26 октября. Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.). Мучеников Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники

13 октября по старому стилю / 26 октября по новому стилю
четверг

Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.).
Мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафони́ки (ок. 251). Прп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
Мч. Флорентия (I–II). Мч. Вениамина диакона (421–424). Прп. Никиты исп. (ок. 838).
Свт. Мелетия, патриарха Александрийского (1601). Воспоминание чуда вмц. Златы (Хрисы) в Скопье (1912).
Сщмчч. Иннокентия Кикина и Николая Ермолова пресвитеров (1937).
Обре́тение мощей сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского (1993).
Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).

Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56.
Лит. – Кол., 252 зач., I, 24–29. Лк., 41 зач., IX, 7–11.
Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28*.
* Если совершается полиелейная служба только сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 36 зач., X, 16–22, а на литургии – чтения дня и священномученика: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

Тропарь Бо́жией Ма́тери пред иконой Ее Иверской, глас 1:
Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тере, истязу́ют,/ но тая но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́,// сла́ва правоше́ствию твое́му, Еди́на Нетле́нная.

Кондак Бо́жией Ма́тери пред ико́ной Ее Иве́рской, глас 8:
Áще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть храни́тельница Афо́на/ и врата́рница оби́тели Иверския, враги́ устраша́ющая/ и в правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.

Тропарь мучеников, глас 4:
Мученицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак мучеников, глас 4:
Я́ко сокро́вище многоце́нное, Влады́ка,/ и исто́чник, источа́ющ то́ки исцеле́ний,/ су́щим на земли́ подаде́ мо́щи ва́ша,/ неду́ги у́бо отъе́млющия страсте́й разли́чныя,/ благода́ть же даю́щия душа́м непреста́нно./ те́мже согла́сно любо́вию// ва́ше, му́ченицы Боже́ственнии, соверша́ем торжество́.
*******
Слово это великий Божий дар. Посредством слова мы устанавливаем связь с другими людьми. Когда мы исполняем слово греховной пустотой, мы разрушаем этим словом внутренний мир других людей. Наверное, многие испытывали угрызения совести, переживали состояние глубокой неудовлетворенности, когда, проведя время в пустом общении, чувствовали опустошение и своей собственной души. Пустые, праздные слова, которые мы обращаем к ближним, опустошают их душу, и, даже не желая повредить, мы наносим им вред своим празднословием. Вот и говорит нам Господь, что за каждое праздное слово мы дадим ответ, – потому что этим словом повреждается душа других людей.

Иверская икона Божией Матери.
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с чудотворного образа, и через год икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы у Воскресенских ворот Китай-города. Святой образ был сначала помещен в Никольском греческом монастыре, принадлежавшем Иверской обители на Афоне, а затем перенесен в Успенский собор Кремля.

В 1654 году святая икона сопровождала русские войска в их походе против польского короля, а по возвращении в Москву оказалась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

На образе, находящемся на южной стороне соборной церкви в Новодевичьем монастыре есть надпись: «Писал со тщанием живущий в кельях Иверских Ямвлих, сын Романа, лета 7156 (1648)» и, судя по всему, эта икона и является первым списком чудотворной Иверской иконы, привезенным с Афона.

Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами (сведения об иконе помещены также 12 февраля).

СВЯТИТЕЛЬ КАРП ФИАТИРСКИЙ, ПЕРГАМСКИЙ, ЕПИСКОП, СЩМЧ.
Святые мученики Карп, епископ Фиатирский, диакон Папила, Агафодор и Агафоника, сестра Папилы, пострадали во времена гонения на христиан императора Декия в III веке. Правителю области, где жили святые, стало известно, что Карп и Папила не участвуют в языческих праздниках. Он приказал привести нарушителей закона и сначала попытался убедить их в истинности римской религии. Святые же отвечали, что неприлично почитать богов ложных. Тогда судья приказал обнажить мучеников и в железных цепях водить их по городу, а потом привязать к коням и влачить из Фиатиры в соседний город Барды. За Карпом и Папилой добровольно последовали Агафодор и Агафоника. В Сардах Агафодора забили до смерти воловьими жилами, а Карпу, Папиле и Агафонике отрубили головы. Святой Папила при жизни был известен даром врачевания болезней; он и после своей мученической кончины неустанно подает исцеления всем, прибегающим к нему с верою.

Пре­по­доб­ный Ве­ни­а­мин Пе­чер­ский
Преподобный Вениамин Печерский жил в ХIV веке и до принятия монашества «был купцом великим». Однажды во время Богослужения святому Вениамину глубоко в сердце запали слова Спасителя: яко неудобь богатеи в Царствие Небесное внидут (Мф. 19, 23). Раздав свое имение нищим, святой Вениамин стал иноком, «угождаючи Господу Богу в постах и молитвах даже до смерти». Погребен в Феодосиевой пещере. Память его также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.

Непреклонный свидетель Правды Преподобный Никита Исповедник
Преподобный Никита Исповедник во время царствования императрицы Ирины (797–802) и ее сына Константина находился при их дворе.
Отказавшись от всех званий и почестей, Никита решил постричься в иноки, но, по просьбе императора, не удалился в пустыню, а остался в столичном монастыре. Когда императорский престол занял иконоборец Феофил, преподобный Никита за обличение ереси был изгнан еретиками из монастыря. Долго странствовал преподобный по стране. Скончался он в возрасте 75 лет около 838 года. При жизни и после смерти преподобный совершил много чудес.

Святитель Мелетий (Пигас).
Свя­ти­тель Ме­ле­тий Алек­сан­дрий­ский (Ме­ле­тий Пи́гас, Пи́га; греч. Μελέτιος Πηγάς) ро­дил­ся на ост­ро­ве Крит, меж­ду 1535 и 1540 гг.

Учил­ся в Ве­не­ции и Па­дуе; при­няв ино­че­ство на ро­дине, от­крыл при мо­на­сты­ре шко­лу древ­не­гре­че­ско­го язы­ка, ко­то­рая при­об­ре­ла боль­шую из­вест­ность.

Впо­след­ствии был на­сто­я­те­лем это­го мо­на­сты­ря, мит­ро­по­ли­том в Ки­рене.

В го­ды пред­сто­я­тель­ства на Алек­сан­дрий­ском пре­сто­ле Силь­ве­ст­ра Ме­ле­тий был сек­ре­та­рем пат­ри­ар­ха­та, по­сле че­го был из­бран но­вым пат­ри­ар­хом в 1590 го­ду.

За­няв пер­во­свя­ти­тель­скую ка­фед­ру, пе­ред вла­ды­кой Ме­ле­ти­ем вста­ла про­бле­ма огром­ной за­дол­жен­но­сти пе­ред сул­та­ном, а так­же про­зе­ли­тиз­ма со сто­ро­ны иезу­и­тов, про­тив ко­то­ро­го он встал на твер­дую по­зи­цию. Пат­ри­арх Ме­ле­тий так­же при­ла­гал уси­лия для вос­со­еди­не­ния коптов в Егип­те и Абис­си­нии с Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью.

Всю жизнь Ме­ле­тий Пи­гас про­вел в борь­бе с пап­ством и го­то­вив­шей­ся уни­ей; про­из­нес мас­су про­по­ве­дей и по­уче­ний, со­ста­вив­ших сбор­ник бе­сед – στρόματα; участ­вуя на Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре в 1593 г., мно­го со­дей­ство­вал учре­жде­нию в Москве пат­ри­ар­ше­ства.

Он так­же яв­лял­ся од­но вре­мя блю­сти­те­лем Все­лен­ско­го пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла.

Осо­бен­но го­ря­чее уча­стие Ме­ле­тий Пи­гас при­ни­мал в де­лах пра­во­сла­вия За­пад­ной Ру­си и Поль­ши, по по­во­ду ко­то­рых им на­пи­са­на боль­шая часть пи­сем и по­сла­ний. Убеж­дая оста­вать­ся твер­ды­ми в пра­во­сла­вии, Ме­ле­тий Пи­гас пи­сал ко мно­гим рев­ни­те­лям про­све­ще­ния, на­при­мер, кня­зю Острож­ско­му, Виш­не­вец­ко­му, Чет­вер­тин­ско­му, а так­же к ко­ро­лю поль­ско­му Си­гиз­мун­ду III и к за­пад­но­рус­ским брат­ствам. По по­во­ду учре­жде­ния в Москве пат­ри­ар­ше­ства Ме­ле­тий Пи­гас пи­сал ца­рю Фе­о­до­ру Иоан­но­ви­чу, Бо­ри­су Го­ду­но­ву, пат­ри­ар­ху Иову.

Скон­чал­ся пат­ри­арх Ме­ле­тий (Пи­га) в воз­расте 52 лет в 1601 г.

Свя­ти­тель Ме­ле­тий был про­слав­лен Алек­сан­дрий­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, по­сле че­го ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 7 мая 2003 го­да его па­мять бы­ла вне­се­на в ди­птих свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Великомученица Злата (Хриса, Хрисия) Могленская (Меглинская)
Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Зла­та Мо­глен­ская ро­ди­лась и жи­ла в бол­гар­ском се­ле­нии Сла­ти­но, Мо­глен­ской епар­хии († 1795). Бол­га­рия в это вре­мя на­хо­ди­лась под игом ту­рок.

С юно­сти Зла­та от­ли­ча­лась необы­чай­ной си­лой ха­рак­те­ра, твер­дой ве­рой во Хри­ста, це­ло­муд­ри­ем и кра­со­той. Мест­ный ту­рок неод­но­крат­но пы­тал­ся пре­льстить де­вуш­ку и за­ста­вить ее при­нять ис­лам. Но ни уго­во­ры, ни угро­зы, ни чу­до­вищ­ные пыт­ки, про­дол­жав­ши­е­ся в те­че­ние мно­гих ме­ся­цев, не сло­ми­ли ду­ха слав­ной ис­по­вед­ни­цы Хри­сто­вой.

Мученик Флорентий Солунянин
Святой мученик Флорентий был уроженцем города Солуни. Ревнуя о славе Божией, он безбоязненно обличал тьму идолослужения и многих приводил к свету истинного Боговедения, учил вере во Христа и исполнению воли Божией. За это язычники подвергли его жестоким мукам, а потом сожгли († II век).

Святой мученик Вениамин диакон обратил в христианство множество персов-язычников и за ревность к евангельской проповеди пострадал в Персии в V веке.

Седмиезерная икона Божией Матери принесена 13 октября 1615 года из Устюга под Казань основателем Седмиезерной Богородицкой пустыни монахом Евфимием. Он благословил этой иконой место будущей обители.
Праздники Седмиезерной иконе установлены в память ее перенесения из Устюга, в память спасения Казани от морового поветрия в 1654 и 1655 годах и от чумы в 1771 году (празднования совершаются еще 26 июня и 28 июля).
Ещё по теме:
1. 26 октября. Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.). Мучеников Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники
2. 26 октября. Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.). Мучеников Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники
3. 26 октября. Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.). Преподобного Никиты, исповедника. Мучеников Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU