Кто не властвует над пятью чувствами, тот не бывает по образу Божию и подобию; и хотя бы он всю мудрость мира поглотил и знал все сущее

кто не властвует над пятью чувствами, тот не бывает по образу Божию и подобию; и хотя бы он всю мудрость мира поглотил и знал все сущее

Но как при врачевании тела, на восстановление здравия в нем действуют не буквы, коими прописывается врачевство, а сила прописанных веществ, так и в отношении к врачеванию души, оздравление ее и спасительное на нее воздействие совершается не буквами Божественного Писания, а силою Христа, Который прописан в Писании. Не в словеси бо царство Божие, но в силе (1Кор.4:20).
Ибо все Божественное Писание, Ветхое и Новое, руководит естественно больное человеческое естество к Иисусу Христу, Который есть единственный Врач душ и телес наших. Кто остается непричастным Его Божественной благодати, тот остается и неуврачеванным, а кто причащается Его благодати, у того душа перестает уже быть больною. Ибо плод веры нашей христианской есть здравие души. Затем Бог соделался человеком, чтоб душа чрез Него могла воспринимать здравие свое. Следовательно, у кого душа не здрава, тот еще не стал христианином настоящим. Здоровою же душа делается силою божественною и светом благодати, даруемой Христом за веру. Душа невидима, и не видно, здорова она или нет, не только для других, но нередко и для нее самой. Но есть видимые знаки, по которым для всех явно бывает ее состояние. Укажу на самый видный, на упорядочение и исправление пяти чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Когда кто держит их в порядке и владеет ими разумно, - явно, что душа его в своем чине, здорова, и человек тогда является настоящим разумным животным и действует по разуму и рассуждению, а не как животные несмысленные, состоящие во власти у своих чувств. Владение пятью чувствами будто есть очень простое дело; но я тебе скажу, что кто властвует над пятью чувствами, тот властвует над всею вселенною и над всем, что в ней, ибо у нас все бывает от них и чрез них. Но кто таков, тот сам властвуем бывает от Бога и всецело покорствует во всем воле Божией. Так царство Божие водворяется и первоначальный чин восстановляется, ибо человек в начале определен был царем мира. В сем черта образа Божия и подобия. Таким образом, кто не властвует над пятью чувствами, тот не бывает по образу Божию и подобию; и хотя бы он всю мудрость мира поглотил и знал все сущее, о нем неложен приговор: приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48:13). Он живет на похудение Бога, Создателя всяческих, как написано: имя Божие вами хулится во языцех (Рим.2:24). И Христово имя похуляется таковыми, и вера христианская поношается от неверных, которые говорят: если бы Бог христианский был истинный Бог, то христиане не были бы таковы же, как и мы; между тем многие из них живут гораздо хуже нас, в неправдах и срамных похотях.

прп Симеон Новый богослов

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 08.03.2019 17:52
  
2
Мы же благими пребывая, по подобию с Богом соединяемся; злы же будучи, по несходству отлучаемся от Бога.

Ум всё видит и сущее на Небесах.

Телесное зрение суть очи, душевное же зрение есть УМ. Душа доброй и благой жизни, зрячая есть, и Бога творца и благодетеля всех разумевает, прославляет и нетления своего, и вечных благ насладится может.
И ничто ум не помрачает разве только грех.

Душа ЧУВСТВОВАНИЕМ родства ведает Бога, прилучается благом, и тем спасает душу.

Словесный (умный, разумный, логосный, настоящий...) человек есть тот, кто уразумел что тело есть тленно и маловременно. ТаковЫй бо и душу разумеет, что божественна и безсмертна, и что она, ВДОХНОВЕНИЕ (вдуновение вдыхание) Божие суще, для искушения и обоготворения связана с телом. Оуразумевшие же душу право и богоугодно жительствуют, телу не повинуются, но зрят Бога умом своим, и даруемая душе от Бога вечная благая видят умно.

Яко тело без души, мёртво есть, так и душа без ума праздна есть, и Царствия Божьего наследовать не может.
НЕЧУВСТВУЮЩИЙ Божьего Промысла, безумный суть душою.

Ум в душе ЯВЛЯЕТСЯ, а естество в теле, и УМ душевный ОБОЖЕНИЕ есть, естество же тела, разлитие есть. Во всяком теле естество есть, но не во всякой душе ум есть. Тем же, и не всякая душа спасается.

Преподобный Антоний Великий IV век
цветник, Добротолюбие.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites