Патриарх Алексий о чипизации и о борьбе с ней

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий ll.

Патриарх Алексий о чипизации и о борьбе с ней


1. На сессии ПАСЕ, Страсбург, 2 октября 2007 г.

http://www.pravoslavie.ru/news/24205.htm

2. На открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24 июня 2008




Комментарии (3)

Всего: 3 комментария
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 05.10.2018 20:31
  
-4
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года

24 июня 2008 г. 12:00
Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, возлюбленные о Господе собратья архипастыри — участники настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви!

Вновь Господь по милости Своей собрал нас воедино, позволяя нам оглянуться и обозреть жизнь Церкви за последние четыре года и определить, что предстоит нам с помощью Божией сделать в будущем.

Особенно радостно нам отметить, что в минувшем году Господь исполнил одно из самых сокровенных наших чаяний — восстановление единства и канонического общения с Русской Церковью Заграницей. Посему мне весьма радостно приветствовать владыку митрополита Илариона — Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей и Ее архипастырей, которые впервые после подписания в прошлом году Акта о каноническом общении примут участие в работе Архиерейского Собора Единой Поместной Церкви.

Говоря о жизни Церкви в межсоборный период, Мы можем отметить, что последние годы ознаменованы дальнейшим развитием епархиальной и приходской жизни, строительством храмов, социальным служением и миссионерской деятельностью, просветительскими трудами и церковным возделыванием православной нивы. Особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения, укреплению семьи, сохранению духовного наследия, православному творчеству, диалогу Церкви с государством и обществом — деятелями науки, образования, искусства, созиданию мира и согласия.

В то же время надо осознавать, что современное секулярное сознание, ориентированное на идеалы общества потребления с его жаждой удовлетворения подчас низменных страстей и инстинктов, уверовавшее в тотальную власть денег, культ материального благосостояния и возделывающее в себе «похоть плоти, гордость очей и гордость житейскую» (1 Ин. 2, 16), сопротивляется принятию Христовой истины, отвергает Евангельское Откровение. Оно противопоставляет христианскому учению о свободе и достоинстве личности свое обмирщенное понимание «прав» и «свобод» человека. Однако такое понимание, оправдывающее в человеке проявления его греховности и прикрывающееся защитой либеральных свобод, таит в себе опасность разрыва с нравственными законами и придает вид легитимности нарушению евангельских заповедей.

Церковь должна быть готова ответить на этот вызов, исполнить слово Христа: «Идите, научите все народы (…) соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Именно поэтому столь важным становится проповедь Церкви, обращенная к миру, стяжание всеми ее чадами духа апостольства и ревности свидетельства об Истине. Это требует высокого профессионального богословского и культурного уровня миссионерских, образовательных, катехизаторских, просветительских программ. И для осуществления этого у Церкви накоплен огромный человеческий и интеллектуальный потенциал: за минувшие годы в добром соработничестве клира и паствы, людей церковных и светских немало было сделано, Богу содействующу, для возрождения Православия в наших странах. Но самым главным в проповеди Слова Божия остаются наша вера, наше личное благочестие, наши дела. Именно это делает нас «солью земли» (Мф. 5, 13). Именно это делает нас «светом мира» (Мф. 5, 14), той свечой, зажегши которую, по слову Евангелия, «не ставят под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем» (Мф. 5, 15). Потрудимся же со тщанием «в единомыслии и мире» (1 Кор.13, 11), уповая на Божественную благодать, всегда «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую».

Надо помнить и укрепляться мыслью о том, что Церковь всегда справлялась и с внутренними нестроениями, шатаниями, привнесенными людьми не до конца воцерковленными и просвещенными, проявляющими «ревность не по разуму», подчас изолирующими себя от жизни Церкви, Глава Которой — Христос. О таких, в гордыне противопоставляющих себя Матери Церкви, сеющих вокруг себя эсхатологическую панику, сказал еще Апостол Иоанн: «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2, 19).

Мы надеемся, что при всесильной помощи Божией деяния нашего Освященного Архиерейского Собора явятся ценным вкладом в наши труды по дальнейшему устроению церковной жизни. Призываю всех вас, дорогие о Господе собратья, принять самое деятельное участие в работе Собора и тем самым содействовать его успешному проведению во славу Божию и на благо нашей Святой Православной Церкви.
На открывающемся ныне Соборе нам предстоит трудиться, отвечая на вопросы поставленные сегодня временем. Это важнейшие темы: укрепление единства Церкви и противостояние пагубным разделениям, вопросы достоинства человеческой личности в контексте глобализации и при попытках навязывания секулярного понимания прав человека, выработка и принятие положения о церковном суде, развитие информационной деятельности Церкви. Все это должно получить выражение в итоговых документах Собора.

Дорогие Преосвященные архипастыри! «Имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2, 2), да явим на настоящем Соборе всему внешнему миру наше единство. Только единодушно рассудив (Деян. 15, 25), сможем мы принять ряд итоговых документов, которые послужат к славе церковной и во благо народа Божия. Только от достоверности нашего пастырского слова, обращенного к многомиллионной православной пастве, во многом зависит будущее Церкви и нравственный климат в обществе.

Надеемся, что Всещедрый Господь укрепит всех нас в совершении предстоящих деяний. Да почиет на нас «Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11, 2).

Архиерейский собор 2008 года объявляю открытым.

Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 05.10.2018 20:33
  
-4
ВЫСТУПЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II НА ОЧЕРЕДНОЙ СЕССИИ ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ СОВЕТА ЕВРОПЫ

Страсбург, 2 октября 2007 г.

Уважаемый господин председатель!

Уважаемые члены Парламентской ассамблеи!

Благодарю за приглашение обратиться к столь высокому собранию, переданное мне от вашего имени председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы господином Рене ван дер Линденом. С большой радостью пользуюсь сегодня возможностью донести до парламентариев стран-членов Совета Европы наше видение прошлого, настоящего и будущего Европейского континента – нашего общего дома.

В последнее время Совет Европы предпринял новые, беспрецедентные шаги по налаживанию взаимодействия с религиозными общинами. Мы видим в этом долгожданный ответ на призывы к диалогу, неоднократно звучавшие со стороны религиозных лидеров.

Одной из важных тем такого диалога могла бы быть тема человека, ибо вокруг проблем антропологии возникают сегодня наиболее острые дискуссии и порой даже противостояние, связанное с различиями во взглядах на этот предмет между религиозными традициями и светским гуманизмом.

Европейский континент испытал влияние многих культур, которые представлены на нем и сейчас. Но именно в рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека и об условиях его реализации. Христианство научило все европейские народы, что человек создан по образу и подобию Божию. Но одновременно оно всегда подчеркивало, что только, если человек будет следовать путем нравственной жизни, то станет другом Божиим (Ин. 15, 15), и обретет свободу (Ин.8, 32).

Это послание не только ставит человека на большую ценностную высоту, но говорит и об условиях пребывания на этой высоте. Человек легко склоняется к плохим поступкам, а значит, отвергает свое достоинство, если постоянно не заботится о возделывании собственных мыслей и чувств. Как раз, направление этих трудов задают нравственные нормы, которые служат ориентиром для определения допустимого и недопустимого в человеческой жизни. Христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и общественной жизни.

Любой честный исследователь истории Европы засвидетельствует, что благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека, важнейшая политическая идея Европы, возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности и составляли с ней своеобразный тандем.

Однако сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека. В связи с этим хотел бы напомнить всем нам о том, что в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод включено упоминание нравственности, с которой должна считаться правозащитная деятельность. Убежден: создатели данной конвенции включили в ее текст нравственность не как туманное понятие, а как вполне определенный элемент всей системы прав человека.

Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со свободой. Нравственность представляет собой свободу в действии. Это свобода, уже реализованная в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы самой личности или всего общества. Мораль обеспечивает жизнеспособность и развитие общества и его единство, достижение которого является одной из целей Европейской конвенции о защите прав человека. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие европейского человека и привести народы континента к черте, за которой – потеря европейскими народами своей духовной и культурной идентичности, а значит и самостоятельного места в истории.

Одновременно я уверен: никакое государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека. Быть моральным или аморальным – это, в конце концов, – следствие свободного выбора личности. Однако в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан. Поэтому они должны направлять свои усилия через средства массовой информации, систему социальных и общественных институтов, систему образования на воспроизводство нравственных идеалов, связанных с духовной и культурной традицией европейских народов.

Убежден, что для сохранения европейской культурной идентичности, особенно в ее соприкосновении с иными культурными и цивилизационными стандартами, чрезвычайно важно сохранить нравственное измерение, которое одухотворяет и облагораживает жизнь европейцев. Или по крайней мере с опорой на государственные институты не следует ни пропагандировать, ни поощрять все то, что ослабляет или разрушает моральные устои общества.

Отказ от моральной оценки действий человека, власти и народа делает многие общественные проблемы неразрешимыми. Так, в России, в других странах СНГ, как и в ряде стран Европы – не только на Востоке, но и на Западе - растет пропасть между богатыми и бедными, нивелируется понятие о социальной справедливости. Наша Церковь неоднократно инициировала в России обсуждение нищенского положения миллионов честных тружеников, с которым соседствует невиданная роскошь и расточительство единиц. Отрадно, что сегодня эта инициатива поддержана многими общественными и политическими силами. Мы видим, что в стране укрепляются предпосылки к принятию соответствующих решений в социальной и экономической сферах.

Впрочем, даже самая совершенная правовая и социальная система не может в полной мере ограничить жажду обогащения одних в ущерб другим. Милосердие не возникает там, где люди не чувствуют своей ответственности за сограждан. Оно – результат воспитания, в том числе и в духе традиционной христианской нравственности.

Традиционные моральные принципы – это еще и основа для интеграции многокультурного общества, коим является современная Европа. Это хорошо показал в частности, Всемирный саммит религиозных лидеров, прошедший в Москве в июле прошлого года. Участники форума - представители христианства, ислама, иудаизма, буддизма, синтоизма, индуизма из 49 стран мира - выразили свою общую обеспокоенность деградацией морального состояния человечества.

Именно на основе традиционной нравственности, уважения к социальным моделям и образу жизни друг друга сосуществовали различные религиозные традиции в России, не знавшей религиозных войн. И сейчас наша Церковь продолжает укреплять межрелигиозный мир, выстроив эффективный диалог и сотрудничество с иными традиционными религиозными общинами как России, так и других стран СНГ.

Как все мы знаем, сегодня в Европе и мире велика угроза экстремизма и терроризма, в том числе прикрывающегося религиозными лозунгами. И питательной почвой для этой разрушительной силы является религиозная безграмотность, нравственная скудость. Вот почему я убежден: подрастающее поколение должно иметь возможность по свободному выбору углубленно изучать в общедоступной школе свою религиозную традицию. Необходимы базовые знания и о других традициях, ибо это создает основу для мирной совместной жизни.

Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть, что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком – не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов.

Русская Православная Церковь отдает себе отчет в том, что в Европе и в мире существуют другие религиозные мировоззрения. И мы готовы к диалогу с их приверженцами, равно как и с представителями секулярного взгляда на жизнь. Одновременно мы убеждены, что ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование в том числе и в публичной сфере. Для того, чтобы избежать возможных столкновений различных мировоззрений и нужен серьезный межкультурный диалог при самом активном участии представителей традиционных религий и секулярного мира. Полагаю, что одной из площадок такого диалога должен быть Совет Европы, имеющий потенциал и опыт проведения мировоззренческого диалога о европейских ценностях.

2 октября 2007 г.
  
#3 | Андрей Рыбак »» | 19.11.2018 21:49
  
-6
Документальный фильм «Путь патриарха. Памяти Алексия II» был показан по телевидению 5 декабря 2009 года, в день, когда исполнился год со дня кончины Предстоятеля Русской Церкви.

Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites