Александру Проханову - 80!

Писателю, главному редактору газеты «Завтра» Александру Проханову исполнилось 80 лет

- Проханов бесконечен. В нём запечатан иссушающий зной Анголы и сводящая с ума духота никарагуанской сельвы, кампучийские рисовые поля и снега афганского Саланга, руины Грозного и радиоактивный жар Чернобыля, подземные ходы Газы и грозные башни Изборска.
И драма сегодняшней России в том, что она не способна вместить всего Проханова, как современные «токомаки» не могут удержать термоядерную плазму.

Поэтому Власть с таким опасением и страхом приближается к нему. Не имея возможности разделить его энергию, сепарировать его, усмирить и заключить в свои реакторы, она лишь пользуется его взрывной мощью, направляя её на врагов России, испепеляя их.

Проханов это ядерное оружие в великой войне Проектов и Смыслов, которая вот уже второе столетие идёт в России. Западнический, либеральный проект беспощадно сражается с Русским имперским проектом, русской вселенной. И в этой войне сила Проханова описывается в цифрах мегатонн…

Я не знаю другого такого человека, который столь спокойно и мудро принимал удары Судьбы и предательство друзей. Я помню, как осенью 91-го демонстративно вышел из редколлегии его друг, которого он очень любил, и который потом в своих статьях злословил и отрекался от дружбы, я помню обещание другого друга Проханова Александра Руцкого «дать срок» тому, кто написал «Слово к народу». Срок Проханову, автору этого взорвавшего общество текста. Меня тогда поразило, как спокойно, стоически он отнёсся к этим известиям, словно яд предательства никак не зацепил его сердце. Потом я привык к этому его стоицизму, и стал учиться ему, открыв удивительный закон Духа – обида делает сильного слабым. Спокойствие сердца – даёт силу.
Спустя годы один из предавших, пряча глаза, пришёл просить прощения и возможность публиковаться, а другой превратился в политического карлика и растворился в безвестности.

И это тоже не вызвало в Проханове никаких эмоций, словно ещё двадцать лет назад он знал о том, как закончится их история.

Я был рядом с Прохановым в Чечне, Сербии и Приднестровье. Я был с ним на судах и на митингах.

Проханов встретил меня на пороге больницы в октябре 1993 года, когда я был выписан после ранения. Приехал, несмотря на то, что сам тогда был в розыске и скрывался. Санкцию на его арест отменили только в ноябре...
Он бывает неправ, бывает вспыльчив и импульсивен, бывает прельщён и очарован, но он не бывает мелок, лжив и непорядочен.

К булату, из которого он выкован, грязь не липнет…

Тимур Зульфикаров, писатель:

- Александр Проханов – несомненно, пророк нашего времени.
Пророк – это писатель, чьё Слово совпадает с жизнью, подтверждается жизнью, становится жизнью…

Интересно, кто из нынешних писателей тушил Чернобыль? Кто, заживо задыхаясь, бежал по крыше реактора с горящим ураном в руках (а слово пророка – и есть горящий уран…)

Наша нынешняя жизнь есть смесь болота и кладбища. А какие новости на болоте: кто-то выплыл, а кто-то утонул… А какие новости на кладбище: вот привезли нового вечного постояльца…

И вот среди этого мрака полыхает вифлеемская Звезда Проханова, освещая наше бездорожье, безденежье, бездушие, безбожие, безвременье… победоносный бурьян забвенья, охватившие русскую землю!

Святые отцы говорят, что на Руси сбывается бред безумцев, а не пророчества мудрецов… И вот мы живём среди этого экономического, политического и духовного бреда (который называется «реформами»)…

Но жизнь и пророчества Александра Проханова – как и Жизнь нашей бессмертной Церкви и Святых Её Отцов - дают нам великую непобедимую Надежду.

Воистину – совершатся пророчества Проханова о Новой Русской Империи, станут Его Слова живой плотью. Ибо Слово творит и движет жизнь, и оно же разрушает её…

Илья Проханов, московский школьник:

- Воспоминание далекого детства: я вижу перед глазами крыло тропической бабочки. Оно искрится и расцветает в зависимости от угла зрения. Оно сплетено из мельчайших нитей-жилок, переливается множеством оттенков, блестит тончайшим орнаментом, словно некто, заботливый и умелый осторожным движением нанес на крыло эти удивительные узоры. Так же и твоя жизнь, дорогой мой дед, искрится множеством оттенков,в ней отражены триумф и драма нашего рода, судьба поколения, на ней тяжелым оттиском легла история России, нашей потрясающей империи — с ее величайшими успехами, ее глубокими беспросветными провалами. Ты певец ее! Ты воспел ее гибель и возвестил ее неизбежное возрождение...

Движимый данным тебе при рождении импульсом, со страстью художника и с честью патриота, ты побывал в гуще многих войн, где ковались образ и дух века сего. Ты видел, как черви подточили корни могучего дуба, и ты прозрел явления новой жизни на величавых обломках прошлого.

Сквозь все твое творчество красной нитью проходит мотив многомерности, универсальности нашей Родины, где причудливо переплетены энергии божественные и человеческие, природные и индустриальные. Так, бескрайние наши леса и зеркальные озера вливаются в гармонический союз с трубами колоссальных заводов и турбинами великих плотин, образуя громогласную и могучую симфонию Империи номер Пять. Ты в наше смутное время возвестил о неповторимом пути России, о возникающем здесь единстве человека и Бога, об извечном Русском рае.

Достославный мой дед! Люблю тебя, горжусь тобой, поклоняюсь тебе. Хочу быть твоей опорой, твоим утешением и твоим продолжением.

Владислав Шурыгин, заместитель главного редактора «Завтра»
http://zavtra.ru/blogs/-prohanovu-75-2013-02-26-111532-2

Комментарии (11)

Всего: 11 комментариев
#1 | Анна. »» | 27.02.2018 15:52
  
2
С юбилеем Александра Андреевича поздравляют

Епископ Тихон (Шевкунов)

Александр Андреевич Проханов — совершенно особое явление в нашей культуре, общественной жизни, но не только в них. Он, не побоюсь это сказать, особое явление в жизни, наверное, каждого человека, которому посчастливилось с ним тесно общаться. Безусловно, особое явление, когда человек является удивительной, ищущей, всегда юной личностью, у него особый взгляд на события, современником которых ему довелось быть, на духовную жизнь… Можно соглашаться, не соглашаться, спорить с ним, но это искренняя позиция и плод многих его дум и огромного опыта, его удивительная принципиальность в отстаивании тех ценностей, всего того, что он любит, за что он готов бороться, и бороться по-настоящему.

Как хорошо, что Александр Андреевич в таком почтенном возрасте остаётся необычайно юным, необычайно сильным, мудрым человеком. Это прекрасный и вдохновляющий пример для всех, кто знает и любит его творчество. Для меня в нём самое главное, кроме его книг, кроме его совершенно неповторимого взгляда на жизнь — это его верность и мужество в отстаивании своей позиции.

Я сердечно поздравляю Александра Андреевича с его юбилеем. Желаю ему здоровья, сил и ещё на многие годы оставаться для нас примером русского патриота, примером человека, который умножил от Бога данные ему таланты и принёс плод их людям и своей стране.

***

Максим Шевченко

Молчаньем Бог живёт во мне.

Бескрайней ночью ледяной

Мне в этом мире — как в тюрьме,

Пусть и зову её страной.

Зову. И эхом от небес

На зов являются снега

И долго падают на лес

Стеною белого стиха.

А за стеной грохочет гром —

То пушки кличут имена

И обещают, что умрём.

А после будет тишина.

А после будет только явь,

Где лёд преобразится в длань,

Простёртую над морем трав

В мальчишескую утра рань.

Так между летом и зимой,

Между молчанием и громом

Я чувствую, что невесомым

Я поднимаюсь над тюрьмой.

Я поднимаюсь над страной,

Такою странною во тьме,

Янтарной россыпью земной

Страна подмигивает мне.

Я поднимаюсь над страной,

В которой Солнце и Луна

Ведут войну. И той войной

Моя душа опьянена.

Я поднимаюсь над страной

И радуюсь, что нет иной,

Со всей судьбой её дурной,

С её безумной стариной,

С её безудержным мечтаньем,

Свирепым будущим в огне,

Её грехом, её скитаньем,

Её дыханием во сне.

Дорогой Александр Андреевич!

Я вас очень люблю. Спасибо вам за всё!

***

Александр Дугин

Александр Проханов — совершенно уникальный человек. Он представляет собой ту форму открытого патриотизма, ту форму живой и динамичной, органичной русской идентичности, которой нам удивительно не хватает. С одной стороны, он человек крайне консервативный, и его взгляды могут быть образцовыми для любого консерватора. Но с консервативностью у него сочетаются авангардные идеи. Это сочетание консерватизма и вектора модернизации делает Проханова неповторимой фигурой, которая для современной России жизненно необходима. Потому что таких пропорций между консерватизмом и модернизацией, между верностью корням, фундаментальным принципам и, одновременно, открытостью новым вызовам времени нам не хватает. В ком-то преобладает консерватизм, который делает их неповоротливыми, неуклюжими, закрытыми для понимания какой бы то ни было реальности, а потому смешными, неэффективными, даже карикатурными. С другой стороны, сторонники либерализации, сторонники прогресса и модернизации, как правило, не знают меры и скатываются в тупое и также карикатурное и омерзительное западничество.

А Проханов сочетает обе эти стороны — и верность национальным корням, национальному духу, традиции, и модернизацию в необходимой пропорции. Потому он уникален. Но одновременно он чрезвычайно одинок. Несмотря на то, что его знает вся страна, у него множество друзей и сторонников, он одинок, потому что его позиция — это как бы огонь, поднесённый к дровам. И Проханов и есть тот огонь, что поднесён к дровам, которые никак не могут загореться. И если бы чуть-чуть побольше жизненной энергии в нашем народе, то он бы от пламени Проханова, от его инициатив, от его идей, от его взглядов, часто выраженных на удивительном поэтическом языке, просто загорелся бы. Поскольку вся борьба Проханова проходит у меня на глазах, я по мере своих сил в ней участвую, то и вижу, что этот огонь никак не может заняться.

Помню, как в начале 90-х годов мы с Прохановым ездили в Питер. Мы очень долго говорили о судьбах России, о необходимости патриотического движения, борьбы с Ельциным. И выходя из поезда, он сказал: "Мне бы на 10 лет поменьше…".

Но сейчас Александру Андреевичу 80, а он моложе других. Смотришь подчас на 20-летнего человека — это уже дряхлый дедушка, не имеющий никаких перспектив. А прохановские 80 — это, кажется, совсем немного. И его внутренний мир, его борьба, его активность заставляют краснеть людей, которые на 20, 30, на 40, на 50, на 60 лет его моложе. Проханов по-настоящему молодой, по-настоящему живой человек, и даже сейчас, в его 80, мне кажется, абсолютно нелепо говорить: "Мне бы на 10 лет поменьше".

Он — по-настоящему русский, по-настоящему несгибаемый человек. Я думаю, что его миссия — в спасении русской патриотической идеи, в борьбе за то, чтобы не позволить нашим врагам разъединить русский народ по искусственной линии водораздела между так называемыми белыми и так называемыми красными. Эта идея — не дать расколоть по этой фиктивной линии наш народ — в значительной степени заслуга одного человека: расколоть народ не дал Проханов. Не дал это сделать в 90-е годы, не даёт сделать и сейчас.

Я горжусь и рад, что с этим человеком знаком. Я считаю его своим другом, и даже не хочется говорить — старшим другом: он настолько молод, что этого старшинства, этих восьмидесяти лет я не чувствую. Когда я впервые его встретил много лет назад, он был глубоким, интересным, живым. И точно таким же живым, молодым, свежим, и таким же несгибаемым он остаётся и сейчас.

И дай Бог ему здоровья. А нам, всем его друзьям, почитателям, людям, знающим его, я бы пожелал вдуматься в то, что он делает, в то, что он говорит. А говорит он то, что нам совершенно необходимо.

***
Друг мой, восхищаюсь твоей жизненной волей. Не успеваю уследить — где ты? То на судоходных верфях, то в лабораториях, работающих на "оборонку", то в сирийской пустыне, то в псковских белокаменных храмах, то на дискуссиях знаменитого Изборского клуба, то в многострадальном Ливане — стоишь коленопреклоненный и целуешь священное знамя Хезболлы. А сколько у нас, несмотря на наши почтенные годы, всяческих дел впереди! Да, Крым наш, да, Крымский мост стальной полосой стянул два берега России, да, Донбасс подготовлен к обороне. Но пятая колонна, разгромленная в своё время на Болотной площади, не дремлет. Прошу тебя, выходи почаще на телевизионные поединки и побеждай их, как ты это блистательно делал все последние годы. Смотри в упор на цифру 80 и не опускай глаз!

***

Владимир Бортко

Я прожил на этом свете достаточно и до встречи с вами, Александр Андреевич, думал, что много знаю и правильно смотрю на вещи. Могу сказать, что это было неправильно, потому что вы поставили на правильный путь меня и не только меня, но и очень многих людей. Я хочу, чтобы вы и дальше делали это всё с большим успехом и как можно дольше.

История России последние, как минимум, полвека связана с вашей биографией. Ваша биография и биография России — это практически одно и то же. Вы всегда были в горячих точках. Потому что вами двигала, во-первых — совесть, во-вторых — энергия, желание сделать всем лучше. Я сам видел, как люди при встрече с вами, когда вы разговариваете с ними, зажигаются от того, что слышат вас и слышат от вас. Да и я тоже, грешным делом. Обнимаю. Целую, ваш Владимир Бортко.


***

Захар Прилепин

Александр Андреевич Проханов — человек, который в моей жизни сыграл, говорю без ложного пафоса и совершенно взвешенно, одну из важнейших ролей, наряду с моими родителями, с моими воевавшими дедами и с несколькими современниками, в числе которых, собственно, Александр Андреевич Проханов и Эдуард Вениаминович Лимонов. Два этих человека — Проханов и Лимонов — были определяющими для меня, и не только для меня, но и для серьёзной части нашего поколения.

Очарование этого человека и удивительный его дар, и удивительный ум, и мужество, и сама его громокипящая биография — всё это было важно для меня. Но не только это. Потому что Проханов для меня учитель и в смысле жизнестроительства, хотя это строительство предполагает некую заданность твоих действий. В случае Проханова никакой заданности и продуманности нет. Это абсолютно органичное вырастание и взрастание на странном сочетании почвы как таковой, природной, национальной, техносферы, русской литературы, древнерусского искусства — это всё у Проханова удивительным образом сочетается.

Для Проханова и Лимонова характерно ещё одно: может, это странно и парадоксально звучит, но с таким человеком, как Сергей Александрович Есенин, их роднит то, что у них абсолютно модернистская школа всех новейших знаний, тенденций мировой литературы сочетается с ясным, точным чувством русского, растворённостью в национальном, умением вовлечь крестьянскую силу и силу прародичей и облечь в совершенно удивительные с точки зрения стилистики формы.

Как правило, это для русских почвенников не характерно. И тут неожиданно парадоксально рождаются такие непредсказуемые дети. В моём понимании Сергей Есенин, Александр Проханов и Эдуард Лимонов — это в самом благом, в самом удивительном смысле юродивые русского мира, которые при этом несут точное отражение всей сущности русского мира, русской культуры и русской победы.

Я — человек, который читал все романы Александра Андреевича Проханова, который может любой квест и тест по его творчеству пройти, который с ревностью и болезненно, с чуткостью сыновьей и братской литературной относится ко всему, что он делает. Могу сказать, что, засыпая или просыпаясь, я частенько мысленно перебираю любимые романы и рассказы Александра Андреевича Проханова. Собираю какие-то свои особенные тома, расставляю их на своих полках. Это одно из занятий, которое меня очень умиротворяет. И если я буду когда-нибудь издателем и буду как издатель обладать большими возможностями, конечно, издам разнообразные собрания сочинений и избранное из любимых текстов Александра Андреевича Проханова. И сделаю всё, чтобы эти тексты были максимально доступны для людей нынешнего и будущих поколений. Потому что это чудо — чудо осиянное, снизошедшее к нам.

Александр Андреевич, поклон вам, радости. И любовь моя к вам.

***

Сергей Шаргунов

С Александром Андреевичем Прохановым связана вся моя жизнь. Когда я был совсем юн, я уже приходил в его редакцию на Комсомольском проспекте. В тринадцать лет я принёс своё первое, опубликованное затем в прохановской газете стихотворение с подзаголовком "Любовавшимся на расстрел Дома Советов в октябре 93-го года".

Вспоминаю свои первые впечатления от книг Проханова. У меня на даче была старая "Роман-газета" с красной обложкой и чёрно-белой фотографией — это роман "Дерево в центре Кабула". Позже, будучи подростком, я ходил с этой роман-газетовской тетрадью, словно с хоругвью, и сам образ Проханова стал для меня вдохновляющим.

Проханов — это религиозная причастность к судьбе России. Вера в Россию, вера страстная, вера, позволяющая примирять самые разнообразные периоды исторической судьбы страны. Проханов — это ходячий парадокс, потому что это человек, который идёт путём синтеза. И эти взрывоопасные коктейли, которые он сладострастно потягивает через трубочку, и составляют жизнь страны — это живительные, молодильные коктейли.

С одной стороны, Проханов выступает за государственную твёрдость, за умиротворение, за благостность. Но совершенно очевидно, что он черпает энергию в бунте, порой в инфернально-гротескных сюжетах и образах, что он воспринимает жизнь как экстравагантное приключение. Он всегда ждёт чуда, и в этом детскость Проханова, но в этом и глубина его понимания. Отсюда и терминология Русского чуда, которую он часто предлагает, потому что без этого сакрального начала, без сильного иррационального чутья, без понимания того, что всё не укладывается в схемы и таблицы, невозможно постичь историю нашей страны. Зачастую, когда кажется, что страна должна обвалиться в бездну, она вдруг воскресает, и мы видим воспрянувшее государство.

Но сводить Проханова исключительно к государственнику, стороннику предельно тихой стабильности — невозможно, потому что Проханов клокочет. Один из Прохановых — это 1991 — 1993-й годы. Это годы жизни одного из Прохановых. Это годы жизни его газеты "День", где собирались все — и православные, и исламисты, и казаки, и монархисты, националисты, и коммунисты, и куда приходили писатели-диссиденты и эмигранты. Это был интереснейший, взрывной коктейль.

Проханов — интегратор. При всей своей решительной и размашистой, безапелляционной конфликтности, при всём стремлении жёстко и воинственно обозначить свои позиции, отделить чёрное от белого, он — интегратор. Он интегратор в масштабе российской истории и в масштабе современной политической действительности. Он старался соединить противоречивые силы сначала в патриотическую оппозицию, сегодня он старается так или иначе найти общий знаменатель для разных государственнических сил, для тех, кому дорога Россия, и отсюда идея примирения красных и белых.

И внутри себя он тоже интегратор, потому что он модернист, он авангардист, он был в значительной степени чужд консервативной среде. Он не был писателем-деревенщиком, он вырос на эстетизме Набокова, но одновременно оказался государственником и трубадуром красной советской империи. И это противоречие оказалось живительно, оно дало развитие и сделало Проханова фигурой собирающей, потому что человек скучно-охранительского толка, брюзжащий о том, как всё было некогда раньше, человек благостно-патриархального склада не мог бы порождать живые миры. Это и стилистика Проханова, потому что есть стремление к нежной лазури, к умиротворению, и одновременно есть увлекающие его пожары, и одно немыслимо без другого. И точно так же Проханов, с его оптимистическими и мировоззренческими полутонами, с его готовностью увидеть живого человека в каждом, с его бесконечно усложнённым, утончённым восприятием мира, неотделим от другого Проханова — грубого, атакующего, наступающего, топчущего своих оппонентов.

Проханова можно изучать до бесконечности. Чего стоит сама его биография. Множество интереснейших эпизодов — от школьника, который позирует для книги "Как закалялась сталь". И в 1953-м году вышла эта книга, где юный Проханов изображал юного Островского. Судьба его рода, разбросанного не только по России, его предки — крестьяне, молокане, протестантизм, их отношения с Львом Толстым, их участие в Гражданской войне. То, что Проханов понимает драму конфликта, который не раз сотрясал нашу страну, драму раскола, понимает логику и правду самых разных социальных страт, — это тоже делает его драгоценной фигурой, потому что Проханов всегда был далёк от крохоборства и политического или идеологического сектантства.

Продолжая говорить о его судьбе, обращаешься к его участию в бесчисленном количестве военных конфликтов. Вспоминаешь историю, как его в одной африканской стране местные бойцы перекрасили в чёрный цвет, и он нёсся с ними по раскалённым пространствам. Проханов — человек, на которого дважды нападали, били по голове кастетом. Проханов был под ударами пулемётов у Останкино в 1993-м году, и Проханов, уже немолодой человек, отправился в Донбасс.

Это стремление оказаться в центре битвы, в центре конфликта, быть, по его выражению, певцом боевых колесниц, — тоже очень характерно. В этом есть мужская экспрессия и проявление воли. Проханов в каком-то смысле сумел навязать себя, не боясь обструкции, человек предельно демонизированный, человек табуированный во многих средах, которого гасили всеми способами, не показывали долгими годами по телевидению, — он, тем не менее, прорывался и прорастал.

Я застал то время, когда Проханова вообще нигде не было, кроме его газеты. И я, учась на журфаке, написал работу и читал её на кафедре стилистики русского языка, она была посвящена метафорам в передовицах Проханова. Потому что кроме его разнообразных книг, от самых первых, которым предшествовали вступительные тексты Юрия Трифонова, до самых поздних, включая "Господина Гексогена", который как бы дал новую жизнь Проханову — признанному литератору, есть ещё и передовицы, где в кратком формате талант Проханова нашёл бешеную и неподражаемую реализацию. Именно здесь вся российская общественно-политическая действительность, все её персонажи — всё было сведено к целой галерее невероятных метафор. Все эти деятели сравнивались с какими-то животными, рыбами, насекомыми, и всё это было каждый раз очень метко и точно. Интересно, что это была литература, перераставшая каждый раз в реальность. Литература прямого действия, литература, которая заставляла быстрее биться сердце, у людей сжимались кулаки, когда они читали передовицы Проханова.

Сам его стиль, его язык, очень своеобычный, казалось бы, крайне оригинален и должен отталкивать многих, отпугивать. И то, что сегодня слева и справа говорят на языке Проханова не столько даже в идеологическом смысле, но используя его лексику, — это признак особой силы его личности и умения себя навязать, особой экспрессии и экспансии Проханова.

Проханов сегодня растворён во всех сферах. К нему будут снова и снова обращаться. Будут любоваться его головокружительной биографией. Это пример того, что жизнь состоит из преодоления. Это пример удивительно свободного человека. Проханов, который часто посмеивается над плоским пониманием слова "свобода", явил пример свободы необычайной. Это увлекательная, яркая, приключенческая жизнь. При любых обстоятельствах он живёт головокружительно, и остаётся только любоваться Александром Андреевичем, наслаждаться его текстами, его речами. Чувствовать, как в самом тебе отражается феноменология личности Проханова. А все те, кто неравнодушно послушал или почитал Проханова, тоже уже немножко Прохановы.


***

Никита Михалков

Мой дорогой, умный, талантливый, страстный, летящий, горячий и искренний поэт по всём Александр Андреевич!

Какие там 80?! С твоим темпераментом и страстью мне даже трудно представить, насколько тебе меньше. Ты, как молодой гренадер, врезаешься в любую схватку, когда веришь в ту правду, за которую ты дерёшься. И поэтому тебя всегда интересно слушать, тебя всегда интересно читать, ибо ты один из тех людей, у кого за каждым словом стоит его искренность и вера. И самое главное, ты умеешь сложнейшие вещи, глубочайшие размышления и далеко идущие выводы оживлять своей поэтической сущностью. И это придаёт величайшую силу твоим словам, которые перестают быть просто словами, они становятся теми образами, которые мощно и убедительно заставляют людей тебя слушать и тебе верить.

Живи долго! Ты нам нужен!

http://zavtra.ru/blogs/aleksandru_prohanovu_80


#2 | Архип Сидоров »» | 27.02.2018 20:28
  
4
"Вместо пули слово заряжу" А.Проханов


***


Старость - в радость. С сыновьями Василием и Андреем, с дочерью Анастасией



"Звезда на "Звезде". Александр Проханов


***


Александр Проханов: «Я – певец боевых колесниц»

#3 | Ирина Г.О. »» | 28.02.2018 11:12
  
0
Никогда не забуду какой "высер" устроил Проханов и компания по делу девочек сирот из Боголюбово. Такой, что все вышесказанное можно не читать.
#4 | Архип Сидоров »» | 28.02.2018 12:52 | ответ на: #3 ( Ирина Г.О. ) »»
  
0
Ирина, не читайте, сделайте нам одолжение.

Да, и займитесь Вашим личным тезаурусом иначе вам в рай не попасть.

Но ежели, при сегодняшнем положении Ваших дел Вы, все таки, попадете (в рай), то избавьте нас там от своей компании. ))
#5 | Анна. »» | 03.03.2018 13:35
  
1
Захар Прилепин

7 февр. 2011 г.

Все знают, что Проханов написал много романов, но даже он не знает, сколько.

В «Википендии» царит путаница в датах и названиях, ни один биографический очерк ситуации не проясняет.

Помимо себя, я знаю ещё двух человек, прочитавших все романы Проханова – это критики Владимир Бондаренко и Лев Данилкин, но они полного свода романов А.П. не составили. Поэтому этим решил заняться я, в преддверии дня рождения Александра Андреевича.

Итак.

К сегодняшнему дню Проханов написал 27 романов. (Не считая сборников рассказов и повестей, и сборников передовиц газеты «Завтра», которые ушлые издатели пару раз тоже выпускали под вывеской «роман»).

Это, с одной стороны, много, с другой стороны, скажем, Жюль Верн написал 80 романов. Более плодовиты, чем Проханов были Дюма и Бальзак, Лев Толстой, Тургенев и Горький, Боборыкин и Юлиан Семёнов (хотя, справедливости ради, скажем, что собственно романов все названные написали всё-таки меньше – но они в других жанрах постарались). Стивен Кинг, опять же, составляет А.П. серьёзную конкуренцию.
В любом случае, ещё есть куда стремиться.
А пока – список, чтоб облегчить труд нынешним и будущим проханововедам.
Датировка даётся по времени написания романов.

АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ. РОМАНЫ

1. «Кочующая роза» (1974-1978)
(Первое издание: 1976 год).
2. «Время полдень» (1975)
3. «Место действия» (1978)
4. «Вечный город» (1979)
(Сюжетная линия романа «Вечный город» также использована в романе «Надпись». Тем не менее, очевидно, что «Вечный город» является отдельным и самодостаточным текстом).
5. «Дерево в центре Кабула» (1979-1981; 1999)
(Первое книжное издание: 1982 (до этого был опубликован в «Роман-газете»). В переработанном виде под названием «Сон о Кабуле» впервые вышел в 2001 году в издательстве ИТРК (в книге «Война с Востока»); в 2007 году в издательстве «ЭКСМО» выходил под названием «Восточный бастион». В 2010 году при переиздании романа в составе Собрания Сочинений А.П. вернул роману первое, и, как нам кажется, самое удачное название).
6. «В островах охотник» (1982; 1999)
(Первое издание: 1984. В переработанном виде впервые опубликован в 2002 году в издательстве «Армада Пресс». В 2007 году в издательстве «ЭКСМО» выходил под названием «Матрица войны». В 2010 году А.П. вернул роману название «В островах охотник»).
7. «Африканист» (1983; 1999)
(Первое издание: 1984. В 2002 году был переиздан в переработанном виде в «Армада Пресс». В 2007 году в «ЭКСМО» выходил под названием «Выбор оружия». В 2010 году в составе Собрания Сочинений роману вернули первоначальное название)
8. «Рисунки баталиста» (1984)
(Первое издание: 1988, в составе сборника из двух романов «Там, в Афганистане» (второй – «Дерево в центре Кабула»). Посвящённый афганским событиям, роман с тех пор, как вышел отдельным изданием в 1989, не переиздаётся по инициативе автора; и, кстати говоря, напрасно).
9. «Бой на Рио-Коко» (1985; 2000)
В первом издании (1985) роман назывался «И вот приходит ветер». Должен был выйти в переработанном виде и под названием «Бой на Рио-Коко» в издательстве «Амфора» в 2002 году, но по не зависящим от автора обстоятельствам, издание не состоялось. В 2007 году выходил в издательстве «ЭКСМО» под названием «Контрас на глиняных ногах». В 2010 году, в составе Собрания Сочинений роман, наконец, издан под названием «Бой на Рио-Коко»).
10. «600 лет после битвы» (1986-1987)
11. «Ангел пролетел» (1989-1990)
(Романы «600 лет после битвы» и «Ангел пролетел» составляют дилогию; в 2010 году дилогия была переиздана в издательстве «Амфора» под общим названием «ОКО». Характерно, что оба романа по несколько лет не могли быть изданы после написания: перестройка. Роман «600 лет после битвы» вышел в 1990 году тиражом 100 тысяч экземпляров, а роман «Ангел пролетел» в 1994 – и уже тиражом 5 тысяч экземпляров).
12. «Последний солдат Империи» (1991-1992; 2002)
(Первая публикация: 1993, с подзаголовком «Кремлёвский апокалипсис». В 2003 году роман вышел в переработанном виде в издательстве «Ад Маргинем». В 2007 году был в очередной раз переиздан в «ЭКСМО» под названием «Гибель красных Богов». В Собрании Сочинений роману вернули первоначальное издание).
13. «Дворец» (1994)
14. «Чеченский блюз» (1997-1998)
15. «Идущие в ночи» (2000)
16. «Красно-коричневый» (1995-2000)
(Выходил под названием «Парламент в огне» в 2003 году в издательстве «Амфора» и под совершенно идиотским названием «Среди пуль» (наверняка, инициатива издателей) в 2007 году, в издательстве «ЭКСМО». То есть, у Проханова есть два романа, имеющие по три названия – «Дерево в центре Кабула» и «Красно-коричневый»).
17. «Господин Гексоген» (2001)
18. «Крейсерова соната» (2003)
19. «Надпись» (2004)
20. «Политолог» (2005)
21. Теплоход «Иосиф Бродский» (2005-2006)
(После первого издания, осуществлённого Ильёй Кормильцевым в его издательстве «Ультра Культура» в 2006 году, был переиздан в 2010 году издательством «Алгоритм» под названием «Теплоход». В Собрании Сочинений роману вернули полное название).
22. Пятая Империя (2007)
23. Холм (2008)
24. Виртуоз (2009)
25. «Стеклодув» (2009)
26. «Скорость тьмы» (2010)
В первом издании (2010) переименован по инициативе издателей в «Истребитель». В Собрании Сочинений роман называется «Скорость тьмы»).
27. «Пепел» (2010)

И ещё пару слов.
«Дерево в центре Кабула» - самый известный и чаще всего переиздаваемый роман Проханова (семь советских и постсоветских переизданий, общим тиражом более полутора миллионов экземпляров).
Популярность Проханов себе вернул в 2001 году, когда гениальные ребята из «Ад Маргнием» издали «Господин Гексоген», стремительно проданный огромным по нынешним временам тиражом в 100 тысяч экземпляров, и переиздаваемый по сей день.
Так же выдержали по несколько переизданий «чеченские» романы Проханова «Чеченский блюз» и «Идущие в ночи» и афганский роман «Дворец».
Лучшими книгами Проханова (наряду с волшебным сборником рассказов и повестей «Иду в путь мой»), на мой вкус, являются три романа: «Дворец», «Надпись» и «Политолог».
Положа руку на сердце, надо признать, что такие советские вещи Проханова, как «Время полдень» или дилогия «Око» написаны с безупречным мастерством, чего о некоторых последних книгах А.П., к сожалению, никак не скажешь.
Впрочем, если говорить о последних романах А.П., то «Стеклодув» - безусловная удача.
Романы Проханова можно разделить на несколько циклов.
Соцреалистический цикл, 4 романа
«Кочующая роза»
«Время полдень»
«Место действия»
«Вечный город»
Афганский цикл, 5 романов
«Пепел»
«Дворец»
«Стеклодув»
«Рисунки баталиста»
«Сон о Кабуле»
(к циклу из пяти романов примыкает сборник повестей и рассказов «Третий тост», и повесть «Светлей лазури» в этот сборник не входившая).
Семикнижие о Белосельцеве, 7 романов
«Сон о Кабуле»
«Последний солдат Империи»
«Африканист»
«Бой на Рио-коко»
«В островах охотник»
«Красно-коричневый»
«Господин Гексоген»

http://ru-prokhanov.livejournal.com/66354.html
#6 | Архип Сидоров »» | 03.03.2018 22:38
  
1
Ирбек Дзуцев Александру Андреевичу Проханову.

#7 | Архип Сидоров »» | 04.03.2018 09:10
  
1
РУССКИЙ ПРАВЕДНИК

Я носил в своем сердце такую лютую ненависть и такую высокую любовь, что они были для меня индикатором добра или зла. А.Проханов



[I]...Для народа – важна вся его история. Во всей ее полноте. Со всеми, составляющими эту полноту, историческими персонажами. Если какой либо персонаж, выламывается или выбраковывается, если он называется «негодным», то, по существу, ущемляется такая категория - как народ.
Поэтому, в очень редкие, лучшие свои мгновения, я гипотетически считаю, что все персонажи русской истории должны в ней находиться - как благие.
…Это есть – соборное ощущение мiра. Если мы поднимаемся до соборного ощущения истории, то в ней нет отрицательных персонажей. И только «сплющивая» историю, возвращаясь к двухмерной плоскости, мы включаемся в силу бесконечной вражды, бесконечной бойни, где, по существу, все участники этой бойни, могут являться отрицательными персонажами.
Тогда получается, что либо, вся история наполнена злодеями, либо история наполнена, не праведниками, конечно, но творящими персонажами.
[I] А.Проханов


А. А. Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. Предки Проханова, молокане, ушли из Тамбовщины в Закавказье. Его дед, брат Ивана Степановича Проханова, лидера Российского баптистского движения, основателя и руководителя Всероссийского Союза Евангельских Христиан (1908—1928) и вице-президента Всемирного баптистского альянса (1911).

#8 | Архип Сидоров »» | 04.03.2018 09:19
  
0
МОЛОКАНЕ. (Материал из Википедии)

Молока́не — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу. У молокан утвердилась уверенность о существовании царского указа «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года. Основанием этой уверенности послужила хранящаяся у одного из молокан записка о походе к царю поверенных от молокан Журавцова, Мотылёва и Лосева, государственном совете, который Александр I созвал для рассмотрения их прошения, и последующем царском указе. Эта записка послужила поводом для проведения молоканами юбилейного съезда в июле 1905 года в селе Воронцовка Тифлисской губернии.

Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.


БЕЛОКУРЫЕ ЛЮДИ С ГОЛУБЫМИ ГЛАЗАМИ.
(Село - Фиолетово, и шапочка у брата фиолетовая - воистину - чудеса!)
Слава Святому Духу и Пресвятой Троице!
#9 | Архип Сидоров »» | 04.03.2018 09:22
  
1
АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ: «РОССИИ СЕГОДНЯ НУЖНЕЕ ВСЕГО ОБОРОННЫЕ ЗАВОДЫ И АЛТАРИ…»

Беседа с писателем и публицистом, главным редактором газеты «Завтра» https://ru-prokhanov.livejournal.com/237822.html

Отрывок.

— А когда и как вы пришли к вере?

— Уверовал я еще до своего крещения, пройдя прекрасный мучительный путь. Предки у меня были молокане, мой двоюродный дед Александр Степанович Проханов был даже родоначальником русского евангельского движения. Из этих духовных истоков, через мою техносферу, инженерию, писательство я двигался к Православию. Помню, в Псково-Печерском монастыре примерно в 1968 году в Михайловском храме я стоял на службе, в конце которой прихожане, как водится, подходили к кресту. Я тоже встал в очередь, хотя не был даже еще крещен. И вот по мере приближения к батюшке, я почувствовал в душе странное борение — как будто некая сила, исходящая от самого креста, отталкивала меня. Я выходил из очереди и опять вставал в хвост и опять медленно приближался. Чуть не убежал в ужасе из храма, но преодолел себя. Трижды отстояв эту очередь, я подошел, наконец, к кресту. Священник посмотрел на меня строго и только спросил: «Веруешь?». И я ответил: «Верую». Этот момент я зафиксировал как момент борения и приобщения к ценностям веры, о которой я почти ничего тогда не знал.

А крестил меня в 1972 году на Казанскую мой друг отец Лев Лебедев — известный священник. Мы с ним познакомились, когда он еще сам не был крещен. Я работал лесником, и мои лесные угодья выходили к стенам Ново-Иерусалимского монастыря...
#10 | Анна. »» | 06.03.2018 13:31 | ответ на: #5 ( Анна. ) »»
  
1
АиФ
#11 | Архип Сидоров »» | 18.03.2018 21:18
  
1
Александр Дугин: Проханов по-настоящему молодой человек.


Александр Проханов — совершенно уникальный человек. Он представляет собой ту форму открытого патриотизма, ту форму живой и динамичной, органичной русской идентичности, которой нам удивительно не хватает. С одной стороны, он человек крайне консервативный, и его взгляды могут быть образцовыми для любого консерватора. Но с консервативностью у него сочетаются авангардные идеи. Это сочетание консерватизма и вектора модернизации делает Проханова неповторимой фигурой, которая для современной России жизненно необходима. Потому что таких пропорций между консерватизмом и модернизацией, между верностью корням, фундаментальным принципам и, одновременно, открытостью новым вызовам времени нам не хватает. В ком-то преобладает консерватизм, который делает их неповоротливыми, неуклюжими, закрытыми для понимания какой бы то ни было реальности, а потому смешными, неэффективными, даже карикатурными. С другой стороны, сторонники либерализации, сторонники прогресса и модернизации, как правило, не знают меры и скатываются в тупое и также карикатурное и омерзительное западничество.

А Проханов сочетает обе эти стороны — и верность национальным корням, национальному духу, традиции, и модернизацию в необходимой пропорции. Потому он уникален. Но одновременно он чрезвычайно одинок. Несмотря на то, что его знает вся страна, у него множество друзей и сторонников, он одинок, потому что его позиция — это как бы огонь, поднесённый к дровам. И Проханов и есть тот огонь, что поднесён к дровам, которые никак не могут загореться. И если бы чуть-чуть побольше жизненной энергии в нашем народе, то он бы от пламени Проханова, от его инициатив, от его идей, от его взглядов, часто выраженных на удивительном поэтическом языке, просто загорелся бы. Поскольку вся борьба Проханова проходит у меня на глазах, я по мере своих сил в ней участвую, то и вижу, что этот огонь никак не может заняться.

Помню, как в начале 90-х годов мы с Прохановым ездили в Питер. Мы очень долго говорили о судьбах России, о необходимости патриотического движения, борьбы с Ельциным. И выходя из поезда, он сказал: «Мне бы на 10 лет поменьше…».

Но сейчас Александру Андреевичу 80, а он моложе других. Смотришь подчас на 20-летнего человека — это уже дряхлый дедушка, не имеющий никаких перспектив. А прохановские 80 — это, кажется, совсем немного. И его внутренний мир, его борьба, его активность заставляют краснеть людей, которые на 20, 30, на 40, на 50, на 60 лет его моложе. Проханов по-настоящему молодой, по-настоящему живой человек, и даже сейчас, в его 80, мне кажется, абсолютно нелепо говорить: «Мне бы на 10 лет поменьше».

Он — по-настоящему русский, по-настоящему несгибаемый человек. Я думаю, что его миссия — в спасении русской патриотической идеи, в борьбе за то, чтобы не позволить нашим врагам разъединить русский народ по искусственной линии водораздела между так называемыми белыми и так называемыми красными. Эта идея — не дать расколоть по этой фиктивной линии наш народ — в значительной степени заслуга одного человека: расколоть народ не дал Проханов. Не дал это сделать в 90-е годы, не даёт сделать и сейчас.

Я горжусь и рад, что с этим человеком знаком. Я считаю его своим другом, и даже не хочется говорить — старшим другом: он настолько молод, что этого старшинства, этих восьмидесяти лет я не чувствую. Когда я впервые его встретил много лет назад, он был глубоким, интересным, живым. И точно таким же живым, молодым, свежим, и таким же несгибаемым он остаётся и сейчас.

И дай Бог ему здоровья. А нам, всем его друзьям, почитателям, людям, знающим его, я бы пожелал вдуматься в то, что он делает, в то, что он говорит. А говорит он то, что нам совершенно необходимо.


https://izborsk-club.ru/14823?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites