Войти в добро. Поучения афонских старцев

Афонские старцы Ефрем Катунакский и Иосиф Ватопедский +

Войти в добро. Поучения афонских старцев

Оставаясь рабом дурных страстей, ум упивается чтением воз­вышенных духовных истин, воображая себя их творцом и владе­телем. Те, кто получил от Бога ум, как орудие более совершенное, чем у других, изощрились в толковании этих истин, оставаясь ослепленными своими пороками и страстями. Именно они убеди­ли мир считать их жрецами науки и хранителями книжных зна­ний. Невозможно рассказывать о свете, стоя спиной к свету. Невоз­можно толковать о Боге, не постигнув Его в прямом опыте. Все это будет лишь тень истины, которую мы сами отбрасываем, закрывая собою ее свет. Например, жрецы знания убеждают нас в необходимости борьбы со злом. Так ли это?

Многие наставления Святых Отцов прикровнены для нас. Напрмер, в Добротолюбии или поучениях современных старцев иногда встречается такое наставление: "Нужно научиться смотреть с добром на всех или видеть мир добрыми глазами. То есть нужно так видеть жизнь, как будто в ней нет зла..." Особенно это часто повторял прп. Паисий Святогорец: научитесь видеть в жизни только хорошее (притча о мухе и бабочке).

Тех, кто просто читает наставления Отцов, эти слова не очень волнуют: «Ну, это, видимо, как и Господь заповедал любить врагов, ничего особенного». Но для пытающихся воплотить поучения в жизнь, эти слова становятся камнем преткновения. Как это - не вдеть зла? Это что - жить в розовых очках? Наконец, как это применить в конкретной ситуации, например, когда близкий человек идет на конфликт, а промолчать нельзя? Как использовать это знание не в благочестивых мечтах, а в повседневных случаях нашей жизни, постоянной встречи с реальным злом?

Если женщине достаточно авторитетного совета, то мужчине нужно именно объяснить, почему он должен так поступать. Почему он должен не доверять своему видению жизни, а доверять этому странному совету? Мужчине нужно понять умом. В конец концов, весь мир с детства настраивает мальчика на борьбу со злом. И вдруг оказывается, что зла - нет?!

Ведь мир, действительно, переполнен злом. Злых людей в нем предостаточно. Тем не менее, все же войти в добро и не видеть зла - нужно. И это необходимо сделать любой ценой, потому что в таком вхождении заключается фундамент духовной жизни. Предлагаем вам наставления одного афонского старца, который объясняет эти аскетические понятия непривычными терминами и раскрывает онтологическую суть вхождения в добро:

http://www.isihazm.ru/?id=384&iid=2871

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 09.04.2018 23:51
  
5
Афонские старцы о ложных духовных ступенях

Редакция портала «Православная Жизнь» попросила митрополита Антония (Паканича), посетившего в рамках паломнической поездки Святую Гору Афон, рассказать, что ему известно о спасительной духовной лестнице афонских старцев.
– Афон – это всегда умиротворение и радость, пребывание на Святой Горе как глоток свежего воздуха. Здесь все радует глаз и сердце. Все мелочи и детали кажутся значительными и важными, любое движение насельников как будто о чем-то многозначительно говорит, каждое сказанное слово звучит иначе, весомее в этом пространстве, отзываясь эхом еще долго внутри.
На Афоне нет мелочей, здесь концентрация жизни, света, позитива и радости.
Несказанно рад каждой возможности соприкоснуться с жизнью афонских монахов, чему-то научиться, что-то узнать новое. Любая поездка всегда является толчком для нового витка в жизни.


Каждый раз возвращаешься обновленным и наполненным чем-то исключительно важным и светлым, тем, что долго искал. И потом с радостью вспоминаешь незабываемые краски, звуки и лики Афона: солнечные и приветливые, лучезарные и неунывающие лица насельников, залитый потоками солнца храм, фрески на стенах, сделанные будто вчера, отражающие солнечный свет золотом и пурпуром библейских одеяний. Все это еще долго сопровождает тебя по возвращении, ободряя и утешая.
Собранная на протяжении поездок по крупицам мудрость афонских монахов позволяет сделать определенные выводы и поделиться некоторыми из них.

Афонские старцы о покаянии
На Афоне главными добродетелями считаются покаяние и послушание. Особое внимание уделяют правильному покаянию. От этого зависит дальнейший путь спасения. К сожалению, у некоторых существует ошибочное представление о покаянии.
Покаяние – это вовсе не призыв человеку опустить голову и плыть по течению этой жизни. Покаяние не признак духовной слабости.
Духовно слабый человек никогда не сможет признать свои ошибки, только сильный духом способен к покаянию, потому что именно благодать Божия укрепляет его в этот момент.
Покаяние – удел мужественных.
Подлинное покаяние – это не дежурное перечисление своих грехов на исповеди, это осознание того, насколько они опасны для нашей души.


Чтобы прийти к истинному покаянию, нужно преодолеть злополучные круги своих страстей, которыми мы все обвиты, как в коконе, и хоть частично выбраться из них наружу, чтобы увидеть Божий мир и себя в истинном свете, а это под силу только сильным духом смельчакам, не побоявшимся бросить себе вызов, рискнувшим разорвать греховные путы, восстать против своей испорченной природы.
За каждым обвивающим нас кольцом открывается новое, но оно уже не так затеняет свет Божественной любви: с каждым кругом мы все ближе к Богу, мы свободнее, мы мужественнее, мы счастливее наконец.
Один из почитаемых афонских духовников старец Дионисий (Игнат) говорил, что благодать Святого Духа помогает, если мы мужественны; а если мы сразу же сникаем при искушении, тогда что делать? А искушений у нас так много, потому что искуситель – дух, он большой ловкач и обманывает нас с великой легкостью.
Покаяние – это возможность рассмотреть среди грязи и мусора величие души.


Афонские старцы о времени
На Святой Горе по-другому ощущается время. Здесь тысячелетия прикасаются к сердцу, глазам. Здесь настоящее пульсирует в каждом моменте, размеренно и четко, ты ясно слышишь его звонкое звучание, нет нужды заглядывать в будущее.
Но современный человек спешит жить в будущем, убегая от настоящего, он жаждет будущего и непрестанно говорит о нем. Он живет будущим. И собирается спасаться тоже в будущем. Настоящее и прошлое существуют только как доказательство существования будущего. И в этом ожидании проходит вся жизнь.
«Завтра, завтра, завтра… – слышно отовсюду. – Изменюсь завтра, начну завтра, полюблю завтра, отложу на завтра».
На Афоне есть только одно измерение – сейчас. И это спасительное измерение. Оно точно и правдиво.
Сейчас длится бесконечно. Сейчас состоит из молитвы и труда, добра и света, оно заполняет все пространство.


Довольствование настоящим ведет к смиренномудрию, т. е. полному подчинению себя воле Божией. Благодаря смиренномудрию нисходит на человека благодать Святого Духа.
Преподобный Паисий Святогорец учит, если не будет благодати Святого Духа, то человек ни на что не годен. Дух Святой есть Свет, божественный Свет. В этом вся основа…
Благодать – это та сила, которая делает человека свободным от страстей и похотей века сего, писал преподобный Симеон Новый Богослов.
Грех убивать время, грех откладывать спасение на завтра. Время – единственная непополняемая субстанция в нашей жизни. Каждая минута драгоценна и неповторима, она запечатлена навеки в Книге Жизни, вплетена в узор настоящего, без нее, как без недостающего пазла, не будет общей картины.

Афонские старцы о послушании
Послушание – это не стать фарисеем. Послушание предполагает, что главной и безусловной ценностью для человека является Бог.
«Сын мой! Отдай сердце твое Мне» (Притч. 23:26) – обращение Господа к каждому из нас. Если же сердце прилепилось к чему-то другому, Бог не может спасти такого человека.
Законник не ответит на призыв Господа.
Законник не может стремиться к жизни вечной. Бессмысленно надеяться только на закон, ибо законом невозможно достичь праведности (Рим. 7:22–23).
Соблюдение заповедей – это не послушание из страха или для галочки, это понимание заповедей как неизреченных даров Божиих, которые могут утешить нас на этой земле и даровать нам блаженство в жизни вечной.
Благодаря заповедям мы сохраняем человеческий облик, в противном случае все можем превратиться в диких зверей и напасть друг на друга.
Задача послушания – воспитать в себе любовь. К Богу и ближнему. И от этой любви возникает полное доверие Творцу, желание слушаться Его и исполнять заповеданное.
Без любви послушание и спасение невозможны.
Спасение – это результат, высшая точка наших отношений с Богом.


Подлинная религиозная жизнь предполагает только личные отношения человека с Творцом. Если человек, забывая о себе, начинает наставлять других и «спасать» их и Церковь – это признак духовной прелести.
Только если человек заботится о спасении собственной души, он заботится о всех. Когда человек спасается сам, вокруг него спасаются и другие.
Мы можем помочь своим ближним, если откроем свет Христов в своих сердцах и душах.
Именно так сами спасаются афонские монахи и помогают спасаться другим.
Записала Наталья Горошкова
Фото Серафима Росохи
Источник: pravlife.org
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites