой Екатерины, православные екатеринбуржцы приходят крестным ходом и, несмотря на уральский мороз, молятся под открытым небом. Потому что любят свой город и его небесную покровительницу. И чувствуют себя в этот день именинниками. Главной святыней этого крестного хода является икона святой великомученицы Екатерины с частицей ее мощей.

ПУТЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
В 1998 году Екатеринбургская епархия встречала икону своей небесной покровительницы с частицей ее мощей, полученной из Синайского монастыря. Сам образ был написан на Святой Земле. В ночь на 20 сентября икона пребывала у Гроба Господня, а в праздник Рождества Пресвятой Богородицы находилась при Гробе Божией Матери. В ночь на 24 сентября 1998 года икона великомученицы Екатерины с частицей святых мощей была доставлена в Екатеринбург и помещена в Иоанно-Предтеченский, а затем – в Свято-Троицкий кафедральный собор, где находится по сей день.

Позже обрел частицу мощей великомученицы Екатерины и другой российский город, носящий ее имя – Екатеринодар. Святыня хранится в главном городском храме – Свято-Екатерининском кафедральном соборе.

Летом 2010 года завершилось воссоздание разрушенного в эпоху богоборчества собора святой великомученицы Екатерины в Пушкине под Петербургом. В июне царскосельский храм освятил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Незадолго до освящения Главой Дома Романовых собору была передана частица мощей святой Екатерины. В августе того же года частица мощей великомученицы прибыла и в единственный в России монастырь святой Екатерины – Свято-Екатерининскую пустынь в подмосковном городе Видное.

Из всего вышеизложенного следует, что частицы мощей великомученицы Екатерины пребывают в современной России более двух десятков лет. Однако, сообщение о принесении в страну мощей святой Екатерины с афинского подворья Синайского монастыря, в ноябре 2010 года стало информационным поводом номер один: об этом сообщали информационные агентства, телеканалы, печатные издания и пресс-центры. И всюду звучало слово «впервые».

Такое ощущение, что до сего времени святая Екатерина пребывала в нашей стране как-то малозаметно, а в конце 2010 года вдруг оказалась в центре внимания. Как много веков назад, когда она решилась публично свидетельствовать о Христе, чтобы обратить людей из нечестия в истинную веру.

Ее путь в Россию был долгим. Попытки договориться о принесении в нашу страну мощей святой Екатерины, хранящихся в Синайском монастыре – ее честной главы и руки – предпринимались и ранее, но безуспешно. В 1995 году в Египте, на территории которого расположена обитель, был принят закон, значительно ужесточивший условия вывоза такого рода святынь из страны.
Декабрь 2010 г. Встреча святыни

В 2010 году вновь начались переговоры о принесении в Россию для поклонения честных мощей святой Екатерины. Их инициатором был архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Епархия, носящая имя великомученицы Екатерины, звала к себе свою небесную покровительницу. И, зная, как нужна сегодня ее помощь, святая откликнулась.

По благословению двух Предстоятелей – архиепископа Синайского, Раифского и Фаранского Дамиана и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла – произошло это событие. Для того, чтобы сопровождать святыню в Россию, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий вылетел на Кипр. Туда, в храм Всех Святых, были принесены мощи святой Екатерины с подворья Синайского монастыря в Афинах.
«Град святой Екатерины» Работа воспитанника подготовительной группы детского сада № 533. Руководитель изостудии Комарова Екатерина Сергеевна

Вот хроника этих событий, которые, несомненно, стали частью духовной истории нашей страны.
1 декабря 2010 года. Москва. Аэропорт «Внуково». Святыню встречают официальные лица Патриархии и духовенство Московской епархии. Встречающих возглавляет викарий Московской епархии епископ Видновский Тихон. Прямо в здании аэропорта совершается краткий молебен. Многие его участники и не чаяли, что ночное дежурство или ожидание в аэропорту обернется прикосновением к величайшей святыне. И не каждый умеет правильно креститься, и о святой Екатерине многие лишь что-то когда-то слышали. Но затем она и пришла, чтобы ее узнали.

Ночь на 2-е декабря. Подмосковье. Свято-Екатерининская пустынь. Несмотря на мороз и позднее время, храм полон народу. Богослужение совершают митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, патриарший наместник Московской епархии и архиепископ Синайский, Раифский и Фаранский Дамиан.

Утро 2 декабря. Москва. Храм Христа Спасителя. Ковчег с мощами святой великомученицы Екатерины встречает Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. В главном храме страны совершается Божественная Литургия. В столице святыня пробудет три дня, затем – снова перелет.

4 декабря. Екатеринбург. Аэропорт Кольцово. Здесь так же, как и в Москве, подготовлена торжественная встреча. И тоже прямо в аэропорту совершается молебен. И вместе с духовенством к мощам прикладываются авиапассажиры и авиаслужащие, провожающие и встречающие – возможно, и здесь кто-то впервые в жизни подходит к святыне и обращается к святой Екатерине со словами молитвы.

Крестный ход со святыми мощами. За время пребывания святыни в Екатеринбурге их будет несколько. Это молитвенное шествие следует к Свято-Троицкому кафедральному собору, где мощи будут выставлены для поклонения. Для того, чтобы стать участником этого крестного хода, надо было пройти пусть небольшое, а, все же, испытание.

Прибытие самолета задержалось на несколько часов, и люди, ожидавшие святыню, успели изрядно замерзнуть и устать. И каждому пришлось выбирать между возвращением домой, в тепло и уют, и долгим ожиданием на декабрьском уральском морозце. Но, наверное, простой и легкой эта встреча и не должна была быть, как не была простой и легкой жизнь святой Екатерины – а иначе не стала бы она житием.

7 декабря Екатеринбург празднует именины. По многолетней традиции в Свято-Троицком кафедральном соборе совершается Божественная Литургия, а затем многочисленный крестный ход следует к часовне святой Екатерины – туда, где стоял когда-то первый и главный храм Екатеринбурга Градо-Екатеринбургский Екатерининский собор. Как и каждый православный храм, он имеет своего Ангела-хранителя. Да, именно так, не в прошедшем времени, а в настоящем. Ведь Ангел остается верен даже разрушенному храму. И было от чего возрадоваться в этот день скорбящему Ангелу Екатерининского собора. А вместе с ним радовались и люди, собравшиеся на площади перед часовней.

Дальнейшее пребывание святых мощей в Екатеринбурге продолжилось уже в Храме-на-Крови. Ковчег с мощами, а также икону святой Екатерины, установили в верхнем приделе храма. Сюда на протяжении 18-ти дней приходили екатеринбуржцы и паломники из других городов. И с каждым днем очередь к мощам становилась все больше.

Только однажды за это время мощи святой Екатерины покинули Храм-на-Крови, чтобы побывать… в храме святой Екатерины. Так сложилось, что первым храмом Екатеринбурга стала церковь святой Екатерины, построенная и освященная во времена основания города и уничтоженная в годы богоборчества.

А последним храмом, освященным в Екатеринбурге до октябрьского переворота, стала Екатерининская домовая церковь при женском епархиальном училище. Она действовала недолго, с момента освящения в 1916 году, до установления советской власти. Затем храм закрыли, а здание было передано Горному университету.

В наши дни в Екатерининском храме располагается кафедра инженерной графики. На короткое время это помещение вновь стало тем, чем было изначально – храмом Божиим. Впрочем, об этом его истинном предназначении вспомнили не впервые. Во время недавнего ремонта здесь проступили фрески, сохраненные кем-то под слоем побелки.

Святая Екатерина пришла в свой храм. Конечно, это не тот величественный собор, что стоял когда-то в самом центре города, а лишь небольшая домовая церковь. И, все-таки, это событие символичное, событие с большой буквы. Есть у него и еще одно значение. Святая, сочетавшая в земной жизни научные знания с глубокой верой, благословила старейший вуз Екатеринбурга, который старается идти тем же путем.

24 декабря 2010 года Екатеринбург провожал мощи своей небесной покровительницы. После Божественной Литургии в Храме-на-Крови святыню в последний раз пронесли крестным ходом к часовне святой Екатерины, к месту, где когда-то стоял ее храм.

ДЛЯ ЧЕГО ОНА ПРИШЛА?
Во многих российских храмах пребывают сегодня частицы мощей святых. Но ценим ли мы эти источники благодати – или у нас развивается синдром привыкания к святыне? Вглядываемся ли мы в жизнь и подвиг угодника Божия, у которого просим здоровья, успеха и благополучия – или нам нужен для этого информационный повод?

Зная нашу духовную неповоротливость, Господь дал нам возможность взглянуть на подвиг святой Екатерины не отстраненно, но сквозь призму сегодняшнего дня и собственной жизни. Посреди развращенной языческой Александрии – развращенной не только плотскими грехами, возведенными в норму, но и богатством одних и бедностью других, и гордыней, и всеобщей нелюбовью друг к другу – эта удивительная девушка осталась чистой и светлой.

Отвергнув соблазны и искушения, отказавшись от земного благополучия, она устремилась к Единственному Источнику настоящей жизни и истинного, непреходящего счастья. И свою верность Христу она никогда ни на что не променяла.

Прибытие мощей великомученицы в Россию – прибытие громкое, широко освещаемое – заставило обратиться к ее житию, обратиться – в смысле прочитать, узнать. Последовало ли за этим более глубокое обращение – обращение в смысле изменения состояния души и образа жизни, обращение к вере и верности, истинной мудрости и любви? У каждого – свой ответ на этот вопрос.

Журнал "Православный Вестник"

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU