13 августа. Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Праведного Евдокима Каппадокиянина.

31 июля по старому стилю / 13 августа по новому стилю
воскресенье
Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й.

Предпразднство Происхождения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня.
Заговенье на Успенский пост.
Прав. Евдокима Каппадокиянина (IX). Мц. Иулитты (304–305). Прмч. Дионисия Ватопедского (1822).
Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и с ним прмч. Сергия Шеина и мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (1922); мч. Максима Румянцева (1928); сщмч. Владимира Холодковского пресвитера (1937); сщмч. Иоанна Румянцева пресвитера, св. Константина Разумова исп., пресвитера, мц. Анны Серовой и св. Елисаветы Румянцевой исп. (после 1937).


Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14.
Лит. – 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Мф., 72 зач., XVII, 14–23.
Прав.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–30.
Если совершается служба сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, то на литургии – чтения дня и священномученика: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

Тропарь и кондак воскресные 1-го гласа
Тропарь:
Ка́мени запеча́тану от иуде́й/ и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́,/ воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се,/ да́руяй ми́рови жизнь./ Сего́ ра́ди Си́лы Небе́сныя вопия́ху Ти, Жизнода́вче:/ сла́ва Воскресе́нию Твоему́, Христе́,/ сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.
Кондак:
Воскре́сл еси́ я́ко Бог из гро́ба во сла́ве,/ и мир совоскреси́л еси́;/ и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя, и смерть исчезе́;/ Ада́м же лику́ет, Влады́ко;/ Ева ны́не от уз избавля́ема ра́дуется, зову́щи:// Ты еси́, Иже всем подая́, Христе́, воскресе́ние.


Тропарь Креста Господня, глас 1:

Спаси́, Го́споди, лю́ди твоя́/ и благослови́ достоя́ние твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Тропарь праведного Евдокима, глас 4:
От земли́ воззва́вый тя к Небе́сным селе́нием/ соблюда́ет и по сме́рти невреди́мо те́ло твое́, свя́те Евдоки́ме:/ ты бо в целому́дрии и чи́стом жи́тельстве, блаже́нне,/ жи́тельствовал еси́, не оскверни́в пло́ти.// те́мже со дерзнове́нием моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся нам.

Кондак праведного Евдокима, глас 2:
Вы́шних жела́я, с вы́шними совокупля́яся,/ и колесни́цу о́гненную, Боже́ственными восхожде́ньми доброде́телей, соверши́л еси́ ду́шу,/ преблаже́нне Евдоки́ме,/ на земли́ пожи́в, я́ко безпло́тен,// Зижди́телю всех благоугоди́л еси́.

Тропарь священномученика Вениамина, глас 1:
Свети́льник всесве́тлый/ во гра́де свята́го Петра́ яви́лся еси́,/ па́стырю до́брый,/ священному́чениче о́тче Вениами́не./ любо́вь и милосе́рдие в сердца́х ве́рных насажда́я,/ благотвори́ти призыва́л еси́ терпя́щим глад и нищету́./ Сего́ ра́ди и мы к Тебе́ прибега́ем/ и с ве́рою вопие́м ти:/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га/ Оте́чество на́ше в Правосла́вии и благоче́стии утверди́ти,/ мир Це́ркви дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак священномученика Вениамина, глас 6:
От ю́ности и́го Христо́во на ра́мо взем,/ и́стинный страж Правосла́вныя Це́ркве яви́лся еси́,/ священному́чениче Вениами́не./ Клевету́, узы, страда́ния и суд непра́ведный/ от беззако́нных му́жественне претерпева́я,/ святы́ню церко́вную на поруга́ние не пре́дал еси́./ те́мже и Христо́с да́ром терпе́ния и любве́ тя испо́лни,/ во е́же пред му́ченическою кончи́ною/ со благодаре́нием взыва́ти:// за вся, Го́споди, сла́ва Тебе́.
******
Если государство основывает свою деятельность только на экономической системе, нацеленной на получение наибольшего экономического эффекта, если эта деятельность никак не уравновешивается идеей нравственной, идеей креста, идеей жертвенности, способностью жить ради других, то такая экономическая система не принесет никакой пользы ни человеку, ни обществу. Она будет способствовать созданию страшного общежития, где выживает сильнейший, где закон любви не действует, где действует только строгий прагматизм или стремление получать наибольшую выгоду и пользу, в том числе повышая уровень своего потреблении... Давайте на все то, что приходит в наше сознание, налагать этот критерий креста, и мы сразу поймем, где правда, а где ложь. Вот в этом и есть послание Церкви, которая не вмешивается в политические, экономические или социальные процессы, но располагает божественным критерием креста и призвана помогать людям использовать этот критерий в конкретных обстоятельствах своей жизни.

Праведный Евдоким Каппадокиянин
Праведный Евдоким, уроженец Каппадокии (Малая Азия) жил в IХ веке в царствование императора Феофила (829–842). Он был сыном благочестивых христиан Василия и Евдокии, знатных родом и известных императору. Праведная жизнь святого Евдокима целиком была направлена на угождение Богу и помощь ближним. Дав обет безбрачия и целомудрия, он избегал разговоров с женщинами и не смотрел на них; только со своей матерью, которую глубоко чтил, он вел душеполезные беседы. За добродетельную жизнь император назначил святого Евдокима правителем Харсианской области. Исполняя свои обязанности как Божий слуга, праведный Евдоким управлял людьми и судил их справедливо и с кротостью, заботился о бедных, о сиротах и вдовах, был защитником обижаемых. Личные христианские подвиги, которые он нес втайне, были известны только Богу.

Своей беспорочной жизнью Евдоким угодил Богу, и Господь призвал его в 33-летнем возрасте. Лежа на смертном одре, святой Евдоким завещал положить себя во гроб в тех одеждах, в которых застанет его смерть. Потом он выслал всех из комнаты и просил Господа в молитве, чтобы кончину его никто не видел, как никто не видел его тайных подвигов при жизни. Домашние похоронили его, как он завещал им. Сразу же после кончины праведного Евдокима от гроба его стали совершаться чудеса, многие больные исцелялись, слава о чудных исцелениях росла.

Через 18 месяцев из Константинополя, куда после смерти святого переселились его родители, пришла поклониться мощам мать святого Евдокима. Она приказала снять камень, откопать землю, открыть гроб, и все увидели лицо святого, светлое, как живое, совсем не тронутое тлением. Великое благоухание исходило от него. Гроб с мощами вынесли из земли наверх. Святого переодели в новые одежды. Мать хотела взять мощи сына в Константинополь, но Харсианские жители не дали увезти дорогую для них святыню. Однако через некоторое время иеромонах Иосиф, живший и служивший при гробе святого, все же увез мощи святого Евдокима в Константинополь. Там они были положены в серебряной раке в церкви Пресвятой Богородицы, построенной родителями праведника.

Праведный Евдоким в Русской Церкви считается одним из особенных покровителей и молитвенников перед Богом семейного очага.

Святая мученица Иулитта
Святая мученица Иулитта жила в Кесарии Каппадокийской в царствование императора Диоклитиана (284–305). Один из язычников отнял у нее все имение и, когда Иулитта обратилась с жалобой в суд, ее противник донес судье, что она христианка. Судья предложил святой отречься от Христа, за что обещал восстановить справедливость и вернуть ей беззаконно отнятое имущество. Святая Иулитта решительно отвергла коварные условия, и за это она была сожжена на костре в 304 (или 305) году. Святой Иулитте посвятил Похвальное Слово Святитель Василий Великий через 70 лет после ее мученической кончины.

В 1822 году ватопедский инок Дионисий был отправлен на остров Крит, где был замучен турками за то что отказался отречься от православной веры.

Канонизирован Константинопольским Патриархатом. Имя преподобномученика Дионисия внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви определением Священного Синода от 21 августа 2007 года. В журналах Священного Синода день памяти указан 18 (31) июля, однако в церковном календаре на сайте Московской Патриархии память помещена на 31 июля / 13 августа

Сщмч. Вениамин (Казанский), еп. Гдовский.
Свя­щен­но­му­че­ник Ве­ни­а­мин, мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский и Гдов­ский (в ми­ру Ва­си­лий), ро­дил­ся в 1873 го­ду на Ни­мен­ском по­го­сте Ан­дре­ев­ской во­ло­сти Кар­го­поль­ско­го уез­да, ныне Ар­хан­гель­ской об­ла­сти, в се­мье свя­щен­ни­ка Пав­ла и Ма­рии Ка­зан­ских. Ро­ди­те­ли вос­пи­ты­ва­ли сы­на в бла­го­че­стии и хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лях. По­лю­бив чте­ние жи­тий свя­тых, от­рок вос­хи­щал­ся их ду­хов­ны­ми по­дви­га­ми, со­жа­лея о том, что в совре­мен­ном ему ми­ре он ли­шен воз­мож­но­сти по­стра­дать за ве­ру пра­во­слав­ную.

Ин­те­рес Ва­си­лия Ка­зан­ско­го к ду­ше­по­лез­ным кни­гам и усер­дие в изу­че­нии цер­ков­ной гра­мо­ты пред­опре­де­ли­ли вы­бор жиз­нен­но­го пу­ти: по­сле окон­ча­ния Пет­ро­за­вод­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии юно­ша по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. Сту­ден­том ак­тив­но участ­во­вал в де­я­тель­но­сти «Об­ще­ства рас­про­стра­не­ния ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го про­све­ще­ния в ду­хе Пра­во­слав­ной Церк­ви», ор­га­ни­зуя бе­се­ды сре­ди ра­бо­чих. В 1895 го­ду он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ве­ни­а­мин и был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а в сле­ду­ю­щем го­ду – во иеро­мо­на­ха. По окон­ча­нии Ака­де­мии в 1897 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия иеро­мо­нах Ве­ни­а­мин был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем Свя­щен­но­го Пи­са­ния в Риж­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию. С 1898 го­да – он ин­спек­тор Холм­ской, спу­стя год – Санкт-Пе­тер­бург­ской Се­ми­на­рии. В 1902 го­ду, по­сле воз­ве­де­ния в сан ар­хи­манд­ри­та, на­зна­чен рек­то­ром Са­мар­ской, а через три го­да – Санкт-Пе­тер­бург­ской Се­ми­на­рии.

Свя­щен­ник по при­зва­нию, ар­хи­манд­рит Ве­ни­а­мин вско­ре был воз­ве­ден на бо­лее вы­со­кую сту­пень пас­тыр­ско­го слу­же­ния: 24 ян­ва­ря 1910 го­да в Свя­то-Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры он был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Гдов­ско­го, Пе­тер­бург­ско­го ви­ка­рия. Сре­ди со­вер­шав­ших чин на­ре­че­ния бы­ли мит­ро­по­ли­ты Санкт-Пе­тер­бург­ский Ан­то­ний (Вад­ков­ский; † 1912) и Мос­ков­ский Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский, † 1918; про­слав­лен в ли­ке свя­тых в 1992 го­ду), ар­хи­епи­скоп Яро­слав­ский (впо­след­ствии Свя­тей­ший Пат­ри­арх) Ти­хон (Бе­ла­вин, † 1925; про­слав­лен в ли­ке свя­тых в 1989 го­ду) и дру­гие иерар­хи.

Свя­ти­тель­ский сан Вла­ды­ка Ве­ни­а­мин вос­при­нял как обя­зан­ность пас­тыр­ско­го по­дви­га и апо­столь­ской про­по­ве­ди. Его ча­сто ви­де­ли в са­мых от­да­лен­ных и бед­ных квар­та­лах сто­ли­цы, ку­да он спе­шил по пер­во­му зо­ву, слов­но при­ход­ской свя­щен­ник, в про­стой ря­се, без внеш­них от­ли­чий епи­скоп­ско­го са­на, и где кре­стил ре­бен­ка или на­пут­ство­вал уми­ра­ю­ще­го. Нема­ло тру­да при­ло­жил он к спа­се­нию пад­ших жен­щин, вы­сту­пая с про­по­ве­дя­ми в «Об­ще­стве Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы». Воз­дей­ствие его на­став­ле­ний бы­ло ве­ли­ко и мно­гие за­блуд­шие рас­ка­я­лись в гре­хов­ной жиз­ни.

Он все­гда на­хо­дил путь к серд­цам про­стых лю­дей, за что был ис­кренне лю­бим паст­вой, на­зы­вав­шей его «наш ба­тюш­ка Ве­ни­а­мин». Еван­гель­ская про­сто­та свя­ти­те­ля, от­зыв­чи­вость, сер­деч­ность, до­ступ­ность в со­че­та­нии с от­кры­тым ли­цом, ти­хим, про­ник­но­вен­ным го­ло­сом и всё осве­щав­шей улыб­кой, рас­по­ла­га­ли к нему да­же ино­вер­цев.

Со­бы­тия 1917 го­да вы­зва­ли пе­ре­ме­ны и в жиз­ни Церк­ви: по­сле Фев­раль­ской ре­во­лю­ции пра­вя­щие ар­хи­ереи ста­ли из­би­рать­ся на епар­хи­аль­ных съез­дах кли­ра и ми­рян. Ес­ли в неко­то­рых епар­хи­ях это вы­зва­ло рас­при и нестро­е­ния, то вы­бо­ры в Пет­ро­гра­де про­шли на ред­кость спо­кой­но – по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство го­ло­сов бы­ло от­да­но ви­кар­но­му епи­ско­пу Ве­ни­а­ми­ну. С 6 мар­та он – ар­хи­епи­скоп Пет­ро­град­ский и Ла­дож­ский, а 13 ав­гу­ста, на­ка­нуне от­кры­тия Свя­щен­но­го Со­бо­ра Рос­сий­ской Церк­ви, на­зна­чен мит­ро­по­ли­том Пет­ро­град­ским и Гдов­ским.

Сра­зу же по­сле из­бра­ния на Пет­ро­град­скую ка­фед­ру свя­ти­тель за­явил: «Я стою за сво­бод­ную Цер­ковь. Она долж­на быть чуж­да по­ли­ти­ки, ибо в про­шлом она мно­го от нее по­стра­да­ла. И те­перь на­кла­ды­вать но­вые пу­ты на Цер­ковь бы­ло бы боль­шой ошиб­кой. Са­мая глав­ная за­да­ча сей­час – это устро­ить и на­ла­дить на­шу при­ход­скую жизнь».

В то смут­ное вре­мя труд­но бы­ло най­ти че­ло­ве­ка столь да­ле­ко­го от по­ли­ти­ки, как мит­ро­по­лит Ве­ни­а­мин. При­сту­пив к осу­ществ­ле­нию сво­ей про­грам­мы, он все си­лы на­пра­вил на за­щи­ту пра­во­слав­но­го на­ро­да Рос­сии от же­сто­чай­ших го­не­ний, воз­двиг­ну­тых на него вра­га­ми ис­ти­ны Хри­сто­вой. По су­ти, они на­ча­лись в ян­ва­ре 1918 го­да по­сле из­да­ния де­кре­та «Об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства и шко­лы от Церк­ви», ко­то­рый на де­ле вос­при­ни­мал­ся вла­стью на ме­стах как сиг­нал к по­все­мест­но­му уни­что­же­нию глав­ным об­ра­зом Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и ее слу­жи­те­лей, к гра­бе­жу цер­ков­но­го иму­ще­ства. По всей стране про­ка­ти­лась вол­на за­кры­тия и раз­ру­ше­ния хра­мов и мо­на­сты­рей, осквер­не­ния и уни­что­же­ния свя­тых икон и мо­щей, мас­со­вых аре­стов, пы­ток, ссы­лок и каз­ней епи­ско­пов, свя­щен­ни­ков, мо­на­хов и мо­на­хинь, ми­рян, ли­ше­ния Церк­ви и ее слу­жи­те­лей ма­те­ри­аль­ных средств к су­ще­ство­ва­нию.

На­си­лие над Цер­ко­вью не пре­кра­ти­лось и по­сле окон­ча­ния граж­дан­ской вой­ны. Небы­ва­лая раз­ру­ха и го­лод, охва­тив­шие стра­ну в 1921 го­ду, по­слу­жи­ли по­во­дом для но­вых го­не­ний на Цер­ковь, ко­то­рые про­во­ди­лись под ло­зун­гом «по­хо­да про­ле­та­ри­а­та на цер­ков­ные цен­но­сти». Их изъ­я­тие в Пет­ро­гра­де на­ча­лось в мар­те 1922 го­да. Мит­ро­по­лит Ве­ни­а­мин ни ми­ну­ты не ко­ле­бал­ся в ре­ше­нии это­го во­про­са. Яв­ляя при­мер вы­со­кой хри­сти­ан­ской люб­ви, он бла­го­сло­вил пе­ре­да­чу цер­ков­ных цен­но­стей, не име­ю­щих бо­го­слу­жеб­но­го упо­треб­ле­ния, на нуж­ды бед­ству­ю­щих, рас­смат­ри­вая это ре­ше­ние как ис­пол­не­ние сво­е­го пас­тыр­ско­го дол­га. «Мы все от­да­дим са­ми», – го­во­рил свя­ти­тель.

Од­на­ко к го­ло­су Вла­ды­ки Ве­ни­а­ми­на вла­сти не по­счи­та­ли нуж­ным при­слу­шать­ся. Они объ­яви­ли, что цен­но­сти бу­дут изъ­яты в фор­маль­ном по­ряд­ке как «при­над­ле­жа­щее го­су­дар­ству» иму­ще­ство. В го­ро­де, в неко­то­рых церк­вах, уже на­ча­лась их кон­фис­ка­ция. Изъ­я­тие цен­но­стей со­про­вож­да­лось вол­не­ни­я­ми на­ро­да, но се­рьез­ных бес­по­ряд­ков, ост­рых столк­но­ве­ний и аре­стов по­ка еще не бы­ло. Чув­ство­ва­лось при­бли­же­ние рас­пра­вы. Ее уско­ри­ло опуб­ли­ко­ван­ное 24 мар­та 1922 го­да в «Пет­ро­град­ской прав­де» пись­мо две­на­дца­ти лиц – ор­га­ни­за­то­ров об­нов­лен­че­ско­го рас­ко­ла: они об­ви­ня­ли все вер­ное Свя­тей­ше­му Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну ду­хо­вен­ство в со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей и в уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ном за­го­во­ре про­тив со­вет­ской вла­сти. 29 мая 1922 го­да по­сле­до­вал арест мит­ро­по­ли­та Ве­ни­а­ми­на, а 10 июня то­го же го­да на­ча­лось слу­ша­ние де­ла, к ко­то­ро­му бы­ло при­вле­че­но еще 86 че­ло­век.

Свя­ти­тель Ве­ни­а­мин на про­цес­се был, как и все­гда, про­стым, спо­кой­ным, бла­гост­ным, убеж­да­ю­щим в неви­нов­но­сти дру­гих лю­дей. Пе­ред ли­цом ожи­дав­шей его смер­ти он, об­ра­ща­ясь к три­бу­на­лу, про­из­нес: «Я не знаю, что вы мне объ­яви­те в ва­шем при­го­во­ре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни про­воз­гла­си­ли, я с оди­на­ко­вым бла­го­го­ве­ни­ем об­ра­щу свои очи го­ре, воз­ло­жу на се­бя крест­ное зна­ме­ние (свя­ти­тель при этом ши­ро­ко пе­ре­кре­стил­ся) и ска­жу: «Сла­ва Те­бе, Гос­по­ди Бо­же, за всё».

5 июля 1922 го­да три­бу­нал объ­явил при­го­вор, а в ночь с 12 на 13 ав­гу­ста то­го же го­да мит­ро­по­лит Ве­ни­а­мин и вме­сте с ним ар­хи­манд­рит Сер­гий (Ше­ин), ми­ряне Юрий Но­виц­кий и Иван Ков­ша­ров бы­ли рас­стре­ля­ны на окра­ине Пет­ро­гра­да.

На брат­ском клад­би­ще Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры воз­двиг­нут крест над сим­во­ли­че­ской мо­ги­лой но­во­му­че­ни­ков Рос­сий­ских.

Свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­манд­рит Сер­гий (в ми­ру Ва­си­лий Пав­ло­вич Ше­ин) ро­дил­ся в 1866 го­ду в де­ревне Колп­на Но­во­сель­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии. В 1893 го­ду окон­чил учи­ли­ще пра­во­ве­де­ния. Был чле­ном IV Го­судар­ствен­ной Ду­мы, вхо­дил в со­став сек­ре­та­ри­а­та Свя­щен­но­го Со­бо­ра Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церк­ви 1917 – 1918 го­дов. Был за­ме­сти­те­лем пред­се­да­те­ля прав­ле­ния Об­ще­ства объ­еди­нен­ных пет­ро­град­ских пра­во­слав­ных при­хо­дов.

Му­че­ник Юрий (Юрий Пет­ро­вич Но­виц­кий) ро­дил­ся в 1882 го­ду в г. Ума­ни Ки­ев­ской гу­бер­нии. Окон­чил 1-ю гим­на­зию и Ки­ев­ский уни­вер­си­тет. С 1914 го­да до­цент, за­тем – про­фес­сор ка­фед­ры уго­лов­но­го пра­ва Пет­ро­град­ско­го уни­вер­си­те­та. Был пред­се­да­те­лем прав­ле­ния Об­ще­ства объ­еди­нен­ных пет­ро­град­ских пра­во­слав­ных при­хо­дов.

Му­че­ник Иоанн (Иван Ми­хай­ло­вич Ков­ша­ров), ро­дом из Одес­сы, юрист по об­ра­зо­ва­нию, быв­ший при­сяж­ный по­ве­рен­ный. Был юрис­кон­суль­том Лав­ры в Пет­ро­гра­де.

Па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ков мит­ро­по­ли­та Ве­ни­а­ми­на, ар­хи­манд­ри­та Сер­гия, му­че­ни­ков Юрия и Иоан­на празд­ну­ет­ся 31 июля (13 ав­гу­ста) и в день Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2017, создание портала - Vinchi Group & MySites