Из наставлений преосвященного Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского

Святитель Анто́ний (Смирницкий), архиепископ Воронежский
Кому нужно Евангелие?
«Евангелие», говорит архипастырь сей, «нужно не для одних монахов; мирские люди находятся в житейском море; кораблец их угрожается частыми треволнениями. Если не будут держаться слова Божия, и полагать оное в основание своих мыслей, чувствований и поступков: то погибнут, не доплывут к желаемому отечеству – к небесам».

Комната без образа Божия.
Некогда был святитель приглашен для освящения вновь отделанной залы одного общественного здания. Зала великолепная, собрание публики в ней было большое и знаменитое. Преосвященный Антоний, прибывши в полдень прекрасного дня, вошел в залу, смотрит – нет нигде образа. Вдруг говорит начальствующим лицам: «как мрачно в зале!» Ему отвечают: «сегодня день светлый!» Владыка снова повторяет: «Мрачно у вас». Те пришли в недоумение. Но архипастырь вывел их из оного, сказавши: «зала хороша и богато убрана, да нет образа: без образа как бы ни была украшена комната, а все будет мрачна». Тотчас принесена была икона Христа Спасителя, и тогда преосвященный освятил залу.

Убогая храмина.

Древних лет полковник Матвеев подошел к преосвященному и говорит: «ваше преосвященство! я желал бы, чтобы вы и меня удостоили своим посещением; но не осмеливаюсь вас о том просить. У меня небольшой хуторок; дом мой нельзя назвать домом, – он больше похож на хлев». Преосвященный на это ему отвечал: «а над каким местом воссияла звезда, путеводившая волхвов? Я у вас буду». И в тот же день на пути заехал к смиренному, добродетельному старцу, и в духовной беседе разделил с ним несколько времени.

Благочестие.
«Благочестие», говорил он, «приближает человека к Богу. Подвиги благочестия доставляют такую славу, которая выше земных почестей».

Добродетельная жизнь.
Знаменитость рода не спасает нас, если не будем добродетельны и человеколюбивы. Истинное благородство приобретается исполнением воли Божией.

Пути спасения.
Преосвященный Антоний некогда говорил о святом Антонии Великом, что сей угодник Божий считал три пути, ведущие человеков к небесному царствию. Иные люди от юности возлюбили Бога, и всем сердцем Ему работают – это первый путь спасения. Другие к тому побуждаются страхом будущих мук и ожиданием неизреченных радостей: это второй путь. А иных по своему милосердию Господь спасает, посылая им болезни и разные бедствия, которые их исправляют и приводят к добродетели – это третий путь.

Что думает порочный и добродетельный.
Некогда говорил преосвященный о порочном и добродетельном: «Порочный думает, что никто его не видит, когда он предпринимает, или делает зло в уединенном месте. Ошибается он в своем мнении. Бог все видит; ангел-хранитель есть всегдашний свидетель наших дел. Добрый делает добро не только в присутствии других: но находясь и один собою: ибо он имеет в сердце страх Божий, боится оскорбить преступлением всевидящее око Божие. Горе грешнику! радость праведной душе!

Как избавиться от мыслей порочных о самоубийстве.
Некто приходит к преосвященному и объявляет ему о тягостном состоянии души своей, в котором он не имеет покоя от нечистых, лукавых, законопреступных помыслов – и впадает иногда даже в отчаяние, так что готов лишить себя жизни. Архипастырь советовал ему худые мысли, в душу приходящие, считать ни за что, не останавливаться на них, но освобождаться от них и заменять их благими размышлениями; тем более стараться не приводить их в действие. Когда приразится уму порочная мысль, тотчас обращаться к молитве, – и тьма в уме исчезнет и воссияет свет. «Читайте», говорил он, «молитвы: «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троица», «Отче наш», «Верую», чаще повторяйте Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Усердные воссылайте молитвы в Божией Матери и угодникам Божиим – и сойдет вам с небес помощь. Исповедайтесь, откройте духовному отцу вашему совесть вашу, ничего пред ним не скрывая – и тяжкое бремя отпадет от сердца вашего и водворится в нем спокойствие. Чувствуя за собою грехи, мы должны от них отставать, исправляться; памятовать всегда Слово Божие и ему следовать. Для чего предаваться печали и отчаянию? Господь благ и милосерд: Он печется о нас. Некоторые желания наши не исполнены? Будем молиться Богу: силен Господь исполнить добрые желания наши выше всякого нашего ожидания. Нас огорчают, нам сделали оскорбление, нанесли обиду? Обидевшего и оскорбившего великодушно простим, все терпеливо перенесем; за зло заплатим добром. Мы лишились весьма важного для нас блага? То совершилось по премудрому Промыслу Божию для нашего же счастья. С благоговением скажем ко Господу, Начальнику и Владыке жизни нашей: да будет воля Твоя! Господь может потерянное благо возвратить или взамен того послать, нам подобное благо, или еще гораздо высшее. В нуждах и недостатках мы? Помолимся поусерднее Богу, и Он пошлет нам пищу и одежду, и покровителя, и благотворителя. Как бы ни было велико бедствие наше, избави Бог, каким бы ни было образом, сократить жизнь свою: за это назначена вечная мука. Трудно нам здесь терпеть сильную болезнь, уничижения и скорби, каково же будет, когда подвергнем себя огню гееннскому? И потому жизнь свою земную – дражайший дар Божий, мы должны беречь. Она нам дана для приобретения блаженной жизни в будущем веке. Путь к тому – святая наша православная вера и добрые дела. Болезни, скорби и всякого рода бедствия, здесь на земле временны – награда за благодушное их перенесение в небесах бесконечна. Не злобствуйте и на ближних, какое бы ни сделали они вам зло. Господь и Спаситель наш Иисус Христос повелел прощать брату нашему согрешения, сделанные против нас, велел ближних любить, но воспретил их ненавидеть и мстить им. Дурные помыслы от лукавого. Изгоняйте их размышлениями о благости, премудрости и правосудии Божием, о законе Господнем. Чтобы приобрести часть с избранными Божиими, старайтесь быть благотворительными, милосердными, терпеливыми, кроткими, воздержными, благочестивыми, верующими, добродетельными и святыми. Занимаясь своею должностью, с охотою и прилежанием трудитесь; от трудов честных и похвальных переходите к молитве, а от молитвы опять возвращайтесь к трудам. За все Бога благодарите, а за то исцеление обрящете душе вашей, и – спасетесь. Надобно воздерживаться от гордости: ибо по большей части гордым приходят дерзкие помыслы. «Бывают люди», продолжал высокопреосвященный, которые как младенцы, вовсе не имеют нечистых мыслей. Таков в Киеве был отец Исихий, мой духовный отец, по происхождению принадлежавший к известной фамилии, сын полковника. Он вместе со мною учился в академии, и по любви к наукам был двенадцать лет в богословском классе; потом поступил в монашество, был посвящен в иеромонаха и жил в Выдубицком монастыре. Этот раб Божий, друг истины и добродетели, по своей чудной простоте и чистоте сердечной, не только уклонялся от всякого зла, от слов праздных и душетленных; но даже вовсе не понимал, что такое неприличные помыслы. Ибо душа его горела непрестанно Серафимскою любовью к Богу и была проникнута живейшею любовью к ближним. Поучая и ближних любви святой, весьма часто он повторял сие Апостольское слово: «Все вам любовью да бывает».

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites