Апостол Любви.


Св.апостол и евангелист Иоанн был сыном Зеведея и Саломии, родственницы Пресвятой Девы Марии. Когда Иисус Христос стал собирать Себе учеников, Иоанн был одним из первых. Спаситель призвал его из учеников Своего Предтечи. Иоанн был любимым учеником Господа, ибо и он любил Господа более других, он один последовал за Христом до самого Креста и готов был принять смерть рядом с Ним. «Апостол любви» — называли его люди. Почему именно его, разве другие апостолы не несли любовь?

Размышляет благочинный Красносельского благочиния, настоятель храма прмч.Андрея Критского протоиерей Валерий ШВЕЦОВ.

— До последнего вздоха св.апостол Иоанн Богослов не уставал повторять: «Детки! Любите друг друга!» Ученики удивлялись, почему он повторяет одно и то же. Апостол ответствовал: «Это — главная и самая необходимая заповедь Господня. Если бы её только исполнять — этого было бы довольно». Конечно, у Бога много всевозможных свойств, и разные апостолы вмещали их в той или иной степени. Но именно Иоанн Богослов больше других вместил в себя существеннейшее свойство Божие — Любовь, в котором, как ни в каком другом, во всей полноте отражается сущность Божия. Юный девственник Иоанн безоговорочно отдал сердце Богу, посвятил себя целиком служению Христу. Ведь знает Бога тот, кто Его любит и общается с Ним как с личностью, насколько это возможно человеку, а не тот, кто постиг книжно-богословские премудрости. Поэтому мы вслед за Иоанном говорим, что Бог — это любовь. На любви построено всё. Как говорят Св.Отцы, любовь — это крест, и этот крест положен в основание творения мира.

Другие апостолы тоже проповедовали и несли любовь. Но мы ведь говорим о полноте вмещения этой любви. И в Царствии Божием Христос взирает и будет взирать на мириады святых, всех будет приветствовать, со всеми будет беседовать, на всех будет изливать свет Своей Любви, но каждый будет вмещать эту Любовь в той степени, в какой ему это доступно. И никто никому не будет завидовать. Так, прп.Силуан рассказывал, что если бы мгновение встречи с Богом, когда его объяла любовь Божия, продлилось чуть дольше — он просто потерял бы себя, растворился, умер, сгорел бы, как не готовый вместить в себя ЭТО.

— В иконописи за ап.Иоанном утвердился символ орла. Нет ли здесь переклички с гороскопами — там овны, скорпионы, львы… в Православии — лев, вол, орёл? Почему с Ангелом не сравнить?

— Так ведь мы ангельский мир не видим, не знаем. Нам проще делать сравнения из мiра, который Бог создал специально для людей и который есть выражение Божественной любви. Поэтому мы и учимся через человеков, а не Ангелов, и исповедуемся не Ангелам, а человекам. Если бы мы исповедовались Ангелам — они бы нас даже не поняли! А возможно, не смогли бы простить наши грехи, поскольку сами чисты и не понимают природу нашей немощи, и были бы к нам безпощадны: «А почему ты солгал, своровал, осудил?..» А священник понимает немощи человека, сопереживает его падению, ибо и его природа ко греху удобопреклонна. Как понять это чистейшему Ангелу? Чтобы понять и простить, чтобы дать полезный совет, надо самому пройти этот путь. Кстати, не всякий священник это может. Человеку, родившемуся тишайшим ягнёнком, трудно дать совет, как стать таким же, ибо он не понимает, как можно поступать иначе! А тот, кто родился львом и получил добродетели путём деятельного восхождения, кому пришлось укрощать себя постом и молитвой, чтобы стать смиренным, кто познал падения и восстания, тот понимает грешного человека и может посоветовать, как достичь того же.

Орёл — это символ парения богословской мысли Иоанна, оторвавшегося от земного и суетного. Он настолько приблизился к своему Учителю, что Спаситель стал центром его жизни. Поэтому Иоанну было многое открыто, было дано возноситься мыслию к Престолу Божию и смотреть на мiр как бы глазами Господа.

— Однако же в Евангелии есть интересный момент: когда Христа сняли с Креста и положили во гробе, Иоанн вернулся к своему занятию рыбака, а не пошёл проповедовать Слово Божие…

— Апостолы после получения благодати Духа Святаго тоже не сразу вышли на проповедь: они постились и молились, ещё и ещё очищая душу. Поэтому у нас сейчас есть Петров пост, который начинается сразу после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы. И ап.Иоанн тоже, видимо, пребывал какое-то время во внутренней работе над собой, чтобы Слово Божие ещё глубже и полнее в него вместилось, чтобы его самого как бы не стало, а изливалась бы через него чистая Божественная Любовь. Так было и у Иоанна Предтечи, который отрёкся от всех земных благ, от своего личного «я», став голосом Того, Кто шёл следом. Кроме того, Иоанн Богослов и апостолы должны были сделать свой выбор. Ведь каждого из нас Господь к чему-то призывает, но мы должны ответить, а для этого надо время. Я помню, прежде чем принять сан священства, три года вынашивал эту мысль. Мне надо было созреть.

— А цель написания Откровения (Апокалипсиса)? Читаешь — мороз по коже подирает, и понимаешь, что недостоин Царствия Небесного и что вряд ли сумеешь выдержать все испытания. Страшно.

— Откровение — это пророческая книга, последняя из числа новозаветных. Иоанн Богослов писал её на о.Патмос, куда был сослан императором Домицианом за свидетельство об Иисусе Христе. В один воскресный день Иоанн был в духе, и в этом сверхъестественном состоянии тайнозрения ему явился Христос и повелел описать представляющиеся видения, открыв ему будущую судьбу Христианской Церкви и всего мiра в различных символических образах. Цель — утешить верующих среди гонений и рассеять опасения их насчёт будущности христианства, на которое со всех сторон ополчаются иудеи, язычники и лжеучители (Откр.11,1—20;13,11—19). Ап.Иоанн рассказывает о брани змия — древнего искусителя — с Агнцем-Искупителем, о полной и окончательной победе Агнца и будущем обновлении мiра. И заканчивается книга словами, которые несут надежду: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Откр.22,20—21).

— Иисус сказал ап.Петру об Иоанне: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того?.. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрёт» (Ин.21,22—23). После смерти Иоанна ученики открыли могилу и не обнаружили его тела. Иоанн взят на Небо с телом, как Илия, Енох, Богородица?

— Иоанн в такой полноте вместил в себя Свет и Славу Господню, в какой возможно было в те времена, на заре новозаветного человечества. Он уже как бы не жил на земле, вся его жизнь была в Боге и с Богом. Его соплеменники-единоверцы понимали это. И если бы тело ап.Иоанна было оставлено на земле, его, возможно, обожили бы и поклонялись, как Богу. Некоторые богословы считают, что так произошло бы и с телом св.пророка Божия Моисея, если бы его соплеменникам было известно место его захоронения.

Что касается Богородицы… Её тело также не осталось на земле. Почему? Дионисий Ареопагит писал о встрече с Ней своему учителю ап.Павлу: «Когда я… был приведён пред лицо Пресвятой Девы… от Её благодати изнемогло моё сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счёл Её истинным Богом». Вот оно как!.. А если бы Её тело осталось? Из Неё, возможно, сделали бы Божество. Ведь католики сегодня стоят на грани обожествления Приснодевы, забывая, что Она была всё-таки земной женщиной.

— Мне кажется, наоборот, из Неё не могли бы сделать Божество, поскольку Божество не может умереть… И ведь поклоняемся мы мощам. Вот и поклонялись бы мощам Богородицы и Иоанна Богослова.

— Так ведь тогда не было ещё культа почитания и поклонения св.мощам. Случалось, хранили мощи мучеников, как честную главу св.Иоанна Предтечи. Позже на месте обретения мощей храмы строили. Но вспомните, ап.Иоанн жил ещё два поколения после смерти тех, кто видел Христа, — все они к концу 60-х годов приняли мученический венец. И его — последнего апостола — самовидца Господа, общавшегося с Ним вживую, — люди так почитали, что останься его тело после смерти на земле, могли перейти грань и начать не только почитать его св.мощи, но поклоняться им — воздавать почести, которые нужно воздавать только Единому Богу.

— Как же понимать слова Евангелия: «…ученик тот не умрёт»?

— Разве может умереть тот, кто всю свою жизнь, все свои помышления, всего себя соединил с Источником Жизни, со Словом Божиим? А если он имел это первое воскресение ещё в этой временной жизни (речь о душе), то для него уготовано и второе воскресение: он и в теле воскреснет, и душа его соединится с телом.
Что касается того, что сталось с его телом, было ли оно взято на Небеса… Свт.Димитрий Ростовский, составляя житие ап.Иоанна, писал: «Когда апостолу исполнилось более ста лет… ученики его, согласно его воле, выкопали ему крестообразную могилу… Апостол сказал: «Возьмите землю и покройте меня ею». И поцеловали его ученики и покрыли его до колен, а когда он снова поцеловал их, то покрыли его даже до шеи, положили на лице его покрывало, и, поцеловав ещё, с великим плачем покрыли совсем. Услышав об этом, братия пришли и раскопали могилу, но ничего не нашли…»

Мы ведь и о Матери Божией не знаем, где Её тело… Видимо, это тайна, которую нам не полезно знать. Вспомните, как на вопрос Петра об Иоанне: «Господи! а он что?» Иисус ответил: «Что тебе до того? ты иди за Мною». Вот и мы должны идти за Христом. Для нас главное — пример жизни Богородицы и Иоанна Богослова, подражание им, чтобы, как они, приобрести внутреннее воскресение. И помнить слова апостола любви Иоанна: «Любите друг друга! Если соблюдёте только эту заповедь Господню, то и довольно».

9 октября — Преставление евангелиста и Апостола Иоанна Богослова

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites