В «силе и духе» Исидора: Поразительное сходство через века патриархов, несформировавших в себе твердый православный стержень

Князь Василий отвергает Флорентийскую унию
В «силе и духе» Исидора: Поразительное сходство через века патриархов, несформировавших в себе твердый православный стержень

Князь Василий отвергает Флорентийскую унию

«Нужно быть искренним: поведение представителей Константинопольской патриархии в течение последних нескольких десятилетий вызывает такое же нездоровое безпокойство и болезненное духовное настроение, какое в XV веке привело Церковь к флорентийской измене и позору 1» . Эти строки написаны еще в 70-е годы прошлого века и принадлежат сербскому Златоусту преподобному Иустину (Поповичу). Действительно сходство между событиями 1438–1439 гг. с нашим временем поразительно. Особенно в этом отношении замечательна биография латинского патриарха Константинополя Исидора.

Патриарх Исидор

Точная дата рождения и имя, данное ему при Крещении, неизвестны. Ориентировочно он появился на свет в промежутке между 1380 и 1390 гг. в византийской области Монемвасии. Получил образование в Константинополе в период, когда византийское богословие переживало свою золотую осень – последний период расцвета перед завоеванием ее османами. Впрочем, ни преподаватели, ни сам будущий кардинал не потрудились или же не смогли сформировать у него твердый православный стержень.

В 1410 г. он возвращается из столицы на малую родину и принимает монашеский постриг в монастыре святого Архангела Михаила и всех Ангелов. Время рукоположения его в священный сан неизвестно. Около 1433 г. он перебрался в Константинополь и сделался приближенным Иоанна VIII Палеолога, став кафигуменом императорского монастыря великомученика Димитрия Солунского. Слыл одним из наиболее образованных представителей столичного духовенства.

15 октября 1433 г. Исидор был направлен в составе дипломатического представительства на Базельский собор для предварительных переговоров о «примирении Церквей», куда выехал в январе 1434 г. 24 июня в Ульме передал императору Священной Римской империи Сигизмунду два письма от византийского императора и произнес приветственную речь, в которой призвал его приложить все силы для объединения христиан против мусульманской агрессии. 12 июля прибыл в Базель и 24 июля на официальном приеме византийских послов произнес речь, «в которой тоже коснулся ряда проблем в отношениях между церквями, напомнил о единстве «священного Тела Церкви» и сказал о возможности сохранить здоровье этого тела, еще не имеющего столь глубокой раны, чтобы члены отпадали от тела» 2 .
После возвращения с Базельского собора и смерти митрополита Герасима (1435) Исидр был хиротонисан во епископа и поставлен на Киевский престол. «Новому митрополиту поручено было, когда он отъезжал в Россию, всячески стараться, чтобы склонить русских к участию в предполагавшемся Вселенском Соборе. Исидор действительно вскоре после прибытия своего в Москву начал возвещать, что в Италии готовится Осьмой (Восьмой – ПК) Вселенский Собор для примирения Церквей, в котором необходимо участвовать и представителю Русской Церкви, и даже начал сбираться к путешествию на Собор» 3.

Получив от великого князя Василия II деньги и до 100 человек свиты, Исидор 8 сентября 1437 г. выехал из Москвы и 18 августа прибыл в Феррару. На соборе он явился одним из наиболее активных сторонников унии с Ватиканом. Митрополит Макарий описывает следующее совещание греческих иерархов в покоях патриарха Иосифа, собранных по воле императора «чтобы как-нибудь найти способ к примирению с Римскою Церковию. Здесь митрополит Русский первый подал голос: “Лучше душою и сердцем соединиться с латинянами, нежели, не кончив дела, возвратиться; возвратиться, конечно, можно, но как, куда и когда?” 4» .
Первоначально большинство греков было против признания латинских лжедогматов, но после общения с папой Евгением Исидор и еще двое иерархов склонились к унии. Потом император при их помощи убедил и остальных, за исключением святителя Марка Ефесского. С этой целью Исидор сделал для заморенных голодом на католических харчах греческих епископов богатое угощение. В результате греки уступили папе во всем: признали его главою Церкви, наместником и местоблюстителем Иисуса Христа, приняли латинское учение о чистилище, об освящении даров и об опресноках в Евхаристии 5 .

Возлюбив Исидора более всех, Евгений IV произвел его в легата от ребра апостольского в Литве, Ливонии, России и во всех местах Польши, подведомых его митрополии(с 6 сентября 1439 г.), а затем в кардинала-пресвитера (с 18 декабря 1439 г.).Достигнув столицы Венгрии Будина, кардинал-митрополитнаправил отсюда во все подведомые ему страны следующее воззвание: «Возрадуйтесь и возвеселитесь ныне все христиане: Церкви Восточная и Западная, столько времени разделенные и враждебные между собою, ныне соединились истинным, древним, изначальным единством и миром. Вы, христоименитые греки, и все, принадлежащие к святой Константинопольской Церкви: Русь, сербы, валахи и другие, примите это святое соединение с великою радостию и честию, и да не будет у вас никакого разделения с латинянами. Равно и вы, племена латинские, не чуждайтесь исповедующих греческую веру: и они крещены, и их крещение так же свято и истинно, как латинское. И если греки живут в земле латинской или в их земле есть латинские церкви, то пусть ходят они и в эти церкви к Божественной службе и воздают в них чествование Телу Христову, как в своих собственных церквах, пусть приносят покаяние и пред латинскими священниками и приемлют от них святое причастие. А латиняне также должны ходить в греческие церкви, слушать в них Божественные службы и с теплою верою поклоняться Телу Иисуса Христа, потому что таинство Тела равно истинно, совершено ли оно греческим священником на квасном хлебе или латинским на опресночном. Вместе с тем пусть приходят латиняне и на покаяние к греческим священникам и приемлют от них причастие. Так постановил Собор Вселенский во Флоренции» 6 .

Дорогой в Кракове и во Львове он служил мессы в местных костелах. Прибыв в 1441 г. в Москву, он передал от папы послание Василию II, в котором тот льстил князю, относя на его счет флорентийскую унию и призвал оказать честь Исидору. Василий Васильевич уже был проинформирован о деятельности Исидора на соборе, только до времени молчал. «Но когда Исидор, отправляясь в Успенский собор для богослужения, велел нести пред собою латинский крест и три серебряные палицы, когда во время литургии начал поминать папу вместо Восточных патриархов, а по окончании приказал прочесть с амвона велегласно флорентийское определение, в котором излагались латинские лжедогматы, столько противные православным, тогда князь более не выдержал. Он не принял от митрополита благословения и всенародно назвал его латинским прелестником и еретиком, велел низложить его с престола и заключить в Чудовом монастыре до соборного решения дела» 7 . Вскоре собором русских епископов он был осужден. При этом отсутпникотказался от покаяния и отречения от унии и бежал в Рим, куда прибыл в конце 1445 г.

С 1450 по1451 г. управлял всей собственностью, сборами, средствами и доходами Священной коллегии кардиналов. 7 февраля 1451 г. возведен в сан кардинала-епископа Сабины. В мае 1452 г. в качестве легата папы Николая V отбыл в Константинополь. В ноябре во главе отряда из 200 воинов прибыл в окруженный османами город. 12 декабря в соборе Святой Софии произнес проповедь, в которой напомнил о союзе Православной Церкви с Римско-католической. В мае следующего года принимал участие в обороне Константинополя, попал в плен, но избежал смерти. Вместо него султану были представлены останки чужого трупа, одетого в кардинальское облачение. Со многими другими заключенными, оставаясь неопознанным, Исидор был отправлен в Малую Азию, откуда смог бежать, достиг Пелопоннеса, в ноябре 1454 г. достиг Венеции, и затем вскоре Рима.

В мае 1456 г. был определен архиепископом Никосии на Кипре. 20 апреля 1458 г. возведен в титулярный сан патриарха Константинопольского. 8 октября 1461 стал деканом Священной Коллегии кардиналов. Отошел на Суд Божий в Риме 27 апреля 1463 г. похоронен в базилике Святого Петра.

Патриарх Варфоломей

Исидора и Варфоломея роднит не только греческое происхождение, и не только то, что оба в разное время были Константинопольскими патриархами. Как и Исидор, Варфоломей стал ведущим деятелем апостасийного Восьмого вселенского собора. Кстати, в католической традиции Флорентийский собор до сих пор считается Восьмым вселенским. Нынешнее вторжение Варфоломея в пределы Московского Патриархата, первосвятитель которого в свое время носил титул митрополит Киевский и всея Руси (каковой носил несколько лет и Исидор) – еще одно зримое проявление глубинных внутренних нитей, непостижимым образом связывающих тип со своим прототипом. Оба патриарха – ревнители «соединения Церквей». Последним шагом Исидора в православной Москве стало поминание папы за богослужением в кремлевском Успенском соборе. «Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе митрополит помянул предстоятелей в соответствии с порядком церковной пентархии – папу Римского Евгения, патриарха Константинопольского Митрофана, папу АлександрийскогоФилофея, патриархов Антиохийского Дорофея и Иерусалимского Иоакима. Затем Исидор прочел с амвона Соборное Определение Ферраро-Флорентийского собора» 8. Варфоломей также, не скрывая, поминает папу, как минимум, с 2006 г., только нет в Турции православного самодержца. Уже последние византийские василевсы поколебались в Православии и с тех пор нет удерживающего в Стамбуле. До начала ХХ в. шатания Константинопольских патриархов еще хоть как-то сдерживало служение Русских самодержцев, однако с падением их власти едва ли не сразу Фанар пустился в сомнительные политические игрища, которые в настоящее время довели его до раскола.

Николай Светлов

1. Преп. Иустин Челийский. По поводу созыва «Великого собора Православной Церкви»//Православный взгляд на «Восьмой Вселенский Собор». М. 2016. С. 45.
2. Исидор Киевский//Википедия
3. Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 3. Т. 5. С. 102.
4. Там же. С. 105.
5. Там же. С. 106.
6. Там же. С. 108.
7. Там же. С. 109.http://www.ruskalendar.ru/news/detail.php?ID=21257

Комментарии (5)

Всего: 5 комментариев
#1 | С. Александра »» | 25.11.2018 20:00
  
1
Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?
18.11.2018

Константинопольский патриарх Варфоломей 1 сентября 2018 года перед Синаксисом архиереев Константинопольского Патриархата заявил:

«Временами мы переносим испытания и впадаем в искушения именно потому, что некоторые ошибочно считают, будто можно любить Православную Церковь, но не Вселенский Патриархат, забывая о том, что он является воплощением исконного истинного духа Православия. “В начале было Слово… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1:1, 4). Истоком Православной Церкви является Вселенский Патриархат; “в нем была жизнь, и жизнь была светом для всех Церквей”. Возлюбленный иерарх Матери-Церкви и мой друг, ныне покойный митрополит Гортинский и Аркадийский Кирилл был прав, подчеркивая, что “Православие не может существовать без Вселенского Патриархата”».

Эти слова представляют собой последовательность безосновательных заявлений, а именно:

чтобы любить Православную Церковь, человек должен любить Константинопольский Патриархат;
истоком Православной Церкви является Константинопольский Патриархат;
Константинопольский Патриархат для Церкви то же, Кто и Христос для человечества: источник жизни и света;
Православие не может существовать без Константинопольского Патриархата.
Какую оценку можно дать данным заявлениям? Во-первых, можно заметить, что на протяжении более чем трех столетий истории Церкви собственно Константинопольского Патриархата не существовало. Поэтому отнести заявления, сделанные от его имени патриархом, ко всему периоду существования Церкви просто невозможно.

Но, возможно, патриарх Варфоломей подразумевал последующий период, когда высокий статус Константинопольского Патриархата был твердо закреплен Вселенскими Соборами? Правда ли, что с момента своего основания в IV веке Константинопольский Патриархат являлся «истоком Православной Церкви», «жизнью» и «светом» Церкви, необходимым условием существования Православия? И мы снова видим, что исторические факты противоречат таким заявлениям. В период с 339 по 843 год кафедру Константинопольского патриарха занимали еретики на протяжении 202 лет из 504, то есть 40% всего этого времени. Оно включало в себя длительные промежутки, в течение которых ни один православный архиерей не занимал Константинопольский престол, в то время как его занимали:

арианские патриархи – с 339 по 380 год (37 лет);
патриархи-монофелиты – 610–666 годы (56 лет, все осуждены поименно VI Вселенским Собором);
патриархи-иконоборцы – в 730–780 годы (50 лет) и снова с 815 по 843 год (28 лет).
А еще, конечно, был патриарх Несторий – осужденный III Вселенским Собором.

После окончательного поражения ереси иконоборчества в IX веке Вселенские патриархи на протяжении многих лет были православными.

Возможно, теперь можно утверждать, что «Православие не может существовать без Вселенского Патриархата»?

Нет, нельзя. На протяжении нескольких лет в XIII веке и более чем десятилетия до падения Константинополя в 1453 году Вселенский престол занимали патриархи, которые сдали себя римскому католицизму и присоединились к унии.

Недавно кое-кто активно указывал на факт, что Русская Православная Церковь объявила себя автокефальной в 1448 году без согласия Константинополя. Но в действительности следует вспомнить, что в 1448 году Константинопольская Церковь по существу не была православной, так как приняла унию с католическим Римом на его условиях.

Так к какому же периоду относится заявление, что «Православие не может существовать без Константинопольского Патриархата»? Совершенно точно – не к первым 1500 годам церковной истории. Но сложно себе представить, что патриарх Варфоломей применил такое широкое обобщение только к 500-летнему периоду. Честное рассмотрение церковной истории приводит нас к выводу о том, что заявление патриарха является ложным: Православие может существовать и на протяжении многих периодов времени по факту и существовало без Константинопольского Патриархата.

Более того, роль Константинопольского Патриархата опирается на роль, когда-то принадлежавшую Римской Церкви. Римская Церковь прямо упоминается в основных канонах, имеющих отношение к роли Константинополя, особенно в многократно обсуждаемом 28-м каноне Халкидонского Собора. Никто не спорит, что до Великой схизмы Римская Церковь имела статус «первой среди равных» Церквей. Если мы не можем сказать, что «Православие не может существовать без Римской Церкви», как тогда мы можем сделать подобное заявление касательно Константинопольского Патриархата? Разве Константинополь является более значимым, чем Римская Церковь была до Великой схизмы? Разве у нее больше привилегий, больше превосходства? Очевидно, что ни один представитель Константинопольского Патриархата такого сказать не может. Из этого, таким образом, следует вывод: если Православие доказало, что может существовать без Рима, Православие также может существовать без Константинополя.

Поэтому и Константинопольский Патриархат нельзя назвать незаменимым «первоистоком Православной Церкви».

Ни в историческом смысле, так как Церковь берет свои истоки в Иерусалиме и она существует задолго до создания Константинопольского Патриархата. Ни в богословском смысле, так как истоком Церкви является не тот или иной епископский престол, а Христос, Который Сам рожден от Отца прежде создания всех веков и Который послал Святого Духа, чтобы основать Церковь в день Пятидесятницы. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18), и только через Христа архиерей несет на себе благодать Святого Духа и имеет власть руководить Церковью.

Помимо фактических неточностей заявление о том, что Константинопольский Патриархат является «истоком Православной Церкви», вызывает особую озабоченность в связи с тем, что патриарх Варфоломей идентифицирует Константинопольский Патриархат с нетварным Логосом, Иисусом Христом, говоря: «“В начале было Слово… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1:1,4). Истоком Православной Церкви является Вселенский Патриархат; “в нем была жизнь, и жизнь была светом для всех Церквей”».

В этом высказывании патриарх утверждает, что Константинопольский Патриархат является для Православной Церкви (истинного тела Христова!) тем, чем является Божественный Логос для человечества. Никогда до настоящего времени мы не слышали настолько кричащих заявлений о своем превосходстве – даже в самых откровенных высказываниях Римских пап о папском первенстве.

Однако именно это дерзкое заявление служит основой для прочих претензий патриарха Варфоломея – о том, что невозможно любить Православие, не имея любви к Константинопольскому Патриархату, о том, что Вселенский Патриархат является истоком Церкви, и также о том, что Православие не может существовать без Вселенского Патриархата. Впрочем, если Константинополь дошел до того, что уже Вселенский Патриархат является Божественным Логосом Церкви, то, конечно, он одновременно является также истоком и экзистенциальной необходимостью!

Но как мы, христиане, можем признать любого человека или группу людей, даже носящих самый высокий сан, равными Самому Христу? Как может кто-то, кроме Самого истинного Логоса, быть «жизнью» и «светом Церквей»? Вот истинный апофеоз заявлений Константинополя – он имел дерзость признать себя равным Богу! Но у нас есть истинный Христос, Который живет среди нас и Который никогда не оставлял Свою Церковь. Каждый из нас, включая Константинопольского патриарха, зависит в своей жизни от Христа и Его истинного света.

Будем прославлять не человека или престол, но Самого Господа – единственного, без Которого не может существовать Православие, единственный Источник жизни истинной и Свет Церкви и всего человечества, Кому подобает благодарение, честь и хвала.
Петр Антиохиец
Orthodoxsynaxis.org

http://www.pravoslavie.ru/117182.html

Благодатный огонь
#2 | С. Александра »» | 25.11.2018 21:22
  
1
Из архивов СМИ Болгарии|28.09.2015
Представители болгарского правительства открыли памятник Вселенского Патриарха Варфоломея, в Турции. Любопытно, что мероприятие было проведено вчера присутствии Варфоломея.
Константинопольский патриарх
Впечатляющий памятник был установлен перед зданием Теологической школы Св. Троицы «o. Binder/Hajbeliada /, в Мраморном море, в пределах Стамбула.
.Событие это удивительно по двум причинам .Первое это , что так же как и Саддам Хусейн, Сталин, Мау Дзедун и Леонид Брежнева, патриарх Варфоломей - первый человек, которому при жизни воздвигли памятник.. Второе, что с болгарская сторона представлена во главе с лично известным у нас историком Андрем Димитровым, который известен своей исключительной инвенции в ритуалах, церемониях и свещенодействия.
Не секрет, что в настоящее время политическая, административная и бизнес-элита делает все возможное, Варфоломей, чтобы не быть отличным пришествия в Болгарии в начале ноября, с высшей государственной награды орденом „Стара планина”. В то же время совершенно тайно от широкой общественности и совершенно раболепно, возвышается его памятник в Турции. Информация о пазеното в глубокой тайне от болгарской общественности событие, истекает только на странице в facebook Богословской школы Вселенской патриархии в Турции, увидел команды Фрог news ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ .https://frognews.bg/obshtestvo/naroden- … tsiia.html
Константинопольский патриарх
Константинопольский патриарх
#3 | С. Александра »» | 06.12.2018 22:00
  
0
В ожидании «объединительного Собора»: что было, что есть и что будет
6 декабря 2018, 18:42 Кирилл Александров

15 декабря станет известно имя предстоятеля "ПЦвУ"
«Собор состоится 15 декабря 2018 г.» – объявил Президент. В повестке дня «Собора» по сути три вопроса: объявить о создании ПЦвУ, принять ее Устав, избрать предстоятеля.

Если с объявлением о создании «Православной Церкви в Украине» (именно так, по мнению иерархов Фанара должна называться новая структура) все более-менее ясно, то пункты об Уставе и предстоятеле вызывают существенные вопросы.

Сначала обратим внимание на тот факт, что дату «Собора» озвучил не патриарх Варфоломей (как предполагалось и как об этом многократно говорилось) и даже не какой-либо другой представитель Фанара. Им мог быть, например, кто-то из экзархов или куратор украинского вопроса митрополит Галльский Эммануил. Не озвучил ее и господин Денисенко, который не так давно уверенно говорил, что «объединительный Собор» будет проводить по своим правилам. Сообщил о дате гарант Конституции, Петр Порошенко, которому та же Конституция не предоставляет никаких полномочий вмешиваться в религиозную сферу. Такое показательное пренебрежение конституционным законодательством, во-первых, еще раз говорит том, что ПЦвУ является не религиозным, а политическим проектом. А во-вторых, очень уж это смахивает на действия византийских императоров, которые были организаторами Вселенских Соборов. Именно императоры созывали епископов, назначали даты и места проведения Соборов.


О дате "объединительного Собора" сообщил не церковный иерарх, а Президент Украины, гарант Конституции Петр Порошенко
К сожалению, общественно-политическая атмосфера сегодня такова, что в оценке любой ситуации: политической, экономической, общественной или религиозной у нас происходят метания от «зрады» до «перемоги». Обществу позарез нужны «перемоги», нужно хоть чем-то оправдать тяжелое положение в экономике и просто катастрофическое в социальной сфере. Еще больше «перемоги» нужны властям, у которых на носу выборы. Но «перемог» очень мало, и единственный способ увеличить их количество – это объявить «перемогой» то, что по сути является «зрадой». Если сделать это уверенно и безапелляционно, то люди могут в это поверить. Тем более, что люди, как правило, верят в то, во что они хотят верить. Хотят люди верить в украинскую автокефальную церковь – будут верить. Даже если она будет не вполне автокефальной или даже не вполне церковью.

Но вернемся на несколько месяцев назад. Что было тогда? Какими были ожидания?

Во-первых, ожидали что ПЦвУ будет действительно автокефальной, то есть полностью самостоятельной и независимой в управлении.

Во-вторых, что она будет возглавляться патриархом.

В-третьих, что патриархом этим будет господин Денисенко и никто иной.

В-четвертых, что патриарх Варфоломей приедет в Киев и вручит Томос предстоятелю ПЦвУ.

Реализация всех этих моментов не только преподносилась украинскому обществу как та самая «перемога», которую наш народ ждал с момента Крещения Руси в 988 г., но и говорилось о том, что все это уже решено, и остались лишь некие формальности, мелкие процедурные тонкости, которые вот-вот будут завершены.

Что же имеем на сегодняшний день?
Во-первых, ПЦвУ не будет автокефальной. Об этом говорят те положения будущего устава, которые стали доступны СМИ. Вкратце напомним. Только через Константинополь ПЦвУ сможет решать вопросы избрания предстоятеля, коммуникаций с Поместными Православными Церквями, канонизации святых, получения миро, утверждения уставов главных монастырей. Кроме того, Фанар будет высшей судебной инстанцией для ПЦвУ, а также будет давать обязательные к исполнению инструкции по тем вопросам, которые сам Фанар отнесет к категории «важные».

Во-вторых, возглавляться ПЦвУ будет не патриархом, а митрополитом.

В-третьих, шансы господина Денисенко возглавить ПЦвУ стремятся к нулю.

В-четвертых, не патриарх Варфоломей приедет в Киев вручать Томос, а новоизбранный предстоятель новосозданной церкви в сопровождении Президента отправится в Стамбул за Томосом. Вроде бы мелочь, но при более внимательном рассмотрении этот пункт говорит очень о многом. Вручение Томоса на Фанаре, а не в Киеве со всею ясностью говорит о том, что Константинополь является тем субъектом, который распоряжается Томосом. Он его может даровать, а может и отнять. Подтверждением этого тезиса является как отмена Фанаром Томоса о передаче Киевской митрополии в 1686 г., так и отмена Томоса 1999 года о создании Русского Западноевропейского экзархата. В связи с вопросом о вручении Томоса проекту «Поместная», можно вспомнить, что для вручения аналогичного документа, а именно Патриаршей грамоты о самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви, в 1990 г. Святейший Патриарх Алексий II приезжал в Киев, а не вызывал предстоятеля УПЦ в Москву.

В общем по всем пунктам первоначальной программы создания ПЦвУ полный провал, «зрада». Ничего из ранее намечавшегося достичь не удалось. Тем не менее, это преподносится обществу как «перемога». Или точнее, как «перемога» до которой осталось всего два шага: «объединительный Собор» и вручение Томоса. Содержание этих шагов уже можно спрогнозировать с большой долей вероятности.

Итак, что будет?

Будет «объединительный Собор», как и анонсировал Президент, 15-го декабря. Он будет проведен в Софийском Соборе в Киеве. Выбор этого места уже подтверждает то, что «Собор» будет состоять только из представителей УПЦ КП и УАПЦ. Почему?

Недостаток места
Дело в том, что София Киевская совершенно не подходит для проведения Соборов. Храм невелик по размеру, а колонны, поддерживающие купол, оставляют очень небольшое пространство, которое можно использовать для заседаний.


Интерьер Софийского собора
Кроме того, внутри Софии запрещается использование микрофонов, так как громкий звук может плохо сказаться на сохранности древних фресок. Это все говорит о многом.

Во-первых, епископы УПЦ на «Соборе» присутствовать не будут. 41 «архиерей» из УПЦ КП и 14 из УАПЦ в Софии Киевской конечно поместятся, но вот разместить там же еще 90 епископов УПЦ уже не представляется возможным. Власть уже поняла, что православные архиереи в ПЦвУ участвовать не будут и поэтому избрала местом проведения «Собора» Софийский собор.

Недостаток времени
Более того, на «объединительном Соборе» не предполагается никаких дискуссий и выступлений, никаких прений. Хотя бы просто потому, что длиться он будет... один день! Можно ли за это время избрать предстоятеля, а также обсудить и утвердить такой сложный и важнейший вопрос как Устав Церкви? Думается, что это совершенно невозможно. Очевидно, что однодневный формат не предполагает долгих и серьезных обсуждений – собрались, послушали митрополита Галльского, проголосовали и пошли отмечать торжественное событие.

Такой порядок говорит о том, что никакие правки в текст Устава новосоздаваемой церкви на «Соборе» вноситься не будут. Украинские «архиереи» вынуждены будут проголосовать за то, что им предложит Фанар. На это указывает и то обстоятельство, что содержание Устава, который «утверждается» в Киеве, не может не соответствовать содержанию Томоса, который принимается в Стамбуле. А это значит, что ПЦвУ будет совсем не самостоятельной, совсем не Поместной, и совсем не Автокефальной, даже если эти слова сто раз повторить в названии. Компетенция руководства ПЦвУ будет настолько ограниченной, что простое сравнение положений Устава ПЦвУ с Уставом УПЦ будет показывать, что реальная самостоятельность УПЦ много больше, чем декларированная ПЦвУ. Это будет полной «зрадой», которую конечно же не преминут объявить «перемогой».

Кроме того, что господа из УПЦ КП и УАПЦ утратят ту самостоятельность, которой (пусть и неканоничной) они пользуются, сегодня им также придется передать в прямое подчинение Фанару самые древние и ценные храмы и монастыри в виде ставропигий. Спикер Верховной Рады Андрей Парубий уже заявил о готовности передать Его Всесвятейшеству 20 украинских святынь. Большинство из них сейчас находятся в составе УПЦ, и отобрать их будет не так просто. Духовенство и верующие уже заявили о своей готовности защищать свою Церковь, свои храмы и монастыри. Насильное их изъятие может вызвать негативный международный резонанс и поэтому маловероятно, что власти на это решатся. А вот для того, чтобы отобрать церковное имущество у УПЦ КП и УАПЦ, никаких усилий Фанару не нужно. Захотел и забрал.

Религиозные деятели из лагеря Киевского патриархата и автокефалов уже поняли, что Фанар их попросту перехитрил, но задний ход давать уже поздно. Слишком далеко все зашло, на что хитрые византийцы и рассчитывали. Образно говоря: дата свадьбы назначена, ресторан заказан, гости приглашены – ну не сбегать же из-под венца? «Воссоединенным» раскольникам не остается ничего иного, как полностью признать главенство Фанара и во всем ему подчиниться.

Кто же будет предстоятелем ПЦвУ?
Как уже говорилось, шансы «патриарха» Денисенко ничтожно малы. СМИ уже сообщали, что фанариоты потребовали от него не выдвигать свою кандидатуру, а господин Денисенко уже согласился, что делать этого не будет. Но хитрости у него тоже не занимать. В 1992 году он также обещал уйти с поста Предстоятеля УПЦ, но не сделал этого. Возможную комбинацию озвучили представители УПЦ КП: сам Денисенко выдвигать себя не будет, но если это сделает «объединительный Собор» – не откажется. В «Соборе» у УПЦ КП большинство, поэтому такое теоретически может произойти. Однако не произойдет.

Во-первых, следует учесть, что ни одна из Поместных Церквей не заявила о признании решения Фанара о «воссоединении» украинских раскольников с Церковью, а Сербская и Польская официально заявили о том, что их не признает. Учитывая это обстоятельство, представить себе, что Его Всесвятейшество патриарх Варфоломей будет в фанарском кафедральном соборе служить литургию вместе с господином Денисенко и даровать ему Томос совершенно невозможно. Это вызовет однозначную негативную реакцию Поместных Церквей. В результате Фанар может лишиться даже тех своих союзников, которые пока еще колеблются в том, как им относиться к неканоническим действиям в отношении Украины. Поэтому можно с большой уверенностью предположить, что условие Фанара о неучастии господина Денисенко в выборах предстоятеля ПЦвУ является категорическим.

Более вероятной представляется попытка «патриарха» Филарета поставить во главе «Поместной» зицпредседателя, молодого неопытного «архиерея», который будет полностью управляем. Это 39-летний Сергей Петрович Думенко, «митрополит» Епифаний.



Но и этого господину Денисенко сделать не позволят. С.П. Думенко всем обязан Филарету и только ему. Он – человек Филарета. А Фанару нужно, чтобы во главе ПЦвУ был человек Фанара. Против этой кандидатуры говорят и еще два обстоятельства. Первое – его «архиерейская» хиротония состоялась в 2009 г., когда неканоничность УПЦ КП признавалась Фанаром целиком и полностью. Напомним, Константинополь признал самого господина Денисенко епископом, поскольку его хиротония произошла еще в РПЦ. Всех последователей Денисенко Фанар признал «воссоединенными» с Церковью, но ничего не сказал по поводу признания «хиротоний». Невозможно представить, что господина Думенко на Фанаре сначала перерукоположат, а потом дадут ему Томос. Это будет уже слишком даже для фанариотов. Кроме того, и Константинополь, и украинские власти все еще лелеют надежды не мытьем, так катаньем загнать со временем православных епископов канонической Церкви в «Поместную». А это значит, что во главе этой религиозной организации должен стоять какой-нибудь более-менее авторитетный иерарх, которому можно будет подчиниться без особого позора для себя. Господин Думенко таковым не является.

Митрополита Винницкого Симеона (Шостака) также едва ли можно зачислить в число претендентов на предстоятельство в ПЦвУ, но уже по другим причинам. Во-первых, он не оправдал ожиданий Президента, не повлиял на своих собратьев-архиереев и не склонил их к участию в «объединительном Соборе». Во-вторых, несмотря на свои симпатии к автокефалии, митрополит Симеон заявил, что будет выполнять решения Архиерейского Собора УПЦ, а они запрещают православным архиереям участвовать в «объединительном Соборе».

Таким образом, наиболее возможным кандидатом в предстоятели новосоздаваемой религиозной организации является митрополит Галльский Эммануил (Адамакис).


Митрополит Галльский Эммануил (Адамакис)
Родился 19 декабря 1958 года на Крите. Высшее образование получил в Парижском католическом институте, Свято-Сергиевском богословском институте, Институте восточных церквей в Регенсбурге, Практической школе высших исследований, Богословской школе Святого Креста в Бостоне, Институте высших экуменических исследований в Париже, а также на факультете науки и истории религии Сорбонны.

Управляющий Галльской митрополией, директор Бюро Православной Церкви при Европейском Союзе, а также местоблюститель Западноевропейского экзархата. Рассматривается одним из наиболее вероятных кандидатов на патриаршество в Константинопольской Церкви. Именно с этой целью в 2015 г. он сменил свое гражданство на турецкое, так как Вселенским патриархом может быть только гражданин Турции. Это может, конечно, не слишком нравиться украинским властям, но они вполне могут пойти и на это ради провозглашения «великой перемоги». К неоспоримым достоинствам митрополита Эммануила, относится стопроцентная преданность Его Всесвятейшеству патриарху Варфоломею, убежденность в исключительных правах Константинопольской кафедры над всем Православием, а также определенный авторитет в Православии. Украинские власти могут вполне согласиться на его кандидатуру, поскольку, во-первых, митрополиты-греки на Киевской кафедре не были редкостью. Во-вторых, он не является ставленником ни одной из политических сил в Украине и может занимать положение «над схваткой». А в-третьих, вполне может существовать договоренность, что его предстоятельство будет временным, пока ПЦвУ не станет на ноги и не будет в состоянии избрать предстоятеля из своих.

У митрополита Эммануила есть и еще одно бесценное достоинство – он не говорит по-русски и тем более – по-украински. Хотя, кроме греческого, свободно говорит на французском и английском языках, знает немецкий и итальянский.

Маловероятно, что «объединительный Собор» изберет неожиданно для всех какую-либо «темную лошадку». Митрополит Эммануил будет председательствовать на «Соборе» и не позволит, чтобы на этом мероприятии что-то пошло не по тому плану, который намечен в Константинополе.

Что ж, ждать осталось не долго. Будут ли события развиваться так, как предполагается или нет – покажет время. Одно несомненно – что бы не произошло на «объединительном Соборе», что бы ни было записано в Уставе и Томосе и кто бы ни стал предстоятелем проекта «Поместная», все это будет преподнесено как «великая перемога», «сбытие мечт» нашего народа тысячелетней давности. И кого за это надо будет поблагодарить? Правильно! Гаранта Конституции, по совместительству – кандидата в Президенты в 2019 г.

И еще одно несомненно – все верные чада Церкви в этой же Церкви и останутся. Об этом говорит как Архиерейский Собор УПЦ 13.11.2018 г., так и многочисленные епархиальные собрания, на которых духовенство выражает верность своей Церкви и своему Предстоятелю Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию. Несмотря ни на что.
#4 | С. Александра »» | 07.12.2018 21:36
  
0
7 декабря 2018 года в резиденции Предстоятеля УПЦ на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось последнее в 2018 году заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.


Заседание возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, митрополит Хустский и Виноградовский Марк, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Луганский и Алчевский Митрофан, секретарь Священного Синода УПЦ, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний; временные члены Синода: митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий; архиепископ Бердянский и Приморский Ефрем; епископ Волынский и Луцкий Нафанаил.

Во время работы заседания Священного Синода УПЦ были заслушаны отчеты Синодальных учреждений Украинской Православной Церкви.

Напомним, предыдущее заседание Священного Синода состоялось 13 ноября этого года. Ранее сообщалось, что Предстоятель и архиереи УПЦ помолились за Божественной литургией перед началом Синода.

http://alchevskpravoslavniy.ru/obzor-sm … erkvi.html
Синод УПЦ (МП) объявил намеченный "Объединительный собор ЕПУЦ" самочинным сборищем
https://t-34-111.livejournal.com/2018/12/07/
#5 | С. Александра »» | 07.12.2018 21:42
  
0
Протопресвитер Феодор Зисис: «Почему права Москва а не Константинополь?» Об исторических свидетельствах, русофобии и причинах украинского церковного кризиса
Профессор Зисис полагает, что Константинопольский Патриархат «целенаправленно скрывает и искажает историческую правду, чтобы поддержать раскол, который способен спровоцировать гражданскую войну на Украине».


Профессор Феодор Зисис – один из самых авторитетных специалистов в области канонического права. AgionOros.ru публикует основные положения и выводы его фундаментального (на 35 страницах) разбора1 ситуации вокруг украинской автокефалии. Эта публикация вызвала большой резонанс в Греции и за короткое время набрала несколько сотен тысяч просмотров.

По мнению отца Феодора причиной обострения межправославных отношений «стало самочинное и антиканоничное вторжение Вселенского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви».

Профессор Зисис полагает, что Константинопольский Патриархат «целенаправленно скрывает и искажает историческую правду, чтобы поддержать раскол, который способен спровоцировать гражданскую войну на Украине».

1. «В украинском вопросе правда на стороне Русской Церкви. Грекоязычным Церквям угрожает опасность впасть в этнофилетизм.

Пишущий эти строки, как многолетний сотрудник Вселенского Патриархата, всегда оказывал ему всестороннюю поддержку. В рамках своих научных интересов к истории межправославных отношений я подробно изучил взаимоотношения двух Церквей (Русской и Константинопольской).

Как греческий священник и ученный я был бы счастлив, если бы в украинском вопросе историческая правда и священные каноны были бы за греко-православным Константинопольским Патриархатом, тогда у меня были бы все основания поддерживать его притязания.

Однако, к сожалению, правда на стороне Москвы, и следовательно мы должны поддержать сторону против которой совершена историческая несправедливость и прямо сказать на чьей стороне история (хотя несомненно, что многие движимые этнофилетизмом обвинят нас в антипатриотизме и антигреческой позиции). Я не буду вспоминать знаменитый древнегреческий афоризм «Платон мне друг, но истина дороже». Мне ближе следующая аксиома: мы, христиане, должны выше своих земных отечеств ставить отечество небесное и его земное воплощение – Церковь, членами и гражданами которой мы все являемся, независимо от национальной принадлежности.

К сожалению, те кто поддерживает или осуждает действия священноначалия основываясь на принципе «свой – чужой» а не на исторической правде впадает в этнофилетическое заблуждение.

Так и сегодня, мы, греки, грекоязычные Поместные Церкви, в случае поддержки ошибочных действий Вселенского Патриархата, можем впасть в соблазн этнофилетизма и пойти против вселенского характера Церкви.

2. История Русской Церкви является единой и неделимой. Киев (Украина) являются ее неотъемлемой частью.

Особенно примечательным в данном случае является то, что в прошлом Константинополь противодействовал усилиям иностранных (западных и латинских) держав, стремившихся разрушить и разделить единую митрополию «Киевскую и всея Руси» и создать вторую митрополию, исходя из того что это нанесет ущерб единству Русской Церкви и русского народа. Когда в следствии невыносимого давления, вредного для самого Константинополя, некоторые патриархи все-таки позволили создать другую митрополию, их преемники очень быстро упраздняли вторую митрополию и восстанавливали единство Русской Церкви, самым уничижительным и негативным образом характеризуя подрывные и раскольнические действия своих предшественников. Эти усилия, предпринятые Константинополем для сохранения единства русского народа под единым церковным управлением, мы представили в специальном исследовании «Константинопольская Церковь как фактор русского единства».

Итак, разве теперь у Константинополя есть повод и оправдание превращаться в разделительный и раскольнический фактор?

3. Воссоединение Киева и Москвы в 1686 году и неправильное толкование Константинополем соответствующих документов

Украинские националисты и их друзья (поляки и униаты) стремятся представить воссоединение митрополий Москвы и Киева как проявление насилия со стороны русских и порабощение Украины Россией, чтобы оправдать сегодняшние тенденции отделения Киева от Москвы, политические и церковные. На самом деле, порабощение имело место раньше - Польше и Литве с сопутствующей латинизацией, полонизацией и навязыванием Унии. Порабощение Украины Западом, Ватиканом, США, Европой, НАТО пытаются осуществить и сегодня.

Итак, согласно общецерковному консенсусу и согласному мнению научного сообщества, Киевская митрополия стала самостоятельной в середине 15 в. из-за иностранного завоевания и латинского (униатского) влияния, однако в 1686 воссоединилась с Русской Церковью.

Утверждение Константинополя, что передача Украины в юрисдикцию Русской Церкви носила временный характер, не выдерживает критики. С 1686 года прошло 332 года, три с половиной столетия, на протяжении которых никто не заявлял о временной юрисдикции Русской Церкви. Не идет об этом речь и в исторических источниках. [Далее в статье профессора Зисиса приводится множество документов, подтверждающих безусловное возращение Киевской митрополии в Русскую Церковь].

Выводы:

1. Вселенский Патриархат призван играть координирующую роль в отношениях автокефальных Православных Церквей. В частности, он должен особенно заботится об укреплении соборности и межправославного единства. Анти-соборное поведение в украинском вопросе и сотрудничество с раскольниками, а не с каноничными Украинской Православной Церковью (МП) и Русской Православной Церковью, противоречит координирующей роли, которую должна играть Константинопольская Церковь.

2. Греческие Церкви на основе исторической правды и канонического Предания, чтобы избежать окончательного раскола, должны поддержать исторические и канонические права Русской Церкви. Нельзя явно или своим молчанием поддерживать антиканоничное вторжение Константинополя в чужую юрисдикцию.

3. Киев - естественная и неотъемлемая часть Русской Церкви от начала христианизации русских (988). Константинополь сохранил это единство русских и их Церкви. Только зломудрствующие и неправосмыслящие патриархи в периоды иностранного господства разделили русских в церковном отношении, под латинским или униатским давлением или влиянием. Нынешнее зломыслие патриарха Варфоломея повторяет ту же ошибку: перед лицом геополитического и культурного давления Запада, который целенаправленно культивирует и насаждает русофобию, разделяя и властвуя.

4. Соборное решение 1686 года восстановило единство между Киевом и Москвой, на основе сознательной церковной политики Константинополя, стремящегося сохранить единство русского народа. В настоящее время Константинополь отошел от такой церковной политики и вступил в союз с латинянами и Западом, в ущерб не только России, но и всего Православия.

5. Два документа, на которые ссылается Вселенский Патриархат, неверно истолковываются и искажаются. Возращение Киева в Русскою Церковь на основании этих и других исторических свидетельств очевидно. На протяжении более чем трех столетий Константинополь ни разу не оспорил вхождение Украины в состав Русской Церкви (1686-2018 гг.). Только теперь искажением и неверным истолкование исторических свидетельств он следует по этому пути, идя на поводу у униатов, раскольников, одержимой Западом части украинского общества, способствуя тем самым разделению православных».

Протопресвитер Феодор Зисис

Перевод Афанасий Зоитакис для AgionOros.ru

1 https://www.romfea.gr/images/article-images/2018/11/TO_
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites