Страсть осуждения и борьба с ней.

Дружба

11 ноября в актовом зале Сретенской семинарии прошла лекция «Осуждение и борьба с ним». Ее для всех желающих провел наместник Сретенского ставропигиального монастыря и ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий. На лекцию пришло 350 человек.

Архиепископ Амвросий выступил с лекцией о преодолении греха осуждения

После молитвы архиепископ Амвросий начал лекцию со слов о том, почему необходимо изучать и бороться со страстью осуждения:

«Сегодня мы давайте вместе порассуждаем над ржавчиной, которая поражает и всё наше общество, и Церковь нашу, и является причиной очень многих трещин, разделений между людьми, – это страсть осуждения. Когда мы говорим о страсти, мы должны понимать, что страсть - это с одной стороны нечто, что является отрицательным и разрушительным в нашей жизни. Но страсть – это еще и нечто, что является силой души, которую мы сами направляем либо в одно русло, либо в другое русло».

После вводной части архиепископ Амвросий перешел к конкретному разбору страсти осуждения. Он начал с определения этого греха и рассказал, почему он страшен перед лицом Бога:

«Осуждение – это очень большой грех, который на самом деле является страшной дерзостью по отношению к Богу. По отношению к ближнему сейчас не говорю. По отношению к Богу, ведь суд весь принадлежит только Богу. Человек, когда пытается кого-то осудить, получается, право Бога присваивает себе, совершенно не законно.

Представим себе: мы приходим в какой-то суд, не имея никакого образования, не листая то или иное административное или уголовное дело; приходим, отодвигаем или выгоняем судью, справедливого, который знаком с делом, который знает законы; и по-своему начинаем судить, исходя из тех слухов, которые мы слышали, исходя из своей личной неприязни к человеку, которого видим перед собой. Какой мы суд произнесем? Наверное, эта картинка нам действительно представляется чем-то таким странным, неразумным. Но ведь так мы поступаем практически на каждом шагу, когда присваиваем себе право Бога судить о ком-то».

После этого наместник монастыря разделил «осуждение» на три связанные понятия:

«Осуждение имеет несколько значений: это уничижительное мнение о ближнем, пристрастно характеризующее его недостатки. Второе значение – это осуждение как обличение. И третье значение - вменение вины человеку. Оно и состоит, собственно говоря, из этих трех пунктов».

Подчеркивая тяжесть греха осуждения, архиепископ Амвросий говорил, что даже Бог «стесняется» своего права судить человека, а также сказал, что при осуждении у православных христиан распространено самооправдание:

«Давайте вспомним слова из Священного Писания. Как говорит Священное Писание об Отце в отношении суда о Его Единородном Сыне. Отец говорит: “Я весь суд отдал Сыну”, Он как бы сбрасывает с Себя это право, эту возможность, эту прерогативу, “Я весь суд отдаю Сыну, пусть Он вас судит”. А что говорит Сын? А Он говорит: “А Я пришел в этот мир не для того, чтобы судить мир, а чтобы спасти мир”, и Он как бы тоже отказывается от этого права. Удивительно, даже Бог как бы стесняется Своего права судить человека, даже Бог отворачивается от той возможности и того действительно законного права, говоря человеческим языком, которым Он обладает по отношению к каждому из нас.

У нас в православной среде, вы знаете, существуют даже придуманные народом «самооправдывающие» фразы. Нередко, особенно представители старшего поколения, в основном женщины, не в обиду будет сказано, перекрестившись говорят: “Господи, прими не в осуждение, а в рассуждение”, ну и далее по тексту... То есть существует как бы такая «волшебная формула», которая вдруг в нашем сознании превращает наше осуждение в что-то совершенно безобидное? На самом деле это попытка самооправдания, хотя действительно существуют такие понятия как осуждение и рассуждение, и они действительно несколько разные».


Ректор семинарии сравнил духовную жизнь человека с юриспруденцией и предложил метод борьбы, руководствуясь которым можно избежать греха осуждения:

«В судебном праве есть понятие – презумпция невиновности. Вот у нас, в нашей христианской среде, должна быть некая презумпция любви. Мы очень часто пользуемся другой возможностью – возможностью осудить, возможностью подумать о человеке плохо, иногда даже в шутку, в такую злую и горькую шутку. Некоторые говорят: «Подумаешь о человеке плохо – не ошибешься». Это очень горькая шутка, но она не является чем-то тем, что должно быть свойственно для христиан. Мы осуждением вносим, действительно, в тело церковное ржавчину, которая разъедает это тело. Мы начинаем быть источником позора для Церкви и одновременно источником неверия для многих других людей, когда осуждаем».

Архиепископ Амвросий подчеркнул, что важно читать и изучать труды святых отцов при борьбе со грехом осуждения. Привел цитату святителя Иоанна Златоуста и порассуждал о ней:

«Мы не внимаем Евангельскому предостережению. “Каким судом судишь, таким и сам будешь осужден. Не судите, и не судимы будете. Прощайте и прощены будете” - сказал Спаситель. Но мы же верим Его словам, а если верим Его словам, значит и поступать так должны. Всё ведь очень просто.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: “Если бы даже не сделали мы никакого греха, то уже один этот грех осуждения мог бы свести нас в преисподнюю. Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным, потому что Бог произнес суд соответственно не только свойств наших преступлений, но и по твоему суду о других”.

Чем хороши святые отцы? Они внимали себе, они внимательны были к своей внутренней жизни, а потом оставляли свои наблюдения. Они не были изначально совершенны, они тоже проходили через этот опыт: и осуждения, и видя заразу и те разрушительные последствия осуждения, которые они испытывали, потом они бежали от этого опыта и старались предостеречь от этого опыта других людей».


Свою лекцию архиерей завершил краткими выводами:

«Страх, суд, осуждение – это всё на самом деле то, что нужно рассматривать на фоне безграничной любви Божией, любви Бога к человеку. Не случайно преподобный Андрей Рублев потом пишет известную всем икону Святой Троицы, на которой Каждый из Лиц Святой Троицы взирает с величайшей любовью и состраданием Друг на Друга, и на предлежащие страдания Сына Божьего, и которая является действительно иконой Бога - Любви. Не случайно, действительно, икона преподобного Андрея стала таким символом любви Бога к человеку, любви внутри Святой Троицы и образом любви, которую Бог дает Своему творению.

Резюмируем: нам должно прислушиваться не к тем, кто нас осуждает, или кого-то осуждает, а к Евангельскому голосу и голосу собственной совести».

В конце лекции архиепископу Амвросию задавали вопросы из зала. Зачитывал и принимал вопросы благочинный Сретенского монастыря иеромонах Афанасий (Дерюгин).

Следующая лекция будет посвящена разбору греха зависти и борьбы с нею. Просветительские курсы проходят в актовом зале Сретенской семинарии в 19:00 по понедельникам.
Московский Сретенский Монастырь.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
3
Как победить страсть к осуждению?

(переработка материалов одноименной книги
священника Георгия Максимова, а также других источников)


Евангельская заповедь «Не судите, да не судимы будете»(Мф.7:1) является для нас уникальной. Преподобный Иоанн Лествичник в ответ на обращение людей мирских с вопросом, как им спастись среди суеты этого мира, отвечал: не осуждайте ближнего. И Сам Господь обещает это, - «не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»(Лк.6:37), и этим открывается самый короткий и простой путь ко спасению, но оказывается для нас таким трудным, потому что мы живем в мире, где осуждать другого считается не только нормой, но и порой добродетелью.

Так вот, принеся на Суд Божий победу лишь над одной страстью осуждения, можно получить прощение Господа и спасение своей души. Дело в том, что добродетели не существуют отдельно друг от друга. Это часть единой реальности – святости, как и все пороки – часть единой реальности греха. Поэтому если кто впускает в сердце один порок и не борется с ним, то этот порок привносит в его сердце еще семь других злейших пороков(Мф.13:45). Так же и с добродетелью неосуждения, – если мы ее одну стяжаем, то незаметно в наше сердце придут и другие добродетели, как звенья одной цепи, потому что добродетель неосуждения сокрушает гордыню в нашем сердце. А гордыня – это источник всех пороков и страстей.

Поучения: «Как бороться со страстью осуждения?»

1.) Нужно в себе увидеть эту страсть и перестать себя оправдывать.
Несмотря на прямое указание Господа: «не осуждать», – человек, видя другого явно согрешающего, легко поддается лукавому сценарию беса, подсовывающему ему в руки «кнут» осуждения с мысленным призывом: «Ударь его! Ты же – прав!», при этом он может выдумать человеку тысячу оправданий, почему он не должен исполнить заповедь Божию, но этот путь противления Богу ведет в ад. Мы совершенно забываем, что «кнут» этот – не для наших рук, а для наших спин! И никто не давал нам право брать его в свои руки, и мы будем биты им сами на Суде над нами.
Господь дал нам способность видеть грехи, чтобы мы использовали ее по отношению к себе, себя судить. А способность оправдания дана нам для применения к другим людям, чтобы проявлять к ним жалость и любовь. Но дьявол всё извратил. Как других судить, – мы обвинители, а как себя – адвокаты. А должно быть – наоборот!

2.) Увидел согрешающего, – пожалей его.
«Прежде, чем кого-то осудить, надень его обувь, пройди его путь, споткнись о каждый камень, который лежал на его дороге, прочувствуй его боль, попробуй его слезы… И только после этого говори, как нужно жить!» Грехи другого человека врачуются прежде всего состраданием к нему.
Игумен Никон(Воробьев) отмечал: «Сейчас время осуждения, неприязни, зависти… Жалейте друг друга, несмотря ни на кто он, что он. Я уже боюсь сказать «любите», – слишком высоко, – жалейте». Преподобный Силуан Афонский говорит: «Если ты увидишь, как человек согрешает и ты его не пожалеешь, то благодать Божия обязательно тебя оставит».

3.) Увидел согрешающего – помолись за него: «Господи, прости его, вразуми, обрати его к покаянию и спаси». Это принесет во много раз больше пользы, чем слова обличения или осуждения.

4.) Нельзя смешивать человека, – этот образ Божий, с грехом, который в нем.
Преподобный Исаак Сирин: «Люби грешников, но ненавидь дела их, и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому тебе не впасть в искушение, в котором пребывают они. Ни на кого не гневайся и никого не ненавидь ни за веру, ни за дурные дела его…, молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу».
Распятый Христос за всех людей молился: «Прости им Отче, ибо не ведают, что творят!» В большинстве своем люди не ведают, не осознают последствия своих поступков, слов и мыслей для своей вечной участи. Ведь правильно оценить наши действия можно только с точки зрения Божественных законов, с точки зрения Вечности…

5.) Не судите никого, – на то бесы есть.
Когда мы судим другого человека, мы не только себя ставим над ним, хотя ничем не лучше его, но и себя ставим вместо Бога, присваивая себе права Судьи. Сам Бог не судит человека до конца его жизни, почему же это должны делать мы? Кому мы уподобляемся, кто хотел стать вместо Бога и был низвергнут в бездну адову?
Поэтому, как бревно больше сучка, так и грех осуждения, в глазах Божиих, больше, чем грех осуждаемый, о чем говорит Христос в Евангелии(Мф.7:3-5). Поэтому если приступает желание кого-либо осудить, подумайте, – с кем вы становитесь сообщниками, – и не участвуйте в делах тьмы.

6.) Помните: «Перед падением возносится сердце человека» – так сказано в Притчах Соломона (18:13).
А когда человек осуждает другого, – он над ним превозносится, и сразу же подпадает под действие Слова Божия: «всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Лк.14:11) Поэтому народная мудрость и предупреждает: «В чем кого осудишь, – в том грехе и сам пребудешь». К этому остается только добавить опыт жизни: либо в том же грехе пребудешь, либо – в еще худшем и низшем, который покажет всю твою духовную ничтожность, при этом осужденный тобою грех будет подобен «сучку» по сравнению с «бревном» твоего греха.
«Грех осуждения так противен Богу, что Он прогневляется, отвращается даже от угодников Своих, когда они позволят себе осуждение ближнего: Он отнимает у них благодать Свою», – отмечал Святитель Игнатий (Брянчанинов).

7.) Имейте в виду: «Осуждающий другого – закрепляет за собой свои грехи», – на это обращал внимание еще преподобный Марк Подвижник.
Избавиться от своих грехов можно только с помощью благодати Божией, а когда человек осуждает, он теряет эту благодать подобно тому, как проткнутое колесо теряет свое давление. И как автомобиль на спущенных колесах не может никуда уехать, так и христианин в духовной жизни – ничего не может толком преуспеть, постоянно исповедуя одни и те же грехи и всё так же в них пребывая из-за постоянных своих «проколов» – грехов осуждения. И нет ничего проще бесам лишить человека поддержки от Бога, как всего лишь подсунуть ему повод к осуждению, потому «что весь мир лежит во зле»(1 Послание Иоанна, 5:19).

8.) Нужно категорически запретить себе рассказывать и слушать про чужие грехи.
Осуждающий вредит троим: себе самому, слушающему его и тому, о ком говорит. Преподобный Амвросий Оптинский поучал: «Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих». Можно говорить, если это требуется, о греховных явлениях, страстях, делах, но никто нас не ставил судьями над такими же людьми, как и мы.
Например, одно дело, когда мы говорим, что аборт – это детоубийство, страшный грех, в котором нужно каяться и его искоренять, а другое – когда мы свою знакомую осудили в этом грехе. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим.14:4).
Святые отцы-подвижники имели мудрость судить всякое зло, при этом – не осудив никого. Мир не изменится в лучшую сторону, если мы будем порицать других, и сами мы от этого не получим никакой пользы, и другим ее не принесем, а только лишь навредим себе.

9.) По поводу обличения: «Когда пожелаешь наставить кого на добро, то упокой его сперва телесно и почти его словом любви, ибо ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить свой порок и перемениться к лучшему, как телесные блага и ублажения, какие он видит от тебя», – научает нас преподобный Исаак Сирин.

10.) Не позволять себе даже мысленно осуждать другого человека.
«Если в твой дом принесут грязь, не допытывайся, из какого она места, – выброси её сразу; если в твое сердце проникнут помыслы осуждения, не допытывайся, правы они или нет, – они только грязь». Поэтому «не спеши попрекать и учить других, – спеши избавиться от мыслей дурных», как сказал монах Симеон Афонский.
«Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям. Ибо накапливая в себе зло к людям, – накапливаешь яд, который рано или поздно убьет в тебе человека», – наставлял Святитель Николай Сербский.
Иоанн Кронштадский писал: «Всякий помысел вражды – от лукавого, напиши это в сердце своем и всячески держись любви».

11.) «Кто строго расследует чужие грехи, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным», – об этом говорит святой Иоанн Златоуст.
Об этом мы и сами просим в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим».
И в Евангелии Христос предупреждает: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Святитель Геннадий Константинопольский поучал: «Кто каждый час готовится дать ответ о своих грехах, не скоро поднимет голову, чтобы рассматривать чужие ошибки».

12.) Берите пример с пчелы, а не с мухи.
Пчела перелетает все навозные кучи и садится только на цветы, а муха может не замечать множество цветов, усевшись лишь на маленькую кучку навоза. Также и смотря на человека, нужно стараться обращать внимание на его добродетели, а не замечать и обсуждать его грехи.

13.) Молитва Иисусова, – есть сильнейшее духовное оружие против помыслов осуждения и действия страстей на душу человека: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
Особая значимость этой молитвы в борьбе с помыслами и страстями засвидетельствована тысячелетним опытом Церкви.
Кто хочет истинно научиться любить Господа и ближнего своего, не осуждая никого, тот обязательно должен упражняться в Иисусовой молитве.
В последние скорбные времена, как отмечали многие подвижники, спасаться можно будет только Иисусовой молитвой, мы должны научиться дышать ею.
«Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай — и получишь спасение», – наставлял старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко).

14.) Каждый день, если кого-то осудил, – клади три земных поклона с молитвой: «Господи, спаси и помилуй раба Твоего (имя человека, которого осудили) и молитв его ради святых, – помилуй и спаси меня грешнаго». Если за день был осужден не один человек, а несколько, то за каждого нужно сделать три поклона с молитвой.
Это правило имеет глубочайший духовный смысл, и рекомендуя его, священноисповедник Сергий Правдолюбов говорил, что через это Господь совершенно надежно исцеляет человека от страсти осуждения и дает такое примирение и покой в душе, которого до этого никогда не было.

15.) «Стяжи Дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи», – завещал преподобный Серафим Саровский.
Поэтому, мы можем начать менять этот мир, начиная прежде всего с самих себя, а не с других, со своего покаяния и изменения, – в чем да поможет нам всем Господь Иисус Христос молитвами Своей Божией Матери и всех святых. Аминь.

Сергий Пономарь (https://www.stihi.ru/2017/12/15/5423)
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites