14 августа. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

1 августа по старому стилю / 14 августа по новому стилю
понедельник
Седмица 11-я по Пятидесятнице.
Начало Успенского поста.

Происхождение (изнесение) Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164).
Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р. Х.).
Обретение мощей прп. Софии Суздальской (1995).
Мчч. в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III).
Сщмч. Димитрия Павского пресвитера (1937).


Креста: 1 Кор., 125 зач., I, 18–24. Ин., 60 зач., XIX, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35.
Ряд. (под зачало): 2 Кор., 171 зач., II, 3–15. Мф., 94 зач., XXIII, 13–22.
Мчч.: Евр., 330 зач., XI, 33 – XII, 2. Мф., 38 зач., X, 32–36; XI, 1.
На водоосвящении: Евр., 306 зач., II, 11–18. Ин., 14 зач., V, 1–4.

Тропарь Креста Господня, глас 1:
Спаси́, Го́споди, лю́ди твоя́/ и благослови́ достоя́ние твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Кондак Креста Господня, глас 4:
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому твое́му́ но́вому жи́тельству/ щедро́ты твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на супоста́ты,/ посо́бие иму́щим твое́ ору́жие ми́ра// непобеди́мую побе́ду.

Тропарь мучеников Маккавеев, глас 1:
Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.

Кондак мучеников Маккавеев, глас 2:
Прему́дрости Бо́жия столпи́ седмочи́сленнии/ и Бо́жественнаго све́та свети́льницы седмосве́щнии,/ Маккаве́и всему́дрии,/ пре́жде му́чеников преве́лии му́ченицы,/ с ни́миже всех Бо́гу моли́теся// спасти́ся почита́ющим вас.
******
Мы должны научиться нести крест. Сделать это легко, если мы свяжем несение креста со своим счастьем. Если, неся крест, мы становимся более сильными, мудрыми, зрелыми; если, неся крест, мы ценим каждый день, который Бог нам дает; если мы начинаем иначе воспринимать других людей, иначе воспринимать добрый взгляд и доброе слово; если несение креста помогает нам увидеть глубину души другого человека, то мы растем – растем очень сильно и значимо, приближаясь к стяжанию Божиего Царства.

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

14 августа по новому стилю (1 августа по старому стилю) православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Этот праздник установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: “Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров”. Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Другое народное название праздника – «Медовый Спас». Это название связано с тем, что на Руси в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь. После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной церковью в этот день.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в него статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного Бога. Однако были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа Божия и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя. Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара – семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Истинного Бога, отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил ласкательства царя и так же твердо перенес муки, как его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов. О всех этих событиях повествуется во 2-й Книге Маккавейской, входящей в состав Библии. Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили отцы Церкви – святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст.

Святая София (Соломония) Суздальская
Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру Со­ло­мо­ния, ве­ли­кая кня­ги­ня, бы­ла до­че­рью бо­яри­на Юрия Кон­стан­ти­но­ви­ча Са­бу­ро­ва. В 1505 го­ду на нее пал вы­бор на­след­ни­ка пре­сто­ла, бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча. Брак их не был счаст­ли­вым, так как Со­ло­мо­ния ока­за­лась бес­плод­ной. Чтобы иметь на­след­ни­ка, ве­ли­кий князь Ва­си­лий Иоан­но­вич ре­шил же­нить­ся вто­рич­но (на Елене Глин­ской) и 25 но­яб­ря 1525 г. ве­лел по­стричь Со­ло­мо­нию в мо­на­хи­ни. На­силь­но по­стри­жен­ная с име­нем Со­фия, Со­ло­мо­ния бы­ла со­сла­на под стра­жу в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, где по­дви­га­ми из­гна­ла из серд­ца мир­ские по­мыс­лы и все­це­ло по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу.

Князь Курб­ский на­зы­ва­ет бла­жен­ную кня­ги­ню «пре­по­доб­ною му­че­ни­цею». В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «Свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ния, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­твор­ни­ца». При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че ее чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на по­сы­ла­ла в Суз­даль «на ве­ли­кую кня­ги­ню Со­ло­мо­ни­ду, а во ино­цех Со­фию, бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых». Пат­ри­арх Иосиф пи­сал к Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о пе­нии над Со­фи­ей па­ни­хид и мо­леб­нов. Пре­по­доб­ная Со­фия пре­ста­ви­лась к Бо­гу в 1542 го­ду. В опи­са­нии Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния при­во­дит несколь­ко слу­ча­ев чу­дес­ных ис­це­ле­ний при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии.

Мученики Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон, Катун и Евклей жили в памфилийском городе Пергии в царствование императора Диоклитиана (284–305). Все они приняли Крещение в младенчестве. Святой Минеон был плотник, остальные – земледельцы. Во время лютого гонения на христиан святые единодушно устремились к принятию мученического подвига за Христа. Они разрушили капище языческой богини Артемиды. За это их предали жестоким мучениям и бросили на растерзание зверям в цирке. Но, укрощенные молитвами мучеников, звери не коснулись их. Зрители пришли в ужас и громко кричали: «Велик Бог христианский». Разразилась страшная гроза. На землю одновременно падали и град, и огонь. С неба послышался голос, призывавший мучеников в Царство Небесное. От этого голоса святые пришли в великую радость и, преклонив головы под меч, приняли мученические венцы.

Священномученик Димитрий Павский, протоиерей (+ 1937 г.)
Пав­ский Ди­мит­рий Алек­сан­дро­вич, про­то­и­е­рей, свя­щен­но­му­че­ник, ро­дил­ся в 1874 г. в потом­ствен­ной свя­щен­ни­че­ской се­мье, про­жи­вав­шей в Твер­ской гу­бер­нии. Рос весь­ма лю­бо­зна­тель­ным и спо­соб­ным ре­бен­ком, очень ин­те­ре­со­вав­шим­ся цер­ков­ной ис­то­ри­ей. Со вре­ме­нем окон­чил Ду­хов­ное учи­ли­ще, за­тем — се­ми­на­рию. В 1899 г. со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия за­вер­шил свое об­ра­зо­ва­ние в Ка­зан­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии. В 1903 г. его ру­ко­по­ло­жи­ли во иереи и на­зна­чи­ли в Мин­скую епар­хию.
В про­дол­же­ние несколь­ких лет о. Ди­мит­рий яв­лял­ся на­блю­да­те­лем цер­ков­но­при­ход­ских школ Мин­ской епар­хии. На этом по­при­ще он про­явил се­бя с са­мой луч­шей сто­ро­ны. За ра­чи­тель­ное ис­пол­не­ние воз­ло­жен­ных на него обя­зан­но­стей в 1911 г. его воз­ве­ли в сан про­то­и­е­рея, в том же го­ду на­зна­чив на­сто­я­те­лем Мин­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра свв. апп. Пет­ра и Пав­ла. Слу­жа в со­бо­ре, о. Ди­мит­рий од­новре­мен­но пре­по­да­вал в Мин­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, чи­тая в ней кур­сы: об­ли­чи­тель­но­го бо­го­сло­вия и ис­то­рии рас­ко­ла.
При неяс­ных об­сто­я­тель­ствах по­сле ре­во­лю­ции о. Ди­мит­рий по­ки­да­ет ка­фед­раль­ный со­бор и ста­но­вит­ся на­сто­я­те­лем церк­ви Св. Ду­ха в Остро­шиц­ком Го­род­ке б. Мин­ско­го уез­да.
Впер­вые его аре­сто­ва­ли в 1931 г. за то, что он не по­же­лал от­речь­ся от са­на свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Фор­маль­но же о. Ди­мит­рию предъ­яви­ли об­ви­не­ние в аги­та­ции про­тив об­ра­зо­ва­ния кол­хо­зов. Осуж­ден­ный Остро­шиц­ко-Го­ро­дец­ким на­род­ным су­дом, он был при­го­во­рен к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре.
До­сроч­но осво­бож­ден­ный из ла­ге­ря, о. Ди­мит­рий пе­ре­ехал на жи­тель­ство в Твер­скую гу­бер­нию, от­ку­да был ро­дом, и за­нял там ме­сто на­сто­я­те­ля при­ход­ской церк­ви с. Улья­но­ве По­го­рель­ско­го рай­о­на. Здесь в июле 1937 г. его аре­сто­ва­ли вто­рой раз, предъ­явив со­вер­шен­но на­ду­ман­ное об­ви­не­ние в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной шпи­он­ской де­я­тель­но­сти».
Вез­де, где бы ни слу­жил о. Ди­мит­рий Пав­ский, он поль­зо­вал­ся боль­шим ав­то­ри­те­том, лю­бо­вью и ува­же­ни­ем сре­ди ве­ру­ю­щих. В су­ро­вое вре­мя го­не­ний на Цер­ковь о. Ди­мит­рий неред­ко от­кры­то вы­ска­зы­вал свои взгля­ды на про­ис­хо­дя­щее. До нас до­шли неко­то­рые из его вы­ска­зы­ва­ний, в от­дель­ных чер­тах пе­ре­да­ю­щие жи­вой об­лик это­го пас­ты­ря. Од­на­жды во вре­мя про­по­ве­ди о. Ди­мит­рий об­ра­тил вни­ма­ние ве­ру­ю­щих на то, сколь ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в об­ще­стве по­лу­чил грех ко­щун­ства, по­яс­нив, что этот грех вы­ра­жа­ет­ся в неува­жи­тель­ном от­но­ше­нии к свя­тыне и свя­щен­но­слу­жи­те­лям. Неза­дол­го до про­по­ве­ди мест­ные маль­чиш­ки, одер­жи­мые но­вой идео­ло­ги­ей, за­бро­са­ли его кам­ня­ми на пу­ти в цер­ковь. Отец Ди­мит­рий ска­зал то­гда, что де­тям этот грех про­стит­ся по их нера­зу­мию, а вот взрос­лые, вос­пи­тав­шие по­доб­ным об­ра­зом де­тей, от­ве­тят пе­ред Бо­гом. Вско­ре вла­сти ре­ши­ли за­брать у мест­ной церк­ви сто­рож­ку, пе­ре­обо­ру­до­вав ее под по­ме­ще­ние для ап­те­ки. По это­му во­про­су о. Ди­мит­рий, сов­мест­но с при­хо­жа­на­ми, был вы­зван в сель­со­вет. Там он на­от­рез от­ка­зал­ся пе­ре­дать сто­рож­ку вла­стям, под­дер­жав ве­ру­ю­щих, про­ти­вя­щих­ся рас­хи­ще­нию цер­ков­но­го иму­ще­ства под мни­мо бла­го­вид­ным пред­ло­гом. За­слу­жи­ва­ет вни­ма­ние то, как о. Ди­мит­рий от­но­сил­ся к та­ин­ствам Церк­ви. Сре­ди при­хо­жан, жив­ших в бра­ке, к ис­по­ве­ди он при­ни­мал толь­ко тех, ко­то­рые бы­ли по­вен­ча­ны.
Ча­шу тер­пе­ния вла­стей пе­ре­пол­нил мо­ле­бен, от­слу­жен­ный о. Ди­мит­ри­ем в июне 1937 г. по слу­чаю силь­ной за­су­хи. Вско­ре по­сле мо­леб­на по­шел силь­ный дождь… Ве­ру­ю­щие со сле­за­ми на гла­зах го­во­ри­ли друг дру­гу: «По­мо­ли­лись, и Гос­подь дал до­ждя!» 23 июля 1937 г. о. Ди­мит­рия аре­сто­ва­ли.
На до­про­се он вел се­бя с уди­ви­тель­ным спо­кой­стви­ем, с яс­ным со­зна­ни­ем то­го глу­бо­ко­го, незем­но­го смыс­ла, ко­то­рым бы­ло ис­пол­не­но его стра­да­ние. Его до­пра­ши­ва­ли все­го один раз. По­сле это­го в ви­ду пред­взя­то­сти за­да­ва­е­мых во­про­сов он от­ка­зал­ся о чем-ли­бо раз­го­ва­ри­вать со «сле­до­ва­те­лем». Ви­нов­ным се­бя ни в чем не при­знал и на до­про­се ни­ко­го не ого­во­рил.
Про­то­и­е­рея Ди­мит­рия Пав­ско­го рас­стре­ля­ли 14 ав­гу­ста 1937 г. 28 ок­тяб­ря 1999 свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий был про­слав­лен Си­но­дом Бе­ло­рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви как мест­но­чти­мый свя­той. На юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о по­все­мест­ном его по­чи­та­нии.

По ма­те­ри­а­лам: Кри­во­нос Фе­о­дор, свящ. Свя­щен­но­му­че­ни­ки Мин­ской епар­хии XX в.// Сбор­ник тру­дов Еже­год­ной бо­го­слов­ской кон­фе­рен­ции ПСТБИ (ныне ПСТГУ) 2000 го­да.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2017, создание портала - Vinchi Group & MySites