26 апреля; Великий Пяток. Воспоминание Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

13 апреля по старому стилю / 26 апреля по новому стилю
пятница
Страстная седмица.
Великий пост. Строгий пост.
По монастырскому уставу - полное воздержание от пищи.

Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303).
Мч. Крискента, из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды Египетской (476).
Прмц. Марфы Тестовой (1941).


Утр. – Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., XIII, 31 – XVIII, 1. 2-е. Ин., 58 зач., XVIII, 1–28. 3-е. Мф., 109 зач., XXVI, 57–75. 4-е. Ин., 59 зач., XVIII, 28 – XIX, 16. 5-е. Мф., 111 зач., XXVII, 3–32. 6-е. Мк., 67 зач., XV, 16–32. 7-е. Мф., 113 зач., XXVII, 33–54. 8-е. Лк., 111 зач., XXIII, 32–49. 9-е. Ин., 61 зач., XIX, 25–37. 10-е. Мк., 69 зач., XV, 43–47. 11-е. Ин., 62 зач., XIX, 38–42. 12-е. Мф., 114 зач., XXVII, 62–66.

Литургии не положено.
На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полý),VI, 14–18. Мф., 110 зач.,XXVII, 1–56. На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полý),V, 6–11. Мк., 67 зач.,XV, 16–41. На 6-м часе: Евр., 306 зач.,II, 11–18. Лк., 111 зач.,XXIII, 32–49. На 9-м часе: Евр., 324 зач.,X, 19–31. Ин., 59 зач.,XVIII, 28 – XIX, 37. На веч.: 1 Кор., 125 зач.,I, 18 – II, 2. Ев. составное: Мф., 110 зач.,XXVII, 1–44; Лк.,XXIII, 39–43; Мф.,XXVII, 45–54; Ин.,XIX, 31–37; Мф.,XXVII, 55–61.

Обычно в четверг вечером совершается утреня с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. 1-й час к утрене не присоединяется. Отпуст в конце утрени: «Иже оплевания, и биения, и заушения...».

Утром в пятницу совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными. Во второй половине дня совершается вечерня, в конце которой во время пения тропарей по «Ныне отпущаеши» из алтаря через северные двери износится Святая Плащаница. Отпуст часов с изобразительными и вечерни: «Иже нас ради, человеков...». После отпуста вечерни – малое повечерие с каноном «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». Отпуст повечерия малый.

Во время целования Плащаницы принято петь стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...».

Тропарь, глас 4:
Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя/ Честно́ю Твое́ю Кро́вию,/ на Кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся,/ безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком,// Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 8:
Нас ра́ди Распя́таго, прииди́те, вси воспои́м:/ Того́ бо ви́де Мари́я на Дре́ве и глаго́лаше:// а́ще и распя́тие терпи́ши, Ты еси́ Сын и Бог Мой.

Ексапостиларий:

Разбо́йника благоразу́мнаго во еди́ном часе́ ра́еви сподо́бил еси́, Го́споди, и мене́ Дре́вом Кре́стным просвети́ и спаси́ мя.

Тропарь первого часа, глас 1:

Распе́ншуся Тебе́, Христе́, поги́бе мучи́тельство,/ попра́на бысть си́ла вражия./ Ниже́ бо А́нгел, ниже́ челове́к,// но Сам, Го́споди, спа́сл еси́ нас, сла́ва Тебе́.

Тропарь третьего часа, глас 6:
Го́споди, осуди́ша Тя иуде́е на смерть, Жи́знь всех,/ и́же чермно́е мо́ре жезло́м проше́дшии,/ на Кресте́ Тя пригвозди́ша,/ и и́же от ка́мене мед сса́вшии,/ желчь Тебе́ принесо́ша./ Но во́лею претерпе́л еси́,/ да нас свободи́ши от рабо́ты вра́жия,// Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.

Тропарь шестого часа, глас 2:
Спасе́ние соде́лал еси́ посреде́ земли́, Христе́ Бо́же,/ на Кресте́ пречи́стеи ру́це Твои́ просте́рл еси́,/ собира́я вся язы́ки зову́щия:// Го́споди, сла́ва Тебе́.

Тропарь девятого часа, глас 8:
Ви́дя разбо́йник Нача́льника жи́зни/ на Кресте́ ви́сяща, глаго́лаше:/ а́ще не бы Бог был вопло́щься, И́же с на́ми распны́йся,/ не бы со́лнце лучи́ своя́ потаи́ло,/ ниже́ бы земля́ трепе́щущи трясла́ся.// Но вся терпя́й, помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Распятие Христа Господа и собор Архангела Гавриила! Новое утешительное сочетание! Гавриил предвозвещает рождение Предтечи; Гавриил благовествует Деве; он же, вероятно, возвещал радость о рождении Спасителя; не кто другой и женам возвестил о Воскресении Христа Господа. Таким образом, Гавриил – всякой радости провозвестник и приноситель. Распятие же Христово – радость и отрада всех грешников.

Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень Креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит пред Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение – в Крестной смерти Господа. На Кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования.

С созрением этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест – источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования. В этом отношении он есть своего рода архангел, благовествующий радость.


Священномученик Артемон Лаодикийский
Священномученик Артемон родился в первой половине III-го века в Лаодикии Сирийской от христианских родителей. С юных лет он посвятил себя служению Церкви. В 16-летнем возрасте святой был поставлен чтецом и в этом звании трудился в течение 12 лет. За усердие к Божественным службам святитель Сисиний возвел его в сан диакона. С такой же ревностью и старанием святой Артемон исполнял это служение в течение 28 лет, после чего был рукоположен во пресвитера. В этом сане святой Артемон служил в Церкви Божией 33 года, проповедуя христианскую веру среди язычников. Когда император Диоклитиан (284–305) начал жестокое гонение на христиан, святой Артемон был уже старцем. Император издал указ, чтобы все христиане принесли жертвы идолам.

Святитель Сисиний, узнав о скором прибытии в Лаодикийскую область военачальника Патрикия, вместе со священником Артемоном проник в капище богини Артемиды. Там они разбили и сожгли идолов.

Затем святитель Сисиний и святой Артемон собрали паству в церкви и горячо убеждали христиан оставаться твердыми в вере и не страшиться угроз мучителей.

Прибыв в Лаодикию, Патрикий устроил пятидневные торжества в честь языческих богов, а затем направился в капище Артемиды для принесения жертвы. Он узнал кто разрушил капище, и с отрядом воинов направился к церкви, где молились христиане. Не дойдя до церкви, Патрикий почувствовал внезапный озноб, а затем жар, так что его пришлось, еле живого, внести в первый находившийся на пути дом. «Христиане прокляли меня, и это их Бог мучит меня», – сказал он приближенным. Мольбы Патрикия к идолам не облегчили его страданий. Он послал гонца к святителю Сисинию и просил его помощи, обещая в благодарность сделать золотую статую епископа. Святитель ответил: «Золото твое да будет с тобою, а если хочешь исцелиться, уверуй во Христа».

Патрикий испугался смерти и объявил, что верует во Христа. По молитве святителя Сисиния болезнь оставила его. Но совершившееся чудо не изменило закоснелой души язычника. Хотя он не тронул святителя Сисиния, однако отправился выполнять императорский указ к другим христианам в город Кесарию. По пути он встретил старца, за которым шли попарно шесть диких ослов и два оленя. Это был священник Артемон. На вопрос Патрикия, как он смог повести за собой диких зверей, святой Артемон ответил, что Христову Имени повинуется все в мире и для истинной веры во Христа нет ничего невозможного.

Патрикий узнал от язычников, что встреченный на пути старец – тот самый Артемон, который разрушил капище Артемиды. Он приказал схватить его и отвести в город Кесарию.

Святой Артемон без страха последовал за воинами, а животным приказал идти к святителю Сисинию.

Один из оленей получил от Бога дар слова и рассказал святителю, что случилось со святым Артемоном. Святитель послал ему в Кесарию благословение и просфору через диакона.

В Кесарии Патрикий вызвал святого Артемона на суд и стал принуждать его принести жертву в капище Асклепия. В том капище жило множество ядовитых змей. Жрецы никогда не открывали дверей, не принеся предварительно жертву идолу. Но святой Артемон, призвав Имя Иисуса Христа, без всякого страха вошел в капище и вывел оттуда множество змей. Язычники обратились в бегство, но святой остановил их и своим дуновением умертвил змей. Один из жрецов, Виталий, уверовал во Христа и просил святого Артемона крестить его.

Патрикий думал, что святой Артемон умертвил змей волхвованием, и снова стал допрашивать его и истязать. В то время в Кесарию прибежал олень, говоривший со святителем Сисинием. Олень стал лизать стопы мученика, а затем, снова получив от Бога дар слова, обличил Патрикия, предсказав ему скорую смерть в кипящем котле. Патрикий испугался, что чудеса, совершаемые святым Артемоном, привлекут к нему еще больше народа, и приказал казнить его.

Огромный котел наполнили кипящей смолой. Воины должны были бросить туда святого Артемона. Но когда Патрикий подъехал на коне к котлу, желая проверить, кипит ли смола, два Ангела в виде орлов схватили его самого и бросили его в котел, а мученик Артемон остался жив. По молитве святого из земли исшел родник, в котором он крестил жреца Виталия и многих язычников, уверовавших во Христа. На следующее утро святой Артемон причастил новокрещенных Святых Таин.

Епископ Кесарийский пришел приветствовать святого Артемона. Он отметил место, где страдал мученик, и впоследствии основал здесь церковь. Многие крестившиеся были посвящены во диаконов и священников, а Виталий поставлен епископом Палестинским. Священномученик Артемон, по зову Божественного гласа, пошел с проповедью Евангелия в Асию, в селение Вули. По дороге его восхитил Ангел и перенес в открытое ему в видении селение. Там он многих обратил к вере во Христа. Язычники схватили святого и отсекли ему голову († 303).

Мученик Крискент Мирликийский
Святой мученик Крискент происходил из знатного рода и жил в Мирах Ликийских. Однажды, когда толпа жителей города шла в языческий храм, он стал убеждать их оставить язычество и прийти ко Христу. Об этом стало известно правителю города.

Когда правитель спросил святого о его происхождении, святой, не желая навести неприятности на своих родственников, ничего не сказал, кроме того, что он христианин. Правитель знал отца святого Крискента и, желая угодить ему, советовал святому Крискенту принести жертву идолам только для вида, а в душе оставаться христианином.

На это святой мученик безбоязненно ответил: «Невозможно, чтобы тело делало не то, что мыслит душа, так как душа управляет и движет телом». Святого мученика Крискента били, строгали железными зубьями, а затем сожгли в пылающей печи.

Святитель Андрей Критский († 712–726; память 4 июля) упоминает о мученике Крискенте в Слове на день памяти святителя Николая Чудотворца.

Святая мученица Фомаида
Святая мученица Фомаида родилась в городе Александрии в христианской семье. С детства она была воспитана в благочестии и любила читать Священное Писание.

В 15 лет юную отроковицу выдали замуж за рыболова, тоже христианина. Молодые супруги жили в семье родителей мужа, где святую Фомаиду любили за кротость, незлобие, доброту и целомудрие.

Свекор святой Фомаиды, по наущению диавола, пленился ее красотой. Когда его сын ушел ночью на рыбную ловлю, он стал склонять невестку к греху. Напрасно святая Фомаида увещевала безумевшего старика, напоминая ему о Страшном Суде и о наказании за грех. Разъяренный твердостью святой Фомаиды, он в безумии схватил меч и стал угрожать ей смертью. Но святая Фомаида твердо ответила: «Если ты даже рассечешь меня надвое, не отступлю от заповеди Господней». Ослепленный страстью свекор взмахнул мечом и рассек святую Фомаиду. Святая приняла мученическую кончину за свое целомудрие и верность заповеди Божией в 476 году.

Убийцу постигла Божия кара. Он мгновенно ослеп и не мог найти двери, чтобы убежать. Утром пришли друзья мужа святой. Они открыли двери и увидели тело святой Фомаиды и окровавленного слепого старика. Убийца сам сознался в своем злодеянии и просил осудить его на смертную казнь. В то время в Александрию пришел из пустынного скита преподобный Даниил. Он велел монахам ближнего Октодекадского монастыря принести тело мученицы и похоронить в монастырской усыпальнице. Некоторые из монахов недоумевали, как можно хоронить женщину вместе с монахами. Преподобный Даниил сказал: «Эта отроковица – мне и вам мать. Она умерла за чистоту».

После торжественного погребения преподобный Даниил возвратился в свой скит. Вскоре один из молодых монахов стал жаловаться ему, что его мучают плотские страсти. Преподобный Даниил велел ему пойти и помолиться у гробницы святой мученицы Фомаиды. Инок исполнил повеление старца. Во время молитвы у гробницы он заснул тонким сном. Тогда ему явилась святая Фомаида и сказала: «Отче, прими благословение и иди с миром».

Проснувшись, инок почувствовал радость и мир в своей душе. После этого плотская брань больше не смущала его. Авва Даниил объяснил ему: «Благословение – дар мученицы целомудрия; такое дерзновение имеют перед Богом подвижники чистоты».

В последующие времена многие находили у гробницы святой Фомаиды освобождение от страстей и духовную радость. Мощи святой мученицы Фомаиды были перенесены в Константинополь в один из женских монастырей. В 1420 году их видел русский паломник иеродиакон Зосима.

Преподобномученица Марфа (Тестова) ,инокиня
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Мар­фа ро­ди­лась в 1883 го­ду в де­ревне Ар­га Тем­ни­ков­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ти­мо­фея Те­сто­ва. В 1914 го­ду она по­сту­пи­ла в Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ский мо­на­стырь Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии, где под­ви­за­лась ее род­ная сест­ра Пе­ла­гия.
По­сле ра­зо­ре­ния при без­бож­ных пра­ви­те­лях Ди­ве­ев­ской оби­те­ли ино­ки­ня Мар­фа вме­сте с од­ной из мо­на­стыр­ских се­стер по­се­ли­лась в се­ле Раз­ви­лье Бор­ско­го рай­о­на Ни­же­го­род­ской об­ла­сти, где ста­ла тру­дить­ся при хра­ме. Она бы­ла аре­сто­ва­на 18 но­яб­ря 1937 го­да и за­клю­че­на в ни­же­го­род­скую тюрь­му.
До­про­шен­ные лже­сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что ино­ки­ня Мар­фа сре­ди ве­ру­ю­щих кре­стьян се­ла Раз­ви­лье си­сте­ма­ти­че­ски ве­дет контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, на­прав­лен­ную на дис­кре­ди­та­цию со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства и ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии, при­зы­ва­ет жен­щин хо­дить в цер­ковь и в ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки не ра­бо­тать; хо­дя по де­рев­ням под ви­дом сбо­ра ми­ло­сты­ни, при­зы­ва­ет кре­стьян за­щи­щать от ком­му­ни­стов Бо­жьи хра­мы, ко­то­рые по­всю­ду за­кры­ва­ют, а ду­хо­вен­ство са­жа­ют в тюрь­мы. «По­доб­ная аги­та­ция на кре­стьян очень вли­я­ет, и кре­стьяне смот­рят на со­вет­скую власть с недо­ве­ри­ем».
– Вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, ко­то­рую вы ве­ли сре­ди ве­ру­ю­щих се­ла Раз­ви­лье, кле­ве­та­ли на по­ли­ти­ку со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства, ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию по­ра­жен­че­ско­го ха­рак­те­ра, на­зы­вая ком­му­ни­стов ан­ти­хри­ста­ми. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ной? – спро­сил сле­до­ва­тель ино­ки­ню Мар­фу.
– В предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии ви­нов­ной се­бя не при­знаю. Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью я сре­ди ве­ру­ю­щих и во­об­ще не за­ни­ма­лась.
Сле­до­ва­тель за­чи­тал от­рыв­ки из по­ка­за­ний лже­сви­де­те­лей и по­тре­бо­вал, чтобы ино­ки­ня их под­твер­ди­ла, на что та за­яви­ла, что ни­че­го по­доб­но­го она не го­во­ри­ла.
– Что еще мо­же­те до­пол­нить к след­ствию? – за­дал сле­до­ва­тель по­след­ний во­прос.
– До­пол­нить ни­че­го не мо­гу.
13 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ино­ки­ню Мар­фу к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и 3 мая 1938 го­да она при­бы­ла в од­но из от­де­ле­ний Ка­ра­ган­дин­ско­го ла­ге­ря и бы­ла от­прав­ле­на на об­щие ра­бо­ты.
Ла­гер­ные усло­вия и тя­же­лая ра­бо­та ока­за­лись для нее непо­силь­ны­ми, ме­ди­цин­ская ко­мис­сия при­зна­ла ее ин­ва­ли­дом, и она бы­ла от­прав­ле­на в боль­ни­цу при Спас­ском от­де­ле­нии Кар­ла­га. Ино­ки­ня Мар­фа (Те­сто­ва) скон­ча­лась 26 ап­ре­ля 1941 го­да в ла­гер­ной боль­ни­це и в тот же день бы­ла по­гре­бе­на на клад­би­ще близ се­ле­ния Спас­ское.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
     
-3
!СПАСИ БОЖЕ+КИРИЕ ИСУ ХРИСТЭ ЭЛЕЙСОН МЭ+БЛАГОДАРЮ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites