13 октября по старому стилю / 26 октября по новому стилю
четверг
Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.).
Мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафони́ки (ок. 251). Прп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
Мч. Флорентия (I–II). Мч. Вениамина диакона (421–424). Прп. Никиты исп. (ок. 838).
Свт. Мелетия, патриарха Александрийского (1601). Воспоминание чуда вмц. Златы (Хрисы) в Скопье (1912).
Сщмчч. Иннокентия Кикина и Николая Ермолова пресвитеров (1937).
Обре́тение мощей сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского (1993).
Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).
Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56.
Лит. – Кол., 252 зач., I, 24–29. Лк., 41 зач., IX, 7–11.
Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28*.
* Если совершается полиелейная служба только сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 36 зач., X, 16–22, а на литургии – чтения дня и священномученика: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Тропарь Бо́жией Ма́тери пред иконой Ее Иверской, глас 1:
Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тере, истязу́ют,/ но тая но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́,// сла́ва правоше́ствию твое́му, Еди́на Нетле́нная.
Кондак Бо́жией Ма́тери пред ико́ной Ее Иве́рской, глас 8:
Áще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть храни́тельница Афо́на/ и врата́рница оби́тели Иверския, враги́ устраша́ющая/ и в правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.
Тропарь мучеников, глас 4:
Мученицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак мучеников, глас 4:
Я́ко сокро́вище многоце́нное, Влады́ка,/ и исто́чник, источа́ющ то́ки исцеле́ний,/ су́щим на земли́ подаде́ мо́щи ва́ша,/ неду́ги у́бо отъе́млющия страсте́й разли́чныя,/ благода́ть же даю́щия душа́м непреста́нно./ те́мже согла́сно любо́вию// ва́ше, му́ченицы Боже́ственнии, соверша́ем торжество́.
******* Слово это великий Божий дар. Посредством слова мы устанавливаем связь с другими людьми. Когда мы исполняем слово греховной пустотой, мы разрушаем этим словом внутренний мир других людей. Наверное, многие испытывали угрызения совести, переживали состояние глубокой неудовлетворенности, когда, проведя время в пустом общении, чувствовали опустошение и своей собственной души. Пустые, праздные слова, которые мы обращаем к ближним, опустошают их душу, и, даже не желая повредить, мы наносим им вред своим празднословием. Вот и говорит нам Господь, что за каждое праздное слово мы дадим ответ, – потому что этим словом повреждается душа других людей.
Иверская икона Божией Матери.
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с чудотворного образа, и через год икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы у Воскресенских ворот Китай-города. Святой образ был сначала помещен в Никольском греческом монастыре, принадлежавшем Иверской обители на Афоне, а затем перенесен в Успенский собор Кремля.
В 1654 году святая икона сопровождала русские войска в их походе против польского короля, а по возвращении в Москву оказалась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.
На образе, находящемся на южной стороне соборной церкви в Новодевичьем монастыре есть надпись: «Писал со тщанием живущий в кельях Иверских Ямвлих, сын Романа, лета 7156 (1648)» и, судя по всему, эта икона и является первым списком чудотворной Иверской иконы, привезенным с Афона.
Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами (сведения об иконе помещены также 12 февраля).
Святые мученики Карп, епископ Фиатирский, диакон Папила, Агафодор и Агафоника, сестра Папилы, пострадали во времена гонения на христиан императора Декия в III веке. Правителю области, где жили святые, стало известно, что Карп и Папила не участвуют в языческих праздниках. Он приказал привести нарушителей закона и сначала попытался убедить их в истинности римской религии. Святые же отвечали, что неприлично почитать богов ложных. Тогда судья приказал обнажить мучеников и в железных цепях водить их по городу, а потом привязать к коням и влачить из Фиатиры в соседний город Барды. За Карпом и Папилой добровольно последовали Агафодор и Агафоника. В Сардах Агафодора забили до смерти воловьими жилами, а Карпу, Папиле и Агафонике отрубили головы. Святой Папила при жизни был известен даром врачевания болезней; он и после своей мученической кончины неустанно подает исцеления всем, прибегающим к нему с верою.
Преподобный Вениамин Печерский
Преподобный Вениамин Печерский жил в ХIV веке и до принятия монашества «был купцом великим». Однажды во время Богослужения святому Вениамину глубоко в сердце запали слова Спасителя: яко неудобь богатеи в Царствие Небесное внидут (Мф. 19, 23). Раздав свое имение нищим, святой Вениамин стал иноком, «угождаючи Господу Богу в постах и молитвах даже до смерти». Погребен в Феодосиевой пещере. Память его также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.
Преподобный Никита Исповедник во время царствования императрицы Ирины (797–802) и ее сына Константина находился при их дворе.
Отказавшись от всех званий и почестей, Никита решил постричься в иноки, но, по просьбе императора, не удалился в пустыню, а остался в столичном монастыре. Когда императорский престол занял иконоборец Феофил, преподобный Никита за обличение ереси был изгнан еретиками из монастыря. Долго странствовал преподобный по стране. Скончался он в возрасте 75 лет около 838 года. При жизни и после смерти преподобный совершил много чудес.
Святитель Мелетий (Пигас).
Святитель Мелетий Александрийский (Мелетий Пи́гас, Пи́га; греч. Μελέτιος Πηγάς) родился на острове Крит, между 1535 и 1540 гг.
Учился в Венеции и Падуе; приняв иночество на родине, открыл при монастыре школу древнегреческого языка, которая приобрела большую известность.
Впоследствии был настоятелем этого монастыря, митрополитом в Кирене.
В годы предстоятельства на Александрийском престоле Сильвестра Мелетий был секретарем патриархата, после чего был избран новым патриархом в 1590 году.
Заняв первосвятительскую кафедру, перед владыкой Мелетием встала проблема огромной задолженности перед султаном, а также прозелитизма со стороны иезуитов, против которого он встал на твердую позицию. Патриарх Мелетий также прилагал усилия для воссоединения коптов в Египте и Абиссинии с Православной Церковью.
Всю жизнь Мелетий Пигас провел в борьбе с папством и готовившейся унией; произнес массу проповедей и поучений, составивших сборник бесед – στρόματα; участвуя на Константинопольском соборе в 1593 г., много содействовал учреждению в Москве патриаршества.
Он также являлся одно время блюстителем Вселенского патриаршего престола.
Особенно горячее участие Мелетий Пигас принимал в делах православия Западной Руси и Польши, по поводу которых им написана большая часть писем и посланий. Убеждая оставаться твердыми в православии, Мелетий Пигас писал ко многим ревнителям просвещения, например, князю Острожскому, Вишневецкому, Четвертинскому, а также к королю польскому Сигизмунду III и к западнорусским братствам. По поводу учреждения в Москве патриаршества Мелетий Пигас писал царю Феодору Иоанновичу, Борису Годунову, патриарху Иову.
Скончался патриарх Мелетий (Пига) в возрасте 52 лет в 1601 г.
Святитель Мелетий был прославлен Александрийской Православной Церковью, после чего решением Священного Синода от 7 мая 2003 года его память была внесена в диптих святых Русской Православной Церкви.
Святая великомученица Злата Могленская родилась и жила в болгарском селении Слатино, Могленской епархии († 1795). Болгария в это время находилась под игом турок.
С юности Злата отличалась необычайной силой характера, твердой верой во Христа, целомудрием и красотой. Местный турок неоднократно пытался прельстить девушку и заставить ее принять ислам. Но ни уговоры, ни угрозы, ни чудовищные пытки, продолжавшиеся в течение многих месяцев, не сломили духа славной исповедницы Христовой.
Мученик Флорентий Солунянин
Святой мученик Флорентий был уроженцем города Солуни. Ревнуя о славе Божией, он безбоязненно обличал тьму идолослужения и многих приводил к свету истинного Боговедения, учил вере во Христа и исполнению воли Божией. За это язычники подвергли его жестоким мукам, а потом сожгли († II век).
Святой мученик Вениамин диакон обратил в христианство множество персов-язычников и за ревность к евангельской проповеди пострадал в Персии в V веке.
Седмиезерная икона Божией Матери принесена 13 октября 1615 года из Устюга под Казань основателем Седмиезерной Богородицкой пустыни монахом Евфимием. Он благословил этой иконой место будущей обители.
Праздники Седмиезерной иконе установлены в память ее перенесения из Устюга, в память спасения Казани от морового поветрия в 1654 и 1655 годах и от чумы в 1771 году (празднования совершаются еще 26 июня и 28 июля).