Талейран и толерантность

Шарль Мори́с де Талейра́н-Периго́р (фр. Charles Maurice de Talleyrand-Périgord, 1754—1838) — французский политик и дипломат, занимавший пост министра иностранных дел при трёх режимах, начиная с Директории и кончая правительством Луи-Филиппа. Известный мастер политической интриги. Eпископ Отёнский (с 2 ноября 1788 по 13 апреля 1791). Имя «Талейран» стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности.

Талейран родился 2 февраля 1754 г. в Париже, в знатной, но небогатой аристократической семье Шарля Даниэля де Талейран-Перигор (1734—-1788). Предки будущего дипломата происходили от Адальберта Перигорского, вассала Гуго Капета. Дядя Талейрана, Александр Анжелик де Талейран-Перигор, был в свое время архиепископом Реймсским, затем кардиналом и архиепископом Парижским. Счастливейшие годы детства, по воспоминаниям, Талейран провёл в усадьбе своей прабабки, графини Рошешуар-Монтемар, внучки Кольбера.

Предположительно, травма ноги помешала мальчику поступить на военную службу. Родители решили направить сына на церковную стезю, вероятно, в надежде сделать его епископом и сохранить под влиянием семьи Талейранов епископство Отён. Шарль Морис поступил в коллеж д’Аркур в Париже, затем учился в семинарии Сен-Сюльпис (1770—1773) и в Сорбонне. Получил степень лиценциата по теологии. В 1779 г. Талейран был рукоположен в священники.

В 1780 г. Талейран становится Генеральным агентом Галликанской (французской) церкви при дворе. На протяжении пяти лет он совместно с Раймоном де Буажелоном, архиепископом Ахенским, ведал имуществом и финансами Галликанской церкви. В 1788 году Талейран стал епископом Отёнским.

Революция. В Англии и СШАВ апреле 1789 г. Талейран был избран депутатом от духовенства (первого сословия) в Генеральные штаты. 14 июля 1789 г. его включают в Конституционный комитет Национальной ассамблеи. Талейран участвует в написании Декларации прав человека и гражданина и выдвигает проект Гражданской конституции духовенства, предусматривающей национализацию Церкви. 14 июля 1790 г. он служит торжественную мессу в честь Праздника Федерации.

В 1792 г. Талейран дважды ездит в Великобританию для неофициальных переговоров о предотвращении войны. Переговоры не завершаются успехом. В сентябре Талейран оказывается в Англии как раз накануне вспышки массового террора. Во Франции на него как на аристократа в декабре выдается ордер на арест. Талейран остается за границей, хотя и не объявляет себя эмигрантом.

В 1794 г. в соответствии с декретом Питта французскому епископу приходится покинуть Англию. Он отправляется в Североамериканские Соединенные Штаты. Там он зарабатывает себе на жизнь операциями с финансами и недвижимостью.

Директория и ИмперияПосле 9 термидора и свержения Робеспьера Талейран начинает хлопотать о своем возвращении на родину. Ему удается вернуться в сентябре 1796 г. В 1797 г. он становится министром иностранных дел, заменив на этом посту Шарля Делакруа. В политике Талейран делает ставку на Бонапарта, и они становятся близкими союзниками. В частности, министр помогает генералу осуществить переворот 18 брюмера (17 ноября 1799 г.).

В эпоху Империи Талейран участвует в похищении и расстреле герцога Энгиенского.

В 1805 г. Талейран участвует в подписании Пресбургского договора. В 1807 г., при подписании Тильзитского договора он выступает за сравнительно мягкую позицию в отношении России.

Переход на сторону Бурбонов. Ещё во время первой Империи Талейран начал получать взятки от враждебных Франции государств. В дальнейшем он способствовал реставрации Бурбонов.

На Венском конгрессе 1814—1815 гг. представлял интересы нового французского короля, но при этом исподволь отстаивал интересы зарождающейся французской буржуазии. Выдвинул принцип легитимизма (признание исторического права династий на решение основных принципов государственного устройства) для обоснования и защиты территориальных интересов Франции, состоявших в сохранении границ, существовавших на 1 января 1792, и недопущения территориального расширения Пруссии. Этот принцип, однако, не был поддержан, ибо противоречил аннексионистским планам России и Пруссии.

После революции 1830 года вошёл в правительство Луи-Филиппа, а позднее был назначен послом в Англии (1830—1834). На этом посту он немало способствовал сближению Франции и Англии и отторжению Бельгии от Голландии. При определении государственной границы Бельгии Талейран за взятку включил Антверпен в состав Бельгии. Из-за последующего скандала дипломат был вынужден уйти в отставку.

Талейран скончался 17 мая 1838 г. в Париже. Остряки шутили: «Талейран умер? Интересно, зачем это ему понадобилось?» Виктор Гюго в связи с его смертью рассказывал следующее. В целях бальзамирования врачи извлекли из покойного внутренности и вынули из черепа мозг. А затем… затем слуга обнаружил, что врачи просто забыли мозг Талейрана на столе! Виктор Гюго:

«Они забыли мозг, который придумал две революции, который вдохновлял целые поколения великих людей и возводил величественные здания. Этот мозг сверг двадцать королей, а они бросили его на столе»
Слуга, не зная, что ему делать, просто выбросил мозг Талейрана в сточную канаву…

Таков был конец гения дипломатии, который интересы государства всегда ставил выше всех нравственных норм. Впрочем, как это ни странно, но его действия, в конечном итоге, всегда оборачивались на пользу его стране, Франции… На его могиле в замке Валансе написано: «Здесь покоится тело Шарля Мориса де Талейран-Перигора, принца Талейрана, герцога Дино, родившегося в Париже 2 февраля 1754 г. и умершего там же 17 мая 1838 г.».

«Лицо Талейрана столь непроницаемо, что совершенно невозможно понять его. Ланн и Мюрат имели обыкновение шутить, что если он [Талейран] разговаривает с Вами, а в это время кто-нибудь сзади дает ему пинка, то по его лицу Вы не догадаетесь об этом.»

Избранные цитаты.
Целые народы пришли бы в ужас, если бы узнали, какие мелкие люди властвуют над ними.
Это не просто преступление. Это — ошибка! (Существует точка зрения, что данная фраза принадлежит Буле де ля Мерту, председателю Законодательной комиссии, разработавшей знаменитый Гражданский кодекс Наполеона)
Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли.
Слова — это шпаги.
В политике то, во что люди верят, важнее того, что является правдой.
Предательство — это вопрос даты. Вовремя предать — это значит предвидеть.
В политике нет убеждений, есть обстоятельства.
Нет более аристократического чувства, чем недоверие.
Одни горы рождают мышей, а другие — вулканы.
Искусство расставить нужных людей в нужных местах — начало науки управления, но найти места для недовольных трудней всего.
Военным мы называем все, что не считаем гражданским.
Финансисты добиваются успеха в своих делах тогда, когда Государство не справляется со своими.
Лучший помощник дипломата — это его повар.
Надо полюбить гениальную женщину, чтобы понять, какое счастье любить дуру.
Пускать вперед женщин!
Женщины иногда прощают тех, кто злоупотребляет возможностью, но никогда — тех, кто ей не пользуется.
Некоторые должности похожи на крутые скалы: на них могут взобраться лишь орлы и пресмыкающиеся.
Кофе должен быть горяч, как пекло, черен, как дьявол, чист, как ангел и сладок, как любовь.
Штыки хороши всем, кроме одного — на них нельзя сидеть.
Ум нужен для всего, но сам он не ведет ни к чему.
Ложь такая прекрасная вещь, что не стоит ей злоупотреблять.
Верить можно только тем, кто верит в себя.
Законы можно насиловать, они не кричат.
Я прощаю людей, которые не придерживаются моего мнения, но не прощаю тех, кто не придерживается своего собственного.
Политика — это всего лишь способ возбуждать народ таким образом, чтобы суметь его использовать.
Валяйтесь у них в ногах… но никогда не будьте в их руках.
Единственное вложение, которое ничего не стоит, но приносит большой доход — это лесть.
Лучший способ сбросить правительство — это войти в него.
Кабинет, пользующийся поддержкой — это кабинет, который вот-вот падет.
Главное — не быть бедным. [2]
В Англии есть всего два соуса и триста конфессий. Во Франции, напротив, — всего две конфессии и триста соусов.
Если хочешь вести людей на смерть, скажи им, что ведешь их к славе.
Верить в судьбу, значит не верить в себя.
Верят только в тех, кто верит в себя.
Брак — такая чудесная вещь, что нужно думать о ней всю жизнь.
Женщины, говоря отвлеченно, имеют равные с нами права, но в их интересах не пользоваться этими правами.
Есть оружие пострашнее клеветы: оружие это — истина.
Если вы хотите основать новую религию, дайте себя распять и на третий день воскресните.
Убийство — способ низложения с престола, применяемый в России.
Нравы народа в периоды смуты часто бывают дурны, но мораль толпы строга, даже когда толпа эта обладает всеми пороками.
Бойтесь первого движения души, потому что оно, обыкновенно, самое благородное.
Война — слишком серьёзное дело, чтобы доверять её военным.
Глупая жена не может компрометировать умного мужа — компрометировать может только такая, которую считают умной.
Поменьше рвения, чёрт побери.
Длинная речь также не подвигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе.
Если вы хотите возвыситься, наживите себе врагов.
Кто не жил в XVIII веке — тот вообще не жил.
Народ стоит своего правителя
Если в 18 лет ты не радикал, то ты подлец, а если в 40 не консерватор — ты дурак .

Комментарии (11)

Всего: 11 комментариев
  
#1 | Сергей И. »» | 04.11.2011 05:08
  
4
Не правда ли, эти избранные цитаты блещут остроумием и станут девизом немалому числу нынешних поборников талейрантности и толерантности?
#2 | Андреев Сергей В. »» | 04.11.2011 09:00
  
9
Мы узнали нечто новое о Талейране и услышали некоторые его высказывания, заслуживающие осмысления. Но при чём здесь толерантность? В игре слов должен быть хоть какой-то смысл.
А так можно придумать темы "Ленин и лень", "Линкольн и линька" , "Маркс и марки"....
  
#3 | Сергей И. »» | 04.11.2011 09:32
  
6
Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Если Талейран и толерантность не родственные слова и их созвучие случайно, то какая-то мистическая связь между ними все же существует. Особенно при современном толковании толерантности. Талейрана можно оставить в покое, его лавры и так заманчивы многим.
  
#4 | Фокин Сергей »» | 04.11.2011 09:49
  
2
"Финансисты добиваются успеха в своих делах тогда, когда Государство не справляется со своими".
Вставил бы все, но все уже есть.
  
#5 | Сергей И. »» | 04.11.2011 17:24
  
1
"Воображайте, воля ваша!
Я не намерен вам помочь."
#6 | Валерий »» | 04.11.2011 20:29
  
2
…Белоэмигрант французской революции герцог Ришелье, а точнее - Арман Эммануэль дю Плесси дюк де Ришелье, прибыв в Россию, стал Эммануилом Осиповичем де Ришелье, и был назначен, впоследствии, градоначальником Одессы. Позже, после падения Наполеона, он возглавил Французское правительство, сменив на этом посту Талейрана.
Талейран тогда скажет, что в истории Франции герцог Ришелье был единственным государственным деятелем, который прекрасно разбирался в проблемах Одессы.
#7 | Kroneball »» | 19.03.2014 14:22 | ответ на: #2 ( Андреев Сергей В. ) »»
  
1
P.S.: Ну для хохмы еще - при Линкольне Америка претерпела "линьку"- сбросила свалявшиеся клочья рабства и патриархальности, а Маркс на целый век стал своеобразной идеологической "маркой" для госустройства ряда стран. Ей-ей не все так просто с этим словообразованием и ассоциативными связями.
#8 | Kroneball »» | 19.03.2014 14:22 | ответ на: #2 ( Андреев Сергей В. ) »»
  
2
Ну в отношении Ленин и лень есть некая связь - лень как нежелание трудиться определенной части населения России в конечном итоге привела к перевороту в стране, организованого в том числе тов. Лениным.
#9 | Kroneball »» | 19.03.2014 14:22
  
10
В современной истории этот термин правильно читать "талейрантность", ибо вся современная политика строится в соответствии с тезисами Талейрана, одно только " Политика — это всего лишь способ возбуждать народ таким образом, чтобы суметь его использовать" объясняет многие события современности. Вобщем это термин, обозначающий абсолютную безнравственность политики, маскирующейся под правила и приличия, и ловко обходящей законы и соглашения в угоду определенной группы лиц.
#10 | Екатерина Дмитриевна »» | 08.01.2015 04:15
  
1
В напечатанном тексте много всяких слов, которые не ежедневно употребляются населением. Значит - они (эти слова) не всем понятны. Людская толпа - социологическая проблема бытия. А в толпе каждый имеет желание выделиться из неё, и не всегда умом. Поэтому, употребление непонятных слов воспринимаются как "умные слова и речи" из необразованной толпы. Кто-то из "Великих" ораторов как-то сказал: чтобы убедить и управлять народом (толпой!) необходимо говорить убеждённо и употреблять как можно больше непонятных слов, чтобы запутать его (народ!) и иметь власть над ним. (не дословно, но по мысли такая речь.) И .... как нам воспринимать "наше правительство", после такой информации? Толерантность (или талерантность) - слово со смыслом ЛИЦЕМЕРИЕ, а наше правительство призывает к ней! .... ненужно употреблять слова с "двойным смыслом, двойного стандарта"! Русский язык - богат, и имеет возможность "на замену" непонятного и "чужего иностранного слова" на родное и понятное. Например: слово секс: по - русски звучит: любовь,преданность и жертвенность ради объекта поклонения (будь он (обьект) мужчиной или женщиной).
#11 | Mark »» | 16.02.2015 03:39
  
0
Помню, в "Словаре иностранных слов" издание пятидесятых годов, слово толерантность выводили производным от фамилии Талейран
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
volgograd.24h.sex
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU