4 июня. Мученика Василиска. Праведного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца. Мученика Иоанна-Владимира, кн. Сербского.

22 мая по старому стилю / 4 июня по новому стилю
вторник
Седмица 6-я по Пасхе. Глас 5.
Поста нет.

Мч. Василиска (ок. 308). Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского (1015). Прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (ок. 1540).
Память II Вселенского Собора (381).
Сщмч. Михаила Борисова пресвитера (1942).

Деян., 40 зач. (от полý),XVII, 19–28. Ин., 42 зач.,XII, 19–361.

Тропарь мученика Василиска, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Васили́ск/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак мученика Василиска, глас 8:
Во страда́нии кре́пок и му́жественен яви́лся еси́ и в чудесе́х преди́вен,/ явле́нно Христо́во и́мя преднося́, мучи́теля посрами́л еси́./ Тем тя почита́ем, Васили́ске, при́сно зову́ще, всече́стне:// ра́дуйся, му́чеников све́тлая добро́то.

Тропарь мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского, глас 4:
Крест, я́вльшийся тебе́ с Небесе́, све́тел пропове́дал еси́,/ просвети́в язы́ки я́сно, Влади́мире сла́вне,/ обагре́ньми крове́й твои́х украси́вся,/ сподо́бился еси́ по́честей нетле́нных, предстоя́й Тро́ице,// тем со дерзнове́нием моли́ спасти́ся нам.

Кондак мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского, глас 8:
́Яко сокро́вище многоце́нное/ и исто́чник, точа́щ земны́м то́ки, неду́ги очища́ющия,/ нам подаде́ся те́ло твое́ свяще́нное,/ боле́знем разли́чным подаю́ще исцеле́ние/ и благода́ть Боже́ственную притека́ющим к нему́, да зове́м ти:// ра́дуйся, кня́же Влади́мире.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Деян.17:19–28; Ин.12:19–36)
«Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12:24). Итак, если хочешь быть плодоносным, – умри; умри настоящим образом, чтобы в сердце носить чувство, что ты уже умер. Как мертвый ни на что окружающее не отзывается, так делай и ты: хвалят – молчи, и бранят – молчи, и прибыль получишь – молчи; сыт – молчи, и голоден – молчи. Будь таков ко всему внешнему, внутренне же держи себя там, где бывает всякий умерший, – в другой жизни, пред лицом Бога всеправедного, готовясь услышать последний приговор.

Какой же, скажете, плод от этого, когда тут все замрет? Нет, не замрет, а явится энергия, да еще какая. Одна минутка осталась, скажешь себе, – сейчас приговор; дай поспешу сделать что-нибудь, – и сделаешь. Так и в каждую минуту.


Святой мученик Василиск
Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305–311). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру. Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.

Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобою». Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда наконец мученик предстал перед Агриппой тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: «Завтра будем вместе». О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий святой Евсигний (память 5 августа).

Праведный Иаков Боровичский, Новгородский
О про­ис­хож­де­нии бла­жен­но­го Иа­ко­ва, жиз­ни его и кон­чине его нет до­сто­вер­ных све­де­ний. По мест­но­му пре­да­нию, он в от­ро­че­стве при­нял на се­бя су­ро­вый по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди. По цер­ков­ным пес­но­пе­ни­ям, свя­той Иа­ков «от мла­ден­ства Бо­гу при­ле­пи­вся, То­го сто­пам по­сле­до­вал», по­бе­дил «плот­ския стра­сти воз­дер­жа­ни­ем», «бла­го­дать ду­хов­ную вос­при­ял», сво­им «же­сто­ким жи­ти­ем на зем­ли Ан­ге­лы уди­ви, де­мо­ны же устра­ши и че­ло­ве­ки про­све­ти» и «ныне на небе­сех пред­стоя всех Ца­рю Хри­сту».

Про­сла­вил Гос­подь свя­то­го по­движ­ни­ка по­сле кон­чи­ны. В 1540 го­ду, на тре­тий день Пас­хи, к се­ле­нию Бо­ро­ви­чи (в Нов­го­род­ской об­ла­сти) по ре­ке Мсте про­тив те­че­ния при­плы­ла боль­шая льди­на, на ко­то­рой сто­ял гроб (ду­бо­вая ко­ло­да) без крыш­ки, а в нем ле­жа­ло те­ло юно­ши. Бо­ясь от­вет­ствен­но­сти, кре­стьяне ше­ста­ми от­толк­ну­ли льди­ну к се­ре­дине ре­ки, но она воз­вра­ти­лась к бе­ре­гу. Так по­вто­ря­лось три­жды. Но­чью ста­рей­ши­нам се­ла явил­ся во сне юно­ша, ви­ден­ный ими на льдине, и ска­зал: «Я та­кой же хри­сти­а­нин, как и вы. Не го­ни­те ме­ня. Мое имя Иа­ков, я по­лу­чил имя в честь свя­то­го Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня».

Мо­щи свя­то­го от­ро­ка бы­ли сна­ча­ла по­ме­ще­ны в ча­совне, а в 1544 го­ду пе­ре­не­се­ны в Свя­то­ду­хов­ской храм. То­гда же бы­ло уста­нов­ле­но ему празд­но­ва­ние. Гос­подь, про­слав­ляя Сво­е­го угод­ни­ка, да­ро­вал мо­щам свя­то­го Иа­ко­ва це­ли­тель­ную си­лу. По­ли­е­лей­ное празд­но­ва­ние уста­нов­ле­но с 1572 го­да. В «Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке» о свя­том Иа­ко­ве ска­за­но: «По­до­би­ем млад, наг, пре­по­я­сан пла­том». В 1657 го­ду пат­ри­арх Ни­кон часть мо­щей свя­то­го пе­ре­вез на Вал­дай, в Ивер­скую оби­тель. Часть свя­тых мо­щей оста­лась в Ду­хо­вом Бо­ро­вич­ском мо­на­сты­ре (Нов­го­род­ской епар­хии), дру­гая хра­ни­лась в Ав­ра­ами­е­вом ски­те (быв­шей Фин­лянд­ской епар­хии). Па­мять пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва со­вер­ша­ет­ся два ра­за в год: 22 мая/4 июня и в день пе­ре­не­се­ния чест­ных его мо­щей 23 ок­тяб­ря/5 но­яб­ря.

Святой мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский
Святой мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский, родился в Х веке. С детства он воспитывался в благочестии, а возмужав, мудро управлял своими владениями Илирией и Далмацией, храня в чистоте святую веру. Благоверный князь был женат на Косаре, дочери Болгарского царя Самуила. Призванный под предлогом переговоров к болгарскому царю Иоанну-Владиславу, был им изменнически убит 22 мая 1015 года у входа в храм. Благочестивая супруга святого князя, Косара, затворилась в построенном ее мужем храме, где и скончалась, до конца жизни не покидая церкви. Мощи святого князя находятся близ Элбосани.

Второй Вселенский Собор состоялся в 381 году и довершил победу Православия, одержанную в 325 году на Первом Вселенском Соборе.

В трудные годы, протекшие после принятия Никейского Символа веры, арианская ересь дала новые побеги. Македоний, под видом борьбы с ересью савеллиан, учивших о слиянии ипостаси Отца и Сына, стал употреблять слово «подобосущен» по отношению Сына к Отцу. Эта формулировка была опасна еще и тем, что Македоний выставлял себя как борца с арианами, употреблявшими термин «подобен Отцу». Кроме этого, македониане – полуариане, склонявшиеся в зависимости от обстановки и выгоды то к Православию, то к арианству, хулили и Святого Духа, утверждая, что Он не имеет единства с Отцом и Сыном. Второй еретик – Аеций ввел понятие «иносущен» и говорил, что Отец имеет совершенно другое существо, чем Сын. Его ученик Евномий учил о иерархической подчиненности Сына Отцу и Святого Духа Сыну. Всех, кто приходил к нему, он перекрещивал в «смерть Христа», отвергая Крещение во Имя Отца и Сына и Святого Духа, заповеданное Самим Спасителем.

Третья ересь родилась из учения Валента и Урсакия на Аримонском Соборе. Они пытались обмануть православных епископов, провозгласив, что Сын Божий от Бога и подобен Богу Отцу, а не есть творение, как учат ариане. Но под тем предлогом, что слово «существо» не находится в Священном Писании, еретики предлагали не употреблять термин «единосущный», по отношению Сына к Отцу. Кроме этих трех основных ересей, было много и других лжеучений. Еретик Аполлинарий говорил: «Плоть Спасителя, взятая с Неба из лона Отца, не имела человеческой души и разума; отсутствие души восполняло Слово Божие; Божество оставалось мертвым в продолжении трех дней».

Для обличения ересиархов, святой царь Феодосий Великий (379–395) созвал в Константинополе Вселенский Собор, на котором присутствовало 150 епископов. На рассмотрение святых отцов было предложено утвержденное на Римском соборе исповедание веры, которое святой папа Дамас прислал епископу Антиохийскому Павлину. Прочитав свиток, святые отцы, отвергая лжеучение Македония, единодушно утвердили апостольское учение, что Дух Святой есть не служебное существо, но Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый. Для опровержения прочих ересей: евномиан, ариан и полуариан, святые отцы подтвердили Никейский Символ Православной веры.

В Символе, принятом I Вселенским Собором, не говорилось о Божественном достоинстве Святого Духа, ибо духоборческой ереси тогда не было. Поэтому святые отцы II Вселенского Собора прибавили к Никейскому Символу 8, 9, 10, 11 и 12 члены, т. е. окончательно сформулировали и утвердили Никео-Цареградский Символ веры, исповедуемый и ныне всей Православной Церковью.

Второй Вселенский Собор кроме того установил формы церковного суда, определил принимать в общение через Таинство Миропомазания раскаявшихся еретиков, которые крестились во Имя Святой Троицы, а крестившихся единократным погружением принимать как язычников.

Святитель Григорий Богослов (память 25 и 30 января) на Соборе дал в своем слове следующее изложение Православной веры: «Безначальное Начало и Сущее с Началом – Един Бог. Но безначальность или нерожденность не есть естество Безначального. Ибо всякое естество определяется не тем, что оно не есть, но что оно есть: оно есть положение, а не отрицание существующего. И Начало, тем, что оно начало не отделяется от Безначального, ибо для Него быть началом не составляет естества, как и для первого быть безначальным; потому что это только относится к естеству, а не есть самое естество. И Сущее с Безначальным и с Началом есть не иное что, как то же, что и Они. Имя Безначальному – Отец, Началу – Сын, Сущему вместе с Началом – Дух Святый; а естество в Трех единое – Бог. Единение же – Отец, из Которого и к Которому они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и не разделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом».

НОВОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ (Борисов)
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 7 ян­ва­ря 1866 го­да (по дру­гим дан­ным 1876 го­да) в се­ле Су­хая Ни­ва Де­мян­ско­го уез­да Нов­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Кон­стан­ти­на Дмит­ри­е­ви­ча Бо­ри­со­ва.

Диа­кон Кон­стан­тин со­рок во­семь лет про­слу­жил Церк­ви – со­рок три го­да пса­лом­щи­ком и пять лет диа­ко­ном. Его ду­хов­ник, свя­щен­ник Кон­стан­тин Ви­но­гра­дов, пи­сал о нем: «Это был ги­гант и по те­ло­сло­же­нию, и по го­ло­су, не знав­ший, ка­жет­ся, уста­ло­сти; на­при­мер, ехать и не спать ни на во­лос 1–3 су­ток в са­мую от­вра­ти­тель­ную по­го­ду и сра­зу же слу­жить бы­ло для него обыч­ным де­лом... Он об­ла­дал гром­ким го­ло­сом, по­ста­вил се­бе за пра­ви­ло петь и чи­тать луч­ше ма­ло, но внят­но и при уча­стии ду­ши; он все­гда ра­зу­мел, что чи­тал и пел».

В 1888 го­ду Ми­ха­ил окон­чил Нов­го­род­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в жен­ский По­кров­ский Зве­рин мо­на­стырь в Нов­го­род­ском уез­де. 17 сен­тяб­ря 1889 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к но­во­по­стро­ен­ной церк­ви в се­ле Ки­пи­но Де­мян­ско­го уез­да. В 1891 го­ду отец Ми­ха­ил был пе­ре­ве­ден слу­жить в Па­рас­ке­вин­скую цер­ковь в се­ло Стро­и­ло­во, в 1902 го­ду – в Пол­нов­ский Успен­ский жен­ский мо­на­стырь в Де­мян­ском уез­де, а в 1906 го­ду – в Бо­ри­со­глеб­скую цер­ковь в Нов­го­ро­де.

За вре­мя сво­е­го слу­же­ния отец Ми­ха­ил, как де­я­тель­ный свя­щен­ник, имел мно­же­ство по­слу­ша­ний. Два го­да он со­сто­ял за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем Ки­пин­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы, один­на­дцать лет за­ко­но­учи­те­лем Стро­и­лов­ской зем­ской шко­лы, два го­да Го­лов­ков­ской зем­ской шко­лы, че­ты­ре го­да за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем от­кры­той им в се­ле Стро­и­ло­ве жен­ской цер­ков­но‐при­ход­ской шко­лы; в те­че­ние трех с по­ло­ви­ной лет отец Ми­ха­ил со­сто­ял на­блю­да­те­лем цер­ков­ных школ 1‐го бла­го­чин­ни­че­ско­го окру­га Де­мян­ско­го уез­да, в те­че­ние че­ты­рех лет – за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы при Успен­ском мо­на­сты­ре, в те­че­ние де­ся­ти лет – бла­го­чин­ным 1‐го окру­га Де­мян­ско­го уез­да, в те­че­ние трех лет – де­пу­та­том на епар­хи­аль­ные съез­ды от ду­хо­вен­ства 1‐го Де­мян­ско­го бла­го­чин­ни­че­ско­го окру­га, в те­че­ние трех лет – чле­ном прав­ле­ния Нов­го­род­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии; с 1907 го­да – за­ве­ду­ю­щим, за­ко­но­учи­те­лем и учи­те­лем пе­ния в Бо­ри­со­глеб­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле, с 1909‐го по 1914 год отец Ми­ха­ил со­сто­ял чле­ном Нов­го­род­ско­го епар­хи­аль­но­го мис­си­о­нер­ско­го со­ве­та, с 1909‐го по 1915 год – чле­ном Нов­го­род­ско­го уезд­но­го от­де­ле­ния Епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та, с 1911 го­да – по­мощ­ни­ком бла­го­чин­но­го 2‐го Нов­го­род­ско­го окру­га.

В 1906 го­ду отец Ми­ха­ил был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом; 30 июля 1917 го­да – воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Отец Ми­ха­ил при­ни­мал де­я­тель­ное уча­стие в ре­ли­ги­оз­но‐нрав­ствен­ных чте­ни­ях, про­хо­див­ших в Нов­го­ро­де, и в цер­ков­но‐об­ще­ствен­ной жиз­ни го­ро­да.

6 июня 1917 го­да на со­бра­нии Со­ю­за объ­еди­не­ния ду­хо­вен­ства и ми­рян го­ро­да Нов­го­ро­да про­то­и­е­рей Ми­ха­ил вы­сту­пил с до­кла­дом на те­му «К ре­фор­ме при­хо­да»; он ска­зал то­гда, что глав­ной це­ли при­ход­ской жиз­ни – «ве­сти че­ло­ве­ка ко Хри­сту, к веч­но­му спа­се­нию» – долж­ны бы­ли слу­жить: «ис­то­вое бо­го­слу­же­ние с пе­ре­во­дом бо­го­слу­жеб­ных книг не на рус­ский, а на но­во‐сла­вян­ский язык, с устра­не­ни­ем всех непо­нят­ных слов и вы­ра­же­ний... бе­се­ды в хра­ме и вне хра­ма, устрой­ство школь­ных со­ве­тов, об­ществ сест­ри­че­ства... Глав­ное в при­хо­де не пра­во из­бра­ния и не за­ве­до­ва­ние иму­ще­ством, а борь­ба с гре­хом, со­де­и­ва­ние сво­е­го спа­се­ния». Близ­кие от­ца Ми­ха­и­ла вспо­ми­на­ли, что при­хо­жане лю­би­ли и ува­жа­ли свя­щен­ни­ка за то, что он все­гда с ра­до­стью им по­мо­гал.

По­сле при­хо­да к вла­сти без­бож­ни­ков на­ча­лись го­не­ния: отец Ми­ха­ил был аре­сто­ван в 1926 го­ду и про­был в тюрь­ме два­дцать дней. В 1931 го­ду свя­щен­ник с се­мьей был вы­се­лен из до­ма.

В 1933 го­ду Нов­го­род­ское ОГПУ на­ча­ло де­ло про­тив ре­ли­ги­оз­но‐тру­до­во­го Брат­ства, ко­то­рое воз­глав­лял епи­скоп Ма­ка­рий (Опоц­кий), жив­ший в это вре­мя в Нов­го­ро­де на по­ло­же­нии ссыль­но­го. Брат­ство име­ло неофи­ци­аль­ный ха­рак­тер и вклю­ча­ло в свой со­став немно­гим бо­лее два­дца­ти че­ло­век, ко­то­рые мо­ли­лись вме­сте с епи­ско­пом Ма­ка­ри­ем, тру­ди­лись на сво­их по­слу­ша­ни­ях и часть средств пе­ре­да­ва­ли Брат­ству, от­ку­да они жерт­во­ва­лись по ме­ре необ­хо­ди­мо­сти нуж­да­ю­щим­ся – бед­ным и на­хо­дя­щим­ся в за­клю­че­нии.

20 ап­ре­ля 1933 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в нов­го­род­скую тюрь­му все чле­ны Брат­ства во гла­ве с епи­ско­пом Ма­ка­ри­ем, а вме­сте с ни­ми и мно­гие ав­то­ри­тет­ные свя­щен­ни­ки го­ро­да, хо­тя и не вхо­див­шие в со­став Брат­ства, но знав­шие епи­ско­па лич­но. В их чис­ле был аре­сто­ван и про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Бо­ри­сов; ему шел то­гда шесть­де­сят вось­мой год.

3 мая 1933 го­да отец Ми­ха­ил был вы­зван на до­прос и, от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, ска­зал: «Я враж­деб­но на­стро­ен к со­вет­ской вла­сти, по­то­му что она устра­и­ва­ет го­не­ния на ре­ли­гию, ду­хо­вен­ство об­ла­га­ет непо­силь­ны­ми на­ло­га­ми, де­рет с него по­след­нюю шку­ру, во­об­ще ду­хо­вен­ству не да­ет ни­ка­ко­го жи­тья. Со­вет­ская власть все ду­хо­вен­ство по­ста­ви­ла вне за­ко­на. Со­вет­ская власть ду­хо­вен­ство и во­об­ще ве­ру­ю­щих са­жа­ет невин­но в тюрь­мы и ссы­ла­ет на Се­вер, за­став­ля­ет без ви­ны пе­ре­но­сить стра­да­ния, го­лод и хо­лод. Со­вет­ская власть нам со­вер­шен­но ни­че­го не да­ла, кро­ме слез и стра­да­ний. Имея та­кие взгля­ды, я не мог со­чув­ствен­но от­но­сить­ся к со­вет­ской вла­сти и спо­кой­но, мол­ча все пе­ре­но­сить. Я вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные свои взгля­ды вы­ска­зы­вал сре­ди ве­ру­ю­щих, что те­перь не ста­ло ни­ка­ко­го жи­тья, кру­гом на ве­ру­ю­щих идет го­не­ние, от­би­ра­ют по­след­ний ку­сок хле­ба... со­вет­ская власть ста­ла гра­бить жи­во­го и мерт­во­го. Я так­же го­во­рил во вре­мя цер­ков­ной служ­бы ан­ти­со­вет­ские про­по­ве­ди, что со­вет­ская власть – есть власть ан­ти­хри­ста, ко­то­рая по­сла­на Бо­гом за тяж­кие на­ши гре­хи, и что ско­ро на­станет вре­мя, ко­гда сой­дет Хри­стос на зем­лю и по­го­нит всех этих ан­ти­хри­стов и дья­воль­скую си­лу... Я и сей­час остал­ся та­ких же убеж­де­ний, что, дол­го ли, ко­рот­ко ли, но власть ан­ти­хри­ста долж­на бу­дет за­ме­не­на дру­гой, Бо­жьей вла­стью, или же со­вет­ская власть долж­на бу­дет пе­ре­ме­нить свою по­ли­ти­ку в от­но­ше­нии Церк­ви, то есть пре­кра­тить го­не­ния.

Я знаю, что епи­скоп Ма­ка­рий и мой сын... ока­зы­ва­ли ма­те­ри­аль­ную по­мощь се­мьям невин­но по­стра­дав­ших от со­вет­ской вла­сти. Я, как бла­го­чин­ный, со­би­рал день­ги от при­хо­дов и по­сы­лал в Таш­кент вы­слан­но­му невин­но мит­ро­по­ли­ту Ар­се­нию*, и во­об­ще мы ма­те­ри­аль­но по­мо­га­ли со­слан­но­му ду­хо­вен­ству...

В лич­ных сво­их бе­се­дах и про­по­ве­дях про­во­дил ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, так как с су­ще­ство­ва­ни­ем со­вет­ской вла­сти при­ми­рить­ся не мо­гу».

19 мая 1933 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла к ли­ше­нию пра­ва про­жи­ва­ния в двух сто­лич­ных го­ро­дах, их об­ла­стях и в по­гра­нич­ной по­ло­се. И он уехал в го­род Уг­лич Яро­слав­ской об­ла­сти, где стал слу­жить в хра­ме Воз­не­се­ния Гос­под­ня. Во вре­мя слу­же­ния в Уг­ли­че свя­щен­ник был на­граж­ден оче­ред­ной на­гра­дой – па­ли­цей.

При­хо­жане пи­са­ли ему по по­во­ду это­го на­граж­де­ния: «Мы, при­хо­жане свя­то­го хра­ма се­го, по­здрав­ля­ем Вас с вы­со­кой Пат­ри­ар­шей на­гра­дой – да­ро­ван­ной вам па­ли­цей. Па­ли­ца – это ду­хов­ный жезл в Ва­ших ру­ках, охра­ня­ю­щий паст­ву Ва­ши­ми мо­лит­ва­ми и за­бо­та­ми от вся­ко­го жи­тей­ско­го со­блаз­на.

Гос­подь Бог наш дал нам ве­ли­кую ра­дость ви­деть Его бла­го­во­ле­ние к Ва­шим мо­лит­вен­ным тру­дам о нас, греш­ных. Вы неустан­но мо­ли­тесь, боль­шую часть сво­е­го вре­ме­ни про­во­дя в мо­лит­ве до­ма и в хра­ме, твер­до ис­пол­няя за­по­ве­ди Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста...»

13 но­яб­ря 1933 го­да су­пру­га от­ца Ми­ха­и­ла на­пра­ви­ла в Нов­го­род­ское ОГПУ за­яв­ле­ние, в ко­то­ром, в част­но­сти, пи­са­ла: «Так как нам, бо­лез­нен­ным ста­ри­кам, бы­ло бы весь­ма го­рест­но уме­реть вда­ли друг от дру­га, то я по­кор­ней­ше про­шу Нов­го­род­ское ОГПУ предо­ста­вить му­жу мо­е­му пра­во воз­вра­ще­ния на жи­тель­ство в Нов­го­род...»

Эта прось­ба су­пру­ги свя­щен­ни­ка не бы­ла удо­вле­тво­ре­на, и про­то­и­е­рей Ми­ха­ил остав­лен был в Уг­ли­че и про­дол­жал слу­жить в Воз­не­сен­ском хра­ме. Здесь он встре­тил оче­ред­ную вол­ну го­не­ний на Цер­ковь, ко­то­рая стре­ми­тель­но сме­та­ла все на сво­ем пу­ти.

Отец Ми­ха­ил был аре­сто­ван 28 ок­тяб­ря 1937 го­да и в тот же день до­про­шен.

– Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но‐мо­нар­хи­че­ской груп­пы. При­зна­е­те ли вы се­бя в этом ви­нов­ным? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Я участ­ни­ком груп­пы не со­сто­ял и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­но под­твер­жден­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми о ва­шем уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но‐мо­нар­хи­че­ской груп­пе по про­ве­де­нию контр­ре­во­лю­ци­он­ной тер­ро­ри­сти­че­ской де­я­тель­но­сти. Пред­ла­га­ем дать след­ствию прав­ди­вые по­ка­за­ния по су­ще­ству.
– Это я от­ри­цаю и за­яв­ляю, что ни­ко­гда к контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но‐мо­нар­хи­че­ской груп­пе не при­над­ле­жал и контр­ре­во­лю­ци­он­ной тер­ро­ри­сти­че­ской аги­та­ции не вел.

В тот же день след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 30 ок­тяб­ря сле­до­ва­тель со­ста­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, в ко­то­ром на­пи­сал, что, хо­тя свя­щен­ник «ви­нов­ным се­бя не при­знал, но ма­те­ри­а­ла­ми след­ствия пол­но­стью изоб­ли­ча­ет­ся в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти».

По­сле со­став­ле­ния об­ви­ни­тель­но­го за­клю­че­ния про­то­и­е­рей Ми­ха­ил был от­прав­лен ожи­дать при­го­вор в яро­слав­скую тюрь­му. 5 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния, но по ста­ро­сти и немощ­но­сти он был остав­лен в ис­пра­ви­тель­но‐тру­до­вой ко­ло­нии в Яро­слав­ле. Про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Бо­ри­сов скон­чал­ся 4 июня 1942 го­да в яро­слав­ской ис­пра­ви­тель­но‐тру­до­вой ко­ло­нии и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites