Страшная неправда о старце Симеоне Афонском.

Иеромонах Серафим Захаров

Страшная неправда о Симеоне Афонском


Открытое занятие по Догматическому Богословию ведет иером. Серафим (Захаров). Тема занятия: «Святоотеческие основы богословия Симеона Афонского», а поводом для занятия возьмем ролик иерея Георгия Максимова «Страшная правда о Симеоне Афонском». Рассмотрим цитаты из книг старца Симона (Бескровного) и сравним их с богословием Святых Отцов и современных авторов. А так же проанализируем его терминологию.

Прежде всего нам придется обратиться к догматике, а затем и к патрологии. А чтобы занятие было интересно всем, мы впервые переведем с древнегреческого языка и проанализируем отрывки из текстов самых известных богословов: прп. Симеона Нового Богослова и свт. Григория Паламы. (Те, кто разбирается в патрологии, по ссылкам быстро определят, что это за тексты). Перевод иером. Серафима (Захарова).

Цель нашего занятия - определить откуда берется столь необычный живой и полновесный язык старца Симона, пишущего под псевдонимом свого отца Симеона Афонского. А так же мы исследуем аллюзией и реминисценцией на какие тексты являются его богословские пассажи, и из какой терминологии складывается его понятийный аппарат.

Мы построим это занятие так, чтобы оно заинтересовало не только узкий круг профессионалов, но и широкую аудиторию.


Догматика и жизнь. О богословии Симеона Афонского


Старц Симеон Афонский пишет свои книги в молитвенном созерцании, поэтому догматических ошибок быть не может. Даже то, что мы назвали ошибкой (слово «Бог» в отношении обоженного человека написано с большой буквы - https://youtu.be/lytT4-XNg2g?t=1642) было бы неточностью лишь для догматического трактата. А в экзегетическом и поэтическом произведении такое использование оправдано, ведь это слово является логическим и интонационным ударением. Там же мы привели перевод похожего текста прп. Симона Нового Богослова, где слово «Бог» в том же контексте, в отношении обоженного человека, пишется большой буквы: https://youtu.be/lytT4-XNg2g?t=1741 (перевод иером. Серафима) .

Надо понимать, что наше занятие - не направлено против кого-то или в защиту каких-то текстов. Это продолжение полемики свт. Григория Паламы и Варлаама, а также прп. Симеона Нового Богослова и Стефана Никомидийского. Речь идет не о цитатах, а о направлении мысли. Мы анализируем столкновение двух точек зрения:

Старец Симон говорит о том, что наше призвание стать богами, перспективы бесконечны, и это накладывает огромную ответственность на каждый наш поступок, каждый помысел, взгляд, каждое мгновение нашей жизни (!). Что человек - это лишь неполная заготовка, задаток. А настоящим исполненным и живым он может стать лишь живя в Боге и Богом. Наконец, этот путь обожения требует не «вечерних молитв», а всей нашей жизни без остатка. Где Православная Церковь в своих таинствах открывает нам перспективы не возможные ни для кого другого.

Другая точка зрения: Какие там призвания и перспективы?! Бог нам транцедентен. Надо жить здесь и сейчас! Просто будь добрым и хорошим человеком: вот она жизнь, море ощущений и удовольствий! Сколько всего интересного! Посмотри, все радуются жизни, и ты радуйся: фильм посмотри, роман почитай, - а вечером «вечерние молитвы» прочитаешь и хватит. О том, что все земное когда-то кончится, - просто не думай, не забивай голову. А церковь нам нужна для борьбы: вы объединяйтесь, а я вам покажу где враги, - и будем вместе воевать за правду…

Другими словами, речь идет вот о чем: Ведь если Христос обожил человека во всей полноте, то и мы должны Ему подражать, и нам нужно обожить и душу, и тело, и выйти за их пределы (!). Христос же является прототипом для нас. Тогда «уже не мы живем, а в нас живет Христос» (должен жить), а члены наши - члены Христа. Тогда каждое мгновение обретает смысл лишь в Боге и с Богом (или оно потеряно).

А если Христос не обожил человека во всей полноте (крипто-монофизитство, которое трансформировалось потом в учение Варлаама), тогда и с нас какой спрос? Поймите, сказать: «какой с нас спрос?» - то же самое, что сказать: «Христос не обожил человеческую природу в полноте». Или если в Божестве Христа все человеческое растворяется (монофизитство) или если божественные энергии тварны (учение Варлаама, отсюда обвинение прп. Симеона Нового Богослова в неправославности, и наконец, обвинения Симеона Афонского в неправославности), то и наша человеческая душевно-телесная жизнь уже не Богу, а нам принадлежит и большого значения для Вечности не имеет. Телу даем телесное упокоение, душе - разнообразие ощущений и стараемся не грешить. А Бог нам трансцендентен и далек. Он сам по себе - а мы сами по себе. Тогда выжимаем из земной жизни все, что удастся, и надеемся на помилование.

Цель нашего занятия, конечно, не полемика. Мы хотели показать, что подлинная догматика - это не определения из семинарских учебников, а нечто живое и личное, что имеет отношение прямо здесь и сейчас конкретно к моей жизни. В противном случае все эти определения превращаются в пустой звук. Каждый термин имеет самое непосредственное отношение лично ко мне, моему детству, юности, моим грехам - https://youtu.be/lytT4-XNg2g?t=1183. Поэтому понять важные термины можно лишь, если твоя жизнь соответствует тому, что ты хочешь для себя открыть.

И вот, мы возвращаемся к тому, с чего начали: если жизнь твоя не соответствует духу читаемого текста, то ты ни единого слова в нем понять не сможешь. Поэтому Отцы и писали парадоксальные слова: «Богослов - это тот, кто молится».

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites