«Наша земная жизнь заканчивается не фавором,а голгофой и крестом".

АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕНА, В СХИМЕ СХИАРХИМАНДРИТ ТИХОН (АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МУРТАЗОВ)
ПАМЯТИ АРХИМАНДРИТА ГЕРМОГЕНА, В СХИМЕ СХИАРХИМАНДРИТА ТИХОНА (АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА МУРТАЗОВА) ПОСВЯЩАЕТСЯ
(1935–2018)

БЕСЕДЫ, СЛОВА И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ АРХИМАНДРИТА ГЕРМОГЕНА, В СХИМЕ СХИАРХИМАНДРИТА ТИХОНА (АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА МУРТАЗОВА)
***

«НАША ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НЕ ФАВОРОМ, А ГОЛГОФОЙ, КРЕСТОМ»
О МОНАШЕСТВЕ


СХИАРХИМАНДРИТ ТИХОН (МУРТАЗОВ; 1935 — 2018)
Монах, в переводе с греческого, одинокий человек; инок – человек, ведущий иной, духовный образ жизни, который не измеряется нашими человеческими понятиями, мирской человек и не может этого вместить. Основоположниками монашества являются Господь наш Иисус Христос и Божия Матерь. Богородицу называют Приснодева: она Дева до брака, Дева во время ношения Сына Божия и после Его Рождества Дева. В иконографии это выражается на Ее иконах тремя звездочками – на плечах Божией Матери и на челе. Она первая дала обет монашества. У Господа в Евангельском учении нет специальной заповеди, чтобы быть монахами, но Он дает это как совет, также и святой апостол Павел говорит: лучше было бы, как я есть. Оженивыйся печется о мирском, а неоженивыйся печется о Господнем. Како угодно Господу.


АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН (МУРТАЗОВ)
В Евангелии передается беседа Апостолов со Спасителем, где Господь говорит о скопцах от чрева матери, об оскопленных людьми, «и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами Царства Небесного» (Мф. 19, 12). Царство Божие – это Царство любви, Царство святости. Оно начинается с Таинств крещения, миропомазания, покаяния, бракосочетания и др. Через эти тайны нам дается сила свыше, и задача наша пользоваться этими Таинствами, чтобы Дух Божий жил в нашем сердце, и умело беречь внутренний мир с Богом и людьми.

Первое монашество – это Апостолы, жены-мироносицы, преданные Господу, которые сопровождали Господа, Мария Магдалина и другие. После смерти Господа, Воскресения и Вознесения, Апостолы, по Его слову, в котором Господь обещал ниспослать на них Духа Святаго, и Который «наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16, 13), не уходили из Иерусалима. Они молились в своей горнице десять дней, ожидая, после чего облеклись силой свыше и получили благодать Святаго Духа. После Святой Пятидесятницы они пошли с проповедью Евангелия по Иерусалиму и по всей земле. Апостолам Господь сказал: «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19–20) и «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах» (Мк. 4, 11). Апостолы являлись носителями тайны Царствия Божия, этой благодати, а другим, обыкновенно спасающимся, достаточно соблюсти заповеди. Всю полноту внутреннего делания благодати, как пользоваться ею, чтобы врачевать свои души – эти тайны дано знать Апостолам. Монашествующие являются продолжателями делания тайны Царствия Божия.



Мы знаем из истории Церкви, что от Вознесения Господа первого века и далее три века до Константина Великого был мученический период. Христиан мучили, избивали, и кровь христианская лилась рекой. Мученик есть свидетель страданий Господа, который своей кровью запечатлел свое вероисповедание. Первые христиане свидетельствовали о Христе и при истязаниях и пытках совершались чудеса, иначе невозможно было грубого язычника словесно убедить, только такими великими чудесами, страданиями, которые проявлялись в пытках через твердость веры. И римское язычество приходило к вере Христовой. Поэтому историк Тертуллиан писал: «Кровь мучеников есть семя христианства».

Когда Константин Великий издал Миланский эдикт о свободном вероисповедании христианской веры, и христианство стало государственной религией, в Церковь пошли люди с разными языческими убеждениями, вследствие этого некоторые умы неординарно воспринимали христианство. Начались недомыслия, несогласия, возникали вероучительные споры, что заставило собрать Вселенские Соборы и разрешить все недоразумения по вере, установив догматы – систематизированные истины вероучения, открытые навсегда всему человечеству, чтобы было единогласие в основах веры. Православное вероучение потому и называется так – «правильно славящее Господа».



Мученический период, который длился три века, перешел в бескровное мученичество хранения чистоты веры и истины монашеством. Монашеский род явился продолжателем тайного делания, и монашествующие продолжили апостольский подвиг. Монашество продолжило кровный подвиг мученичества бескровным подвигом, полностью отдаваясь исполнению воли Божией, чтобы очистить себя от всякой скверны, плоти и духа и стяжать в своем сердце Царство Божие. Для сохранения чистоты веры явились такие люди, подвижники, монашествующие как Антоний Великий, Макарий Великий, Евфимий Великий и другие, которые уходили в пустыню, чтобы найти полное единение с Богом, исполнение воли Божией во всей чистоте первохристианской традиции, когда было у первых христиан первого века едино сердце, едина душа и един дух. Они уходили в пустыню, отдаваясь полностью на служение Богу, руководимые жертвенной любовью ко Господу нашему Иисусу Христу и Святым угодникам с Пречистой Божией Матерью, стараясь достигнуть духовных высот, и оставив по себе аскетический опыт, которым пользуется Церковь во все времена и доныне для нашего спасения и назидания.


АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕНА, В СХИМЕ СХИАРХИМАНДРИТ ТИХОН (АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МУРТАЗОВ)
Пустынножители получили в уединении богатый опыт в том, как правильно соединяться с Богом и опыт личного спасения души. Они ушли на молитву, на подвиги в пустыню и подвизались в посте и молитве, поэтому сподобились благодати Божией, стали, как земные ангелы, в своих подвижнических трудах. Они оставили после себя много сочинений, трудов, которыми мы до сих пор пользуемся, чтобы победить, или врачевать тот или иной грех, с которым мы боремся и который мешает нам на спасительном пути в достижении Царства Небесного.

Все монашество делится на два класса: пустынножители-анахореты и общежительное монашество. Преподобный Антоний Великий является начальником восточного пустынножительства, на Западе не развилось пустынножительство в той степени, как, например, на Востоке. Начальником общежительного монашества является преподобный Пахомий Великий. Все монастырское делание определялось не своей волей, а по указанию Божиему и Его Ангелов. И тот, и другой вид монашества оправдал себя в жизни Церкви и оставил нам богатое наследство трудов аскетики.


Призвание к монашеству, на монашеский подвиг имеет три причины, признанные Церковью. Первая – горение, жертвенная любовь к Богу, когда человек отдается полностью служению Господу. Вторая – пример подвигов близких подвижников святой жизни, духовных старцев. Третья – через жизненные неудачи, семейные скорби. Монашествующие принимают три подвига, несут три обета: целомудрие, послушание и нестяжание.

Целомудрие – целостное состояние служения Господу, когда «возлюбиши Господа всем сердцем, всей душою, всем разумением своим, всей крепостию своею» – целостно, полностью возлюбить Бога. Обет безбрачия, целомудрия – не только физическое требование, но, что важнее, духовное состояние девства, которое не разрешает разжигания мысленных страстей: если кто воззрит на жену с вожделением, говорит Господь, тот является прелюбодеем в своем сердце. Грех прощается тогда, когда грех возненавидят, пока есть мысли о грехе есть и грех, значит, есть большая любовь к греху, чем ко Христу. Когда нас искушают помыслы, мы часто говорим: бес нас искушает, но надо и самому трезвиться.

Бесы явление не философское, а настоящее, реальное, и единственный способ борьбы с ними молитва, пост, смирение, как было с преподобным Макарием Великим, которому бес сказал: «я не имею до тебя доступа, потому что у тебя есть смирение». Когда начинается духовная жизнь в монашестве, надо начинать ее с исповедания помыслов. Как в Оптиной пустыни старцами было заведено не только исповедовать проявляющиеся, заметные помыслы: гнев, страсть блуда и т.п., а исповедовать все, и тогда духовный руководитель, старец определял навязчивые помыслы, которые мешают ясности мысли, мешают молитве. Навязчивые помыслы следует отгонять молитвой, не вступая с ними в спор, другой помысел придет и доведет до умопомешательства. Собственными силами бесовскую силу не победить,– только при помощи благодати Божией. Помыслы необходимо исповедовать, есть и специальные молитовки против хульных помыслов. При этом не отчаиваться, молиться и продолжать делать поклоны, не останавливаться на помыслах, они как ветер, и ты их не остановишь.

В монастырях только с Божией помощью и духовной силой возможно очищение: ходить в целомудрии, уметь хранить и зрение, через которое приходит много искушений, и чувства. У монаха есть не только молитвенное правило, а сам монах есть правило: правило, сколько отдыхать, сколько есть, сколько молиться, как трезвиться в чувствах и помыслах, но все делать по благословению духовника или игумена. И даже количество молитв только с благословения читать, не принимать на себя никакого молитвенного подвига без духовника. Благословение – нам во всем полезно во спасение, а особенно в монастыре. В миру человек ведет естественный образ жизни, а монах – сверхъестественный, уподобляясь безплотным силам – Ангелам.

Послушание – преданность исполнения воли Божией. Мы знаем, что первый человек был изгнан из Рая через ослушание, нарушив Заповедь Божию. Через послушание Господь нам дал пример, как восстановить утраченную природу человеческую, Сам Спаситель сказал нам, что пришел исполнить не Свою волю, а волю Отца Небесного – Сам Спаситель был послушен Отцу Своему, даже до «смерти крестныя», показав нам, как правильно нести послушание. Исполнять послушание – значит, не творить свою волю, потому что воля своя есть греховная, исполнение воли бесовской. Человек склонен более к греху, нежели к добру, о чем писал Апостол Павел в своих посланиях: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 19, 22–23). Наличие двух природ в человеке есть следствие греха, который стал привычкой, и чтобы очиститься от него, требуются усилия, но самому человеку этого не одолеть – только с Божией помощью, только с Божией благодатью, которая дается и при Таинстве крещения и при Таинствах пострига, покаяния, при молитве, когда мы общаемся с Богом.

В послушании необходим подвиг монаха, который оставил мир и хочет созидать Царство Божие внутри себя, что возможно только при послушании, исполнении Заповедей Божиих. Есть дисциплина и есть послушание, для мира это одинаковые понятия. Как говорил Суворов, без дисциплины армия превращается в сброд. Но в духовном значении эти понятия разные: дисциплина основывается на силе, а послушание основывается на любви ко Христу, на вере, и если не будет послушания, не получим благодати Духа Святаго. В монастыре непослушание – грех, и на исповеди в этом грехе необходимо исповедоваться и исправляться.

Нестяжание – по этому обету монах отказывается от всего. И находясь в монастыре, все имеет за благословение. В монастыре строятся, что-то созидают, находятся в материальном мире, но только за послушание. И не является стяжанием то, что не себе и не для себя делается. Стяжательный человек не тот, кто много имеет, а тот, кто над рублем трясется. Стяжательный человек не будет иметь чистоту молитвы, стяжательный человек, по слову Божию, является идолослужителем, и Царствие Божие не наследует. Монашествующие полностью отказались от мира и отдаются на волю Божию, и даже, вращаясь среди этого мира, они к нему не привязываются, они ему непричастны, они стараются быть выше соблазнов мира. Как нам говорит Святое Евангелие «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Мысль монаха должна быть на первом месте, и проникнута угождением Богу, и куда бы ни пошли, должны брать благословение Божие: Господи благослови! И все, что я делаю, молюсь, выполняю послушание – все я делаю пред лицем Божиим.

И отшельничество, и общежительные монастыри сыграли положительную роль в жизни Церкви, в жизни верующего народа. Они оставили богатую христианскую культуру, наследие духовного опыта. В общежительных монастырях, живущие монахи испытывают искушения обычно от людей. Святые отцы говорят: сначала нужно научиться среди людей жить, а потом только можно научиться жить среди ангелов. Как преподобный Серафим Саровский: сначала он жил в общежительном монастыре на послушании, самоотречении, духовном руководстве, а потом по благословению ушел на пустынножитие и достиг ангелоподобного духа. Они были как земные ангелы, и оставили нам богатый опыт работы над иссечением греха: «чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Те монахи, которые уходят в пустыню, испытывают борьбу непосредственно с бесами лицом к лицу. Пустынножители вступали с самой бесовской силой, не какой-то мысленной, а она непосредственно являлись им в разных видах со страхованиями. Преподобный Макарий Великий прошел большую школу пустынной жизни, и когда ушел в пустыню поселился в гробнице, как в келье, в ней подвизался, молился в посте, к нему только еду приносил один из братьев. Там и напали на него бесы, избили его так, что старец был как будто мертв. И брат принес его для погребения, а преподобный Макарий сказал: «Неси меня туда, где был». Бесы снова стали стращать преподобного, но Господь его утешил и голосом сказал ему, что видел его подвиги.
Преподобный Макарий спросил: «Господи, где же ты был, когда меня били?» На что Господь ответил: Я видел тебя, и был с тобою Духом, и ты получишь большую силу над ними за любовь ко Мне, особую благодать, потому что все претерпел». И в вечерних молитвах и в молитвах отчитывания злых духов есть молитвы преподобного Макария Великого, получившего от Господа силу благодати врачевания в изгнании духов зла. Там, в пустыни, он был с ними лицом к лицу, и однажды бес приступил и сказал ему: «ты плачешь – и я плачу, ты не спишь, я вообще не сплю, бодрствую и разница между тобой и мной – у меня гордость, а у тебя, Макарий, смирение». Смиритесь под крепкую руку Божию, и диавол отойдет от вас: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4, 7),– говорит слово Божие.
Смирение, в котором Господь показал свой образ, палит беса. Послушание есть самоотречение через исполнение заповедей Божиих. Евангельская заповедь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» Мф. 5, 3). Что это значит? Смиренномудрые, которые понимают, что далеки от того духовного идеала, который нам предлагается. У нас не хватает духа исполнить то, что начертано Господом, поэтому мы нищие духом. Но смиренномудрие – смирение ума, только начало смирения. Смиренномудрием мы осознаем, но еще надо много потрудиться, чтобы очистить свое сердце. Осознав, увидев свою греховность, каемся, исповедуемся, молимся и тогда исполняем следующую заповедь: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» Мф. 5, 4). Плачем о грехах мы, видим грех, сокрушаемся в нем, каемся, и тогда рождается следующая заповедь – «блажены кроткие» (Мф, 5, 5).

Кротость духа такое состояние, когда человек и при хвале, и при поругании остается в одинаковом спокойном духе: хочешь быть монахом, имей кротость духа. А это достигается через осознание своей духовной нищеты, покаянием, вот и появляется кротость. И тогда начинаем жить истиной, и алчем: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6). Восхождение по этой лествице продолжается, человек очищается сердцем, приближается Богу и происходит духовное рождение, умиротворяется со своей совестью, с Богом, потом с ближними: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9). И далее делается милость: милость бывает духовная и телесная. Телесная милость: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня…» (Мф. 25, 35). Милость телесная – милость мирских людей, а монашеская милость – духовное делание: молиться друг за друга, прощать обиды и обращать людей на путь Истины.

Человек, живя высоким духом Евангельских заповедей, не живет как все прочие: не вмещается среди мира, и начинаются разные испытания. Господь говорит: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 20–21), но «претерпевший же до конца спасется…» (Мф. 24, 13), и «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12). Евангельские заповеди – внутренний мир монаха, который должен идти по этой своей лестнице внутри себя, а все остальное, что окружает его – посты, молитвы, Богослужения – это, как средство, как орудие, которое должно помогать очищать сердце и стяжать Дух Святый.

Современное монашество не имеет такой высоты духа, как древнее восточное, египетское, палестинское, позже – греческое. По учению свт. Игнатия Брянчанинова, Господь явил Свою милость и оставил богатый опыт трудов Церкви, духовных сочинений наших Святых Преподобных. Их сейчас мало осталось – «оскуде преподобные» (Пс. 11, 2), и будет современное монашество спасаться скорбями и болезнями. От нас требуется искреннее стремление к Богу, без всякой фальши и утайки исповедание своих грехов, а уж само врачевание будет осуществлять Сам Господь, и, если кто претерпит до конца скорби и болезни, будет больше тех подвижников, которые подвизались в первые века христианства,– так говорил свт. Игнатий Брянчанинов.

Ныне пустынножителей нет явно, но есть тайно подвизающиеся, есть на Святой горе Афон, что только Богу известно, но без них не может существовать мир. Святые есть друзья Божии, Господь сказал Святым Апостолам: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую Вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15, 14–16).
Святые Преподобные были подражателями жизни нашего Господа, достигали святости и являлись друзьями Божиими и исполнителями воли Божией, сохраняя единство своего духа с Ним. И говорят Святые Отцы, если земля перестанет родить Святых, тогда и придет конец этого мира. А пока есть монастыри, есть Святые угодники Божии, за счет наших общих молитв Господь посылает Свою особую милость.

Все времена благодатны, все времена спасительны и Церковь, созданная Христом Спасителем, сохранится до скончания века. В ней будет совершаться Таинство Евхаристии, будут и достойные служители этого Таинства. Если хочешь работать Господу, «то приготовь душу твою к искушению (Сир.2, 1) – этими путями шел Сам Господь и, претерпев эти искушения, вышел на общественное служение народу.
Перед Евангельской проповедью диавол искушал Его в пустыне и оставил Его «до времени» (Лк. 4, 13), до Гефсиманского сада. Так и человек, когда начинает свой путь ко Господу, то приходят те же искушения, но особенно они усиливаются в жизненном итоге. Это ожидает индивидуально каждого христианина, если он идет истинным путем, а монаха – особенно. Наша религия является религией Креста: у каждого есть свой крест, своя Голгофа, и наша земная жизнь заканчивается не Фавором, а Голгофой, крестом. Есть у Церкви те же страдания, как и у Спасителя. Вся Церковь идет этим же путем крестоношения, потому что наша Церковь есть Тело Христово, и проходит те же этапы земной жизни Христа: Крещение, Проповедь, Преображение, Вход в Иерусалим, Голгофа, Воскресение, Вознесение. Аминь.

***

ЕЩЕ О МОНАШЕСТВЕ


Служение духовника в женском монастыре,– особенно таком большом, как Пюхтицкий, да и потом в Снетогорском,– конечно, не из легких. У нас владыка Таллинский и Эстонский Роман (Танг) говорил: «В женском монастыре одна большая игуменья, и сто маленьких». Каждую надо понять, к каждой найти свой подход. При мне в Пюхтице около ста сестер было. В России же при советской власти не было ни одного женского монастыря. Так что многих ищущих монашества сестер туда благословляли.
Кстати, у нас там, помню, была такая монахиня Димитрия, она ездила исповедоваться к старцу Лаврентию Черниговскому, ныне прославленному преподобному. Она рассказывала, что после своей смерти он ей явился и говорит: “Такие-то монастыри откроются, такие-то…”,– все перечислил.

Тогда это было невообразимо, настолько тогда жестокой была богоборческая власть. Но потом действительно всё так и произошло, как он предсказал. «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26). Это из-за того, что у нас новомучеников много, Господь по их молитвам стал монастыри да храмы вновь благословлять к открытию.
Если Литургия совершается, то всё вокруг освящается. А попущено всё это разорение было за беззаконие, которое до революции уже проникало в сами же церковные круги.
Верным тогда мученичество было дано, чтобы Господа прославить и очистить себя. Также уже и в наши годы, особенно после 1980-го, когда в Россию на Олимпиаду языческий огонь привозили и все поклонялись ему, верующим во очищение было попущено много мученических кончин. Теперь уже в основном не от гонений и расправ, а по болезням,– многие крест раковых заболеваний понесли.

А как монастыри да храмы стали открываться, то уже самой службой всё очищалось. Потому как если Литургия совершается, то всё вокруг уже освящается: и место это, и люди, служащие, молящиеся за богослужением и даже просто живущие там. Помните, в житии преподобного Петра Афонского есть эпизод, когда он только-только еще первым пришел на Афон, а там всюду идолища, капища и, соответственно, полчища бесов. Как его бесы оттуда гнали! А он возьми да исповедуй:
– Хорошо, я уйду, но только если мне скажет Божия Матерь,– Она здесь Хозяйка!

Бесов вмиг не стало! Не потерпели самого имени Пресвятой. А как уж первая Литургия там была отслужена, так и вовсе пространство для них недоступным оказалось. Жжет их святыня. Вот что значит – служить Литургию! Бесы трепещут Жертвы Бескровной. Таинства, сказано, будут совершаться до скончания века. Церковь будет существовать до конца времен, и врата ада не одолеют ее. А раз так, то и святых она рождать будет.

НАДО БЫТЬ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ К СЛОВАМ…


В монастырь по-разному люди приходят. Очень важно благословение родителей. Известен такой случай. Один диакон решил пойти в монастырь спасаться. Матери говорит:
– Мама, благослови меня пойти в монастырь!
А она:
– Нет. Когда умру, тогда пойдешь.
– Да кому я там буду потом нужен? Сам состарюсь. Как в акафисте преподобному Серафиму Саровскому сказано: «От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев…» Хочешь не хочешь ты благословлять, а я все-таки пойду!

Пришел в монастырь и стал там жить. Его рукоположили в диакона. Не так уж много он прослужил и скончался. Потом часто после Всенощного бдения он стал являться в храме на солею. Откинет орарь и поет:
– Вскую мя отринул еси от Лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго, но обрати мя и к свету заповедей Твоих…
А оставшиеся слова: «пути моя направи, молюся»,– не договаривал.
Это видение постоянно повторялось после службы первого часа. Обратились к архиерею. Он приехал, отслужил службу, увидел всё своими глазами… Встал рядом с диаконом и допел оставшуюся часть этого ирмоса. Потом спросил:
– Где он похоронен?
Ему показали.
– Вскройте могилу.
Вскрыли. А он лежит там, как сейчас положенный, никакое тление его не коснулось.
– Где его личное дело? – спрашивает архиерей.
Принесли. Открывает, посмотрел. Стали искать: может, у него кто из родных еще живой остался? А его мать уже была древней бабкой, но еще жила…
– Это ваш сын? – спрашивает у нее владыка.
– Да, мой,– подтверждает.
– Почему с ним такая история произошла? – и рассказывает, что и как. – Вы его благословляли на монашество?
Она и призналась, что когда он хотел уйти, она ему сказала, что после моей смерти пойдешь в монахи, а он ее не послушался и ушел…
– Так что вместо благословения я ему проклятие произнесла…
Это и мешало его душе даже посмертно. Поэтому надо быть очень внимательными к словам,– разбрасываться ими нельзя.

ЖИТЬ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ


Монашество – это бескровное мученичество. После тех многих тяжких грехов, которые как при нынешней вседозволенности, так и при советской безбожной власти еще в норму вводились,– те же аборты! – иным подготовить себя к вечности можно только мученичеством. Или бескровным – монашество, а то и аварию какую-то Господь попустить может. Сказано же: все, «взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Каяться надо, а там уж как Господь устроит,– на милость Его полагаться, нам Его суды неведомы: кого Он каким путем ко спасению поведет…

Но самочиния не должно быть никакого. Найти себе духовника – и слушаться, что он тебе скажет, как благословит. Господь умудряет пастырей.

Во времена святителя Иоанна Златоуста, когда был период гонений, один христианин выпрашивал у своего духовного отца себе благословения на мученический подвиг, а старец его не благословлял:
– Не надо!
А тот все-таки отправился. Потом, когда уже взяли по обычаю мощи в храм, стал диакон возглашать ектенью:
– Оглашенные, изыдите!
Мощи сами по себе подымались и какая-то невидимая сила износила их из храма. Верующие думали, что это они такие, недостойные присутствия святого… А потом, как стали разбираться, старец пояснил:
– Я его не благословлял на мученический подвиг.
Вот что значит благословение!

По благословению люди и женятся, и замуж выходят, а потом их Господь направляет на монашеские стези. У Бога всё вовремя бывает, если мы послушны и делаем всё по благословению. Вот мне архимандрит Никита (Чесноков) в Псково-Печерском монастыре рассказывал. Сам-то он был еще духовным сыном отца Иоанна Кронштадтского, но как насчет выбора жизненного пути посоветоваться,– ему уж пришлось к одному из оптинских старцев обратиться:
– Жениться не хочу,– говорит с порога. – Учебу закончу, да всецело себя Церкви посвящу, служить буду…
– Тебе, друг, сначала жениться нужно,– сразу же старец ему говорит. – Потом рукополагаться, а после и монахом будешь.

Он уже жил, считай, по-монашески. Ни с кем из девушек не знакомился. Обратился к знакомой монашке: так и так… А она его привела к одной, можно сказать, старой деве,– той, что блюла себя, когда все вокруг ровесницы замуж повыходили.
– Вот есть молодой человек, ему надо рукополагаться, священство принимать, а матушки нет…,– говорит своей знакомой монашка.
– А как звать его? – отзывается та.
(А Петр – так звали отца Никиту до пострига – всё это слышал.)
– Петр.
– Петр? Я согласна, – вдруг отвечает та.
– Как это согласна?!! – недоумевает монахиня. А вдруг он кривой-косой?
А та объясняет, что ей в свое время старец сказал:
– Ты ничего не ищи, занимайся своим делом. Станешь матушкой, батюшку твоего Петр звать будут…
Так они по благословению старцев и поженились. Жили душа в душу. Двое деток у них. Правда, дети потом в Великую Отечественную войну потерялись. А сами они оба постриг монашеский приняли: он стал впоследствии архимандритом Никитой, она – монахиней Варварой. Неисповедимы пути Господни.

ПРО МОНАХОВ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН


Хорошо, конечно, Богу жар юности посвятить. Но как про монахов наших последних времен сказано? У преподобного Макария Великого видение было.
– Что сделали мы? – было спрошено про его поколение, и дан ответ:
– Мы исполнили Закон.
– А что сделают после нас? – продолжался диалог.
– Они исполнят половину Закона.
– А следующие что сделают?
– А они ничего не будут делать. Будут только спасаться скорбями и болезнями.

И показано было, что у монахов первых времен христианства крылья были орлиные,– море житейское запросто можно было перелететь. У следующего поколения монахов – крылья гусиные: пролетят немного, да спуститься на воду, отдохнуть надо, и снова полетели. А у монашествующих последних времен крылья петушиные будут. С такими разве летают? Кудахчет и поднимается, садится; кудахчет, поднимается, садится, кудахчет…

Был такой эпизод в Псково-Печерском монастыре примечательный. Я одно время там жил, ища молитвенного покровительства отцов. Там тогда наместником громовержец архимандрит Гавриил (Стеблюченко) был. Его все так и называли: «Иван Грозный». Так вот однажды с хозяйственного двора вдруг вылетел петух и кружит над монастырем! Над соборной площадью, над храмами пролетел и уселся прямо на подоконник отца наместника, а окна были открыты,– лето… Это нам, наверно, такое чудо во укрепление от Бога явлено было. Правда, наместник потом некие гонения на петухов и кур устроил,– чтобы всех их из монастыря извести, чтоб не летали и не пачкали. И это, видимо, в назидание: без скорбей не спастись (см. Деян. 14, 22). Вот последние монахи подобны этим курам.

***
Печерском монастыре, когда отец Гавриил управлял – звали наместника Иваном Грозным. И был такой момент: со скотного двора перелетел петух и летел по всей площади, мимо храмов, сел к нему на подоконник, а окна были открыты, лето. И он дал такое распоряжение: уничтожить всех кур. Открыл гонения на кур, чтоб не летали и не пачкали.===В КАКИЕ ВРЕМЕНА НАМ ГОСПОДЬ ОТПУСТИЛ ЖИТЬ
Господь отпустил нам жить в удивительное время, которое можно назвать Вторым Крещением Руси. Миллионы людей ищут и находят дорогу в Церковь! Господь всех приемлет. Всем желает спасения. Как говорится в святом Евангелии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).
И «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Единственный покой и в этой жизни, и в будущей – это наш Учитель и Господь Иисус Христос.

Но нас всех разделяет грех. Он как стена между человеком и человеком, между человеком и Богом. Поэтому каждый, кто приходит как чадо в Церковь к своему Небесному Отцу, должен прежде всего распознать в себе грех, осознать его, раскаяться и примириться с Богом, с людьми, со своей собственной совестью.

А после, познав евангельские заповеди, стараться уже жить не по своей собственной греховной воле, а по воле Божией. Говорит же Священное Писание: «близ Господь всем призывающим Его» (Пс. 144, 18).

Православная Церковь – единственная в мире сохраняет апостольскую истину неповрежденной до наших времен. «Церковь есть столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). В нее Господь вложил все для нашего спасения.

Надо только прислушаться к себе: насколько мы все нуждаемся в Истине! «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6),– сказал про Себя Господь. Все мы нуждаемся в Боге! «Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет» (Ин. 10, 9). Пажить вечную.

Мы, духовники, стараемся помочь каждому приходящему к Богу – всем, кто желает спасения. А спасение собственной души имеет первостепенное значение, особенно важно о нем задуматься тем, кто только начинает свой путь воцерковления.

ПРИМЕРЫ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ


За свою тысячелетнюю историю наша Русская Православная Церковь явила миру больше святых, чем какая либо другая Поместная Церковь. Среди русских угодников Божиих испокон века изобиловали и святители, и преподобные, и юродивые… Однако мучеников у нас было мало…

Правда, самыми первыми канонизированными русскими святыми стали как раз невинно убиенные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Но дополнили их число потом совсем немногие, их можно перечислить по пальцам. Мучеников на Руси было совсем мало.

Но вот за период, начиная с 1917 года, когда началось советское иго, и поныне Церковь наша явила сонм новомучеников! Почти тысячу умученных за Христа в советские гонения сразу прославил Архиерейский собор 2000 года, а потом их количество увеличилось почти вдвое и все еще прирастает… И прославлены новомученики и исповедники Церкви Русской целым сонмом: явленные и неявленные, но ведомые Богу.

По их святым молитвам в России вновь стали открываться храмы и монастыри. Жизнь народная входит уже в свое единое спасительное русло – и это отрадно.

Все они, угодники Божии, показали нам образ благочестия, чистоты, нравственности. Поэтому каждый из них – пример для нашего им подражания. Как апостол Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).

УСПЕТЬ ПОКАЯТЬСЯ
Новомученики выдержали экзамен верности Богу в нечеловеческих условиях. А те, кто не выдержал испытаний в те страшные годы, кто поддался инфернальным веяниям времени и участвовал в разрушении храмов, глумился, убивал, хулил Бога, навлекли на себя и свое потомство проклятие.
Правда, некоторые успевали все-таки покаяться…

Есть такой рассказ: коммунисты-богоборцы, закрывая храм, решили в первую очередь снять крест с купола… Но никто не решался. Вдруг кто-то вызвался из толпы. Быстренько взобрался на купол, уже спилил крест и хотел было его сбросить – да сам полетел вниз, едва сумев схватиться за какую-то травинку на крыше храма… Висит и не падает… Вызвали пожарную вышку, чтобы его снять оттуда. А он болтается там между небом и землей и понимает, что это чудо! Согласно физическим законам этот стебелек его не удержал бы… Внизу все тоже смотрят и изумляются:
– Бог его спас!
Человек этот раскаялся, пришел в церковь и на исповеди рассказал:
– Вот такой грех я дерзнул совершить… А Господь меня помиловал!

Всякими путями Всемилостивый Бог людей спасает. Надо только каяться, исповедоваться. Сейчас приходят в храм уже даже третьи-четвертые поколения тех, чьи деды-прадеды некогда кощунствовали. В большом требнике есть специальные молитовки, чтобы снять проклятие с целого рода.
Иначе люди страдают и не понимают, почему…

ПОКАЯНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДЕЯТЕЛЬНЫМ
Одно время ко мне из Нижнего Новгорода ездила семья: мать Агния, а у нее два брата были, и оба бесноватые. Но сами по себе, по характеру, это очень хорошие люди были. Особенно страдал от одержимости младший брат Алеша. Он и пил беспробудно, и под машину попадал, и в драке его ножом как-то порезали – это бес его всюду науськивал и бросал. И вот мать Агния приезжала к нам в Пюхтицкий монастырь, где я тогда был духовником, и рассказывала, как она за него переживает.
– Батюшка,– так жалобно спросит,– как же мне ему помочь?

А у меня был знакомый отец Феодосий – он прожил, кстати, 120 лет. Подвизался на севере. В свое время он, как, можно сказать, и все верующие, был приговорен к расстрелу. Да только у палачей просто руки не поднялись: они как увидели его, это уже тогда был точно ангел Божий! Да еще как поговорили с ним: «Какая же,– думают,– на нем вина может быть?! Нет на нем никакой вины!» Так и написали ему квиток: приговор приведен в исполнение.

Один из НКВД-шников взял его к себе домой, и отец Феодосий жил у него на даче, трудился. Дожил так до нашего времени, а это уже 1990-е годы были. Мы с ним вели переписку. У нас была связным такая Марья Григорьевна. Она ездила к нему. Каждый раз вернется и свидетельствует:
– Да он святой! Прозорливый!
С ней мы передавали записочки отцу Феодосию, о ком помолиться. А однажды туда имя Алексея вписали… С него тут же, как с гуся, всякая нечистота сошла.
– Что же я делал?! Не понимаю! – вдруг сказал тогда он, явно вернувшись в разум.
Но вся эта грязь еще больше перешла на другого брата – Костю. Тогда уже он стал особенно страдать от всех этих бесовских козней, сильно его крутило…
– Что же делать? – передали мы вопрос отцу Феодосию.
И он открыл:
– Виноват во всем этом ваш папа.
– А в чем он виноват? – спрашивают.
– После Отечественной войны он шел из Арзамаса к себе домой. Дорогой нашел большую сумму денег. А потерял их человек, который от безысходности корову-кормилицу продал! Он очень долго потом искал, где обронил эти деньги. Там какая-то уж очень острая жизненная ситуация была… И он потом долго проклинал того, по чьей вине этих денег лишился. Нечестно отец поступил, утаив находку.
Потом, когда уже отец покаялся, вспомнив, что действительно такое было, он всячески пытался и спустя годы загладить свой грех. Помогал храмам. Потому что грех стяжания, неправедного присвоения, тогда только прощается, когда человек возвращает все обратно в полной мере.

А если украл да обидел кого чем, то Закхей, принятый и похваленный Господом, и вовсе, как сказано, «вчетверо воздал» (см. Лк. 19, 8). Сколько где украли – столько туда и надо вернуть, а по усердию и больше. Только после этого покаяние при открытии всего на исповеди станет действительным. А если человек просто сказал на исповеди, что украл, но ничего не вернул, его грех остается на нем.
Вот и в рассказанном случае только после деятельного покаяния, когда отец все осознал, исповедовал и исправил, его семья стала исцеляться, дела поправились.
Очень много таких историй мне за свою жизнь слышать приходилось.

НЕ ПРОКЛИНАЙТЕ!
Страшный грех – грех проклятия. Бывает, родители проклинают детей, или жена мужа, или соседи соседей… Не ведают они, что проклятие может расстроить всю жизнь человека, как сказано в Писании: «проклят ты в делах твоих» (Быт. 3, 17), и передается из рода в род. Есть проклятые роды, которые из поколения в поколение преследуют несчастья и беды. От страшного греха проклятия разрешают особым чином, причем на нем должны присутствовать оба: и тот, кто проклял, и тот, кого прокляли. «Молитвы о клятвах» читаются и над людьми, которые давали обеты, но не исполнили их, а также в тех случаях, когда человек сам себя проклинал. Например, говорил: «Я работаю как проклятый»; «жизнь моя проклятая»; «проклятый я человек».
Я сказал это для того, чтобы напомнить, как осторожно нужно относиться к своим делам, словам и помышлениям. Все оказывает влияние на то, как складываются наши судьбы и судьбы наших детей. Ведь судьба – от слова суд, суд Божий. Уже в нашей земной жизни совершается предварительный суд Божий над всеми нами».

***

В тех семьях, где родители не венчаны, враг особенно сильно воюет, разоряя заповедь о почитании родителей (см. Исх. 20, 12), а их в свою очередь подстрекает далее на проклятия детей…
Известен случай, который произошел в Архангельской области, на севере. Мальчик лет тринадцати с дедом, как правило, пас стадо коров. Чем-то он в то утро досадил матери, и она прокляла его:
– Будь ты проклят за то, что не слушаешься.
Он как всегда пошел на пастбище, дед куда-то отлучился, а к мальчишке приступил демон и говорит:
– Мать сегодня отдала тебя мне. Отныне ты – мой! И я буду поступать с тобой так, как мне надлежит.
Снял с него крест и взял к себе в команду, к бесам: чего они там только не вытворяли…
А отрок был найден якобы мертвым, для видимости вместо него бесы подсунули деревянную шпалу с его портретом, и такое наваждение на всех навели, что всем казалось, будто в гробу этот отрок.
Стали всей деревней его хоронить, да только лошадям везти эту шпалу было тяжко.
Явился он потом своей матери во сне:
– Мама, я жив. Так как ты изрекла на меня проклятие, я теперь не свой… Но я жив. Ты должна за меня молиться.
Она обратилась к священнику, и они стали молиться. Тогда сын периодами уже являлся, но в нечистых местах: в бане и т. д. Прошел год или полтора, когда грех она отмолила, демон выкинул сына на то же место, откуда взял:
– Я теперь не имею права тебя держать у себя!
Проклятый вернулся к своим родным и рассказал, какими грязными делами они занимались и как это страшно: где-то они дом подожгли, в другом месте еще зло такое, что и пересказывать не хочется, учинили…
Надо быть очень острожными в отношении гнилых слов, а тем более проклятий.

ПОЗНАЙТЕ ИСТИНУ
После насаждаемого десятилетиями госатеизма сложно было сразу ввести преподавание в школах Закона Божия. Но все-таки ради детей надо было постараться! В Грузии, знаю, ввели в свое время Закон Божий в школах, и преступности у них стало меньше, и с нравственностью куда как лучше дело обстоять стало. В храмы около 60% грузин каждое воскресенье ходит. А у нас сколько процентов из тех, кто даже называет себя «православными»?

«Куй железо пока горячо». На исходе советской власти души людские устали от той идеологии, которую им подсовывали вместо веры… Начали бы тогда, хотя бы в 1990-е годы, Закон Божий в школах преподавать,– так бы и через детей родители познали Истину и почувствовали, как им самим от этого хорошо…

Тогда еще люди чище были, страх Божий при советской власти уже потеряли, но развратили их уже последние десятилетия вседозволенности, тогда уже и вовсе по своим прихотям жить стали. Вся эта либеральная пропаганда еще больше отдалила потерявших веру от богоустановленных норм жизни. Сейчас уже очень трудно людей ко спасению направить.
Человек наделен свободной волей, но одно дело, когда с детства тебе прививают вкус ко всему здоровому и спасительному, а другое — когда сызмальства травят и развращают. Такому человеку потом очень трудно себя восстановить.

Помните, когда ввели «сухой закон» – запретили водку продавать. Но люди настолько уже привыкли к выпивке, что не могли уже дальше без этой вонючей водички жить. Причем когда была свободная продажа, они брали себе одну бутылочку, и им было достаточно. А когда запретили, то стали ящиками закупать… Приволокут ящик, и на месяц, а то на неделю хватало.

Так же и при отмене советской идеологии: не обретя еще истинной веры, люди пустились во все тяжкие: экстрасенсы, гороскопы, секты… Такое засилье бесовщины началось! Почему не поторопились с введением Закона Божия в школах? Скольких бы людей спасти удалось! А сейчас аборты да аборты – смерти детей, а с этими бедными женщинами что будет?
Чего ждать земле, залитой кровью младенцев? Есть грехи, которые смываются только кровью.
Все те несчастья и нестроения, которые еще грядут, только с Божией помощью преодолеть можно.

ЧЕГО ЖДЕТ ОТ НАС ГОСПОДЬ
Но все-таки Россия не потеряет свое значение в мировом масштабе. Потому что Запад уже давно весь развращен. А Россия была святой, святой она и останется. Все те пороки, которые насаждались нашему народу с Запада, будут нашим народом осознаны. Люди в них покаются. По-настоящему покаются!
Потому что нас хранит Бог для того, чтобы мы хранили истину Православия!
Достаточно изучить учение Святой Церкви! Да ты лишь заинтересуйся основами православного вероучения – и Бог сразу же пойдет тебе навстречу! Только призови — и придет на помощь! «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине» (Пс. 144, 18).

Господь и Сам еще призовет наш народ к покаянию. Мы не падаем духом. Христос восстановит во всей чистоте и славе нашу Святую Русь. Только устроит все Своим путем. Каким? Некоторым святым старцам это открыто. А для всех это станет явно тогда, когда сами уже всё своими собственными глазами увидите…
Сейчас уже многие процессы подспудно происходят. Я встречался с такими старцами, которые говорили, что дальше будет. И это вполне согласно с тем, о чем и раньше нас в лике святых ныне уже даже прославленные отцы предупреждали.

***

О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ
Земля должна рождать святых до скончания века. Но, если земля не будет рождать, то Бог, уже в конце, будет посылать с Неба. Придут пророки Илия, Енох, многие из монастырей, которые под землю ушли. Даже из храма святой Софии, что в Константинополе (Стамбуле). Когда мусульмане вошли в Собор, тогда совершалось Богослужение, и пелась Херувимская. Они на коне въехали, и в это время священник, совершив Вход, Царские врата были закрыты, был взят в духовный мир. И сейчас находится там. Но в конце мира всего все христиане при антихристе соберутся в Софии и закончат эту службу, и причастятся Святых Таин Христовых и тогда будет конец. Таинство Святой Евхаристии будет совершаться всегда, до скончания века, а раз Таинство будут совершаться, как говорит свт. Филарет, то и найдутся достойные совершители этого Таинства.

Раз Таинства будут совершаться, то и священнослужители будут, пастыри будут. Нам неизвестно, но если святитель Игнатий Брянчининов писал об оскудении, то это надо понимать в общем – оно идет, оно есть. И мы сейчас видим, как живет наша молодежь, как развиваются пороки: пьянство, наркомания, и все это превращается в Содом и Гоморру.

Но Господь все терпит за счет мучеников, которых в нашей России много, пострадали. И если нечестие увеличивается, всякие казино и другое, то и благодать Божия увеличивается за счет того, что много построено храмов. И какие бы ни были монастыри, в них совершается Божественная Литургия. А если Литургия совершается, то все вокруг освящается: и место это, и все вокруг. Это не голословно: в житии преподобного Петра Афонского рассказывается: когда он первым пришел на Афон, стал первым насельником Святой горы, то были там полчища бесов. Они его гнали, как могли. И он им сказал: Хорошо уйду, но как скажет Божия Матерь, она здесь Хозяйка. И они тут же разлетелись. И как только первая Литургия была совершена – их не было. Вот, что значит – Литургия! Пока Жертва Безкровная будет совершаться, приноситься, все их нечестие никакой силы не будет иметь. Поэтому такая «качка» сейчас идет – Божие – небожие. Божий Дух и не Божий дух. И когда мера весов пересилит, тогда Господь вступит со Своим правосудием, и уже будет Сам лечить людей.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ТВОРЕНИИ МИРА И ГРЕХОПАДЕНИИ
Спященное Писание объясняет, что Господь Бог сначала сотворил невидимый духовный мир. Бог сотворил все «добро зело» (Быт. 1, 31), все было зело добро у Бога, и цель творения была направлена на славу Творца. Человек был сотворен разумной душой, и по телу он принадлежит материальному миру, а по душе – невидимому духовному миру. Господь его сделал царем природы, которому все должно было подчиняться. И когда, мы знаем, святые очищаются, и приходят в меру возраста своего духовного, то эти звери уже их не кусают, они чувствуют своего хозяина. К преподобному Серафиму Саровскому медведь приходил. Или на арене, куда мучеников бросали львам, а они им ноги лизали, потому что они чувствовали своего хозяина. А когда человек утратил свой первообраз, вследствие своей греховности, то люди стали подобны зверям, и те стали на них нападать и уничтожать. Видимый мир, в котором мы живем или человеческий – это одна сотая часть духовного мира. Как святой Иоанн Златоуст объясняет, что Бог так возлюбил мир, что яко Сына Своего Единородного дал есть нам, да всяк верующий в Него не погибнет, но Им будет иметь жизнь вечную (Ин. 3, 16). То есть Господь Бог и Сын Бога пришел, чтобы спасти сотую погибшую овцу – эта сотая овца – человечество. А девяносто частей – это Ангельский мир. И средь Ангельского мира произошла война. Война произошла на Небе, где есть Ангельское чиноначалие. Мы знаем Архангелов – их девять; престол Святой Троицы окружают Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы – вот такая иерархия. Одним из предстоятелей престола был и Сатаниил, как Гавриил, Михаил, Уриил и все прочие Архангелы. Сатаниил после падения стал сатаной (с евр. – противник), его часть имени – иил – отпала, потому что он возгордился, позавидовал славе Сына Божия. Поэтому самый первый грех на Небе был – зависть.

Она проявилась в том, что когда Господь сверг сатану на покаяние, то он искусил первого человека, и Ева сказала, что Бог не повелел нам есть с этого Древа добра и зла, а сатана сказал, что, если вы вкусите, то «будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5). Вот сейчас мы и видим себя и добрыми, и лукавыми. «Будете как боги» – эта мысль его, змия, мысль лукавого. И эта мысль – быть богом – была еще там, на Небе. Он был свергнут Богом для того, чтобы покаяться, а он не покаялся, а позавидовал первым людям, искусил их, и они совершили грех, получили проклятие, а через проклятие – смерть. Смерть – это не Божие творение, это греховное последствие. Вот отсюда эта злая сила. Сатаниил был проклят: первый раз, когда захотел быть Бога Денницей («выше звезд Божиих вознесу престол мой» Ис.14, 13), второй – когда искусил первого человека, и Господь сказал ему, что он будет на чреве своем ходить, есть прах во все дни жизни своей (Быт. 3, 14). И когда будет Страшный Суд, Господь возьмет к себе, как обещал, праведных, а кому было проклятие, тем: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41). Ад и проклятие было уготовано диаволу, а не человеку. Диавол думал, что если он искусит человека, то займет вместо него здесь, на земле, первое место, потому что, вкусившие с запретного древа, умрут, и он будет господином. Его единственное стремление – быть богом на земле. Что потом воплотится в антихристе в конце мира: господство его над миром. Но Бог по своему милосердию продлил жизнь человека, разрушив планы сатаны. И дал обещание, что семя Жены сотрет главу змея. Родится от Девы Спаситель Христос, который избавит людей от греха смерти и проклятия. Ветхозаветный период человечества и наполнен предсказаниями о Спасителе Сыне Божием.
Ветхий Завет есть план искупления Христом человечества, и через пророков этот план предсказан: от Девы родится, когда родится, где родится, какая будет деятельность Христа Спасителя, как и чем она окончится. Поэтому, когда Он взял Богоизбранный народ еврейский, то говорил Апостолам, что все должно совершиться, что писали пророки. Нам сейчас в храме читают Евангелие, и мы знаем, что должно совершится, что будет. Так же и еврейский народ тогда, в ветхозаветное время, ходил в синагоги и знал все о Христе, о своем Мессии, им все было о Христе открыто, но поскольку было вавилонское пленение, оно изменило их понятие о Мессии, потому что, как маленькие народы, они думали: Придет такой царь земной, начальник, пантократор (греч. – вседержитель), который избавит их от политического ига римлян. Иоанн Богослов говорит: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 11).

Даже Апостолы спрашивали Христа, когда он будет восстанавливать Царство Божие здесь, на земле. А Он им отвечал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36). Поняли те, кто жил чистой духовной жизнью, им было открыто. А те, кто не понял, они совершили злодеяние, сердце их было наполнено злобой, и Он им сказал, что хотел собрать детей своих, как птица собирает птенцов в гнезде, но «вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 37–38). Вы будете рассеяны по всему лице земли, как песок морской. Но Апостол Павел говорит, что Израиль – это остаток, а если корень свят, то и остаток свят. Остаток Израиля спасется. Это было попущено Господом для возбуждения ревности. И не нужно осуждать иудеев, у нас нет права их осуждать, потому что они осуждены Самим Богом на рассеяние. Они придут в себя. Сказано апостолом Павлом, когда определенное число язычников войдет в Царство Небесное, и займет место падших ангелов, которых одна третья часть, потом Господь обратиться к иудеям, и весь Израиль спасется, приняв покаяние. И еще Апостол говорит, что если Бог природных ветвей не пощадил, то пощадит ли вас, если вы будете вести себя недостойно. Мы же, как дикая ветвь. Так пощадит ли нас? Все совершается по Промыслу Божьему (Рим. 11, 16–25).

О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

По-православному, наш Промысл основывается на предведении: Бог как Всеведущий предвидит, кто, как будет пользоваться своей свободной волей. На добро и на зло. И «кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 30). У католиков рок судьбы, что тебе назначено – то и кончено. Назначено тебе – Бог тебя спасет без добровольной твоей собственной воли. А не назначено – не спасет. У нас Бог спасать без нашего желания не будет, без нашего участия. Бог нас спас на кресте без нашего участия, а чтобы спасаться лично, то только по собственной воле, соединяя ее с волей Божией.

О ВОЛЕ БОЖИЕЙ
Она выражена в исполнении заповедей Божиих, в Святом Писании. И, конечно, через священников, через Церковь Христову. Спрашивайте, и своим чадам Церковь поможет. Она должна нас спасти.
Но мы принимаем жизненно важные решения: учиться, жениться, замуж, работа, рождение детей… как здесь увидеть волю Божию, в этих судьбоносных решениях нашей жизни? Как увидеть Промысл Бога лично о тебе? Мы же живем сейчас только по своему хотению, Бог не участвует в нашей жизни.

Это серьезные вопросы, особенно заключение брака. И чтобы не ошибиться, я всегда придерживаюсь правила: посмотреть внимательно, порассуждать. Например, кто-то хочет быть священником, кто-то избирает монашеский путь… Я не спешу с ответом, и говорю, чтобы молились. А другое правило, как у врача, чтобы поставить диагноз, надо рентген пройти, справки всякие. Наш рентген это и есть наши преподобные отцы. Я всегда был с ними в дружбе, и пользовался их советами, и посылал своих чад или к отцу Николаю (Гурьянову), или к отцу Иоанну (Крестьянкину), к отцу Тавриону, застал я еще и отца Кукшу, отправлял к нему, если были какие-то глобальные вопросы. Я смотрел кандидатуру в священника и видел, есть ли на нем благословение Божие. И говорил: «Вот тебе не от меня благословение, а от святого человека. И если какие случаи случатся в твоей жизни, чтобы не возвращаться вспять, искушения будут беспокоить, ты знаешь, что это благословение Божие. И ты твердо должен знать, что это твой путь». И в браке также. Я еще в Семинарии замечал: те студенты, которые заботились и учились «едино на потребу», когда на первое место ставили духовное делание – «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33), и ни о чем не думали другом, и когда период учения кончался, решался вопрос монашества или брака, то обязательно Господь посылал хорошую девушку, если семинарист собирался рукополагаться во священника на приход.

Вот и архимандрит Никита* мне рассказывал, отец Никита в Пещерах лежит, он еще духовный сын отца Иоанна Кронштадтского: «Не хотел жениться, и пальцы были больные, и нога. Думаю, закончу учебу и посвящу себя Церкви, и буду служить. Никаких других мыслей не было. А когда пошел к Оптинскому старцу за советом, тот сказал, что тебе, друг, сначала нужно жениться, а потом рукополагаться. А в конце своего времени будешь и ты монахом. А я ни с кем не дружил, как же мне жену найти? И тогда, где жил обратился за помощью к монашечке, она привела меня к старой деве, что она скажет. И жду, чего она скажет. А монашечка ее спрашивает: Вот есть молодой человек, ему надо рукополагаться, священство принимать, а матушки нет.А она первым делом спросила:
– Как его звать?
– Петр.
– Петр? Я согласна.
– А почему согласна? Может, он тебе не понравится, может он кривой, может косой?
А ей, оказывается, старец когда-то сказал: «Ты ничего не ищи, занимайся своим делом. Будешь матушкой, а батюшку твоего будут звать Петр». Все и совпало один к одному. Они и жили, двое деток было, дети в Великую Отечественную войну потерялись, остались они вдвоем, вместе в ссылке были, вместе вернулись, обет монашеский исполняли. Она закончила свой земной путь в монашестве Варварой, а он приехал в Печеры, митрофорный протоиерей Петр, а потом стал отцом Никитой, доживал в храмике. Мы с ним дружили, и он мне много рассказывал.
* Старец Архимандрит Никита (Чесноков; 1883–1963).

Однажды отец Никита пошел совершать панихидку, это было его любимое послушание, в Пещерах, там, где матушка Васса, св. Иона покоятся. Там клетчатая дверочка, он вошел в епитрахили с кадильцем, только через порожек, а впереди на стене изображение Печерских святых, большая икона. Вдруг они ожили, и в облаке голубом идут навстречу отцу Никите. Он оторопел, замер, потом он им поклонился, а они ему, и вошли обратно, в стену, в духовный мир. Он пошел, панихидку послужил, никому не говорил. И только потом отцу Алипию рассказал, а тот, когда отец Никита был во гробе, рассказал нам. Суть же видения в том, что его ожидал крест. Когда человека ожидает какой-то крест, терпение, тогда Господь его благодарствует заранее – укрепляет. Вот Серафиму Саровскому Божия Матерь двенадцать раз являлась – вот как хорошо? А это на подвиги нечеловеческие, которые только живой верой можно вынести то, что он вынес. Так и Никита. У него был Афонский Устав: он после Литургии выметал мусор в кельях и выносил его за корпус, а рядом был мостик, и однажды он пошел высыпать мусор, и поскользнулся о бревнышко мостика, упал вниз, метра два с лишним. Сломал ребра, еще что-то. Вот и видение ему было. Господь промышляет о каждом индивидуально. Для того, чтобы правильно устроить свою жизнь, надо к этому серьезно относиться, обдумывать критически важные решения. Особенно брак.
Но есть и другой способ. Когда девушка молится специальной молитвой, она есть в молитвослове, молится, молится, чтобы Господь ей устроил жениха, послал ей хорошего супруга.

***

О БОРЬБЕ С ГРЕХОМ
Грехи от первого человека до последнего – одни те же. Только степень их поражаемости может быть другая. Вот период до Ноя: там люди пили, ели, женились, выходили замуж до того времени, когда Ной пошел в ковчег, и все закрылось водой. Потому уничтожено было человечество, что по слову Господа «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть…» (Быт. 6, 3).

Если проанализировать историю Священную, у Адама были сыновья Каин, Авель и Сиф. Авель был убит. Сифиты назывались сыновьями Божиими, приносили жертвоприношения, жили более-менее по-Божьи, археологи обнаружили остатки центрических построек – храмов. А каиниты жили по-человечески: развивали науку, строили города, и когда их границы сблизились, они стали соблазняться, и сыны человеческие устраивали браки с сыновьями Божиими. Вследствие смешанных браков стали рождаться исполины, сильные люди, которые могли одним кулаком убивать человека. Святитель Димитрий Ростовский говорит, что это для смирения сифитов – не надо было им эти браки устраивать. Но грех за все годы перебил закваску, и превратились люди в плоть и кровь, то, что и произошло при Ное. Он один чистым остался. И сейчас мы такое время наблюдаем. Пока была у России своя граница с Западом, мы себя соблюдали.

И нечестие на нас не давило. Была стена медная, которая пала, все границы рушатся и будет то, что при Ное. И Господь в Евангелии говорит, что и в последнее время люди будут жить, как при Ное: ели, пили, женились, выходили замуж, пока бедствие (потоп) не постигло. Поскольку грех глубоко поражает людей, вследствие греха и средняя продолжительность жизни людей ниже, вроде, 60 лет или сколько-то. И хотя благодать Божия та же, что и в Апостольские времена, Церковь-то и сейчас Христова, но грех так распространился, что отдаляет человека от Бога. И сложно возвращаться к Богу, даже и верующим через путь покаяния. Потому и школа Оптинских старцев возникла, различающая, систематизирующая грех. Раньше люди жили простой верой, они были простодушны, как пастушки, которые услышали песнь Ангелов о рождении Спасителя и пошли, и достигли Вифлеема, и принесли Благую весть миру. А мудрецы, которых вышли десять человек по звездам, из них только три достигли цели. Это говорит о преломлении умозаключений. Простота ведет к Богу, а умствование удаляет от Бога. Отсюда и иконопись-то стала непонятной, как аскетический образ, одухотворенный вне нашего сознания. Но человек желает приблизиться к Богу, и живопись приемлемую начали, и Бог таким стал, как представляют его люди, например, эпохи Возрождения.

Потому и у нас попущения были революционного лихолетья, что люди XX века охладели к вере. И свидетели рассказывали, как тогда в семинариях занимались политическим проблемами, в монастырях процветал блуд, пьянство. Все опустошилось и опустело, и грех стал преизобиловать, и надо это было как-то очистить Господу. Поэтому этот сортировщик Володя,– Владимир Ильич, и был послан. И если бы не было этой сортировки, мы бы не сохранились в той вере. Греховная волна захватывала и съедала все здоровое.

Было такое греховное состояние людей. И Господь послал, прежде всего, отца Иоанна Кронштадтского, как пророка, и он везде ходил, проповедь вел перед всем народом, людей к покаянию призывал, чудеса творил, чтобы сохранить еще веру детскую. Но потом пришло советское время, и все очистилось с кровью, и теперь остаток сохранился. Другая жизнь теперь, и очень интересная. И должен этот период какой-то очистительной Голгофой окончиться, не просто так все. Сейчас уже само по себе то, что мы видим, политическая форма жизни, какая есть – это не без Промысла Божьего. Церковь, слава Богу, у нас открыта, монастыри открыты, всё действует. Но это еще не духовный расцвет, о котором пророчествовали наши святые отцы. Это пока период покаяния. Господь дал время, чтобы люди пришли в себя, покаялись. А потом уже будет очистительный период.

Тогда уже, кто останется в живых, будет другая система управления. Россия – будет одно государство, русские будут жить в своих границах, а другие будут жить в той земле и том государстве, где они родились и которому принадлежат. И каждое государство будет отдельно идти своим путем. Это для того надо, чтобы, когда соберется ООН, и все правители будут разбираться, почему такая анархия произошла, столько людей погибло, вспомнят всех правителей от Диоклетиана, Нерона до Сталина и фюрера, а что сделать, чтобы этого больше не было? А надо избрать нового правителя земли.

Да, вот тебе и глобализация, вот и антихрист появится. Сверхчеловек, о котором они говорят. В народе скажут: вот пришел Христос, Спаситель. А чего Спаситель? Справится с анархией. Спаситель – спас от анархии, от мирового политического зла. Вот и пойдет: Храм в Израиле восстановят, потом все Церкви объединят. Папа и так у католиков, как видимый Бог на земле. Последний Папа и будет главой гражданской, и церковной власти на земле. И сейчас все идет в этом направлении: соединиться со славянами, помириться. А наши тоже посылают в Рим своих студентов, потом будут у нас преподавать по возвращении. Отец Иоанн Кронштадтский говорил: «Что такое католики? Это люди, которые исповедуют Истину во лжи». Господи, дай Бог всем спастись.

О СПАСЕНИИ
В отношении времен, какие они есть – времена все были спасительные. А спасение зависит индивидуально от каждого человека. Пока, на сегодняшний день, есть живые клетки и организм живет. Есть обрядоверие, есть церковность, а есть духовность. В чем они различаются? Церковность – соблюдать посты, делать поклоны, совершать молитвы утренние и вечерние, в церковь ходить. Но это не значит, что человек духовный. Духовность – это, когда человек созидает дух внутрь себя. Стяжание Духа Святаго – это когда человек понимает, как правильно избавиться от того или иного греха.
Ветхозаветное требование, Моисеево – жизнь по заповедям – не убий, не укради…. А евангельское требование – избавиться от корней греха. Если только воззрит на жену, то уже повинен греху. Надо корень греха искоренять.

Это причина. Каждая болезнь имеет свою причину. А причина всех болезней и душевных, и телесных – грех. И всех страданий, внешних и внутренних. Нужно научиться внутреннему деланию, научиться, как правильно жить во Христе и со Христом. Вот Иоанн Кронштадтский вел дневник, наблюдал за собой, как каялся, как молился. Он не только в Церкви жил, церковной жизнью, но и жил духовной жизнью. Как ему совесть подсказывает. Но есть люди с потухшей совестью, с ложной совестью, сгоревшей совестью. А совесть есть наш внутренний Божий закон, который контролирует наши поступки, оправдывает их, или осуждает. Надо этого закона придерживаться. Но око совести вследствие греха стало извращенным, затемненным, и Бог дал нам писаный Закон – Евангелие, евангельские заповеди. А первая заповедь Евангелия – «блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3).
Святой Иоанн Златоуст говорит, что это смиренномудрие. Когда мы сравниваем свою жизнь с Евангелием, мы видим, как мы далеки от того идеала, который здесь начертан. И мы смиряемся, значит, мы нищие духом, чтобы исполнить этот идеал, у нас нет такого духа. И когда мы осознаем свою нищету греховную – это первая ступенечка. А потом начинаем каяться, исповедоваться, сокрушаться, и вследствие плача покаяния рождается кротость. Вот вам пример кротости: одному послушник старец сказал:
– Иди, ругай покойника. – Что он сказал?
– Ничего. Молчит.
– Теперь иди и хвали. – Что он сказал?
– Ничего. – И ты таким будь: молчи на хвалу и ругань.
Этот дух кротости направлен против гнева. Далее человек жаждет, алчет правды, живет внутренне. А потом он становится милостив – «блаженны милостивые» (Мф. 5, 4). Потом очищает сердце, умиротворяется и не живет как все. Как говорит Господь: «раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 20). И начинают человека выживать из мира, потому что он не живет, как все. И если претерпит все до конца – спасен будет. Вот он путь спасения, который начинается со смирения, с осознания своего греха, с раскаяния. Самому человеку это не преодолеть, поэтому Господь говорит, что «без Меня не можете творить ничесоже» (Ин. 15, 5). Требуется благодатная сила, помощь Божия. Апостол Павел и говорит: «Сила моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). Вот таков путь христианина: и мы идем, и святые шли. А искра преображения Божественного Света должна всегда теплиться в нашем сердце и указывать нам путь к вечной жизни. Господи, благослови нас.

Свт. Игнатий Брячининов это объясняет, напоминая евангельский эпизод о богатом юноше, который спрашивает Господа, как можно спастись? Заповеди соблюдай. – Это я еще с начала юности соблюл. – А что еще? – Иди, продай свое имение, раздай нищим, возьми крест и следуй за Мной. Этого юноша не смог сделать и ушел, опечаленный. Это была его болезнь, его рок, сучок в нем. Он ушел унылый. Кто же тогда может спастись, спросил апостол Петр, если такой юноша не смог. И Господь сказал, что невозможно человекам – возможно Богу. У каждого есть такой сучок, такой рок, с которым он не может расстаться, любит его и ему служит. У кого водка, у кого власть… Это нам затворяет Богообщение, и самим нам от такого греха не очиститься, а только с Божией помощью. Господь говорит, что все возможно Богу, если человек будет просить и каяться. Разными путями спасаются: у кого болезни, у кого как, но нужно сказать, что избранники Божии заканчивают сейчас мученической кончиной. Особенно после 1980 года, после нашей Олимпиады, когда нам принесли языческий огонь в Россию, и поклонялись языческому огню. За это Господь России послал мученические кончины верующим. Не отсекание головы, как в первые времена, а болезни, раковые, сердечные и другие. Очистительные, если человек их претерпевает. Пример один приведу: умирает грешник спокойно и мирно, и умирает человек праведной жизни, мучается и томиться. Ну, как же, вроде жил праведно? Отцы святые говорят, что тот, кто жил беззаконно, но мирную кончину получил от какой-то добродетели, которая была в его жизни. Бог ему ее послал. А тот, который жил по заповедям, чтобы его окончательно очистить, Бог послал ему болезнь, чтобы он претерпел до конца. Он окончательно очистился и чистым уходит к Богу. Так что суд человеческий и Суд Божий – разные вещи. В паремии священник произносит: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8–9).

И мои болезни, конечно, посылаются за свои грехи. Но вот приходит к нам человек, я его исповедую, смотрю, а у него на глазах сетка, он весь покрыт этой сеткой.
Я вижу ее, но пока исповедуешь, эта сеточка с него сходит, а следы остаются на тебе. Не просто так побеседовать. Или письмо напишут. Недавно женщина принесла мне две общих тетради… И все эти немощи, о которых пишут, говорят, мы все на себе несем, они никуда не деваются, не в воздух уходят. Если человек благодатный, старец – и ему написали свои духовные проблемы, и с нас, как с гуся вода – всё сходит, потому что в нас есть Дух Божий и не Божий. Священнический и такой. Тот, благодатный дух старца, священника, нас дополняет, мы соединяемся – получается открытое духовное пространство в общении с Богом. Распечатаешь письмецо, и пока не прочитаешь молитву разрешительную – все на тебе будет висеть, все эти грехи, а как прочитаешь молитву – всё. И тебе легко, и тому легко. Вот такой наш пастырский крест.

Ведь и Спаситель падал не от тяжести дубового креста, который нёс. А падал от грехов мира. Еще преподобному Макарию Великому явился диавол и говорит, что христиан так много размножилось, и они, как огнь палящий, даже ему нет места в пустыне. А когда уже преподобному Кириллу Белозерскому явился, то сказал, что никаких христиан не осталось, и тебя скоро уберу отсюда. Когда люди живут по-настоящему жизнью во Христе, являются носителями благодати Божией – огненной этой ауры, то они все освещают вокруг себя и даже поля, дома, все внутри. Была ангелоподобная жизнь, особенно в России. Это и есть Царство Божие, пришедшее в силе, и благодать Божия, которая все освящала. А когда это все вдруг исчезло, началась греховная жизнь. И пели мы ему гимн «Вставай, проклятьем заклейменный», и с ним соединились, и стала греховная жизнь развиваться сама по себе. И так она и процветает. И когда люди пишут большие исповеди – освобождаются. Так вот, Спаситель нес земные грехи мира. Никто не мог их поднять, ни Ангелы, ни Архангелы, никто кроме Него.

Да, Господь падал от этой тьмы греха. Она нам мешала общению с Богом. Но когда Господь рассек эту стену греха, и мы через Него имеем доступ к Отцу Небесному и через Него спасемся. Но если жить только по Закону, как пишет Апостол Павел, никогда не спасешься. Потому что, если нарушишь одну заповедь, то тебе вменяется нарушение всех заповедей.

А спасаемся мы верой и благодатью Божией. Его любовью. Закон был дан через Моисея, как детоводителю. А благодать дана через Иисуса Христа. Поэтому мы должны только поверить, покаяться и благодать дастся нам по нашей вере и очистит грех, который мы делаем. Он наш ходатай перед Отцом Небесным. И когда будет Второе пришествие, и все воскреснут, и все будут, как ангелы, «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» (1 Кор. 15, 24) – и Бог будет во всех.
Тогда будет вся полнота, и та часть духовного мира, которая была человеческой, о чем Вы говорили в начале, станет ангельской, духовной? А этот мир, который мы сейчас видим, будет предан огню и сгорит. Ездра пишет: «Сколько будет слабеть век от старости, столько будет умножаться зло для живущих» (Ездра 14, 16).

На просьбу в конце беседы сказать напутственное слово читателмя отец Гермоген ответил:

Скажу словами прп. Амвросия Оптинского: «Всех люби, от всех беги, никого не осуждай и никого не укоряй. И всем мое почтение…»

***

ОБ ОТЦЕ ТИХОНЕ ИЗ ИНТЕРНЕТА

Поток прихожан со всех концов православного мира никогда не иссякал к нему. Нет числа случаям действенной помощи его, прозорливого старца, в самых тяжелых, неразрешимых случаях человеческой жизни.
Батюшка был и заботливым благоустроителем своего монастыря. Многочисленная паства его со всех концов России и мира помогала в возрождении обители. В первые годы это и грузовики с продуктами, и первый трактор, и бригада строителей из Череповца, и многое, многое другое.
Все резные кивоты храма свт. Николая, его иконостас и весь капитальный ремонт, все убранство храма – часовни прмч. Иоасафа и свт. Тихона на подворье в д. Замошье – все это помощь, труды и средства батюшкиной паствы.
В монастыре совершается полный круг богослужения. По средам – молебен с акафистом свт. Николаю нараспев (поют все присутствующие, насельницы и гости). Этот молебен, по словам архимандрита Гермогена, «одна из причин видимого благополучия монастыря». Кроме престольных праздников, особенно торжественно отмечается 17 марта – память прмч. Иоасафа и убиенных с ним 17 братий (1299 г.), служба ему написана сестрами монастыря.

Батюшка духовно руководил группой сестер монастыря, работавших по канонизации псковских новомучеников. Под редакцией архимандрита Гермогена вышло несколько книг по истории Православной Церкви на псковской земле. Одним из последних деяний отца архимандрита было юбилейное издание по истории Снетогорского монастыря, посвященное 25-летию его возрождения.
В последнее время батюшка подолгу молился, превозмогая свой возраст и изнуряющие болезни. Он ежедневно приходил в храм, в алтаре вынимал частички за сестер обители и своих духовных чад, подолгу исповедовал сестер и прихожан, которые в большом количестве притекали в обитель, чтобы получить разрешение грехов или жизненно важный совет. По его словам спасает, силы дает только молитва. И, конечно, и бережное, любовное отношение сестер. «В иной монастырь приедешь,– говорят они,– там матушка на сборы уехала, а духовника вообще нет. А у нас – слава Богу!» А в песенке, в день именин о. Гермогена, сестры пропели: «Не сироты мы у Бога, под защитою живем!» Однажды в день именин отца Гермогена прихожане и духовные чада принесли столько роз, что они стояли не только в храме, трапезной и всех служебных помещениях, но в каждой келье. За тяжелый ежедневный пастырский труд платил ему православный народ горячей любовью.
Отец Гермоген был также духовником епархиального священства.

Последние дни перед госпитализацией отец Гермоген сослужил в Литургии, принимал, как всегда, десятки сестер и прихожан на исповедь. Будучи уже тяжело больным, батюшка выстоял весь праздник своего Дня Ангела – свщмч. Гермогена (25 мая), не желая омрачать радость праздничного дня.
По дороге к вертолету, увозившему его в петербургскую клинику, откуда он уже не вернется, еще благословлял народ…

***

ИЕРОДИАКОН НИКОН (РОДНОЙ БРАТ АРХИМАНДРИТА ГЕРМОГЕНА)
(О моем монашеском постриге)

ИЕРОДИАКОН НИКОН (МУРТАЗОВ)

В Иерусалим я прилетел в январе 1999 года, когда мне исполнилось 60 лет. По совету брата я подал прошение на имя Святейшего Патриарха Алексия II с просьбой принятия на Святой земле ангельского образа. В своём прошении я писал: «Ваше Святейшество, Вы меня знаете по Пюхтице 25 лет. Если можно, благословите меня принять монашеский постриг на Святой земле». Благословение было дано по факсу, и 5 апреля того же года в Хевроне, в храме праотцев, игуменом Гурием я был пострижен в монахи с именем Никон. И здесь я был удивлён свершившимся чудом. За полгода до этого, живя в Печорах Псковских в своём домике, я видел сон. Рака с мощами стояла на подоконнике у меня в келье, и чей-то голос сказал: «Это преподобный Никон». Открылась крышка, и старец, приподнявшись в гробнице, молча меня благословил и снова лёг. Я рассказал этот сон брату. Он спокойно ответил: «Ты пишешь иконы для храмов. То же делал преподобный Никон. Вот он и благословил тебя, и ты ему сугубо молись». Я не просил отца Гурия, как меня назвать при постриге, но он сам посмотрел в церковный календарь и сказал, что в этот день празднуется преподобный Никон, Печерский игумен. Так я получил своего нового небесного покровителя.

***

В ночь с 9 на 10 июня 2018 года отошел ко Господу наш дорогой батюшка архимандрит Ермоген в схиме Тихон. По его благословению ровно 15 лет назад 9 июня 2003 года небольшая группа его духовных чад приступила к трудам по восстановлению из руин храма 18 века в честь Воздвижения Креста Господня в деревне Лукино Куньинского района, в 30 км от г. Великие Луки. Конечно, для нас это не простое совпадение дат. Под духовным руководством батюшки, его молитвенным покровом и отеческим попечением в течение этих 15 лет преодолевались многообразные испытания как духовного так и материального характера, которые сопутствовали возрождению прихода. При этом восстанавливался не только храм, но и наши поврежденные души. Восстанавливались подлинной христианскою любовью батюшки, где благодатно сочетались и утешение и строгость. В день 15-ой годовщины восстановительных работ, перед самой кончиной батюшки, мы совершали традиционный пятикилометровый крестный ход, на это раз с освящением нового поклонного креста. Теперь он будет нам всегда напоминать и о нашем духовном отце. До конца дней в наших сердцах сохранится благодарная память о дорогом отце Ермогене. Вечная тебе память. Молись о нас пред престолом Божиим, чтобы нам, твоим чадам, снова встретиться с тобой в Небесном Царствии Христа Бога нашего.

Священник Василий Полежаев
с прихожанами Крестовоздвиженского прихода

http://alexandrtrofimov.ru/?p=15952

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | С. Александра »» | 06.11.2018 00:39
  
2
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites