Явление Бога. Размышления иконописца

ЯВЛЕНИЕ БОГА
Размышления иконописца перед иконой Крещения Господня

В Евангелии сегодняшнее событие описано довольно подробно, но есть детали, о которых говорят только церковные историки.

По их описанию крещение водой происходило таким образом: Иоанн стоял в реке по плечи, а все желающие принести покаяние входили к нему в струи иорданские, и Креститель не отпускал их до тех пор, пока они не раскаивались во всех своих прегрешениях. Иордан, конечно, река неширокая, да и зима в Палестине не очень морозная, однако долгое стояние в холодной воде само по себе было испытанием для каждого человека, не говоря о раскаянии.

Еще повествуется, что на берегу было в тот час множество людей, ожидающих Царствия Божия, когда появился среди них Иисус. Все, как изображено на знаменитой картине Иванова «Явление Христа народу».
Богоявление Господне

Но на канонической православной иконе все не так!

Все очень аскетично и просто: горы слева – это наш земной мир, представленный одним лишь Иоанном Предтечей. Горы справа и три ангела Божия, несущие на руках одежды новые, знаменуют собой мир иной, горний. А в центре – Сам Господь, который не столько погружается в реку для покаяния, сколько соединяет два мира в одно целое. Отныне нет разделения между земным и небесным, есть только один мир – Божий. И вода, в которую входит Господь, – это не столько Иордан, сколько быстротекущая река времени. Христос Своим явлением освящает само время и всякую тварь, живущую и растущую на земле. И те существа, которые изображены в реке – это не духи речные, как многие думают, а князья века сего, которые тоже освящены явлением Господним.

Сверху над Спасителем – отверстое небо и Дух Божий в виде голубя. Многие думают, что голубь – это и есть естество Святаго Духа, но это не так. Дух Святой не имеет определенного образа. Моисею в купине неопалимой Он является необжигающим огнем, а святым отрокам в печи вавилонской, наоборот, росой, угашающей пламень. Дух не только дышит, где хочет, но и является в том виде, в каком хочет.

А где же Отец, если это явление Святой Троицы? А Бога никто и нигде не видел, – так пишет Иоанн Богослов. Отец Небесный – невидим, непостижим, неописуем и еще много-много «не». Нет слов и красок, и звуков, чтобы описать Творца всяческой твари. Так говорит нам канон. Поэтому и говорится в Евангелии: «был слышен голос с неба, словно гром».

Так что каноническая икона Богоявления – это не просто иллюстрация к Евангельским словам, это еще и богословское толкование великого праздника.

Владимир Щербинин; "Православная Москва".

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Андрей Бузик »» | 20.01.2019 16:53
  
-2
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Крещение Господне

В Третьяковской галерее есть огромное, во всю стену, полотно, которое очень ярко и панорамно изображает евангельское событие — Крещение Господне в Иордане. Эта величественная картина работы русского художника Иванова совершенно справедливо называется «Явление Христа народу».

В день, когда Христос приходит на Иордан к Иоанну Крестителю и суровый проповедник покаяния с трепетом узнает Его, Иоанн в ответ на свой страх и сомнение слышит от Спасителя, что так «надлежит… исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Но никто тогда еще не знал, что эта горькая правда состоит в том, что Христос должен умереть за всех, взяв на Себя грехи всего мира. Господь входит в легкие воды быстрого Иордана, и они словно замирают на мгновение, темнеют и тяжелеют от неправд и грехов человеческих. Ho вскope река вновь побежит быстро и шумно, потому что Дух Святой уже слетел с небес в виде голубя и благоволение Отца к Сыну становится благословением всему страждущему от греха человечеству. И Крещение Господне в Иордане навсегда входит в человеческую историю как Богоявление.

И сегодня, более чем через две тысячи лет, день Богоявления является днем Божьего благоволения к людям. Все приходит в движение в этот день: с раннего утра и до самого позднего вечера люди спешат в храм. Все они идут с банками, бидонами и пластиковыми бутылками, чтобы наполнить их чудесной, целебной освященной водой. Вода – это жизнь, поэтому церковное освящение воды в праздник Богоявления – это освящение жизни, нашей жизни, чтобы мы всегда пребывали в святости Христовой и уже сейчас соучаствовали в Царствии Небесном. В праздничный день Богоявления в сердце звучит его особая, неповторимая нота – общая радость пришедших к великому водосвятию. Люди идут в этот день к Богу. И в этом – прекрасное и непреходящее величие праздника Крещения Господня.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites