2 сентября. Святого пророка Самуила. Мучеников Севи́ра и Ме́мнона и с ними 37-ми мучеников

20 августа по старому стилю / 2 сентября по новому стилю
воскресенье
Неделя 14-я по Пятидесятнице. Глас 5-й.
Поста нет.

Прор. Самуила (XI в. до Р. Х.).
Мчч. Севи́ра и Ме́́мнона и с ними 37-ми мучеников (304). Собор Московских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 26 августа).
Сщмчч. Александра Малиновского, Льва Ершова, Владимира Четверина пресвитеров (1918); сщмч. Николая Бирюкова пресвитера (1919). Обре́тение мощей сщмч. Гермогена, еп. Тобольского (2005).
Иконы Божией Матери, именуемой «Прибавление ума» (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 15 августа).

Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – 2 Кор., 170 зач., I, 21 – II, 4. Мф., 89 зач., XXII, 1–14.
Служба совершается по 2-й Марковой главе Типикона под 16 августа: «Аще случится попразднство Успения Пресвятыя Богородицы в Неделю, кроме праздника Нерукотвореннаго Образа».
После литургии совершается молебен о сохранении творения Божия.

Празднование иконы Божией Матери, именуемой «Прибавление ума», внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 20 декабря 2016 года.
13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил чин молебного пения о сохранении творения Божия (см. в «Богослужебных указаниях»), который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви.

Тропарь и кондак воскресные 5-го гласа
Тропарь:
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на Крест,/ и смерть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным Воскресе́нием Свои́м.
Кондак:
Ко а́ду, Спа́се мой, соше́л еси́,/ и врата́ сокруши́вый я́ко всеси́лен,/ уме́рших я́ко Созда́тель совоскреси́л еси́,/ и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́,/ и Ада́м от кля́твы изба́влен бысть, Человеколю́бче;/ те́мже вси зове́м:// спаси́ нас, Го́споди.

Тропарь и кондак Успения Пресвятой Богородицы
Тропарь праздника, глас 1:
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́,/ Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
Кондак праздника, глас 2:
В моли́твах Неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

Тропарь пророка Самуила, глас 2:
Проро́ка Твоего́ Саму́ила... (см. приложение 2) Ин тропарь пророка Самуила, глас 2: Дар многоче́стен дан бысть непл́одней утро́бе/ и принесе́н в же́ртву, я́ко всесожже́ние благоприя́тно, Го́сподеви своему́,/ послужи́в Тому́ в преподо́бии и пра́вде,/ тем тя почита́ем, проро́че Бо́жий Саму́иле,// я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.

Кондак пророка Самуила, глас 8:
́Яко многоче́стный дар, пре́жде зача́тия вдан Бо́гу,/ и измла́да Тому́, я́ко А́нгел, послужи́л еси́, всеблаже́нне,/ и сподо́бился еси́ предбу́дущая веща́ти.// Те́мже вопие́м ти: ра́дуйся, проро́че Бо́жий Саму́иле, архиере́ю вели́кий.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(2Кор.1:21–2, 4; Мф.22:1–14)
Царь устрояет брачный пир для своего сына, посылает за званными однажды, посылает дважды, нейдут из-за житейских забот: тот занялся хозяйством, тот торговлею. Сделано новое приглашение в других сферах, и брачная палата наполнилась возлежащими. Между ними оказался один, не одетый по-брачному, и потому извержен.
Смысл притчи ясен. Пир брачный – Царство Небесное; приглашение – проповедь Евангелия; отказавшиеся – совсем не уверовавшие; не одетый по-брачному – уверовавший, но не живший по вере. К какому разряду кто из нас относится, сам всякий разбери. Что мы званные, это ясно, но верующие ли? Ведь можно быть и среди верующих, под общим их именем, без веры. Иной совсем не думает о вере, словно нет ее; иной кое-что ведает о ней и из нее и доволен; иной криво толкует веру; иной совсем враждебно относится к ней, а все числятся в кругу христиан, хоть у них ровно ничего нет христианского.
Если ты веруешь, – разбери, сообразны ли с верою чувства твои, дела твои, – одеяние души, ради которых Бог видит тебя брачно или небрачно одетым. Можно знать веру хорошо и ревновать по ней, а в жизни работать страстям, одеваться, то есть, в срамную одежду души грехолюбивой. У таких на словах одно, а в сердце другое; на языке: «Господи, Господи!», а внутри: «имей мя отреченна» (Лк.14:19). Рассуждайте же о себе, в вере ли вы и в брачной ли вы одежде добродетелей, или в срамных рубищах грехов и страстей.


Святой пророк Самуил
Пророк Самуил был пятнадцатый и последний судия Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Родился испрошенный у Господа молитвами своей матери Анны (почему и получил имя Самуил, что значит «испрошенный») и еще до рождения был посвящен Богу. Когда мальчику исполнилось 3 года, мать пошла с ним в Силом и по обету отдала его в скинию на попечение первосвященника Илия, который в то же время был и судьей над народом Израильским. Пророк возрастал в страхе Божием, и уже в 12 лет ему было откровение о том, что Бог покарает весь дом первосвященника Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей.

Пророчество сбылось, когда филистимляне, убив 30000 израильтян (среди них были и сыновья первосвященника Офни и Финеес), одержали победу и взяли Ковчег Божий. Услышав об этом, первосвященник Илий упал с седалища навзничь у ворот и, сломав хребет, умер. Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошел в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: «Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий» (1 Цар. 4, 22).

По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. При нем Ковчег Божий был возвращен из плена самими филистимлянами, а после обращения израильтян к Богу они вернули себе и все города, которые взяли филистимляне. Состарившись, пророк Самуил поставил своих сыновей – Иоиля и Авию – судьями над Израилем, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был «как прочие народы» (1 Цар. 8, 20), потребовали у пророка Самуила поставить им царя. Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников. Оставляя должность судии, пророк Самуил спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. После обличения первого царя Саула в непослушании Богу, пророк Самуил помазал на царство святого Давида, который находил у него прибежище, спасаясь от преследований царя Саула. Пророк Самуил скончался, достигнув глубокой старости. Жизнь его описана в Библии (1 Цар.; Сир. 46, 16–23). В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.

Мученики Севир, Мемнон и с ними 37 мучеников пострадали в Филиппополе фракийском от императора Диоклитиана (284–305). За твердое и бесстрашное исповедание веры во Христа святого Севира строгали железными крючьями. Затем на пальцы его рук надели раскаленные перстни и опоясали раскаленным железным поясом. После этих мучений святого обезглавили. Когда правитель узнал, что мученик Севир обратил ко Христу сотника Мемнона, то повелел и его предать истязаниям. Мученика Мемнона растянули и вырезали из кожи на его спине 3 ремня. Вместе с ним пострадали еще 37 мучеников. Всем им отрубили руки и ноги и бросили в горящую печь (304 год).

Священномученик Александр Малиновский, пресвитер. Икона написана сестрами Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга Сайт монастыря: Сестры.ру
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр Ма­ли­нов­ский ро­дил­ся 12 ап­ре­ля 1892 го­да в го­ро­де Пет­ров­ске Са­ра­тов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Ма­ли­нов­ско­го. Дед его так­же был свя­щен­но­слу­жи­те­лем. Алек­сандр по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в го­род­ском двух­класс­ном учи­ли­ще, а по­сле пе­ре­ез­да се­мьи в го­род Вольск про­дол­жил обу­че­ние в ду­хов­ном учи­ли­ще. По окон­ча­нии его он по­сту­пил в Перм­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. В это вре­мя он по­зна­ко­мил­ся с до­че­рью свя­щен­ни­ка Ди­мит­рия Алек­сан­дро­ви­ча За­топ­ля­е­ва Ве­рой; они по­же­ни­лись. У от­ца Алек­сандра и ма­туш­ки Ве­ры ро­ди­лось два сы­на: Ми­ха­ил и Ва­ле­ри­ан.
В 1913 го­ду Алек­сандр Ива­но­вич за­кон­чил се­ми­на­рию по пер­во­му раз­ря­ду и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Ука­зом Прео­свя­щен­но­го Пал­ла­дия, епи­ско­па Перм­ско­го и Со­ли­кам­ско­го, он был на­зна­чен для слу­же­ния в Спа­со-Пре­об­ра­жен­скую цер­ковь се­ла Га­мо­ва Перм­ско­го уез­да. Вме­сте с ис­пол­не­ни­ем сво­их пас­тыр­ских обя­зан­но­стей ба­тюш­ка на­чал за­ве­до­вать Га­мов­ской и Ко­ста­рев­ской цер­ков­но-при­ход­ски­ми шко­ла­ми, од­новре­мен­но пре­по­да­вая в шко­ле се­ла Га­мо­ва За­кон Бо­жий. В 1915 го­ду он был так­же за­ко­но­учи­те­лем в Осен­цов­ском зем­ском на­род­ном учи­ли­ще Верхне-Мул­лин­ско­го при­хо­да.
Став пред­се­да­те­лем цер­ков­но-при­ход­ско­го по­пе­чи­тель­ства и об­ще­ства «Трез­ве­ние», отец Алек­сандр на­чал ак­тив­ную борь­бу с рас­про­стра­нен­ным в се­ле неду­гом – пьян­ством. За свою де­я­тель­ность на этом по­при­ще он был на­граж­ден в 1914 го­ду на­бед­рен­ни­ком.
В го­ды пер­вой ми­ро­вой вой­ны мо­ло­дой рев­ност­ный свя­щен­ник ста­рал­ся по­мо­гать фрон­ту де­неж­ны­ми сред­ства­ми. «Весь­ма ра­чи­те­лен в изыс­ка­нии средств и сбо­ре по­жерт­во­ва­ний на во­ен­ные нуж­ды», – го­во­ри­лось в его по­служ­ном спис­ке за 1915 год . Его тру­ды не оста­лись неза­ме­чен­ны­ми свя­щен­но­на­ча­ли­ем: в 1915 го­ду ко дню Свя­той Пас­хи «за при­ход­ское бла­го­устрой­ство» он по­лу­чил еще од­ну на­гра­ду – ску­фью, а в 1916 го­ду удо­сто­ил­ся Ар­хи­пас­тыр­ско­го бла­го­сло­ве­ния. Он об­ла­дал весь­ма пред­ста­ви­тель­ной внеш­но­стью: вы­со­кий ро­стом, креп­ко­го те­ло­сло­же­ния, с бла­го­род­ны­ми чер­та­ми ли­ца и пыш­ны­ми, вью­щи­ми­ся во­ло­са­ми, об­рам­ляв­ши­ми вы­со­кий лоб. Бу­дучи хо­ро­шим про­по­вед­ни­ком, он на­став­лял и под­дер­жи­вал в то труд­ное пред­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя не толь­ко при­хо­жан сво­е­го хра­ма, но и жи­те­лей Пер­ми, неред­ко про­из­но­ся про­по­ве­ди в ча­совне свя­ти­те­ля Сте­фа­на. «За усерд­ное про­по­ве­до­ва­ние Сло­ва Бо­жия в ча­совне бр[ат­ства] Св[ято­го] Сте­фа­на» слу­ша­те­ля­ми бы­ли под­не­се­ны ему два свя­щен­ни­че­ских об­ла­че­ния и ря­са. «По­ве­де­ния от­лич­но­го; в про­по­ве­до­ва­нии сло­ва Бо­жия усер­ден и ис­пра­вен; ка­те­хи­за­цию по про­грам­мам ве­дет неопу­сти­тель­но», – го­во­ри­лось в его по­служ­ном спис­ке.
В сен­тяб­ре 1916 го­да отец Алек­сандр по­сту­пил в Ка­зан­скую ду­хов­ную ака­де­мию. В 1917 го­ду, со­глас­но соб­ствен­но­му про­ше­нию, он был пе­ре­ве­ден для слу­же­ния к Вве­ден­ской церк­ви се­ла Верх-Сук­сун­ско­го Крас­но­у­фим­ско­го уез­да.
Здесь его и за­ста­ли ре­во­лю­ци­он­ные со­бы­тия.
Ле­том 1918 го­да в Крас­но­у­фим­ском уез­де на­ча­лись мас­со­вые кре­стьян­ские вол­не­ния, охва­тив­шие мно­же­ство во­ло­стей. Это бы­ло тре­вож­ное, страш­ное вре­мя для от­ца Алек­сандра Ма­ли­нов­ско­го: бои шли по­чти у са­мо­го Верх-Сук­сун­ско­го, где он то­гда слу­жил.
По­сле по­дав­ле­ния вос­ста­ний по все­му Крас­но­у­фим­ско­му уез­ду про­шли рас­пра­вы. Од­на­ко отец Алек­сандр, 26-лет­ний свя­щен­ник, и в то слож­ное вре­мя про­дол­жал без­бо­яз­нен­но про­по­ве­до­вать в хра­ме. Со­хра­ни­лись за­пи­си фраг­мен­тов од­ной из его про­по­ве­дей, в ко­то­рой он при­зы­вал не до­пус­кать раз­граб­ле­ния церк­ви боль­ше­ви­ка­ми. «Ми­ряне, – го­во­рил отец Алек­сандр с ам­во­на, – зна­е­те ли вы, что де­ла­ет­ся сей­час в Пет­ро­гра­де и Москве? Там боль­ше­ви­ки в церк­вах и со­бо­рах ста­вят ло­ша­дей, ру­га­ют­ся над ве­рой пра­во­слав­ной. Пра­во­слав­ные! Не до­пу­стим над­ру­га­тель­ства над на­шей свя­ты­ней, по­сто­им за ве­ру пра­во­слав­ную. Ско­ро опять нач­нет­ся вой­на, вновь за­тре­щат пу­ле­ме­ты, за­гре­мят пуш­ки, не до­пу­стим ко­щун­ства над пра­во­слав­ной ве­рой!».
По до­но­су двух во­лост­ных ми­ли­ци­о­не­ров, слы­шав­ших его про­по­ве­ди о бес­чин­ствах боль­ше­ви­ков, отец Алек­сандр был аре­сто­ван. Про­изо­шло это при сле­ду­ю­щих об­сто­я­тель­ствах. Из Крас­но­у­фим­ска в се­ло Верх-Сук­сун­ское был на­прав­лен от­ряд крас­но­ар­мей­цев. Ве­ру­ю­щие, еще из­да­ли за­ме­тив их, уда­ри­ли в на­бат. Отец Алек­сандр на­хо­дил­ся в то вре­мя в церк­ви, его за­кры­ли, по­ве­сив сна­ру­жи на две­рях за­мок. Подъ­е­хав к хра­му, ко­ман­дир от­ря­да с тру­дом про­шел сквозь тол­пу к цер­ков­ным две­рям, взло­мал за­мок и во­шел внутрь, рас­тал­ки­вая устре­мив­ших­ся за ним при­хо­жан. Отец Алек­сандр сто­ял в ал­та­ре с кре­стом в ру­ках, воз­но­ся в по­след­ний раз мо­лит­вы пред пре­сто­лом Бо­жи­им. Бла­го­сло­вив свою паст­ву, он по­шел к вы­хо­ду...
При­хо­жане за­пол­ни­ли всю пло­щадь, не да­вая крас­но­ар­мей­цам прой­ти и не от­пус­кая ба­тюш­ку. Но при­кла­да­ми вин­то­вок тол­пу от­тес­ни­ли, а от­ца Алек­сандра по­са­ди­ли на под­во­ду и по­вез­ли в Крас­но­у­фимск. По вос­по­ми­на­ни­ям оче­вид­цев, мно­гие из при­хо­жан еще дол­го бе­жа­ли за уда­ляв­ши­ми­ся под­во­да­ми.
От­ца Алек­сандра по­вез­ли в Крас­но­у­фим­скую уезд­ную тюрь­му; по до­ро­ге крас­но­ар­мей­цы аре­сто­ва­ли в го­род­ском хра­ме от­ца Льва Ер­шо­ва. В тюрь­ме их по­ме­сти­ли в од­ну ка­ме­ру.
В ночь на 2 сен­тяб­ря свя­щен­ни­ки бы­ли свя­за­ны друг с дру­гом ко­лю­чей про­во­ло­кой и, по сви­де­тель­ству их со­ка­мер­ни­ка, рас­стре­ля­ны «за го­ро­дом в так на­зы­ва­е­мом Хо­лод­ном ло­гу».
Вско­ре по­сле этих со­бы­тий в Крас­но­у­фимск всту­пи­ли ча­сти Бе­лой ар­мии. Те­ла двух уби­ен­ных иере­ев и дру­гих жертв крас­но­го тер­ро­ра бы­ли об­на­ру­же­ны в ле­су, за Ин­но­кен­тьев­ским го­род­ским клад­би­щем. 24 сен­тяб­ря невин­ные стра­даль­цы бы­ли с че­стью от­пе­ты в Свя­то-Тро­иц­ком со­бо­ре Крас­но­у­фим­ска и по­гре­бе­ны в цер­ков­ной огра­де со­бо­ра, ря­дом с мо­ги­лой про­то­и­е­рея Алек­сия Буд­ри­на, так­же при­няв­ше­го му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от рук крас­ных.
В 1935 го­ду Свя­то-Тро­иц­кий со­бор был за­крыт, мо­ги­лы по­гиб­ших свя­щен­но­слу­жи­те­лей сров­ня­ли с зем­лей, а поз­же на их ме­сте был устро­ен ав­то­дром.
В 2000 го­ду ре­ше­ни­ем Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви иерей Алек­сандр Ма­ли­нов­ский был про­слав­лен в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских от Перм­ской епар­хии, а 21 июля 2002 го­да, в день Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­сле празд­нич­ной Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии и Крест­но­го хо­да бы­ли об­ре­те­ны чест­ные мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ков.
От­кры­лась кир­пич­ная клад­ка скле­па, был об­на­ру­жен ши­ро­кий гроб, в ко­то­ром по­ко­и­лись остан­ки двух свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка Алек­сандра на­хо­ди­лись у юж­ной сте­ны скле­па. Свя­щен­ник был об­ла­чен в ри­зу из пар­чи с мед­ны­ми ни­тя­ми, укра­шен­ную ор­на­мен­том из ши­тья и би­се­ра и мед­ны­ми ажур­ны­ми пу­го­ви­ца­ми. В гро­бу бы­ли най­де­ны Еван­ге­лие с изо­бра­же­ни­ем на мед­ной на­клад­ке Гос­по­да Иису­са Хри­ста и свя­тых еван­ге­ли­стов, а так­же два кре­ста: на­перс­ный и на­пре­столь­ный брон­зо­вый. Го­ло­ва свя­щен­но­му­че­ни­ка бы­ла по­кры­та по­кров­цом. Со­хра­ни­лись пря­ди вью­щих­ся длин­ных во­лос, ча­стич­но – ко­жа и мыш­цы. Го­ло­ва от­ца Алек­сандра бы­ла на­кло­не­на к пра­во­му пле­чу, под ле­вой глаз­ни­цей зи­я­ло пуле­вое от­вер­стие. Шей­ные по­звон­ки бы­ли по­вре­жде­ны, ле­вая бед­рен­ная кость сло­ма­на – ви­ди­мо, ба­тюш­ку под­вер­га­ли пе­ред убий­ством из­би­е­ни­ям. По остан­кам уда­лось точ­но уста­но­вить рост от­ца Алек­сандра – 1 метр 90 сан­ти­мет­ров.
Рас­коп­ки про­из­во­ди­лись под пе­ние ака­фи­стов; по сви­де­тель­ству оче­вид­цев, неко­то­рые из при­сут­ство­вав­ших ощу­ща­ли бла­го­уха­ние.
30 июля 2002 го­да остан­ки свя­щен­но­му­че­ни­ков бы­ли от­прав­ле­ны на экс­пер­ти­зу в Об­ласт­ное бю­ро су­деб­но-ме­ди­цин­ской экс­пер­ти­зы Ека­те­рин­бур­га, где бы­ло со­став­ле­но по­дроб­ное за­клю­че­ние. В част­но­сти, иден­ти­фи­ка­ци­он­ным ис­сле­до­ва­ни­ем бы­ло уста­нов­ле­но порт­рет­ное сход­ство меж­ду при­жиз­нен­ным изо­бра­же­ни­ем от­ца Алек­сандра и его чест­ны­ми мо­ща­ми. Из че­ре­па но­во­му­че­ни­ка бы­ла из­вле­че­на ре­воль­вер­ная пу­ля ка­либ­ра 7,62 мил­ли­мет­ра си­сте­мы «На­ган». В хо­де экс­пер­ти­зы был об­на­ру­жен на­тель­ный мед­ный по­зо­ло­чен­ный кре­стик с над­пи­сью: «Вер­хо­тур».
5 де­каб­ря 2002 го­да мо­щи от­ца Льва и от­ца Алек­сандра бы­ли пе­ре­не­се­ны для по­кло­не­ния в Свя­то-Тро­иц­кий со­бор го­ро­да Крас­но­у­фим­ска.

Ермоген (Долганёв) (1858 - 1918), епископ Тобольский и Сибирский, священномученик Память 16 июня в день кончины, 20 августа (обретение мощей), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Московских, Одесских и Саратовских святых

В миру Долганёв Георгий Ефремович, родился 25 апреля 1858 года, в местечке Новая Одесса Херсонского уезда одноименной губернии. Сын единоверческого протоиерея Ефрема Павловича Долганёва (впоследствии архимандрита Иннокентия), брат протоиерея священномученика Ефрема Долганёва. Поступил в Николаевское мореходное училище, но вскоре был определен отцом в Одесское духовное училище, по окончании которого начал учебу в Одесской духовной семинарии. Затем покинул семинарию, избрав светское образование. Поступил в Новороссийский университет в Одессе, однако вскоре был отчислен как бывший семинарист. Сдал экзамены на аттестат зрелости при гимназии города Ананьева для поступления вновь в Новороссийский университет. Обучался на историко-филологическом, физико-математическом и юридическом факультетах. Посещал медицинский факультет Женевского университета. Неоднократно прерывал обучение, устраивался на службу, пытался заниматься хлебопашеством, путешествовал. В состоянии душевного кризиса подверг себя самооскоплению.

Большое влияние на жизненный выбор Георгия Долганёва оказал Одесский архиепископ Никанор (Бровкович), посоветовавший ему завершить обучение в университете и поступить в духовную академию. В 1889 году Георгий был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. Учеба в академии давалась с трудом. На 1-е место он ставил не академические науки, а духовное самовоспитание. В годы обучения называл своими духовными наставниками митрополита Исидора (Никольского) и Афонского иеросхимонаха Евгения.

1 декабря 1890 года, во время обучения на 2-м курсе академии, был пострижен в монашество с в честь мученика Ермогена Александрийского.

2 декабря 1890 года был рукоположен во иеродиакона ректором академии Выборгским епископом Антонием (Вадковским), а 15 марта 1892 года был рукоположен во иеромонаха. Отец Ермоген окончил академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Христианское нравоучение в православном богослужении».

Икона Богородицы Прибавление Ума (Подательница Ума)
Данные исследователей говорят о том, что иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII-XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, символ царской власти. Богоматерь с Младенцем изображается на темнооливковом фоне в лучах Божественного света. Особенность иконы — своеобразные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над главами Их — три Серафима, в подножии — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.

Сохранилось старинное сказание, объясняющее происхождение названия иконы: «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление ума» ».

В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Никодим Павлович Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем сходно с иконой «Прибавление ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер»».

В конце XX столетия выводы А.А Титова получили новые подтверждения трудами многих итальянских историков, археологов и искусствоведов. Паломники к Святому Дому в Лорето теперь могут увезти с собой такую же картонную иконку «Прибавление ума», какая продается в московских православных церковных лавках, только под итальянской иконкой добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».

На Руси самая древняя из известных икон Божией Матери «Прибавление ума» находится в Ярославской обласи в Покровском храме города Романов-Борисоглебск (Тутаев).

Чудотворный образ «Прибавление ума» начала XVIII века находится в Московском Тихвинском храме в Алексеевском.

Перед этой иконой обращаются с молитвой к Богоматери и Ея Богомладенцу как к источнику высшей мудрости и разума. Просят о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.

Собор Московских святых. Празд­но­ва­ние бы­ло уста­нов­ле­но по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II в вос­кре­се­нье пе­ред 26 ав­гу­ста.

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Лилия Никул »» | 01.09.2018 08:27
  
0
2 сентября

Икона Богородицы Прибавление Ума (Подательница Ума)

Тропарь, глас 3-й
Волею Отца Небеснаго зачала Сына Божия, без семене земнаго отца, прежде творения мира от Отца без матере рожденнаго, плотию родила еси, Егоже моли о даровании нам ума ко спасению душ наших.

Кондак, глас 6-й
Рожденнаго Духом от Отца Небеснаго, прежде сотворения денницы, Тобою плотию Рожденнаго без отца, не нарушив девства, Того умоли помочь нам победить завистию одержимаго падшаго денницу. Да одержим полную победу над диаволом, миром и плотию, Твоими молитвами, Богоневестная.

Молитва

Богородице Пречистая, Доме, Егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов честнейши и Серафимов славнейши сущая. Мы же, дивная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум и сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU