Поучение о том, как воспитывать детей, чтобы они были послушны.

Отрок, предоставленный своей воле,
делает стыд своей матери (Пр.29:15)

Немногое в Евангелии повествуется о детстве и отрочестве Господа нашего Иисуса Христа; но это немногое весьма важно и многоучительно. О 12-летнем Иисусе Евангелист Лука записал следующее: Иисус пошел и пришел с Иосифом и Мариею Матерью Своею в Назарет; и был в повиновении у них (Лк.2:51). То самое, что Евангелист поставляет в похвалу Отроку Иисусу, т. е. послушание лицам, которые на земле занимали Ему место родителей, - то самое Ап. Павел прославляет в Иисусе, достигшем мужеского возраста, - прославляет послушание Его небесному Отцу: Он послушен был, свидетельствует Апостол, даже до смерти, и смерти крестной (Филип.2:8). Апостол идет еще дальше и от этого послушания выводит спасение мира: как от непослушания одного Адама пришел грех, так от послушания одного Христа пришло оправдание (Рим.5:17).
Репродукция картины "В церкви" Николая Богданова-Бельского

Нет нужды говорить о величайшей важности послушания вообще в жизни людей; а как оно безмерно важно в воспитании детей - знают все родители. Можно даже сказать: кому удалось воспитать, своих детей послушными, тот исполнил свою обязанность, разрешил свою воспитательную задачу.

Не буду я говорить ныне о важности послушания, а предложу только родителям краткий путь, идя по которому они могут достигнуть того, что дети их будут послушными детьми. Предмет речи, думаю, далеко не безразличный для отцов и матерей.
Прежде всего, мы должны здесь сказать, что послушание есть такое "растение", которое может расти и созревать не во всяком доме; это растение созревает только там, где почва для него благоприятна. Но, к общему прискорбию, есть такие семейства, в коих ничего нет благоприятствующего воспитанию детей в послушании. Это все те семейства, в коих господствует дух вольномыслия, неуважения законов Божеских и человеческих, - тот дух, который не хочет знать никаких авторитетов. Обыкновенно ныне большею частью тогда только прибегают к защите Божеского или человеческого закона, когда это находят удобным для себя и полезным. Где родители заражены этим духом, там невозможно воспитать детей в послушании. Кто хочет иметь послушных детей, тот сам должен уважать всякий признанный авторитет, всякую власть и закон. Такие авторитеты: Бог, Церковь, установленная власть; такие законы: заповеди Божии и церковные и законы правительства. Но достаточно ли ныне сохраняется уважение к этим авторитетам?

В иных семействах Бог - самое последнее лицо, на которое обращают внимание; о Нем не принято говорить разве только при разговорах после прочтения чего-либо в книге, где между строк выражается неверие в Бога и отрицание той или другой истины откровения. Вера в живого, личного Бога обращается в тех книгах - конечно, прикровенно - в сказку, которой могут верить только старые женщины. Что есть обязанности к Богу, об этом многие совершенно не думают, и кто надлежащим образом исполняет их, такой, по меньшей мере, возбуждает в обществе удивление. Все это дитя видит и слышит. Какое же выведет оно отсюда заключение? Очень простое: если отец мой не почитает Бога, не слушается Бога, то и я могу не почитать, не слушаться отца; если Бог и заповеди Его - вымысел, то и пятая заповедь - также; - следовательно, родители для меня не имеют никакого значения. И согласитесь, при таком рассуждении логика ведь будет на стороне детей!..

Далее, если взять во внимание, что для многих родителей власть Церкви и авторитет духовенства не имеют ни малейшего значения, то понятно, что в таких семействах не может быть и речи о воспитании детей в послушании. "Что мне священник? Что мне его выдумки?.. Разве можно верить тому, что он говорит?" - такие речи нередко ныне приходится слышать и детям! И между тем, слушая дома такие речи, дитя в школе и в церкви слышит от священника, что дети должны быть послушными своим родителям и всем, кто занимает их место. Дома подкапывается авторитет священника часто грубою насмешкою, а он должен твердить детям: чти отца твоего и матерь твою. Дитя отсюда выведет прямое заключение: если отец мой не признает никаких заповедей, о каких говорит священник, то и мне его нечего слушать, быть внимательным к словам его, когда он учит, объясняя пятую заповедь. И логика опять на стороне дитяти!
То же самое бывает и относительно авторитета начальственного. "Что мне начальство? Я сам себе господин: что хочу, то и делаю"! - говорит иной, говорит нередко и хуже... и не смотрит на то, кто его слушает. Конечно, эти речи против власти не для нее опасны, потому что начальство может принудить к послушанию имеющеюся в его распоряжении силою, чего не делают ни Бог, ни Церковь; тем не менее, здесь почва для развития в детях вообще непослушания к родителям. Везде, где только не признается и не уважается Божеская и установленная Богом власть, где законы исполняются только страха ради, там воспитание к послушанию не имеет почвы. Кто презирает авторитет Божий, авторитет Церкви, авторитет всякого начальства, тот не может требовать от своих детей, чтобы они уважали родительский его авторитет; и кто добровольно и по чувству долга не следует названным авторитетам, тот никогда не может воспитать своих детей послушными. Поэтому, родители, если вы хотите, чтобы дети ваши послушны были, то уважайте законные авторитеты, сами следуйте их законам и, прежде всего, учите этому своих детей. Это - основа послушания их к вам.
Но предположим, что почва для развития послушания в детях имеется благоприятная, и оно может на ней хорошо расти. Что же делать, чтобы вырастить его? Послушание в своей сущности есть подчинение воли нашей воли чужой. Но чтобы подчинить свою волю воле другого, надобно иметь расположение и уважение к тому, пред кем должна склоняться моя воля, надобно любить его, чтобы следовать ему.

Между всеми душевными силами самая сильная есть воля; она господствует над другими; чего мы хотим, о том только думаем, говорим, то только делаем. Бог дал нам эту душевную силу, дабы мы хотели и делали добро, ненавидели и отвращались зла. Но наша воля ослаблена грехом и склонна ко злу; если мы и познаем доброе, то мы слишком слабы, чтобы серьезно хотеть и исполнить его. Лучшее вижу и одобряю, и, однако, следую злому (Рим.7:19). Эта слабость пришла к нам с первородным грехом, привнесшим к тому своенравие и упорство, которое с детства должно быть обуздываемо и искореняемо. Виноградная лоза приносит благородные и сладкие плоды, но не тогда, когда дают ей расти, как она хочет, но когда ее обрезывают и привязывают к жерди. Что в виноградной лозе обрезывание и привязывание, то производит дисциплина и обуздывание своенравия и упорства в дитяти, чтобы оно приносило благородные, сладкие плоды послушания. А чтобы вам собрать на ваших детях эти плоды, заметьте правила, которым вы должны следовать.

Не допускайте в дитяти с малых лет упорства и своенравия, если хотите, чтобы они были послушны. Это не то значит, чтобы вы ни в чем не давали дитяти воли: дитя может хотеть того, на что имеет право, и тогда охотно, где возможно, исполняйте его волю. Если дитя в надлежащее время просит пищи, так как чувствует голод, то это его хотение должно исполнить, потому что отказать в этом было бы жестоко и безжалостно. Просит дитя вещь, необходимую ему в школе, - нужно исполнить его волю, иначе мы подвергаем их опасности, что оно приобретет эту вещь бесчестным путем. Совершенно иное дело, когда дитя хочет чего-нибудь непозволительного: в этом должно ему отказать, не обращая внимания на слезы. Никогда не следует обращать внимания на капризы детей; кто раз показал слабость, будет и впредь рабом дитяти, и его своенравие будет господствовать над родителями.

Желая сломить детское своенравие и упорство, родители должны действовать согласно между собою: нельзя одному разрушать того, что строит другой. Ничто столько не укрепляет дитя в своенравии, как если один из родителей дает ему то, в чем другой отказал. Приходит дитя с плачем к матери и жалуется, что отец отказал ему в том-то; мать не должна высказывать сожаления, а тем более высказывать свое неудовольствие на отца, что тот не исполнил просьбы. Так должны поступать и старшие братья и сестры, родственники и слуги, а особенно бабушки и дедушки. Известно, что старые люди ищут в ком-либо привязанности, и так как молодежь не любит оставаться подле них, то они стараются привлечь к себе детей, и чем? - тем, что исполняют их волю. Поэтому внуки так часто льнут к дедушкам и бабушкам, потому что они обыкновенно надеются на исполнение того, что придет им в голову.

Никогда нельзя давать пищи детскому своенравию: нельзя допускать, чтобы дети что-либо приказывали старшим братьям или сестрам, или прислуге, или другим взрослым, или же делали своевольно какие-либо распоряжения. Если дети чего-либо хотят от старших, то, они должны просить, а не приказывать; что им дают, должны быть довольны, и благодарить за то.

Не следует никогда терпеть, чтобы дети выходили из послушания: что сказал отец или мать, дитя должно тотчас исполнить это без замедления и отлагательства. Сказано - должно быть и сделано. Дитя должно знать: если я тотчас не делаю, то поступаю дурно. И при этом родители всегда должны быть убеждены, что повеленное должно быть исполнено. Только таким образом можно сломить своенравие и образовать сильную, на добро направленную, волю, послушную родителям.

Искореняя таким образом в детях своенравие и упорство, поступайте, далее, так, чтобы ваши дети имели почтение к вам. Почтение к повелевающему составляет существенное побуждение к послушанию. Дети уже по природе с особым почтением смотрят на родителей; это природное чувство. Это же внушает и пятая заповедь. Казалось бы, поэтому, совершенно излишним говорить родителям: поступайте так, чтобы дети имели почтение к вам; но однако повторить это необходимо. Конечно, дитя знает, что нужно почитать отца и мать, что Бог это повелевает; но как быть, если дитя видит иногда в родителях такое, что и невинному его детскому чувству является противным и омерзительным? Что если оно не может почитать родителей при всем своем желании? Что если оно видит постоянно отца пьяным, мать - с ругательствами и проклятиями на устах, а обоих - в вечной ссоре и брани: может ли оно почитать их? Дурной пример родителей не только уничтожает к ним почтение, но и подкапывает фундамент послушания. Не подумает ли разве дитя: что вы мне за наставники?.. Поэтому родители должны всячески избегать поводов к неуважению к себе детей.

Никогда родители не должны унижать друг друга и тем подрывать в детях уважение. Отец и мать должны взаимно с величайшим уважением относиться друг к другу: никогда они не должны позволять себе пред детьми неприличных речей; никогда они не должны порицать друг друга; никогда дети не должны слышать, как бывает часто: "ты так же изолгался, как и отец твой", "ты будешь таким же негодным, как и отец"; или же: "ты будешь такая мотовка, как и мать твоя", "не будет в тебе толку, как в твоей матери"... Где дети слышат такие речи, там прощай почтение и послушание!

Никогда родители не должны позволять себе с детьми неприличных игр и шуток. Отец, который любит паясничать пред своими детьми, не может рассчитывать на их почтение; они будут дерзки к нему в словах и в поведении. Это не значит, что к детям нужно быть всегда суровым, серьезным; серьезность с ласковостью и родительскую нежность нетрудно отличить от неразумного шутовства, которое унижает родительский авторитет. К серьезно ласковому и нежному отцу дети больше всего питают почтение: одного взгляда его довольно - и послушание готово.

Хотите вы, чтобы дети ваши были послушны, оказывайте и доказывайте им свою любовь, - не ту любовь обезьян, которая изнеживает дитя и готова бывает сластями закормить его до смерти, но сердечную, разумную любовь, направленную ко благу детей. Где дитя видит такую любовь, там оно оказывает послушание не из страха, но из любви.
Не будьте никогда равнодушны к радостям и горю дитяти. Не говорите никогда, что дети - тяжесть и мука для вас; не показывайте никогда, что какая-либо жертва ради детей с вашей стороны слишком велика или тяжела. Доставляйте им все, что должны доставлять, охотно и с радостью.. Если родители с упреком и ропотом бросают дитяти своему кусок хлеба, как в дитяти может держаться любовь к ним?

Доставляйте детям иногда небольшие удовольствия и радости. Незначительный подарок к праздникам или в день ангела, данный с любовью, поддерживает детскую любовь.

Привлекайте к себе сердце детей доверчивостью и искренностью обращения с ними; дитяти всегда должно доверять в добром, пока нет оснований убедиться в противном. Подозрение и недоверие огорчает и убивает любовь. Не усиливайте заслуженных детьми наказаний презрительными насмешками или язвительными замечаниями; это ожесточает сердце и изглаждает всякую любовь.

Показал я вам, родители, главнейшие средства к воспитанию детей послушными. Употребляйте эти средства добросовестно. Прежде всего приучайте своих детей к тому, чтобы они слушались вас, зная, что на это воля Божия. Своевременно не допускайте вкорениться в них своенравию, не терпите в них упорства и дерзости к кому бы то ни было. Не все давайте им, чего бы им хотелось; напротив, приучайте их к самоограничению, воздержности и умеренности. Требуйте от детей всегда скорого и пунктуального послушания, приучайте их к тому, чтобы они по первому слову исполняли ваши приказания. Твердо настаивайте на исполнении того, что раз вами приказано. Но чтобы они могли это сделать, не приказывайте им чего-либо невозможного, чего-либо слишком трудного; не будьте сами капризны и произвольны в своих приказаниях, сегодня позволяя то, что вчера запрещали. Не противоречьте сами друг другу в своих действиях относительно детей. Поддерживайте, далее, необходимое к себе уважение детей; заботливо избегайте всего, что может поколебать уважение к вам со стороны их. Наконец, никогда не забывайте призывать благословение Божие на свое дело воспитания, и ваши труды, попечения и заботы, при благословении Божием, увенчаются тем, что дети ваши выйдут послушными детьми. Аминь.

(Из книги протоиерея Сергия Щукина "О религиозном воспитании детей")

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites