Оттенки премудрости

Рука - к руке

С известными словами псалма "Господи, уста мои отверзеши, и уста мои возвестят хвалу твою" есть неоднозначность. Внешне она связана с переводом последнего слова – местоимения.
В Масоретском варианте – полная неопределенность, там в этом месте нет местоимения вообще.
В Септуагинте (в доступном ее варианте) – "тебе": возвещу хвалу Тебе.
В Церковно-славянском и Синодальном – "твою": возвещу хвалу Твою.

Разница – налицо: Тебе – Твою.
В до Христовом варианте мы просто могли хвалить Господа: возносить хвалу Ему.
А в новозаветные времена мы призваны следовать за Спасителем и поступать, как Он: хвалить Господа так, как возносил Хвалу (намеренно – с большой буквы) именно Он: возносить Хвалу Его.
Это – внутренняя причина разницы Тебе – Твою.

Здесь, в этой связи, возможен и общий методологический вывод, из него можно озвучить следующее:

– с приходом Спасителя претерпел метаморфозу весь Мiръ;
– все откровения, бывшие до того, также (бытийно) помещаются в новый контекст, как бы расщепляются на смыслы прежние и новые;
– подобное расщепление имеет место и в людях, в их образах восприятия и мысли: в них присутствуют и ветхое, и новое;
– поскольку теперь Народ Бога призван следовать и поступать, как Спаситель, то подобные новые расщепления образуются и через жизнь человеков, которые изменяют Мiръ Христом и следуя за Ним;
– человеку, даже в откровении, не может открыться больше, чем он в состоянии вместить (ср. известные слова Спасителя на Тайной вечери к Своим ученикам).

И как пример можно привести Рождественский голос Ангелов: "Слава в вышних Богу и на Земле Мир, в человеках благоволение!"
Тут тонкость также в последнем слове (и запятой).

В общепринятом восприятии (церковно-славянский и синодальный), здесь имеет место три воззвания: 1. Слава в вышних Богу, 2. на Земле Мир, 3. в человеках благоволение, – они, с точки зрения синтаксиса, однородны и, поэтому, – через запятую.
Но в греческом варианте Евангелия от Луки "благоволение" стоит в родительном падеже. И получается уже два воззвания: 1. Слава в вышних Богу, 2. на Земле Мир, но – в человеках доброго намерения.

Т.е. в трех воззваниях – все воззвания как бы и не зависимы друг от друга, и Благоволение происходит свыше и для всех человеков.
А в варианте двух воззваний – Миръ на Земле в человеках доброго намерения.

Так оно и есть: сначала Благоволение (впрочем – как и Слава) пришло в Человеке Иисусе, а потом – через Его учеников. Ну, а затем – стало для всех человеков.

Т.е. на примере Рождественского голоса Ангелов мы видим появление метаморфозных смысловых (и бытийных) расщеплений и в Новозаветных текстах (исключений здесь нет).


Резюме:
– вышесказанное необходимо помнить, когда мы читаем священные тексты, стремимся понять их, проинтерпретировать, чтобы не навязать им не свойственный им смысл, не пропустить их собственный голос, и не потерять (возможные) новые смыслы;
– вышесказанное необходимо иметь в виду, когда мы обращаемся напрямую с вопросом к Господу, поскольку даже Он не в состоянии открыть нам то, что мы никак не можем или не хотим вместить, чтобы оставить Ему пространство для Его маневра, не заслонив Истину своим твердо убежденным мнением.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites