«Живой» музей на святом острове

Кто в Белое море не ходил, тот Бога не маливал, говорили поморы, еще в XVI веке отважно ходившие в Арктику. Как русские господствовали в северных морях, почему вместо маяков использовались кресты, как соловецкие монахи строили скиты для терпящих бедствие – об этом и о других забытых страницах истории вот уже пять лет могут узнать посетители уникального Соловецкого Морского музея. Тем, кто до Соловков еще не добрался, о музее рассказывает его научный руководитель Алексей Лаушкин.

– Алексей Владимирович, расскажите, пожалуйста, о том, как создавался музей.

– Соловецкий морской музей – общественный, он появился благодаря усилиям частных лиц, объединённых в некоммерческую организацию Товарищество Северного Мореходства. Эту организацию, музей и альманах «Соловецкое море» придумал один человек, к сожалению, не доживший до реализации своих замыслов, – Сергей Васильевич Морозов, историк, выпускник Санкт-Петербургского университета. Он долгое время жил на Соловках, работал в музее, занимался научной работой и еще – парусным морехождением с соловецкими мальчиками. Он был очень яркой личностью. Когда в 2001 году Сергей Васильевич умер, мы, его друзья, стали думать о том, что делать с этими идеями. И решили попытаться их осуществить, хотя бы частично. Тогда никто не думал, что это выльется в столь серьезные проекты.

Соловецкий морской музей изначально создавался как музей-идея. Иногда музеи возникают, потому что есть интересные вещи и их владельцы хотят эти раритеты показать. А у нас на момент начала работы не было ничего, но мы хотели донести до публики, которая посещает Соловки, несколько исторических фактов, не очевидных для современного общественного сознания. Например, что морская история России начинается отнюдь не со времен Петра Первого (с этих времен начинается русский военно-морской флот). Мореплавание у нас существовало за двести лет до Петра, а возможно и раньше. Мало того, мы хотели рассказать нашим посетителям, что Россия сыграла важную роль в истории Великих географических открытий, а именно – в освоении Арктики. В то время как во второй половине XVI века английские и голландские мореплаватели только пытались пробиться в Арктику и через неё найти путь в Китай, русские уже свободно ходили в Арктике. К примеру, Виллем Баренц (голландский мореплаватель, именем которого названо Баренцово море – прим.ред.) не смог пробиться туда, куда давно уже добирались русские. Его хронист отмечает в своих записках, что спутники великого голландца, исчерпав все возможности, вынуждены были прервать плавание, а русские на своих кочах (поморские одномачтовые деревянные парусно-гребные суда – прим.ред.) уходят дальше на восток. Русские мореплаватели открыли проход между Азией и Америкой ещё в середине XVII века – это нынешний Берингов пролив.
Еще одна идея, которую мы хотели донести до наших гостей, заключается в том, что у русских уже тогда существовала особая морская практика, позволившая добиться этих успехов. И тут надо отметить, что важную роль в развитии этой практики и региона в целом сыграл Соловецкий монастырь. Он и привлекал туда население, и формировал его духовную культуру, без которой освоение моря было бы невозможно. Поморы говорили: «Кто в море не ходил, тот Бога не маливал», и еще: «Белое море – измена лютая». Белое море – страшное море, кто терпит там бедствие, может надеяться только на Бога, потому что оказавшемуся в воде человеку выжить в этих ледяных волнах по физическим законам невозможно. Не менее важно, что Соловецкий монастырь из века в век был и своего рода технологической площадкой – крупнейшим флотовладельцем в средневековой России. Щедро делясь технологиями с жителями окружающего региона, он прямо способствовал развитию флота.

Еще мы решили, что музей должен быть живым, в нём должны быть не только экспонаты, но и настоящая историческая верфь. Внутри экспозиции у нас строится реплика яхты конца XVII века, построенной в Архангельске для Петра Первого. Это яхта «Святой Пётр».

Замысел музея поначалу казался фантастическим. Еще и потому, что то здание, которое мы присмотрели для него, находилось в руинированном состоянии – это монастырский амбар для хранения судов 1841 года постройки. Следует сказать, что на Соловецкий Морской музей не было потрачено ни копейки государственных денег, он создавался либо за счёт пожертвований частных лиц, либо бесплатным трудом многих участников, начиная со студентов, трудившихся в стройотрядах, и заканчивая творческим коллективом. В 2006 году мы открыли первую часть экспозиции, в 2007 году – весь музей.
Сейчас он функционирует в таком режиме: как музей с действующей верфью он открыт с середины июня по середину сентября. Кроме того действуют ещё три выставочных зала, в них мы каждый год устраиваем выставки, обычно – одну историческую и две художественных. Они отражают научную работу участников проекта, которые на самом деле являются сотрудниками или преподавателями различных научных учреждений и вузов Москвы, Архангельска, Санкт-Петербурга и Онеги. В частности, мы показываем материалы, найденные в ходе наших морских экспедиций, – музей каждое лето проводит такую экспедицию. Остальные восемь месяцев – с середины сентября по середину июня – Соловецкий Морской музей работает в другом режиме: это детский просветительский центр. В выставочных залах мы разворачиваем гончарную и ткацкую мастерские. Работают судомодельный кружок, иногда – изостудия, устраиваются показы хороших фильмов и мультфильмов. В музее же проходят занятия детской воскресной школы, нередко их ведут соловецкие монахи. Организуются и детские праздники, самые яркие из них – на Рождество и на Пасху. Дети украшают залы, готовят угощение и программу, приглашают батюшек из монастыря, родителей, друзей.

– Как складывалось сотрудничество музея с монастырём?

– Наш музей не смог бы состояться без помощи Соловецкого монастыря. Это была не материальная, а духовная помощь и моральная поддержка во всех трудных ситуациях. С самого начала работы мы ощущали со стороны монастырского священноначалия сочувствие, одобрение, интерес, и в дальнейшем мы начали сотрудничать, в том числе – с Церковно-археологическим кабинетом Соловецкого монастыря. И что интересно: ни разу никто из отцов, которые часто к нам приходят, не пытался вмешиваться в сугубо научные или экспозиционные вопросы. Удивительно, с каким уважением соловецкие монахи относятся к тому, что делают люди «учёного цеха». Я не погрешу против истины, если скажу, что у нас с Соловецким монастырём очень долгая и плодотворная дружба. В позапрошлом году она привела к очень важному и радостному для нас событию: монастырь вошёл в число учредителей Соловецкого морского музея.
– Этим летом у вас открылись новые выставки. Какие ещё экспозиции будут представлены и какая из выставок вызвала у вас наибольший интерес?

–У нас есть основная экспозиция, время от времени мы её совершенствуем. Её полное название – «Соловецкий монастырь и морская практика жителей Поморья». Именно внутри нее строится корабль. Сменные экспозиции (выставки) обновляются каждый год, они связаны с историей Белого моря и Соловецкого монастыря. Первая историческая выставка у нас была посвящена созданию в начале XX в. на острове Кондострове последнего соловецкого скита. Сейчас от этого скита уже ничего не осталось, в море стоит пустынный и заброшенный остров, но история его создания была очень яркой и поучительной, особенно для современного человека, который привык, что всё доброе чаще распадается и исчезает, а не создается и крепнет.

Буквально за несколько лет на скале, заросшей соснами, Соловецкий монастырь создал скит с храмом, цветущим хозяйством, приютом для потерпевших бедствие мореплавателей. Это была совершенно забытая история, поэтому мы назвали выставку «Забытый остров». Проходила у нас выставки и по истории беломорской картографии, и про средневековую морскую практику поморов, как ее изображают литературные памятники Соловецкого монастыря XVI–XVII века. Сейчас же у нас действует временная экспозиция, посвящённая знакам навигации на Белом море. Надо сказать, что до маяка главным навигационным знаком на Белом море был крест, и навигационная обстановка с крестами начала создаваться на Белом море не позднее XVI века

Кроме того, был организован целый ряд художественных выставок – живопись, графика, фото. Сейчас действует выставка «Афон-Соловки: радость и надежда». Она составлена из фотографий, сделанных несколькими афонскими и соловецкими фотографами и построена в форме череды диптихов. Создавая выставку, мы понимали, что и Афон, и Соловки – удивительно красивые места, но главная их красота, конечно, – это святые. Отблеск этой удивительной истории святости – доброта и любовь, играющие на лицах монахов, поэтому мы решили посвятить выставку именно современным монахам – добрым искателям Царства Божьего. Нам было приятно услышать об этой выставке много добрых слов. Может быть, потом мы ее покажем в Москве и Салониках – ближайшем большом городе к полуострову Афон.

Выставочных планов и сюжетов много – соловецкая история очень богата. Всё упирается в силы и время, которых обычно не хватает, поскольку все сотрудники работают на общественных началах. Но мы получаем от этой работы радость и удовлетворение, чувствуем тёплое отношение со стороны братии, и, как я понимаю, никто из нас не собирается прекращать эту деятельность.

– Кто обычно посещает ваш музей?

–Есть и светские туристы, и паломники. За сезон музей посещает примерно треть потока приехавших на Соловки, в прошлом году – 7,5 тыс. человек. Музей у нас бесплатный. Мы специально готовим экскурсоводов из числа студентов исторического факультета Московского университета, причём ребята не только слушают лекции, но и проходят строгий отбор. Они работают тоже бесплатно, как и весь остальной коллектив. Мы призываем их не придумывать одну экскурсию на все случаи, а присматриваться к группе. Для каждой группы рассказ экскурсовода имеет свои акценты.

– Как вы думаете, почему история и культура Соловков привлекают к себе такое большое число людей?

– Не все люди, которые едут на Соловки, делают это из каких-то культурных соображений. Соловки справедливо имеют славу красивого места, и многие хотят увидеть эту красоту. Кто-то едет, зная историю этого места, кто-то – помолиться. Но каждый, кто пытается разобраться в истории Соловков, поражается необыкновенной «концентрацией» их истории. Соловки удивительным образом пропустили через себя всю историю России. Историю Соловецкого архипелага ни в коем случае нельзя изучать лишь в рамках краеведения, она – важная часть «большой» истории нашей страны. Что бы ни случалось в материковой России, на Соловках это ярко отзывалось, иногда порождая настоящие символы эпохи. Чего стоят фигуры основателей монастыря преподобных Зосимы и Савватия или мужественного московского святителя Филиппа (Колычева), вышедшего с Соловков, или соловецкое «сидение» времен никонианских реформ, или большевистский ГУЛАГ! В гулаговское время Соловки стали не только символом страданий, но символом победы над смертью, победы мученической. В этом сила соловецкой истории. Яркость исторических лиц, незаурядные плоды их деятельности – всё это поражает и меняет человека. У него возникает ощущение, что за плечами у него – великая история, не только неудачи, но и победы. Это укрепляет человека в его современной жизни. Узнав правду о монастыре, о его роли в истории, о духе братии, о десятках отшельников, живших в лесах, о преподобных, о мучениках, которые оказывались сильнее мучителей и убийц, многие начинают совершенно по-другому смотреть на веру, на себя и на свою жизнь. Соловки что-то делают с людьми и делают что-то хорошее.

Беседовала Ирина Обухова Православие.Ru

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 29.09.2011 06:30
  
0
Вид с колокольни храма на о. Анзер, Соловки - вокруг Белое море

Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU