Ключевые смыслы Евхаристии: смысл восьмой

Диакон с дискосом на голове

"...дающий просящему премудрость и разум..."
(из молитвы священника на Трисвятое)


Восьмой ключевой смысл: Священнодействие Христа – время действовать Господу: опыт полноты Богопознания.


Главные смыслы Восьмого ключевого смысла можно сформулировать следующим образом*:
Песнь Евхаристического Собора:
– исповедание ведения Пресвятой Троицы;
– исповедание ведения Домостроительства Бога.
Освящение Миром
– Евхаристического Собора;
– ипостасной глубины каждого из Народа Бога.



(* По нижестоящему тексту это деление достаточно условно.)


В данной главе предпринята попытка рассмотрения взаимно обусловленных действий Собора и Пресвятой Троицы на высшей точке горы Фавор. Традиционно эти действия называются Анафора и Причастие.
Кратко рассмотрены предпосылки высшего ведения, доступного Человеку на Литургической Евхаристии, и суть этого ведения.
Показано, что исповедание всего Домостроительства Бога на своей умной вершине есть действие непосредственно самое Пресвятой Троицы – действие Святым Духом Сына Отца, которое знаменуется освящением Евхаристического Собора и его Даров.
Показано, что личное Причастие каждого из Народа Бога непосредственно сопряжено и с Освящением всего Собора, и с земным деланием каждого из Соборян, призванным проходить пред Лицом Бога
.




И теперь: на Соборную готовность Возносить Хваление Миром (т.е. Возносить Хваление именно – Владыкой Иисусом) от Иисуса Христа (т.е. от Него же) приходит непреложное обещание Его благодати, а через Него – и любви Отца, и причастия Святого Духа:

Священник: "Благода́ть Го́спода на́шего Иису́са Христа́, и любы́ Бо́га и Отца́, и прича́стие Свята́го Ду́ха, бу́ди со все́ми ва́ми". Собор: "И со ду́хом твои́м".


Песнь Евхаристического Собора – исповедание ведения Пресвятой Троицы.


И потому теперь Собор дерзновенно из преддверия входит Дверью* – Христом в Христе и через Христа: Благодарит – поет Песнь, поклоняясь Тому, Кого только что исповедал:
"Досто́йно** и пра́ведно*** есть покланя́тися Отцу́ и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, Тро́ице единосу́щней и неразде́льней."


(* Ср.: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить/пастбище най-дет.", – Ин. 10:9. "Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа [Стронг 3068 יהוה – Тетраграмматон]; праведные войдут в них.", – Пс. 117:19-20. "Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!", – Пс. 23:7.
** Ср.: "… достоин Ты… достоин Агнец…", – Откр. 5:9,12. "… достойное по делам нашим приняли … помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!", – Лк. 23:41-42.
*** Ср., напр.: "И изрек Моисей вслух всего собрания Израильтян слова песни сей до конца: … Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его пра-ведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен", – Втор. 31:30 - 32:3-4. "… и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!", – Откр. 15:3.)


Именно такое Благодарение – Христом в Христе и через Христа – ведет в самые глубины Богопознания и в вечные основания Мiроустройства. Ведет в самые глубины ведения и, как следствие, к радикальной перемене ума – покаянию. Ведет, в пределе, к личной Встрече Лицом-к-лицу, влекущей к онтологической – бытийно-кардинальной перемене природы человека и всех ее составляющих проявлений.


Собор теперь находится на Горнем Престоле*1, на котором восседает Царь Славы, и всеми силами бодрствует*2, умом, сердцем, плотью и всей своей крепостью. Теперь Собор – Евхаристический: здесь нет места никакому как бы индивидуальному действию. – "… где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." (Мф. 18:20) Здесь – ВСЕ взаимно обусловлены друг другом: каждый из Народа Бога, каждая сослужащая Сила Ангельская и Бого-Человек.

(В таком поклонении Собора участвуют и "двадцать четыре старца", в сопровождении высших Сил Небесных, воздающих честь и славу и благодарение с поклонением Сидящему на Престоле (см. Откр.4:2-11).)

Собор теперь присутствует на бытийной трапезе первичных смыслов*3, в вечной области откровения*4: он и знает, что теперь глаголать, и дерзновенно глаголет, и смиренно и со всем вниманием внимает тому, что подобает глаголать. Это – та область, где что мыслишь (во благом), то и совершается*5.


Эти смыслы Духом Святым образовал Иисус из Назарета Галилейского, названный Хри-стом, – Сын Отца Небесного и Сын Человеческий*6. – И являет и передает*7 их любящим Его, как причастие Его Тайнам.


(*1 После Херувимской песни, после призыва горе иметь – ввысь устремить сердца, это – несомненно.
*2 Ср. поведение трех учеников Иисуса Христа, взятых Им на гору Преображения, напр. Лк. 9: 32-33: "А Петр и те, кто были с ним, забылись дремой, а когда проснулись, увидели славу Его Самого и двух мужей, с Ним стоящих. И было, когда мужи эти стали от Него удаляться, сказал Петр Иисусу: Наставник, хорошо нам здесь быть! Устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея, один для Илии», — не зная и сам, что говорил."
*3 Ср.: "Премудрости наставниче, смысла/понимания/разума подателю, немудрых наказателю, и нищих защитителю, утверди, вразуми сердце мое Владыко.", – молитвословие на неделе Сыропустной. "Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне", – Всенощное бдение, степенна 4-го гласа.
*4 См., напр.: "И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте", – Лк. 9:35.
*5 Ср., напр.: "…чего попросите у Отца в[о] имя Мое, то сделаю…", – Ин. 14:13.
*6 Ср.: "Отче праведный! и мiръ Тебя не познал; а Я познал Тебя", – Ин. 17:25.
*7 "Все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть", – Лк. 10:22.)


Господь Иисус Христос Собой и Своей Жизнью через Святого Духа преобразовал весь Мiръ: образовал саму возможность вхождения в него Троического Бога, Которого и явил Собой, как Являющий*. Образовал – через явление: Он сам в Себе и есть это образование и явление. Т.е. Своим Человечеством Он образовал живой начаток обоженного – мирного живого Мiра.

(* Надпись на нимбе Спасителя на греческом ὁ ὤν традиционно переводится как "сущий = существующий" и имеет равнозначный смысловой синоним на греческом – "являющий [-ся]".
Ср.: "Бога не видел никто никогда… Он явил.", – Ин. 1:18))


А Евхаристический Собор (Народ Бога и Его высшие Ангельские Силы, сослужащие Наро-ду), – сколько может, сколько может вместить, – следует за Спасителем.
Рассмотрим последовательно.


Высшие Силы Небесные, суть, как бы как – производные от Являющего (сотворенные Им и отображающие Его свойства), так и создают условия Его явления и своей особенностью оттеняют Его свойства (изложим некоторые моменты):


Когда Мiръ готовился к Воплощению, в видении пророка Иезекииля было четыре одина-ковых подобия животных (Тетраморфа*), обликом как у человека, – единого существа и с четырьмя лицами: орла, быка, льва и человека. Данные животные быстро двигались туда и сюда, – куда хотел дух. Над их головами было подобие свода, как вид изумительного кристалла. А над сводом – подобие престола; а над подобием престола – как бы подобие человека вверху на нем. (См. Иез. 1:4-28.)

Подобие человека здесь на престоле – это может быть отображением Имени Господь, которое в Ветхом Завете на иврите зафиксировано Тетраграмматоном**. – Это Имя впервые появляется к книге Бытия при создании Человека-Адама*** и далее сопровождает его по всей жизни. Иными словами, весь Мiръ сотворен антропоцентричным (Тетраморф – обликом как у человека), а Человек – в образе Бога, как Его подобие (на престоле).


(* В отображении Свойств Являющего и заключаются собственные свойства Тетраморфов: они, суть, Его Престол.
** Тетраграмматон – это особое слово на иврите: четыре согласные буквы יהוה, – так называемое, непроизносимое Имя Бога – 'Это Имя' – `Га-Шем, как говорят на еврейском языке. Огласовка его и смысло-вое звучание на других языках представлены как 'Иегова-Яхве-Κύριος-Господь'.
Как таковой, Тетраграмматон связывается с глаголом "быть" ("существовать", "иметь бытие"), но стоящим (как отмечают исследователи) в особой, каузативной (причинной) форме и указывающим на действие в процессе его выполнения, развития. Выражающим не просто длительность действия (являющегося причиной – причинительным действием), а – развитие данного действия от начала до завершения. Или – несколько иначе: "Слово это поставлено в особой языковой модели, указывающей на интенсивное переходное действие. Это – глагол, который стоит в будущем времени, но в таком будущем времени, которое обозначает переход к будущему." (См. Б.И. Берман, "Библейские смыслы".) Это – как бы нетривиальная композиция в одном уникальном слове трех личных временных форм (причем – урезанных форм, а потому это слово, именно как слово, непроизносимо): "Он был", "Он есть", "Он пребудет" (причем, каждая указанная форма есть одно слово, без различения на местоимение и глагол, как здесь представлено в переводе на русский). Таким образом, непроизносимое Имя Бога – 'Это Имя', с языковой точки зрения, есть особый, единственный – уникальный в своем роде, причинный глагол в личной форме продолженно-настояще-будущего времени.
Т.е., с содержательной стороны, в этом глаголе различимы три момента (здесь – времени), сверну-тые в единый посыл завершенного причинительного перехода (ср. с ивр. "песах" – "пасха"). А с точки зрения формы, здесь имеют место четыре тактовые момента – четыре согласные буквы. Поэтому это слово – Тетраграмматон.
В сочетании же с лично-именной-бытийной смысловой Прибавкой-пояснением אהיה אשׁר אהיה – Эгье ашер Эгье (примерно как – 'Я окажусь Тем, Кем Я окажусь', см. Исх. 3:14; а такая интерпретация, по мнению исследователей, здесь возможна) Тетраграмматон – это (примерно как) 'Становящий Бытие' ('Причиняющий Бытие', 'Он дает становиться' – 'Я даю становиться'). (См. C.В. Костюченко, В.Ю. Татур, Начала символьного богословия, или единый Источник Мiра и юный Шестоднев ч. II гл. 3 // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.22208, 19.06.2016. п. 3.2.10.)
Аутентичное звучание (огласовка) Тетраграмматона, именно – как слова, утеряно. А его живой смысл, как Символа присутствия (местоприсутственного Символа) живого Бога, обретается только в Боге. Именно поэтому, хотя и до Моисея было известно звучание имени (как конкретного слова) Господь, но только Моисею Он открылся с 'Этим Именем' (см. Исх. 6:3), с кем говорил "устами к устам" (см. Чис. 12:8). Однако, то же имеет место и с именем Иисус Христос: все могут это имя произнести вслух или про себя, а его бытийно-смысловое звучание, как Этого Имени, может подарить только сам Бого-Человек Иисус.
Греческий перевод Тераграмматона "Κύριος" и русский – "Господь", греческий перевод открывше-гося Моисею Имени (Исх. 3:14) "ἐγώ εἰμι ὁ ὤν" и переводы его на церковно-славянский "А́зъ éсмь Сы́й" и русский "Я есмь Сущий" языки не передают тонкости смыслов оригинала и привносят свои.
*** См. Быт. 2:4-7 в лингво-смысловом комментарии Б.И. Бермана, "Библейские смыслы".)


Именно поэтому, на престоле – подобие Человека, с 'четыре на три' (Тетраграмматон: четырех размерно-тактная форма триединого содержания) внутренними, скрытыми пока, моментами. А вокруг него четыре одинаковых человекоподобных Тетраморфа, быстрое движение которых туда и сюда, куда хотел дух, есть посильное отображение свойств Сидящего на престоле (подр. см. ниже).

В откровении Иоанна Богослова (Откр. гл. 4 и 5), по Воплощении, видение четырех животных (Тетраморфов) преобразовано: каждое животное уже отлично от других трех, у каждого свое собственное лицо (т.е. совмещения четырех лиц в одном Тетраморфе уже нет). И все они теперь три кратно взывают "свят-свят-свят"*. Также здесь присутствуют двадцать четыре старца (Человек). Поскольку к Сидящему на престоле приходит Агнец, как бы закланный, Который и сумел взять Книгу Жизни от Сидящего. И тогда все стоящие вокруг падают ниц и поют песнь новую: "достоин Ты…", воздавая Им Обоим одинаковые благословение и честь, и славу и державу во век.


(* Это три кратное "свят-свят-свят" возвещали Серафимы в видении пророка Исаии (Ис. 6:2-3).)


Затем в иконографии появился образ "Спас в Силах". Сидящий на престоле – Бого-Человек, Царь Славы. Различные Тетраморфы, как бы образующие большой (внешний) ромб, – это, суть, символьное отображение четырех смысловых ракурсов Пресвятой Троицы, доступные для восприятия теперь Человеку через Бого-Человека (как Царя Славы) и как бы посильно раскрывающие, развертывающие тайну Ветхозаветного Тетраграмматона (как бы подобия Человека, сидящего на Престоле).

Это – Человеческое бытийное видение Творца*1:

Тетраморф Поющий Орел (как летающий высоко в небе) есть отображение как бы подобия ракурса неприступности Пресвятой Троицы – Ее Благого Молчания, однако, теперь доступного Человеку: в Бого-Человеке Святым Духом Человек может предстоять Отцу – быть там, где Имени нет;

Тетраморф Вопиющий Телец (как жертвенное животное) есть отображение как бы подо-бия ракурса Агнца, как бы закланного прежде всех век, – Метафизического Креста*2 Пресвятой Троицы, по сути – Логоса, когда Сын Святым Духом как бы готовится к Первому Акту Творения, который – Им и через Него. Это – предвечный Совет Пресвятой Троицы о Творении;

Тетраморф Взывающий Лев (как образ устремленности всем существом) есть отображение как бы всепоглощающей устремленности Сына Духом к Отцу*3. По сути, как бы внутри Троицы устремленный Святым Духом к Отцу Сын есть как бы бытийный Смысл Отца – Его предельное Имя*4;

Тетраморф Глаголющий Человек (как образ собирания всего в целое через молитвенное слово, в котором Человек выносить всего себя Богу и полагает себя перед Ним) есть ото-бражение как бы антропоморфности Бога. Для Человека же это означает, первое, что он изначально (по зачатию) обладает своей собственной ипостасью*5, и самая глубина человеческой природы образуется именно ею. И, второе, через образование – давание имен всему существующему (что, в пределе, предполагает включение самой сути существующего в себя), т.е. через познание его, он призван всецело посвятить, отдать познанное Богу. Поэтому Бога Отца Святым Духом познал в Своем Человечестве только Бого-Человек и вознес Его Имя (Иисуса с пребывающим на Нем Святого Духа) к Отцу. И, поэтому, третье: Человеку в Иисусе Христе Духом Святым доступно единство и различие Трисвятого Ипостасного Имени Пресвятой Троицы*6, – что и призван он зафиксировать словом*7.


(*1 Ср.: именно тетраэдрные частицы на дискосе символизируют и Богородицу, и всех человеков, живых и отошедших. А кубический Агнец – со всех сторон имеет четыре ребра… – Ср. с Тетраморфом в ви-дении Иезекииля.
*2 Мы не можем знать Пресвятой Троицы не живо-Творящей. Иными словами: все Творческие Акты творятся, так сказать, Живой Жизнью Пресвятой Троицы, из начального принципа неразрывного и несли-янного единения Творца и Творения, где первичный посыл – всегда от Творца. А для Инициатора это – всегда Крест (как бы – пересечение "горнего и дольнего"), то ли в Первом Акте Творения Мiра, то ли в Акте обоживания (… в Горнице Благодарения и на Кресте Голгофы, с последующими Воскресением и Вознесени-ем).
*3 Сын и Святой Дух живут Отцом.
И ср. контрапунктом: "Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?", – Мк. 15:34. Также: "… вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил…", – Откр. 5:5.
*4 Ср.: "И Я открыл им имя Твое и открою…", – Ин. 17:26.
*5 В Боге – Ипостась Троична: взаимополагаема тремя Ипостасями. В Человеке – ипостась двоична, с некоторым "плюсиком", т.е. – не троична, и становящаяся, т.е. в процессе своей жизни призвана обрести и образовать свою обусловленную полноту.
*6 Высшим Ангельским Силам данное различие в единстве не доступно: поэтому они только трое-кратно возвещают "Свят-Свят-Свят".
*7 Тетраморфы в видении пророка Иезекииля, быстро двигаясь туда и сюда, символьно отображают, суть, полное взаимное бытийно-единое полагание Ипостасей Пресвятой Троицы, зафиксированное собственными Именами Ипостасей и их собственными именными свойствами, как их смысловыми дополнениями.)


Большой овал вокруг Царя Славы (в образе "Спас в Силах") – это, суть, образ Собора выс-ших Ангельских Сил: а в Евхаристическом Соборе они теперь – "пою́ще, вопию́ще, взыва́юще и глаго́люще" побе́дную песнь "Свят-Свят-Свят" (см. текст Анафоры).

И Соборный Народ Бога подхватывает и продолжает эту победную Песнь: "свят, свят, свят Госпо́дь Савао́ф, испо́лнь не́бо и земля́ сла́вы Твоея́; оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне, оса́нна в вы́шних".


Малый (внутренний) ромб вокруг Царя Славы – это, суть, образ Пресвятой Богородицы, Которая Честнейшая и Славнейшая всех Горних Воинств. Здесь молчит – как бы умирает всякая плоть человеческая. Только Народ Бога четырехтактно, со страхом и трепетом: поет, благословит, благодарит и молится*1. И тем самым предельно возвышает победную Песнь "Свят-Свят-Свят"*2 (которую, в свою очередь, высшие Ангельские Силы поют, вопиют, взывают и глаголют) и делает ее тетраморфной – относит ее к Песни Тетраморфов*3, преобразуя ее в полноту Песни Богородицы: "Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спа́се Мое́м"*4. Образуя, тем самым, Соборное место, где преклонить голову Господу*5.


(*1 "Тебе́ пое́м, Тебе́ благослови́м, Тебе́ благодари́м, Го́споди, и мо́лим Ти ся, Бо́же наш."
*2 Тем самым как бы поднимаясь уже выше всех высших Ангельских Сил.
*3 В которой уже теперь по-человечески различаются строго взаимно обусловленные и бытийно взаимно полагаемые Имена Ипостасей Пресвятой Троицы, различаются – как бы в четыре Тетраморфных такта (и, по сути, призванных звучать одновременно). Вместо "Свят-Свят-Свят" теперь – 'Отец-Сын-Святой Дух'*6. Вместо "поют, вопиют, взывают и глаголют" теперь – "поем, благословим, благодарим, молимся". – Эта Новая Трисвятая Песнь поется новым четырех рядным тактом. (Опыт изложения ее логического ракурса см. /6/.)
Тем самым Евхаристический Собор создает посильные условия для явления Живого Смысла непро-износимого Имени Бога – 'Этого Имени', прежде на иврите зафиксированного как Тетраграмматон, создает условия для Его действительной и непосредственной о-гласовки – о-смысливания.
А это есть не что иное, как – бытийное пребывание в 'Сыне Отца через Святого Духа', чье Человече-ское Имя становится местоприсутственным – живым присутствием Живого Иисуса Христа.
*4 Место Богородицы "зарезервировано" и в видении Иезекииля: это – подобие свода над Тетра-морфами, как вид изумительного кристалла.
См. также и ср.: "О Тебе радуется, Благодатная, всё творение: Ангельский сонм и человеческий род. Ты – освященный храм и рай духовный, слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал – пре-жде всех век Существующий Бог наш. Ибо недра Твои Он в престол обратил и чрево Твоё обширнее небес соделал. О Тебе радуется, Благодатная, всё творение, слава Тебе!", – из Анафоры Василия Великого.
*5 Сочетание двух ромбов, большого и малого, в образе "Спас в Силах" – это то же сочетание, что и – кубического Престола и кубического (хлебного) Агнца, в смысловом центре которых действует Живой Спа-ситель – Господь (=Тетраграмматон) Спасение.
*6 Ср.: "И даждь нам еди́неми усты́ и еди́нем се́рдцем сла́вити и воспева́ти пречестно́е и велико-ле́пое и́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и в ве́к ве́ком.", – из молитвы Анафоры.)


– Такое совместное умное, как бы – непосредственно-бытийное, ведение Евхаристического Собора – Народа Бога и Его высших Ангельских Сил, сослужащих Народу (исповедание Пресвятой Троицы в Силах), создает как бы предельно посильное для священнодействия Собора "время и место" священнодействовать именно и только Господу.
– Евхаристический Собор создает условия: приготовляет живую Горницу Благодарения.
– Господь действует: благодарит, благословляет, освящает, преломляет.


Песнь Евхаристического Собора – исповедание ведения Домостроительства Бога.


Ей! – гряди Грядущий в Имени Господа: Иисус Христос – в Имени 'Этого Имени'.

В самой сердцевине Литургического Благодарения Бого-Человек действует как Бог, как бы как Бог Сам в Себе – как 'Сын Отца Святым Духом'. Действует там, где Имени уже нет. Действует так, что Человечество Бого-Человека бытийно Молчит* (как бы умирает), ибо Сын Духом Святым устремлен к Отцу.

Именно и только эта предвечная устремленность Святым Духом Сына к Отцу дает возможность Иисусу Христу Святым Духом вновь и вновь возносить Свои распятое Тело (под видом Евхаристического хлебного Агнца) и истекшую Кровь и Воду (под видом разбавленного вина) к Отцу, через благодарение совершать вновь и вновь восхождение и вознесение в вечные обители – "одесную Отца".

Это анафорное Возненсение есть непосредственное явление (откровение) Сыном Отца Святым Духом (Сын Святым Духом являет – открывает Отца).

Это анафорное Вознесение, совершаемое Иисусом Христом Святым Духом, и есть огненное Омытие (крещение) Святым Духом Евхаристического Собора и Евхаристического Агнца – Дара Собора, целокупно составляющих теперь Тело Христово. Евхаристическое Возношение и есть сошествие Святого Духа на Собор и на предлежащие Дары.


(* Бого-Человек, как по преимуществу Сын Человеческий, Святым Духом поклоняется Отцу, а как по преимуществу Сын Отца, Святым Духом устремлен к Отцу. Поклонение и устремление – это два единых ес-тественных действия, свойственных Человеку и Богу Иисусу Христу, два одномоментных неразлучных, не-изменных, нераздельных и неслиянных действия.)


Таким образом, то, что вмещает* в себя Евхаристический Собор, следуя за Спасителем, это – Соборное исповедание ведения – того, что реально видимо умным взором, исполняемого, со стороны Народа** Бога, на пределе его веры. – Исповедание дарованного познания Истины***:

"Сый Влады́ко, Го́споди Бо́же О́тче Вседержи́телю покланя́емый! Досто́йно я́ко вои́стинну, и пра́ведно, и ле́по/сообразно великоле́пию святы́ни/святости Твоея́, Тебе́ хвали́ти, Тебе́ пе́ти, Тебе́ благослови́ти, Тебе́ кла́нятися, Тебе́ благодари́ти, Тебе́ сла́вити еди́наго вои́стинну су́щаго/существующего Бо́га, и Тебе́ приноси́ти се́рдцем сокруше́нным и ду́хом смире́ния слове́сную сию́ слу́жбу на́шу, я́ко Ты еси́ дарова́вый нам позна́ние Твоея́ и́стины.", – из Анафоры Василия Великого.


(* Ср.: "Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.", – Ин. 16:12-13.)
** Исполняемого не лично-индивидуально (как в Символе Веры), а – Народом, и именно как еди-ным Собором.
*** Это познание Истины, – его совершённая – исполненная полнота, – доступно нам теперь и здесь. Данное познание четко и однозначно фиксируется двуперстным крестным знамением. (Однако, эта фиксация – чувственная, как бы – на грубо-примитивном уровне, а потому, неизбежно, – с потерей сущест-венных умных моментом (здесь мы их отмечать не будем).
Двуперстие имеется в виду, когда мизинец и безымянный подтянуты и плотно соприкасаются с большим, а указательный и средний, немного пересекаясь (за счет среднего), прижаты друг к другу и на-правлены как бы вверх. Кратко так: указательный и средний символьно изображают рождение Сына и ис-хождение Святого Духа от Отца, и пребывание Святого Духа в Сыне (здесь "в" – никак не в смысле "внутри"); мизинец, безымянный и большой символьно изображают устремленность Сына Святым Духом к Отцу. И крестное, по сути, тетраморфноподобное знамение отображает действие Соборного исповедания ведения дарованного познания Истины. Но не только отображает, но и само может быть непосредственным – умным исповеданием ведения, как бы открывающим для Бого-Человека внутренние двери человека.
А троеперстие, само по себе, как бы стачично, в нем нет никакого действия-движения, скажем так, – "подвижного покоя" предвечного… По отношению к двуперстию, оно – вторично.
Вот, собственно и наверняка, – главная причина глубокого несогласия с введением троеперстия на Руси. – Речь шла о глубинных (и как бы интуитивных) истоках неписанного (ненаписанного – передаваемого "из уст в уста") и как бы тайного познания и понимания предвечного "устройства" Пресвятой Троицы и сле-дующего отсюда соответствующего устройства внутренней и внешней жизни Народа Бога и каждого Его Че-ловека. – "Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством свяященнотайне", – Всенощное бдение, степенна 4-го гласа.)


(Некоторые выборочные смыслы по текстам Анафоры – Песни Евхаристического Собора:

Дидахе.
Благодарим Отца за виноград Давида и за хлеб ломимый, как – за жизнь и ведение, от-крытые через Его Отрока Иисуса. Исповедуем собирание Церкви в царство Отца через Иисуса Христа.

Затем (по вкушении) Благодарим Отца за Имя Его святое, которое Он вселил в наши серд-ца, и за ведение, и за веру, и бессмертие, которые Он открыл через Иисуса, Своего Отрока. Благодарим и за это Благодарение, как за дар Его Имени нам.


Иоанн Златоустый.
Через утверждение достойности и правильности петь, благословить, хвалить, благо-дарить и покланяться Отцу на всяком месте исповедуем Его неизреченность, непознаваемость, вечно существующим со Своим Единородным Сыном и Своим Святым Духом. Благодарим (поименную) Пресвятую Троицу о всех благодяениях бывши о нас. А наиболее – о возведение нас на Небо и о даровании Царства.

Вместе с высшими Ангельскими Силами поем Трисвятую Песнь, превращая ее как бы в Трипресвятную* Песнь ("…свят еси́ и пресвя́т…") и исповедуем благословенность Грядущего в Имени** Господа. Исповедуем нашу жажду быть причастными событиям Иерусалимской Горницы Благодарения и молим сотворить эту Горницу и теперь и здесь.


(* Ср. Три-святая (Свят-Свят-Свят) Песнь и Пре-святая Троица (Отец-Сын-Дух).
** Лингвистически здесь возможно следующее: не "во Имя", а "в Имени" ("внутри Имени") – см. ср. Пс. 117/118:26, на греческом (Стронг 1122: в/ на/ по/ посреди/ между/ у) и иврите: приходящий [в] Имени 'Этого Имени' (Тетраграмматон).)


Василий Великий (не повторяя уже сказанное).
Смыслы данной молитвы богаты богословским содержанием, в котором – исповедуются доступные для понимания и созерцания свойства Пресвятой Троицы: посильно раскрываются как внутри-Троичные отношения Отца, и Сына, и Святого Духа, так и их личные Ипостасные свойства по отношению к Творению, к Человеку. Так же здесь присутствует богатое исповедание всего Божьего Домостроительства (от создания Человека), вершиной которого является Горница Благодарения, вобравшая в себя все о нас бывшее, но наиболее – окончательную победу над смертью через распятие на Голгофе:

"… ели́жды бо а́ще я́сте Хлеб сей и Ча́шу сию́ пие́те, Мою́ сме́рть возвеща́ете, Мое́ воскресе́ние испове́даете*. Помина́юще у́бо, Влады́ко, и мы́ спаси́тельная Его́ страда́ния, живо-творя́щий Крест, тридне́вное погребе́ние, е́же из ме́ртвых воскресе́ние, е́же на небеса́ возше́ствие, е́же одесну́ю Тебе́, Бо́га и Отца́, седе́ние, и сла́вное, и стра́шное Его́ второ́е при-ше́ствие."


(* Здесь Васили Великий через апостола Павла (см. 1Кор. 11:23-26) говорит от лица Иисуса Христа.))


Освящение Миром – Евхаристического Собора.


Итак, Священнодействие Христа здесь, как предельный опыт Богопознания – как вновь и вновь познание Бого-Человеком Отца, начинается с предельного Священнодействия Евхаристического Собора, образующего Умное (через молитвенное слово) Место для действия (через Имя 'Иисус Христос') 'Этого Имени'.

Завершающий акт Священнодействия Евхаристического Собора есть непосредственное обращение к Иисусу Христу: Ты уже сделал это раз в Иерусалимской Горнице, но Ты и повелел именно тогда же нам это исполнять снова и снова – вновь и вновь, и теперь дерзновенно молим, и умоляем Тебя, и, как бы на пределе – в любви, надеемся, что Ты и теперь – именно здесь и сейчас* – пошлешь Святого Духа на нас и на предлежащие Дары эти. – Ты ведь и в третий час когда-то в Иерусалиме послал Его на Твоих Апостолов и Твою Матерь, образовав Свою Церковь; да и Дух Твой теперь при нас – не отними Его от нас, обнови нас Им** – исполни***, вновь и вновь сверши Свою Церковь…


(* Ср. контрапунктом: "Не оставляйте же дерзновения вашего, которому принадлежит великое воз-даяние. Ибо терпение вам нужно, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное", – Евр. 10:35-36.
** "Го́споди, и́же Пресвята́го Твоего́ Ду́ха в тре́тий час Апо́столом Твои́м низпосла́вый, Того́, Благи́й, не отыми́ от нас, но обнови́ нас, моля́щих Ти ся.", – молитва из Анафоры.
Ср.: "Чистым, Боже, соделай сердце во мне, и дух правый обнови в глубинах моих! Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними, возврати мне радость спасения Твоего, и Духом всещедрым утверди меня!", – Пс. 50:12-14, с переводе С.С. Аверинцева.
*** В Иерусалимской Горнице Благодарения Соборная Церковь еще не была образована: ученики причащались каждый как бы отдельно – индивидуально. День Рождения – образования Соборной Христовой Церкви был позже.
На Литургической Евхаристии имеет место обратная – исторической – последовательность: сначала вновь и вновь исполняется Церковь, а потом – личное причастие: Лицом-к-лицу.
Заметьте: теперь имеет место не индивидуальное – партикулярное – причастие, а личное. Поскольку Соборность уже образована, и личность обретается только в Соборе, как взаимно обусловленное и взаимно полагающее отношение лиц-ипостасей.)


И в ответ на это, Иисус Христос (через Предстоятеля*1 Собора) Творит*2 Свою Тайну*3 – исполняет обещанное: быть посреди тех, кто собрался в Его Имя в Горнице Благодарения. И тем самым дарует познание Своей Истины – познание Своего пресвятного Имени – 'Иисус Христос'*4, в Котором Духом Святым светится Отец. – "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте." А Он вводит нас внутрь за завесу – Плоть (Тело) Свою (ср. Евр. 10:20).


(*1 Через дивное действие человека-священника: что мыслит, то и совершает – то и совершается.
Ср.: "Вложи́ в нас и страх блаже́нных Твои́х за́поведей, да плотски́я по́хоти вся попра́вше, духо́вное жи́тельство про́йдем, вся, я́же ко благоугожде́нию Твоему́, и му́дрствующе и де́юще/ мысля и то совершая. ", – из молитвы священника перед чтением Евангелия.
*2 Это – как раз вершина того времени, в котором именно и только действует Господь: "Врéмя со-твори́ти Гóсподеви". – Вершина Грядущего в Имени Господа – 'Причиняющего Бытие' (здесь – 'Присутствующе-Молчащего', как Перехода в Бытие).
*3 Ибо – все равно, мы умом здесь как бы умираем, поскольку не в состоянии охватить все, как оно есть (на самом деле). Благоговейно смиряемся перед непостижимой тайной Любви.
*4 И без разницы – на каком языке или наречии.)


Теперь кубический Агнец и Вино (разбавленное водой) – как бы как "первичное" Тело*1 Воскресшего Христа, вновь и вновь есть местоприсутственные Символы Земли и Неба, как бы как Первого Акта Творения*2. А Евхаристический Собор во главе с Бого-Человеком – Новый Человек-Адам, как образ подобия Творца, вновь и вновь призывается возделывать порученную ему ниву.

Евхаристический Собор*3, как целое, освящен животворящим, через Святого Духа, присутствием Возлюбленного Сына – соучастным присутствием Мира.


(*1 Ср.: "Ты открыл мне уши+.", – Пс. 39:7 // +По переводу 70-ти: "уготовил мне тело" – "тѣ́ло же сверши́лъ ми́". "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу", – Притч. 9:1-2.
Как раз, к слову и по всей видимости, "семь столбов" и есть отображение четырех смысловых (тет-раморфных) ракурсов Пресвятой Троицы ('4+3').
*2 См.: "И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое…", – Откр. 21:5.
Сюда необходимо еще добавить раздробление Агнца.
*3 Через как бы 'Трипресвятную Песнь в четыре такта', являющей Имя 'Этого Имени', заключенную Песней Богородицы 'Величит душа Моя Господа', которая, по существу, есть – одно-единое чистое Благода-рение: Благодарю Тебя за то, что Ты есть*4, – Благодарю Тебя!
*4 Ср.: "… приходящий к Богу должен уверовать, что 'Он есть'…", – Евр. 11:6. (На греческом 'Он есть' – одно слово, Стронг 1510.) На Евхаристической вершине вера преобразуется в ведение – в духовно-бытийное видение.)


Освящение Миром – ипостасной глубины каждого из Народа Бога.


И теперь Предстоятель молится, чтобы приобщение преобразующего Миром Святого Духа неосужденно произошло причастно – на уровне каждого верного, на уровне каждого личного произволения*1, на глубине ипостаси каждого из Народа Бога. – Чтобы именно на этой глубине произошло взаимно обусловленное соединение ипостасных мер и даров каждого в единое Бого-Человеческого Тело*2. Как это уже имеет место у всех святых, от века благоугодивших Господу, особенно – у Богородицы*3.

Чтобы исполнение Христовой Церкви здесь и теперь было по истине кафолическим, Предстоятель молится за весь Мiръ: о всех и за вся, за всю вселенную, за беспомощных, за безнадежных, обуреваемых, за усопших и живых, за всех благого намерения и за ненавидящих их, за город и страну, за каждую обитель…*4

И как венец этому молению – обращение к Господу: "И даждь нам еди́неми усты́ и еди́нем се́рдцем сла́вити и воспева́ти пречестно́е и великоле́пое и́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и в ве́к ве́ком." – "И да бу́дут ми́лости вели́каго Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́" со всем Собором.

– Слава в Вышних Богу и на земле Мир в человеках благого намерения!

Это – то место, где преобразуется природа человеков согласно с совестью, через со-участие и причастие Миру – Христу, Духом Святым являющим Отца (собственно – взаимно полагаемым отношениям Пресвятой Троицы как бы самое по себе).


(*1 Идите: ешьте и пейте – чтобы оставить неразумие, жить и ходить путем разума. – Ср. Притч. 9:5-6.
*2 Ср.: "Ныне же так говорит Господь … – ты Мой… Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну", – Ис. 43:1,25.
*3 Здесь: смыслы – из молитвословия Предстоятеля сразу после преложения Даров.
*4 Особенно в этом смысле умилительна подробная молитва Василия Великого.)


И теперь, помянув всех святых, Собор снова и снова Миром молится к Господу. Как бы на-поминая самим себе о только что Произошедшем, о всей своей жизни, призванной проходить пред Лицом Господа:

"О принесенных и освященных святых Дарах Господу помолимся.
Дабы Человеколюбец Бог наш*, приняв их на святой и превысший небес и невеществен-ный Свой жертвенник как аромат благоухания духовного, ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа, помолимся.
Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, и насилия Господу помолимся.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию…
Единства веры и общения Святого Духа испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь на-шу Христу Богу предадим."


(* Чьи милость безмерна и человеколюбие неизреченно. – Из молитвы первого антифона.)


Тебе, Господи, мы вручаем всю нашу жизнь и надежду. Все Твои Дары всем нам и каждому мы посильно приумноженные принесли Тебе: Ты научи нас достойно благодарить Тебя за все Твои благодеяния с нами. Ты принял наши дары: очисти нас от всякой скверны и научи нас прово-дить святую жизнь в священном трепете пред Тобой. Чтобы с чистым свидетельством нашей со-вести причаститься Твоим Тайнам: чтобы уже предочищенные Твоим освящением Твоих Даров каждый из нас имел внутри себя Святым Духом живущего Христа Спасителя. Да ни один из нас не будет повинен своим недостоинством, обличаемый своим небрачным хитоном*. Но дай нам до последнего нашего вздоха достойно принимать часть Святынь Твоих в напутствие в нашем дерз-новенном восхождении в Твое Царство, к Твоей предвечной Трапезе, которую Ты приготовил любящим Тебя.**


(* Ср.: "Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал…", – Мф. 22:11-12.
** Этот абзац, в том числе, и – компиляция смыслов молитв перед Причастием Иоанна Златоустого и Василия Великого, читаемого здесь священником.)


А потому: удостой нас, Владыка, следовать за Твоим Сыном, во всем и везде (в нашу меру), и потому – по-сыновьи, с дерзновением и неосужденно, сметь призывать Тебя, Небес-ного Отца и возглашать: Отче наш…

Эту молитву непосредственно образовал Бого-Человек – она вся соткана из Его собствен-ных смыслов:

Через Него нам открыт Путь к обожению, который он Сам образовал Своим Челове-ческим Подвигом. Сам Бого-Человек Духом Святым и есть Являющий Имя Отца. Когда Он этой молитве учил Своих учеников, Он еще не был прославлен: а потому "да святится Имя Твое" в первую очередь относилось к Нему Самому.
"Да придет Царство Твое", – это Он Сам о Себе, как о Царе Славы и Мира.
"Да будет воля Твоя", – это о грядущем приходе Святого Духа, Им посылаемого после Вознесения.
"Хлеб насущный дай нам днесь", – это прошение об исполнение воли Пославшего Его*.
"… как и мы прощаем должникам нашим", – это "Отче! прости им, ибо не знают, что дела-ют" (Лк. 23:34).
"Не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого" – это Его искушение в пустыне после Крещения и "впрочем не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22:42).


Вот и мы, следуя за Твоим Христом Сыном, воспеваем теперь с Небес: "Да святится Имя Твое". Воспеваем Песнь, содержащую в себе и предвечное, и вечное, и временно'е (когда спус-тимся с горы Фавор). И призываемся идти в Мiръ** и дерзновенно творить – в меру Божьего Дара нам и по нашей силе – совершенно то же, что совершил Спаситель: быть мирными строителями мирной жизни и Мира – Царства Отца, и Сына, и Святого духа, ныне и присно, и в век веком – теперь и сейчас и в будущем веке. Быть строителями Царства, которое уже есть, которое еще только зиждится, которое уже грядет в своей не доступной пока для нас полноте*** – "которому несть конца". Возрастать "в полный возраст Христов" – "становиться как Он".


(* См.: "… Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его", – Ин. 4:34).
** Ср.: "… мужайтесь: Я победил мiръ", – Ин. 16:33.
*** Ср.: "… Он обещал, говоря: еще раз Я потрясу не только землю, но и небо. А слова "еще раз" указывают на изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло не колеблемое+. Поэтому, прини-мая Царство непоколебимое, будем держаться благодати…", – Евр. 12:26-28. +Примерно, возможно, как – не подверженное деструкции, онтологическому ущербу.)


Вот мы приклоняем пред Тобой головы, пред Владыкой и Господом, Отцом милосердия и Богом всякого утешения, которые безмерны и неизреченны. Благодарим Тебя, приведшего все от небытия в бытие. Ты же Сам Духом Святым соделай, чтобы все, предлежащее всем нам, послужило ко благу, по собственной потребности каждого: плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй, больных исцели, Врач душ и тел наших.*


(* Компиляция молитв главопреклонения Иоанна Златоустого и Василия Великого.)


Услышь нас, Господи Иисусе Христе, Бог наш. Как в Иерусалимской Горнице Ты причастил Своих учеников, так и теперь приди, чтобы освятить нас: преподай Твоей рукой пречистое Твое Тело и драгоценную Кровь Твою и через нас – всему Твоему Народу.

Святое – святым! – Один свят, один Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца: да будет так!


Теперь в Евхаристическом Соборе имеет место освящение Миром ипостасной глубины каждого из Народа Бога – личное Причастие освященными Дарами Бога, и через которые – самим Благим*: "Сам всем вся бу́ди" (из Анафоры Василия Великого).

Это действие по глубине и значимости, собственно, совершенно – то же, что и освящение Миром Евхаристического Собора как нечто целого (вместе с его Дарами). Но смысловая последовательность именно такая: сначала освящение Собора, потом – каждого из соборян лично**.


(* Причастие "естеством Бога" – непосредственное, бытийное соучастие (без смешения и разделе-ния) в нетварных Энергиях Пресвятой Троицы, как бы зачинающее внутри каждого Бого-Младенца, по по-добию, как это было с Богородицей. В этой связи показательны смыслы песни Богородицы, которую поет Собор в последовании Василия Великого сразу после освящения Евхаристического Собора (после возгласа предстоятеля: "Изря́дно о Пресвяте́й, Пречи́стей, Преблагослове́нней…"): "… ложесна́ бо Твоя́ престо́л сотво-ри́ и чре́во Твое́ простра́ннее небе́с соде́ла…"
** Ср. с двумя главными заповедями: "Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки", – Мф. 22:36-40.)


Поэтому каждый приступает "к горе Сиону и к граду Бога Живого, небесному Иеруса-лиму, и к тьмам ангелов в торжествующем собрании, и к Церкви первородных, вписанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведных, достигших совершенства, и к Посреднику Нового Завета, Иисусу… Смотрите, не отвергните Говорящего… принимая Царство непоколебимое, будем держаться благодати+, и ею да служим благоугодно Богу с благоговением и страхом…" +Другой возможный перевод: "будем иметь благодарность". (Евр. 12: 22-28 в переводе еп. Кассиана (Безобразова).)


"Всей кожей видя" свой обличающий и вонючий хитон, в смиренном дерзновении, откли-каясь любовью на Любовь, приступаем к Врачу, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи в каждом делании, призванном быть во Имя Грядущего.


Дабы нам по Причастии, теперь видевшим Христово Воскресение, едиными устами и единым сердцем снова и снова достойно и праведно славить и воспевать пречестное и вели-колепное Имя Его, Отца, и Сына, и Святого Духа, – дабы нам всей своей цельностью достойно благодарить Его, ныне и присно, и в ве'к ве'ка и ве'ком.


"Да испо́лнятся уста́ на́ша хвале́ния Твоего́ Го́споди, я́ко да пое́м сла́ву Твою́, я́ко сподо́бил еси́ нас причасти́тися Святы́м Твои́м, Боже́ственным, безсме́ртным и животворя́щим Та́йнам, со-блюди́ нас во Твое́й святы́ни весь день поуча́тися пра́вде Твое́й. Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа."

"Исполне́ние зако́на и проро́ков Сам сый Христе́ Бо́же наш, испо́лнивый все оте́ческое смотре́ние, испо́лни ра́дости и весе́лия сердца́ на́ша, всегда́, ны́не и при́сно, и в ве́к ве́ком."

"Испо́лнися и соверши́ся ели́ко по на́шей си́ле, Христе́ Бо́же наш, Твоего́ смотре́ния та́инство. Име́ем бо сме́рти Твоея́ па́мять, ви́дехом воскресе́ния Твоего́ о́браз, напо́лнихомся безконе́чныя Твоея́ жи́зни, наслади́хомся неистоща́емыя Твоея́ пи́щи, ея́же и в бу́дущем ве́це всем нам сподо́битися благоволи́, благода́тию безнача́льнаго Твоего́ Отца́, и Свята́го и блага́го и животворя́щаго Твоего́ Ду́ха, ны́не и при́сно, и и в ве́к ве́ком. Ами́нь."*


(* Два последних абзаца – две молитвы, Иоанна Златоустого и Василия Великого, на потребление Святых Даров.)


-----------------------------------------


Нулевой ключевой смысл: спуск с горы Фавор…

А теперь, мы, внешне удаляясь друг от друга, выходим с Христовым Миром в Мiръ, всякого дела лукавого отворачиваясь, а всякому благому сочетаясь, усваивать и приумножать принятые нами Дары, не мерой приумноженные Владыкой. И Его Дары, данные Им в управление каждому, у каждого – свои, по его свойству, по силе и способности. И путь усвоения и приумножения их – и дерзновенно-творческий, и крестный (у каждого – по-своему и свой). И освещает этот путь наше доверие Господу, благословление и благодарение Его во всякое время, Его радостное присутствие рядом. И одного надо бояться на этом пути – услышать от Владыки всех: дурной, скверный, негодный, бесчестный, подлый, трусливый, малодушный, нерешительный, ленивый и боязливый слуга… (см. смыслы Мф. 25:26)

Однако: "Нет вообще даже в человеческом сознании представления и границ Его мило-сердия."

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites