Транссибирская Экспедиция «К Счастливым Людям - 2018»

Михаил Тарковский
Андрей Михайленко
Андрей Рычковский (Рыбак)

Транссибирская Экспедиция «К Счастливым Людям - 2018»

Прелюдия.

Я думаю, что многие помнят и видели фильм "Счастливые Люди" о деревне Бахта Таруханской области Красноярского края, который белее десяти лет назад вышел на просторы интернета.

Помню, как смотрели его с друзьями-водниками, которые в 60-80 годы исколесили все главные реки Алтая, Сибири, Урала, Карелии на деревянных плотах и затем катамаранах.

Судьбы жителей поселка, суровая настоящая жизнь, громадье Енисейских просторов врезались в память мощным манящим аккордом.
Так получилось, что сразу после нового года я наткнулся на фильм Замороженное время писателя и поэта Михаила Тарковского, одного из героев фильма "Счастливые Люди". Полез смотреть еще фильмы и публикации по теме, вдохновившись увиденным.
Прочитал интервью Михаила, скупил и проглотил все его книги.

И возник образ Проекта - добраться из Питера в Бахту в феврале добавив 600 км зимника и 150 км по полям Енисея на снегоходе. Удивительно, но мой московский приятель вдохновился рассказом и дал согласие на участием проекте.

Благодаря интернету мне удалось оперативно выйти на Михаила Тарковского. Завязалась переписка, уточнение деталей поездки, точек сбора, заправки топливом перед зимником и прочие хлопоты подготовки экспедиции.

Цели проекта:

- пройти зимой на экспедиционном автомобиле с прицепом и снегоходом почти 6000 км, преодолеть пространства Енисея на снегоходе с санями-волокушами;
- познакомиться и пообщаться с Счастливыми Людьми;
- окунуться в жизнь посёлка Бахта;
- прочувствовать и прикоснуться к Сибири-матушке;
- добраться до посёлка староверов Чулково, что в 50 км на север по Енисею;
- выступить в школе Бахты с лекциями перед учащимися и учителями;
- рассказать о моем проекте реставрации усадьбы Останкино детям;
- проехать и пойти охотничьими тропами по избушкам и делянкам Михаила;
- подняться по Бахте и Подкаменной Тунгуске;
- изучить и понять жизнь отдаленного уголка Таруханского края;
- отснять фото и видео материал;
- познакомится с деревянным зодчеством XVIII века города Енисейска, в том числе на тему его реставрации и сохранения;
- попасть на Красноярские Столбы;
- познакомится с героями очерков и рассказов Михаила Тарковского.

Патруль и снегоход к экспедиции почти готовы

Маршрут Транссибирской экспедиции «К Счастливым любим - 2018»:

Авто
Санкт-Петербург-Москва– Владимир- Нижний Новгород-Чебоксары-Казань-Уфа-Челябинск-Шадринс-Омск-Новосибирск-Кемерово-Красноярск-Енисейск – 5500 км
Зимник
Енисейск-Бор 600 км.
На снегоходе
Бор-Бахта – 150 км
Бахта-Чулково – 50 км

Маршрут задуман при поддержке Клуба 7 Вершин и
Санкт-Петербургской Школы Нового Кино.
Компания БАСК
http://www.bask.ru


Будем рады Любой поддержке нашего проекта.


https://vk.com/id87871871
https://vk.com/m.tarkovsky

Комментарии (78)

Всего: 78 комментариев
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 11.02.2018 18:23
  
4
Есть на Енисее поселок Бахта, в котором люди не ругают правительство, олигархов, даже президента - вообще никого не ругают, потому что надеются не на власть, а только на себя.

Бахта


Дмитрий Васюков: «Херцог споткнулся о мой фильм»

Антон Сазонов · 17/11/2010

Дмитрий Васюков

«Счастливые люди: год в тайге» – как Вернер Херцог стал соавтором одного из создателей «Диалогов о рыбалке»

В данный момент Вернер Херцог как соавтор заканчивает подготовку к выпуску в международный прокат документального проекта под названием «Счастливые люди: год в тайге». Автор фильма – русский документалист Дмитрий Васюков. Один из продюсеров – Тимур Бекмамбетов.


Режиссер документального кино Дмитрий Васюков закончил актерский факультет Щукинского училища, но актером не стал. Долго работал на «Мосфильме» ассистентом, потом вторым режиссером на самых разных картинах (например, закончил вместе с Владимиром Басовым его последний фильм «Семь криков в океане»). В 1990-е ушел в рекламу.


Васюков работал в компании, сотрудники которой заинтересовались рыбной ловлей. Сначала они просто брали на рыбалку камеру и снимали любительское видео, но вскоре увлечение переросло в известную телепередачу «Диалоги о рыбалке» (Васюков ее даже вел).

Когда передачу закрыли, Дмитрий Васюков открыл собственную компанию, ориентированную на узкий сегмент рынка – рыбаков. Организовал интернет-магазин с рыболовными снастями, запустил тематическую еженедельную газету и создал собственную киностудию. Однако первый телепроект, выпущенный компанией «Территория рыбалки», к рыбалке имеет опосредованное отношение. Четырехсерийный (каждая серия длится около часа) документальный фильм «Счастливые люди» рассказывает о быте таежных охотников, в жизни которых рыбный промысел едва ли играет большую роль.

Несмотря на премию главного российского документального конкурса «Лавровая ветвь» в номинации «Лучший сериал», полученную в 2008 году, на российском телевидении фильм так и не показали. Зато «Счастливые люди» случайно попались на глаза Вернеру Херцогу, и теперь благодаря его поддержке и фамилии в прокат выйдет международная версия фильма (под названием «Счастливые люди: год в тайге»). АНТОН САЗОНОВ побывал на студии Дмитрия Васюкова и узнал у режиссера, чем приглянулся его дебют классику мирового кино.

– Вы увлекаетесь рыбалкой, как же вышло, что ваш фильм – об охотниках?

– Идею снять фильм в Сибири предложил друг моего партнера и племянник Андрея Тарковского – Михаил. Вообще он москвич, но давно переехал жить в Бахту (туруханская деревня, в которой снят фильм. – OS). Писатель, замечательная проза, книг выпустил немного, но то, что я читал, весомо и цельно. Я сразу в его тексты влюбился и согласился с ним сотрудничать. В один из его приездов в Москву мы с ним встретились, все подробно обсудили и решили, что кино должно быть посвящено рыбалке. Деньги на производство получили от Агентства печати и средств массовой коммуникации. Они нам выписали грант, как социально значимому проекту. Затем я отправился в тайгу, взяв с собой одного оператора.

Сначала действительно снимал про рыбалку – по бумагам фильм вообще проходил под заголовком «Енисейские рыбалки». Но по мере того как я там обживался, сугубо рыбацкая история стала отходить на второй план. Материал диктовал новую, более мощную тему. Я это чувствовал. Но замысел Тарковского тоже менялся. Он захотел сделать фильм о тяжелой жизни и труде сибирских охотников. Меня это категорически не устраивало – своей узкой направленностью. Чтобы избежать конфликтов, ничего не говоря Михаилу, я продолжил снимать, но уже понимал, что делаю совсем другое кино.

– Почему фильм называется «Счастливые люди»?

– Название появилось по возвращении в Москву. Подсказал мне его наш композитор, Александр Войтинский, помимо всего прочего как режиссер, снявший блокбастер «Черная молния». Я все время ему говорил, что бахтинцы страшно счастливый народ. И Войтинского однажды осенило: почему бы так и не назвать фильм? Эти два слова очень точно передают мое отношение к этим людям. Я очень сильно завидую их образу жизни.

– Сколько длилась ваша экспедиция?

– Около года. Мы купили за двадцать тысяч рублей домик в деревенской черте и жили вместе со всеми остальными бахтинцами. Ничего не таили и быстро объяснили жителям деревни цель нашего приезда. Люди нас сразу поняли и поддержали. Я там провел даже больше года, потому что начал работать над фильмом чуть раньше. В Москву почти не выбирался. После получения гранта из Бахты выезжать не было ни времени, ни желания.

– Расскажите, как на вас вышел Херцог?

– У меня есть знакомый – Тимур Бекмамбетов. Я ему как-то раз дал посмотреть «Счастливых людей», он устроил в Голливуде несколько показов, фильм кому-то даже понравился, но дальше дело не пошло. Потом оказалось, что фильм через чьи-то руки попал к продюсеру Нику Н. Рэслану. Они с Херцогом приятели, часто ходят друг к другу в гости. В один из таких визитов у Рэслана дома на плазменной панели шел мой фильм. Херцог не только не попросил выключить телевизор, а, наоборот, сел смотреть «Счастливых людей» от начала до конца. И на четыре часа выпал из жизни. Он говорил мне потом – рассказывал по скайпу, что буквально споткнулся о мой фильм. Он влюбился в этих людей и сразу про них все понял. Когда у нас с ним началось общение, я даже не стал его толком расспрашивать, мол, зачем ему это все надо. Просто зацепило. Он увидел в фильме то, что увидел я, приехав в Бахту, – хрупкость человеческой жизни. Если кто и выживет в случае какого-нибудь мирового катаклизма, так только эти люди. Единственное, я у него поинтересовался, первый ли это у него опыт работы с чужим материалом. Оказалось, что нет. Только раньше он работал с исходниками, то есть делал из чужого материала свое кино, а в нашем случае – толком ничего не менял.

– Насколько отличается международная версия фильма от первоначальной?

– В международном варианте Херцог сам читает закадровый текст. В русском я. Еще он мне с самого начала пообещал изменить музыку. Главное, что он сделал, – сократил продолжительность фильма, чтобы его было легче воспринимать. В своем 90-минутном варианте Херцог оставил только то, что было близко ему: деревенскую часть вывел за скобки и уделил все внимание жизни людей в тайге. Еще в Америке не принято читать субтитры, поэтому Херцог полностью переозвучил фильм: провел серьезный кастинг и нашел актеров на всех персонажей – охотников, детей и стариков. Также изменилось название. Он добавил к заголовку уточнение: «Год в тайге».

– Какое участие приняли вы в создании международной версии?

– Да толком никакого. И в Штаты меня никто не приглашал. Да и что туда-сюда мотаться, не за тем же, чтобы учить снимать кино такого мастера.

– Результатом вы довольны?

– Херцог в итоге сделал свой продукт, который при этом отвечает моему первоначальному замыслу. Он ничего не испортил и тем более не исковеркал. Не нарушил главное ощущение от фильма: бахтинцы – счастливые люди, их не нужно жалеть. Потому что я терпеть не могу страданий и стонов по поводу несчастной российской глубинки. Просто ненавижу. Там, может быть, и правда тяжело жить людям, но стенать по ней я бы никогда не стал. Если бы я пошел по первоначальному сценарию, основная мысль фильма сводилась бы к следующему: «Помогите, люди добрые!» То, что Херцог со мной на одной волне, я понял во время нашего первого разговора. Еще у нас с ним одинаковое отношение к правде. Он даже охарактеризовал мой фильм как «экстаз правды». Остальных он называет «бухгалтерами правды», которые ее подсчитывают и сверяют с фактами.

– Расскажите про Херцога. Вам близки его фильмы?

– Он страшно самобытен. Херцогу ведь уже много лет, при этом он очень крепкий мужик. Он мне рассказал, как в 1959 году, в семнадцать лет, написал письмо Клименту Ворошилову. Просил разрешить ему пройти пешком через всю Россию. Ответа, говорит, не дождался. Хрущеву потом повторно писать не захотел, тот ведь политик. А про Ворошилова знал, что он военный. Вернер Херцог сам себя, знаете, как называет? Солдат кино. Что касается его фильмов... Он ведь столько всего снял. Я видел одного «Человека-гризли». Возможно, что-то еще, не помню. Но мне и этого было достаточно, чтобы понять, насколько у нас с ним схожие представления о мире.

– Премьера фильма состоялась на фестивале, ежегодно проходящем в американском городе Теллурайд, штат Колорадо. Как она прошла?

– Фестиваль в Теллурайде, с одной стороны, камерный, с другой – собирает серьезных деятелей кино, от неизвестных до знаменитостей. В этом году приезжал Мартин Скорсезе. Фильмы на этом фестивале оцениваются, что называется, по гамбургскому счету. Сеансы нашего фильма прошли при страшном ажиотаже – фамилия Херцога привлекла огромное количество людей. Он мне потом рассказывал, что в зале творилось немыслимое – зрители смеялись и плакали, причем именно там, где это было уместно. И так в течение трех дней. Такого глубокого понимания Херцог сам не ожидал.

– Герои «Счастливых людей» в сезон охоты подолгу живут одни в тайге. На сотни километров вокруг ни души. Очень близкая Херцогу тема безумия от одиночества у вас в фильме не затрагивается, но расскажите хотя бы, как все же охотникам удается не сойти с ума?

– Я удивляюсь, почему мы здесь не сходим с ума, окруженные комфортом и благами человечества. Мне кажется, технический прогресс может легко привести к сумасшествию. Когда я был в Америке, столько всего насмотрелся. Они стоят в очереди к парковочному месту на машине – не дай бог выйти и пройти пару лишних шагов. Не сойти ли с ума? Слава богу, прогресс не добрался до тайги. Эти люди потому и счастливы, что не имеют возможности заказывать пиццу по телефону. Мы здесь с вами можем спокойно жить «парализованными». Как только человека начинают окружать удобства, он перестает шевелиться. Когда всё под рукой, ничего делать не нужно.

– В заставке к фильму, которая перед каждой серией повторяется, мир таежных охотников противопоставляется миру обычному. При этом на экране нарезка из телевизионных новостей: Путин на заседании, какие-то теракты, люди с автоматами. Для чего так остро подчеркиваете разницу? Чтобы название объяснить?

– Не хотелось с самого начала делать фильм клубом путешественников в далекие и загадочные страны. Заставка создана для того, чтобы еще ненадолго продлить привычное состояние телезрителя, в котором он находится благодаря выпускам новостей, сериалам и прочему телевизионному контенту. Когда она заканчивается, я довольно резко переношу действие в другой мир. Никакого противопоставления нет. Просто я попытался показать, что, с одной стороны, в Бахте каменный век, а с другой – не уверен, что они наше прошлое. Мне кажется, они наше будущее.

http://www.openspace.ru/cinema/events/details/18699/

Счастливые люди, часть 1 - Весна
Счастливые люди, часть 2 - Лето
Счастливые люди, часть 3 - Осень
Счастливые люди, часть 4 - Зима

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_192/
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 11.02.2018 19:45
  
1
Цикл Транссибирская экспедиция "К Счастливым Людям - 2018".

Подготовка. Часть первая.
Все начинается с техники. В этом проекте надо быть уверенным во всем и в первую очередь в машинах. Сегодня перегон снегохода на техобслуживание, затем бегемота (такое имя с момента облачения в экспедиционную экипировку получил 61 патруль).

Все начинается с техники.
#3 | Архип Сидоров »» | 11.02.2018 19:52
  
2
Фильм "Счастливые Люди" о деревне Бахта - настоящая Божья милость нам в утешение.

Вот, вы напомнили о фильме и на душе теплее стало.

Спаси Бог!
  
#4 | Андрей Рыбак »» | 11.02.2018 19:56 | ответ на: #3 ( Архип Сидоров ) »»
  
1
Если поможем молитвой и на бензин то, может быть больше информации с места.
  
#5 | Андрей Рыбак »» | 12.02.2018 10:05
  
1
Я стою на краю Океана,
Ожиданья, надежды, земли,
Над Хоккайдо полоска тумана,
И в Корсаков ушли корабли.

Всё сбылось по пути, на дороге,
В набегающем косо снегу,
Потому так пронзительно строги
Эти горы на том берегу.

Так по чьей нестихающей воле
Я стою, как стоял на мосту,
Два крыла, две дороги, две боли
Распластав на огромном кресту?

Вот колышится, светится, дышит,
Подступает, гудит, говорит,
И имеющий уши да слышит,
И имеющий очи да зрит

Эту зыбь, не залёгшую к ночи,
Эти дали, дымы, облака...
Лишь бы были прозрачными очи,
И спокойна, как прежде, рука.

Спите, горы, дома и собаки,
Я к утру разгоню пелену,
Я подам предрассветные знаки,
Что приму, пронесу и верну,

Всё верну... и полоску тумана,
И двуглавую долю мою...
Понимает язык Океана
Только тот, кто стоит на краю.

М.А.Тарковский

https://vk.com/m.tarkovsky
  
#6 | Алексей Юрич »» | 12.02.2018 12:12
  
0
уж больно обширны цели проекта, на их реализацию не один год нужен. а так получается галопом по европам. и себе никакой пользы, и бахтинцам искушение.
  
#7 | Андрей Рыбак »» | 12.02.2018 12:14 | ответ на: #6 ( Алексей Юрич ) »»
  
1
Ну если для первого раза и с Богом, то все возможно. Я сам давно туда собирался, но вот смотрю Андрей за меня и съездит. Радостно.
  
#8 | Андрей Рыбак »» | 13.02.2018 10:10
  
1
Транссибирская экспедиция "К Счастливым Людям - 2018".

Друзья Проекта. Часть вторая.
Как только идея экспедиции оформилась в голове и сложился примерный бюджет возникла идея найти спонсоров. И первыми к кому захотелось придти - это друзья из клуба 7 Вершин.
С этой командой единомышленников меня связывает несколько лет. Участие в восхождениях, мероприятиях, торжествах, встречах восходителей на Эверест и мечты о самой крыше мира.
Именно здесь я подружился с Сергеем Лариным, пять раз достигшего вершины Эвереста, с Иреной Харазовой, удивительной девушкой, завершившей проект 7 вершин, со многими интересными и позитивными людьми.
И клуб мгновенно откликнулся на мой проект и оказал помощь.
Участие клуба в экспедиции материализуется на этой неделе в программе подготовки техники к пробегу.
Друзья всегда придут на помощь в любой ситуации.

Проект реализовываться при поддержке Клуба 7 Вершин, СПб Школы Нового Кино, друзей и небезразличных людей.

  
#9 | Андрей Рыбак »» | 13.02.2018 10:40
  
0
Замороженное время - Михаил Тарковский.

Исповедь писателя, или то, что не показали в счастливых людях.

  
#10 | Сергей И. »» | 13.02.2018 10:43 | ответ на: #1 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Из всей белой рыбы самой ценной считается нельма. И чем она больше, тем дороже. Но мне больше нравится корюшка. Достаточно одной рыбки, чтобы хватило на обед. Охотники и рыбаки из пос. Томмот (но эвенкийски Незамерзающий) летом поднимаются на моторках по Гонаму (приток Лены) на рыбалку. Наловят 300-500 кг на полгода. Звали, если финансы позволяют, прилететь на рыбалку. Я сплавлялся по этой реке. Такой рыбы в Европе на найдёшь. Но дороже рыбы сами места. За месяц такого путешествия хватит материала на повесть (хотя бы). И сами русские аборигены мне знакомы и надёжны. Соберусь, приеду.
  
#11 | Андрей Рыбак »» | 13.02.2018 10:53
  
0
СТИХИ ИЗ РОМАНА «ТОЙОТА-КРЕСТА»

1

Там, где кедр с обломанной вершиной
Над седой стеной монастыря,
Где встаёт над мокрою машиной
Сизая осенняя заря.

Как в огромной выстывшей квартире,
Где по стенам солнечные швы,
Я живу в пустеющей Сибири
И люблю Марию из Москвы

В головах Саянские отроги,
Енисей вливается в висок,
Руки, как огромные дороги,
Пролегли на запад и восток.

В каждой я держу по океану,
Не испить, не слить, не уронить,
Как же мне, разъятому орлану,
Самого с собой соединить?

Снег идёт задумчиво и косо,
Головы застыли на весах,
И бессонно крутятся колёса
В головах, машинах и часах.

2

Помнишь, Маша, снежные равнины,
Облаков тяжёлые гряды,
Лошадей заснеженные спины
И костры мятежной слободы?

Помнишь синеватые рассветы,
На окне морозные цветы,
Розвальни, телеги, лазареты,
Отпеванья, свечи и кресты?

Помнишь, как ты плакала с причала,
Как ждала, безногого, с войны,
Как меня с тобою разлучала
Полоса взбесившейся волны.

Как ждала годами из острога,
Как крестила с берега в Крыму,
Как меня последняя дорога
Забирала в ночь на Колыму.

Помнишь суету у вертолёта,
Как белели пятнами снега,
И сверкали зеркалом болота,
И дрожала синяя тайга.

Как возили письма на оленях,
Строили дороги и мосты,
Как над океаном на коленях,
Я стоял, слепой от красоты,

Мы прошли сквозь столькие разлуки…
Что же между нами пролегло?
То ли деньги высушили руки,
То ли небу выбили стекло,

То ли ничего не происходит,
То ли одинокий человек
В своём сердце больше не находит
Отраженья гор, морей и рек.

То ли что-то главное забыто,
То ли тебе, правда, всё равно,
То ли мира спятившая бита
Выбивает слабое звено.

3

Снова выезжаю на дорогу,
Всё как прежде, дали и снега,
Снова ночь. И снова внемлют Богу
Океаны, горы и тайга.

Под капотом тихо и бесстрастно
Пьёт мотор ночную синеву,
Звёзды светят холодно и ясно
Над землёй, которой я живу.

На душе старинная тревога…
И опять заправка, переезд,
Дробь колёс и дальняя дорога,
Как «корона», «креста» или крест.

4

На дороге сумрачно и сыро,
До Урала близко, и уже
Белый «марк» работы Кунихиро
Не прижмёт плавник на вираже.

Стрелки лобового циферблата
Расчищают память, не щадя,
И мешают зарево заката
С пеленой холодного дождя.

Снова ночь над лесом и степями,
И под синим маревом светил
Кажется ненужными словами
Всё, что я тебе наговорил.

Леденеет крестик на решётке,
Свет восхода льётся в зеркала,
И считают вытертые щётки
Километры мокрого стекла.

5

Больше нет ни юга, ни востока,
Только ветры стылые сквозят.
Маша, ты всё так же одинока,
Как и триста лет тому назад.

Ну чуть-чуть… Ну еду… Ну немного...
И споют под утро тормоза.
Почему ж так пристально дорога
Смотрит в запотелые глаза,

Что за непосильная забота
Сводит переезды и мосты:
Впереди огромные ворота,
И открыть их можешь только ты.

Ты открой, и стихнут ураганы
Над моей двуглавой головой.
И тогда охотские туманы
Встретятся с балтийской синевой.

И над этой слившейся пучиной
Я замру, ни с кем не говоря,
Словно кедр со сломанной вершиной
Над седой стеной монастыря.

Михаил Тарковский.
  
#12 | Андрей Рыбак »» | 13.02.2018 10:57 | ответ на: #10 ( Сергей И. ) »»
  
0
Давай съездим.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites