Прп. Нил Сорский. О восьми главных страстях и о победе над ними

прп. Нил Сорский

Прп. Нил Сорский. О восьми главных страстях и о победе над ними



О МЫСЛЕННОЙ В НАС БРАНИ

1. Как авва Нил разделяет мысленную в нас брань?

Он именует несколько видов ее. "Различно в нас происходит борьба, или брань мысленная, сопровождаемая победою или поражением, учат святые Отцы: прежде возникает представление помысла, или предмета (прилог), потом принятие оного (сочетание), далее - согласие с ним (сложение), за ним - пленение, или порабощение от него, и, наконец, страсть".

2. Что называют святые Отцы прилогом"?

"Прилогом святые Отцы (Иоанн Лествичник, Филофей Синаит и другие) называют помысл простой, или воображение какого-либо предмета, вдруг в сердце вносимое и уму предстающее. Св. Григорий Синаит говорит: "Прилог есть внушение, от врага происходящее: сделай то или другое, как то было Самому Христу Богу нашему: рцы, да камение сие хлебы будут (Мф. 4, 3). Или проще сказать: это какая-либо мысль, на ум человеку пришедшая. И таковой прилог называется безгрешным, не заслуживающим ни похвалы, ни осуждения, потому что он не от нас зависит. Ибо не возможно, чтобы не было приражения нам вражеских козней, говорит Симеон Новый Богослов, после того, как диавол с бесами получил доступ к человеку, за преслушание удаленному из рая и от Бога, а в сем состоянии удаления он может колебать мысли и ум всякого. Разве одни совершенные и восшедшие на высокую степень духовной жизни могут пребыть непоколебимыми, и то на время, говорит святый Исаак".

3. Что называется в брани духовной сочетанием?

"Сочетанием св.Отцы называют собеседование (соглаголати) с пришедшим помыслом - страстное или бесстрастное- или принятие мысли, от врага принесенной, удержание оной, согласие с нею и произвольное допущение пребыть ей в нас. И это святые Отцы уже не всяко почитают безгрешным. Если же кто в таком обстоятельстве поступит как должно, то может заслужить похвалу и Богу благоугодить. А для сего будем поступать так: если не отринешь в самом начале лукавого помысла, но удержишь его в себе, и враг станет порабощать тебя ему страстно, то старайся противопоставить ему помыслы противные - благие. Как же противопоставлять злым помыслам благие и сими одолевать первые, о сем, аще Бог вразумит, скажем впоследствии".

4. Что называется сложением в мысленной брани?

"Сложением св. Отцы называют благосклонный от души приём помысла, в нее пришедшего, или предмета, представившегося ей. Это бывает, напр., тогда, когда кто-либо мысль, врагом порожденную, или предмет, от него представленный, примет, с ними вступит в общение чрез мысленное разглагольствование, и потом склонится - расположится в уме своей поступить так, как внушает вражий помысл. О вменяемости сего св. Отцы рассуждают по той степени и мере духовного возраста, в коих находится подвизавшийся. Именно: если кто достиг некоторого преспеяния и удостоился получить от Бога помощь и силу отревать помыслы лукавые, но не отженет их по лености и небрежению, таковому не безгрешно сие. Если же новоначальный и к отреянию прилетов и наведений лукавого еще бессильный склонится несколько на сторону лукавого помысла, но вскоре, раскаясь и зазревая себя, исповедует сие Господу и Его призовет на помощь, по глаголу сему: исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его (Пс. 104, 1), то ему Бог прощает ради милости Своей за немощь его. Вот что Отцы сказали о сложении мысленном, об уступке, о склонении на сторону помысла, когда кто-либо из подвизающихся, хотя бывает побежден в мысли, но когда корень ума его (во глубине сердца своего) твердо стоит в том, чтобы самим делом не согрешить и беззакония не совершить. И это есть первый вид сложения".

5. А второй вид сего состояния души инока в чем состоит?

"В том, говорит св. Григорий Синаит, когда кто волею своею приемлет вражия, т.е. от врага наносимые мысли и, согласуясь и сдружаясь с ними, побеждается от них так, что уже не токмо не противоборствует им, но решается исполнить по внушению страсти, и если не исполняет самим делом почему-либо, как по неулучению времени или места или по иной причине. Таковое состояние души весьма виновно и подлежит запрещению".

6. Как рассуждает преподобный Нил о том состоянии иноческой души, которое называется пленением?

"Пленение есть, когда сердце насильно и против воли устремляется к нашедшему помыслу и, водворяя его в себе, чрез то ниспадает из своего духовного настроения. В первом случае, когда умом овладевают помыслы, и он насильно и против твоего желания уносится лукавыми помыслами, - ты вскоре, Божией помощию, удерживаешь его и возвращаешь его к себе и к делу своему. Второй случай бывает тогда, когда ум, как бы бурею и волнами подъемлемый и отторженный от благого своего устроения к злым мыслям, уже не может придти в тихое и мирное состояние. Это обыкновенно происходит от рассеянности и от излишних неполезных бесед".

7. Как преподобный Нил учит о вменяемости воздействовавшего злого помысла?

"Она различна, смотря по тому, когда и как помысл внедряется в душу и действует: во время ли молитвы или не во время молитвословия келейного и соборного; средний ли то - безразличный, не греховный помысл, или прямо злой. Если ум находится в плену лукавых помыслов во время молитвы, это очень виновно и осудительно: потому что во время молитвы ум должен быть весь обращен к Богу и внимать молитве и всяких сторонних мыслей отвращаться. Если же не во время молитвы и в необходимых для жизни потребностях входят в душу мысли и в ней остаются, то таковое состояние безгрешно. Ибо и святые благословно и безвинно исполняли необходимое для жития телесного. Во всяком сего рода помысле ум наш, если соблюдает себя в благочестивом устроении, бывает с Богом (неразлучен), говорят Отцы. От лукавых же мыслей да отвращаемся".

8. Что называет преподобный Нил страстью?

"Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми. Это происходит, когда враг очень часто представляет человеку какую-либо вещь или лицо, питающие страсть, и воспламеняет его к (исключительному) люблению их или так, что волею-неволею человек мысленно порабощается им. Причиною сего, как мы сказали, бывает, по небрежению и произволению, долговременное занятие предметом. Страсть непреложно подлежит во всех ее видах или покаянию, соразмерному с виною, или будущей муке. Подобает убо каяться и молиться о избавлении от всякой страсти. Ибо всякая страсть подлежит муке не за то, что подверглись брани от нее, но за нераскаянность. Ибо ежели бы токмо за брань врага было сие, то не могли бы некоторые получить избавления, не достигнув еще совершенного бесстрастия, говорит Петр Дамаскин. Обуреваемому какою-либо страстию подобает всеусиленно ей противиться, сказали Отцы. Возьмем, например, страсть блудную. Кто борим этою страстию к какому-либо лицу, тот пусть всячески удаляется от него, удаляется и от собеседования и сопребывания с ним и от прикосновения к его одежде и от обоняния аромата его одежд. Кто не соблюдет себя от всего этого, тот образует страсть и любодействует мысленно в сердце своем, сказали Отцы: он сам в себе возжигает пламя страстей, вводя и приемля лукавые помыслы, как некие звери".

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 20.05.2018 18:04
  
3
Преподобный Василий Поляномерульский. День памяти - 8 мая

Преподобный Василий Поляномерульский. День памяти - 8 мая


Поучения преподобного оказали значительное влияние на русское и румынское монашество. Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник признавали прп. Василия наряду с прп. Паисием Величковским, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов старца всем желающим «успешно заняться Иисусовою молитвою».

Преподобный Василий Поляномерульский (Пояномэрульский) родился около 1692 года, предположительно в Украине. С ранней юности он был охвачен стремлением к уединению и молитве. Основные сведения о его жизни содержатся в «Автобиографии» прп. Паисия (Величковского). Как сообщает этот источник, до переселения в Валахию прп. Василий жил в России и в Мошенских горах, вблизи Киева. По-видимому, он покинул родину в 1710‑е или 1720-е годы, когда для русских иноков настали особенно трудные времена (так, реформа 1724 года запрещала жительство монахов в пустынях!). В то же время на польских землях православные обители подвергались притеснениям католиков и униатов. Это объясняет переселение в XVIII веке многих православных иноков, как русских, так и украинцев, на территорию Молдовлахийского княжества, где они встречали благожелательное отношение гражданских и церковных властей.

Прп. Василий поселился в Дэлхэуцком скиту, где вокруг образованного богослова и прозорливого духовного наставника постепенно стали собираться монахи. Он руководил этим скитом несколько лет, и там же он был рукоположен во иерея. Число братии все росло, и около 1730 года искавший уединения и нерассеянной молитвы прп. Василий покинул скит и с несколькими иноками поселился в пустынном месте у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат. С согласия Рымникского монастыря, владевшего этими землями, и господаря Валахии Николе Маврокордата он начал возведение Поляномерульского скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В новом скиту были установлены скиту общежительные правила Св.Василия Великого, богослужение совершалось по афонскому уставу, в согласии с обычаями других румынских обителей. Прп. Василий добился для скита статуса ставропигинальной обители. Тем самым он перешел непосредственно в ведение Валашского митрополита, который имел право вмешиваться в монастырские дела только в случае уклонения братии от православной веры.Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдовлахии, в целом же под духовным руководством его главы находились 11 скитов и пустыней.

В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон (будущий преподобный Паисий Величковский). Он прожил в братстве более трех лет и оставил свидетельства о благочестивой жизни учеников прп. Василия. Поляномерульский подвижник в значительной мере предопределил путь прп. Паисия, хотя тот и не был в непосредственном послушании у старца. Они встречались, когда прп. Василий навещал своих учеников в других обителях, побуждая их к аскетическим подвигам и ежедневному чтению святоотеческих писаний. В 1746 году прп. Паисий ушел на Афон, но его духовное общение с Василием Поляномерульским не прервалось. На Святой Горе у преподобных Василия и Паисия был общий духовник - старец Даниил. Сам Василий много раз бывал на Афоне и во время своего второго пребывания там постриг прп. Паисия в малую схиму. Рассказывая ему об опасности уединенной жизни, он советовал ему предпочесть общежитие, которое позволяет монаху обнаружить собственные слабости, познать свою меру и покаяться, каждый день обращаясь с молитвой ко Господу, чтобы сподобиться Его благодати. Расставаясь с Паисием, старец Василий передал ему суть того образа жизни, которого ревностно придерживался сам. Духовные связи между подвижниками прослеживаются и после переселения прп. Паисия в Молдавию в 1763 году.


Помимо молитвы, монахи Поляномерульского скита занимались переводами творений Святых Отцов, таких как свв. Исаак Сирин, Иоанн Лествичник, Григорий Синаит, Исихий и Филофей Синаит. К сочинениям трех последних старец Василий составил предисловия, в которых разъяснял, как именно следует понимать их слова о молитве Иисусовой. Он писал, что, дабы эта молитва была услышана, следует поступать по примеру евангельской вдовы, которая взывала днем и ночью, умоляя судью оказать ей справедливость (Лк. 18: 1). Скрипторий Поляномерульского скита способствовал тому, что в XVIII–XIX веках сочинения прп. Василия стали широко известны во многих обителях Румынии и России, оказав значительное влияние на иноческую жизнь в этих странах. Дошел до нас и автограф самого подвижника — патристический сборник, содержащий «Предисловие» старца к творениям прп. Григория Синаита (Библиотека Академии наук Румынии, Славян. № 756). Хотя святой отдавал предпочтение Иисусовой молитве, он настаивал также на важности церковных служб по Типикону, однако продолжительность их, считал он, должна быть умеренной. Именно это соединение исихастской традиции с правилами общежительного устава было в полной мере осуществлено учеником старца Василия — прп. Паисием Величковским.

В 1757 году святой Василий путешествовал в Яссы, где получил помощь для Поляномерульского скита от господаря Молдавии Константина Раковицэ. В 1764 году он разделил Поляномерульское братство на румынское и русское. Причину этого святой объяснил в своем «Завещании»: так как со временем румынская братия стала превосходить по численности русскую, а богослужение в скиту совершалось на церковнославянском языке, то румыны просили старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Считая эту просьбу справедливой, он предложил румынским инокам остаться в скиту, а сам с учениками-славянами намеревался перейти в другое место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за преподобным Василием право остаться в основанной им обители.

25 апреля 1767 года старец Василий преставился в небесные обители и был погребен в Поляномерульском скиту.
Почитание Василия Поляномерульского было официально признано Румынской Православной Церковью в 2003 году. В месяцеслов Русской Православной Церкви имя прп. Василия внесено согласно определению Священного Синода РПЦ от 21 августа 2007 года.
Поучения преподобного оказали значительное влияние на русское и румынское монашество. Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник признавали прп. Василия наряду с прп. Паисием Величковским, писателем, авторитетным в вопросах аскетического делания, тонким изъяснителем умной молитвы. Святители рекомендовали чтение трудов старца всем желающим «успешно заняться Иисусовою молитвою».

Использованная литература:
1. Афонский русский Патерик. Российские святые, на Горе Афонской просиявшие и Святые афонцы, в России или в Свято-Пантелеимоновом монастыре просиявшие. Институт Русского Афона. М. 2015.
2. Русский Афонский Патерик. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Издательская серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков». Том 4. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2015. С. 442-444.
3. Василий Поляномерульский // Древо. Открытая православная энциклопедия: drevo-info.ru
4. Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. IV. - С. 692-694.
5. Савчук В. Старец Василий Поляномерульский // Азбука.ру

http://www.isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=2897
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites