18 ноября. Мучеников Галактиона и Епистимии. Святителя Тихона, патриарха Московского и всея России

5 ноября по старому стилю / 18 ноября по новому стилю
суббота

Мчч. Галактиона и Епистимии (III).
Свт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол 1917).
Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (IX).
Сщмч. Гавриила Масленникова пресвитера (1937).


Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16.
Лит. – Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.
Ряд.: 2 Кор., 191 зач., XI, 1–6. Лк., 40 зач., IX, 1–6.

Тропарь святителя Тихона, глас 1:
Апо́стольских преда́ний ревни́теля/ и Христо́вы Це́ркве па́стыря до́браго,/ ду́шу свою́ за о́вцы положи́вшаго,/ жре́бием Бо́жиим избра́ннаго/ Всеросси́йскаго Патриа́рха Ти́хона восхва́лим/ и к нему́ с ве́рою и упова́нием возопии́м:/ предста́тельством святи́тельским ко Го́споду/ Це́рковь Ру́сскую в тишине́ соблюди́,/ расточе́нная ча́да ея́ во еди́но ста́до собери́,/ отступи́вшия от пра́выя ве́ры к покая́нию обрати́,/ страну́ на́шу от междоусо́бныя бра́ни сохрани́// и мир Бо́жий лю́дем испроси́.

Кондак святителя Тихона, глас 2:
Ти́хостию нра́ва укра́шен,/ кро́тость и милосе́рдие ка́ющимся явля́яй,/ во испове́дании правосла́вныя ве́ры и любве́ ко Го́споду/ тверд и непрекло́нен пребыл еси́,/ святи́телю Христо́в Ти́хоне./ моли́ся о нас, да не разлучи́мся от любве́ Бо́жия,// я́же о Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем.

Тропарь святителя Ионы, глас 4:
Исправле́ние ве́ры, и о́браз кро́тости,/ и я́коже сад посреде́ рая́,/ преподо́бными де́лы твои́ми мир просвеща́еши,/ и Сего́ ра́ди к моще́м Твои́м любо́вию прикаса́емся и ве́рно вопие́м:/ предста́ни в по́мощь воспева́ющим/ па́мять твою́ светоно́сную, о́тче Ио́но,// и моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителя Ионы, глас 4:
Свы́ше прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть/ хода́тайствовати Бо́гу и челове́ком,/ я́ко архиере́й возноше́ние вознося́,/ и мир лю́дем Твои́м снося́,/ и оби́лие плодо́в, Ио́но блаже́нне,/ ты бо еси́ Вели́каго Нова́града похвала́// и су́щих о нем ра́дость.

Тропарь мучеников, глас 4:
Мученицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак мучеников, глас 2:
Му́ченик Христо́вых полко́м причто́стеся,/ до́бре хра́брствовавшим,/ све́тло подвиза́вшеся, Галактио́не сла́вне,/ с честно́ю сопру́жницею и сострада́вшею Тебе́ Еписти́миею,// Еди́ному Бо́гу непреста́нно моли́теся о всех нас.
********
В этом мире есть только один Хозяин и один Начальник – Господь, а мы все лишь исполняем Его послушания. Вне зависимости от того, какое положение мы занимаем, именно Он вручает нам нашу должность – будь то иерархическая должность в Церкви, властные полномочия в светской власти, любые должности в миру. Господь дает нам это послушание и смотрит, что мы делаем. И если мы горделиво уповаем только на себя, то Он отнимает от нас Свою помощь, предоставляет нас самим себе. А человеческие силы слабы. Если же мы призываем имя Божие, просим Господа помочь нам, смиренно признаем, что мы только делатели Его виноградника, то Он нам помогает, дает Свою силу, Свою благодать.

Святые мученики Галактион и Епистимия
Святые мученики Галактион и Епистимия. Богатые и знатные супруги Клитофон и Левкиппия жили в городе Емесе Финикийском, долгое время были бездетны. Много золота отдали супруги языческим жрецам, но оставались бесплодными.
Городом Емес в III веке управлял поставленный римскими кесарями сириец Секунд. Он был беспощадный и ревностный гонитель христиан и для их устрашения велел выставить на улицах изощренные орудия пыток. Достаточно было малейшего подозрения в принадлежности к «секте галияеян» (так язычники именовали христиан), чтобы человек был схвачен и предан мучениям. Несмотря на это, многие христиане добровольно отдавали себя в руки палачей, желая пострадать за Христа.
Один старый человек, по имени Онуфрий, скрывавший под рубищем нищего свое иноческое и пресвитерское достоинство, ходил по Емесу из дома в дом, прося подаяния. Везде, где он видел возможность отвратить людей от языческого заблуждения, он проповедовал о Христе. Однажды он пришел в богатый дом Левкиппии. Принимая от нее милостыню, инок почувствовал, что женщина печальна, и спросил ее о причине этой печали. Она поведала старцу о своем семейном несчастье. Утешая ее, Онуфрий рассказал ей о Едином Истинном Боге, о Его всемогуществе и милости, о том, что Он всегда дает просимое тем, кто с верой обращается к Нему. Надежда наполнила душу Левкиппии. Она уверовала и приняла святое Крещение. Вскоре после того во сне ей было открыто, что она родит сына, который станет истинным последователем Христа. Сначала Левкиппия скрывала от мужа свою радость, но когда младенец родился, она открыла мужу свою тайну и убедила его креститься.
Младенца назвали Галактионом. Родители воспитали его в христианской вере и дали ему прекрасное образование. Он мог сделать блестящую карьеру, но Галактион стремился к непорочной, иноческой жизни – уединению и молитве.
Когда Галактиону было 24 года, отец решил его женить и нашел невесту, красивую и знатную девушку, по имени Епистимия. Сын не противился воле отца, однако, по Промыслу Божьему, свадьба была на некоторое время отложена. Часто посещая невесту, Галактион постепенно открыл ей свою веру, обратил ее ко Христу и сам тайно крестил ее. Вместе с Епистимией крестился и один из ее рабов – Евтолмий. Новообращенные решили, по примеру Галактиона, посвятить себя иноческой жизни. Покинув город, они скрылись на горе Публион, где было два тайных монастыря, мужской и женский. Новые иноки должны были взять на себя всю необходимую физическую работу, так как насельники обоих монастырей были стары и немощны. Несколько лет иноки подвизались в трудах, посте и молитвах. Однажды Епистимии было во сне видение: она и Галактион стоят в дивном дворце перед Светлым Царем, и Царь подает им золотые венцы. Это было предвестием их скорой мученической кончины.
Язычникам стало известно о существовании монастырей. Был послан отряд, чтобы схватить их насельников. Однако монахи и монахини успели укрыться в горах. Только Галактион не захотел бежать и остался в келье, читая Священное Писание. Когда Епистимия увидела, что воины ведут связанного Галактиона, она стала умолять игумению отпустить ее, потому что хотела принять муки за Христа вместе со своим обручником и учителем. Игумения со слезами благословила Епистимию на подвиг. Святые перенесли тяжелейшие пытки, молясь и прославляя Христа. По приказу судьй их четвертовали.
Евтолмий, бывший раб Епистимии, брат ее во Христе и сподвижник в иноческом делании, тайно предал честному погребению тела святых мучеников. Он же написал в назидание современникам и потомкам их житие.

Святитель Иона, архиепископ Новгородский.
Святитель Иона, архиепископ Новгородский, в миру Иоанн, рано остался сиротой и был усыновлен одной благочестивой вдовой, жившей в Новгороде. Она заботилась о воспитании мальчика и отдала его в школу. Блаженный Михаил Клопский, встретив однажды Иоанна на улице, предсказал, что он будет архиепископом Новгорода. Иоанн принял постриг в Отенской пустыни, в 50-ти верстах от города, был игуменом этой обители, откуда новгородцы в 1458 году избрали его в архиепископы, после смерти святого Евфимия. Святитель Иона пользовался большим уважением в Москве, и в его святительство московские князья не посягали на независимость Новгорода. Московский митрополит святой Иона (1449–1461) был другом новгородского святителя и хотел видеть его своим преемником. Архиепископ Иона построил первый на новгородской земле храм в честь Преподобного Сергия Радонежского (в 1463). Заботясь о возрождении преданий новгородской церковной старины, он вызвал в Новгород известного составителя житий святых Пахомия Логофета, который написал, на основании местных источников, службы и жития наиболее известных новгородских святых.
К этому времени относится начало основания Соловецкого монастыря. Святитель Иона оказал большую помощь и содействие устройству обители. Преподобному Зосиме он выдал особую благословенную грамоту, по которой отдавал (вместе с мирскими властями Новгорода) во владение новой обители весь Соловецкий остров. После многих трудов святитель, чувствуя приближение своей кончины, написал духовную, завещая похоронить тело его в Отенской обители. 5 ноября 1470 года, причастившись Святых Таин, святитель отошел ко Господу.
До наших дней дошло послание святителя к митрополиту Феодосию, написанное в 1464 году (РИБ, VI, № 99). Житие святителя написано в виде краткой записки в 1472 году (издано в «Памятниках старинной русской литературы», IV. СПб, 1862, сс. 27–35, а также в Великих Минеях-Четьих митрополита Макария, 5 ноября). В 1553 году, после открытия мощей архиепископа Ионы, составлено слово об этом событии, принадлежащее перу инока Зиновия Отенского. Особое сказание о чудесах святителя встречается в рукописях ХVII века.

Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский
Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси (31.01.1865–7.04.1925) Василий Иванович Беллавин* родился в семье священника церкви Воскресения Христа погоста Клин Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне деревня Клин Куньинского района Псковской области).
С 1878 по 1883 год учился в Псковской духовной семинарии. В 1888 году окончил Петербургскую духовную академию и, получив степень кандидата богословия, вернулся в город Псков, где преподавал догматическое и нравственное богословие и французский язык в Духовной семинарии. В 1891 году в семинарской церкви Трёх Святителей был пострижен в монашество с именем Тихон. До избрания патриархом был викарием Холмской епархии. В 1898 – 1907 годах занимал Алеутско-Американскую кафедру (Сан-Франциско), состоял в должности архиепископа Алеутского и Северо-Американского. С 1907 года – архиепископ Ярославский, в 1913 году – архиепископ Виленский и Литовский.
С августа 1917 года – митрополит Московский, а 5 ноября 1917 года на Поместном соборе в храме Христа Спасителя был избран по жребию Патриархом Московским и Всея Руси, одиннадцатым от введения патриаршества и первым после 217-летнего перерыва. После Октябрьской революции 1917 года в России патриарх Тихон считал своим долгом не вступать в политическую борьбу и сохранить церковь. В августе 1921 года он обратился с Посланием о помощи голодающим и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Советское правительство расценило это как саботаж. Патриарх был арестован и с мая 1922 года по июнь 1923 года находился под домашним арестом и в заключении. После его заявления о лояльности к Советской власти был освобождён. В ноябре 1924 года на патриарха Тихона было совершено покушение. Скончался в праздник Благовещения в Донском монастыре, похоронен в Малом соборе этой обители. В 1989 году причислен к лику святых. В псковском храме Успения с Полонища есть придел во имя святителя Тихона, а в декабре 1997 года на здании бывшей Духовной семинарии (ныне одно из зданий Псковского государственного педагогического университета имени С. М. Кирова) была установлена памятная доска.
-----------------------------
* После 1917 года, во многих документах его фамилия писалась как Белавин.

Свт. Григорий, архиеп. Александрийский, апостолы Ерм, Патров, Лин и Гаий. Минея на ноябрь. Хромолитография. Нач. XX в. (ГЛМ)
Григорий (IX в.), архиепископ Александрийский, святитель, исповедник. С юности посвятил себя служению Богу. Будучи избран на Александрийскую кафедру, стал образцом пастыря.
Явился в Константинополь и обличил императора-иконоборца Льва V (813-820)? в ереси, за что был посажен в темницу. Его били воловьими жилами и морили голодом, но святитель Григорий все терпел со словами, что рад принять за Христа еще большие муки. Император отправил его в ссылку, где спустя 3 года Святитель скончался.
Сведения о жизни свт. Григория содержатся только в греческих стишных синаксарях. Согласно источникам по истории Александрийской Православной Церкви, во времена Льва V Александрийскую кафедру занимал Христофор I, а патриарх Григорий I Александрийский известен только в XIII в. Об архиепископе Григории Александрийском в указанный период достоверных сведений нет. Можно предположить, что некий исп. Григорий был ошибочно назван в синаксаре архиепископом Александрийским, или в рассказе о Святителе имеется в виду не Александрия Египетская, а другая Александрия.

Апостолы от 70-ти: Патров, Ерм, Лин, Гаий, Филолог (I) благовествовали в разных городах, претерпевая различные напасти во время своего епископского служения.
Святой Патров (Рим. 16, 14) был епископом в Неаполе и Путеоле (Италия). Апостол Ерм был епископом в г. Филиппополе (скончался мученически). Лин (2 Тим. 4, 21) был преемником апостола Петра в Риме. Святой Гаий (Рим. 16, 23) после апостола Тимофея был епископом в Ефесе. Святого Филолога (Рим. 16, 15) рукоположил апостол Андрей во епископа г. Синопа (у Черного моря).

Священномученик Гавриил Масленников, ро­дил­ся в 1871 го­ду в го­ро­де Ми­хай­ло­ве Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье куз­не­ца Ми­ха­и­ла и же­ны его Оль­ги, у ко­то­рых бы­ло один­на­дцать де­тей. Ро­ди­те­ли Гав­ри­и­ла от­ли­ча­лись бла­го­че­сти­ем и вос­пи­ты­ва­ли де­тей в пра­во­слав­ном ду­хе. Гав­ри­ил окон­чил го­род­ское учи­ли­ще и, как и стар­ший его брат Ва­си­лий, из­брал про­фес­сию куз­не­ца. Об­ра­зо­ва­ние, по­лу­чен­ное в го­род­ском учи­ли­ще, ощу­ща­лось Гав­ри­и­лом как недо­ста­точ­ное, и он мно­го вре­ме­ни по­свя­щал чте­нию книг, и в осо­бен­но­сти ду­хов­ных, за­ни­ма­ясь са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем.
С 1893 по 1896 год Гав­ри­ил Ми­хай­ло­вич слу­жил в 171-м пол­ку в го­ро­де Вар­ша­ве в зва­нии еф­рей­то­ра. Был участ­ни­ком рус­ско-япон­ской вой­ны. За про­яв­лен­ную в бо­ях от­ва­гу он был на­граж­ден Ге­ор­ги­ев­ским кре­стом. Во вре­мя во­ен­ных дей­ствий Гав­ри­ил Ми­хай­ло­вич по­пал в плен. По­сле осво­бож­де­ния из пле­на и воз­вра­ще­ния по окон­ча­нии во­ен­ной служ­бы до­мой он ра­бо­тал куз­не­цом, арен­дуя куз­ни­цу в Пе­чер­ских Вы­сел­ках Ми­хай­лов­ско­го уез­да, а за­тем — в се­ле При­лу­чье. В это вре­мя он же­нил­ся на Та­тьяне Ива­новне Бо­ри­ной, глу­бо­ко ве­ру­ю­щей де­вуш­ке из се­мьи ме­щан го­ро­да Ков­ро­ва Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии. Впо­след­ствии у них ро­ди­лось один­на­дцать де­тей, из них в жи­вых оста­лись два сы­на и три до­че­ри, ко­то­рым они по ме­ре сил ста­ра­лись при­вить на­ча­ла ве­ры и бла­го­че­стия.
Глу­бо­кие по­зна­ния, по­лу­чен­ные пу­тем са­мо­об­ра­зо­ва­ния, и нрав­ствен­ный ав­то­ри­тет Гав­ри­и­ла Ми­хай­ло­ви­ча бы­ли та­ко­вы, что жи­те­ли го­ро­да Ми­хай­ло­ва из­бра­ли его в 1920 го­ду го­род­ским го­ло­вой.
В на­ча­ле два­дца­тых го­дов у Гав­ри­и­ла Ми­хай­ло­ви­ча ста­ло стре­ми­тель­но ухуд­шать­ся зре­ние; вра­чи от­нес­ли это на счет его про­фес­сии куз­не­ца и на­сто­я­тель­но ста­ли со­ве­то­вать оста­вить ее. Дол­го ду­мал Гав­ри­ил Ми­хай­ло­вич, как быть. В ду­ше ожи­ва­ло дав­нее же­ла­ние стать свя­щен­ни­ком. Его не стра­ши­ли иду­щие по­всю­ду го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, но сму­ща­ли соб­ствен­ный пре­клон­ный воз­раст и от­сут­ствие спе­ци­аль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Он жаж­дал стать все­це­ло слу­жи­те­лем Гос­по­да, но недо­ста­ва­ло ре­ши­мо­сти, так как он счи­тал се­бя недо­стой­ным слу­же­ния столь вы­со­ко­го. Но од­на­жды во сне он уви­дел умер­шую мать, ко­то­рую он от­пе­ва­ет, на­хо­дясь в сане свя­щен­ни­ка. Этот сон он по­чел бла­го­при­ят­ным зна­ком к при­ня­тию ре­ше­ния. В 1924 го­ду он по­ехал в Ря­зань к ар­хи­ерею, сдал эк­за­ме­ны на зна­ние бо­го­слу­же­ния и Свя­щен­но­го Пи­са­ния, а так­же ос­нов­ных по­ло­же­ний пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния и был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на ко хра­му Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ма­ко­во Ми­хай­лов­ско­го рай­о­на.
В 1925 го­ду диа­кон Гав­ри­ил был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Са­мо­ду­ров­ка (ныне се­ло Сол­неч­ное) Ми­хай­лов­ско­го рай­о­на.
Свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние ста­ло для от­ца Гав­ри­и­ла ве­ли­кой от­ра­дой и уте­ше­ни­ем. Он лю­бил бо­го­слу­же­ние и храм, это чув­ство­ва­ли при­хо­жане, и это при­вле­ка­ло их к церк­ви, тем бо­лее, что отец Гав­ри­ил, бу­дучи че­ло­ве­ком вы­со­ко­нрав­ствен­ным, до сво­е­го ру­ко­по­ло­же­ния поль­зо­вал­ся сре­ди жи­те­лей боль­шим ав­то­ри­те­том.
Во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь в на­ча­ле 1930-х го­дов в рай­он­ное от­де­ле­ние ОГПУ го­ро­да Ми­хай­ло­ва при­шла раз­на­ряд­ка — аре­сто­вать неко­то­рое чис­ло жи­те­лей, в первую оче­редь под­ле­жа­ли аре­сту свя­щен­ни­ки. 11 мар­та 1931 го­да со­труд­ни­ки ОГПУ аре­сто­ва­ли от­ца Гав­ри­и­ла и несколь­ких ве­ру­ю­щих жен­щин — пса­лом­щи­цу Ма­рию Си­би­ки­ну и ста­ро­сту хра­ма ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла в го­ро­де Ми­хай­ло­ве Со­фью Чкан­ни­ко­ву, а вме­сте с ни­ми сест­ру же­ны свя­щен­ни­ка, Ан­ну Ко­ма­ро­ву.
По­сколь­ку аре­сто­вы­ва­ли то­гда не за кон­крет­ные пре­ступ­ле­ния, а за при­над­леж­ность к ду­хов­но­му со­сло­вию и слу­же­ние Церк­ви, то глав­ной за­да­чей для ОГПУ был по­иск свя­щен­но-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. Од­на из ин­спек­торш ОГПУ так опи­сы­ва­ет свою де­я­тель­ность в до­клад­ной за­пис­ке вы­ше­сто­я­ще­му на­чаль­ству. «16 мар­та 1931 го­да мне бы­ла по­ру­че­на опе­ра­тив­ная ра­бо­та по вы­яв­ле­нию граж­дан­ки Си­би­ки­ной Ма­рии Ми­хай­лов­ны, то есть ее ду­хов­но­го зва­ния, что и бы­ло сде­ла­но. Я по­шла в сто­рож­ку к мо­на­шен­кам со­бо­ра, ко­то­рые зна­ют, где та­ко­вая граж­дан­ка в на­сто­я­щее вре­мя на­хо­дит­ся. Это бы­ло при­мер­но око­ло че­ты­рех ча­сов ве­че­ра. Ко­гда я во­шла в сто­рож­ку, то там бы­ли че­ты­ре мо­на­хи­ни, ка­ко­вые со­бра­лись ид­ти в цер­ковь, как они по­яс­ни­ли мне поз­же. Чтобы не ис­пор­тить ход опе­ра­тив­ной ра­бо­ты, мне при­шлось при вхо­де пе­ре­кре­стить­ся, по­сле че­го мне од­на из мо­на­хинь ска­за­ла: «Са­дись, «ра­ба Бо­жия"». Я се­ла. По­сле, как я се­ла, мо­на­хи­ня, ко­то­рая пред­ло­жи­ла сесть, по­шла в чу­лан­чик, вы­нес­ла ма­лень­кое Еван­ге­лие, пе­ре­кре­сти­ла ме­ня им и да­ла по­це­ло­вать. Мне при­шлось то­же пе­ре­кре­стить­ся и по­це­ло­вать, по­сле че­го я при­сту­пи­ла к рас­спро­сам, где на­хо­дит­ся ма­туш­ка Си­би­ки­на. Ме­ня спро­си­ла мо­на­хи­ня: «На что она те­бе, «ра­ба Бо­жия», нуж­на?» Я от­ве­ти­ла, что я при­е­ха­ла из Прон­ска, при­вез­ла па­кет от свя­щен­ни­ка, то есть от цер­ков­но­го со­ве­та, сек­рет­ный. Спро­си­ли: «Раз­ве на­ша ма­туш­ка со­сто­ит в цер­ков­ном со­ве­те го­ро­да Прон­ска?» Я ска­за­ла: «Да». — «Но по­че­му имен­но пе­ре­да­ли вам?» Я по­яс­ни­ла: «Са­ма я уро­жен­ка де­рев­ни Се­реб­рянь, и мою сест­ру аре­сто­ва­ли, а я при­е­ха­ла узнать, и мне ба­тюш­ка по­ру­чил вру­чить ей сек­рет­ный па­кет». И мне мо­на­хи­ня ска­за­ла: «Она вре­мен­но на­хо­дит­ся у Ря­би­ни­ной, там все свои, ве­ру­ю­щие». По­том од­на из мо­на­хинь ска­за­ла: «Я те­бя про­во­жу и ука­жу, где жи­вет ма­туш­ка». До­ве­дя ме­ня, она по­ка­за­ла, по ка­кой ули­це ид­ти, и еще раз пре­ду­пре­ди­ла: «Иди, не бой­ся, там все свои. В слу­чае не бу­дет ма­туш­ки, то хо­зяй­ка ска­жет, где она на­хо­дит­ся, по ка­ким де­рев­ням». По­сле та­ких слов мы с ней рас­ста­лись. Мо­на­хи­ня вер­ну­лась об­рат­но, а я по­за­мед­ли­ла в этой ули­це, до­жда­лась, ко­гда мо­на­хи­ня скро­ет­ся за угол. По­сле че­го я по­шла в от­де­ле­ние ми­ли­ции и до­ло­жи­ла рай­он­но­му упол­но­мо­чен­но­му все что бы­ло. То­гда мне в по­мощь да­ли ин­спек­то­ра для аре­ста, я по­шла впе­ред в ука­зан­ный дом, где на­хо­ди­лась ма­туш­ка. Ко­гда я во­шла в дом, то на мой во­прос хо­зяй­ка ска­за­ла: «Ма­туш­ка на печ­ке». Я во­шла в дом и ска­за­ла ма­туш­ке: «Я при­шла те­бя пре­ду­пре­дить, те­бя ищут, и я при­вез­ла сек­рет­ный па­кет из Прон­ска от ба­тюш­ки...» Мы с ней за­су­е­ти­лись, в это вре­мя во­шел ин­спек­тор, спра­вил­ся, где ма­туш­ка по фа­ми­лии Си­би­ки­на. По­сле че­го сде­лал обыск и нас вме­сте взял и при­вел в ОГПУ».
Пса­лом­щи­цу Ма­рию об­ви­ни­ли в том, что она вхо­ди­ла «в ан­ти­со­вет­скую груп­пи­ров­ку Мас­лен­ни­ко­ва и дру­гих, за­ни­ма­лась рас­про­стра­не­ни­ем про­во­ка­ци­он­ных слу­хов сре­ди при­хо­жан со­бо­ра».
17 мар­та сле­до­ва­тель до­про­сил от­ца Гав­ри­и­ла. На его во­про­сы отец Гав­ри­ил от­ве­тил: «Я счи­таю, что по­стро­е­ние кол­хо­зов из од­них бед­ня­ков, ко­то­рые са­ми се­бя не мо­гут про­кор­мить из нелюб­ви к тру­ду, — из них кол­хо­зов не со­здашь, а необ­хо­ди­мо при­ни­мать лю­бя­щих труд. Ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния я имею с дет­ства, так вос­пи­тан ро­ди­те­ля­ми, для ду­шев­ной от­ра­ды я по­сту­пил в свя­щен­ни­ки. В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии в аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти, в рас­пус­ка­нии слу­хов, что ско­ро па­дет со­вет­ская власть, и то­му по­доб­ном ви­нов­ным се­бя не при­знаю».
Не при­зна­ли се­бя ви­нов­ны­ми и все аре­сто­ван­ные вме­сте с ним жен­щи­ны. 25 ап­ре­ля 1931 го­да Трой­ка при Пол­но­моч­ном Пред­ста­ви­тель­стве ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Гав­ри­и­ла Мас­лен­ни­ко­ва, пса­лом­щи­цу Ма­рию Си­би­ки­ну и Ан­ну Ко­ма­ро­ву к за­клю­че­нию в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь сро­ком на пять лет с за­ме­ной вы­сыл­кой эта­пом в Ка­зах­стан, на тот же срок, а ста­ро­сту хра­ма Со­фью Чкан­ни­ко­ву к за­клю­че­нию в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь сро­ком на три го­да.
След­ствие в то вре­мя бы­ло же­сто­ким — за­клю­чен­ных в тюрь­ме бес­по­щад­но из­би­ва­ли, да­же и не скры­вая это от род­ствен­ни­ков, и жене от­ца Гав­ри­и­ла не раз от­да­ва­ли из тюрь­мы окро­вав­лен­ные ру­баш­ки му­жа. Меж­ду тем и отец Гав­ри­ил и его су­пру­га Та­тья­на поль­зо­ва­лись боль­шим ува­же­ни­ем и лю­бо­вью сре­ди мест­но­го на­се­ле­ния. Со­весть му­чи­ла ми­ли­ци­о­не­ра, спо­соб­ство­вав­ше­го аре­сту от­ца Гав­ри­и­ла, и од­на­жды он при­шел к ма­туш­ке Та­тьяне, упал ей в но­ги, по­про­сил про­ще­ния и ска­зал: «Что мне бы­ло де­лать? При­шла раз­на­ряд­ка на трех че­ло­век. Ко­го брать? Ну ко­неч­но, в первую оче­редь при­шлось брать свя­щен­ни­ка».
В 1936 го­ду отец Гав­ри­ил вер­нул­ся из ссыл­ки. Его дом был ра­зо­рен, и се­мья сна­ча­ла ски­та­лась по до­мам пра­во­слав­ных, а за­тем они на­шли пу­стой, бро­шен­ный хо­зя­е­ва­ми до­мик с зем­ля­ным по­лом, сто­яв­ший на от­ши­бе. Кры­ша над го­ло­вой бы­ла, а средств сде­лать де­ре­вян­ный пол не бы­ло. Отец Гав­ри­ил хо­дил в при­ок­ские лу­га, на­ка­ши­вал осо­ку, вы­су­ши­вал ее, и ею вы­сти­ла­ли зем­ля­ной пол в до­ме, ею же и то­пи­ли печь. В это вре­мя отец Гав­ри­ил, ис­тос­ко­вав­шись в за­клю­че­нии по ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ре, мно­го чи­тал ду­хов­ных книг. По­сле вы­хо­да из за­клю­че­ния он был на­прав­лен слу­жить в храм Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в се­ло Вну­ко­во Ми­хай­лов­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти.
Недол­го при­шлось про­слу­жить от­цу Гав­ри­и­лу в хра­ме. Осе­нью 1937 го­да, во вре­мя оче­ред­но­го го­не­ния, вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние аре­сто­вать свя­щен­ни­ка. 6 ок­тяб­ря со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли од­но­го из кол­хоз­ни­ков, ко­то­рый по­ка­зал, что к свя­щен­ни­ку Гав­ри­и­лу Мас­лен­ни­ко­ву ча­сто груп­па­ми хо­дят свя­щен­ни­ки из Ми­хай­лов­ско­го рай­о­на и про­во­дят в его до­ме ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность. Свя­щен­ник Мас­лен­ни­ков жи­вет ря­дом с пред­се­да­те­лем кол­хо­за Ти­хо­но­вым и под­дер­жи­ва­ет с ним тес­ную связь. Во вре­мя убо­роч­ной кам­па­нии осе­нью 1937 го­да Ти­хо­нов брал из жа­ток ло­ша­дей и бес­плат­но во­зил свя­щен­ни­ка в го­род Ми­хай­лов. Ко­со­ви­ца рожь и дру­гие куль­ту­ры в это вре­мя сто­я­ли в по­ле и осы­па­лись, по­лу­чи­лись боль­шие уте­ри зер­на от несвоевре­мен­ной убор­ки уро­жая. Име­ло ме­сто вли­я­ние ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции свя­щен­ни­ка Мас­лен­ни­ко­ва. Это очень за­мет­но всем кол­хоз­ни­кам. Как толь­ко у нас в де­ревне по­се­лил­ся свя­щен­ник Мас­лен­ни­ков, сра­зу же упа­ла тру­до­вая дис­ци­пли­на. Ру­ко­вод­ство кол­хо­за ослаб­ло, пра­ви­тель­ствен­ные пла­ны по убор­ке уро­жая и се­ву не вы­пол­ня­лись. Се­мья свя­щен­ни­ка со­би­ра­ла ко­ло­сья пше­ни­цы с кол­хоз­ных по­лей, где уро­жай еще не был убран.
Вы­зван­ный на до­прос в ка­че­стве сви­де­те­ля пред­се­да­тель кол­хо­за Ти­хо­нов по­ка­зал, что свя­щен­ник Мас­лен­ни­ков про­во­дит ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, на­прав­лен­ную про­тив пар­тии и со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства, а так­же и про­тив кол­хоз­но­го строя: в 1937 го­ду во вре­мя убо­роч­ной кам­па­нии свя­щен­ник Мас­лен­ни­ков саги­ти­ро­вал жен­щин пой­ти в цер­ковь на празд­ник Успе­ния. В до­ме свя­щен­ни­ка ча­сто со­би­ра­лось по два-три свя­щен­ни­ка. В мае 1937 го­да око­ло его до­ма на ска­мей­ке си­де­ло двое неиз­вест­ных мне свя­щен­ни­ков, ко­то­рым свя­щен­ник Гав­ри­ил Мас­лен­ни­ков го­во­рил: «Да, брат­цы, от­цы ду­хов­ные, на­сту­пи­ло тя­же­лое вре­мя для всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан, в храм хо­дить ста­ло ма­ло, а ве­ру­ю­щих за­гна­ли в кол­хоз, как ско­ти­ну, и ра­бо­та­ют там без де­нег». В дом к свя­щен­ни­ку Мас­лен­ни­ко­ву ча­сто при­ез­жа­ют лю­ди из де­ре­вень, и со­вер­ша­ют­ся у него на до­му кре­сти­ны. Я слы­шал, что свя­щен­ник Мас­лен­ни­ков го­во­рил в се­нях сво­е­го до­ма неиз­вест­но­му мне граж­да­ни­ну: «Не за­бы­вай­те храм Бо­жий, ча­ще по­се­щай­те его, мо­ли­тесь Бо­гу».
16 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли от­ца Гав­ри­и­ла, и он был за­клю­чен сна­ча­ла в тюрь­му в го­ро­де Ско­пине, а за­тем в Ря­за­ни. Его об­ви­ни­ли в том, что он вел сре­ди на­се­ле­ния ак­тив­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную ре­ли­ги­оз­ную про­па­ган­ду и под­дер­жи­вал тес­ную связь с аре­сто­ван­ны­ми свя­щен­ни­ка­ми Ак­ин­фи­е­вым и Аме­ли­ным и по­сле аре­ста свя­щен­ни­ка Гри­го­рия Аме­ли­на ока­зы­вал ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку его се­мье.
— В чем за­клю­ча­ет­ся ва­ша связь с ныне аре­сто­ван­ным за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность по­пом Гри­го­ри­ем Еме­лья­но­ви­чем Аме­ли­ным? — спро­сил сле­до­ва­тель от­ца Гав­ри­и­ла.
— Связь моя с Аме­ли­ным вы­ра­жа­лась в том, что, вер­нув­шись из ссыл­ки, он при­хо­дил ко мне ис­по­ве­до­вать­ся. По­сле его аре­ста ко мне при­хо­ди­ла его же­на. Кро­ме то­го, я ока­зы­вал им ма­те­ри­аль­ную по­мощь.
— В чем вы­ра­жа­лась ва­ша связь с ныне аре­сто­ван­ным за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность по­пом Ак­ин­фи­е­вым?
— Ак­ин­фи­ев при­хо­дил ко мне за день­га­ми на со­дер­жа­ние епар­хии как бла­го­чин­ный.
— След­ствию из­вест­но, что вы сов­мест­но с ука­зан­ны­ми по­па­ми ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию и ре­ли­ги­оз­ную про­па­ган­ду сре­ди на­се­ле­ния. При­зна­е­те вы это?
— Нет, это­го я не при­знаю, но ко­гда у ме­ня в до­ме был Ак­ин­фи­ев, у нас с ним был раз­го­вор о Но­вой кон­сти­ту­ции, в ко­то­ром мы при­вет­ство­ва­ли власть, — го­во­ри­ли, что мы те­перь на­равне со все­ми граж­да­на­ми име­ем пра­во вы­би­рать и быть из­бран­ны­ми в со­ве­ты.
— След­ствию из­вест­но, что вы вы­ска­зы­ва­ли недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью и рас­про­стра­ня­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную кле­ве­ту о кол­хо­зах. При­зна­е­те вы это?
— Нет, это­го я не при­знаю.
12 но­яб­ря 1937 го­да Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Гав­ри­и­ла к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Гав­ри­ил Мас­лен­ни­ков был рас­стре­лян 18 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2019, создание портала - Vinchi Group & MySites