Преподобный Андрей Ослябя

АНДРЕЙ ОСЛЯБЯ


Андрей Радонежский [1], в миру Ослябя (+ не ранее 1380), схимонах, преподобный.

Память вместе с прп. Александром Пересветом 7 сентября, в Соборах Брянских, Московских, Радонежских и Тульских святых

Ослябя был любутским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Андрей [2].

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев [3] Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им "вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя". Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: "Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство".

Воин-схимник Андрей принял участие исторической битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, что он пал в бою.

Однако, по другой версии, он остался в живых и служил Всероссийским митрополитам. В документах 1390-1393 годов встречаются упоминания "чернеца Андрея Ослябя" в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана, "чернец Родион Ослябя" назван в числе послов от великого князя в Царьград в 1398 году, а его сын Акинф - в числе бояр у святителя Киевского Фотия в 1425 году [4]. Эти упоминания могут относиться к нему, а могут указывать на его родственников, традиционно нёсших службу у митрополитов.

Почитание

Тело преподобного Андрея Осляби было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы "на старом Симонове", рядом с телом преподобного Александра Пересвета.

Если подвиг Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве, древнейшие известные рассказы о ней умалчивают об Ослябе. Его имя не вошло и в большинство летописных списков убиенных на Куликовом поле, не находится оно и в синодиках павших. Лишь "Задонщина", изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра Пересвета, но и Андрея Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби также говорит "Повесть о Мамаевом побоище".

Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: "Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша" [5]. В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в "Описание о российских святых" [6]. В 1896 году их имена были помещены также в "Троицком патерике" (в числе "учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных").

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в "палатке каменной под колокольней". После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.

В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано.

В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) - 7 сентября.

Иконопись

Изображения преподобных Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии преподобного Сергия XVI века [7], в Лицевом летописном своде 2-й половины XVI века [8], на житийной иконе преподобного Сергия 1680 года [9], а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона святых Александра и Андрея (совместно с преподобным Сергием и благоверным князем Димитрием) была написана в 1980 году.

Источники, литература

ПСРЛ, т. 4, ч. 1, вып. 1-2; 6; 15; 18.
Повести о Куликовской битве, М., 1959.
Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в., Л., 1984
Памятники Куликовского цикла, М., 1998.
Добролюбов, И., свящ., Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, Рязань, 1885, т. 2, 242.
Иероним (Алякринский), архим., Рязанские достопамятности, Рязань, 1889, 27, прим. 246.
Токмаков, И. Ф., Историческое и археологическое описание московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря, М., 1892, вып. 1, 48.
Димитрий (Самбикин), Месяцеслов, вып. 1: сент., 64-65.
Барсуков, Источники агиографии, стб. 430-431.
Троицкий патерик, Серг. П., 1896 (репринт 1992), 11-12.
Куликовская битва и подъем национального самосознания, Л., 1979 (ТОДРЛ, т. 34).
Куликовская битва в литературе и искусстве, М., 1980.
Моисеев, Н. [Феофилакт (Моисеев), архим.], "600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр.," БТ, 1981, сб. 22, 178-237.
Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины, М., 1983.
Минея (МП), июль, ч. 1, 339-360.
Дмитриев, Л. А., "Сказание о Мамаевом побоище," СККДР, вып. 2, ч. 2, 371-374.
Салмина, М. А., "Повесть о Куликовской битве летописная," СККДР, вып. 2, ч. 2, 244-246.
Шахматов, А. А., [Рец.], СбОРЯС, СПб., 1910, т. 81, № 7, "Отчет о 12-м присуждении Академией наук премий митрополита Макария в 1907 г.," 79-204.

Использованные материалы

Андроник (Трубачев), игум., "АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ," Православная энциклопедия, т. 1, 532-533:
http://www.pravenc.ru/text/64384.html

http://drevo-info.ru/articles/16986.html

Комментарии (8)

Всего: 8 комментариев
#1 | Валерий »» | 22.09.2011 04:45
  
1
Кто-то сказал, что история без легенд похожа на дерево без корней.

Образ Куликовской битвы остается неполным без легенды-истории о встрече Дмитрия Донского с Сергием Радонежским и полученном благословении на ратный подвиг. Не утихают споры о том, была ли эта встреча именно перед этой битвой, да и была ли вообще. Из нее же, кстати, произрастает и легенда о Пересвете и Ослябле.

При этом в тени остается роль митрополита Киприана.

На сайте «Православие.Ru» в статье «Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси» Алексей Артемьев пишет

«По благословению святителя Киприана литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи перед самой Куликовской битвой, в 1379–1380 годах, перешли на службу к великому князю московскому. Их участие в Куликовской битве значительно повлияло на ее победоносный исход.»

«Известно, что у Мамая был мощный союзник – литовский князь Ягайло Ольгердович, с которым Мамай должен был соединиться на Куликовом поле. Если бы Ягайло соединился с Мамаем, исход битвы неизбежно был бы другим. Но Ягайло опоздал на битву! Было ли это случайностью?»
#2 | Елена Левкина »» | 23.09.2011 12:59
  
1
==. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано.===

Известно, что тут же, по преданию, упокоились до светлого Второго славного Пришествия Христова и 40 ближайших бояр князя Димитрия...Мощи святых преп. Андрея Осляби и Александра Пересвета покоятся в храме Рождества Богородицы Симонова Монастыря в Москве
(м. Автозаводская).http://www.vidania.ru/moscowpokrovsky3.html
Простите и благословите нас, святии поборники Земли Русския Александре и Андрее.

Молите Бога о нас грешных.
#3 | Георгий О. »» | 23.09.2011 13:24 | ответ на: #2 ( Елена Левкина ) »»
  
1
Мир вам! И все же - Андрей или Родион?
#4 | Елена Левкина »» | 23.09.2011 13:53 | ответ на: #3 ( Георгий О. ) »»
  
1
Википедия со ссылкой на источники: Разночтения в монашеском имени Осляби

Другое имя в крещении, часто приписываемое Ослябе — Родион. По мнению РПЦ, это возникло вследствие различных недоразумений, что описано в этом источнике(1), изданным Симоновским монастырём. Есть ещё имя АДРИАН

"Родион Ослябя (в монашестве Андрей,)"
#5 | Георгий О. »» | 23.09.2011 18:56 | ответ на: #4 ( Елена Левкина ) »»
  
1
Мне кажется почему-то, что звали схимника! Родион! У схимников три имени- Легендарный человек, трудно сказать, где захоронен, но, видимо, так угодно Господу.
Спасибо, Елена.
#6 | Елена Левкина »» | 24.09.2011 13:19
  
1
И Вам спасиБо.( В церквях Брянской епархии видела иконы надписанные только именем Андрея ) св.преп. Андрей Ослябя, моли Бога о нас!
#7 | Георгий О. »» | 24.09.2011 16:57 | ответ на: #6 ( Елена Левкина ) »»
  
1
Мир тебе, Елена! Вдруг вспомнилось, как в прошлом году летал на спортивном самолетике над Ригой. Храмы, и очередь за едой возле одного из них - милосердие... Что-то в этом городе, маленьком и провинциальном, есть величественное, политика не в счет, политика - для честолюбивых. До конца не понимаю роль Прибалтики в грядущих событиях, но то , что она значительная - не сомневаюсь...
#8 | Елена Левкина »» | 24.09.2011 18:05 | ответ на: #7 ( Георгий О. ) »»
  
1
СпасиБо, Георгий. Рига - двойная провинция, Запада и Востока. Поэтому её история записана в архитектуре более, чем в учебниках., и представляет уникальную энциклопедию стилей. Латышский язык переживает обновление , хотя русский, белорусский и литовский - близкие "родственники" . Менталитет как и на всем Северо-Западе. Сейчас Рига обращена к западному менталитету, и в каком-то прагматическом смысле. в ней много общего с происходящим в Киеве. Здесь реформы происходят на несколько лет раньше, чем в России, например, оптимизация образования.

===Что-то в этом городе, маленьком и провинциальном, есть величественное, политика не в счет,===

Здесь в отличие от мегаполисов еще пока город для человека, а не наоборот. Такое ощущение во многих городах, соразмерных человеку, типа "золотое сечение".
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2022, создание портала - Vinchi Group & MySites