Живопись Великого поста. Увидеть лицо блудного сына

Все мы знаем картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Все мы знаем и Евангельскую притчу об отце, который держал дверь открытой, пока сын его распутничал в дальних странах, и принял его покаяние, едва он вернулся домой. И сейчас, во время Великого поста, мы еще помним, что одно из подготовительных воскресений перед Постом называется «Неделей о блудном сыне» - и в каждом храме звучит: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою...»
Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына.

Среди полотен Рембрандта не так уж мало картин на библейские сюжеты. Но именно «Возвращение блудного сына», написанное незадолго до смерти (ок. 1667-1669), стало своеобразным итогом жизненного пути художника (1606-1669). Сейчас это полотно находится в экспозиции Эрмитажа.

Момент встречи

В основу сюжета положена библейская притча. Младший из сыновей попросил у отца причитающуюся ему часть имения и, уйдя в дальнюю страну, растратил все, живя распутно. Однажды в той местности наступил голод, и юноше пришлось пойти в свинопасы, но свиньям в той стороне жилось лучше, чем блудным сыновьям. И тогда он пришел в себя и сказал: "Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих..." И он исполнил свое намерение.

Однако пересказанная часть притчи - это преамбула, не нашедшая отражения в картине. Рембрандт избрал эпизод, когда отец, издали увидевший сына, выбежал ему навстречу.

Дальше в притче говорится о том, что отец велел принести дорогие одежды для сына и устроил в его честь роскошный пир. Но это тоже осталось за пределами изображения; художник показывает только первый момент встречи: "...и пал ему на шею и целовал его".

Так написано в Евангелии от Луки, однако у Рембрандта отец не падает на шею сыну, композиция картины иная: отец, обращенный лицом к зрителям, положил руки на плечи сыну, который встал перед ним на колени. Художник знал, что сказано в притче, однако встречу отца и сына изобразил по-своему. Более того, он пошел на еще одну вольность: центральная фигура в композиции - сын - повернута к зрителю спиной: мы видим затылок, согбенную спину, голые пятки и стоптанную обувь... Живописец не иллюстратор; но почему он решил, что спина блудного сына скажет нам о его покаянии больше, чем его сокрушенное лицо?
Фрагмент картины Рембрандта "Возвращение блудного сына"

Притча о покаянии

Бывало так, что ученики подходили ко Христу и просили: истолкуй нам притчу Твою. И Он объяснял им значение притч о сеятеле, о плевелах на поле. Когда же Он рассказал историю о блудном сыне, никто не подошел спросить Его о смысле этого повествования. Тем не менее каждый понимает, что у блудного сына был лучший из отцов - Сам Бог. И этот Отец дал Своему сыну - человеку - лучшее воспитание, которое только можно себе вообразить. Но, дав это воспитание, Он не лишил его свободы воли - в том числе свободы взять все Божьи дары и уйти в чужие края, чтобы там их растратить. А самое главное - Он всегда ждет, что дети Его вернутся.

Истолкование притчи не отменяет ее прямого смысла. Евангелие говорит нам и об обычном земном родителе, который ждал своего строптивого ребенка, и об Отце Небесном, Который готов принять покаяние каждого из Своих детей. И как слова Христа одновременно несут два смысла - прямой и переносный, так и художник, думается, изображал не только реальную встречу вельможи со своим промотавшимся отпрыском и не только акт Божественного прощения, но два события сразу.

Рядом богатые одежды отца и лохмотья сына, рядом совершенство Божества и униженность заблудившегося человека. И руки Отца - жест полного принятия: обнять и прижать к себе. Восстановить достоинство сына и наследника.

Может быть, поэтому лицо блудного сына повернуто в глубокий профиль и утопает в тени. Если все мы - блудные дети Небесного отца, то у юноши на картине должно быть много лиц. Каждый может представить себя на его месте - хватило бы мужества признать: «Отче, я согрешил против неба и пред Тобою».
Фрагмент картины Рембрандта "Возвращение блудного сына"

Сыновья, а не наемники

Домочадцы и на картине Рембрандта с удивлением смотрят, как отец прижимает к себе бродягу: «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Сложно сказать, есть ли среди тех, кто смотрит из сумерек в глубине картины, старший брат раскаявшегося юноши. Но все понимают: тот, кто пришел, будет поднят с колен и принят не в наемники.

Отец не дает сыну договорить заготовленную фразу: «Прими меня в число наемников твоих». Святые говорят, что если мы делаем угодное Богу из страха наказания, то служим Ему, как рабы, если ради желаемой райской награды - как наемники, но если в полном согласии с Его волей - как сыновья, то есть человек может всю жизнь оставаться для Бога старательным и благонамеренным наемником и, пожалуй, не лишится обещанного вознаграждения. Но призывается человек к тому, что выше простого ожидания награды. Он призван «прийти в себя» - именно это сделал блудный сын у свиного корыта в дальней стороне. И осознавшему свое истинное положение человеку его Отец возвращает его сыновнее достоинство, дает перстень на руку и лучшую одежду и о нем приглашает веселиться всех своих близких.

Рембрандт показывает нам отца с точки зрения сына - за мгновение до того, как он пал на колени и спрятал лицо в складках богатой одежды. И хотя притча, как кажется по ее названию, о сыне, нам и не так важно видеть его лицо - лицо мы можем увидеть в зеркале. Важно видеть лицо Отца, выбежавшего навстречу ребенку. Зритель перед картиной - как блудный сын перед отцом - оказывается словно в момент выбора: в последний момент отступить, не поверить в прощение на лице старца, или все же решиться и произнести слово покаяния.

И если сейчас мы оглянемся и увидим себя на поле среди стада свиней, у корыта, наполненного рожками, то стоит сказать: «Встану и пойду», пройти путь Великого поста (вряд ли сын добирался домой быстрее и легче), почувствовать на плечах руки Отца.

Да, отец велел заколоть откормленного теленка и сказал: «Станем есть и веселиться». Но пир и заздравные возгласы остаются за рамой картины, а на полотне - тишина. Не слышно слов - уже произнесено признание младшего сына, еще не зазвучали упреки старшего; молча прижимает к себе обретенного ребенка отец. Именно этот высокий и бесстрастный момент - соприкосновение с Вечностью - выбрал художник.

Александра Кузьмичева (Сопова); Молодёжный интернет-журнал МГУ "Татьянин день"

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites