Священник Александр Краснов
"Духовные беседы и наставления старца Антония"
" Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням". (2-е Тимофею 4:3,4)
"Мы пришли в это мир не для того, чтобы поудобнее устроиться " старец Паисий Святогорец
Вступление
Мы едем к старцу Антонию. Кто он - схимонах, иеросхимонах, послушник, инок, архиерей или священник - ничего этого мы доподлинно не знаем. Около полугода назад стали раздаваться вопросы по поводу некоего старца, которому было видение о конце света. Вначале я отшучивался, и вообще старался приписать все неверию людей в официальное, стремлению найти истину где-то вне стен иерархических. Даже проповедь сказал на эту тему. Но вопросы не утихали, их количество даже увеличилось. Не обращать на них внимания было бы уже делом неразумным, тем паче, что вопросы-то глупыми не назовешь! Более того, будучи большим почитателем Святителя Игнатия (Брянчанинова), я многократно находил созвучие слов старца с тем, что утверждал жизнью и словом на основе Священного Писания и Святоотеческого Предания великий богослов и Святитель XIX века епископ Кавказский Игнатий! А тут прихожане: " Батюшка, вам стоит съездить к старцу!".
На одной из архиерейских епархиальных служб, при большом стечении духовенства, я услышал разговор о некоем Антонии, ещё царском протоиерее, много претерпевшем при советской власти, были и Соловки, и Колыма, и пр. и пр. По освобождении своем, на службу принят не был, как неблагонадежный. Дети от отца отказались и тогда Антоний, священник Бога Живаго, идет на работу кочегаром в небольшом городке. Люди очень любили "своего попа"! Нет, в городке был храм, были настоятели-то лучше, то хуже, но их, как водится, регулярно меняли, иногда, люди и имени-то запомнить не могли! Богу ведомо и архиерею. Но был Антоний-кочегар! Ночами появлялись посетители возле его печей и просили крестить, святить, отпевать, помолиться, в общем, обо всем том, в чем нуждается душа православная! Я не выдержал и спросил: "Так это тот старец, что поселился в нашем городе?" "А ты что, у него ещё не был?!" - услышал в ответ удивленный возглас знакомого священника, - Мы завтра едем, хочешь, - поехали с нами". И я согласился.
Теперь вот мы следуем на окраину большого города, в частный сектор, в дом женщины, приютившей столь знаменитого старца. А знаменит он был не столько своей необычной судьбой, сколько видением последних лет существования мира и пророчествами о том, как и кто может спастись. При общем интересе к этому вопросу, понятно, что безвестность отцу Антонию не грозила! Так, во всяком случае, я думал перед встречей.
Первая встреча
Передняя машина остановилась - мы приехали. Небольшой аккуратный дом, возле калитки нас встречает женщина приветливой улыбкой - мои спутники ей, видимо, хорошо знакомы, тут же начинаются расспросы о здоровье матушек, детворы и т.п. На удивление, женщина одета в довольно светлое платье, платок на голове вообще белый и повязан как у стряпух, по-слобожански - назад. Я ожидал черных платьев, платков, нарочито угрюмых кликушеских лиц (почему-то именно это считается истинным православным обликом), а увидел нормальных людей с улыбкой на устах. Из дома вышло ещё несколько женщин, среди них были и прихожанки нашего храма.
Я захожу и замираю... Это состояние невозможно передать словами, это переживание какого-то детского восторга и трепета одновременно. На металлической кровати полулежал столетний старец. Он был очень высокого роста, что-то, вероятно, под метр девяносто, имел необычайно правильные славянские черты лица. Огромная борода и длинные, слегка вьющиеся волосы на голове, были белыми. Нет, это не была цыганская седина, это белизна была как бы олицетворением сущности этого человека. Весь облик его, облик монаха, аскета первых времен христианства, поражал величием и одухотворенностью, молитвенностью. И только глаза были несколько иными - они излучали какую-то необыкновенную свежесть и доброту. На устах играла легкая улыбка, добрая, ласковая, я бы сказал, согревающая. "Заходите, отцы святые, заходите!" "Да уж, думаю, святые! Тут грехов, хоть каждый день на исповедь!" Не успела у меня мелькнуть эта мысль, а старичок-то и отвечает, как бы продолжая свою первую фразу: "Да, грехов у всех хватает, но святость священника особого рода, это не святость подвижника, Божьей милостью и помощью обретенная, отсутствующая от отсутствия согрешений. Изначальная святость священника - дарованная, не стираемая! Иной и умудрится подрасплескать, а Господь восполнит, - плох, да свой!"
Окружающие не поняли, естественно, что они слышали ответ на мою мысль, а я взял себе это на заметку - нужно быть осторожнее! Все по очереди облобызались со старцем и, по его приглашению, присели на стулья, стоявшие у кровати. "Тут вот были только что ораторы, - старец кивнул головой на стулья, и усмехнулся, - доказывали абсурдность Страшного суда, конца света, рая и ада, дескать, придумали все темные рыбари! Может, и слышали истину, да уразуметь не смогли, - высшее образование отсутствовало! Мы вот, светлые головушки, существование Бога не отвергаем, но не как Личности, а всеобщего космического разума. И цитатки у них подобраны, под очередную душепагубную теорию. А я лежу и думаю, - улыбка исчезла с губ от. Антония, - это бы их рвение да на учебу, а не на учительство! Закончили они и ждут, что скажу. А что сказать, сказать-то и нечего - глупость одна! На глупость и отвечу глупостью! А беса вы видели, говорю?! Ну, они обиженно в ответ: "Мы с вами серьезно, а вы шуточками!" А я им в ответ, что, дескать, вы и Евангелие дерзаете цитировать, да и со святыми отцами, с творениями их знакомы, а разумения нет! Вы пришли найти подтверждение вашим суемудрениям и, прежде всего, мысли о ненужности Церкви, о Ее не необходимости в деле спасения, увы, я вам не помощник! Да, сидел. Да, не был принят в клир нескольких епархий. Но разве это может быть поводом для хулы на Церковь с Ее догматами?! Вы Евангелие пытаетесь обратить против Церкви, а кто дал - то Его вам, как не Апостольская Кафолическая Церковь?! А за беса я вам не шутки ради, это не шутки его видеть, перечитайте преп. Серафима Саровского или Свт. Игнатия Брянчанинова!
Молчат, а что им сказать, сказать-то нечего - увидеть, значит узнать, а узнать - это уже не вера, а знание! А разговор о вере. О вере, вроде бы, как и легче говорить - вера, попробуй, узнай где правда: я верю в то, а он - в иное! На первый взгляд все логично! Увы, только на первый!"
Старец замолчал. Мои спутники, чувствуя усталость отца Антония, стали подниматься со своих мест и прощаться. Ко мне обращаясь: "Ну, так, провожатых вам не надо, я мню, отче. Наведывайтесь, если между трудами праведными время будет! Я, правда, слышал, уж так вы нас, старцев не любите, и все-то мы дремучие, и все-то мы невежды, да и крест Христов нести не хотим, восхищаем чужое стадо, вобщем, все беды от нас, а, святой отец?!" "Листочков двух одинаковых не найти, что уж говорить о людях, от. Антоний". "Вот, вот, я тоже о том же. Так утром завтра я вас жду!"
Мои спутники уже давно вышли и были удивлены тем, что я замешкался. Я ждал утра. Ещё и ещё раз прочитывал строки Св. Игнатия (Брянчанинова), жизнь Оптинских старцев, соизмеряя все с происходящим, ища ему должное объяснение.
Земные пути
Утром я опять в машине и опять уже знакомый путь к старцу. Та же женщина у входа, только теперь ко мне обращены ее приветствия да во взгляде есть некоторая таинственность - взгляд человека, который знает несколько больше, чем должен и чем знают окружающие. "Молитвами..." "Аминь"- слышится из-за двери, "Да он вас давно ждет, - уже шепчет женщина, - идите скорее, батюшка!" Я вхожу и теперь спокойнее осматриваю келью старца. Увы, чего-то необычного не нахожу: иконы на белых стенах, в рушниках; в святом углу два ящичка: один больше, другой маленький. В доме священника, или, правильнее в данном случае сказать, в доме его пребывания, подобное вопросов не должно вызывать - крестильный и евхаристический набор, вероятно, с Антиминсом.
Поясню, для людей не знающих, о чем идет речь. Антиминс - это шелковый плат с вытканным или нарисованным, как правило, изображением Христа в гробу и подшитыми к нему мощами мученика, малой частью их, естественно. Так вот, только на Антиминсе совершается Божественная Литургия, точнее та важнейшая часть Ее, во время которой происходит пресуществление Святых Даров - превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни. Обычно Антиминс благословляется архиереем для службы в конкретном храме, но в моменты нестабильности в обществе: будь то война, революции, опасность раскола или чуждого религиозного засилья, как, скажем, было при введении на Украине униатства, архиереи наиболее стойким в вере священникам благословляли Антиминсы специально для службы "аще где прилучится". Много Антиминсов оказалось на руках у духовенства при закрытии и уничтожении храмов большевиками. Одним словом, редко у кого из священства того периода не было своего Антиминса, поэтому наличие его у отца Антония не вызывало сомнения.
"что, отче, Святости взгляд притягивают, правда?" Поздоровавшись священническим приветствием и целованием, я, по приглашению старца, присел на стул возле его кровати. Разговор как-то не клеился. Отец Антоний в белом стареньком подряснике также полулежал, только выражение его лица было иное, чем вчера - глубокая задумчивость, даже некая поволока печали на челе.
"Батюшка, может я не вовремя?" - спрашиваю старца. "Да, нет, что ты, что ты, я ведь сам звал. Просто вот задумался о днях минувших, грех-то пути Господни взыскивать, ан нет, все возвращаюсь туда, в прошлое, все пытаюсь понять как, что и зачем". "Вы, говорят, ещё царский потомственный протоиерей?" "Да что ты, Бог с тобой! Если бы нам всем в то время подобное понимание веры и места Православия в жизни России, так, глядишь, и революции бы не было. Нет, я из служивой семьи, отец инженер на немецком заводе. В то время это было положение! Свой дом, выезд, в доме- полная чаша, прислуга, конюхи и все, что требовалось. Семья православная, но дух времени безбожия и увлечения Европой, не мог не отравить духовную атмосферу. Мама уроженная дворянка, родилась и выросла в деревне, в имении деда, была более набожна. Хотя, скорее, эта набожность была больше сродни обрядности. Но, правда, с нищеприимством старой эпохи. На кухне у нас всегда кто-то кормился: то калека сирый, то солдат-инвалид... Отец смотрел на все это спокойно, как на милую странность супруги, но участия не принимал.
Образование я получить толком-то и не успел, - слушал лекции в университете. К сожалению, и не только лекции. Каких только партий не было на курсе, сейчас и не вспомнить! Но суть-то у них была одна - развалить, а потом строить. Чем-то страшным веяло от всех этих учений, адским духом человеконенавистничества. А люди шли и слушали, и слушались! Это как человек заглядывает в пропасть - одно неловкое движение и все, смерть, а его тянет заглянуть ещё и ещё раз! Не хотели расслышать голос праведников, но шли за негодяями. И пришли.
Вначале война, казалось, люди образумьтесь, вот она - кара Божия. Нет, не вняли, и пошли революции. Я к этому времени, изменил образ своего мировоззрения, оставил светскую науку и поступил в семинарию. Страшно было за стенами Троицы, но как покойно и трепетно совершались службы в храмах Лавры! В свободное время я сидел в академической библиотеке и читал, читал, читал... Все пытался понять происходящее и предугадать будущее. Дерзновение молодости, упование на разум! Благо, схимников-старцев хватало, успели подготовить к жизни: уже не так чтение притягивало, как молитва и молитвенное общение. Споры же и дискуссии, всегда весьма доказательные для всех участвующих сторон, вообще воспринимались пустой тратой времени.
Страшное, но и интересное времечко было, - мученичество очищало Церковь. Если приходила новость, то всегда плохая, а чаще очень плохая; ещё чаще - ужасная! Погибли родители, и решение было принято - монашество. Жизнь в миру была для меня просто не выносима. И вот постриг и две хиротонии. Почти сразу с разу с возложением креста на перси, принял крест и на рамена - арест, лагерь, ссылка... Потом опять арест и лагерь, в общем, все как у людей, не стоит об этом много говорить".
"Отец Антоний, а как была воспринята духовенством декларация 27 года?" - перебиваю старца. "А как она могла быть воспринята? Архиереями - по разному, я так слышал. Сам с ними мало общался. Духовенством низшим - спокойно, достаточно спокойно. А что там было такого, чего бы не было в истории Русской Православной Церкви?! Резало слух словосочетание "Советская Родина", или как-то чуть иначе, суть одна. Да ведь тогда слова: "Россия", "русский" были сплошной белогвардейщиной! Сами виноваты, нет у врага возможности заставить человека согрешить, понудить силой, нет. Он лишь предлагает грех, а ты уж волен выбирать. Это частное согрешение, но из личных грехов вырастает и грех народа. Что одни жиды оскверняли храмы и входили в союз безбожников?! Нет, конечно. Но это отдельный разговор. Да, так на чем мы остановились, отец Александр?" "Арест, лагерь, ссылка..."- напоминаю тихонько. И отец Антоний продолжил свой неторопливый рассказ. "Выпустили меня после войны, - ходить не мог, так болезнь извела, а срок кончился. Подучил меня один солдатик к нему на родину отправиться, да к кому обратиться сказал. Люди сердечные, верующие, они меня за лето и отходили. В соседнем поселке работу нашли, - кочегаром устроился. К местному архиерею я не обращался, побоялся, наслышан был от людей всякого. Думаю, зима пройдет, отопление кончится, тогда буду что-то искать. Мне отцы дали адрес одного архиепископа, за него говорили, что он брал сидевших, - уполномоченного успокаивая взяткой да обильным застольем.
А служить хочется! Тут как-то перед Рождеством, недели эдак за две-три,- не помню, прошла ли уже Варвара, - стучат ко мне ночью. Время лихое было, голодное, холодное, а у меня уголь, что второй хлеб! Да ладно, думаю, открою. Зашел молодой парень, лет тридцати и стоит, мнется, не может начать. Уже я не выдержал, говорю: "Пришел, так речь держи, что, дескать, мнешься, я не кусаюсь!" А он мне как сказал, с чем пришел, так тут уж мой черед был сомлеть, - и ноги подкосились. А рассказал он вот что. У его матери, очень верующей женщины, в безбожные окаянные тридцатые постоянно останавливались бродячие бесприходные священники, и монахи, и мирские, говорят даже епископ какой-то был. Так вот, они останавливались, служили, причащали, крестили, делали все то, в чем была потребность у людей. Особенно часто появлялся старый иеромонах и людям он очень нравился за простоту, мягкий характер, безотказность в просьбах. Однажды появился монах под утро, со своим обычным чемоданом, в котором хранил все для службы и узелком в руках. Он отдал матери моего визитера чемодан, да велел спрятать - самого его уже искали арестовать. Последнее распоряжение было таково: "Не вернусь я, отдашь тому священнику, который вернется в эти края после лагерей!" И исчез.
Женщина ревностно исполнила поручение: чемодан не нашли даже немцы. И вот теперь она старая и больная, услышав, что в кочегарке якобы работает поп, отправила сына все выяснить. Дальше можно бы и не рассказывать - и так все понятно. Я не бежал, я птицей летел не чувствуя ни отдышки, ни ревматических суставов, только быстрее! Вот он - заветный дом. Лай неведомо как уцелевшей худой собачонки, скрип двери и мы в доме. На кровати лежит старушка, на лавке сидят пожилые женщины возле стола. На столе коптит каганец и лежит даже не чемодан, как сейчас мы понимаем, а добротный деревянный сундучок, оббитый кожей. Его небольшие размеры заставили меня вздрогнуть, - неужели нет облачений?! А, может быть, евхаристического набора нет?
Я так разволновался, что забыл поздороваться с людьми да пожелать мира этому дому! "Здравствуйте, батюшка, благословите!" - возле меня стоял мужчина средних лет, кряжистый такой и явно фронтовик. "Бог благословит". "Я старший сын, Василий. Вот, отче, ключи - все ваше, разбирайтесь. Только одна просьба, это маму пособоровать и отпеть, - плоха больно". "Все что надо, - пожалуйста! Только я вскрою его у себя в кочегарке, хорошо?!" - у меня дрожал голос, руки нервно гладили заветный сундучок. Василий улыбнулся: "Я же сказал - он ваш, отец Антоний. Юрко, - он кивнул на младшего брата, - вам его сейчас отнесет".
У меня в кочегарке был один табурет и скамеечка. Вот теперь я застелил табурет чистой рубахой, подаренной мне кем-то, положил на него сундучок, а сам, сидя на скамеечке, рассматривал свое сокровище. Коричневая толстая кожа была с тиснением, можно сказать, узорами на церковную тематику: крест в обрамлении виноградных гроздьев и листьев, в углах - купола храмов. Но вот ключ в замке, пытаюсь повернуть, - не тут-то было, ключ на месте. Что-то тут не то: состояние сундучка не позволяет думать, что замок испорчен ржавчиной. Ещё раз внимательно рассматриваю сундук и нахожу скрытое отверстие, вставляю туда ключ обратной стороной, поворот и слышится легкий щелчок! После этого, и второй замок открылся. Открываю крышку, да это же просто чудо. Изнутри крышка раскладывается и превращается в маленький иконостас. Внутри уложены белые ризы. Под ними деревянная переборка, в которой, в углублениях, пристегнуты служебное Евангелие, требник и служебник. С трепетом вытаскиваю ризы и отстегиваю Евангелие - да, под ним, как и положено, в илитоне лежит Антиминс! Есть возможность службы, радость то какая!
(начало) Комментарии (6)Всего: 6 комментариев |