14 ноября. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп Феодотии. Мучениц Кириены и Иулиании.

1 ноября по старому стилю / 14 ноября по новому стилю
четверг
Седмица 22-я по Пятидесятнице. Глас 4.
Поста нет.

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III).
Сщмчч. Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мцц. Кириены и Иулиании (305–311). Мч. Ерминингельда, царевича Готфского (586). Мчч. Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).
Сщмчч. Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1918); сщмчч. Александра Шалая и Димитрия Овечкина пресвитеров, мц. Елисаветы Самовской (1937); мч. Петра Игнатова (1941).


Кол., 260 зач.,IV, 2–9. Лк., 62 зач.,XI, 47 – XII, 1. Бессребреников: 1 Кор., 153 зач.,XII, 27 – XIII, 8. Мф., 34 зач. (от полý), X, 1, 5–8.

Тропарь святых бессребреников, глас 8:
Святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы, Космо́ и Дамиа́не,/ посети́те не́мощи на́ша:// ту́не прия́сте, ту́не дади́те нам.

Кондак святых бессребреников, глас 2:
Благода́ть прии́мше исцеле́ний,/ простира́ете здра́вие су́щим в ну́ждах,/ вра́чеве, чудотво́рцы пресла́внии,/ но ва́шим посеще́нием ра́тников де́рзости низложи́те,// мир исцеля́юще чудесы́.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(1Сол.5:1–8; Лк.11:47–12:1)
«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк.12:1). Отличительная черта лицемерия – делать всё напоказ. Действовать на глазах других еще не лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно; потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании только быть показными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а показанность – необходимое сопутствие дел, совершаемых внешне.

Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а показать только себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда возымеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце.

Когда же ко всему этому присоединится еще скрытная цель пользоваться и выгодами подобной репутации, то тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий, чего требует Господь, когда заповедует «беречься закваски фарисейской». Делай добро по желанию другим добра, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься – и избежишь лицемерия


Святые мученики-бессребреники братья Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие (†284)
Святые Косма и Дамиан были родом из Малой Азии. Их отец-язычник умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать, Феодотия. Пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочной жизни по закону Господню, Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных.

Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого – силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить даже животных. С горячей любовью к Богу и ближним братья вышли на общественное служение. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Слава о святых Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками.

Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так знали больную) и по усердной молитве святых братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра своего совершенно здоровой, славя Бога. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайно пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы – Отца, Сына и Святого Духа». Услышав Имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет. Вскоре исполнилось время святому Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где будет могила Дамиана. Но тут, по воле Божьей, свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божьего. Честные мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия). По смерти святые бессребреники совершили много чудес. Жил в Феремане, близ храма Космы и Дамиана, некто Малх. Однажды, собираясь в далекий путь и оставляя супругу свою надолго одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А враг рода человеческого, вселившись в одного из друзей Малха, задумал погубить женщину. Прошло немного времени, и этот человек пошел к ней в дом и сказал, что послан Малхом, чтобы проводить ее к нему. Женщина поверила и пошла. Он завел ее в пустынное место и захотел надругаться над ней и убить. Женщина, увидев, что ей грозит опасность, с глубокой верой воззвала к Богу. Тогда явились два грозных мужа, и лукавый человек отпустил женщину, бросился бежать, но упал в пропасть. Мужи отвели женщину домой. У дома своего она, кланяясь им до земли, спросила: «Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца моих дней?» «Мы рабы Христовы Косма и Дамиан» – отвечали они и стали невидимы. Женщина со страхом и радостью рассказала всем о случившемся с ней, славя Бога, со слезами пошла к иконе святых братьев и сотворила благодарственную молитву о избавлении. С тех пор святые братья Косма и Дамиан почитаются покровителями святости и ненарушимости христианского брака, устроителями супружеской жизни. Издревле распространено их почитание на Руси.

Мученица Кириена Тарсийская
Мученица Иулиания Россонская
Святые мученицы Кириена из Тарса и Иулиания из Росы за исповедание христианской веры были схвачены при императоре Максимиане Галерии (305–311) правителем Киликии Маркианом. Святую Кириену, обнаженную, с остриженной головой, водили на посмеяние вокруг Тарса, а затем вместе со святою Иулианией отвели в г. Росу, где предали сожжению.

Франсиско де Эррера. Триумф св. Эрменегильда
Святой мученик Ерминингельд, царевич Готфский († 586), оставил арианскую ересь и был обращен в православие. Отец его, царь Лувингильд, арианин, ни лаской, ни угрозами не мог заставить сына вернуться к прежней вере и приказал казнить его. Твердость царевича в вере и мужество его перед смертью заставили царя раскаяться в содеянном. Не решаясь сам принять православие, он поручил святому епископу Леандру обратить в истинную веру своего наследника Рехарда. Став царем, Рехард утвердил православие в своей стране.

Священномученики Иоанн, Саверий, Исакий и Ипатий, епископы Персидские
Свя­щен­но­му­че­ни­ки Нирс, епи­скоп, и Иосиф, уче­ник его, Иоанн, Са­ве­рий, Ис­а­кий и Ипа­тий, епи­ско­пы Пер­сид­ские; му­че­ни­ки Азат ско­пец, Са­со­ний, Фек­ла, Ан­на и мно­гие дру­гие му­жи и же­ны, в Пер­си­де по­стра­дав­шие, бы­ли каз­не­ны во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан в Пер­сии при ца­ре Са­по­ре II.
Свя­ти­тель Нирс и его уче­ник му­че­ник Иосиф бы­ли обез­глав­ле­ны; свя­ти­тель Иоанн по­бит кам­ня­ми. Та же участь по­стиг­ла и свя­ти­те­лей Ис­а­кия и Ипа­тия. Свя­ти­тель Са­ве­рий скон­чал­ся в тем­ни­це, и по­сле смер­ти ему от­ру­би­ли го­ло­ву. Му­че­ни­ка Аза­та скоп­ца за­ду­шил один пре­сви­тер-от­ступ­ник. Пыт­ки, му­че­ния и смерть за Хри­ста пре­тер­пе­ли так­же му­че­ни­ки Са­со­ний, Фек­ла, Ан­на и мно­гие дру­гие муж­чи­ны и жен­щи­ны († 343).

Свя­тые му­че­ни­ки Ке­са­рий и Да­сий бы­ли схва­че­ны за ве­ру хри­сти­ан­скую ма­го­ме­та­на­ми при взя­тии г. Да­мас­ска (VII век). Свя­тые бы­ли пре­да­ны же­сто­ким му­че­ни­ям и усе­че­ны ме­чом.

Священномученик Алекса́ндр Шалай, пресвитер
Алек­сандр Се­ме­но­вич Ша­лай ро­дил­ся в го­ро­де Слуц­ке в се­мье ме­ща­ни­на 20 но­яб­ря 1879 го­да. Го­то­вясь к свя­щен­ни­че­ско­му по­при­щу, он за­кан­чи­ва­ет Слуц­кое Ду­хов­ное Учи­ли­ще и Мин­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, в ко­то­рой учит­ся на од­ном кур­се с бу­ду­щим свя­щен­но­му­че­ни­ком Иоан­ном (Па­ши­ным).
13 ав­гу­ста 1901 го­да Алек­сандр Се­ме­но­вич ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 15 ав­гу­ста — во свя­щен­ни­ка. Отец Алек­сандр слу­жил в церк­ви По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы се­ла Остро­жан­ки Мо­зыр­ско­го уез­да, был на­сто­я­те­лем Ки­мей­ской церк­ви в Бо­ри­сов­ском уез­де, а 1 мая 1908 го­да был пе­ре­ме­щен в Дри­чин­скую цер­ковь Игу­мен­ско­го уез­да. По­след­ним ме­стом слу­же­ния свя­щен­ни­ка ста­ла Свя­то-Тро­иц­кая цер­ковь се­ла Блонь Пу­хо­вич­ско­го рай­о­на Мин­ской об­ла­сти, где отец Алек­сандр в 30-е го­ды был на­сто­я­те­лем.
Отец Алек­сандр был че­ло­ве­ком твер­дых ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний, усерд­ным мо­лит­вен­ни­ком и за­бот­ли­вым пас­ты­рем. По вос­по­ми­на­ни­ям оче­вид­цев, ко­гда в ав­гу­сте 1935 го­да в Бло­ни за­кры­ли храм и взя­лись сни­мать с него ко­ло­ко­ла, отец Алек­сандр по­до­шел к груп­пе со­брав­ших­ся по это­му по­во­ду од­но­сель­чан и, об­ра­тив­шись к тво­рив­шим без­за­ко­ние, в серд­цах ска­зал: «За­чем вы бе­ре­тесь не за свое де­ло? Ви­ди­мо, вам де­лать нече­го, что вы пор­ти­те цер­ков­ное доб­ро!» То­гда на­шел­ся некто, за­пом­нив­ший эти сло­ва и впо­след­ствии до­нес­ший на от­ца Алек­сандра.
По­сле за­кры­тия Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви отец Алек­сандр хо­тя и не слу­жил за от­сут­стви­ем по­ме­ще­ния, но про­дол­жал со­вер­шать тре­бы, ко­гда о том его про­си­ли при­хо­жане. Во вре­мя Все­со­юз­ной пе­ре­пи­си на­се­ле­ния он ор­га­ни­зо­вал сре­ди жи­те­лей Бло­ни сбор под­пи­сей за от­кры­тие мест­но­го хра­ма.
Все это свя­щен­ни­ку вспом­ни­ли, аре­сто­вав его 6 ав­гу­ста 1937 го­да. От­ца Алек­сандра об­ви­ни­ли в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции, на­прав­лен­ной на раз­ло­же­ние кол­хо­зов». Но под­лин­ная при­чи­на его аре­ста бы­ла в дру­гом — в неже­ла­нии от­речь­ся от ве­ры в Бо­га и от са­на свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Блонь­ско­го на­сто­я­те­ля до­пра­ши­ва­ли несколь­ко раз. С по­мо­щью Бо­жи­ей отец Алек­сандр на­шел си­лы не при­знать се­бя ви­нов­ным в тех неле­пых об­ви­не­ни­ях, ко­то­рые ему предъ­яв­ля­лись, и ни­ко­го не ого­во­рил.
Без су­да и след­ствия 10 ок­тяб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рея Алек­сандра Ша­лая при­го­во­ри­ли к рас­стре­лу. Все его иму­ще­ство кон­фис­ко­ва­ли, се­мью вы­сла­ли (у от­ца Алек­сандра бы­ло чет­ве­ро де­тей – Во­ля, Алек­сандр, Ири­на и На­та­лья). Свя­щен­ник был убит 14 но­яб­ря 1937 го­да в го­ро­де Боб­руй­ске, му­че­ни­че­ски по­стра­дав за ис­по­ве­да­ние ве­ры Пра­во­слав­ной. В 1999 го­ду про­то­и­е­рей Алек­сандр Ша­лай был при­знан Свя­тым Си­но­дом Бе­ло­рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви мест­но­чти­мым бе­ло­рус­ским свя­тым, об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние его со­сто­я­лось в 2000 го­ду на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites