Праздник Владимирской иконы Божьей Матери, или Почему начинаются и заканчиваются войны?

Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, по преданию, писана евангелистом Лукой на доске того стола, на котором в юности Спасителя трапезовали: Христос, Богоматерь и Иосиф Обручник.
Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри
Когда евангелист Лука показал Богоматери свою работу, Владычица произнесла слова, сказанные Ею некогда при посещении после Благовещения праведной Елизаветы: «Отныне ублажат Мя вси роди», и прибавила: «благодать Родшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет».

Икона эта оставалась в Иерусалиме до 450 г., когда при императоре Феодосии Младшем ее перенесли в Царьград. В начале XII века патриарх Цареградский Лука Хризоверх послал ее в Киев, в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Икона была поставлена в окрестностях Киева, в расположенном у Днепра великокняжеском селе Вышгороде, принадлежавшем некогда равноапостольной княгине Ольге, в существовавшем там женском монастыре. В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия, князя Андрея.

Однажды духовенство Вышгородского монастыря, войдя в храм, увидело, что икона стоит посреди храма на воздухе. Они достали ее и поставили на прежнее место, но икона сошла с этого места и снова стала на воздухе. Князь Андрей был горячим чтителем Богоматери, и имя Ее, как говорит летописец, было всегда у него на устах. Он узнал немедленно о происшедшем чуде и стал раздумывать — не есть ли воля Богоматери, чтобы Ее икона пребывала в другом месте. В то время кн. Андрей замышлял с юга России перебраться на север, в землю Суздальскую, где хотел основать независимое от Киева владение. Усердно молился он перед иконой Богоматери. Однажды ночью без ведома отца кн. Андрей выехал из Вышгорода, увезя с собой икону Богоматери. По дороге он постоянно служил перед ней молебны и видел от нее много чудес.

Во Владимире-на-Клязьме жители встретили князя с усердием и радостью. Из Владимира он направился в Ростов, но лошади, везшие икону, отъехав от Владимира 10 верст, остановились и не хотели идти дальше. Никакие понукания и побои не помогали. Пришлось отпрячь их и запрячь других, но никакой силой и этих нельзя было сдвинуть с места. Долго и горячо молился князь перед иконой и, наконец, Богоматерь в видении явилась Андрею и повелела, чтобы икона осталась во Владимире. В 1160 г. был построен храм в честь Успения Богородицы и в нем установлен святой образ.

Молитвы
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 4
Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о, пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих,// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых/ прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,/ све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́ и обы́чно зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»
О, Всеми́лостивейшая Госпоже́ Богоро́дице, Небе́сная Цари́це, Всемо́щная Засту́пнице, непосты́дное на́ше Упова́ние! Благодаря́ще Тя о всех вели́ких благодея́ниях, в ро́ды родо́в лю́дем росси́йским от тебе́ бы́вших, пред пречи́стым о́бразом Твои́м мо́лим Тя: сохрани́ град сей (или: весь сию́, или: святу́ю оби́тель сию́) и предстоя́щия рабы́ Твоя́ и всю Зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельства, земли́ трясе́ния, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни. Сохрани́ и спаси́, Госпоже́, Вели́кого Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́ и Господи́на на́шего (имярек), Преосвяще́ннейшего епи́скопа (или: архиепи́скопа, или: митрополи́та) (титул), и вся Преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя. Даждь им Це́рковь Росси́йскую до́бре упра́вити, ве́рныя о́вцы Христо́вы неги́блемы соблюсти́. Помяни́, Влады́чице, и весь свяще́ннический и мона́шеский чин, согре́й сердца́ их ре́вностию о Бо́зе и досто́йно зва́ния своего́ ходи́ти коего́ждо укрепи́. Спаси́, Госпоже́, и поми́луй и вся рабы́ Твоя́ и да́руй нам путь земна́го по́прища без поро́ка прейти́. Утверди́ нас в ве́ре Христо́вой и во усе́рдии ко Правосла́вной Це́ркви, вложи́ в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух смире́ния, в напа́стех терпе́ние нам пода́ждь, во благоде́нствии – воздержа́ние, к бли́жним любо́вь, ко враго́м всепроще́ние, в до́брых де́лех преуспе́яние. Изба́ви нас от вся́каго искуше́ния и от окамене́ннаго нечу́вствия, в стра́шный же день Суда́ сподо́би нас хода́тайством Твои́м ста́ти одесну́ю Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

*****
Рассуждает священник Андрей Чиженко.
5 июля Церковь установила праздник в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Это напрямую связано с освобождением Руси от более чем двухсотлетнего монголо-татарского ига. В 1480 году при великом князе Иоанне III большое войско хана Ахмата подошло к Москве. Русичи вышли на реку Угру встретить неприятеля. Так началось знаменитое стояние на Угре: монголы находились на одном берегу реки, а русские войска – на другом.

В самой же Москве православный народ во главе с митрополитом Геронтием молился перед Владимирской иконой Божьей Матери о спасении. И Пресвятая Богородица, как Заступница рода человеческого, как родная мама к ребенку, поспешила на помощь и спасла москвичей. Русским победа была дарована Богом, благодаря Деве Марии, без единой пролитой капли крови. Победа, а вместе с нею и освобождение от ордынского ига.

Долго продолжалось стояние на Угре. Наконец князь Иоанн приказал своей дружине отступать, чтобы дождаться перехода татар. Последние же подумали, что русичи заманивают их в засаду, и тоже начали отступать. Ночью же на монголов напал страх. В короткое время огромная армия свернула свой лагерь и исчезла в предрассветном тумане, вернувшись в родные степи.

Москва была спасена Божьей помощью и заступничеством Пресвятой Богородицы без единого выстрела и без пролития крови.

Почему же это произошло? Ответ, наверное, один. Молитва. Сила всенародной соборной общецерковной молитвы, когда весь народ становится на покаяние и тысячи сердец открываются навстречу Богу.

Так было и со святым пророком и царем Давидом, пращей победившим закованного в латы Голиафа, что само по себе уже является чудом. Так было и по молитвам пророков, вымаливавших целые города, с которых также без единого выстрела снималась вражеская осада, многотысячные войска в панике, гонимые каким-то небесным ангельским страхом, убегали, хотя видимой угрозы не существовало. Так было и с Ниневией, покаявшейся во вретище и пепле благодаря проповеди пророка Ионы. Так множество раз было и с православными разных городов – Константинополем, который покрыла Своим Пречистым Омофором Пресвятая Богородица, Киевом, Новгородом, Москвой и др.

Бог всегда спасал людей, обращавшихся и продолжающих обращаться к Нему.

Но есть и другое явление, которое, наверное, нужно назвать антимолитвой, когда человеку Бог становится не нужен. Он верит в себя, в собственные силы и преследует собственные интересы да выгоду. Отсюда и войны. Множество эгоистичных интересов входят в конфликт, высекая друг из друга искры ненависти, братоубийства, войны.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, говорили о конце монголо-татарского ига. Но какая ситуация была перед тем, как монголы захватили Русь? Феодальная раздробленность. Один князь шел в соседнее княжество, где разбойничал, убивал, грабил православные храмы, а потом вносил ворованные святыни в церковь своего княжества, молился перед ними, ставил пудовые свечи. До того, как монголы пролили море крови на Руси, реки крови друг друга пролили сами славяне.

Страшным показателем того, что происходило в русских землях, является битва на речке Калке 1223 года, когда объединенные войска русичей и половцев, превосходившие более чем в два раза монгол, потерпели сокрушительное поражение. Монголы были едины как железный кулак, славяне же разобщены. Каждый князь стал своим лагерем. Когда убивали его соседей, часто он не вступал в бой. И так один за другим пали русичи.

Монголы были Божьим наказанием для Руси, точно таким же, как и немцы в годы Великой Отечественной войны. Ведь до этого были разрушены сотни храмов и монастырей, убиты тысячи православных людей за исповедание веры во Христа.

Святитель Николай Сербский в книге «Война и Библия» пишет о том, что не бывает случайных пуль. Не бывает случайных войн. Причина войны всегда одна – народ забывает Бога. И причина спасения всегда одна – возвращение человека или народа к Богу.

Часто современный человек подвержен опасной иллюзии. Ему кажется, что квартира его будет вечной. Вечными в ней будут стол, уютное кресло, телевизор, компьютер, интернет, продукты в холодильнике. Этот мирок, наподобие хоббитской норы, кажется человеку целой вселенной. И он данный мирок часто любит больше чем Бога. Вот в чем, мне кажется, страшная опасность. В каждодневной рутине человек забывает, что он обязательно потеряет свой мир. Рано или поздно это случится. Это только кажется, что война будет в Африке, в Афганистане, но не у него на пороге.

И, в сущности, грех гордыни, эгоизма, злобы и немилосердия начинается именно с влюбленности в собственный мирок. Человек снимает с престола своего сердца образ Божий и водружает на нем телевизор, еду, компьютер, квартиру, машину или все вместе. И вроде бы все нормально. Это все тот же человек, такой же добрый, так же мило улыбается, но затронь его интерес – горло перегрызет.

История с чудесным спасением Москвы от татар через молитву Пресвятой Богородице открывает нам настоящую правду без прикрас и обиняков.

Приближение к Богу – начало мира, спасения и жизни. Удаление от Бога – начало войны как следствия греха.

Что же делать нам, чтобы уберечься от войны? Ответ очень прост: сделать так, чтобы Бог стал центром нашей жизни, чтобы Церковь стала ее вселенной, чтобы Бог, Яхве, Живой, Сущий Отец снова стал нам нужен, необходим, чтобы у нас проснулось острое желание с Ним общаться. Именно в таком душевном устройстве и начинается мир. Все же остальное – «это десять шагов к новой войне», как пел Вячеслав Бутусов. Все остальное – гибель. Вот что очень-очень важно понять…

Источник: "Православная жизнь"

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites