Ключевые смыслы Евхаристии: смысл четвертый

Диакон с дискосом


"...дающий просящему премудрость и разум..."
(из молитвы священника на Трисвятое)

Четвертый ключевой смысл: поклонение Христу (начало восхождения на Фавор – вход во Святое).

Восхождение*1 начинается молитвой разумного Разбойника: "Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егдá прии΄деши во Царствие Твоем." (Ибо распятый Иисус – здесь, рядом.)

И далее – мы, через уже усвоенное в себе (в свою текущую меру) учение Иисуса, через исповедание Его слов, как бы отдавая Ему Его же*2, следуем за Учителем:

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие прав-ды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах."

Также молим Владыку Учителя, чтобы теперь к нам присоединились святые Силы Небесные, славословящие Его благость и сослужащие нам*3.

А затем – подходим, кланяемся*4 Спасителю и молим Его, воздавая хвалу Богу: "Прииди́те, поклони́мся и припаде́м ко Христу́. Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, воскресы΄й из мертвых*5, пою́щия Ти, аллилу́иа."


(*1 Здесь – Малый вход.
*2 Ср. "Твое от Твоих" – возглашение священника на Анафоре.
*3 Молитва входа, читаемая священником: "… сотвори́ со вхо́дом нашим вхо́ду святы́х А́нгелов бы́ти, сослужа́щих нам, и сославосло́вящих Твою́ бла́гость…".
*4 Ср., напр., Мк. 10:47-52.
*5 Эти два последних слова поются в воскресный день.)


Молитва Трисвятого пения, следуемая за этим и произносимая священником, свидетельствует, что мы, в нашем восхождении на Фавор, уже приблизились к еще одной, так сказать, средней Евхаристической вершине – как к некоему "промежуточному лагерю" – собираемся войти во Святое.

Данная молитва анафорно перекликается (стилистически повторяя начала некоторых сродных смыслов) с молитвами Анафоры ("Евхаристического канона"):

"Бо́же Святы́й, и́же во святы́х почива́яй, и́же трисвяты́м гла́сом от Серафи́мов вос-пева́емый и от Херуви́мов славосло́вимый, и от вся́кия Небе́сныя Си́лы покланя́емый, и́же от небытия́ во е́же бы́ти приведы́й вся́ческая, созда́вый челове́ка по о́бразу Твоему́ и по подо́бию, и вся́ким Твои́м дарова́нием украси́вый, дая́й прося́щему прему́дрость и ра́зум, и не презира́яй согреша́ющаго, но полага́яй на спасе́ние покая́ние, сподо́бивый нас, смире́нных и недосто́йных раб Твои́х, и в час сей ста́ти пред сла́вою свята́го Твоего́ же́ртвенника, и до́лжное Тебе́ поклоне́ние и славосло́вие приноси́ти. Сам, Влады́ко, приими́ и от уст нас, гре́шных, Трисвяту́ю песнь, и посети́ ны бла́гостию Твое́ю, прости́ нам вся́кое согреше́ние во́льное же и нево́льное, освяти́ на́ша ду́ши и телеса́, и даждь нам в преподо́бии/с благоговением служи́ти Тебе́ вся дни живота́ на́шего, моли́твами святы́я Богоро́дицы, и всех святы́х, от ве́ка Тебе́ благоугоди́вших."

– Здесь мы, уже вместе с этими блаженными Силами, сослужащими нам, воспеваем Святость Бога, приведшего – сотворившего все от небытия в бытие. Исповедуем, что Человека Он несказанно украсил всяким даром – уделяя просящему премудрость и разум и принимая раскаяние в промахе. Здесь мы, подобно как в последующих обеих Молитвах верных и Молитве священника перед Херувимской песней, смиренно просим Господа Самому принять наше поклонение Ему и нашу Трисвятую песнь, как наш дар Ему – как принадлежащее Ему от Его служителей.

И затем, подобно высшим Силам Небесным и теперь при их содействии, как бы на трех парах крыльев Трисвятой песни "Свят, Свят, Свят – Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Без-смертный, помилуй нас", мы входим – нас вносят во Святое.

И здесь в подаваемом Мире* мы слушаем Слово Бога, раздаваемое через святых человеков** (чтение апостольского благовестия), через Бого-Человека Иисуса Христа (чтение Евангелия) и через проповедь (которая, будучи во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, призвана быть пророческой). Слушаем, стремясь наблюдать за тем, как мы слушаем – как принимаем Зерно, сеемое Сеятелем***. Слушаем (в Мире Христовом****) премудрую – вечную проповедь Бога-Человека и Его верных служителей, видимых и невидимых.


(* Возглас священника перед чтением Апостола и Евангелия: "Мир всем".
** "Боже святой, во святых почивающий…"
*** См. Евангельские притчи о Сеятеле, напр., Лк. 8:5-18.
**** "Возсия́й/зажги в сердца́х на́ших, человеколю́бче Влады́ко, Твоего́ Богоразу́мия/Богопознания нетле́нный свет, и мы́сленныя на́ши отве́рзи о́чи…", – из молитвы священника перед чтением Евангелия.)


Слушаем Слово в Мире Христовом, зажигающее в нас нетленный свет – Свет Разума Иисусова Богопознания*. Вселяющее в нас священный трепет и абсолютный живой смысл блаженных заповедей Владыки Учителя, позволяющих нам в соработничестве с Ним что мыслить – то и совершать**. Просвещающее всю нашу душевность и телесность.

Слушаем и, через возсылание – вознесение славы Христу Богу, а через Него – и Его безначальному Отцу, и Его животворящему Духу***, готовимся войти в Святое Святых. Где мы призваны, через Христа и во Христе, мыслить Христовым Разумом, в котором молитвенная мысль и есть реальное свершение – действие.


(* См. Тропарь Рождества: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мiрови свет разума/ озарило мiръ светом знания..." Также: "Отче праведный! и мiръ Тебя не познал; а Я познал Тебя", - Ин. 17:25.
** Ср. "Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит", Пс. 19:5.
*** Смысл двух последних абзацев – аллюзия, стилистический намек на смыслы молитвы священ-ника перед чтением Евангелия. – Мы находимся на средней Евхаристической вершине, а потому смыслы данной молитвы так перекликаются со смыслами перед (да и после и др.) Причастием.)

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2018, создание портала - Vinchi Group & MySites