«Без святителя Петра Москва никогда не стала бы столицей»

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после Божественной литургии в Высоко-Петровском монастыре в День святителя Петра 6 сентября 2014 года
Митрополит Петр Московский. (стоял у истоков возвышения Москвы - как центра земель Русских. Был образованным иерархом, а также искусным иконописцем).
Ваше Высокопреосвященство и Преосвященство! Всечестной отец Петр, наместник и игумен сей святой обители! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с днем памяти святого Петра, митрополита Киевского и всея Руси, и с днем нашего Первопрестольного града. Замечательно, что в этом году торжества в Высоко-Петровском монастыре и главные торжества города Москвы совпадают. И дай Бог, чтобы, может быть, когда-то, несмотря на сложности формирования графика светских празднеств, устоялась эта традиция – в день памяти святителя Петра праздновать день нашего города, потому что без святителя Петра Москва никогда не стала бы столицей.

Это удивительное деяние святителя. Ведь сам он был с Волыни, малороссом. Константинопольский Патриарх избирает пришельца из Малороссии, не связанного с великокняжеским двором человека, и поставляет его в митрополиты всея Руси.

Святитель Петр, как и подобает Киевскому митрополиту, сразу же из Константинополя направился в Киев. Это был XIV век, а мы знаем, что в XIII веке Киев не единожды был разоряем. Жить в Киеве было смертельно опасно, он даже перестал быть городом. Тем не менее святитель Петр приезжает именно туда, понимая, что там Киево-Печерская лавра, что Киев – мать городов русских. Первосвятитель не смог долго находиться в Киеве и вынужден был уехать во Владимир, где был великокняжеский двор и где условия жизни были безопасны. Где он мог совершать свою миссию служения для всей Киевской митрополии, то есть для всей Русской Православной Церкви.

И происходят удивительные события. Конечно, и московский князь Иван Калита немало этому способствовал, и, может быть, прозрение самого святителя. Но он все чаще и чаще начинает посещать малоприметный в то время город Москву. И настолько сердце его прилепилось к этому граду, что он стал жить здесь постоянно, хотя его кафедры были в Киеве и Владимире. Но местом пребывания его стала Москва. И именно здесь, в Москве, он закладывает величественный Успенский собор, но, не успев его построить, умирает.

А дальше случилось нечто очень символическое, что и предопределило в итоге возвышение Москвы как города великого князя, хотя в то время он таковым еще не был. Святитель заповедал похоронить себя в городе Москве. Это было революционное решение, потому что погребение Киевских митрополитов совершалось в основном в Киеве. И когда святитель Петр был захоронен у северной стены возводящегося Успенского собора, то стало ясно – Москва становится Первопрестольным градом. И после святителя Петра все Киевские митрополиты того времени – Предстоятели Русской Православной Церкви – местом своего пребывания избирали Москву. И потому по праву мы всех их именуем митрополитами Киевскими, Московскими и всея Руси.

Когда сегодня под действием, несомненно, темной силы предпринимаются попытки разрушить связи между Киевом и Москвой, подвергнуть сомнению эту законную преемственность Москвы как Первопрестольного града всей Русской Церкви, когда предпринимаются попытки посеять ненависть в нашем народе, когда эти попытки приводят к кровопролитию, Церковь наша занимает ту единственную позицию, которую она должна занимать – она всех примиряет. Потому что Церковь взирает на историю не краткого периода, что присуще политикам и многим людям, которые имеют земную власть, – Церковь отмеряет свой шаг тысячелетиями, и потому она имеет особое духовное зрение. И сегодня, прозревая трагедию нашего народа, – междоусобную брань на Украинской земле, – мы непрестанно молимся, в том числе и святителю Петру, чтобы он, положивший многие усилия для сохранения единства Руси – и Владимира, и Галиции, и Волыни, и Киева, и Новгорода, и Ярославля, –непрестанно молился о сохранении духовного единства всего нашего народа, населяющего пространство от Тихого океана до Карпатских гор, от северных морей до Черного моря.

Мы как народ и как Церковь не претендуем ни на какие политические объединения, которые являются значимыми опять-таки для людей, отмеряющих время короткими промежутками. Но мы никому не дадим попрать благоговейную память, а значит и сознание народа, связанного тысячелетней единой духовной историей, единством нашей Церкви. И в эти тяжелые времена междоусобной брани на востоке Украины мы возносим молитву о примирении людей, о том, чтобы Господь исцелил язвы, исцелил болезни, укрепил в духовном единстве наш народ, сохранил его свободным, независимым от чужеземных влияний, способным устроять свое будущее на основе того духовного фундамента, который был положен святым равноапостольным князем Владимиром, который взращивался митрополитами Киевскими, Киевскими и Владимирскими, Киевскими и Московскими, Московскими и всея Руси митрополитами и Патриархами.

Кому же мешает это духовное единство? Оно ведь не претендует на политическую организацию. Оно может мешать только тем людям, кому мешает наша Церковь. Потому что очевидно, что Церковь никогда не отождествляла себя ни с одной формой правления и ни с одной политической структурой, ибо она несет ответственность пред Богом за весь народ, крещенный в Киевской купели, за всех его преемников, за всех, кто несет на себе печать этого крещения.

Поэтому с совершенно особым чувством я совершал сегодня Божественную литургию в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, и освятил древний храм, построенный в его честь. Верим, что по его молитвам Господь умирит народ Свой, дарует ему силы к тому, чтобы совместно исповедуя православную веру в Господа и Спасителя, будучи объединенным единой Церковью, идти вперед, утверждая величайшие и мироспасительные заповеди Господа нашего Иисуса Христа, никогда не поддаваясь ни на какие греховные искушения и не изменяя своим крещальным обетам.

В качестве иллюстраций использованы миниатюры из Лицевого летописного свода XVI века

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Андрей Бузик »» | 05.09.2019 15:47
  
3
Ко дню празднования перенесения мощей святителя Петра, митрополита Московского - 6 сентября

9 ФАКТОВ О СВЯТИТЕЛЕ ПЕТРЕ:
1. Святитель Петр, еще будучи иноком, а затем – игуменом Новодворского монастыря на реке Рать, усердно занимался иконописью. Известно, что он написал икону Пресвятой Богородицы, которую впоследствии подарил святителю Максиму, митрополиту Владимирскому и всея Руси. Эта икона сохранилась до наших дней и находится в Успенском соборе Московского Кремля. По имени иконописца она называется «Петровская», а празднование в ее честь совершается 6 сентября, в день перенесения мощей святителя Петра.

2. Процесс укрепления государственной значимости и политического влияния Москвы начался с того, что святитель Петр перенес митрополичью кафедру из Киева во Владимир, а затем, в 1325 году – в Москву. Именно это событие и положило начало возвышению незначительного до той поры поселения на реке Москва, ставшего позднее столицей целого государства.

3. Первый каменный храм в Москве появился именно при митрополите Петре, в последние годы его жизни. На Руси в каждом большом городе – Киеве, Владимире, Смоленске, Ростове – строили соборы в честь Успения Божьей Матери. В Москве же, территория которой на тот момент ограничивалась Кремлем, такого храма еще не было. И митрополит Петр согласовывает с князем Иваном Калитой строительство собора по владимирскому образцу. Позднее, через 150 лет, Успенский собор был перестроен по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти.

4. Святитель Петр с юности любил тишину и уединение. Но в стенах Московского Кремля, в зарождавшемся центре государства, было слишком суетно и многолюдно. Поэтому он решает построить в «пустыньке», в двух верстах (т.е. где-то в двух километрах) от Кремля обитель с храмом в честь святых апостолов Петра и Павла. Сейчас здесь находится Высоко-Петровский монастырь, а улица Петровка – это просека, некогда проложенная в лесу от Кремля до монастыря.

5. Вместе с Владимирским князем Михаилом митрополит Петр ездил к хану Узбеку в Орду, и тот дал святителю ярлык, – то есть документ – который, во-первых, подтверждал свободу церковных людей от государственного налога, а во-вторых, давал митрополиту и только ему право судить духовных лиц. По свидетельству летописца, святитель Петр «в Орде у царя бысть в чести велицей и отпущен бысть от царя со многою честию вборзе».

6. Память святителя Петра отмечается Русской Православной Церковью дважды в год – 6 сентября и 3 января. 3 января (21 декабря – по старому стилю) Церковь вспоминает святую кончину митрополита. Незадолго до своей смерти святителю было видение, что он скоро умрет, и тогда он собственноручно выкладывает себе каменную гробницу в алтаре строящегося Успенского собора. Тело его там и было погребено. Много веков у гробницы нарекались и избирались русские Первосвятители.

7. Спустя девять месяцев после своей кончины святитель Петр был причислен к лику святых. Это единственный святой в Русской Православной Церкви, который был канонизирован так быстро. Примерно в это же время – в середине 1327 года – Москва получает от Орды ярлык на великое княжение.

8. В русских летописях очень часто встречается имя митрополита Петра: ни одно важное государственное начинание не обходилось без молитвы у мощей святителя. Так, например, перед Куликовской битвой князь Дмитрий Иванович, прозванный позднее «Донской», молился у гробницы святителя Петра. В литературном памятнике XV века «Сказании о Мамаевом побоище» приведена молитва князя: «О чудотворны святитель Петр, по милости божьей непрестанно творишь чудеса. И теперь настало время тебе за нас молиться общему владыке всех, царь и милостивому спасителю. Ибо теперь на меня ополчились супостаты поганые и на город твой Москву готовят оружие. Тебя ведь Господь показал последующим поколениям нашим возжег тебя нам, светлую свечу, и поставил на подсвечнике высоком светить всей земле Русской. И тебе ныне подобает о нас грешных молиться, чтобы не нашла на нас рука смерти и рука грешника не погубила нас. Ты ведь страж наш твердый от вражеских нападений, ибо твоя мы паства».

9. Незадолго до войны с Наполеоном в Успенском соборе сама собой закрылась рака с мощами святителя, что все посчитали дурным знаком. Вскоре, действительно, началась Отечественная война, в Москву вошли французы и Успенский собор был разграблен. Рака святителя, сделанная из дорогих металлов, была разбита и похищена, а святые мощи митрополита Петра были выброшены на пол. Вот как вспоминает об этих страшных событиях князь А.А. Шаховской: «Все было ограблено и разрушено: рака святого митрополита Петра не существовала, и мы, собрав обнаженные от одежды и самого тела остатки его, положили на голый престол придела…». В наши дни мощи святителя Петра покоятся в Успенском соборе Московского Кремля.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites