7 апреля. Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы.

25 марта по старому стилю / 7 апреля по новому стилю
суббота
Страстная седмица.

Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы
Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (1925). Прп. Саввы Нового (1948). Иконы Благовещения Божией Матери (XVI).


Литургия св. Василия Великого.
Утр. – Благовещения: Лк., 4 зач., I, 39–49, 56.
Великой Субботы: 1 Кор., 133 зач., V, 6–8; Гал., 206 зач., III, 13–14. Мф., 114 зач., XXVII, 62–66.
Лит. – Великой Субботы: Рим., 91 зач., VI, 3–11. Мф., 115 зач., XXVIII, 1–20.
Благовещения: Евр., 306 зач., II, 11–18. Лк., 3 зач., I, 24–38.

На трапезе разрешается вино (рыба и елей не разрешаются).
Служба совершается по главе Типикона: «О томже празднице [Благовещения], аще случится в Субботу Великую» (см. Типикон, 26 марта).
На утрене – «Бог Господь», похвалы со стихами 17-й кафизмы, на три статии'. По кафизме – «Ангельский собор». Малая ектения и седальны. Полиелей. Величание праздника: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Прокимен и Евангелие праздника. Канон праздника и Великой Субботы. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы. 1-й припев праздника: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу». По 9-й песни канона и малой ектении – «Свят Господь Бог наш» и светильны праздника. После пения великого славословия Святая Плащаница обносится вокруг храма с пением погребального «Святый Боже...». Затем «Премудрость, про'сти...», тропарь «Благообразный Иосиф...». Тропарь пророчества. Прокимен, паримия, прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие (читаются перед Святой Плащаницей). После Евангелия – ектении: полная сугубая «Рцем вси...» и просительная (с молитвой главопреклонения). Отпуст утрени: «Иже нас ради человеков...». 1-й час.
На изобразительных Блаженны читаются. Литургия св. Василия Великого начинается вечерней. Вход с Евангелием. Прокимна нет, но сразу начинается чтение 15 паримий с пением припевов. Затем малая ектения, возглас «Яко Свят еси...» и далее – литургия. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крести'стеся...». Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен – Великой Субботы и праздника. После Апостола вместо «Аллилуиа» поется «Воскресни', Боже...». Священнослужители в это время переоблачаются в светлые облачения. Вместо Херувимской песни – «Да молчит всякая плоть человеча...». Задостойник «Не рыдай Мене, Мати...» (в храме Благовещения задостойник праздника). Отпуст литургии: «Христос, Истинный Бог наш...». По отпусте поются тропари «Благообразный Иосиф...», «Слава» – «Егда снизшел еси...», «И ныне» – «Мироносицам жена'м...» (гласовым распевом); молитва на благословение хлебов и вина, но без упоминания о пшенице и елее.
Во всех храмах Русской Православной Церкви по окончании Божественной литургии Великой Субботы следует возносить особую молитву «О мире на Святой Земле» (см. в «Богослужебных указаниях»)1.

Тропари Великой Субботы, глас 2:
Благообра́зный Ио́сиф,/ с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в и воня́ми,// во гро́бе но́ве покры́в положи́. Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́. Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.

Кондак Великой Субботы, глас 6:
Бе́здну заключи́вый мертв зри́тся,/ и сми́рною и плащани́цею обви́вся,/ во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Безсме́ртный,/ жены́ же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром,/ пла́чущия го́рько и вопию́щия:/ сия́ суббо́та есть преблагослове́нная,// в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.

Вместо Херувимской песни поем тропарь, глас 8:
Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо ца́рствующих и Господь госпо́дствующих прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. Предхо́дят же Сему́ ли́цы а́нгельстии со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, многоочи́тии Херуви́ми, и шестокрила́тии Серафи́ми, ли́ца закрыва́юще, и вопию́ще песнь: Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.

Тропарь Благовещения, глас 4:
Днесь спасе́ния на́шего глави́зна/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.
Кондак Благовещения, глас 8:
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Величание:
Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Задостойник, глас 6:
Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся и вознесу́ со сла́вою, непреста́нно я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющия.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Рим.6:3–11; Мф.28:1–20)

Господь спит во гробе телом, душою же сошел Он в ад и находящимся там духам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча.

Когда же снисшел Господь – все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай – только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большего совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех.

Благовещение и установление Таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, – тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистыя Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час Благовещения, положено основание Таинству Тела и Крови.

И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинною материю своею, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровию, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее.


Снятие с креста. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».
Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

В исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28


Благовещение Пресвятой Богородицы
7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. Благовещение Пресвятой Богородицы — в этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе — христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни.Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

История Благовещения Пресвятой Богородицы
Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года.

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.
Источник, возле которого произошло Благовещение

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.
В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение – это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название “Кириопасхи” (Кириопасха – Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология – Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.

В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апр. по григорианскому (“гражданскому”) календарю).

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II – 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века.
Благовещение, Рождество Христово, Сретение. XII в., монастырь святой Екатерины, Синай

Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.
Благовещение. Французская миниатюра конца XIII века

Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название “евангелисмос” появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. “день приветствия”, “возвещение” или “день/праздник Благовещения”; лат. “annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem” (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), “Mariae salutatio” (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий. Благовещение воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников (полное название – Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католичестве это праздник второго класса (полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis – Благовещение Блаженной Девы Марии).
Благовещение. Китайская икона, XVIII век

Смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы
Митрополит Сурожский Антоний:
“Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь”.


Святитель Тихон (Белавин) Московский и всея Руси, патриарх
Ва­си­лий Ива­но­вич Бе­ла­вин (бу­ду­щий пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си) ро­дил­ся 19 ян­ва­ря 1865 го­да в се­ле Клин То­ро­пец­ко­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии, в бла­го­че­сти­вой се­мье свя­щен­ни­ка с пат­ри­ар­халь­ным укла­дом. Де­ти по­мо­га­ли ро­ди­те­лям по хо­зяй­ству, хо­ди­ли за ско­ти­ной, все уме­ли де­лать сво­и­ми ру­ка­ми.

В де­вять лет Ва­си­лий по­сту­па­ет в То­ро­пец­кое Ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1878 го­ду, по окон­ча­нии, по­ки­да­ет ро­ди­тель­ский дом, чтобы про­дол­жить об­ра­зо­ва­ние в Псков­ской се­ми­на­рии. Ва­си­лий был доб­ро­го нра­ва, скром­ный и при­вет­ли­вый, уче­ба да­ва­лась ему лег­ко, и он с ра­до­стью по­мо­гал од­но­курс­ни­кам, ко­то­рые про­зва­ли его «ар­хи­ере­ем». За­кон­чив се­ми­на­рию од­ним из луч­ших уче­ни­ков, Ва­си­лий успеш­но сдал эк­за­ме­ны в Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную ака­де­мию в 1884 го­ду. И но­вое ува­жи­тель­ное про­зви­ще – «пат­ри­арх», по­лу­чен­ное им от ака­де­ми­че­ских дру­зей и ока­зав­ше­е­ся про­вид­че­ским, го­во­рит об об­ра­зе его жиз­ни в то вре­мя. В 1888 го­ду за­кон­чив ака­де­мию 23-лет­ним кан­ди­да­том бо­го­сло­вия, он воз­вра­ща­ет­ся в Псков и три го­да пре­по­да­ет в род­ной се­ми­на­рии. В 26 лет, по­сле се­рьез­ных раз­ду­мий, он де­ла­ет пер­вый свой шаг за Гос­по­дом на крест, пре­кло­нив во­лю под три вы­со­ких мо­на­ше­ских обе­та – дев­ства, ни­ще­ты и по­слу­ша­ния. 14 де­каб­ря 1891 го­да он при­ни­ма­ет по­стриг с име­нем Ти­хон, в честь свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го, на сле­ду­ю­щий день его ру­ко­по­ла­га­ют в иеро­ди­а­ко­на, и вско­ре – в иеро­мо­на­ха.

В 1892 го­ду о. Ти­хо­на пе­ре­во­дят ин­спек­то­ром в Холм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, где ско­ро он ста­но­вит­ся рек­то­ром в сане ар­хи­манд­ри­та. А 19 ок­тяб­ря 1899 го­да в Свя­то-Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры со­сто­я­лась хи­ро­то­ния его во епи­ско­па Люб­лин­ско­го с на­зна­че­ни­ем ви­ка­ри­ем Холм­ско-Вар­шав­ской епар­хии. Толь­ко год про­был свя­ти­тель Ти­хон на сво­ей пер­вой ка­фед­ре, но, ко­гда при­шел указ о его пе­ре­во­де, го­род на­пол­нил­ся пла­чем – пла­ка­ли пра­во­слав­ные, пла­ка­ли уни­а­ты и ка­то­ли­ки, ко­то­рых то­же бы­ло мно­го на Холм­щине. Го­род со­брал­ся на вок­зал про­во­жать так ма­ло у них по­слу­жив­ше­го, но так мно­го ими воз­люб­лен­но­го ар­хи­пас­ты­ря. На­род си­лой пы­тал­ся удер­жать отъ­ез­жа­ю­ще­го вла­ды­ку, сняв по­езд­ную об­слу­гу, а мно­гие и про­сто лег­ли на по­лот­но же­лез­ной до­ро­ги, не да­вая воз­мож­но­сти увез­ти от них дра­го­цен­ную жем­чу­жи­ну – пра­во­слав­но­го ар­хи­ерея. И толь­ко сер­деч­ное об­ра­ще­ние са­мо­го вла­ды­ки успо­ко­и­ло на­род. И та­кие про­во­ды окру­жа­ли свя­ти­те­ля всю его жизнь. Пла­ка­ла пра­во­слав­ная Аме­ри­ка, где и по­ныне его име­ну­ют Апо­сто­лом Пра­во­сла­вия, где он в те­че­ние се­ми лет муд­ро ру­ко­во­дил паст­вой: пре­одоле­вая ты­ся­чи миль, по­се­щал труд­но­до­ступ­ные и от­да­лен­ные при­хо­ды, по­мо­гал обу­стра­и­вать их ду­хов­ную жизнь, воз­во­дил но­вые хра­мы, сре­ди ко­то­рых – ве­ли­че­ствен­ный Свя­то-Ни­коль­ский со­бор в Нью-Йор­ке. Его паства в Аме­ри­ке воз­рос­ла до че­ты­рех­сот ты­сяч: рус­ские и сер­бы, гре­ки и ара­бы, об­ра­щен­ные из уни­ат­ства сло­ва­ки и ру­си­ны, ко­рен­ные жи­те­ли – кре­о­лы, ин­дей­цы, але­уты и эс­ки­мо­сы.

Воз­глав­ляя в те­че­ние се­ми лет древ­нюю Яро­слав­скую ка­фед­ру, по воз­вра­ще­нии из Аме­ри­ки, свя­ти­тель Ти­хон вер­хом на ло­ша­ди, пеш­ком или на лод­ке до­би­рал­ся в глу­хие се­ла, по­се­щал мо­на­сты­ри и уезд­ные го­ро­да, при­во­дил цер­ков­ную жизнь в со­сто­я­ние ду­хов­ной спло­чен­но­сти. С 1914 го­да по 1917 год он управ­ля­ет Ви­лен­ской и Ли­тов­ской ка­фед­рой. В Первую ми­ро­вую вой­ну, ко­гда нем­цы бы­ли уже под сте­на­ми Виль­но, он вы­во­зит в Моск­ву мо­щи Ви­лен­ских му­че­ни­ков, дру­гие свя­ты­ни и, воз­вра­тив­шись в еще не за­ня­тые вра­гом зем­ли, слу­жит в пе­ре­пол­нен­ных хра­мах, об­хо­дит ла­за­ре­ты, бла­го­слов­ля­ет и на­пут­ству­ет ухо­дя­щие за­щи­щать Оте­че­ство вой­ска.

Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны свя­той Иоанн Крон­штадт­ский в од­ной из бе­сед со свя­ти­те­лем Ти­хо­ном ска­зал ему: «Те­перь, Вла­ды­ко, са­ди­тесь Вы на мое ме­сто, а я пой­ду от­дох­ну». Спу­стя несколь­ко лет про­ро­че­ство стар­ца сбы­лось, ко­гда мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Ти­хон жре­би­ем был из­бран пат­ри­ар­хом. В Рос­сии бы­ло смут­ное вре­мя, и на от­крыв­шем­ся 15 ав­гу­ста 1917 го­да Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви был под­нят во­прос о вос­ста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства на Ру­си. Мне­ние на­ро­да на нем вы­ра­зи­ли кре­стьяне: «У нас боль­ше нет Ца­ря, нет от­ца, ко­то­ро­го мы лю­би­ли; Си­нод лю­бить невоз­мож­но, а по­то­му мы, кре­стьяне, хо­тим пат­ри­ар­ха».

Вре­мя бы­ло та­кое, ко­гда все и всех охва­ти­ла тре­во­га за бу­ду­щее, ко­гда ожи­ла и раз­рас­та­лась зло­ба и смер­тель­ный го­лод за­гля­нул в ли­цо тру­до­во­му лю­ду, страх пе­ред гра­бе­жом и на­си­ли­ем про­ник в до­ма и хра­мы. Пред­чув­ствие все­об­ще­го на­дви­га­ю­ще­го­ся ха­о­са и цар­ства ан­ти­хри­ста объ­яло Русь. И под гром ору­дий, под стре­кот пу­ле­ме­тов по­став­ля­ет­ся Бо­жи­ей ру­кой на пат­ри­ар­ший пре­стол пер­во­свя­ти­тель Ти­хон, чтобы взой­ти на свою Гол­го­фу и стать свя­тым Пат­ри­ар­хом-му­че­ни­ком. Он го­рел в огне ду­хов­ной му­ки еже­час­но и тер­зал­ся во­про­са­ми: «До­ко­ле мож­но усту­пать без­бож­ной вла­сти?» Где грань, ко­гда бла­го Церк­ви он обя­зан по­ста­вить вы­ше бла­го­по­лу­чия сво­е­го на­ро­да, вы­ше че­ло­ве­че­ской жиз­ни, при­том не сво­ей, но жиз­ни вер­ных ему пра­во­слав­ных чад. О сво­ей жиз­ни, о сво­ем бу­ду­щем он уже со­всем не ду­мал. Он сам был го­тов на ги­бель еже­днев­но. «Пусть имя мое по­гибнет в ис­то­рии, толь­ко бы Церк­ви бы­ла поль­за», – го­во­рил он, идя во­след за сво­им Бо­же­ствен­ным Учи­те­лем до кон­ца.

Как слез­но пла­чет но­вый пат­ри­арх пред Гос­по­дом за свой на­род, Цер­ковь Бо­жию: «Гос­по­ди, сы­ны рос­сий­ские оста­ви­ли За­вет Твой, раз­ру­ши­ли жерт­вен­ни­ки Твои, стре­ля­ли по хра­мо­вым и кремлев­ским свя­ты­ням, из­би­ва­ли свя­щен­ни­ков Тво­их...» Он при­зы­ва­ет рус­ских лю­дей очи­стить серд­ца по­ка­я­ни­ем и мо­лит­вой, вос­кре­сить «в го­ди­ну Ве­ли­ко­го по­се­ще­ния Бо­жия в ны­неш­нем по­дви­ге пра­во­слав­но­го рус­ско­го на­ро­да свет­лые неза­бвен­ные де­ла бла­го­че­сти­вых пред­ков». Для подъ­ема в на­ро­де ре­ли­ги­оз­но­го чув­ства по его бла­го­сло­ве­нию устра­и­ва­лись гран­ди­оз­ные крест­ные хо­ды, в ко­то­рых неиз­мен­но при­ни­мал уча­стие свя­тей­ший. Без­бо­яз­нен­но слу­жил он в хра­мах Моск­вы, Пет­ро­гра­да, Яро­слав­ля и дру­гих го­ро­дов, укреп­ляя ду­хов­ную паст­ву. Ко­гда под пред­ло­гом по­мо­щи го­ло­да­ю­щим бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка раз­гро­ма Церк­ви, пат­ри­арх Ти­хон, бла­го­сло­вив жерт­во­вать цер­ков­ные цен­но­сти, вы­сту­пил про­тив по­ся­га­тельств на свя­ты­ни и на­род­ное до­сто­я­ние. В ре­зуль­та­те он был аре­сто­ван и с 16 мая 1922 го­да по июнь 1923 го­да на­хо­дил­ся в за­то­че­нии. Вла­сти не сло­ми­ли свя­ти­те­ля и бы­ли вы­нуж­де­ны вы­пу­стить его, од­на­ко ста­ли сле­дить за каж­дым его ша­гом. 12 июня 1919 го­да и 9 де­каб­ря 1923 го­да бы­ли пред­при­ня­ты по­пыт­ки убий­ства, при вто­ром по­ку­ше­нии му­че­ни­че­ски по­гиб ке­лей­ник Свя­тей­ше­го Яков По­ло­зов. Несмот­ря на го­не­ния, свя­ти­тель Ти­хон про­дол­жал при­ни­мать на­род в Дон­ском мо­на­сты­ре, где он уеди­нен­но жил, и лю­ди шли нескон­ча­е­мым по­то­ком, при­ез­жая ча­сто из­да­ле­ка или пеш­ком пре­одоле­вая ты­ся­чи верст. По­след­ний му­чи­тель­ный год сво­ей жиз­ни он, пре­сле­ду­е­мый и боль­ной, неиз­мен­но слу­жил по вос­крес­ным и празд­нич­ным дням. 23 мар­та 1925 го­да он со­вер­шил по­след­нюю Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в церк­ви Боль­шо­го Воз­не­се­ния, а в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы по­чил о Гос­по­де с мо­лит­вой на устах.

Про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Ти­хо­на, пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си, про­изо­шло на Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 9 ок­тяб­ря 1989 го­да, в день пре­став­ле­ния апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва, и мно­гие ви­дят в этом Про­мысл Бо­жий. «Де­ти, лю­би­те друг дру­га! – го­во­рит в по­след­ней про­по­ве­ди апо­стол Иоанн. – Это за­по­ведь Гос­под­ня, ес­ли со­блю­де­те ее, то и до­воль­но».

В уни­сон зву­чат по­след­ние сло­ва пат­ри­ар­ха Ти­хо­на: «Чад­ца мои! Все пра­во­слав­ные рус­ские лю­ди! Все хри­сти­ане! Толь­ко на ка­ме­ни вра­че­ва­ния зла доб­ром со­зи­ждет­ся неру­ши­мая сла­ва и ве­ли­чие на­шей Свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви, и неуло­ви­мо да­же для вра­гов бу­дет Свя­тое имя ее, чи­сто­та по­дви­га ее чад и слу­жи­те­лей. Сле­дуй­те за Хри­стом! Не из­ме­няй­те Ему. Не под­да­вай­тесь ис­ку­ше­нию, не гу­би­те в кро­ви от­мще­ния и свою ду­шу. Не будь­те по­беж­де­ны злом. По­беж­дай­те зло доб­ром!»

Про­шло 67 лет со дня кон­чи­ны свя­ти­те­ля Ти­хо­на, и Гос­подь да­ро­вал Рос­сии свя­тые его мо­щи в укреп­ле­ние ее на пред­ле­жа­щие труд­ные вре­ме­на. По­ко­ят­ся они в боль­шом со­бо­ре Дон­ско­го мо­на­сты­ря.

Преподобный Савва Новый, иеромонах
Свя­той Сав­ва (мир­ское имя Ва­си­лий) ро­дил­ся в 1862 го­ду в се­ле­нии Ирак­ли­ца об­ла­сти Во­сточ­ная Фра­кия. Его ро­ди­те­ли бы­ли бед­ны­ми и про­сты­ми людь­ми. Зва­ли их Кон­стан­тин и Сма­раг­да.

С ран­не­го дет­ства Ва­си­лия от­ли­ча­ла глу­бо­кая ве­ра и лю­бовь к Церк­ви. Лю­би­мым его за­ня­ти­ем бы­ло чте­ние жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ры, ко­то­рое вос­пла­ме­ни­ло его серд­це же­ла­ни­ем по­движ­ни­че­ской жиз­ни. Од­на­ко ро­ди­те­ли бы­ли ка­те­го­ри­че­ски про­тив то­го, чтобы сын ушёл в мо­на­стырь, и хо­те­ли сде­лать его ла­воч­ни­ком. Несмот­ря на угро­зы ма­те­ри, юно­ша бе­жал из до­ма и при­шёл в ка­ли­ву Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Афон­ском ски­ту свя­той пра­вед­ной Ан­ны.

Через две­на­дцать лет по­движ­ни­че­ской жиз­ни на Свя­той Го­ре Сав­ва от­пра­вил­ся па­лом­ни­ком в Иеру­са­лим и, по­кло­нив­шись свя­тым ме­стам, при­нял по­стриг в мо­на­сты­ре свя­то­го Ге­ор­гия Хо­зе­ви­та в 1890 го­ду. В 1894 игу­мен оби­те­ли Ка­лин­ник бла­го­сло­вил его вер­нуть­ся на Свя­тую Го­ру Афон для со­вер­шен­ство­ва­ния в пи­са­нии икон и изу­че­ния ви­зан­тий­ской цер­ков­ной му­зы­ки.

В 1897 го­ду Сав­ва вер­нул­ся в Иеру­са­лим, где оста­вал­ся вплоть до 1916 го­да. В этот пе­ри­од Свя­той под­ви­зал­ся на бе­ре­гах Иор­да­на. В 1903 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и в те­че­ние трёх лет слу­жил при пат­ри­ар­шей шко­ле Все­чест­но­го Кре­ста в Иеру­са­ли­ме. За­тем свя­той вновь уда­лил­ся в скит Ху­зи­вской оби­те­ли, где про­во­дил стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь. Един­ствен­ны­ми его за­ня­ти­я­ми бы­ли мо­лит­ва и ико­но­пись. Ел он пше­нич­ные зер­на, раз­мо­чен­ные в во­де, не ча­ще од­но­го ра­за в день, и от­пи­вал немно­го во­ды из ре­ки.

В 1916 го­ду свя­той вер­нул­ся в Гре­цию. Два го­да про­вёл на ост­ро­ве Пат­моc, а за­тем несколь­ко ме­ся­цев на Афоне. Ко­гда Сав­ва узнал, что мит­ро­по­лит Пен­та­поль­ский Нек­та­рий разыс­ки­ва­ет его, он тот­час от­пра­вил­ся на ост­ров Эги­на. При свя­том Нек­та­рии он оста­вал­ся два го­да (до его бла­жен­ной кон­чи­ны). Об­ще­ние с ве­ли­ким по­движ­ни­ком на­ше­го вре­ме­ни, его тер­пе­ние во вре­мя ис­пы­та­ний и бо­лез­ней, сми­ре­ние, оте­че­ские со­ве­ты и, на­ко­нец, са­ма его смерть, со­про­вож­дав­ша­я­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми, – все это за­вер­ши­ло ду­хов­ное раз­ви­тие свя­то­го Сав­вы.

По­сле от­пе­ва­ния свя­ти­те­ля Нек­та­рия пре­по­доб­ный Сав­ва ушёл в за­твор. Спу­стя со­рок дней пол­но­го уеди­не­ния он вы­шел из ке­ллии, дер­жа в ру­ках первую ико­ну свя­то­го Нек­та­рия, и по­ве­лел на­сто­я­тель­ни­це мо­на­сты­ря по­ме­стить её в хра­ме для по­кло­не­ния. По­сле то­го, как она ста­ла воз­ра­жать и го­во­рить, что свя­той Нек­та­рий ещё не про­слав­лен Цер­ко­вью, пре­по­доб­ный Сав­ва ска­зал: «Ты долж­на ока­зать по­слу­ша­ние. Возь­ми ико­ну, по­ставь её в хра­ме и впредь не про­тивь­ся Во­ле Бо­жи­ей».

По­сле смер­ти сво­е­го на­став­ни­ка свя­той Сав­ва ещё несколь­ко лет про­вёл на ост­ро­ве Эги­на, в ке­лье, рас­по­ло­жен­ной непо­да­лё­ку от мо­на­сты­ря Свя­той Тро­и­цы. Он со­би­рал по­жерт­во­ва­ния для об­щи­ны и пре­по­да­вал ико­но­пись и ви­зан­тий­ское пе­ние мо­на­хи­ням.

По­сколь­ку при­ток по­се­ти­те­лей в оби­тель Свя­той Тро­и­цы ме­шал без­мол­вию и мо­лит­ве, свя­той Сав­ва пе­ре­се­лил­ся в мо­на­стырь Всех свя­тых на ост­ро­ве Ка­лим­нос (1926). По­движ­ник по­стро­ил ма­лень­кую ке­ллию, рас­по­ло­жен­ную чуть вы­ше оби­те­ли, в точ­но­сти на том ме­сте, ко­то­рое пре­ду­ка­зал ос­но­ва­тель мо­на­сты­ря за несколь­ко лет до то­го пе­ред сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ной.

Боль­шин­ство муж­ско­го на­се­ле­ния Ка­лим­но­са со­став­ля­ли ны­ряль­щи­ки. Чтобы про­кор­мить свои се­мьи, они по­гру­жа­лись на дно за мор­ски­ми губ­ка­ми. Мно­гие муж­чи­ны ста­но­ви­лись ин­ва­ли­да­ми или по­ги­ба­ли в мор­ской пу­чине. Их се­мьи жи­ли в по­сто­ян­ном стра­хе по­те­рять кор­миль­ца и остать­ся без средств к су­ще­ство­ва­нию.

За два­дцать два го­да слу­же­ния на ост­ро­ве свя­той Сав­ва стал на­сто­я­щим от­цом для всех ка­лим­нос­цев. Да­же се­го­дня, мно­го лет спу­стя по­сле его бла­жен­ной кон­чи­ны, они на­зы­ва­ют сво­е­го за­ступ­ни­ка и по­кро­ви­те­ля «отец Сав­ва». Он был их ду­хов­ным от­цом, к нему они при­хо­ди­ли за по­мо­щью и уте­ше­ни­ем.

Мно­гие ста­ри­ки пом­нят, как свя­той Сав­ва раз­да­вал ми­ло­сты­ню, учил де­тей и про­све­щал на­род. Они рас­ска­зы­ва­ют, что чув­ство­ва­ли, как от ба­тюш­ки ис­хо­дил тон­кий бла­го­ухан­ный аро­мат.

Осо­бое по­пе­че­ние свя­той имел о вдо­вах, си­ро­тах и бед­ня­ках. Сам же был очень воз­дер­жан в еде. Его пи­щу со­став­ля­ли несколь­ко ку­соч­ков просфо­ры, ко­то­рые он за­пи­вал неболь­шим ко­ли­че­ством ви­на или роз­ма­ри­но­вым от­ва­ром. Ко­гда на­сту­пал ве­чер, он, весь день тру­див­ший­ся над пи­са­ни­ем икон или при­ни­мав­ший ис­по­ведь, брал в ру­ки лом и те­сал им кам­ни, чтобы, как он го­во­рил, «не да­ром есть свой хлеб». Свя­той Сав­ва уде­лял сну не бо­лее двух ча­сов в день, при­чём спал, си­дя на сту­ле. Остав­ше­е­ся вре­мя он це­ли­ком по­свя­щал слу­же­нию Бо­гу и сво­им ближ­ним. Во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны по­движ­ник про­во­дил це­лые но­чи в мо­лит­вах за на­род, а ко­гда над мо­на­сты­рём про­ле­та­ли вра­же­ские са­мо­лё­ты, осе­нял их крест­ным зна­ме­ни­ем.

Ра­ди сво­их бра­тьев во Хри­сте свя­той от­ка­зал­ся от столь лю­би­мо­го им без­мол­вия. Он при­хо­дил вся­кий раз, ко­гда бы его ни по­зва­ли, чтобы уте­шить лю­дей во вре­мя ис­пы­та­ний и по­де­лить­ся с ни­ми пла­мен­ной лю­бо­вью ко Хри­сту. Пре­по­доб­ный при­ни­мал ис­по­ведь ча­са­ми. Был строг к се­бе и снис­хо­ди­те­лен к дру­гим. Един­ствен­ное с чем он не мог при­ми­рить­ся это бо­го­хуль­ство и осуж­де­ние.

«Мо­нах – это тот, кто страж­дет и опла­ки­ва­ет соб­ствен­ные гре­хи, не за­ме­чая чу­жих, ко­то­рый не осуж­да­ет и не гне­ва­ет­ся, но сно­сит тер­пе­ли­во, с ра­до­стью лю­бую оби­ду и пре­зри­тель­ное от­но­ше­ние, чтобы спо­до­бить­ся бли­зо­сти к Бо­гу, Небес­но­му Су­дье и От­цу всех», – пи­сал в од­ной из сво­их немно­го­чис­лен­ных за­пи­сей свя­той Сав­ва. И сам он стал об­раз­цом мо­на­ше­ско­го слу­же­ния.

Во вре­мя бо­го­слу­же­ния Свя­той был пол­но­стью по­гру­жён в мо­лит­ву. Ко­гда он мо­лил­ся, во­круг рас­про­стра­ня­лось неиз­ре­чен­ное бла­го­уха­ние и на­пол­ня­ло цер­ковь или ке­ллию.

Пре­по­доб­ный Сав­ва был нес­тя­жа­те­лен. Он по­ло­жил за пра­ви­ло не остав­лять день­ги на ночь под сво­им кро­вом и тот­час раз­да­вал все по­жерт­во­ва­ния. Ра­бо­чим, ко­то­рые тру­ди­лись в его жи­ли­ще, он пред­ло­жил са­мим брать пла­ту за свои тру­ды из ящи­ка, ку­да он скла­ды­вал все день­ги.

Пе­ред са­мой кон­чи­ной свя­той Сав­ва уеди­нил­ся на три дня в ке­ллии. Вый­дя из за­тво­ра, он дал по­след­ние на­став­ле­ния о люб­ви ко Хри­сту и со­блю­де­нии Его за­по­ве­дей, а за­тем, вне­зап­но укре­пив­шись, всплес­нул ру­ка­ми, и пре­ста­вил­ся со сло­ва­ми: «Гос­подь, Гос­подь, Гос­подь, Гос­подь!» Од­на из при­сут­ство­вав­ших при этом мо­на­хинь ви­де­ла, как его ду­ша воз­нес­лась на небе­са на зо­ло­том об­ла­ке при зву­ках рай­ско­го пе­ния (это слу­чи­лось 25 мар­та 1948 г.).

Ко­гда в 1957 го­ду по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Ка­лим­но­са Ис­и­до­ра от­кры­ли мо­ги­лу пре­по­доб­но­го Сав­вы, во­круг неё рас­про­стра­ни­лось чу­дес­ное бла­го­уха­ние, на­пол­нив­шее всё кру­гом, вплоть до окра­ин го­ро­да. У гро­ба свя­то­го про­изо­шли мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, ко­то­рые с тех пор не пре­кра­ща­лись.

Имя преп. Сав­вы Но­во­го вне­се­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Алек­сия II. Про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го со­вер­ше­но Кон­стан­ти­но­поль­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в фев­ра­ле 1992 г.

Па­мять свя­то­го празд­ну­ет­ся в пя­тое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста.

Икона Богородицы «Благовещение» Московская
Хо­тя тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние дня Бла­го­ве­ще­ния на­ча­лось в IV ве­ке, но ико­ны, отоб­ра­жа­ю­щие это со­бы­тие, по­яви­лись в хри­сти­ан­ской церк­ви несрав­нен­но рань­ше. Уже в рим­ских ка­та­ком­бах, в усы­паль­ни­це свя­той При­с­кил­лы, мож­но най­ти стен­ное изо­бра­же­ние Бла­го­ве­ще­ния, от­но­ся­ще­е­ся к на­ча­лу II ве­ка: здесь бес­кры­лый ан­гел пре­кло­нил ко­ле­на пред Де­вой; од­ну ру­ку он про­стер к Ней, а в дру­гой дер­жал сви­ток. Пре­свя­тая Де­ва изо­бра­же­на си­дя­щей, на ли­це Ее – вы­ра­же­ние удив­ле­ния и стра­ха.

Позд­нее на иконе изо­бра­жал­ся ар­хан­гел Гав­ри­ил с кры­лья­ми и рай­ской вет­вью, как сим­во­лом ра­дост­но­го при­вет­ствия, в ру­ках, а Бо­го­ма­терь – си­дя­щей или сто­я­щей и чи­та­ю­щей кни­гу, на ко­то­рой ино­гда бы­ла вид­на над­пись: «Се Де­ва во чре­ве при­и­мет».

На древ­не­рус­ских ико­нах, та­ких, как, на­при­мер, мо­за­ич­ное изо­бра­же­ние в ки­ев­ском Со­фий­ском со­бо­ре на двух стол­бах, под­дер­жи­ва­ю­щих ал­тар­ную ар­ку, или в нов­го­род­ской Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви Ан­то­ни­е­ва мо­на­сты­ря Бла­го­ве­ще­ние изо­бра­же­но в дру­гом ви­де: Пре­свя­тая Де­ва дер­жит в ру­ках ве­ре­те­но, или по­ча­ток, и пря­дет. В мос­ков­ском Успен­ском со­бо­ре или в нов­го­род­ской Ми­ро­но­сиц­кой церк­ви – не Са­ма Бо­го­ма­терь пря­дет, а де­вы, си­дя­щие при Ее но­гах, или де­ва, си­дя­щая за Ней.

Из икон Бла­го­ве­ще­ния, про­сла­вив­ших­ся сво­ей чу­до­твор­ной си­лой, из­вест­ны две, на­хо­див­ши­е­ся в Москве: в Успен­ском со­бо­ре («Устюж­ская») и в церк­ви Бла­го­ве­ще­ния, что на быв­шем Жит­ном цар­ском дво­ре в Крем­ле.

Жит­ни­цы эти при­мы­ка­ли к безы­мян­ной башне, слу­жив­шей ме­стом за­клю­че­ния пре­ступ­ни­ков. Пре­да­ние го­во­рит, что сю­да при Иоанне Гроз­ном был за­клю­чен один окле­ве­тан­ный во­е­во­да. Уз­ник, пе­ре­но­ся тер­пе­ли­во свое несча­стье, усерд­но мо­лил­ся о сво­ем из­бав­ле­нии. И вот од­на­жды ему яви­лась Бо­го­ма­терь и при­ка­за­ла про­сить ца­ря о сво­бо­де. Он не ре­шал­ся, бо­ясь уве­ли­чить гнев ца­ря. То­гда Ца­ри­ца Небес­ная вто­рич­но яви­лась ему и обе­ща­ла Свою по­мощь. Во­е­во­да по­ви­но­вал­ся. По­слан­ные от ца­ря лю­ди, по­дой­дя к тюрь­ме, бы­ли по­ра­же­ны, уви­дев на стене баш­ни са­мо­пи­сан­ную ико­ну Бла­го­ве­ще­ния.

Царь, узнав об этом чу­де, осво­бо­дил во­е­во­ду, а при об­ра­зе при­ка­зал воз­двиг­нуть де­ре­вян­ную ча­сов­ню. Им­пе­ра­три­ца Ан­на Иоан­нов­на в 1731 го­ду по­стро­и­ла здесь храм та­ким об­ра­зом, что внеш­няя сте­на баш­ни с ико­ной ста­ла внут­рен­ней юж­ной сте­ной церк­ви. Об­раз этот, изо­бра­жен­ный на шту­ка­тур­ке, был укра­шен ве­ли­ко­леп­ным ки­о­том.

Икона Богородицы «Благовещение» Киевская
В Ки­е­во-Со­фий­ском со­бо­ре, на во­сточ­ных стол­бах, под­дер­жи­ва­ю­щих ал­тар­ную ар­ку, мож­но уви­деть мо­за­ич­ное изо­бра­же­ние ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла и Бо­го­ма­те­ри, об­ра­зу­ю­щих ком­по­зи­цию «Бла­го­ве­ще­ние».

Опи­са­ние яв­ле­ния Ан­ге­ла Гос­под­ня Де­ве Ма­рии при­сут­ству­ет толь­ко в од­ном Еван­ге­лии – от Лу­ки (Лк.1:26-39). На ос­но­ве это­го сю­же­та и по­стро­е­на ико­но­гра­фия «Бла­го­ве­ще­ния», ко­то­рая весь­ма раз­но­об­раз­на, на­сы­ще­на де­та­ля­ми и име­ет несколь­ко из­во­дов бла­го­да­ря до­пол­не­ни­ям из мно­го­чис­лен­ных нека­но­ни­че­ских ис­точ­ни­ков.

На со­фий­ской мо­за­и­ке в ру­ках Бо­го­ро­ди­цы ве­ре­те­но с пур­пур­ной пря­жей, о ко­то­ром еван­ге­лист Лу­ка ни­че­го не го­во­рит. Од­на­ко, со­глас­но апо­кри­фи­че­ско­му «Про­то­е­ван­ге­лию Иа­ко­ва» (XI, 1), ко­гда к Пре­чи­стой Де­ве явил­ся ар­хан­гел с ве­стью о непо­роч­ном за­ча­тии Спа­си­те­ля ми­ра, Она пря­ла пря­жу для за­ве­сы Иеру­са­лим­ско­го хра­ма. «Бла­го­ве­ще­ние с пря­жей» ста­ло од­ним из глав­ных из­во­дов в ико­но­гра­фии это­го сю­же­та. Имен­но этот ва­ри­ант «Бла­го­ве­ще­ния» по­ме­ща­ют на Цар­ских вра­тах, ко­то­рые ве­дут в свя­тая свя­тых – ал­тарь. В мо­за­и­ке от­сут­ству­ют ка­кие-ли­бо ат­ри­бу­ты кон­крет­но­го ме­ста дей­ствия: это по­мо­га­ет ука­зать на со­кры­тый ха­рак­тер на­ча­ла Бо­го­во­пло­ще­ния. Све­де­ние к ми­ни­му­му на­бо­ра «рас­ска­зы­ва­ю­щих» де­та­лей – ха­рак­тер­ная осо­бен­ность ви­зан­тий­ской ико­но­пи­си эпо­хи ма­ке­дон­ской ди­на­стии.

При вы­кла­ды­ва­нии изо­бра­же­ния Бо­го­ма­те­ри гре­че­ский ма­стер ис­кус­но ис­поль­зо­вал смаль­ту раз­лич­ных от­тен­ков си­не­го: на Де­ве Ма­рии хи­тон свет­ло-си­них то­нов, а ма­фо­рий бо­лее тем­ный, с гу­сты­ми тем­но-си­ни­ми склад­ка­ми, до­хо­дя­щи­ми до чер­но­го цве­та. Лик вы­ло­жен ро­зо­ва­ты­ми и бе­лы­ми ку­би­ка­ми, со­че­та­ю­щи­ми­ся в при­те­нен­ных ме­стах с зе­ле­но­ва­то-се­ры­ми. Спра­ва от Бо­го­ро­ди­цы гре­че­ская ци­та­та из Еван­ге­лия, рус­ский пе­ре­вод ко­то­рой: «[Я] Ра­ба Гос­под­ня; да бу­дет Мне по сло­ву тво­е­му» (Лк.1:38).

Ар­хан­гел Гав­ри­ил об­ра­щен к Бо­го­ма­те­ри. Пра­вой ру­кой он бла­го­слов­ля­ет, а в ле­вой, как по­слан­ник Гос­по­да, дер­жит жезл. Над­пись гла­сит: «Ар­хан­гел Гав­ри­ил: Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с То­бою» (Лк.1:28).

Фигу­ры ар­хан­ге­ла и Де­вы Ма­рии вы­пол­ня­ли раз­ные мо­за­и­чи­сты. Гав­ри­ил, в от­ли­чие от Бо­го­ма­те­ри, мас­си­вен и гру­зен, а склад­ки его оде­я­ний по­чти пря­мо­уголь­ны и лом­ки. Это изо­бра­же­ние Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы но­сит на­зва­ние «Пря­ду­щая».

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites