15 июня. Троицкая родительская суббота. Святителя Никифора исп., патриарха Константинопольского. Великомученика Иоанна Нового, Сочавского.

2 июня по старому стилю / 15 июня по новому стилю
суббота
Седмица 7-я по Пасхе. Троицкая родительская суббота. Глас 6.
Поста нет.

Троицкая родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского (828). Вмч. Иоанна Нового, Сочавского (1330–1340).
Обре́тение мощей мц. прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской (1819). Сщмч. Пофина, еп. Лионского, и с ним пострадавших (177). Мц. Бландины и мч. Понтика Лионских (177).
Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).

Деян., 51 зач.,XXVIII, 1–31. Ин., 67 зач.,XXI, 15–25. За упокой: 1 Кор., 163 зач.,XV, 47–57. Ин., 21 зач.,VI, 35–391.

Служба по Триоди. На вечерне вместо прокимна – «Аллилуиа» с заупокойными стихами. По «Ныне отпущаеши» – тропарь «Глубиною мудрости...» с Богородичном.

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа». 17-я кафизма стихословится на 2 статии́, с припевами. Канон храма и Триоди (со 2-й песнью). Катавасия Триоди.

На литургии – «Достойно есть». Вместо «Видехом Свет Истинный...» поется, по традиции, тропарь «Глубиною мудрости...».

Тропарь заупокойный, глас 8:
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй/ и поле́зная всем подава́яй,/ Еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х,/ на Тя бо упова́ние возложи́ша,// Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.

Кондак, глас 8:
Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.

Богородичен, глас тот же:
Тебе́ и Сте́ну и Приста́нище и́мамы,/ и Моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу,// Его́же родила́ еси́, Богоро́дице Безневестная, ве́рных спасе́ние.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Деян.28:1–31; Ин.21:15–25)
Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды.

Помни, что молитва об усопших и сильна общностью – тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит молитвою. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышит общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих.

Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня...


Троицкая суббота — день поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицыным днём, главный весенне-летний поминальный день в России.

В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения ходатайствуют за своих усопших, молитва Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма. В ней поминаются все усопшие христиане (от века). Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу.

У многих есть стремление помянуть своих усопших записками, священник их читает и говорит: «Господи, помяни его во Царствии Своем». Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – тоже милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Понятие «родительская суббота» связано с кровными, близкими нам узами.

Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Святитель Никифор I Константинопольский, исповедник, патриарх
Святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями, Феодором и Евдокией. Они дали сыну настоящее христианское воспитание, подкрепленное примером их собственной жизни. Отец его пострадал как исповедник Православия от императора-иконоборца Константина Копронима (740–775). Мать, разделявшая все испытания своего мужа, последовала за ним в изгнание, а после его смерти вернулась в Константинополь и окончила жизнь в иночестве. Святой Никифор получил хорошее светское образование, но больше всего изучал Священное Писание и читал духовные книги.

В царствование Льва IV (775–780) святой Никифор получил звание царского советника. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту Православной веры и ревностно защищал почитание святых икон. После смерти Льва IV, в царствование Константина VI (780–797) и его матери святой Ирины, в 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Глубоко зная Священное Писание, святой Никифор от имени императора выступил на Соборе в защиту Православия, чем оказал большую помощь святым отцам Собора.

После Собора святитель Никифор несколько лет оставался при дворе, но полная суеты жизнь все более и более тяготила святого. Он оставил службу и поселился в уединении, при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, безмолвии, посте и молитве. Святой Никифор построил церковь, основал монастырь и вел строгую иноческую жизнь еще до принятия иноческого пострига.

В царствование императора Никифора I (802–811), после кончины святого Патриарха Тарасия (784–806), святой Никифор был избран на его место, принял иноческий постриг и священнический сан и был возведен на патриарший престол 12 апреля 806 года, в день святой Пасхи. При императоре Льве V Армянине (813–820), яром приверженце иконоборческой ереси, для Церкви вновь начался период смут и гонений. Император не мог сразу начать открытое гонение на Православие, поскольку иконоборчество было осуждено VII Вселенским Собором. Святой Патриарх продолжал служить в Великой церкви, смело убеждая народ хранить Православную веру, и проводил последовательную и неослабную борьбу с ересью. Император начал вызывать из ссылки епископов и клириков, отлученных от Церкви VII Вселенским Собором. Составив из них еретический собор, император потребовал, чтобы Патриарх явился для прений о вере. Патриарх отказался рассуждать о вере с еретиками, так как учение иконоборцев уже было предано анафеме VII Вселенским Собором. Он всячески старался образумить императора и его окружение, безбоязненно разъяснял народу учение о почитании святых икон, написал увещания к императрице и градоначальнику Евтихиану, ближайшему к императору сановнику, присоединив в конце пророческое слово о скорой гибели еретиков от «карающей руки Господней». Тогда еретический собор отлучил от Церкви святого Патриарха Никифора и его предшественников-блаженнопочивших Патриархов Тарасия и Германа. Святой Никифор был сослан сначала в монастырь в Хрисополь, а затем – на остров Проконнис в Мраморном море. После 13 лет лишений и скорбей 2 июня 828 года святой Патриарх Никифор скончался в изгнании.

13 марта 847 года нетленные мощи святого Патриарха Никифора, пролежавшие в земле 19 лет, с торжеством были перенесены в Константинополь в соборную церковь Святой Софии.

Святитель Никифор был выдающимся церковным деятелем своего времени, «украшением века и кафедры» и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие – многочисленные труды исторического, догматического и канонического содержания.

Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский
Святой великомученик Иоанн Новый, Сочавский, жил в ХIV веке в городе Трапезунде, занимался торговлей, был благочестив, тверд в Православии и милостив к бедным.

Однажды по торговым делам ему пришлось плыть на корабле. Капитан корабля был неправославным. Вступив в спор о вере со святым Иоанном, он был посрамлен и затаил злобу на святого. Во время остановки корабля в Белграде Босфорском капитан явился к градоначальнику, огнепоклоннику по вере, и сообщил, что на его корабле есть ученый муж, желающий тоже стать огнепоклонником.

Градоначальник с почетом пригласил святого Иоанна присоединиться к огнепоклонникам, посулив веру во Христа.

Святой тайно молился, призывая на помощь Того, Кто сказал: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой» (Мк. 13, 11). И Господь дал ему мужество и разумение отвергнуть все притязания нечестивцев и твердо исповедать себя христианином.

После этого святой был так жестоко избит палками, что все тело его было растерзано, и плоть под ударами разлеталась кусками. Святой мученик молился, благодаря Бога, удостоившего его пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Затем святого заковали в цепи и отволокли в темницу. Утром градоначальник велел вновь привести святого. Мученик предстал пред ним со светлым и веселым лицом. От повторного предложения отречься от Христа неустрашимый мученик отказался с прежней твердостью, обличив правителя как орудие сатаны. Тогда его снова избили палками так, что все внутренности его обнажились. Присутствовавший народ не вынес этого страшного зрелища и стал возмущенно кричать, обличая правителя, столь бесчеловечно истязающего беззащитного человека. Правитель, прекратив избиение, велел привязать великомученика за ноги к хвосту дикого коня и влачить по улицам города. Жители еврейских кварталов особенно издевались над мучеником, бросали в него камнями, наконец, кто-то схватил меч, настиг влачимого святого и отрубил ему голову.

Тело великомученика с отрубленной головой лежало до вечера, никто из христиан не осмеливался взять его. Ночью над ним был виден светящийся столп и множество горящих лампад; три светоносных мужа совершали над телом святого пение псалмов и каждение. Один из евреев, думая, что это христиане пришли взять останки мученика, схватил лук и хотел пустить в них стрелу, но, связанный невидимой силой Божией, стал недвижим. С наступлением утра видение исчезло, стрелок продолжал стоять неподвижно. Рассказав собравшимся жителям города о ночном видении и постигшем его наказании Божием, он освободился от невидимых уз. Узнав о случившемся, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика. Тело было погребено при местной церкви. Это произошло между 1330 и 1340 годами.

Капитан, предавший святого Иоанна на муки, раскаялся и решил тайно увезти мощи на свою родину, но великомученик, явившись во сне пресвитеру храма, воспрепятствовал этому. Через 70 лет мощи были перенесены в столицу Молдо-Влахийского княжества Сочаву и положены в соборной церкви.

Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская
Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская, дочь боярина Максима Данилова, прославилась высоким супружеским целомудрием. Супруг ее, Вяземский князь Симеон Мстиславич, вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем вынужден был бежать из родных земель, которые захватил литовский князь Витовт. Тогда московский князь Василий Димитриевич дал изгнанным князьям тверской город Торжок.

Князь Юрий Святославич пленился красотой Иулиании и всячески старался склонить ее к прелюбодеянию, но Иулиания строго хранила супружескую верность. Однажды во время пира князь Юрий убил мужа Иулиании в надежде насилием овладеть ею. Святая Иулиания воспротивилась насильнику. Разъяренный князь Юрий приказал отрубить ей ноги и руки, а тело ее бросить в реку Тверцу. Мученичество святой Иулиании совершилось зимой 1406 года.

От угрызеней совести князь Юрий бежал к татарам, но и там не нашел покоя. Тогда он удалился в Рязанскую пустынь (где и умер в 1408 году).

Весной 1406 года тело блаженной княгини увидели плывущим против течения. Некий расслабленный услышал Голос свыше, повелевавший похоронить тело святой Иулиании у южных врат собора в Торжке. Гроб с телом впоследствии поставлен в Спасо-Преображенском соборе, где многие получали от него исцеления. В связи с прославлением святой Иулиании 2 июня 1819 года был устроен правый придел, посвященный ее имени. У собора Преображения Господня, где раньше была часовня над гробом святой, устроена церковь и также освящена во имя святой Иулиании, в 1906 году.

Сщмч. Пофиний Лионский.
Му­че­ни­че­ство со­ро­ка трёх че­ло­век за Хри­ста в Ли­оне (Лу­г­дуне), од­ном из глав­ных го­ро­дов рим­ской про­вин­ции Гал­лия со­вер­ши­лось в 177 го­ду. В том же го­ду церк­ви Ли­о­на и Ви­ен­ны со­ста­ви­ли пись­мо церк­вам в Асии и Фри­гии о му­же­стве и стой­ком ис­по­ве­да­нии галль­ски­ми хри­сти­а­на­ми сво­ей ве­ры, ко­то­рое яв­ля­ет­ся пер­вым до­ку­мен­таль­ным сви­де­тель­ством о хри­сти­ан­стве на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Фран­ции. Это пись­мо, до­шед­шее до нас в из­ло­же­нии свя­то­го Ев­се­вия Пам­фи­ла, пред­по­ло­жи­тель­но при­над­ле­жит пе­ру из­вест­но­го цер­ков­но­го апо­ло­ге­та и бо­го­сло­ва свя­щен­но­му­че­ни­ка Ири­нея, пре­ем­ни­ка свя­щен­но­му­че­ни­ка По­фи­на на Ли­он­ской ка­фед­ре, и пред­став­ля­ет глав­ный ис­точ­ник све­де­ний о му­че­ни­ках.

Пись­мо опи­сы­ва­ет го­не­ния на хри­сти­ан Гал­лии во вре­мя пред­сто­я­тель­ства в Рим­ской Церк­ви епи­ско­па Елев­фе­рия и цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия, ко­гда языч­ни­ки не пус­ка­ли хри­сти­ан в до­ма, в ба­ни, на ры­нок, им бы­ло за­пре­ще­но по­ка­зы­вать­ся на лю­дях, а чернь из­би­ва­ла их на ули­цах. По при­ка­зу три­бу­на и го­род­ских вла­стей хри­сти­ан вы­ве­ли на пло­щадь и до­про­си­ли пе­ред на­ро­дом. Они ис­по­ве­да­ли свою ве­ру и бы­ли за­клю­че­ны в тюрь­му до при­ез­да ле­га­та, ко­то­рый обо­шёл­ся с ни­ми с же­сто­ко­стью.

Сре­ди хри­сти­ан об­на­ру­жи­лось раз­ли­чие: од­ни бы­ли го­то­вы к му­че­ни­че­ству, дру­гие стра­ши­лись его. При этом каж­дый день хва­та­ли всё но­вых хри­сти­ан, за­би­рая са­мых де­я­тель­ных и рев­ност­ных. Меж­ду ис­пу­гав­ших­ся пы­ток на­шлись лже­сви­де­те­ли, об­ра­щая на вер­ных ещё боль­ший гнев на­ро­да сво­и­ми на­ве­та­ми. Хри­сти­ане под­верг­лись страш­ным пыт­кам, осо­бен­но Санкт, диа­кон из Ви­ен­ны; недав­но кре­стив­ший­ся Ма­тур; Ат­тал-пер­га­мец; и Блан­ди­на. Их непо­ко­ле­би­мое ис­по­ве­да­ние ве­ры остав­ля­ло му­чи­те­лей бес­силь­ны­ми, так как из­тер­зав те­ла му­че­ни­ков и пре­вра­тив их в «сплош­ную зи­я­ю­щую ра­ну» они не мог­ли вы­рвать у них от­ре­че­ния. Ис­по­ве­да­ла Хри­ста под пыт­ка­ми и ра­нее нетвер­дая Биб­ли­а­да, от­ка­зав­шись ого­ва­ри­вать хри­сти­ан.

Стой­кость му­че­ни­ков спо­двиг­ла му­чи­те­лей на но­вые коз­ни: «за­клю­че­ние в мрач­ные, очень су­ро­вые тюрь­мы, рас­тя­ги­ва­ние ног на де­ре­вян­ной дос­ке до пя­той ды­ры и про­чие му­че­ния». Мно­гие умер­ли, за­дох­нув­шись в тюрь­ме, осво­бож­ден­ные Гос­по­дом. Дру­гие, ко­то­рые, ка­за­лось, не смо­гут вы­жить да­же при са­мом тща­тель­ном ухо­де, про­дол­жа­ли жить в тюрь­ме и уго­ва­ри­ва­ли и уте­ша­ли дру­гих. Но­вич­ки же ча­сто не вы­но­си­ли тя­же­сти за­клю­че­ния и уми­ра­ли в тюрь­ме.

Епи­скоп Ли­он­ский По­фин, те­лес­но сла­бый ста­рец ко­то­ро­му бы­ло за де­вя­но­сто, укре­пил­ся ду­хом рев­но­сти и жаж­дой му­че­ни­че­ства и сам явил­ся к су­дье. Огром­ная тол­па вся­че­ски из­би­ва­ла и за­бра­сы­ва­ла его кам­ня­ми, ду­мая, что та­ким об­ра­зом они мстят за сво­их бо­гов. По­фи­на, ед­ва ды­шав­ше­го, бро­си­ли в тюрь­му, и через два дня он ис­пу­стил дух.

В это вре­мя про­яви­лась раз­ни­ца меж­ду ис­по­вед­ни­ка­ми и от­рек­ши­ми­ся, ко­то­рые так­же со­дер­жа­лись в тюрь­ме по об­ви­не­нию в убий­ствах и раз­вра­те. Ес­ли пер­вые шли ве­се­лые, то по­след­ние бы­ли по­ну­ры­ми и при­ни­жен­ны­ми, что укреп­ля­ло осталь­ных в ис­по­ве­да­нии ве­ры. Ис­по­вед­ни­ков бро­си­ли в ам­фи­те­ат­ре зве­рям, но им они снис­ка­ли раз­ные вен­ки – Ма­тур и Санкт про­шли весь круг би­че­ва­ний, пре­да­ния зве­рям, под­жа­ри­ва­ния за­жи­во на же­лез­ном ко­ле­се и за­ко­ло­ния; под­ве­шен­ную на стол­бе Блан­ди­ну не тро­ну­ли зве­ри и она сно­ва бы­ла бро­ше­на в тюрь­му; участь Ат­та­ла, как рим­ско­го граж­да­ни­на, бы­ла от­сро­че­на до суж­де­ния ке­са­ря. Бла­го­да­ря ис­по­вед­ни­кам боль­шин­ство от­ступ­ни­ков то­гда вер­ну­лось к ве­ре, и с во­оду­шев­ле­ни­ем пошло на но­вые до­про­сы объ­яв­ляя се­бя хри­сти­а­на­ми.
Святая дева Бландина, мученица Лионская
Через неко­то­рое вре­мя при­шёл от­вет ке­са­ря, гла­сив­ший: ис­по­вед­ни­ков му­чить; кто от­ре­чет­ся, тех от­пу­стить. То­гда как раз на­чи­на­лось со­бра­ние про­вин­ци­а­лов, на ко­то­рое схо­ди­лись пред­ста­ви­те­ли ото всех пле­мен, и ле­гат пре­вра­тил вы­ход му­че­ни­ков к три­буне в те­ат­раль­ное зре­ли­ще для тол­пы. Тут он опять их до­пра­ши­вал: рим­ским граж­да­нам ве­лел от­ру­бить го­ло­вы, а осталь­ных бро­сить зве­рям. Во­пре­ки ожи­да­нию языч­ни­ков, нема­ло недав­них от­ступ­ни­ков, ко­то­рых до­пра­ши­ва­ли осо­бо, обе­щая осво­бож­де­ние, про­слав­ля­ли Хри­ста. К му­че­ни­кам при­со­еди­нил­ся фри­ги­ец-врач Алек­сандр, про­шед­ший по­при­ще в ам­фи­те­ат­ре вме­сте с Ат­та­лом. Пон­тик, маль­чик пят­на­дца­ти лет, был ис­ку­ша­ем и пы­та­ем вме­сте с Блан­ди­ной и ис­пу­стил дух вы­дер­жав все ис­пы­та­ния. Свя­тая Блан­ди­на же, по­след­няя из всех, скон­ча­лась пре­тер­пев боль­ше всех – её би­че­ва­ли, остав­ля­ли зве­рям, бро­са­ли на рас­ка­лен­ную ско­во­ро­ду и, на­ко­нец, по­са­ди­ли в иво­вую кор­зи­ну и бро­си­ли бы­ку.

Не успо­ко­ив­шись, языч­ни­ки ста­ли из­де­вать­ся над мерт­вы­ми те­ла­ми. Те­ла за­дох­нув­ших­ся в тюрь­ме вы­бро­си­ли со­ба­кам и ста­ра­тель­но сте­рег­ли днем и но­чью, чтобы ни­кто из на­ших не по­хо­ро­нил их. Вы­бро­си­ли то, что оста­лось от ог­ня и зве­ри­ных зу­бов: ис­тер­зан­ные, обуг­лен­ные кус­ки, а так­же го­ло­вы и об­руб­ки ту­ло­вищ – все это мно­го дней под­ряд оста­ва­лось без по­гре­бе­ния и бди­тель­но охра­ня­лось. Языч­ни­ки ли­бо скре­же­та­ли зу­ба­ми ища ме­сти, ли­бо вос­хва­ля­ли идо­лов, ли­бо уко­ря­ли хри­сти­ан го­во­ря «Где же их Бог? Ка­кая им поль­за от их ве­ры, за ко­то­рую они от­да­ли жизнь?» Са­ми же вер­ные пе­ча­ли­лись, ибо не мог­ли пре­дать зем­ле те­ла, оста­вав­ши­е­ся шесть дней под от­кры­тым небом. За­тем языч­ни­ки их со­жгли и сме­ли пе­пел в ре­ку Ро­дан, чтобы из­гла­дить их след. Они это де­ла­ли в рас­че­те по­бе­дить Бо­га и от­нять у них воз­рож­де­ние «чтобы и на­деж­ды у них не бы­ло на вос­кре­се­ние, по­ве­рив в ко­то­рое, они вво­дят стран­ную но­вую ве­ру, пре­зи­ра­ют пыт­ки и го­то­вы с ра­до­стью ид­ти на смерть. По­смот­рим, вос­крес­нут ли они и смо­жет ли их Бог по­мочь им и вы­рвать из на­ших рук».

Ли­он­ские му­че­ни­ки, пре­тер­пев­шие столь мно­го­чис­лен­ные пыт­ки, не толь­ко са­ми не объ­яв­ля­ли се­бя му­че­ни­ка­ми, но за­пре­ща­ли нам их так на­зы­вать, и, ес­ли кто в пись­ме или раз­го­во­ре об­ра­щал­ся к ним: «Му­че­ни­ки», они горь­ко его упре­ка­ли, ви­дя в ис­тин­но­го Му­че­ни­ка в Хри­сте, а так­же в преж­де ото­шед­ших му­че­ни­ках, го­во­ря: «Вот они, му­че­ни­ки: Хри­стос удо­сто­ил при­нять их при ис­по­ве­да­нии, за­пе­чатлев смер­тью их сви­де­тель­ство, а мы про­сто ис­по­вед­ни­ки ни­чтож­ные». Они слёз­но про­си­ли бра­тьев уси­лен­но мо­лить­ся, чтобы им усто­ять до кон­ца, про­яв­ляя на де­ле си­лу му­че­ни­че­ства в сме­ло­сти, тер­пе­нии, бес­стра­шии и твер­до­сти. Они мо­ли­лись за сво­их па­ла­чей, по­доб­но пер­во­му­че­ни­ку Сте­фа­ну, а так­же не пре­воз­но­си­лись над от­рёк­ши­ми­ся, но мо­ли­лись о да­ро­ва­нии им ве­ры и жиз­ни во Хри­сте.

Киево-Братская икона Божией Матери
Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).

В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, произведенной в 1807 году, приводится описание чудотворной иконы.

Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года.

Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери совершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году.

К сожалению, первообраз иконы не сохранился. Список с чудотворного образа «мера в меру» пребывает в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites