О признаках благодати и прелести


О признаках благодати и прелести

В СВОЕМ желании узнать от Старца, есть ли несомненный признак, дающий возможность достоверно отличить истинный духовный путь от тех «призраков истины», которые лежат на отступлениях от этого пути, мы вели с ним беседы об этом предмете, и слово его было для нас бесценно дорогим. Он говорил:

«Когда Дух Святой исполнит всего человека сладостью любви Своей, тогда мир забыт совершенно, и душа вся в неизреченной радости созерцает Бога; но когда душа снова вспомнит мир, тогда от любви Божией и жалости к человеку — она плачет и молится за весь мир.

Предавшись плачу и молитве за мир, порожденный любовью, душа от сладости Духа Святого снова может забыть мир и снова упокоеваться в Боге; вспоминая же мир, опять в великой печали слезно молится, желая всем спасения.

И это есть истинный путь, которому научает Дух Святый.

Дух Святый есть любовь, мир и сладость. Дух Святый научает любить Бога и ближнего. А дух прелести — есть гордый дух; он не щадит человека и прочую тварь, потому что он ничего не создавал; он действует, как вор и хищник, и путь его исполнен разрушения.

Дух прелести не может дать истинной сладости; он приносит только тревожную сладость тщеславия; в нем нет — ни смирения, ни мира, ни любви; а есть холодное безразличие гордости.

Дух Святый учит любви Божией, и душа скучает о Боге и сладко со слезами ищет Его день и ночь, а враг приносит свою тоску, тяжелую и мрачную, убивающую душу.

По этим признакам можно ясно распознавать благодать Божию от прелести вражией».

Мы говорили Старцу, что есть люди, которые бесстрастие понимают не как любовь Божию, а как особое созерцание бытия, стоящее выше различения добра и зла, и что такое созерцание они считают большим, чем христианская любовь. На это Старец сказал:

— Это вражья наука; Дух Святый так не учит.

И слушая Старца, мы не могли не вспоминать демонических образов тех «сверхчеловеков», которые восходят «по ту сторону добра и зла». Старец говорил:

— Дух Святый есть любовь, и Он дает душе силу любить врагов. И кто не любит врагов, тот не знает Бога.

Этот последний критерий в душе Старца занимал совершенно исключительное и бесспорное место. Он говорил:

— Господь — милостивый Создатель, и Ему всех жалко. Господь жалеет всех грешников, как мать жалеет своих детей даже тогда, когда они идут недоброй дорогой, и где нет любви к врагам и грешникам, там нет Духа Господня.

Старец прп Силуан Афонский

Комментарии (6)

Всего: 6 комментариев
#1 | Марина »» | 19.10.2011 15:32
  
1
Спаси Бог, Андрей!

Да, любить врагов - это высший пилотаж.
хотя бы их жалеть и то уже хорошо.
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 19.10.2011 18:10 | ответ на: #1 ( Марина ) »»
  
1
Преподобный отче Силуане моли Бога о нас.

Этот святой знал Христову Любовь и предупредил всех судий, что надо делать. Только проиудейская закваска так заквашена в нынешних православных, что их уже и не отличить от иудея или мусульманина. Смотреть странно, если честно.
#3 | Георгий О. »» | 19.10.2011 21:28
  
0
Мир!
Без комментариев:

- "
82. Логосы жизни есть наилюбимейшее и самое ненавидимое сатаною, самое нужное и желанное миру, но единственно смертельное для сатаны творение Божие. Не за совершенный грех и преступление заповеди, а именно запрещая диалог падшему естеству с бесконечными логосами любви, добродетели, милости, простоты и др. логосами жизни, Господь изгнал Адама из рая: «как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт.1,22) Любовь Божия есть монолог беспредельной жизни, а любовь времени (сатанинская) есть диалог, как и все остальные фальшивки человеческие: добродетель, милость, благость, блаженство, преподобие, праведность, премудрость и пр. пусты и есть все тот же сатана соблазняющий лукавой любовью для совершеняя природной злобы: «Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь» (А.Г.)


http://www.m-isp.com/?id=103
  
#4 | Андрей Рыбак »» | 19.10.2011 22:32 | ответ на: #3 ( Георгий О. ) »»
  
0
Да, здесь надо бы объяснить смыслы некоторых высказываний. Есть ведь некий фундамент. Не зная базы, трудно понять суть. А базу не особо раскрывают. Не для простого человека эти слова говорятся, для посвященного. У Христа все проще.
#5 | Георгий О. »» | 20.10.2011 11:25 | ответ на: #4 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Мир тебе! Смотри, поскольку учение это изложено не просто сложно, а неподъемно, и базируется оно на не менее сложном учении прп. Максима Исповедника, то пришлось, для вникания в смысл, разбивать все на блоки - и вот что получается в этом стихе, например:

-"Не за совершенный грех и преступление заповеди, а именно запрещая диалог падшему естеству с бесконечными логосами любви, добродетели, милости, простоты и др. логосами жизни, Господь изгнал Адама из рая: «как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт.1,22) " -


Как же не за совершенный грех и преступление заповеди? - не случись грехопадения - не было бы изгнания - действие - результат действия...

дальше: - а именно запрещая диалог с бесконечными логосами любви - (внимание при перечислении) - добродетели, милости, простоты( в тексте всего этого совсем нет -примечание мое) и др. логосами жизни, Господь изгнал Адама из рая: «как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт.1,22)


Складываем дешифрованную фразу. Без наворотов она будет звучать так:



Не за грехопадение изгнал Господь человека из сада Эдемского( Заметим - Эдемский сад и рай не одно и то же), а за " «как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт.1,22) " -


При этом: "
запрещая диалог падшему естеству с бесконечными логосами любви, добродетели, милости, простоты и др. логосами жизни ".

Если убрать умствование - получим более чем странное заявление - даже Пелагий, услышав такое, присел бы.

Дальше: - " Любовь Божия есть монолог беспредельной жизни, а любовь времени (сатанинская) есть диалог, как и все остальные фальшивки человеческие: добродетель, милость, благость, блаженство, преподобие, праведность, премудрость и пр. пусты и есть все тот же сатана соблазняющий лукавой любовью для совершеняя природной злобы: «Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь» (А.Г.)

Это очень тонкая материя - нет сомнения что Любовь Божия есть безконечный непрерывный монолог, но... в ответ сердце человека,
очищенное трудами, добродетепями, и принявшее Духа Святаго, излучает тоже Любовь, - я бы сравнил этот процесс со Светом солнца и отраженным Светом луны...

что же касается: - "... все остальные фальшивки человеческие: добродетель, милость, благость, блаженство, преподобие, праведность, премудрость и пр. пусты ... " если читать прямо - тяжкая хула, если по иному - искушение! И в том и другом случае, если даже неверно построил фразу, - спросится за соблазнение " малы сих"...


Дальше: что есть лукавая любовь, и, есть ли , вообще, такая разновидность любви? Есть! К деньгам, к Славе людской... Но это не любовь, по бедности языка так говорим... Любовь, вспомним ап.Павла - ничего не требует, а отдает - и готова на смерть за ближнего...

Прости за пространный монолог.

Спаси Бог!
#6 | Вера В. »» | 13.02.2012 23:35
  
0
Тема очень актуальная. Спаси Бог.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites