Error: Incorrect password!
30 марта. Преподобного Алексия, человека Божия. Преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца.

30 марта. Преподобного Алексия, человека Божия. Преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца.

17 марта по старому стилю / 30 марта по новому стилю
пятница
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий)

Прп. Алексия, человека Божия (411). Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483). Мч. Марина. Свт. Патрикия, просветителя Ирландии (после 460). Сщмч. Александра Поливанова пресвитера (1919); сщмч. Виктора Киранова пресвитера (1942).

Литургия Преждеосвященных Даров.
На 6-м часе: Ис. LXVI, 10–24. На веч.: Быт. XLIX, 33 – L, 26. Притч. XXXI, 8–32.

Кондак преподобного Алексия, человека Божия, глас 2:
Дом роди́телей твои́х, я́ко чужд, име́в,/ водвори́лся еси́ в нем нищеобра́зно/ и, по преставле́нии вене́ц прие́м сла́вы,/ ди́вен на земли́ яви́лся еси́, Алекси́е, челове́че Бо́жий,// А́нгелом и челове́ком ра́дование.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Кончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, – что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище: что же, гнались мы и, гнавшись, достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена: что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись, пали или победили?

Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет. Иных бьют, и не больно им, потому что у них лоб медян и шея железна.


Святой Алексий, человек Божий
Преподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына Алексия. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту.

После обручения, оставшись вечером наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и сказал: «Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь». А сам тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию.

Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги нищим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и кормиться подаянием. Переподобный питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Каждое воскресенье он причащался Святых Таин.

Родные всюду искали пропавшего Алексия, но безуспешно. Слуги, посланные Евфимианом на розыски, побывали и в Эдессе, но не узнали в нищем, сидящем на паперти, своего господина. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Блаженный же узнал их и благодарил Господа за то, что получил подаяние от своих слуг.

Безутешная мать святого Алексия затворилась в своей комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью.

Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем. Матерь Божия через Свою святую икону повелела: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает на нем». Пономарь стал искать такого человека, но долго не мог найти. Тогда он с молитвой обратился к Пресвятой Богородице, прося Ее разрешить его недоумения. И снова был глас от иконы, возвестивший, что человек Божий есть тот нищий, который сидит на церковной паперти. Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но Промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола.

Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогала блаженному переносить эту муку. Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты.

В день кончины святого Алексия в соборной церкви служил литургию Римский Папа Иннокентий (402–417) в присутствии императора Гонория (395–423). Во время службы из алтаря раздался чудесный Голос: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). Все присутствовавшие в страхе пали на землю. Голос продолжал: «Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе». Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника. С четверга на пятницу Папа, совершая всенощное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: «Ищите человека Божия в доме Евфимиана». Все поспешили туда, но святой уже умер. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как ни старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.

Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным.

Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в церкви святого Вонифатия. В 1216 году были обретены мощи.

Житие святого преподобного Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси.

Преподобный Макарий Калязинский
Преподобный Макарий Калязинский (в миру Матфей) родился в 1400 году в селе Грибково (Кожино) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи. От юности он стремился к монашеству, но по воле родителей женился. Через год скончались его родители, а еще через три года преставилась и его супруга Елена. Не имея ничего, что привязывало бы его к прежней жизни, Матфей постригся в иноки в Николаевском Клобуковском монастыре. Из любви к уединению он оставил городскую обитель и вместе с 7 иноками нашел место в 18 верстах от Кашина между двумя озерами вблизи Волги. Здесь преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь. Боярин Иван Коляга, которому принадлежали близлежащие земли, стал опасаться, что возникнет иноческая обитель, которая начнет обрабатывать пустоши. Враг спасения посеял в боярине такую злобу и ненависть к преподобному, что он решил убить святого. Но неожиданно его свалила тяжелая болезнь. Страх близкой смерти пробудил в боярине раскаяние. Больной Коляга велел нести себя к преподобному и у его ног поведал о своем злом намерении и просил прощения. «Бог простит тебя», – ответил смиренный подвижник. Желая загладить грех и стремясь помочь преподобному, боярин отдал возникшей пустыни свои земли. Иноки воздвигли храм во Имя Пресвятой Троицы. Распространившаяся молва об обращении боярина Коляги привела к преподобному многих, жаждавших спасения. Надо было избрать игумена. Преподобному Макарию было тогда уже не менее 53 лет, но он считал себя недостойным этого сана и просил каждого из пришедших с ним старцев принять на себя священство и игуменство. Лишь уступая общему желанию, преподобный был посвящен во игумена Тверским епископом Моисеем.

К первому служению алтарю Божию новый игумен готовился долгой уединенной молитвой, а потом приобщил всех братий Святых Таин. В сане игумена преподобный Макарий трудился наравне со всеми иноками. Впоследствии в монастыре хранились 2 потира, дискос и 2 блюда, сделанные преподобным Макарием на токарном станке. Он наставлял не только иноков, но и приходивших в обитель мирских людей, равно относясь как к знатным, так и к простым. Несмотря на свое происхождение и звание игумена, преподобный носил худую, покрытую заплатами одежду. В обращении и всем укладе жизни преподобный Макарий был так прост, что высокомерный еретик, князь-инок Вассиан, глумясь, называл его «калязинским мужиком». Сам преподобный больше любил слышать о себе насмешки, чем похвалы. Он часто ходил по безмолвным местам, чтобы наслаждаться желанным одиночеством на природе. Дикие звери, чувствуя его кротость, иногда принимали от него пищу.

Духовный облик преподобного Макария был близок к духовному облику его современника, преподобного Пафнутия Боровского († 1 мая 1477 года). Не случайно ученик святого Пафнутия преподобный Иосиф Волоцкий († 9 сентября 1515) в 1478 году посетил преподобного Макария и записал его рассказ о себе: «Когда пришел я на это место, – говорил преподобный Макарий Калязинский, – пришли со мной семь старцев от монастыря Клобуковского. Они были так совершенны в добродетелях, посте и иноческой жизни, что все братья приходили к ним принимать поучения и пользу. Они же всех просвещали и учили полезному: живущих в добродетелях утверждали, а уклонявшихся в бесчинство удерживали запрещением и не попускали следовать своей воле». Смиренный игумен молчал лишь о своих подвигах. Но они не укрылись от проницательного преподобного Иосифа. Провидя святость игумена, он называл его блаженным и так отозвался о жизни монастыря: «Такое благоговение и благочиние были в том монастыре, ибо все творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился. Он тогда пришел от Святой Горы Афонской, где прожил 9 лет, и говорил братии: «Напрасно и без успеха прошел я такой путь во Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо могут спастись живущие в нем: здесь все творится подобно тому, как в киновиях (общежительных монастырях) Святой Горы»».

С тех пор, как преподобный Макарий поселился в пустыни, он не изменял своего строгого правила до глубокой старости. Уже при жизни преподобный неоднократно исцелил расслабленных и бесноватых. Преемником епископа Моисея по кафедре был родной брат преподобного Макария епископ Геннадий (Кожин) (1460–1477). Прославился святостью племянник преподобного Макария – преподобный Паисий Угличский († 1504, память 8 января, 6 июня). В Калязинском монастыре хранился сборник слов святителя Григория Богослова, переписанный им. Преставился преподобный 17 марта 1483 года. По кончине на нем нашли тяжелые вериги, о которых до этого ничего не знали. Нетленные мощи преподобного Макария были обретены 26 мая 1521 года при копании рвов для нового храма. Собор 1547 года установил ему повсеместное празднование.

Святитель Патри́кий Ирландский, епископ
Апо­стол Край­не­го За­па­да свя­той Пат­ри­кий (Пат­рик) ро­дил­ся в Бри­та­нии око­ло 383 го­да в гал­ло-рим­ской се­мье, ко­то­рая уже дав­но при­ня­ла хри­сти­ан­ство. Его отец Каль­пур­ний был диа­ко­ном и в то же вре­мя ис­пол­нял обя­зан­но­сти де­ку­ри­о­на. У него бы­ло про­цве­та­ю­щее по­ме­стье, и он поз­во­лил сы­ну про­ве­сти пер­вые го­ды жиз­ни лег­ко­мыс­лен­но, ни­сколь­ко не за­бо­тясь о бо­же­ствен­ных пред­ме­тах.

Ко­гда Пат­ри­кию бы­ло 16 лет, его вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми жи­те­ля­ми окру­ги взя­ли в плен пи­ра­ты. Они про­да­ли его в Ир­лан­дию од­но­му земле­вла­дель­цу, ко­то­рый по­ру­чил Пат­ри­кию охра­нять в го­рах свои ста­да. Су­ро­вые усло­вия из­гна­ния в этих чу­жих кра­ях, быв­ших по­чти пол­но­стью во вла­сти язы­че­ства, а так­же об­ще­ние с при­ро­дой об­ра­ти­ли его серд­це к Бо­гу. Он на­чал ве­сти жизнь, пол­ную по­ка­я­ния, пре­бы­вая дни и но­чи в мо­лит­ве на ко­ле­нях на за­мерз­шей или раз­мок­шей от до­ждей зем­ле, и не ис­пы­ты­вал при этом ни­ка­ких стра­да­ний, на­столь­ко его ду­ша бы­ла пол­на бо­же­ствен­ным уте­ше­ни­ем.

Через шесть лет пле­на, пре­вра­тив­ше­го­ся в рай­ское бла­жен­ство, он од­на­жды но­чью услы­шал го­лос, ко­то­рый ска­зал ему: «Ты хо­ро­шо по­сту­пил, что по­стил­ся и мо­лил­ся. Бог услы­шал твою мо­лит­ву. Те­перь сту­пай, вер­нись в свою от­чиз­ну: для те­бя при­го­тов­лен ко­рабль!» Пол­но­стью до­ве­рив­шись, он со­вер­шил то­гда по­бег и, прой­дя на­угад боль­ше 320 ки­ло­мет­ров, до­стиг пор­та и сел на ко­рабль язы­че­ских тор­гов­цев.

Через три дня они вы­са­ди­лись в пу­стын­ном и неиз­вест­ном краю и от­пра­ви­лись на по­ис­ки ка­ко­го-ни­будь по­се­ле­ния. Они стран­ство­ва­ли по­чти ме­сяц, тер­за­е­мые го­ло­дом, и на­ко­нец по­про­си­ли Пат­ри­кия об­ра­тить­ся к его Бо­гу, чтобы Он спас их. Как толь­ко юный хри­сти­а­нин воз­дел ру­ки, сра­зу по­яви­лось ста­до сви­ней – лю­ди смог­ли убить несколь­ких жи­вот­ных и на­сы­тить­ся. По­сле раз­лич­ных бед­ствий Пат­ри­кию уда­лось до­стичь ро­ди­ны, где он сно­ва был за­хва­чен пи­ра­та­ми, но два ме­ся­ца спу­стя вновь об­рел сво­бо­ду, как ему бы­ло пред­ска­за­но рань­ше.

Ко­гда он воз­вра­тил­ся в от­чий дом, ему бы­ло ви­де­ние: пе­ред ним пред­стал некий небес­ный муж по име­ни Вик­то­рий и по­ка­зал пач­ку пи­сем. Он от­крыл пер­вое и про­чи­тал: «Глас Ир­лан­дии! Свя­той от­рок, мы мо­лим те­бя вновь прий­ти и хо­дить сре­ди нас». Пат­ри­кию по­слы­ша­лись то­гда го­ло­са лю­дей из Фо­клут­ско­го ле­са, где он про­вел го­ды сво­е­го пле­на. По­чув­ство­вав в этом при­зыв Бо­жий, он ре­шил под­го­то­вить се­бя к про­све­ще­нию этих вар­ва­ров. Для это­го он дол­жен был за­вер­шить цер­ков­ное об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое не смог по­лу­чить в ран­ней юно­сти. Он от­пра­вил­ся в Гал­лию, жил в раз­лич­ных мо­на­ше­ских цен­трах, в том чис­ле в Ле­рине. Око­ло 15 лет про­вел свя­той Пат­ри­кий в Осе­ре под ду­хов­ным во­ди­тель­ством свя­то­го Гер­ма­на (па­мять 31 июля), ко­то­рый ру­ко­по­ло­жил его в диа­ко­на.

Ко­гда свя­той Гер­ман вер­нул­ся из по­езд­ки в Бри­та­нию, где бо­рол­ся с ере­ти­ка­ми-пе­ла­ги­а­на­ми (429), пе­ред ним вновь вста­ла неот­лож­ная за­да­ча: най­ти мис­си­о­не­ров для Ир­лан­дии. Чуть ра­нее па­па Ке­ле­стин I (431) ру­ко­по­ло­жил диа­ко­на Рим­ской Церк­ви Пал­ла­дия в епи­ско­па, дабы он ор­га­ни­зо­вы­вал рас­се­ян­ных по Ир­лан­дии хри­сти­ан и управ­лял ими. Пал­ла­дий немед­лен­но столк­нул­ся с боль­ши­ми труд­но­стя­ми, ос­но­вал все­го лишь три церк­ви, а через несколь­ко ме­ся­цев был на­стиг­нут смер­тью. По­это­му свя­той Пат­ри­кий при­нял по­свя­ще­ние в епи­ско­па из рук свя­то­го Гер­ма­на, дабы нести свет ис­ти­ны вар­ва­рам Ир­лан­дии. Дей­стви­тель­но, он был хо­ро­шо под­го­тов­лен к вы­пол­не­нию этой за­да­чи не толь­ко по­то­му, что его при­звал Бог, но и по­то­му, что он знал язык и нра­вы этих пле­мен. Пом­ня о гре­хах юно­сти, он не ре­шал­ся при­ни­мать ру­ко­по­ло­же­ние, но но­вое ви­де­ние утвер­ди­ло его в том, что та­ко­ва во­ля Бо­жия.

Во гла­ве неболь­шо­го чис­ла кли­ри­ков он вы­са­дил­ся на ост­ро­ве в том са­мом ме­сте, ку­да при­плыл и свя­той Пал­ла­дий. Свя­той Пат­ри­кий не меш­кая от­пра­вил­ся на боль­шое со­бра­ние, ко­то­рое ре­гу­ляр­но устра­и­ва­ли пред­во­ди­те­ли ро­дов. Пе­ред сви­ре­пы­ми во­и­на­ми он про­из­нес сме­лую про­по­ведь о Хри­сте. Ему уда­лось об­ра­тить неко­то­рых ста­рей­шин, а вслед за ни­ми и лю­дей из их пле­мен. Мис­си­о­не­ры по­лу­чи­ли зе­мель­ные участ­ки, чтобы ос­но­вать там церк­ви и мо­на­сты­ри. Свя­той Пат­ри­кий обо­шел всю Ир­лан­дию, преж­де все­го ее се­вер­ные об­ла­сти, без уста­ли воз­ве­щая сло­во Бо­жие. Как пра­ви­ло, он об­ра­щал­ся вна­ча­ле к гла­вам ро­дов и ко­ро­лям. Имен­но так он смог об­ра­тить ко­ро­лей Дуб­ли­на, Мун­сте­ра и се­ме­рых сы­но­вей ко­ро­ля Кон­нахта.

Про­по­вед­ник столк­нул­ся, од­на­ко, с про­ти­во­дей­стви­ем жре­цов-дру­и­дов, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­ли про­тив апо­сто­ла кол­дов­ство. Но Пат­ри­кий, при­звав на по­мощь мо­гу­ще­ство Бо­жие, сде­лал их бес­силь­ны­ми и да­же об­ра­тил неко­то­рых ко Хри­сту. Но­во­об­ра­щен­ные ста­ли за­тем бла­го­че­сти­вы­ми пре­сви­те­ра­ми, рев­ност­ны­ми в про­све­ще­нии сво­их бра­тьев.

По­сле про­по­ве­ди в ко­ролев­стве Ори­эл он ос­но­вал мо­на­стырь в Ар­ма­ге, ко­то­рый впо­след­ствии стал ар­хи­епи­скоп­ской ка­фед­рой Ир­лан­дии. Имен­но из этой оби­те­ли на­чи­на­лись его дли­тель­ные мис­си­о­нер­ские по­езд­ки. Пат­ри­кий про­ти­во­сто­ял на­си­лию, угро­зам и ка­ким бы то ни бы­ло опас­но­стям с пол­ным пре­не­бре­же­ни­ем к сво­ей жиз­ни и пе­ре­се­кал эти него­сте­при­им­ные зем­ли, поз­во­ляя Бо­гу го­во­рить через него с людь­ми. Про­по­вед­ник не при­да­вал ни­ка­ко­го зна­че­ния соб­ствен­ным спо­соб­но­стям, и, несмот­ря на то, что он пре­не­бре­гал за­ко­на­ми ри­то­ри­ки, его речь, на­сы­щен­ная ци­та­та­ми и от­сыл­ка­ми к Свя­щен­но­му Пи­са­нию, об­ла­да­ла бо­же­ствен­ной си­лой при­во­дить лю­дей ко Хри­сту. Сре­ди по­ко­рен­ных про­по­ве­дью свя­то­го Пат­ри­кия бы­ли, по­ми­мо про­стых лю­дей, так­же бар­ды-фили­ды. Бар­ды бы­ли од­ной из выс­ших каст кельт­ско­го об­ще­ства в Ир­лан­дии, хра­ни­те­ля­ми и ин­тер­пре­та­то­ра­ми свя­щен­ных уст­ных пре­да­ний на­ро­да и по сво­е­му по­ло­же­нию бы­ли близ­ки язы­че­ским жре­цам. Они, став мо­на­ха­ми, от­да­ва­ли слу­же­нию Бла­гой Ве­сти свои по­э­ти­че­ские та­лан­ты. Их пес­но­пе­ния бы­ли столь пре­крас­ны, что, как го­во­ри­ли, ан­ге­лы пре­кло­ня­лись с небес­ной вы­со­ты, чтобы их по­слу­шать.

Для устро­е­ния но­вой Церк­ви свя­той Пат­ри­кий ру­ко­по­ла­гал свя­щен­ни­ков и епи­ско­пов, от­но­сясь с ува­же­ни­ем и муд­ро­стью к са­мо­быт­но­му ха­рак­те­ру ир­ланд­ско­го на­ро­да. Ка­фед­ры его епи­ско­пов рас­по­ла­га­лись, как пра­ви­ло, не в го­ро­дах, а в мо­на­сты­рях, ко­то­рые при сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ни­ях до­стиг­ли рас­цве­та и пре­вра­ти­ли Ир­лан­дию в но­вую Фива­и­ду. Из них вы­шло мно­же­ство мо­на­хов, сме­лых мис­си­о­не­ров и неуто­ми­мых пу­те­ше­ствен­ни­ков, внес­ших зна­чи­тель­ный вклад в де­ло но­во­го про­све­ще­ния Ев­ро­пы Бла­гой Ве­стью по­сле вар­вар­ских на­ше­ствий[2].

Свя­той Пат­ри­кий ни­ко­гда не пре­не­бре­гал вы­пол­не­ни­ем еже­днев­но­го мо­лит­вен­но­го пра­ви­ла, был ли он в од­ном из этих мо­на­сты­рей-епи­ско­пий или в пу­те­ше­ствии. Пра­ви­ло со­сто­я­ло в про­чи­ты­ва­нии вслух всей Псал­ти­ри, вме­сте со все­ми биб­лей­ски­ми пес­ня­ми, а так­же дру­гих бо­го­дух­но­вен­ных тек­стов, та­ких как От­кро­ве­ние свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва. Каж­дый час дня он сто раз осе­нял се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, а ко­гда встре­чал по до­ро­ге знак кре­ста, то схо­дил с по­воз­ки и про­сти­рал­ся пе­ред ним. В мис­си­о­нер­ских по­езд­ках он не раз мог быть убит сво­и­ми про­тив­ни­ка­ми, но ан­гел Ир­ланд­ской Церк­ви из­бав­лял его от опас­но­сти ра­ди поль­зы ве­ру­ю­щих.

По­знав лич­но стра­да­ния, при­чи­ня­е­мые раб­ством, Пат­ри­кий стал за­щит­ни­ком на­се­ле­ния, под­вер­гав­ше­го­ся на­па­де­ни­ям пи­ра­тов. Он от­лу­чил Ко­ро­ти­ка, пред­во­ди­те­ля от­ря­да брит­тов, ко­то­рый, вы­са­див­шись на зем­лях пле­ме­ни, кре­щен­но­го на­ка­нуне, убил неко­то­рых из но­во­об­ра­щен­ных, а дру­гих за­хва­тил для про­да­жи в раб­ство. Несколь­ко ме­ся­цев спу­стя Ко­ро­тик, от­ка­зав­ший­ся рас­ка­ять­ся, был по­ра­жен умо­по­ме­ша­тель­ством и умер в от­ча­я­нии.

По про­ше­ствии по­чти 30 лет епи­скоп­ско­го слу­же­ния свя­той Пат­ри­кий, ко­то­ро­му бы­ло уже 80 лет, на­пи­сал в сво­ей «Ис­по­ве­ди»: «Я ис­по­ве­дую это пред мо­им Гос­по­дом и не ис­пы­ты­ваю чув­ства сты­да в Его при­сут­ствии: с то­го вре­ме­ни, как я узнал Его в юно­сти, лю­бовь Бо­жия рос­ла во мне, и вплоть до се­го дня, по бла­го­да­ти Гос­под­ней, я со­хра­нял ве­ру… Он, Ко­то­рый так ча­сто про­щал мне мою глу­пость и небреж­ность в от­вет на то, что Свя­той Дух мне вну­шал, по­ми­лу­ет ме­ня бла­го­да­ря ты­ся­чам и ты­ся­чам лю­дей, по­то­му что Он ви­дел, что я на­хо­жусь в Его вла­сти. Пусть на то бу­дет во­ля Бо­жия, чтобы мои ча­да пре­взо­шли ме­ня в де­лах воз­вы­шен­ных и в пло­дах спа­се­ния! В этом бу­дет для ме­ня сла­ва, по­сколь­ку сын муд­рый ра­ду­ет от­ца (Притч.10:1). Мои воз­люб­лен­ные, я ис­кал вас, а не ва­ши бо­гат­ства. То, что мне да­ва­ли да­ром, я так же и раз­да­вал: вам – ва­ши бла­га, а се­бе – утом­ле­ние и опас­но­сти, и я шел к вам и по­всю­ду ра­ди вас, и да­же в те края, ку­да ни­кто ни­ко­гда не при­хо­дил кре­стить. По бла­го­да­ти Бо­жи­ей ра­ди ва­ше­го спа­се­ния я все пе­ре­нес в трез­ве­нии и ве­ли­ко­ду­шии… Хри­стос Спа­си­тель стал бед­ня­ком ра­ди нас, и я, бед­ный и несчаст­ный, каж­дый день ожи­дал, что ме­ня убьют, что я по­па­ду в ло­вуш­ку или бу­ду об­ра­щен в раб­ство, но бла­го­да­ря небес­ным обе­ща­ни­ям я не бо­ял­ся ни­че­го из все­го это­го, пре­дав се­бя в ру­ки Все­мо­гу­ще­го Бо­га, Ко­то­рый вы­брал ме­ня для вы­пол­не­ния этой за­да­чи… Как я воз­дам Ему за все Его бла­го­де­я­ния по от­но­ше­нию ко мне? И ес­ли мне уда­лось со­вер­шить ка­кое-ни­будь доб­рое де­ло для мо­е­го Бо­га, Ко­то­ро­го я люб­лю, пусть ни­кто не го­во­рит, что это сде­лал та­кой невеж­да, ка­ким я яв­ля­юсь, но это был дар Бо­жий. Я про­сил Его раз­ре­шить мне про­лить свою кровь за Его имя: пусть да­же я был бы ли­шен мо­ги­лы, и мой труп, разо­дран­ный в кло­чья, был бы остав­лен на корм пти­цам и в до­бы­чу хищ­ным зве­рям»[3].

Преж­де сво­е­го упо­ко­е­ния, о ко­то­ром ему воз­ве­стил Бог, Пат­ри­кий пред­при­нял по­след­нюю по­езд­ку, дабы про­ве­рить цер­ков­ные де­ла. Уви­дев на краю до­ро­ги куст, ко­то­рый го­рел, не сго­рая, он при­бли­зил­ся и услы­шал сло­ва ан­ге­ла, воз­ве­стив­ше­го ему, сре­ди про­чих обе­ща­ний, что он бу­дет су­дить ир­ланд­ский на­род в по­след­ние дни.

17 мар­та 461 го­да свя­той при­был в ме­стеч­ко Са­ул, в об­ла­сти Улад (Оль­стер). Там он по­чил в ми­ре, со­про­вож­да­е­мый гим­на­ми небес­ных во­инств. Те­ло Пат­ри­кия по­ло­жи­ли на по­воз­ку, ко­то­рую влек­ли два ди­ких бы­ка. Они оста­но­ви­лись в неко­ем ме­сте, ко­то­рое бы­ло на­зва­но впо­след­ствии Да­ун-Пат­рик[4]. Там ему вы­ры­ли мо­ги­лу.

Бла­го­да­ря тру­дам свя­то­го Пат­ри­кия Ир­лан­дия про­цве­ла как хри­сти­ан­ский край и вполне за­слу­жен­но ста­ла име­но­вать­ся Ост­ро­вом свя­тых. Здесь его го­ря­чо по­чи­та­ют как сво­е­го глав­но­го за­щит­ни­ка. Свя­то­му Пат­ри­кию по­свя­ще­но бо­лее 200 церк­вей. Его по­чи­та­ние ши­ро­ко рас­про­стра­не­но по все­му За­па­ду.

Иеро­мо­нах Ма­ка­рий Си­мо­но­петр­ский. Си­нак­сарь: Жи­тия свя­тых Пра­во­слав­ной Церк­ви: В 6 т. /
Адап­тир. пер. с франц. – М. : Изд-во Сре­тен­ско­го мо­на­сты­ря, 2011

Святые мученик Марин Кесарийский и святитель Емилиан Кизический
Свя­той Ма­рин, вдох­нов­лен­ный пла­мен­ной лю­бо­вью ко Хри­сту Спа­си­те­лю, на од­ном из празд­ни­ков в идоль­ском ка­пи­ще раз­ру­шил жерт­вен­ник, стал топ­тать но­га­ми жерт­вы и при всех ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном. По­сле же­сто­ких ис­тя­за­ний свя­той был обез­глав­лен.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites