13 ноября. Апостолов от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мученика Епимаха.

31 октября по старому стилю / 13 ноября по новому стилю
среда
Седмица 22-я по Пятидесятнице. Глас 4.
День постный.
Пища с растительным маслом.

Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мч. Епимаха (ок. 250).
Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах (XII). Прп. Мавры (V).
Сщмч. протоиерея Иоанна Кочурова (1917). Прмч. Леонида Молчанова (1918); сщмчч. Всеволода Смирнова, Александра Воздвиженского, Сергия Розанова, Алексия Сибирского, Василия Архангельского, Петра Воскобойникова, Василия Колоколова пресвитеров, прмчч. Анатолия Ботвинникова, Евфросина Антонова и мч. Иакова Блатова (1937); прмч. Иннокентия Мазурина (1938).


Кол., 259 зач.,III, 17 – IV, 1. Лк., 61 зач.,XI, 42–46.

Тропарь апостолов, глас 3:
Апо́столи святи́и/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов, глас 8:
́Яко свяще́нная сокро́вища Всесвята́го Ду́ха/ и Со́лнца Сла́вы сия́ния,/ по до́лгу воспои́м му́дрыя апо́столы,/ Апе́ллия, Урва́на же и Аристову́ла,/ Ампли́я, Нарки́сса и Стахи́я,// я́же благода́ть собра́ Бо́га на́шего.

Тропарь мученика Епимаха, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Епима́х/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Епимаха, глас 4:

Многообра́зныя ра́ны претерпе́л еси́/ и вене́ц прие́м от Христа́ Бо́га,/ Ему́же о нас моли́ся, блаже́нне Епима́ше,/ ве́рно соверша́ющих па́мять твою́,// да спасе́т ду́ши на́ша.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(1Сол.4:1–12; Лк.11:42–46)
Господь начинает укор Своим современникам тем, что они «нерадят о суде и любви Божией». Иссякновение правды и любви – корень всякого нестроения как в обществе, так и в каждом человеке. Само же оно происходит от преобладания самолюбия или эгоизма. Когда эгоизм вселится в сердце, то в нем распложается целое полчище страстей. Сам он поражает правду и любовь, требующих самоотвержения, а страсти, им порождаемые, изгоняют все другие добродетели. И становится человек по сердечному строю негодным ни к чему истинно доброму. Дать «десятину с мяты, руты и всяких овощей» (Лк.11:42) еще может, а сделать что-либо посущественнее не находит в себе мужества.

Это не значит, чтоб и внешнее поведе­ние его было безобразно. Нет, оно всячески скрашивается добропорядочностью, только сам в себе он «как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк.11:44). Начало самоисправления – начало возникновения в сердце само­отвержения, вслед за которым восстановляется правота и любовь, а от них потом начинают оживать одна за другою и все прочие добродетели. Человек по сердечному строю становится тогда благообразен пред очами Божими, хотя для людей, снаружи, может иногда казаться не совсем взрачным. Но суд людской не важное дело, лишь бы суд Божий был не против нас.


Святые апостолы от 70-ти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовул
Святой апостол Андрей Первозванный рукоположил Стахия в сан епископа Византийского, где он и святительствовал шестнадцать лет, ревностно проповедуя Евангелие Христово и обращая язычников к истинной вере. Святой Амплий был епископом в городе Диосполе; святой Урван – в Македонии. Святительствовали они также с благословения святого апостола Андрея. За проповедь Евангелия были преданы мученической смерти иудеями и эллинами-язычниками. Святой Наркисс был святителем в городе Афинах. Святой Апеллий святительствовал в Ираклии. О святом Аристовуле сведения помещены 16 марта.

Мученик Епимах
Святой мученик Епимах был родом из Египта. Долгое время он жил отшельником на горе Пелусийской. Во время гонений на христиан в Александрии (около 250 года) святой Ефимах, пылая ревностью к истинной вере, пришел в город, разрушил языческих идолов и безбоязненно исповедал Христово учение. За это святой был предан мучениям. Среди людей, видевших его муки, стояла женщина с больным глазом; капля крови мученика исцелила болящую. После жестоких мучений святой был усечен мечом.

Преподобный Спиридон Печерский, просфорник
Пре­по­доб­ные Спи­ри­дон и Ни­ко­дим, просфор­ни­ки Пе­черcкие (ХП), 30 лет ис­пол­ня­ли свое по­слу­ша­ние – пек­ли просфо­ры. Пре­по­доб­ный Спи­ри­дон при­шел в мо­на­стырь при игу­мене Пи­мене (1132–1141) уже немо­ло­дым че­ло­ве­ком. По­движ­ник со­про­вож­дал свой труд непре­стан­ной мо­лит­вой и пе­ни­ем псал­мов. Еще при жиз­ни пре­по­доб­ный Спи­ри­дон был про­слав­ля­ем от Бо­га чу­де­са­ми. Из­ве­стен слу­чай, ко­гда он по­ту­шил ман­ти­ей за­го­рев­шу­ю­ся пе­кар­ню: огонь по­гас, а ман­тия оста­лась це­лой. Свя­той Ни­ко­дим тру­дил­ся вме­сте с пре­по­доб­ным Спи­ри­до­ном и вел та­кую же стро­гую жизнь. Мо­щи их на­хо­дят­ся в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре. У пре­по­доб­но­го Спи­ри­до­на паль­цы пра­вой ру­ки сло­же­ны трое­перст­но. Па­мять так­же 28 сен­тяб­ря и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

Преподобная Мавра подвизалась в Царьграде, где основала обитель, в которой и скончалась в V веке.

Священномученик Все́волод Смирнов, пресвитер
Свя­щен­но­му­че­ник Все­во­лод ро­дил­ся 25 мар­та 1874 го­да в се­ле Тро­иц­ком Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Смир­но­ва. В 1897 го­ду Все­во­лод Ва­си­лье­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен учи­те­лем в шко­лу в се­ло Бу­ме­ро­во Зве­ни­го­род­ско­го уез­да. Здесь он же­нил­ся на На­деж­де Алек­се­евне Ува­ро­вой. В 1900 го­ду Все­во­лод Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Успен­ской церк­ви в се­ле Дер­мен­цо­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да. За без­упреч­ное слу­же­ние отец Все­во­лод в 1926 го­ду был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Осе­нью 1929 го­да в ОГПУ при­шли све­де­ния, буд­то свя­щен­ник в день празд­но­ва­ния па­мя­ти Илии Про­ро­ка ска­зал в про­по­ве­ди: «На­род весь пре­гре­шил пе­ред Бо­гом, Бог на­сы­ла­ет раз­ные ка­ры на него. Ему на­до по­ка­ять­ся, Бог про­стит. Ко­гда жил на зем­ле Илья про­рок, на­род так­же раз­вра­тил­ся, и Бог по­слал го­лод, и весь на­род го­ло­дал. Так же и те­перь, ес­ли на­род не по­ка­ет­ся, бу­дет го­лод и раз­ные бед­ствия».
Ос­но­вы­ва­ясь на этом до­не­се­нии, упол­но­мо­чен­ный ОГПУ сде­лал вы­вод, что свя­щен­ник «си­сте­ма­ти­че­ски, как в про­по­ве­дях, так и в част­ных бе­се­дах, про­во­дит ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, на­зы­вая со­вет­скую власть “Бо­жьей ка­рой за пре­гре­ше­ния на­ро­да”», и, «при­ни­мая во вни­ма­ние, что даль­ней­шее пре­бы­ва­ние» свя­щен­ни­ка на сво­бо­де бу­дет иметь «от­ри­ца­тель­ное вли­я­ние на на­стро­е­ние на­се­ле­ния к со­вет­ской вла­сти», 19 ок­тяб­ря 1929 го­да по­ста­но­вил аре­сто­вать от­ца Все­во­ло­да. В тот же день он был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. На до­про­сах, от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, про­то­и­е­рей Все­во­лод ска­зал:
– Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я ни при ка­ких об­сто­я­тель­ствах не вел. В про­по­ве­дях я за­тра­ги­ваю чи­сто ре­ли­ги­оз­ные во­про­сы. Раз­го­во­ров на по­ли­ти­че­ские те­мы ни­ко­гда ни с кем не вел и по­ли­ти­кой не ин­те­ре­су­юсь. Бу­дучи бо­лез­нен­ным че­ло­ве­ком, ве­ду уеди­нен­ный об­раз жиз­ни и ни с кем друж­бы не ве­ду.
– Го­во­ри­ли ли вы в про­по­ве­ди 2 ав­гу­ста се­го го­да, что «на­род весь пре­гре­шил пе­ред Бо­гом и Он за это по­сы­ла­ет на него раз­ные ка­ры, как-то: го­лод и то­му по­доб­ное»? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Это­го я ни­ко­гда не го­во­рил.
– Кто мо­жет под­твер­дить от­сут­ствие с ва­шей сто­ро­ны ан­ти­со­вет­ских дей­ствий? – спро­сил сле­до­ва­тель.
Отец Все­во­лод по­про­сил вы­звать неко­то­рых сви­де­те­лей, ко­то­рые под­твер­ди­ли бы его неви­нов­ность. Сле­до­ва­тель, од­на­ко, не стал ни­ко­го вы­зы­вать, пе­ре­дав «де­ло» на рас­смот­ре­ние Осо­бо­го Со­ве­ща­ния при Кол­ле­гии ОГПУ. 18 но­яб­ря 1929 го­да он был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край – в се­ло Ле­шу­кон­ское Ар­хан­гель­ской об­ла­сти.
Отец Все­во­лод здо­ро­вья был сла­бо­го и стра­дал в это вре­мя мно­ги­ми бо­лез­ня­ми. В кон­це 1932 го­да он был осво­бож­ден. При­хо­жане хра­ма в се­ле Дер­мен­цо­во об­ра­ти­лись к свя­щен­но­на­ча­лию, чтобы свя­щен­ни­ка на­пра­ви­ли сно­ва в их храм, и 22 ян­ва­ря 1933 го­да про­то­и­е­рей Все­во­лод по­лу­чил на­зна­че­ние в храм в се­ле Дер­мен­цо­во. Здесь он про­слу­жил до го­не­ний 1937 го­да.
10 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли про­то­и­е­рея Все­во­ло­да по об­ви­не­нию в том, что он «рас­про­стра­нял гнус­ную кле­ве­ту на со­вет­скую власть, вы­ска­зы­вал по­ра­жен­че­ские на­стро­е­ния, вел ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию про­тив про­во­ди­мых на се­ле кам­па­ний».
За­чи­тав текст об­ви­не­ния, сле­до­ва­тель пред­ло­жил от­цу Все­во­ло­ду дать по­ка­за­ния.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Вы по­ка­зы­ва­е­те лож­но. По ва­ше­му де­лу до­про­ше­ны сви­де­те­ли, ко­то­рые под­твер­жда­ют фак­ты ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. След­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний.
– Еще раз за­яв­ляю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся, – от­ве­тил свя­щен­ник.
На этом до­прос был за­кон­чен. 11 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Все­во­лод Смир­нов был рас­стре­лян 13 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites