О различии христианской любви и человеческой справедливости


О различии христианской любви и человеческой справедливости

ЛЮДЯМ обычно свойственно юридическое понимание справедливости. Возложение на кого-либо ответственности за вину другого — они отвергают, как неправду. В их юридическом сознании это не укладывается. Но иное говорит дух любви Христовой. По духу этой любви разделение ответственности за вину того, кого любим, и даже несение всей полноты ее, не только не чуждо, но и до конца естественно. Больше того, в этом несении чужой вины выявляется подлинность любви и достигается ее самосознание. Если от любви пользоваться только ее услаждающей стороною, то где разумность? Но когда привходит свободное принятие на себя вины и трудов любимого, тогда любовь достигает своего всестороннего совершенства.

Многие не могут или не хотят понять и доброю волею понести последствия первородного греха Адама. Они говорят: «Адам и Ева съели запрещенный плод, а причем тут я? Я готов отвечать за мои грехи, но только за свои личные, а никак не чужие». И не понимает человек, что таким движением своего сердца он в самом себе повторяет грех Праотца, и последний становится уже его личным грехом и падением. Адам отрекался от ответственности, возлагая вину на Еву и Бога, давшего ему эту жену, и тем разбил единство Человека и единение его с Богом. Так всякий раз, когда мы отрекаемся от несения вины за общее зло, за дела ближних своих, мы повторяем тот же грех и также разбиваем единство Человека. Господь спросил Адама прежде Евы. И нужно думать, что если бы он не оправдывался, но взял бы на себя ответственность за их общий грех, то иными были бы судьбы мира, как изменятся они, если и мы будем брать на себя тяготу вины ближних.

Всякий человек, во всяком деле многое может сказать в свое оправдание, но если он внимательно посмотрит в сердце свое, то увидит что, оправдываясь, не избегает лукавства. Оправдывается человек, во-первых, потому, что не хочет признать себя хотя бы частично виновником зла в мире, оправдывается потому, что не сознает себя одаренным богоподобною свободою, а лишь явлением, вещью мира сего, и потому зависимым от него. В таком сознании есть много рабского, и потому оправдываться — рабское дело, а не богосыновнее.

В блаженном Старце мы не видели склонности оправдываться. Но странно, такой образ действия, т. е. принятие на себя вины и прошение прощения, представляется многим как раз чем-то рабским. Так различны представления сынов Духа Христова и недуховных людей. Недуховному кажется невероятным, что весь человеческий мир можно ощущать, как некое целостное бытие, включаемое в личное бытие каждого человека, без устранения прочих лиц. Всю совокупность общечеловеческого бытия, по смыслу второй заповеди: «Возлюби ближнего, как самого себя», должно и возможно включить в свое личное бытие. Тогда всякое зло, происходящее в мире, будет восприниматься не как постороннее, но как и свое собственное.

Если каждая человеческая личность-ипостась, созданная по образу абсолютных Божественных Ипостасей, способна вместить в себе полноту всечеловеческого бытия, как каждая Божественная Ипостась является носителем всей полноты Божеского бытия, а таков глубокий смысл второй заповеди, то и бороться со злом, космическим злом каждый будет, начиная с самого себя.

* * *

Сам Старец всегда говорил только о любви Божией, и никогда о справедливости, но мы нарочно вызывали его на эту беседу. Он говорил приблизительно так:

«О Боге нельзя сказать, что он несправедлив, т. е. что в Нем есть неправда, но нельзя и говорить, что Он справедлив так, как мы понимаем справедливость. Святой Исаак Сирин говорит: «не дерзни Бога назвать справедливым; ибо какая же это справедливость — мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест?» А к тому, что говорит преподобный Исаак, можно добавить: мы согрешили, а Бог Святых Ангелов поставил на службу нашему спасению. Но Ангелы, как исполненные любви, и сами имеют желание служить нам и в том служении принимают на себя скорби. А вот бессловесных животных и прочую тварь Господь предал закону тления, потому что не должно было оставаться ей свободною от этого закона, когда человек, ради которого она сотворена, чрез грех свой стал рабом тления. Так что, кто добровольно, а кто и не добровольно, но «вся тварь стенает и мучится до ныне», по слову Апостола (Рим. 8, 20—22), сострадая человеку. И это не есть закон справедливости, а закон любви».

* * *

Любовь Христова, как Божественная сила, как дар Духа Святого, Единого, действующего во всех, онтологически связует воедино; любовь усвояет жизнь любимого. Любящий Бога — включается в жизнь Божества; любящий брата, включает в свое ипостасное бытие жизнь брата; любящий весь мир, духом объемлет весь мир.

Та великая молитва за мир, которою молился блаженный великий Старец Силуан, приводит именно к такому восприятию, лучше сказать, к осознанию онтологической общности своего личного бытия с общечеловеческим бытием. Если возможно говорить, как говорят многие современные философы, что наше чувственное восприятие какой-либо вещи (объекта) не есть только субъективный психический акт, отдельный от объективного бытия самой вещи, но есть сама та вещь, своим реальным действием входящая в наше сознание, чем устанавливается общение в бытии, то тем более должно сказать об общности бытия там, где действует единая, всепроницающая Божественная благодать Святого Духа — Всезиждителя.

преподобный Силуан Афонский

Комментарии (38)

Всего: 38 комментариев
  
#31 | Фокин Сергей »» | 12.10.2011 23:01 | ответ на: #28 ( Георгий О. ) »»
  
0
Георгий, прочитай с осмыслением Иисусову Молитву. Там все есть. Не исполнение Воли БОГА и есть преступление против души. А не доведение Воли БОГА до паствы - преступление многократное.
#32 | Георгий О. »» | 12.10.2011 23:18 | ответ на: #31 ( Фокин Сергей ) »»
  
0
Спаси тебя Бог!
  
#33 | Фокин Сергей »» | 13.10.2011 12:05 | ответ на: #32 ( Георгий О. ) »»
  
0
Вот достойный человека разумного и совестливого ответ на предыдущий диалог. Вот ответ воинам Христа от воинов антихраста.
Это концовка "Протоколов Сионских Мудрецов". В "Протоколах", и в частности здесь, они ответили на все или почти на все спорые вопросы. И поставили главный - "Что делать гоям, что бы сбросить с себя иго Мирового Жида?!

"Особое внимание уделяйте непокорным, упрямым, которые не хотят склонить головы перед нашим превосходством, не хотят работать на нас и противодействуют нашей практике и политике[/B]. *Из таких людей рано или поздно формируются антисемиты.* Не позволяйте вырасти из маленьких антисемитов большим погромщикам! *Пусть они в зародыше зачахнут с их упрямой идеей национального достоинства.* Разоблачайте их, компрометируйте их под любым предлогом, по любому поводу, ополчайтесь против них всеми имеющимися средствами. [B]Пока они одиноки, им не устоять против нашего коллективизма, против нашего натиска. Пусть они тысячу раз правы в своих мелочах - все равно они виноваты, мешая нам.
*Распространяйте против этих упрямцев компрометирующие слухи, создавайте им сомнительную репутацию, в конце концов, их начнут опасаться те же, кто их поддерживает, кто хорошо знает, кто о них имеет прекрасное мнение и поддерживает их. Лишайте их связей и контактов, лишайте их возможности эффективно работать, ставьте под сомнение целесообразность выполнения ими работы и занимаемых должностей, изолируйте их, натравливайте против них толпу, лишайте их влиятельных позиций в обществе, провоцируйте их на конфликты.* Унижайте их, игнорируйте их, обижайте несправедливостью поощрений и наказаний, а когда они протестуют - обвиняйте их в неповиновении, в нарушении субординации, неуживчивости и склочности. Взывайте к общественности и администрации, тащите их в партком, милицию, если можно - в суд. Если вы старше, обвиняйте в нарушении принципов почтения к старшим, если ровня по возрасту - обвиняйте в нарушении принципов братства и обязательно интернационализма. *Эффективность этих приемов проверена многими поколениями. Так поступают все, так называемые "эксплуататоры"*, побуждаемые необходимостью держать народы в повиновении. *Главное - обвинить. Пусть они оправдываются. Тот, кто оправдывается - уже наполовину виноват!* Если представляется возможность, подводите их поведение под политическую платформу, пишите на них доносы и анонимки, обвиняйте их в антиобщественном поведении и экономическом саботаже. *Провоцируйте их на выступление против государственной власти, а затем уничтожайте с помощью государственной власти.* *Право на привилегии и спокойную жизнь получает лишь тот, кто покорно следует за нами и вместе с нами.* Тот, кто хочет идти своими независимыми путями - потенциально опасен и должен быть лишен всяческой поддержки и средств к существованию.
*Либо наш порядок, либо полная дезорганизация. Там, где хотят обойтись без нас, должен быть хаос!* Делайте так, чтобы беспорядок продолжался до тех пор, пока измученные гои, отчаявшись, не попросят нас взять власть в свои руки и обеспечить им спокойную жизнь. Гои должны работать под нашим руководством и приносить нам пользу. Тот, кто не приносит нам пользу, должен быть изгнан. *Вне наших интересов нет общественной пользы! Тот, кто не с нами - тот против нас!* Око за око! Зуб за зуб! Так учил Моисей, так жили наши предки. Так будем жить мы. Месть - священное чувство, она воспитывает характер, утверждает человека. Исторгните из себя чувство покорности и смирения по отношению к нашим обидчикам. *Лозунги христианского милосердия, смирения, унижения и самоотречения оставьте глупым гоям - они достойны именно этого.* *Среди гоев - проповедуйте, насаждайте христианские "добродетели"*, сами же оставайтесь непримиримыми в душе и твердыми. Будьте непримиримыми к врагам нашим! Если вы им простите малую обиду сегодня, завтра они нанесут вам большую. Не привыкайте к обидам сами и отбивайте у других охоту чинить ее вам. *Пусть гои уговаривают друг друга осторожности, умеренности и гибкости по отношению к нам.* Пусть они осторожно сдерживают наш натиск. Мы должны действовать решительно и быстро, ставя их всегда перед свершившимся фактом. Пусть они после этого ведут долгие, бесплодные дискуссии, против наших методов у них нет оружия.[/B] Пусть они волевым решением сделают одно дело, пока додумаются, договорятся и сделают это, мы свершим десять более важных дел. Пусть их сопротивление будет нам необходимым стимулом, но не тормозом. Их противодействие нам необходимо для поддержания боевого духа и готовности, но не более. Никогда не ослабляйте натиск. Чем жестче сопротивление гоев, тем значительнее наши издержки, тем выше должен быть наш доход и наши накопления. *Наша сегодняшняя прибыль должна окупать возможные утраты в будущих погромах, которые время от времени происходят в каждой стране.* Пусть гои сегодня платят за то, что где-то возьмут часть своего обратно. Мы всегда готовы уйти от гнева и ненависти гоев, уйти туда, где нас примут в расчете оживить экономику нашими капиталами. Периодическая смена стран в поисках более благоприятных условий существования является частью нашей стратегии. В этом заключается символ "ВЕЧНОГО ЖИДА" - Агасфера - неиссякаемого оптимиста и вечного странника. Но уйти мы должны, если надо будет, не бедными и больными, а здоровыми и богатыми. Деньги - это наши ноги. Мы смещаем свой центр тяжести туда, куда предварительно переведены наши деньги, наш капитал. Окрепнув материально в странах рассеяния, собрав с них свою дань, время от времени мы собираемся на земле своих предков для того, чтобы укрепить наш дух, наши силы, наши символы, нашу веру в единство. Мы собираемся для того, чтобы снова разойтись.[B] И так во все века. (ИЗДАНО В ТЕЛЬ-АВИВЕ В 1958 ГОДУ).
ОТ РЕДАКЦИИ. Этот катахезис (наставление, поучение) многие годы ходит по рукам, будучи нигде не опубликованным у нас в официальной печати. Редакция предлагает читателям высказать свою точку зрения. Газета "Русские Ведомости" э 1.
  
#34 | Андрей Рыбак »» | 13.10.2011 12:18 | ответ на: #33 ( Фокин Сергей ) »»
  
0
С Праздником Покрова Богородицы.
  
#35 | Фокин Сергей »» | 13.10.2011 12:33 | ответ на: #34 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
И тебя, Андрей, с Праздником!
Этот день в нашей семье особый. Родилась мать моих детей и самый близкий человек. Есть за кого биться со Злом и с кем строить Новую Россию. Особенно сейчас, когда просыпается народ, срываются последние маски и все становится как на ладони. Потому и Богородица все чаще на иконах с мечами, что время Последней Битвы пришло!
С БОГОМ и с Царицей Небесной!
  
#36 | Андрей Рыбак »» | 13.10.2011 12:35 | ответ на: #35 ( Фокин Сергей ) »»
  
0
Как не странно и у меня мать моих детей родилась тоже в этот день. =)

Без Любви всё ничто и все дороги в ад.
  
#37 | Фокин Сергей »» | 13.10.2011 12:47 | ответ на: #36 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Тогда, - С Особым Праздником!
Да будет Воля Твоя, Господи, как на Небе, так и на земле!
С любовью!
  
#38 | Андрей Рыбак »» | 13.10.2011 12:53 | ответ на: #37 ( Фокин Сергей ) »»
  
0
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites