Душа.

Странно:
Дышим - идет парок.
Говорят: душа показалась.
Как я этому верить мог -
Неужели ж только парок?
Не такой душа представлялась.
Улетучилась,
Не уберег -
Ничего в груди не осталось.
Пустота,
Хоть шаром покати,
Только ребра торчат, как стропила.
Отчего же не легче в груди?
Что в ней все-таки раньше было?...
/Александр Яшин/
Душа / Аксиомы спасения / Богословская мозаика.

Каждый человек носит внутри себя один неизбежный вопрос: «Неужели я - умру?» Против этого утверждения восстает все человеческое естество, жаждущее жизни; но здесь же, рядом - ясное понимание того, что первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти...

Неизбежность смерти и невозможность приложить к своей личности этот страшный факт рождает серьезную проблему, которая разрешается религиозной верой в бессмертие души.

В древних языках - иврите, древнегреческом, латыни - слово «душа» происходит от глагола «дышать»: этим подчеркивается, что душа есть нечто тонкое, едва уловимое, однако именно невидимая душа оживляет физическое тело: пока дышит человек, он живет. В древних текстах нередко словом «душа» назывался человек: ведь душа и есть самое главное сокровище человека: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?», - говорит Иисус Христос в Евангелии (Мф.16:26). В Библии слово «душа» - синоним внутреннего «я» человека, которое сохраняется и после смерти тела.

Вот как описывает природу души преподобный Иоанн Дамаскин: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры... Что глаз в теле, то и ум в душе. Душа есть существо свободное,... она доступна изменению со стороны воли».

Любое действие, любое сказанное слово налагает определенный отпечаток на душу. Ежедневно и ежеминутно совершая выбор между добрым и злым, душа с каждым годом все более определяется в своей направленности: из малых дел рождаются великие свершения, а даже малая ложь открывает широкие врата для потоков нечистоты. По единогласным свидетельствам тех, кто переживал состояние клинической смерти, в момент кончины вся жизнь проносится перед глазами словно кинофильм: что это, как не зрение собственной души, на которой отпечаталось всё, чем она жила?

Пословица «чужая душа - потемки» не так уж проста: у души действительно есть глубина, недоступная постороннему взору. Именно на этой потаённой глубине находится центр личности, сердцевина - сердце, но не физический, а духовный орган средоточия всей человеческой жизни. Именно это сердце задает определенный тон жизни: от озлобленного сердца исходят помышления лукавства, предательства, обиды; жестокое сердце все видит сквозь призму собственной злобы.

«-Что ты хнычешь? - спросил Кай. - Какая ты сейчас некрасивая! Фу! - закричал он вдруг. - Эту розу точит червь! Посмотри, а та совсем кривая! Какие гадкие розы! Ничуть не лучше ящиков, в которых они торчат!»

Все доброе и прекрасное почти исчезало, но все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее. Чудесные пейзажи казались вареным шпинатом, а лучшие из людей - уродами; чудилось, будто они стоят вверх ногами, без животов, а лица их так искажались, что их нельзя было узнать»...

Но стоило прикоснуться этой обмороженной душе к горящему любовью сердцу - и лед растаял, кривизна греха упала с глаз, и обновленной в покаянных слезах душе снова предстал мир Божий во всей своей красоте.

«Кай и Герда взялись за руки и вышли из дворца. Они говорили о бабушке и розах, что росли дома под самой крышей. И повсюду, где они шли, стихали буйные ветры, а солнышко выглядывало из-за туч... Кай и Герда вошли в город, в котором жила бабушка; потом они поднялись по лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому: часы тикали: "тик-так", а стрелки все так же двигались. Но проходя в дверь, они заметили, что выросли и стали взрослыми. Розы цвели на желобке и заглядывали в открытые окна. Бабушка сидела на солнышке и вслух читала Евангелие: "Если не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное!"

...Так сидели они, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло теплое, благодатное лето».

Ведь только дарованной Богом любовью - горячей, искренней, самоотверженной, как у Герды - и можно сложить слово «Вечность» - то самое слово, которое никогда не получится у Снежной Королевы...

Автор: Протоиерей Павел Великанов

Комментарии (4)

Всего: 4 комментария
     
0
беЗсмертная душа! - ?
#2 | Архип Сидоров »» | 31.08.2017 12:03
  
0
Благодарю Вашего Ангела за неожиданное отношение ко мне - к моим мыслям о "царстве льда".

Я подумаю над ответом.

Жалко, что нет Вашего личного комментария (отношения) к теме, поэтому мне придется отвечать логосу Вашей статьи.

Что ж, так не менее интересно.

...Если с нами не желают общаться люди, то остается только - вступать в отношения с их ангелами. )
#3 | Архип Сидоров »» | 02.09.2017 05:13
  
0
Изложенная в статье трактовка сказки о Снежной Королеве – это общепринятая ее трактовка естественным религиозным сознанием.
(Что такое естественное сознание см. пост ниже)

С Вашего позволения несколько мыслей в тему, их хоть и немного, но все-таки, есть необходимость эти мысли как-то обосновать небольшой преамбулой.
Простите меня, если для кого-то, ниже изложенное мною, покажется банальностью –

«Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». )

Сказки читать-понимать, мыслить, как и вообще проживать личную жизнь, можно по-разному. Это от того, что человеческое сознание имеет природную способность соотнести себя с одним из многих источников рациональности, в традиции их называют логосами.
Возвышаясь и прикрепляясь к логосам, человек своим духом (умом), от него (логоса), как бы с вершины некой горы, прозревает сущность явлений. Естественно, что с разных вершин (логосов), и видится по-разному.

Не вдаваясь в излишнее производство смыслов, скажем что традиция, таких вершин, то есть – логосов, то есть основных систем рациональности человеческого сознания, видит три, отсюда и три основных типа мышления:

Рациональное, образно-символическое и духовное.

Человек одновременно «обладает», но лучше сказать – может соотнести себя со всеми тремя (на самом деле большими) логосами, типами мышления, и соответственно, комбинация, и различные пропорции этих бесконечно глубоких божественно-умных ангельских источников, составляют бесконечно богатую палитру соцветий человеческих мировоззрений.

Логосы равно божественны, но они божественно-тварны, отсюда в историческом контексте, ни один из логосов, то есть, не один из типов мышления (шире – мировоззрений), не может до конца победить, другой – логосы равно божественны, то есть вечны.

Человеческое сознание – вот поле конкуренции онтологических парадигм (логосов).

Таким образом, логосы – тварные умные ангельские силы, являясь матрицами типов рациональности (мышления), являются источниками так называемых – естественных религий.
Наша, христианская религия – сверхъестественная, христианская, православная. Религия Логоса Единицы (по св.Максиму Исповеднику).

Единица – есть «камень преткновения» миру множественному – «камнем преткновения» естественному сознанию.

Мы – живем в мире. Говорим о мирском. Соответственно говорим с разных логосов (вершин) точек зрения.
Но мы помним, что верным «взглядом» на мир, может обладать только сознание, просвещенное Пресвятой Троицей, то есть обожествленный, укорененный в Троице человеческий ум.

Теперь, некоторым образом обосновав, личное свое дерзновение иметь «свою» точку зрения, можно несколько слов сказать об истории с Каем и Гердой.

По моему разумению, читать и истолковывать сказку, так как изложено в «теме» нужно и должно, но до возраста «оцерковления человеческого сознания».

Тому несколько причин:

1. Изложенная в статье интерпретация сказки – это общепринятая ее трактовка естественным религиозным сознанием.

2. Естественная интерпретация этой сказки, как и всякой другой сказки, формирует у ребенка и закрепляет у взрослого человека религиозно гностический тип сознания.

3. Представленная интерпретация не полна (ущербна) тем, что ни как не раскрывает диалектику движения (созревания) молодой христианской души, в частности мужской – Кая, и женской – Герды.

А в сказке это движение, развитие, показано конкретным образом, более того – есть главный ее (сказки) смысл, который можно выразить формулой:

Что бы душа каждого мальчика и девочки стала христианской душой, ей должно пройти некий особый, отличный от мира (других, естественных религий) путь.

А именно: от душевного человека к умному человеку. (Сей час особенно актуально для России)

Царство Снежной Королевы – это умное царство. Холодное умное царство логоса.

4. Отсюда следует необходимость раскрыть более полно фабулу и символизм сказки.
Он заключается в том, что оставаясь дома, под попечением заботливой бабушки, искренне желающей внукам добра, Каю и Герде никогда не сложить слово «вечность».


А не сложить – не спастись.

Сложить «вечность» – это нужно не Снежной Королеве, она и без того вечный логос. Это нужно смертным по естеству мальчикам и девочкам.
Вот главное сказочное божественное (онтологическое) предназначение царства Снежной Королевы.

Вывод, вполне себе православный, так как не противоречит христианской доктрине, что зла онтологически не существует, что оно коренится в свободной воле творений.

(Небольшая, но хорошая статья «о зле»: http://www.pravmir.ru/problema-zla-v-pravoslavnom-bogoslovii/)

Так что, дорогие мальчики и девочки с форума Логослово! Желаете вы… или не желаете, а похода на «Северный Полюс за умом», ни кому не избежать.

Конечно, мальчики, как существа благо-родные – первыми. )



В противном случае, девочки, по своему, нам отомстят! Проверено опытом! )))



Словом – «Делай как я!»

"За прекрасной дамой - Софией Премудростью Божией!"
#4 | Архип Сидоров »» | 02.09.2017 05:52
  
0
ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/376/%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%90%D0%AF

— концепция, первоначально разработанная фр. философом Ж. Боденом в работе «Разговор семерых о возвышенных тайнах сокровенных вещей» и англ. мыслителем Г. Чербери. Религия предстает здесь практически тождественной подлинной морали, из нее почти устраняется догматика. Е.р. будто бы изначально распространялась на все человечество, и только в результате искажений разделилась на различные вероисповедания, заменившие исходную простоту сложностью церковной догматики и культа.
Сторонником Е.р. выступал Г.В. Лейбниц, разделивший религию на лежащую в границах человеческого разума и религию откровения. Сущностью Е.р. у Лейбница оказалось стремление к Богу как Высшему существу. Сначала это стремление является инстинктивным, оно составляет элемент любой религии, поэтому Е.р. — психологическая основа всякой позитивной религии. Естественная мораль и Е.р. имеют общий исток и полностью согласуются друг с другом. Человек не создает свое представление о Боге, но развивает представление, изначально заложенное в его душе, — вечную основу, общую для всех.
В дальнейшем концепция Е.р. развивалась в деизме, во фр. (Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо), англ. (А. Коллинз, Дж. Тиндаль) и нем. (Г.Э. Лессинг) Просвещении.

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ

http://www.pravenc.ru/text/190257.html

[лат. religio naturalis], совокупность религ. убеждений и практик, выделяемая на основании представления о том, что человек естественным образом (naturaliter), т. е. в силу самой человеческой природы, обладает знанием о существовании и свойствах Бога (Абсолюта) и способен внутренне переживать свою связь с Ним, выражая это переживание в своих моральных поступках. Конкретное содержание понятия «Е. р.» формируется в зависимости от различных представлений употребляющих его авторов о природе человека и возможности для него естественного богопознания и богопочитания, а также во взаимосвязи со складывающейся в результате опытов такого богопознания естественной теологией. Рассматриваемая как неотъемлемое свойство человеческой природы Е. р. неизменно соотносится (в качестве альтернативы или же дополнения) с богооткровенной религией, обладание к-рой всецело зависит от воздействия на человека божественного откровения - сверхъестественного, т. е. превышающего возможности человеческой природы.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2017, создание портала - Vinchi Group & MySites