20 октября. Святых мучеников Сергия и Вакха. Святителя Ионы, епископа Ханькоуского.

7 октября по старому стилю / 20 октября по новому стилю
суббота
Седмица 21-я по Пятидесятнице. Глас 3.
Поста нет

Мчч. Сергия и Вакха (290–303). Свт. Ионы, еп. Ханькоуского (1925).
Прп. Сергия Послушливого, Печерского, в Ближних пещерах (ок. XIII). Прп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обре́тение мощей прп. Мартиниана Белоезерского (1513). Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихрония пресвитера (IV).
Сщмч. Николая Казанского пресвитера (1942).
Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).


Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Лк., 106 зач., XXI, 12–19. Ряд.: 2 Кор., 174 зач., III, 12–18. Лк., 20 зач., V, 27–32.

Тропарь мучеников Сергия и Вакха, глас 5:
Удобре́ние Христо́вых страстоте́рпец/ и о́чи Христо́вы Це́ркве,/ о́чи просвети́те душ на́ших,/ Се́ргие многострада́льне и Ва́кше пресла́вне:/ моли́теся ко Го́споду,/ я́ко да убежи́м тьмы грехо́вныя/ и Све́та яви́мся о́бщницы невече́рняго// моли́твами ва́шими, святи́и.

Или тропарь мучеников Сергия и Вакха, глас 4:

Му́ченицы Твои́, Го́споди... (см. приложение 2)

Кондак мучеников Сергия и Вакха, глас 2:

Ра́зум на враги́ му́жески вооружи́вше,/ всю тех лесть разруши́сте,/ и побе́ду свы́ше прии́мше, му́ченицы всехва́льнии,/ единомы́сленно вопию́ще:// добро́ и красно́ е́же бы́ти с Бо́гом.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Евр.4:1–13; Лк.21:12–19)
«И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк.21:17). Кто вдохнет в себя хоть мало духа мира, тот становится холодным к христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь, когда долго в нем остаются не опамятываясь, и особенно когда при этом захватят откуда-либо частицу превратных учений. Дух мира с превратными учениями – дух, неприязненный Христу: он антихристов; расширение его – расширение враждебных отношений к христианскому исповеданию и христианским порядкам жизни.

Кажется, вокруг нас деется что-то подобное. Пока ходит повсюду только худое рыкание; но не дивно, что скоро начнется и прореченное Господом: «возложат на вас руки... и будут гнать вас ... преданы будете ... и умертвят вас» (Лк.21:12, 16). Дух антихристовский всегда один; что было вначале, то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении. Как же быть? «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк.21:19). Терпи с твердым словом исповедания истины в устах и в сердце.

Святые мученики Сергий и Вакх
Святых мучеников Сергия и Вакха император Максимиан (284–305) назначил на высокие должности в войске, не зная о том, что они христиане. Недоброжелатели донесли Максимиану, что два его военачальника не почитают языческих богов, а это считалось государственным преступлением.

Император, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются.

Максимиан приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Затем опять призвал Сергия и Вакха к себе и дружески советовал не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам римским. Но святые были непреклонны. Тогда император повелел отослать их к правителю восточной части Сирии Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Антиох получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. «Отцы и благодетели мои! – сказал он святым, – будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям». Святые мученики ответили, что для них жизнь – Христос, а смерть за Него – приобретение. Разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами без милосердия, и святой мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (ок. 300 г.).

Свт. Иона, еп. Ханькоуский. Икона. ХХ в.
Православная Церковь дала много примеров святости и благочестия. Первым, признанным уже при жизни праведником, был Иона, молодой епископ миссионер, умерший на 37 году жизни, который имел такое глубокое и благодетельное влияние на всех, кто с ним соприкасался, безразлично, были это русские или китайцы, что еще при жизни его почитали святым.
Примеры святости и благочестия, глава из книги П. Ковалевского "Зарубежная Россия".

Уже здесь зарубежом, в наши дни мы имеем праведников, хотя еще непрославленных, но от которых люди получали дивные знамения. Вот, например, епископ Иона Маньчжурский.
Из книги "Слова" св. Иоанна Шанхайского и Санфранцисского.

Родился будущий еп. Иона в Калуге в 1888 году. Рано осиротев и натерпевшись много горя, он получил образование в Калужской семинарии и Казанской духовной Академии. В годы обучения в Академии о. Иона окормлялся духовно у великого старца из Оптиной пустыни Гавриила. По окончании Академии о. Ионе предлагали место преподавателя Нового Завета, но он отказался от этой должности, считая, что это для него непосильно. Он об этом поведал своему старцу, но последний, увидев в предложении преподавать в Академии волю Божию, приказал о. Ионе принять эту должность, а за поспешность с отказом, положить 300 земных поклонов с Иисусовой молитвой. В 1918 году, о. Иона, преследуемый революционной властью, должен был выехать из Казани. В Перми он был советами арестован, избит до потери сознания т.о. разделив участь новых исповедников Российских и отправлен для суда в Тюмень. Близ Тобольска о. Иона, вместе с другими арестованными был освобожден белыми войсками. В Омске он был назначен главным священником Южной армии, а после поражения белого движения в Сибири ему вместе с армией Атамана Дутова, пришлось отступить в Китай. В Китае начинается новый этап жизни о. Ионы - служение в Пекинской Духовной Миссии, а с 1922 года епископское служение в Маньчжурии. Здесь проявляются особые дары молодого епископа: неустанная проповедь, пастырское попечение, дар учительства детям. Владыка основывает училище, где учится до 200 детей, читает лекции, устанавливает уставное богослужение, открывает приют, а в Харбине основывает богословско-философские курсы. Заботясь о других, Владыка совершенно забывает о себе. Отличаясь веселым, простым и общительным характером, Владыка в личной жизни был скромен до предела. Заболев ангиной в 1925, он продолжает ревностно совершать богослужения. При повышенной температуре он служит на Воздвижение и Покров и при больном горле, почти шепотом, поучает свою паству евангельским истинам. Споласкиванием горла керосином у Владыки заражается кровь. 19 октября приходит врач к Владыке в 10 ч. вечера и, осмотрев его, сообщает ему, что надо поскорее поисповедоваться и причаститься. Собираются у Владыки его духовные чада и дети. Владыка исповедуется у своего духовника о. Алексия, облачается в новый подрясник и епитрахиль, кланяется земно Св. Дарам и приобщается. После причащения святитель спокойно садится за стол и печатает завещание, в котором он призывает своих чад любить друг друга и просит не оставлять детишек. Затем Владыка с каждым присутствующим говорит, каждому находит приветливое слово, просит у всех прощение. В 12:30 ночи Владыка встает, одевает епитрахиль и поручи оптинского старца Амвросия и делая земные поклоны, громко читает себе отходную. Говорит окружающим во что его одеть, просит его отпеть по монашескому чину, а вместо памятника поставить простой дубовый крест. У всех на глазах слезы, а дети молятся: "Боженька, оставь нам Владыку!" В 1:30 ночи Владыка вдруг вскакивает с кровати и шатаясь на ногах говорит: "Иду умирать в церковь!" Его уговаривают не идти. Владыка ложится и держа в правой руке крест и икону, а в левой зажженную свечу, через три минуты умирает. Так свято завершилось краткое трехлетнее епископство этого угодника Божия, всего лишь на тридцать седьмом году его жизни. На заупокойных молитвах народ не отходит от своего архипастыря. Все население Маньчжурии идет на отпевание святителя. В день своего погребения Владыка является 10-летнему мальчику, у которого больные ноги и который не может ни стоять, ни ходить и говорит ему: "На, возьми мои ноги, они мне больше не нужны, а свои отдай мне". Мальчик проснулся, встал на ноги и пошел к двери на кухню крича: "Мама! Мама! Открой двери". Описал он Владыку - это был святитель Иона. С 1994 по 1996 почитатели Владыки Ионы, эмигранты из Маньчжурии проживающие в Сан Франциско, пытались найти в Китае и привести в США его останки. Этого не удалось осуществить, но память о житии, подвиге и кончины Владыки Ионы не угасла и теперь уже более 60 лет церковное сознание почитает святителя Иону как угодника Божия, стяжавшего благодать молиться за призывающих имя его.
Святитель Иона был причислен к лику святых 19 октября 1996 года.

Преподобный Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский
Преподобный Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский чудотворец, начал иноческие подвиги на Святой Горе Афон. Затем приехал в Россию и поселился в обители Живоначальной Троицы под руководством Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября). Через несколько лет, по благословению Преподобного игумена, пошел преподобный Сергий в Вологодские леса и остановился на берегу реки Нурмы. Там он водрузил крест и построил часовню с келлией, в которой подвизался в глубоком безмолвии, «равноангельскую жизнь проводя», и терпеливо перенося искушения от бесов и недобрых людей.

Господу было угодно призвать святого из его уединения, чтобы он, исполненный премудрости и духовного опыта, послужил другим во спасение. К нему из разных мест собралось 40 человек, жаждущих благочестивой жизни. Общими усилиями братия построила большой храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Вокруг храма были сооружены келлии. Недалеко от Нуромского монастыря совершал свой подвиг преподобный Павел Обнорский (память 10 января), которого преподобный Сергий часто навещал для душеполезных бесед. Скончался преподобный Сергий 7 октября 1412 года. С 1546 года началось церковное почитание святого.

Преподобный Сергий Печерский, Послушливый. О жиз­ни се­го угод­ни­ка Бо­жия ни­че­го неиз­вест­но, да­же неиз­вест­но вре­мя его жиз­ни; ду­ма­ют, что он жил в XII–XIII ве­ках.

Имя «по­слуш­ли­вый», с ко­то­рым пре­по­доб­ный Сер­гей по­чи­ва­ет в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре, сво­им на­име­но­ва­ни­ем по­ка­зы­ва­ет от­ли­чи­тель­ные по­дви­ги сво­е­го жи­тия: от­ре­че­ние от сво­ей во­ли и со­вер­шен­ное по­слу­ша­ние на­сто­я­те­лю.

По­слу­ша­ние – ве­ли­кое де­ло в хри­сти­ан­ской жиз­ни, по­двиг, про­слав­ля­е­мый Гос­по­дом. С недав­не­го вре­ме­ни ста­ли и у нас го­во­рить, как го­во­ри­ла несчаст­ная Ре­фор­ма­ция, что «в ва­ше вре­мя по­кор­ность чу­жой во­ле – де­ло лиш­нее, ныне каж­дый сам в со­сто­я­нии из­би­рать луч­шее». Но то­му ли учит нас От­кро­ве­ние Бо­жие? Не го­во­рит ли оно, что са­мо­во­лие – са­мое опас­ное де­ло, де­ло, гу­бив­шее не толь­ко лю­дей, но и ду­хов, бо­лее силь­ных, чем лю­ди? О! Да из­ба­вит Гос­подь каж­дую хри­сти­ан­скую ду­шу от мыс­лей и дел са­та­ны! Как со­вер­ша­ет­ся в ду­ше спа­си­тель­ное пре­об­ра­зо­ва­ние бла­жен­ным по­слу­ша­ни­ем? Са­мо­лю­бие – са­мое страш­ное зло в ду­ше на­шей: все гре­хи – от­рас­ли его. По­слу­ша­ние – бич са­мо­лю­бию. По ме­ре от­вер­же­ния сво­ей во­ли и пре­дан­но­сти во­ле Бо­жи­ей са­мо­лю­бие стес­ня­ет­ся, ослаб­ля­ет­ся, по­дав­ля­ет­ся в ду­ше. Бо­лез­нен­но это стес­не­ние са­мо­лю­бия по­слу­ша­ни­ем: гор­дость воз­му­ща­ет­ся про­тив чу­жой во­ли и хо­чет от­ста­и­вать свою во­лю. Но чем ме­нее ща­дит се­бя по­слуш­ли­вый, тем бо­лее одер­жи­ва­ет по­бед над гос­под­ству­ю­щим злом ду­ши. В по­слуш­ли­вом вме­сто люб­ви к се­бе раз­ви­ва­ет­ся и крепнет лю­бовь к Гос­по­ду: для ко­го, как не для Гос­по­да, от­ре­ка­ет­ся он от сво­ей во­ли? Так би­че­вал са­мо­лю­бие по­слу­ша­ни­ем во всю свою жизнь и по­чил свя­тым ра­бом Бо­жи­им Сер­гий Пе­чер­ский, и по­чи­ва­ет нетлен­ным!

Па­мять его об­щая с пре­по­доб­ны­ми Ближ­них пе­щер, и осо­бен­но – 7/20 ок­тяб­ря. В ру­ко­пис­ных свят­цах пре­по­доб­ный Сер­гий на­зы­ва­ет­ся пост­ни­ком. В ка­ноне пре­по­доб­ным Пе­чер­ским Ближ­них пе­щер Сер­гей ве­ли­ча­ет­ся «еди­но­нрав­ным Нек­та­рию по­слуш­ли­во­му». «Нек­та­рие по­слуш­ли­ве с Сер­ги­ем, те­бе еди­но­нрав­ным, яко пре­дав­ший ду­ши своя под иго по­слу­ша­ния Хри­сто­ва, пре­кло­ни­те мо­лит­вою сво­ею на­ше непо­кор­ство под ярем по­слуш­ли­во­го Иису­са, во еже усерд­но ис­пол­ня­ти ве­ле­ния Его» (песнь 6).

Мартиниан Белозерский (1370 - 1483), преподобный.
Память 12 января, 7 октября и в Соборе Радонежских святых
В миру Михаил, родился в 1370 году в деревне Березники, недалеко от Кириллова монастыря. В тринадцать лет он оставил своих родителей и тайно пришел к преподобному Кириллу Белозерскому, о котором ему много рассказывали как о великом подвижнике. Юный Мартиниан стал ревностно подражать своему учителю, у которого пребывал в совершенном послушании. В монастыре он обучился грамоте и, по благословению преподобного, занимался переписыванием книг. Со временем Мартиниан был посвящен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. После смерти преподобного Кирилла (+ 1427) блаженный Мартиниан удалился для безмолвия на безлюдный остров, расположенный на озере Воже. Постепенно вокруг него собралось несколько иноков. Преподобный Мартиниан построил для них храм Преображения Господня и ввел общежительный устав. Уступая настойчивым просьбам братии Ферапонтова монастыря, он согласился стать игуменом этой обители и привел ее в цветущее состояние.

Преподобный Мартиниан оказал духовную поддержку великому князю Василию Васильевичу Темному в трудное для него время, когда на московский престол неправедно претендовал его двоюродный брат Димитрий Шемяка. Он всегда был поборником правды и справедливости. Позже, по настоянию великого князя, преподобный принял на себя управление обителью преподобного Сергия Радонежского.

После известия об отравлении Дмитрия Шемяки в июле 1453 года, отношения между Василием Темным и его духовником начинают охлаждаться (возможно Мартиниан осудил злодеяние и назначил Василию строгую епитимью). Одним из свидетельств этого является то, что великий князь в своих грамотах перестает называть троицкого игумена по имени. [1]

В 1455 году преподобный Мартиниан снова вернулся в Ферапонтов монастырь. Последние годы жизни он тяжело болел, не мог ходить, и братия носила его в храм. Скончался преподобный в 1483 году. Мощи его были обретены в 1514 году, память обретения совершается 7 октября.

Пелагия Тарсийская (+ 287/290), мученица.
Мученица Пелагия Тарсийская, дева. Родилась в Тарсе в Малой Азии от знатных родителей — язычников. Отличалась она необыкновенной красотой и блестящим образованием. Император Диоклетиан (284-305) хотел женить на Пелагее своего усыновленного наследника, но она, уверовав во Христа, пожелала посвятить Ему свою жизнь и отказала в своей руке царскому наследнику. Приняв крещение, Пелагея решила посвятить верой Христовой и свою мать-язычницу, но та упорствовала и в злобе привела дочь к отвергнутому ею жениху и отдала ее ему в руки. Жених же, зная, что Пелагея не откажется от христианской веры и что ее будут пытать, как и других христиан, от великой скорби покончил с собой.

Это еще более озлобило мать Пелагеи, и она отвела ее к Диоклетиану на суд. Увидев Пелагею, царь сам пленился ее красотой и захотел на ней жениться. «У меня жених — Христос, за которого я готова умереть», — отвечала Пелагея. Тогда царь приказал отдать святую деву на мучения. После страшных истязаний Пелагею ввергли в раскаленного медного быка, где она и предала Богу душу в 287 или 290 году.

Священномученик Полихроний, пресвитер
Святой мученик Полихроний пресвитер - сын земледельца. Был воспитан в любви к труду и в христианском благочести Достигнув совершеннолетия, Полихроний ушел из родительского дома в Константинополь и стал трудиться на одном из богатых виноградников. Хозяин виноградника удивлялся трудолюбию и подвижнической жизни юноши. За хорошую работу святой получил много денег, на которые построил храм. Вскоре и он был посвящен в сан пресвитера. По преданию, святой Полихроний участвовал в деяниях I Вселенского Собора. Он был убит еретиками (арианами) в алтаре храма (IV в.).

Святые мученики Иулиан пресвитер и Кесарий диакон пострадали за Христа в I веке. В итальянском городе Терракинии святой Кесарий был посажен в темницу за оскорбление языческих богов. Затем его, связанного, повели к храму Аполлона, но при его приближении капище рухнуло, умертвив жрецов и множество народа. В это время идолослужители схватили христианского священника Иулиана. По приказу императора святых мучеников бросили в море, но тела их всплыли, и христиане погребли страдальцев. Мощи святого Кесария находятся в Риме.

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была написана неким иеромонахом Арсением по образцу Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Образ, написанный «так, как приличествует и как подобает по отношению к Богу – добрыми и честными красками тщательно», был принесен в Печерскую обитель в игуменство преподобного Корнилия псковскими купцами Василием и Феодором около 1521 года.
Особенно прославилась икона в 1524 году многочисленными чудесными исцелениями, свидетелями которых стали жители Пскова и Великого Новгорода. Древняя летопись обители гласит: «Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходившим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеления».

В память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году, при царе Феодоре Иоанновиче святой образ был украшен жемчугом и каменьями – алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами.

За несколько дней до осады Пскова поляками Пресвятая Богородица чудесно явилась благочестивому старцу Дорофею, предупредила его относительно предстоящего бедствия, объяснив причину постигшего людей за их грехи несчастья и указав пути выхода из него. Тогда архиепископом был вызван игумен Псково-Печерского монастыря Тихон с Печерскими иконами «Успения» и «Умиления», чтобы совершать молебны на местах, указанных Самою Богородицею во время Своего явления. Враг, в течение пяти месяцев тридцать раз штурмовавший Псковский кремль, отступил, так и не взяв города.

В воспоминание этого события чудотворную икону Божией Матери «Умиление» ежегодно в седьмую Неделю по Пасхе носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков «ко святой и великой соборной апостольской церкви Пресвятой и Животворящей. Нераздельней Троицы – чтобы не забывали грядущие роды победу над врагом, благодаря той чудотворной иконе, – во граде Пскове».

С давних времен Псково-Печерский монастырь славится крестными ходами. В монастырской летописи есть даже отдельная глава: «Уложение о чине и обычае – как ходить с иконами Пречистой Богородицы и с честными крестами из Печерской обители во град Псков», написанное по поводу установления крестного хода в седьмую Неделю по Пасхе, который совершался ежегодно с 1601 по 1918 год. В 1997 году традиция этого крестного хода была возобновлена, только теперь икону носят внутри обители – из Успенского в Михайловский храм и обратно. Такой же крестный ход совершается и осенью, 7/20 октября, на празднование Псково-Печерской иконе Пресвятой Богородицы «Умиление».

24 июля 2000 года, в праздник святой равноапостольной княгини Ольги чудотворный образ Божией Матери снова был принесен в Псков для участия в праздничном крестном ходе древнего города.

Ныне в главном приделе Успенского собора монастыря пребывают два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление».

Празднование иконе «Умиление» 7 октября установлено в память избавления Пскова от нашествия французских войск в 1812 году. Также празднования чудотворной иконе совершаются 21 мая, 23 июня и 26 августа.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites