Преображение Господне на вершине Святой Горы Афон


Преображение Господне на вершине Святой Горы Афон


Порядок крестного хода:

Празднование преображения на Святой Горе начинается с Великого крестного хода. Крестный ход выходит из Великой Лавры утром и к 17.00 приходят на Панагию (1500 метров), где уже для всех готова - керасма, то есть угощение. Перекусив традиционными крифараки, т.е. макаронами в виде риса, и чаем, немного отдохнув, в 18.00 начинается восхождение на гору.

Крестный ход на вершину с иконой Панагии, пением тропарей и каждением длится около трех часов. Крестный ход возглавляет игумен лавры - 60 летний архим. Продромос, с иеромонахами и диаконами. Когда все паломники достигают вершины 2030 метров, то уже начинает темнеть.

Далее происходит самое интересное. Все начинают рассредотачиваться вокруг Храма Преображения. В храм вмещается около 20 человек, монахи, певчие, старцы. А остальные 200 выбирают себе места вокруг на скалах... И вот, начинается всенощное бдение, которое кончится Божественной Литургией лишь после рассвета.

Все участники будут терпеть лютый холод, сильный ветер, высотную болезнь. Главным искушением, конечно, является борьба со сном, ведь все совершили сегодня 6-8 часовое восхождение и набрали 2000 метров высоты за день, что даже по альпинистским меркам является перебором...


Утром все 300 человек, старики, дети и монахи причащаются, встречают рассвет. Каждому дается по 100 грамм раки, анисовой водки, чтобы хоть немного согреться. Ведь впереди длинный спуск до моря на 2000 метров, который тоже будет длиться полдня.

«Преобразился еси Хрсте Боже наш» и души любящих тебя преображаются в испытании на Святой Горе. Каждый унесет с собой частичку Тела Христова, Благодать и незабываемые впечатления. А главное - это ощущение внутреннего преображения души, избавления от помыслов и суеты, предвкушение чистой жизни в Царстве Небесном.

Итак, подробнее:

У иноков Святой Горы издревле и доныне соблюдается обычай на праздник Преображения Господня восходить на самую вершину для совершения всенощного бдения и литургии.

4 (17) августа на мулах прибывают из Лавры преподобного Афанасия, которой принадлежит вершина Горы, иеромонах, иеродиакон, трапезарь и повар с провизией. Доезжают до местности Панагия, в часе ходьбы от вершины, на границе, где уже нет растительности. На этом месте, по преданию Святой Горы, имела отдохновение Пресвятая Богородица во время Своего посещения Афона. Здесь стоит домик с храмом и прилегающим к нему большим помещением, где отдыхают и трапезуют Богомольцы. В притворе храма устроен очаг и находится большая цистерна для воды. В нескольких метрах южнее здания страшная пропасть. Отсюда открывается вид на всю подафонскую пустыню.

Прямо внизу, на пути к морю, находится местность Керасия; отсюда в языческие времена приносили жертвы идолу, стоявшему на вершине; а на берегу моря — скит Кавсокаливия. Далее к востоку видна пустыня преподобного Нила Мироточивого с его пещерой, а еще дальше, на самом юго-восточном углу Афона — Вигла с пещерой преподобного Афанасия. В этой глубокопустынной местности под Панагией подвизаются, по древнему преданию, старцы отшельники, в числе до 12, и приносят деннонощную молитву Богу за весь мир. Наверху взору открывается белый мраморный конус — вершина Афона, и едва можно различить храмик Преображения, там находящийся. 4 августа и на утро служат вечерню, утреню и литургию в храме в честь Богоматери.

Понемногу собираются богомольцы и скитяне, но бывают и монахи из монастырей, и благочестивые миряне, неубоявшиеся трудностей подъема. 5 августа, в канун праздника, после малой вечерни и подкрепления трапезой, начинается крестный ход до вершины. Во главе — облаченные иеромонах с иконой Божией Матери и иеродиакон с кадильницей, за ними — певчие и Богомольцы. В течение всего пути поются молебны Божией Матери с канонами и ектениями: сначала канон «Воду прошед», с Евангелием от Луки, зач. 4, потом канон «Колеснице гонителя» с Евангелием от Луки, зач. 54.

При пении Похвалы Богоматери вступают на вершину и входят в храм. Наскоро убирают его: ставят иконы, завесы и прочее, так как из-за больших холодов и постоянной сырости тут нельзя ничего хранить. Затем служат водосвятный молебен. Солнце уже на закате, и восходит луна. Длинная конусообразная тень Афона простирается далеко по Эгейскому морю до острова Лемнос. У древних эллинов была поговорка: «Афон покрывает хребет лемносского вола».

С северной стороны малой площадки вершины открывается вид на всю Святую Гору с ее хребтом, простирающимся от Малого Афона и Мегала Вигла. Видно, как замечал уже преподобный Афанасий Афонский, что Афон имеет форму креста. Далеко на северо-западе, за Солунским заливом, выступает снежная шапка горы Олимп, славившейся в древности, как и Афон, своими подвижниками и монастырями. Здесь же, на северных крутых склонах горы, растет неувядаемый «Богородичен цветок» — иммортель, с маленькими бело-розоватыми цветками, которые всегда очень ценились Богомольцами как благословение Святой Горы. Многие монахи-смельчаки тут положили жизни свои, собирая этот цветок на гладких отвесных мраморных скалах над пропастью.


Храм в честь Преображения построен года два назад взамен прежнего, обветшавшего, который был построен и освящен в 1895 году Патриархом Константинопольским Иоакимом III. Новый храм совершенно простой, с дощатым иконостасом. Перед храмом устроена цистерна для воды. В прежние времена монахи называли эту воду агиасмой и испивали ее не иначе, как с непокрытой головой.

В языческие времена здесь, на вершине Афона, стояла статуя Зевса из чистого золота с алмазными глазами. При вступлении Царицы Небесной на землю в Климентовой пристани, где ныне Иверский монастырь, этот идол упал и рухнул в пропасть. О славных событиях, имевших место на священной вершине Святой Горы, читаем, например, в Житии преподобного Максима Кавсокаливита:

В Неделю святых отец, бывающую после Божественного Вознесения, является преподобному Богоматерь, имея в объятиях Младенствующего Господа, и говорит: «Следуй за Мною, Мой избранный, на самую вершину Афона, чтобы там, по желанию твоему, принять благодать Святого Духа». Видя два или три раза это Божественное явление, он оставил Великую Лавру и по истечении недели взошел на вершину Горы, в субботу Пятидесятницы, где и провел в обществе прочих братий всю ночь без сна.

Братия по совершении там Божественной литургии спустились с горы, а преподобный Максим, оставшись там, провел в молитвенном подвиге трое суток и узрел Фаворский свет.

Неизвестно, когда был построен первый христианский храм на вершине, но приходили сюда на праздник Преображения уже в X веке, что видно из Жития преподобного Евфимия Иверского: «Однажды к сему празднику (Преображения) в числе других братий взошел наверх и святой Евфимий. Братия окружили его и усердно просили, чтобы он совершил Божественную литургию. Послушный пресвитер уважил просьбу братии и приступил к священнодействию.

Когда на литургии он возгласил: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» и братия воспели: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!», внезапно облистал всех чрезвычайный Свет, Гора потряслась в своем основании и, пораженные тем, иноки все пали ниц на землю, кроме преподобного Евфимия, который стоял неподвижно, осияваясь дивным Светом и имея вид огненного столпа».


В первый час ночи (по обычному счету, в шесть часов вечера) по заходе солнца начинается всенощное бдение по обычному порядку Святой Горы. Доброгласные святогорские певчие всю ночь воспевают дивное событие Преображения Господня на горе Фаворской, — событие, которое так тесно связано с духовным опытом Афона в учении о Свете, осиявшем Лицо Спасителя при Его Преображении, как таинственном проявлении Божественной Славы.

Это тот Свет, который осиявает и подвижников, достигших духовного совершенства, после долговременного подвига умной молитвы — Молитвы Иисусовой, согласно учению таких святых отцов, как Григорий Палама, Григорий Синаит и другие, на Афоне, подвизавшиеся в этом умном делании. И теперь святогорские монахи по мере сил творят Молитву Иисусову и преуспевают в том по мере ревности милостью Божией.


Зажигают костер вне храма, и огонь этого костра виден из многих мест Афона. В Карее, находящейся почти на середине Афона (в древности она так и называлась «Великой серединью»), тоже зажигают костер, и этим другие святогорцы, не бывающие на службе на священной вершине, дают знать, что они радуются тому, что все еще соблюдается древний обычай — в эту ночь славословить Господа в заоблачном Его святилище. После всенощного бдения служат Божественную литургию и освящают виноград.

И вот уже рассветает: на востоке встает солнце, и при его свете снова открывается величественный вид на Святую Гору с этого поднебесного места. Скоро Богомольцы спускаются вниз, в Панагию, где Лавра устраивает трапезу, а потом все разойдутся, кто откуда пришел, славя Бога и Его Пречистую Матерь, что сподобила побывать на священной вершине Святой Горы.


Фотогалерея Преображение на Афоне

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU