Монаху не следует серьезно лечиться, а только под­лечиваться


Лечение

...Вы якобы имеете какую-то уклончивость от лечения, чего одобрить нельзя, ибо здравие есть высочайший дар Божий, которое и должно хранить, а растраченное возвращать медицинскими средствами... (преп. Антоний).

Теперешнее послушание ваше лечить больных есть по­слушание самое святое и душеспасительное, но и оное, во избежание ропота от больных и негодования от настоя­тельницы, должно проходить весьма осмотрительно, т.е. лечить больных должно средствами простыми... Например, утром советовать больным вместо чаю пить натощак холод­ной воды стакана по два, от поноса кушать ржаные сухари с водою, от запора употреблять рябину, а от удушья пить покрепче полынь, и прочие недуги подобными же средства­ми можно лечить с успехом... (преп. Антоний).

...Можно и полечиться, я отнюдь не против этого, но только не советую полагать надежду на лекарей и на ле­карство, а на Бога, могущего вразумить и лекаря и дать силу лекарствам. Если ж и не получите исцеления, то не ропщите и не малодушествуйте тогда, видно, есть воля Бо­жия устроить таким способом ваше спасение. Терпящие болезни с благодарением приемлют не менее мзду рабо­тающих Богу во обители, как в обители предлежит вольное и невольное терпение, так и в болезни — не вольная бо­лезнь, а вольное благодушное терпение (преп. Макарий).

...Ты опять больна? Значит, ты не помнишь моего лекарства. Я тебе говорил: твори постоянно молитву Иисусову, и будешь здорова. Ведь я тебе не с ветра давал этот совет, а испытавши хорошо на деле. Правда, что поболеть молодому человеку полезно. Но еще лучше здоровому слу­жить телом и духом Богу (преп. Анатолий).

В последних двух письмах пишешь о случившейся тебе сильной головной болезни, от которой была даже в опасности жизни, и удостоилась елеосвящения и принятия Святых Христовых Тайн. Слава Богу! Это самое благонадежное лекарство — очистить душу, а тогда уже можно употребить и лекарства по предписанию врача. Это не воспрещается и святыми отцами, и ежели нужно, то и я тебе советую не оставлять сего, впрочем, с упованием на помощь Божию и получите, аще есть воля Божия, то Он и врача врачует, и лекарству подаст врачебную силу (преп. Макарий).

Матери У. лечиться греха нет, напрасно она жалеет денег, всех не проживет, а останутся. Если она чувствует облегчение, то пусть лечится. Здоровье — дар Божий — дороже денег, а если не хочет лечиться, да будет на воле ее. Мы ее не нудим, только надобно терпеть и не пренемогать, и не малодушествовать в болезни, и что она не будет лечиться, это не есть добродетель, а мера веры, а когда будет малодушествовать, то уже какая тут вера? — А просто неверие. Ей кажется, будут ее зазирать в том, что лечится, — это пустое только мнение, кому нужно ее за­зирать? Если бы она здоровая, да лечилась, то могли бы и зазреть; лучше пусть лечится, но в надежде на помощь Божию. Он силен и врача умудрить, и лекарству даст силу к исцелению (преп. Макарий).

Врачей и лекарства создал Господь. Нельзя отвергать лечение (преп. Никон).

Монаху не следует серьезно лечиться, а только под­лечиваться (преп. Амвросий).

Пишешь, что Н. и Е. лечатся кумысом. Сердечно же­лаю, чтобы лечение это им помогло. Но скажу, что, когда дело пойдет вниз, не помогает и кумыс. Впрочем, не по­могает только в телесном отношении неудавшееся лечение, а для души оно приносит большую пользу, — во-первых, смиряет человека, а во-вторых, напоминает о будущей жиз­ни и о переходе в оную. Сколько ни живи, а умирать неизбежно, равно и отдавать отчет за свою жизнь, по Апос­тольскому слову: «вси предстанем судищу Христову, и кийждо» приимет мзду по своему труду (Ср.: Рим. 14, 10, 12). И болезнь переносить составляет не малый труд. Не без причины согрешающие предаются во измождение плоти, да дух спасется в День Господа нашего Иисуса Христа, когда принесут искреннее раскаяние в своих согрешениях (преп. Амвросий).

...По слову святоотеческому, кому леченье помогает, ле­читься смиреннее. А совсем не лечиться — никакой добро­детели не составляет, только показывает меру веры. Впро­чем, из многих опытов заметно, к кому из монашествующих привяжется болезнь, как ты ни лечись, совершенно не выле­чишься, — все остаются болезненные припадки, смиряю­щие и отягощающие монаха. А из всего этого выходит, что больному монаху подлечиваться можно, а о совершенном выздоровлении следует отложить всякое житейское попече­ние. Замечательные слова Ефрема Сирина на славянском наречии: боли болезнь болезненне, да мимо течеши суетных болезней болезни (преп. Амвросий).

Хронические болезни, как телесные, так и душевные, неудобно лечатся, но у Бога все возможно, только потреб­но терпение со смирением. Притом, должно объяснять свои немощи и поступки определенно, так и объясняй, если что другое почувствовала — так и передавай, — тогда врачева­ние лучше пойдет Божиею помощью, только не должно малодушествовать, а терпеливо ожидать измены от десницы Вышнего (преп. Амвросий).

Если будут принуждать, то можешь согласиться поле­читься гомеопатиею, представляя конец дела воле Божией (преп. Амвросий).

Сердечно сожалею о болезни матери О., а паче о ее малодушии; где ж вера? Промысл Божий так устроил, надобно смиренно и повиноваться и в терпении и прини­мать со благодарением, ибо когда внешний наш человек тлеет, тогда внутренний обновляется (2 Кор. 4, 16). Лекарство принять не мешает, с надеждою Божией помо­щи, но паче прибегнуть должно к духовному врачевству, то есть к очищению совести, размышлениям о содеянных и кого чем не оскорбила ли, — сожалеть в мысли, а буде явно, то и сознанием пред тем испо­ведаться и Святых Тайн сообщиться, хотя и недавно сего удостоилась, но и еще не мешает, особливо же когда будет продолжаться болезнь... (преп. Макарий).

...Ты... не малодушествуй в твоем изнеможении, но благодари Бога, давшего тебе ближайшее средство ко спа­сению. А о том, что написал святой Макарий Египетский, чтобы не лечиться, относится к совершенным, а не к нам немощным, а ты прочти у святого Варсануфия... тут не отвергается врачевание тела, но об исцелении надобно воз­лагаться на Бога, и ты, яко немощнейшая, избери лег­чайшее, и Бог не истяжет от тебя того, что могут сильные и совершенные. Паче же смиряйся и благодари Бога о всем... (преп. Макарий).

Пишешь, что предлагают для лекарства пить кумыс, или лошадиное молоко, а ты сомневаешься о сем, что лошадь воспрещенное животное к пище, и вопрошаешь меня о сем. Вопрос этот неудоборешим для меня, могу ли я в таких делах давать ответы и решения? Могу только предло­жить рассуждение, что доктор дает в виде лекарства разные медикаменты, кои нам и неизвестны, которые мы принимаем не весьма охотно и не со вкусом, а иногда и с отвращением, так и это тоже лекарство, хотя и неприятное по одному только воображению. Но ежели принесет пользу, то, в на­дежде на помощь Божию, почему же не воспользоваться? и вообще в лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу. Когда чувствуешь, что совесть обременяется, то при исповеди скажи священнику, и приимешь разрешение в том, что желание здравия понудило на таковое действие (преп. Макарий).

О лекарствах же не должно сомневаться и не испы­тывать, какое оно, ибо оное употребляется не за сластолю­бие, а на укрепление немощей. Ежели бы кто точно знаю­щий уверил, что это скоромное, то не должно принимать за совесть, как пишет святой Апостол (1 Кор. 10, 28) (преп. Макарий).

Неизлечимые болезни должно лечить с верою, прибе­гать к Богу и угодникам Его, а когда не получит кто исцеления, то, видно, надобно нести сей крест, посланный на спасение души его (преп. Макарий).

Хорошо вы поступаете, что тех больных сестер, кото­рые открываются вам, что не могут показать больное мес­то доктору, направляете в Москву к женщинам врачам. А которые соглашаются у доктора лечиться, те пусть у него и лечатся. — А каяться ли в этом духовнику, вообще скажу вам: в чем только какая сестра сомневается, или смущается, или недоумевает, — все это можно объяснять духовнику (преп. Иосиф).

Сожалею я о намерении братца вашего со временем отправиться в Германию для поправления здоровья, куда безрассудных русаков отвозят хворыми, а привозят в Рос­сию мертвыми (преп. Антоний).

http://www.optina.ru

Комментарии (2)

Всего: 2 комментария
#1 | Николай Иванович »» | 27.10.2011 17:11
  
0
Понравилось соответствие картинки отдыхающего скорее всего при лёгочном заболевании духовного духу комментариев: брови персонажа объективно несут известное наименование "омега меланхолика". Цвет лица не исключает сложностей с печенью. Ему показаны солнце, морской преисполненный отрицательных ионов воздух, возможно противотуберкулёзные препараты и обильные чаи с мятою.
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 27.10.2011 18:24 | ответ на: #1 ( Николай Иванович ) »»
  
1
Это преподобный Амвросий Оптинский. Он был вс. жизнь сильно болен, однако не отчаивался и не бегал по клиникам. Имел огромное количество духовных чад. Прославлен Богом. Мощи его нетленны.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2023, создание портала - Vinchi Group & MySites