Умная молитва: преподобый Порфирий Кавсокаливит

Умная молитва: преподобный Порфирий Кавсокаливит


Сподобил меня Господь, посетить скит Кавсокаливия, что на Афоне. Здесь, посетив пещеру основателя скита, св. Максима, отец Хризостом (гречески монах) познакомил нас с интересными фактами из жизни замечательного старца Порфирия Кавсокаливита. Это необычайный святой. Вся его жизнь, это сплошная радость во Христе Иисусе. Этот святой настолько был предан Христу, что со спокойствием говорил: если угодно Тебе Боже, чтобы поселить меня в аду, то пусть будет так, как угодно воле Твоей. Так же св. Порфирий говорил, что не надо иметь в себе страха перед Богом - страх разрушает и ввергает человека в уныние. Но - сколько бы раз ты не упал, столько же раз вставай и моли Бога, чтобы он вразумлял тебя. "Страх Божий" - надо понимать как смирение. и т.д.
В этом отрывке я передал своими словами поучения старца. Наверняка я сделал это нерадиво. Однако, прочтите отрывок из Слова о молитве, св. Порфирия и отрывки из его поучений и если вам будет угодно, то сделайте свои выводы.
С любовью во Христе.


св. преподобный Порфирий Кавсокаливит (7 февраля 1906 – 2 декабря 1991)


Будем кротко держать в своем уме Христа, творя молитву


Умная молитва бывает лишь у того, кто получил благодать Божию. Нельзя творить молитву с мыслью: «Я научусь ей, я достигну ее», потому что так мы можем прийти к эгоизму и гордости. Необходим опыт, пламенное желание, но и целомудрие, внимание и здравомыслие, что бы молитва стала чистой и богоугодной. Один лишь помысел: «Я преуспел» - портит всё. По какой причине нам гордиться? У нас нет ничего своего. Это всё тонкие темы.

Молитесь, не составляя в уме своем никаких образов. Не представляйте себе Христа. Отцы подчеркивают, что молиться надо безОбразно. Составляя образ, легко впасть в заблуждение, потому что в этот образ может вмешаться другой образ. Вероятно, лукавый может привнести свой образ, и тогда мы потеряем благодать.

Молитва совершается умом в глубине сердца, а не в устах, чтобы не произошло рассеивания, чтобы ум не блуждал, то там то тут. Спокойным образом мы поместим в свой ум Христа, говоря кротко: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Не думайте ни о чем, кроме слов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Ни о чем другом, ни о чем.

Молитесь спокойно, с открытыми глазами, чтобы обезопасить себя от мечтаний и прелести, молитесь со вниманием и посвящением себя Христу. Творите молитву кротко и не все время, но когда есть расположение и состояние умиления, что является даром Божественной благодати. Без благодати человек сам себя гипнотизирует и может впасть и в видение света, и в прелесть, и в умственное расстройство.

Пусть молитва не будет принуждением. Давление может вызвать в нас внутреннее сопротивление, принести вред. Многие, совершая молитву с давлением, стали больными. Что-то, конечно, происходит, когда мы выдавливаем молитву, но это нездоровое явление. Не используйте искусственных способов. Не нужны ни маленькая скамеечка, ни преклонение главы, ни закрытые глаза. Многие говорят: «Сядь на маленький стульчик, склони голову, напрягись и сосредоточься — и все будет». Да где там… Это обман. Попробуйте и увидите. Нет необходимости как-то по-особому сосредоточиваться, чтобы творить молитву. Не нужно никаких усилий, когда обладаешь Божественной любовью. Где бы вы ни находились: на скамейке, на стуле, в автомобиле, — везде — в пути, в школе, в офисе, на работе — можете творить молитву Господи Иисусе Христе, помилуй мя спокойно, мягко, не надавливая, без напряжения. Итак, не привязывайтесь к месту. Все заключено в любви ко Христу. Если ваша душа повторяет с любовью эти пять слов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, — то не будет знать сытости. Это ненасытные слова! Всю свою жизнь повторяйте эти слова. В них столько животворных соков!

Кавсокаливия. Святая Гора Афон

Выдержка из книги старца Порфирия Кавсокаливита "Житие и Слова".


Поучения:

43. Давайте почувствуем Христа своим Другом! — Предложил старец. — Ведь поистине Он — наш Друг. Это Он Сам подтверждает, когда говорит: Вы — друзья Мои (Ин. 15, 14). Давайте взирать на Него и приближаться к Нему как к Другу.
Мы падаем? Согрешаем? Будем прибегать к Нему с любовью и доверием. Не со страхом, что Он покарает нас, но с тем дерзновением, которое дает нам ощущение в Нем друга. Скажем Ему: «Господи, я сделал это, пал, прости меня».

Но одновременно будем чувствовать, что Он нас любит, что принимает нас нежно, с любовью и прощает нас. Пусть грех не отлучает нас от Христа. Когда мы верим в то, что Он нас любит, а мы любим Его, то не чувствуем себя чужими и отделенными от Него, даже когда согрешаем. Мы убеждены в Его любви, и, как бы ни вели себя, мы знаем, что Он любит нас.

75. Меня часто осуждают, но я «…яко глух не слышах, и яко Нем не отверваяй уст своих» (Пс. 37:14). Молитесь о тех, кто осуждает вас. Говорите: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, – а не так: «Помилуй этого моего обидчика». Так в вашей молитве будете и вы – и тот, кто вас осуждает.
   Кто-то говорит вам что – нибудь обидное? Поймите, Бог знает это! Простирая свои руки к Богу, говорите: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Тем самым того человека, о котором вы молитесь, вы делайте единым с вами.
   Бог знает его глубинные проблемы и, видя вашу любовь, спешит ему на помощь

79. Бог вложил в душу человека силу. От человека зависит, как ее использовать – во благо или во зло. Если добро уподобить прекрасному саду, полному цветов, деревьев и трав, а зло – колючкам, силу же уподобить воде, тогда может произойти следующее: когда воду мы направляем в сад, тогда растут все растения, зеленеют и цветут, оживают. В то же время колючки, не получая воды, засыхают и пропадают. И наоборот…
   Итак, не нужно заниматься колючками. Не увлекайтесь изгнанием зла. Христос желает видеть нас такими, чтобы мы не занимались страстями и врагом. Направляйте воду, то есть всю силу своей души, на цветы и тогда будете радоваться их красоте, благоуханию и свежести.

80. Служить Богу мы легко можем и бескровно. Есть два пути, ведущие нас к Богу: суровый и утомительный, с отчаянными выпадами против зла, и легкий, с помощью любви. Многие выбрали этот суровый путь и «пролили кровь, чтобы приять Дух», так что достигли великой праведности. Я же нахожу, что наиболее короткий путь этот – путь любви. И вы последуйте ему.

89. Пусть душа ваша предается молитве Господи Иисусе Христе, помилуй мя во всех ваших недоумениях, о всех и за вся. Не смотрите на случающееся с вами переживание, а смотрите на свет, на Христа, как ребенок смотрит на свою мать, когда с ним случается что-то плохое…. Видели?!
   На все смотрите без расстройства, без скорби, без переживания, без зажатости. Важно научиться не давить на себя и не зажиматься. Все ваши усилия пусть будут заключаться в том, чтобы стремиться к свету, достигать света. Вместо того чтобы предаваться расстройству, которое не от Духа Божия, предавайтесь славословию Бога.

107. Давайте будем бескорыстно раздавать всем свою любовь, не обращая внимания на их отношение. Когда войдет в нас благодать Божия, тогда мы не будем интересоваться тем, любят нас или нет, хорошо ли с нами разговаривают. Мы будем ощущать необходимость любить всех. Это эгоизм – желать, чтобы другие люди любезно с нами разговаривали. Пусть противоположное поведение не огорчает нас.
   Позволим другим разговаривать с нами так, как они чувствуют. Не будем просить любви, – говорил Старец. – Наше стремление должно быть направлено на то, чтобы любить их и молиться за них от всей души. Тогда мы заметим, что все нас любят без всяких усилии с нашей стороны, без нашей просьбы о любви с их стороны. Они будут любить нас свободно и искренне от глубины сердца, без насилия с нашей стороны. Когда мы любим, не стремясь, чтобы любили нас, тогда все будут собираться вокруг нас, как пчелы. Это действенно для всех.

Бог предвидит, но не предопределяет


125. Бог по Своему всесилию и всеведению знает все, знает, что произойдет в будущем, но Он неповинен в зле. Бог предвидит, но не предопределяет. Для Бога не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Все обнажено и открыто пред Ним. Как говорит об этом апостол Павел: «Все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4:13).

   Всеведущий знает и добро, и зло. Как благой по естеству, Он содействует добру и чужд зла. А раз Он чужд зла, то как Он может предопределять ко злу? Бог сотворил все весьма хорошим и всему дал доброе, святое предназначение….

129. Пользуйтесь прекрасными мгновениями! — Просил Старец Порфирий. — Они располагают душу к молитве, делают ее тонкой, благородной, поэтичной. Проснитесь утром, чтобы посмотреть, как солнце встает из моря — все в багряной порфире. Когда вас воодушевляет прекрасное место, церковка, что-нибудь еще дивное, не останавливайтесь на этом, идите дальше, переходите на славословие за всю красоту, чтобы жить одним лишь Прекрасным. Все снято: и море, и купание, и пища. Радуйтесь всему. Все нас обогащает, все направляет нас к великой Любви, все нас приводит ко Христу.

   Обращайте внимание на все, что создал человек: на дома, на здания, маленькие или большие, на города, на деревни, на людей, на их культуру. Спрашивайте, пополняйте свои знания обо всем, не оставайтесь равнодушными. Это будет помогать вам более глубокому изучению чудных свойств Божиих. Все это бывает хорошим поводом соединить нас со всем и со всеми.

   Причины для благодарности и молитвы Господу предоставляются во всем. Живите среди природы, среди всего. Природа — это таинственное Евангелие. Но когда внутри человека нет благодати, тогда не поможет ему и природа. Природа нас пробуждает, но она не может привести нас в рай.

129. Духоносец — тот, кто имеет Духа Божия, замечает все, мимо чего проходит. Он весь — зрение, весь — обоняние. Все чувства живы, но живы в Духе Божием. Он иной. Он все видит и все слышит: видит птиц, камни, бабочку… Проходя мимо, чувствует все, аромат, например. Живет во всем: среди бабочек, пчел. Благодать делает его внимательным. Он хочет быть со всем вместе.

132. Если Бог позовет меня в рай, то, по благодати Божией, там я буду более «рельефно», то есть, сильнее, чем здесь на земле, ощущать радость и славу Божию. Я не знаю, сколько лет еще проживу. Пять, десять, пятнадцать? Сколько буду жить, буду радоваться радостью Христовой. Ведь мы Им живем и движемся и существуем. Я не забочусь специально о том, чтобы мне жить, и не думаю о том, сколько проживу и не молюсь о том, чтобы мне жить. Я предоставил это целиком Божией любви. Я принадлежу Господу, как в этой жизни, так и в другой. Живём ли, или умираем – [всегда] Господни. Бог будет решать нашу посмертную участь. Я готов к смерти и не хочу принимать в своём уме помыслы отчаяния, помыслы об адских мучениях и тому подобного. Как я вам уже говорил, когда однажды я находился при смерти, меня внутри наполняла радость о предстоящей встрече с Христом.

134. Многие говорят, что жизни вечной не существует. Но это не правда. Мы видим вечную жизнь и живем ею каждый день. В том, что есть другая жизнь, я уверен больше, чем в том, что завтра утром взойдет солнце. Это так и есть! Ведь мы видим ее, мы живем ею на опыте и о ней нам свидетельствуют такие очевидцы, как Евангелист Иоанн Богослов: …дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. По благодати Божией я «вижу», что усопшие люди живут и радуются во свете. Другая жизнь прекрасна!


(фрагменты выделены мной)

П.С. Книгу преподобного Порфирия мне подарил замечательный человек, насельник Святой Горы, отец Хризостом.

отец Хризостом

Генов Сергей

http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=102767

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites